Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Роль прокурора в арбитражном процессе

09.07.2020 by admin

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ

Ю.М. Диденко, студент

Ю.В. Печатнова, студент

Б.А. Теобальд, студент

Алтайский государственный университет

(Россия, г. Барнаул)

Б01: 10.24411/2500-1000-2018-10131

Аннотация. В статье исследуется соотношение процессуальных прав прокурора в гражданском и арбитражном процессе, рассматриваются особенности процессуального положения прокурора. Затрагивается вопрос о формах участия прокурора в гражданском процессе. Делается вывод об отсутствии возможности полной унификации статуса прокурора в гражданском судопроизводстве и производстве в арбитражных судах.

Ключевые слова: прокуратура, формы участия прокурора в процессе, процессуальное положение прокурора, гражданское судопроизводство, арбитражное производство.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона «О прокуратуре», прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами первой инстанции, опротестовывают противоречащие закону решения, определения и постановления судов общей юрисдикции, мировых судей в соответствующих судебных инстанциях . Задачи прокуратуры в гражданском процессе зафиксированы в приказах Генерального прокурора РФ. Для наиболее эффективной работы в этом направлении в составе прокуратур субъектов Федерации созданы специальные управления по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном производстве .

По сравнению с гражданским процессом круг должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в арбитражных делах, значительно ограничен. Так, ч. 2 ст. 52 АПК РФ указывает, что в Верховном Суде РФ участвуют Генеральный прокурор РФ или его заместитель, а в арбитражном суде субъекта Федерации — прокурор данного субъекта или его заместитель, приравненные к ним прокуроры и их заместители. Проверить наличие оснований участия в процессе может лишь вышестоящий прокурор .

Процессуальное положение регламентируется ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК РФ). Проку-

рор, как любое лицо, участвующее в деле, имеет юридическую заинтересованность в исходе арбитражного дела. Однако, как принято считать, она носит процессуальный характер, т.е. вытекает из должностного положения и полномочий прокурора по обеспечению законности и правопорядка. Кто-то говорит о наличии у прокурора также материальной заинтересованности в исходе дела .

В общем и целом, процессуальные права прокурора в статусе лица, участвующего в деле, и в гражданском судопроизводстве, и в производстве в арбитражном суде совпадают. В суде общей юрисдикции государственный обвинитель имеет право на ознакомление с материалами дела, имеет право делать выписки из материалов, снимать копии, представлять доказательства, участвовать в исследовании этих доказательств, заявлять отводы; использовать предоставленные законодательством процессуальные права и т.д. (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ) . Аналогичные нормы содержатся и в ч. 1 ст. 41 АПК РФ.

Одновременно с этим, в процессуальном положении прокурора имеются некоторые особенности, обусловленые его должностным статусом. Например, в соответствии с ГПК РФ в отличие от остальных лиц, участвующих в деле, прокурору может быть заявлен отвод на основании п.

2, 3 ч. 1 ст. 16 ГПК РФ, ч. 1 ст. 18 ГПК РФ (если в предыдущем рассмотрении дела государственный обвинитель принимал участие в качестве секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля и т.д.). В АПК РФ аналогичной нормы нет.

В доктрине и Концепции единого ГПК РФ говорится о наличии двух форм участия прокурора в гражданском процессе. Это обращение в суд с исковым заявлением и вступление в процесс с целью дачи заключения по делу . Обращение в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и неопределенного круга лиц, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований — ч.1 ст. 45 ГПК РФ. Прокурор вправе подать исковое заявление в защиту гражданина только, если тот не в состоянии этого сделать самостоятельно вследствие проблем со здоровьем, с силу возраста, недееспособности и других уважительны причин. Основанием для обращения прокурора в суд также может выступать заявление гражданина о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защите и иных сферах. Перечень дел, по которым прокурор обязан участвовать в рассмотрении гражданского дела в суде общей юрисдикции, расширен Федеральным законом от 5 апреля 2009 № 43-ФЗ . Случаи, по которым прокурор сможет обратиться в арбитражный суд, в строго определены в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

На поверхности лежат существенные различия как по субъектному составу лиц, в чьих интересах прокурор участвует в арбитражном или гражданском процессе, так и в характере споров, которые рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Значительно шире основания участия прокурора в гражданском процессе, нежели в арбитражных судах. Концепция единого ГПК РФ в п. 4.7 гл. 4 объясняет это существенными различиями в компетенции обоих судов.

Второй формой участия прокурора в процессе является дача заключения по делу. В научной литературе предлагаются

различные определения заключения прокурора. Так, О.Е. Исаенкова и А.Н. Григорьева рассматривают его как «результат применения материального, гражданско-процессуального права, что представляет собой комплекс и юридических операций мыслительного и фактического, организационного характера, имеющих целью обеспечить нормальное течение процесса реализации правовых предписаний» .

Еще одним отличием участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе является то, что обращение прокурора в гражданском процессе с исковым заявлением в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов гражданина допускается только по его просьбе. Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ она нем лежит обязанность обосновать невозможность предъявления иска самим гражданином и указать на его обращение к прокурору. Исключение составляют случаи защиты прав, свобод и законных интересов граждан, которые признаны решением суда недееспособными или ограниченными в дееспособности, неопределенного круга лиц. А вот в ст. 125 АПК РФ не существует особых требований, предъявляемых к исковому заявлению прокурора, распространяются общие требования. В ч. 3 ст. 52 АПК РФ указывается: прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

В доктрине существует мнение, что есть третья форма участия прокурора в гражданском процессе, а именно, принесение представления в суд второй инстанции (апелляционной, кассационной, надзорной) с целью обжалования судебного акта. В отличие от других лиц, участвующих в деле, прокурор обращается в суд кассационной и надзорной инстанций с представлением, а не с жалобой (ч. 1 ст. 377 ГПК РФ, ч. 3 ст. 291.1 АПК РФ).

На основании проведенного выше анализа можно заключить, что нормами ГПК РФ и АПК РФ, регулирующими прокурорское участие в гражданском судопроизводстве и производстве в арбитражных судах, устанавливаются общие черты, хотя

существует и перечень существенных раз- органами, ведь особого рода ответствен-личий, что полную унификацию исключа- ность в его решении непременно ляжет на ет. Однако этот вопрос нуждается в тща- структурные подразделения органов про-тельной проработке представительными куратуры.

Библиографический список

1. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

2. Положение об управлении по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 04.09.2018).

4. Маслова Т.Н. Проблемы участия прокурора в гражданском судопроизводстве: Ав-тореф. дис. … к.ю.н. / Т.Н. Маслова. — Саратов, 2002. — 25 с.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

6. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 07.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 5 апреля 2009 № 43-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 07.09.2018).

PARTICIPATION OF THE PROSECUTOR IN CIVIL PROCEEDINGS AND PRODUCTION IN ARBITRATION COURTS

Y.M. Didenko, student Y.V. Pechatnova, student E.A. Teobald, student Altay state university (Russian, Barnaul)

Практика рассмотрения поступающих в прокуратуру области обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о том, что зачастую они содержат просьбы об обращении прокурора в арбитражный суд с иском (заявлением) или о принятии участия в рассмотрении арбитражным судом того или иного дела, об обжаловании судебных постановлений. В связи с этим и в целях единообразного толковании норм, касающихся процессуального статуса прокурора при разбирательстве дел в арбитражном судопроизводстве, прокуратура области разъясняет. Полномочия прокурора на участие в арбитражном процессе вытекают из положений п. 3 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», где устанавливается, что прокурор участвует в арбитражном процессе в соответствии с процессуальным законодательством. Указанные полномочия прокурор реализует путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Так, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований. Однако данный перечень не является исчерпывающим, поскольку другие основания для обращения прокурора в арбитражный суд содержатся в иных федеральных законах. Так, из положений Гражданского Кодекса РФ следует, что прокурор может обратиться с требованиями: о ликвидации юридического лица вследствие неоднократного или грубого нарушения этим юридическим лицом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации (ст. 1253 ГК РФ); о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов (ст. 222 ГК РФ). Кроме того, АПК РФ наделяет прокурора правом обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия (ст. 198 АПК РФ). Исходя из положений ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе вступить в дела, указанные в части 1 названной статьи и возбужденные по искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного процесса (при рассмотрении дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций). Вступление прокурора в процесс, инициированный иными лицами, имеет целью обеспечение законности. Помимо перечисленных полномочий, по правилам ст. 202 АПК РФ прокурор вправе инициировать процедуру привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных рядом статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также обжаловать не вступившие в законную силу решения государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законом рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 207 АПК РФ). Следует иметь в виду, что правом на апелляционное обжалование обладает лицо, участвующее в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт (ст. 257 АПК РФ). В этой связи, если прокурор в деле не участвовал, принести на состоявшееся решение суда апелляционную жалобу он не вправе. Аналогичные положения, относительно лиц правомочных принести на решение суда кассационную жалобу, содержатся и в ст. 273 АПК РФ. Таким образом, пределы полномочий прокурора в арбитражном процессе законодательно закреплены в приведенных нормах и не могут быть расширены.

Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

Участие прокурора в арбитражном процессе — одно из направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации. Правовой статус прокуратуры, закрепленный в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», определяет условия, при которых прокурор реализует свои полномочия в арбитражном процессе. Вместе с тем полномочия прокурора при рассмотрении дел арбитражными судами предусмотрены арбитражным процессуальным законодательством.

В Арбитражном процессуальном кодексе установлено правовое положение прокурора как лица, участвующего в деле. Пожалуй, наиболее важной формой участия прокурора в процессе является инициирование судопроизводства в арбитражных судах, т.е. подача заявлений (исковых заявлений).

В ст. 52 АПК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для обращения прокурора с иском (заявлением) в суд. Так, прокурор инициирует арбитражное производство и обращается с иском: об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

На практике столь детализированный перечень оснований участия прокурора в процессе вызывает немалые трудности, что сказывается на эффективности работы прокуратуры в целях защиты интересов общества и государства.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ участие прокурора в исковом производстве состоит в оспаривании сделок (признание недействительности сделки, применение последствий недействительности ничтожных сделок). Так, прокуратурами субъектов РФ предъявляются иски о признании недействительными сделок, одной стороной в которых является Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления, а также коммерческие организации, доля участия в которых принадлежит государству, субъектам РФ и органам местного самоуправления. Выделение указанного основания в качестве обязательного для участия прокурора обусловлено правовой природой заключения сделки как основания приобретения, изменения и прекращения прав и обязанностей субъектов гражданских правоотношений. В 2010 г. отделом по участию прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Свердловской области в порядке ст. 52 АПК РФ был предъявлен в суд 141 иск, из них 122 (86,5%) — о признании сделки недействительной, о применении последствий недействительности ничтожной сделки Гадиятова М.В., Слышкин И.Г. Проблемы эффективности участия прокурора в арбитражном процессе // Российский юридический журнал. 2013. N 4. С. 176 — 181.. Практика обращения прокуроров с исками свидетельствует о многократных нарушениях порядка передачи федерального имущества (19% исков) (заключение сделок по распоряжению имуществом в отсутствие согласия собственника имущества и др.); земельного законодательства (8,5%) (заключение договоров аренды земельных участков в нарушение требования о проведении аукциона); законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (14%) (незаконное проведение конкурсов, заключение контрактов с единственным участником конкурса, неправильное применение законодательства о размещении заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд).

Целью участия прокурора при подаче иска в арбитражном процессе является защита интересов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. Несмотря на эффективную работу органов прокуратуры по оспариванию недействительности сделок, на практике нередко возникают сложности при защите прокурором в арбитражном процессе права государственной или муниципальной собственности исключительно путем предъявления исков о признании сделок недействительными. Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, их возникновение, переход и прекращение в силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрация прав на основании ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3594. означает юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В соответствии со ст. 52 АПК РФ прокурор не вправе предъявлять иск о признании недействительным зарегистрированного права собственности. При этом задача прокуратуры — не только добиться удовлетворения иска, но и обеспечить исполнимость вынесенного по делу решения. Безусловно, практикой участия прокуроров в арбитражном процессе найдены выходы из сложившейся ситуации. Так, по ходатайствам прокуратуры Свердловской области Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области привлекается в процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, которое в случае удовлетворения требований прокурора на основании принятого судебного решения внесет изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Прокуратуры Татарстана, Калмыкии, Башкортостана соединяют в одном исковом заявлении требование о признании сделки недействительной с требованием о признании недействительным зарегистрированного права Определения ВАС РФ от 22 декабря 2008 г. N 16522/08 по делу N А65-26353/04; от 11 декабря 2008 г. N ВАС-15645/08 по делу N А22-1098/07/14-142; от 21 августа 2008 г. N 10329/08 по делу N А07-18769/2006 // СПС «КонсультантПлюс».. Однако если в первом случае действия прокурора основаны на нормах процессуального права, то во втором — возможность заявления подобных требований может быть ограничена усмотрением судьи Гадиятова М.В., Слышкин И.Г. Проблемы эффективности участия прокурора в арбитражном процессе // Российский юридический журнал. 2013. N 4. С. 176 — 181..

Прокурор в арбитражном процессе не вправе заявить требование о признании права собственности на спорное имущество. При заявлении указанного требования можно оценить в ходе судебного разбирательства порядок приобретения ответчиком спорного имущества (приватизации, внесения в уставный капитал организации, купли-продажи) независимо от времени совершения сделок, а также факта его отчуждения. Таким образом, суд в рамках судебного разбирательства может рассматривать законность совершения совокупности сделок с недвижимым имуществом, включая приобретение и отчуждение данного имущества последнему собственнику. При этом государственное или муниципальное имущество может стать предметом последовательных сделок, направленных на передачу его в конечном счете добросовестному приобретателю. В этом случае в рамках полномочий, предоставленных прокурору ст. 52 АПК РФ, последний вправе оспорить только сделки, совершенные в пределах трехлетнего срока исковой давности, при условии, что одной из сторон по сделке является организация, в уставном капитале (фонде) которой есть доля участия Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Кроме того, к требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки применяется общий срок исковой давности, при этом в отличие от требования о признании права собственности к указанным требованиям не может быть применена ст. 208 АПК РФ, в соответствии с которой положения статьи о сроке исковой давности не распространяются на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. Таким образом, при заявлении ответчика об истечении срока исковой давности суду надлежит отказать прокурору в удовлетворении исковых требований.

Недостаточная эффективность предъявления прокурором исков о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделок дополняется невозможностью при предъявлении указанного иска истребовать государственное или муниципальное имущество из незаконного владения, если на момент предъявления иска оно принадлежит добросовестному приобретателю. Прокурор бессилен в тех случаях, когда государственное имущество стало предметом нескольких последовательных сделок.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П если при разрешении спора о применении последствий недействительности сделки в форме возврата полученного по сделке судом будет установлено, что покупатель является добросовестным приобретателем, то в удовлетворении исковых требований в порядке ст. 167 ГК РФ суд должен отказать Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 ГК РФ в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева» // СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1657..

Это обстоятельство связано с обязанностью суда в таких случаях, во-первых, проверять добросовестность последнего приобретателя имущества и, во-вторых, указывать истцу на необходимость предъявления требования об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество (виндикационный иск). Однако прокурор, не являясь субъектом спорного материального права, не имеет права на предъявление виндикационного иска, а заявление о признании недействительным зарегистрированного права собственности само по себе не исчерпывает права пользования и владения имуществом. Поэтому в случае отчуждения государственного или муниципального имущества помимо воли собственника (ст. 302 ГК РФ) и возмездного приобретения его добросовестным приобретателем прокурор не имеет полномочий для истребования данного имущества из незаконного владения, суд должен отказать в удовлетворении иска прокурора о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.

Таким образом, следует заключить, что полномочия прокурора на оспаривание недействительности сделок существенно ограничивают его деятельность по защите государственной и муниципальной собственности. Отсутствие у прокурора права на предъявление исков о признании права собственности, истребовании имущества из незаконного владения, признании незаконным зарегистрированного права существенно снижает эффективность защиты прокуратурой интересов государства, органов местного самоуправления в сфере защиты права государственной или муниципальной собственности. В практике работы прокуратуры остаются без внимания случаи, когда государственное или муниципальное имущество было передано в результате нескольких сделок добросовестному приобретателю, срок исковой давности для обращения с иском по которым истек, иные нарушения прав собственника государственного и муниципального имущества, не связанные с заключением сделок, и др.

Между тем, рассматривая право прокурора на предъявление иска с позиции теории арбитражного процесса, необходимо признать, что особенность участия прокурора состоит в предъявлении им установительных исков или исков о признании, направленных на подтверждение судом существования или отсутствия определенного правоотношения Гражданское процессуальное право / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. С. 203. В отличие от исков о присуждении, в которых истец требует не только признания за ним определенного субъективного права, но и присуждения ответчика к совершению конкретных действий (возмещению убытков, компенсации морального вреда, вселению в жилое помещение и др.), иски прокурора о признании права содержат требования неимущественного характера, предметом таких исков выступает правоотношение. Будучи процессуальным истцом по делу, действуя в соответствии с принципами диспозитивности, прокурор не вправе требовать возмещения ущерба, взыскания суммы долга, присуждения иных выплат. Правом на предъявление данных требований обладают субъекты спорного материального права в случае удовлетворения иска прокурора о признании. Потому предъявление прокурором исков о признании соответствует общей цели участия прокурора в арбитражном процессе (защита прав и интересов государства и граждан в сфере предпринимательской деятельности), а также подтверждает, что прокурор действует с соблюдением принципов диспозитивности и состязательности арбитражного процесса.

Однако иски о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок являются одним из видов, но не единственными исками о признании (есть иски о признании права собственности, признании права пользования, владения имуществом, признании недействительности зарегистрированного права и др.). Потому для эффективной защиты государственного и муниципального имущества от незаконного отчуждения прокурорам должно быть предоставлено право на предъявление всех видов указанных исков.

2. В отличие от искового производства, в котором прокурор защищает государственные интересы, а также интересы муниципальных образований, при рассмотрении дел, возникающих из иных публичных правоотношений, деятельность прокурора направлена также на защиту прав и интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими при наличии двух условий: если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и если указанным актом нарушаются права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Между тем арбитражным процессуальным законодательством, в отличие от гражданского, не предусмотрена возможность защиты прокурором интересов неопределенного круга лиц. В связи с этим при выявлении в ходе общенадзорной деятельности прокуратуры незаконных нормативных правовых актов в сфере экономической деятельности и невозможности устранить их путем принесения средств прокурорского реагирования прокурор, прежде чем обратиться с заявлением в суд, обязан найти лиц, чьи права были нарушены изданием указанного незаконного нормативного акта. Для этого материалы надзорных производств вновь направляются в районные (городские) прокуратуры для взятия объяснений с должностных лиц и граждан, а также поиска пострадавших, что существенно осложняет работу прокуратур и требует существенных временных затрат. Общеизвестно, что нормативный правовой акт направлен на неоднократное применение его неопределенным кругом лиц, соответственно, издание незаконного нормативного акта всегда нарушает интересы граждан и иных лиц. Потому требование доказывания прокурором факта нарушения прав граждан, организаций и иных лиц лишь усложняет действия прокурора. Кроме того, выявляя в каждом случае лиц, чьи права были нарушены незаконным актом, прокурор ограничивает свою деятельность по оспариванию незаконных нормативных правовых актов только пресечением правонарушений, а не их предупреждением.

Так, прокуратурой Свердловской области был возвращен в прокуратуру Верхней Пышмы проект искового заявления о признании недействующим решения Думы городского округа Верхняя Пышма от 27 ноября 2008 г., утвердившего Положение о порядке выдачи специальных разрешений на осуществление перевозок опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по дорогам местного значения городского округа Верхняя Пышма в связи с отсутствием в материалах дела указания на лиц, чьи права были нарушены указанным актом. Вместе с тем в силу Федерального закона от 8 ноября 2008 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.11.2007. № 46. Ст. 5553. , Инструкции «О перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ», утвержденной Минтрансом РФ 27 мая 1996 г., органы местного самоуправления не обладают полномочиями по установлению ограничений для грузопассажирского автомобильного транспорта. В ходе дополнительных действий прокуратурой Верхней Пышмы были установлены юридические лица, уплатившие пошлину и получившие разрешение на перевозку крупногабаритного груза по дорогам местного значения. В связи с добровольной отменой оспариваемого акта Арбитражным судом Свердловской области производство по делу было прекращено Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.10.2009 по делу N А60-27186/2009-С9 // http://sudact.ru/arbitral/doc/?arbitral-txt.

3. Статистика подачи прокурорами заявлений о признании недействительными ненормативных правовых актов указывает на достижение прокуратурой незначительных результатов. Следует отметить, что положением ст. 198 АПК РФ, которой руководствуются прокуроры при обращении с заявлениями, предусмотрены те же требования, что и при оспаривании нормативных правовых актов. Применительно к оспариванию действия ненормативных актов, решений и действий (бездействия) должностных лиц требование об указании на то, в чем заключаются нарушения прав и свобод граждан и иных лиц в сфере экономической деятельности, представляется обоснованным.

Незначительное количество заявлений, поданных прокуратурой в арбитражные суды, связано с установлением 3-месячного срока для подачи заявления со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов. О невыполнимости данного требования неоднократно говорили практики исходя из опыта работы прокуратуры по проведению общенадзорных мероприятий, подготовке проектов заявлений и направлению их в прокуратуру субъекта РФ в целях подачи заявления в арбитражный суд. Прокуратура не в состоянии обеспечить защиту публичных интересов в виде признания ненормативных правовых актов недействительными. Единственным возможным выходом из сложившейся ситуации является увеличение срока для подачи заявлений в суд.

В заключение необходимо отметить, что сегодня у прокуратуры недостаточно полномочий в арбитражном процессе для защиты как интересов государства, органов местного самоуправления, так и прав и интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Для более эффективной защиты права собственности на государственное и муниципальное имущество прокурору необходимо предоставить право на обращение с исками о признании права собственности, об истребовании имущества из незаконного владения, а также о признании недействительным зарегистрированного права. Эффективный надзор за законностью нормативных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации прокуроры могут осуществлять при наличии полномочий на обращение с заявлением о защите прав неопределенного круга лиц, что исключит излишние действия прокуратуры по поиску пострадавших от незаконных нормативных правовых актов. Наконец, для защиты прав граждан и иных лиц от незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, принятия ими незаконных ненормативных актов следует увеличить срок подачи заявлений, что обеспечит прокуратуре возможность подготовиться и подать заявление в арбитражный суд.

Post navigation

Previous Post:

Линия демаркации

Next Post:

Штатная единица

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes