Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Сбалансирование бюджета

01.06.2020 by admin

Сбалансированность бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним – несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Содержание

  • Цели и функции
  • Методы сбалансированности
  • Доходы и расходы бюджета
  • Проблема сбалансированности бюджета РФ
  • Методы достижения сбалансированности бюджета
  • Виды несбалансированности бюджета
  • Концепции сбалансированности бюджета
  • Сбалансированность бюджета Российской Федерации
      • Сущность сбалансированного бюджета
      • Дефицит и его виды
      • Размер дефицита бюджета
      • Баланс бюджета
      • Как достичь сбалансированности бюджета
      • Финансовая ситуация в нашей стране
      • Откуда в бюджет поступает прибыль

Цели и функции

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов.

Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Методы сбалансированности

Сбалансированность бюджета достигается разными методами, одни из них применяются при формировании бюджета, другие – при его исполнении.

К методам сбалансированности бюджета относятся:

  • лимитирование бюджетных расходов;
  • совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
  • выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
  • построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений.

Сбалансированность бюджета – это также планирование направлений бюджетных расходов, сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения лишних затрат, а также использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

  • введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
  • определения оптимальных сроков осуществления расходов;
  • использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета.

Сбалансированность бюджета доводится методом совершенствования системы бюджетного финансирования, мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов, последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств, оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами, использования бюджетных резервов и т.д.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают:

  1. С одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, достигая баланса.
  2. С другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

«Сбалансированность бюджета — паритетное соотношение между расходными и доходными статьями бюджета. Сбалансированность бюджета означает положение, когда все расходы бюджеты покрыты его доходами, т.е. расходы уравновешены доходами». Лишь такое положение является нормальным для бюджетной деятельности.

В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит. Бюджетный дефицит, т.е. отрицательное сальдо, существует при превышении расходов над доходами. Если доходов бюджета недостаточно, чтобы покрыть его расходы, то возникает проблема бюджетного дефицита — происходит превышение расходов над доходами, которую в принципе можно решить двумя путями или их комбинацией:

  • — увеличить доходы;
  • — уменьшить расходы.

Дефицит бюджета может быть обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным дефицитом.

В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.

Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.

Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь баланса между суммарной величиной бюджетных поступлений, т.е. доходов бюджета и источников покрытия дефицита, и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

  • · лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
  • · совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
  • · выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
  • · построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
  • · планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;
  • · сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
  • · жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;
  • · использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

  • · введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • · строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
  • · определения оптимальных сроков осуществления расходов;
  • · использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  • · совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
  • · мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;
  • · последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
  • · оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

В СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

Концепции сбалансированности бюджета.

Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами. Долгосрочная несбалансированность бюджета связана с увеличением разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер.

Так, в большинстве развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:

  • · увеличение числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет;
  • · неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, ассигнования на здравоохранение и т.п.;
  • · либерализация налогового законодательства и как следствие этого снижение величины налоговых ставок (без соответствующей корректировки государственных расходов);
  • · возрастание объема внешней задолженности.

В целом состояние государственного бюджета определяется тремя основными факторами:

долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

стадией экономического цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;

текущей политикой государства в области бюджетных расходов и доходов.

Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия. Очень часто дефицит рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

Существуют разные представления о том, как и на протяжении какого времени следует добиваться сбалансированности бюджета.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой.

В России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Государственная Дума может принять только сбалансированный бюджет. Поэтому наряду с доходными статьями федеральный бюджет должен включать дефицит в качестве балансирующей статьи. В то же время в расходной части бюджета выделяется специальная статья «Расходы по обслуживанию и погашению государственного долга». Этим российская бюджетная практика отличается, например, от американской. В США бюджет может приниматься с дефицитом, т.е. он изначально не является сбалансированным. При этом источники погашения долга, так же как и доходы по выданным кредитам, поступающие в счет погашения долга, вынесены за рамки бюджета.

В России в случае, если обнаруживается профицит, необходимо:

  • · сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;
  • · предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • · увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;
  • · сократить налоговые доходы.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом согласно Бюджетному Кодексу РФ необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета. Источники финансирования дефицита различаются по уровням бюджетной системы. Так, источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

  • 1) внутренние источники:
    • · кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
    • · государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • · бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    • · поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
    • · поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;
    • · поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
    • · поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • 2) внешние источники:
    • · государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • · кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Доходы и расходы бюджета

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Бюджет, как основной инструмент системы государственных финансов, позволяет сопоставлять потребности государства и размер средств для их удовлетворения. Бюджет состоит из доходной и расходной части.

Доходы и расходы бюджета РФ

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Формирование государственного бюджета осуществляется посредством доходов и расходов, которые отражают процесс перераспределения валового национального продукта в соответствии с целями и задачами государственной политики.

Доходы бюджета формируются из налоговых и неналоговых поступлений за счет перераспределения национального дохода. Доходы бюджета отражают выполнение фискальных и экономических задач государства. За счет доходной части финансируется реализация задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета отражают процесс перераспределение доходов бюджета путем использования по различным направлениям государственной политики.

Сбалансированность бюджета – это паритетное соотношение доходов и расходов бюджета.

Проблема сбалансированности бюджета РФ

Когда все расходы бюджета покрыты его доходами, считается, что расходы уравновешены доходами, такое положение является условием нормальной бюджетной деятельности. Однако доходы могут быть больше расходов и наоборот.

  1. Доходы превышают расходы – бюджетный профицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения расходов бюджета по финансированию государственных фондов.
  2. Доходы меньше расходов – бюджетный дефицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения доходов, сокращения расходов или комбинацией.

Возникновение дефицита бюджет может быть обусловлено разными причинами:

  • Структурный дефицит – реализация политики по стимулированию экономической активности и спроса в период спада производства, когда государство увеличивает расходы, в частности на создание рабочих мест;
  • Циклический дефицит – вызывается общим спадом производства в период кризиса вследствие цикличности развития экономики, когда снижаются налоговые поступления и доходы государства;
  • Активный дефицит – возникает в результате превышения расходов над доходами, т.е. несбалансированного бюджетного процесса;
  • Пассивный дефицит – возникает в результате снижения налоговых поступлений вследствие замедления темпов экономического роста.

Проблема сбалансированности бюджета обусловлена базовым принципом бюджетного процесса – обеспечение количественного соответствия бюджетных расходов и источников их финансирования. Отсутствие бюджетного паритета порождает несбалансированность.

Несбалансированность бюджета может быть отрицательной и положительной, соответствуя дефициту и профициту бюджета.

При дефиците бюджета он, в принципе, не исполним, так как нереален и фиктивен. Поэтому государству требуется изыскать дополнительные денежные средства для покрытия своих расходов, чтобы обеспечить бюджетный паритет, либо отказаться от части расходов.

Профицит бюджета также является нежелательным, так как означает повышенную нагрузку на экономическую систему и снижает эффективность использования бюджетных средств. Излишние доходы следует направлять в специальные государственные фонды, в том числе внебюджетные.

В обоих случаях речь идет о существенном дисбалансе – когда доходы и расходы бюджета несовпадают в пределах десятых процента, добиться сбалансированности бюджета можно за счет небольших коррекций.

Таким образом, сбалансированность бюджета РФ – это необходимое условие нормального функционирования государства.

Методы достижения сбалансированности бюджета

Различают две группы методов сбалансированности бюджета:

  1. Методы, применяемые при формировании бюджета;
  2. Методы, применяемые при исполнении бюджета.

Виды несбалансированности бюджета

Несбалансированность бюджета может быть краткосрочной или долгосрочной.

Краткосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходам нарушен в течение одного финансового года и является отражением макроэкономической ситуации. Обычно это происходит вследствие изменения ситуации, в которой планировался бюджет. Незапланированные тенденции могут оказать пагубное воздействие на налоговые поступления: падение экспортных цен, сокращение объемов производства, изменение спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности.

Долгосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходами нарушается на протяжении нескольких лет подряд. Разрыв между доходами и расходами бюджета обуславливается системными или фундаментальными проблемами в национальной экономической системе, которые носят устойчивый характер.

Факт наличия дефицита бюджета – не обязательно сигнал экономических проблем. Дефицит выступает инструментом макроэкономического регулирования, позволяя решать различные социально-экономические задачи. Однако недопустимо длительный период пользоваться данным инструментом – все хорошо в меру. При долгосрочной отрицательной несбалансированности бюджета появляются негативные последствия снижения совокупного спроса и доходов.

Стратегической целью государства является сбалансированность бюджета.

Концепции сбалансированности бюджета

Современные концепции сбалансированности бюджета предполагают три основные модели:

  1. Бюджет должен быть сбалансированным ежегодно.
  2. Бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла.
  3. Сбалансированность бюджета является второстепенным аспектом бюджетного процесса.

Данные концепции исходят из разных теоретических обоснований:

  1. Концепция ежегодной сбалансированности бюджета повсеместно применялась до середины XX века, когда государства добивались равенства доходов и расходов, порой даже тогда, когда можно было обойтись без жестких мер. Исходная предпосылка – позволяет государству проводить более ответственную политику, «жить по средствам».
  2. Концепция сбалансированности бюджета в пределах экономического цикла появилась в результате развития теории Кейнса, который обосновал возможность использования дефицита бюджета для стимулирования экономики. При экономическом спаде государство должно сократить налоги и увеличить расходы – бюджет становится дефицитным, но государство компенсирует падение спроса. Во время фазы подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышения ставок налогообложения или роста налоговых поступлений. Избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса. Бюджет может быть дефицитным даже несколько лет, но по итогам экономического цикла он становится сбалансированным. Применяется большинством стран в практике государственного регулирования экономики.
  3. Концепция вторичности сбалансированности бюджета исходит из утверждения, что основной задачей является стимулирование экономического роста. Отвергается принцип «жить по средствам» – если доходов бюджета не хватает для финансирования расходов, то необходимо использовать заемные средства. Государственный кредит способен компенсировать разрыв в доходах и расходах, а также привлечь сбережения для инвестирования в экономику. Данная концепция применяется в США, где государственный долг превысил величину годового ВВП, а государство уже давно живет не по средствам.
Сбалансированность бюджета

Концепция сбалансированности бюджета

Преимущества

Недостатки

Вывод

Ежегодная сбалансированность бюджета

Повышенная ответственность государства

Долги на накапливаются

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Повышение вероятности безработицы в условиях макроэкономической нестабильности

Замедление экономического роста

Неоптимальное планирование государственных расходов

Требуется более строгий контроль развития экономики

Подходит для стран с переходной экономикой

Сбалансированность бюджета в пределах экономического цикла

Высокая эффективность антициклического регулирования

Умеренное стимулирование экономического роста

Сбалансированная бюджетно-фискальная политика

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Не учитывается вероятность того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по продолжительности и глубине

Сложно прогнозировать цикличность развития экономики

Минусы безработицы проявляются сильнее ее плюсов

Наиболее рациональная концепция, сочетающая все инструменты макроэкономического регулирования

Подходит для любых стран

Сбалансированность бюджета вторична

Постоянное стимулирование экономического роста

Привлечение инвестиций

Сохранение устойчивого дефицита бюджета

Постоянный рост расходов бюджета

Сокращение инвестиций в реальный сектор экономики

Снижение количества производительных рабочих мест

Рост государственного долга

Бесперспективность концепции доказана негативным опытом США

Недостатки превалируют над преимуществами

Не подходит для современных развитых стран

Сбалансированность бюджета Российской Федерации

В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Государственная Дума может принять только сбалансированный бюджет.

Если обнаружен профицит, реализуются следующие действия для сбалансированности бюджета:

  1. направить дополнительные доходы на погашение долговых обязательств;
  2. увеличить расходы бюджеты на национальные проекты и общественно-значимые мероприятия;
  3. прекратить привлечение доходов от реализации государственного и муниципального имущества;
  4. сократить налоговые доходы.

При обнаружении дефицита, определяются источники финансирования дефицита бюджета для его сбалансированности:

  1. выпуск государственных ценных бумаг;
  2. бюджетные ссуды;
  3. поступления от реализации принадлежащих государству финансовых активов, собственности, ценных бумаг;
  4. привлечение внешних займов.

Государственный бюджет состоит из нескольких уровней. Чтобы все эти уровни гармонично взаимодействовали друг с другом, нужно решить проблему сбалансированности бюджета. Рассмотрим, из чего он складывается:

• Из сформированной прибыльной части;
• Из финансовых средств всех уровней бюджета;
• Из перераспределения средств по уровням;
• Из балансирования прибыльной и затратной части.

Бюджет государства включает в себя фонд федерального уровня, фонды субъектов и муниципальных образований. В 2000 году в нашей стране был введен новый закон, согласно которому денежные фонды социального и медицинского страхования стали поступать в единую бюджетную систему. Однако пенсионный фонд продолжил осуществлять автономную деятельность.

Сущность сбалансированного бюджета

Сбалансированным бюджет считается тогда, когда его доходы и расходы равны между собой или имеют максимально сближенные значения. Баланс в финансовой системе – это норма и к ней нужно стремиться. Если случится так, что доходы бюджета превысят расходы, то это состояние будет называться профицитом. Речь будет идти о положительном сальдо. К сожалению, в реальности профицит встречается крайне редко. Чаще всего наблюдается дефицит – это превышение расходов над доходами. Бороться с дефицитом можно посредством увеличения прибыли или сокращения расходов бюджета.

Дефицит и его виды

Дефицит бюджета может быть связан с разными причинами. Бывают случаи, когда власти специально стимулируют дефицит, чтобы увеличить спрос потребителей на товары. При этом государство, либо снижает налоги, либо создает новые рабочие места. Подобное отрицательное сальдо принято называть структурным. Также различают циклический дефицит. Он связан с массовым снижением производства, которое бывает в кризис. Дефицит бывает активным и пассивным. Активный вид – это когда затраты превышают прибыль, а пассивный вид – снижение налоговых отчислений, которые ведут к упадку экономики страны.

Размер дефицита бюджета

Законодательно установлено, что расходы бюджета не могут превышать его доходов. Дефицит бюджета РФ должен быть меньше 5% от объема всех его доходов. Денежные средства из источников финансирования могут быть направлены только на инвестиционные расходы, ими нельзя оплатить, например, долг субъектов РФ. Если говорить о местных бюджетах, то их дефицит не должен превышать 3% от доходов. Точно также как и в первом случае, ими нельзя оплачивать муниципальный долг. Источники погашения дефицита устанавливаются ежегодно на законодательном уровне на будущий финансовый год. Каждый уровень бюджетов имеет свои источники, которые финансируют дефицит. Они делятся на внешние и внутренние.

Внутренние источники финансирования – кредиты в национальной валюте, госзаймы при выпуске ценных бумаг, ссуды, полученные от иных бюджетов.

Внешние источники финансирования – кредиты в иностранной валюте, предоставленные банками и компаниями иностранных государств.

Баланс бюджета

Специалисты утверждают, что можно приравнять показатели прибыли и расходов даже при дефиците. Финансовый план не реализуется, если имеющиеся денежные ресурсы не покроют все издержки. Другими словами, если в бюджете не будет соблюден баланс, то он не сможет существовать. Нужно достичь именно состояния баланса, потому что даже профицит не принесет в этом случае пользы. Экономика страны будет загружена, использование и перераспределение денежных средств будет нарушено. Сбалансированный бюджет позволит нормально работать всем органам государственной власти, независимо от их уровня. В противном случае будут задержаны государственные и муниципальные заказы, произойдут массовые неплатежи среди населения.

Как достичь сбалансированности бюджета

Одним из самых эффективных способов считается создание специального финансового плана. В нем должны все расходы быть меньше доходов. При условии, что дефицит является неизбежным, придется занимать часть средств из других бюджетов. Специалисты добиваются состояния баланса разными методами. Кто-то предлагает составить финансовый план, а кто-то уменьшить затратную часть. Еще одним методом считается создание системы жесткого регулирования денежных средств. Достичь сбалансированного бюджета можно путем планирования расходов, которые в будущем будут положительно влиять на рост прибыли. Можно исключить также все лишние издержки, без которых легко можно обойтись.

Финансовая ситуация в нашей стране

Бюджетный кодекс гласит, что Госдума вправе рассматривать только сбалансированный финансовый план. В нем должны быть, как прибыльные части, так и дефицитные. Если в финансовом плане будет заметен профицит, то нужно будет уменьшить прибыль от реализации государственной собственности, уменьшить прибыль от налогов, увеличить бюджетные расходы. Как говорилось выше, профицит встречается крайне редко.

Откуда в бюджет поступает прибыль

Если в бюджете на будущий год выявили дефицит, то нужно начать разработку определенных мероприятий. Эти мероприятия позволят увеличить доходы. Во-первых, нужно увеличить прибыль от реализации госзапасов драгоценных камней и металлов. Во-вторых, увеличить прибыль от реализации государственной и собственности. В-третьих, выходом станет выпуск ценных бумаг и выдача государственных займов. Можно прибегнуть к получению кредитов в национальной валюте. Также можно получить бюджетные ссуды от внутренних систем других уровней. Эффективный способ увеличить прибыль бюджета – получить доходы от приватизации компаний, находящихся в собственности государства. К внешним источникам получения прибыли можно отнести государственные займы в иностранной валюте от финансовых международных организаций.

Чтобы добиться общего сбалансированного бюджета, нужно обеспечить его на всех уровнях финансовой системы. Для достижения этой цели нужно привлечь к работе профессионалов на всех уровнях власти.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУТИ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Г.А. Шахбазян, магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

Аннотация. В статье рассматривается важность обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы для поддержания стабильности бюджетного устройства Российской Федерации и в частности бюджетной системы РФ. От стабильности бюджетной системы как составной части бюджетного устройства зависит качество экономического роста и уровень благосостояния населения. В данной работе был поставлен тезис о том, что большинство нововведений в рамках реформирования бюджетного устройства связано с задачей обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ. В результате была выявлена связь между задачей обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ и нововведениями при осуществлении реформ бюджетного устройства.

Ключевые слова: бюджетная система РФ, сбалансированность бюджетов, государственный долг, межбюджетные отношения, бюджетная реформа.

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджетов бюджетной системы любого государства.

От эффективности функционирования бюджетной системы зависит качество экономического роста и уровень благосостояния населения. Это обусловлено тем, что посредством аккумулирования доходов и осуществления расходов государство влияет на уровень социально-экономического развития страны, на степень потребления и сбережения населения.

В соответствии со статьей 33 БК РФ сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов .

В рамках данной статьи обозначим тезис о том, что большинство нововведений в рамках реформирования бюджетного устройства связано с задачей обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ.

Для обоснования выдвинутого тезиса рассмотрим два документа, принятые Правительством РФ, — программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года.

Рассматривая содержание данных документов, становится ясно следующее:

1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности федерального бюджета как ключевого звена бюджетной системы Российской Федерации является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, основанной на инновационном развитии, создания рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации, роста реальной заработной платы в экономике.

2. Обеспечение долгосрочной сбалансированности федерального бюджета является толчком для реформ по отдельным важным направлениям.

Это связано с тем, что для обеспечения сбалансированности бюджета, необходимо

регулировать доходы, расходы и ИФД бюджета. Данное регулирование оказывает влияние на взаимоотношения с хозяйствующими субъектами, с гражданами с одной стороны, с другой стороны — на взаимоотношения между публично-правовыми образованиями (ППО).

Как отмечалось выше, проблема обеспечения сбалансированности бюджета затрагивает разные сферы и, соответственно, ведет к необходимости их реформирования.

Рассмотрим некоторые из данных изменений.

1. Введение бюджетного правила. Целью его введения являлось снижение зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов.

2. Вопросы обеспечения сбалансированности также затрагивают необходимость изменения межбюджетных отношений.

Так, в соответствии с программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, для обеспечения сбалансированности предполагалось :

a. Совершенствование разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

b. Введение государственных программ Российской Федерации с целью повышения эффективности бюджетных расходов.

В 2010 году утвержден перечень государственных программ Российской Федерации Правительством Российской Федерации .

За период 2012 — начало 2013 года Правительством Российской Федерации было утверждено 39 государственных программ Российской Федерации. Федеральный

бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в структуре утвержденных государственных программ Российской Федерации.

с. Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля

(гмфк).

В целях развития ГМФК были приняты Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ, Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

ё. Формирование комплексной контрактной системы в Российской Федерации.

Введен в действие официальный сайт Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующий документ — программа повышения эффективности управления общественными финансами (ГМФ) на период до 2018 года. В данном документе предполагалось следующее: разработка и реализация бюджетной стратегии Российской Федерации, поддержание безопасного уровня и структуры государственного долга в субъектах Российской Федерации .

Относительно последнего пункта необходимо отметить, что в начале 2012 года суммарный государственный долг субъектов РФ составлял 1 172,19 млрд рублей, на конец года государственный долг увеличился на 179,21 млрд руб. и достиг 1 351,4 млрд рублей.

300,00% 200,00% 100,00% 0,00%

Рисунок 1. Темп роста государственного долга субъектов Российской Федерации по

отношению к 2008 году

226,GG%

148,4G%

195,4G%

2G1G 2G11 2G12

Как можно заметить из рисунка, за последние четыре года государственный долг субъектов Российской Федерации вырос в 2,26 раза. При этом доходы увеличились всего в 1,7 раз.

В этих условиях растет риск несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, что негативно скажется на возможностях субъектов РФ выполнять свои расходные обязательства.

Рассматривая структуру государственного долга субъектов РФ, можно отметить, что в ней преобладают бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, которые остаются важным инструментом обеспечения текущей сбалансированности бюджетов субъектов РФ и используются федеральными органами власти для стимулирования субъектов РФ, т. к. в отличие от дотаций, данные средства предоставляются на возвратной и возмездной основе.

Рост государственного долга субъектов Российской Федерации в свою очередь приводит к резкому увеличению затрат на его обслуживание. Увеличение затрат на обслуживание приводит к вынужденной переориентации финансирования с экономики и социальной сферы на погашение государственного долга и процентов по нему. Эти обстоятельства приводят к увеличению социальной напряженности в субъектах РФ, а также к росту нагрузки на федеральный бюджет.

По итогам 2012 года у 33 субъектов РФ государственный долг превышает 50 % доходов без учета безвозмездных поступ-

казатель превышал 100 %, в девяти субъектах составлял 75-100 %.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что большинство субъектов РФ без помощи из федерального бюджета не способны решать свои проблемы.

Таким образом, подводя итоги по данной работе, можно резюмировать, что задача обеспечения сбалансированности федерального и региональных бюджетов является причиной большинства нововведений при осуществлении реформы бюджетного устройства. Однако в настоящее время существует ряд нерешенных проблем, таких как низкая бюджетная обеспеченность отдельных регионов и муниципальных образований, а также проблема возрастающей задолженности субъектов РФ. Одним из инструментов решения вышеуказанной проблемы может явиться совершенствование межбюджетных отношений. В рамках данного инструмента необходимо проведение следующих мероприятий: повышение самостоятельности и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в распоряжении предоставляемыми из федерального бюджета средствами; повышение качества управления региональными и муниципальными финансами; решение проблем, связанных с долговой ситуацией субъектов РФ. Относительно последнего мероприятия предполагается использование бюджетных кредитов как важнейшего инструмента обеспечения текущей сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

лений. При этом у двух субъектов этот по-

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 №1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года».

3. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 №1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».

5. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации . — иКЬ;-^^^ттГт.ги

BALANCED BUDGETS OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION, THE WAY TO ACHIEVE IT

G.A. Shakhbazyan, graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Post navigation

Previous Post:

Ст 209 НК РФ

Next Post:

Безвестно отсутствующим ГК

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes