Штрафная санкция
Штрафные санкции — денежное взыскание, мера материального воздействия на юридических и физических лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, договоров или определенных правил.
В гражданском праве штрафные санкции — разновидность неустойки, способ обеспечения исполнения обязательств; штрафные санкции взимаются в случае просрочки исполнения обязательств или ненадлежащего их исполнения. Чаще всего штрафные санкции предусматриваются за несвоевременное выполнение или полное невыполнение заказа, несоблюдение графика работ, низкое качество продукции, товаров, услуг, за нанесение других видов ущерба, убытков.
Характерные черты штрафных санкций:
- предопределенность размера ответственности за нарушение обязательства, о котором стороны знают уже на момент заключения договора;
- возможность взыскания штрафных санкций за сам факт нарушения обязательств при отсутствии необходимости доказательства убытков (последствий), причиненных таким нарушением.
Исчисление денежной суммы, составляющей штрафные санкции, может быть:
- в виде процентов от суммы договора или неисполненной его части;
- в долях от какой-либо заранее известной, но переменной величины (например, от суммы минимального размера оплаты труда);
- в твердой сумме, выраженной в денежных единицах.
Штрафные санкции устанавливаются законом или договором в зависимости от сферы регулируемых отношений. На законодательном уровне применение штрафных санкций предусмотрено за нарушение налогового законодательства, при несоблюдении правил совершения валютных операций, за нарушение правил совершения расчетных операций, а также как мера административного взыскания при нарушении порядка регистрации предпринимательской деятельности, несоблюдении правил лицензирования и т.д.
При заключении договоров стороны, как правило, предусматривают ответственность партнера за невыполнение обязательств.
Понятие неустойки определено в ст. 330 ГК РФ, согласно которой неустойка (штраф, пени) — это определенная денежная сумма, которую должник обязан уплатить за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих договорных обязательств. Эта сумма определяется в порядке, предусмотренном договором, условия которого были нарушены. Стороны могут установить любой порядок расчета пеней, который их устраивает.
Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения (возмещение) причиненных организации (организацией) убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (организацией) (п. 10.2 ПБУ 9/99 и п. 14.2 ПБУ 10/99) в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п. 16 ПБУ 9/99).
Цель работы заключается в изучение учета штрафных санкций.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
— рассмотрим сущность штрафных санкций
— рассмотрим виды штрафных санкций
— изучим отражение штрафных санкций на бухгалтерских счетах
— рассмотрим налоговый учет штрафных санкций
Содержание
- Сущность и виды штрафных санкций
- НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ
- ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АКТОВ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Сущность и виды штрафных санкций
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ обязанность должника по уплате неустойки (штрафа, пени) кредитору наступает только при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по договору.
Неустойка — наиболее распространенный в хозяйственной деятельности способ обеспечения обязательств.
Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Неустойка бывает двух видов — штраф и пеня.
Штраф представляет собой однократно взыскиваемую денежную сумму, которая может определяться как в виде твердо установленного абсолютного значения, так и виде процента (доли) от определенной величины.
Пеня — вид неустойки, исчисляемой непрерывно в течение определенного времени, конечная величина которого зависит от продолжительности временного периода.
Законом или договором может предусматриваться применение как одного из видов неустойки, так и обоих одновременно.
Как показывает практика, область применения договорной неустойки значительно шире, чем законной.
Примером законной неустойки является неустойка, предусмотренная Уставом железных дорог и взыскиваемая с перевозчика за просрочку доставки груза, за неподачу транспортных средств и т. д.
Неустойку следует отличать от возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды).
Нужно обратить внимание, что на основании ст. 15 ГК РФ по претензии можно требовать возмещения не только реального ущерба, но и упущенной выгоды.
Реальный ущерб — это расходы пострадавшей стороны на восстановление поврежденного имущества.
Упущенная выгода — неполученные доходы, которые пострадавшая сторона получила бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено.
Между неустойкой и убытком существует определенная взаимосвязь.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, но только если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом следует иметь в виду, что право на возмещение ущерба может возникнуть как из договорных отношений, так и в результате неправомерных действий лица.
При взыскании с нарушителя штрафов или пеней он возмещает убытки только в части, не покрытой этой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только договором или законом.
Следует обратить внимание, что сам по себе факт подписания договора означает возникновение обязанности контрагента уплачивать штрафные санкции при наступлении соответствующих обязательств.
Вместе с тем подтверждение наступления таких обстоятельств, обусловленных неисполнением (ненадлежащим исполнением) контрагентом своих обязательств по договору, должен быть признан им добровольно или подтвержден решением суда, вступившим в законную силу.
Это означает, что право на получение штрафных санкций, предусмотренных в договоре, возникает после признания стороной, нарушившей свои обязательства, факта их неисполнения или ненадлежащего исполнения, что должно быть оформлено подписанием обеими сторонами соответствующего документа (в частности, соглашения).
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы заключения основного обязательства. При этом несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ). Однако если основное обязательство, согласно требованию закона, должно быть нотариально заверено или подлежит государственной регистрации, то данное требование на соглашение о неустойке не распространяется.
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то она может быть уменьшена, но только на основании решения суда.
Как правило, соглашение о неустойке формулируется отдельным пунктом в основном договоре.
В случае если стороны впоследствии придут к соглашению об уплате неустойки в размере меньшем, чем это было предусмотрено в договоре, то такое соглашение должно быть оформлено письменно в виде дополнения к договору. В противном случае налоговые органы могут поставить вопрос о включении организацией в целях налогообложения прибыли суммы, определенной в соответствии с условиями договора, независимо от размера фактически полученных средств.
На основании п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 12.11.01 № 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.01 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» к действиям, свидетельствующим о признании долга и, следовательно, основания для его возникновения, может относиться, в частности, признание претензии.
В том случае, если контрагент не согласен с претензией, штрафные санкции могут быть взысканы через суд.
При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у организации-получателя возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Как правило, штрафные санкции за нарушение договорных обязательств предусматриваются самим договором.
Если сумма штрафных санкций предусмотрена условиями договора, то она должна быть признана в составе внереализационных доходов на дату наступления срока их уплаты.
Фактически это означает, что те организации, которые применяют метод начисления для учета доходов и расходов в налоговом учете, должны облагать налогом на прибыль штрафные санкции, предусмотренные условиями договора. Обратите внимание, что уплата налога на прибыль в данном случае не зависит ни от фактического получения штрафов, ни от их признания должником. Отметим также, что признание штрафных санкций должником не означает их реального получения.
Иными словами, если с момента, определенного договором, организации причитаются штрафные санкции, она должна включать их в состав внереализационных доходов, даже если их реальное получение и не предполагается. Когда же долг по договору взыскивается в судебном порядке, обязанность по начислению внереализационного дохода в виде штрафа, пеней и т. д. возникает у организации на основании решения суда. Опять же — даже если организация реально денег не получила.
Претензионный порядок — это форма досудебного урегулирования споров. При этом одна сторона сделки обращается к другой стороне с требованием об изменении, исполнении или расторжении договора, о возмещении убытков, уплате неустойки или применения иных мер гражданско-правовой ответственности.
Претензию оформляют в произвольной форме. Но при этом она должна содержать следующие сведения:
— указание на то, какое обязательство нарушено партнером,со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;
— определение требований, предъявляемых к нему в связи с этим;
— сумма претензии и ее расчет;
— определение срока рассмотрения претензии и ответа на нее.
Обычно срок рассмотрения претензии определен условиями договора. В противном случае согласно ст. 314 ГК РФ ответ на претензию должен быть дан в течение 7 дней после ее получения.
К претензии должны прилагаться подтверждающие документы: нотариально заверенные копии договора, счета-фактуры, платежные документы, акты, сертификаты и т. д.
Документом, подтверждающим направление претензии, может быть квитанция или иной почтовый документ об отсылке заказного письма с уведомлением о вручении либо второй экземпляр претензии с отметкой контрагента о ее получении (входящий номер, дата, печать и подпись должностного лица).
Если организация учитывает доходы и расходы в целях налогообложения прибыли кассовым методом, штрафные санкции за нарушение договорных обязательств признаются в налоговом учете только после их получения (погашения), как это установлено нормами ст. 273 НК РФ. Это означает, что датой получения штрафных санкций за нарушение договорных обязательств является в данном случае день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу.
Кассовый метод имеют право применять только те организации, у которых в среднем за предшествующие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правила отражения штрафных санкций за нарушение договорных обязательств в бухгалтерском учете аналогичны правилам, принимаемым для целей налогообложения прибыли. В связи с этим бухгалтерские данные можно использовать для расчета налога на прибыль без соответствующих корректировок.
НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ
Налоговая санкция – мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Налоговые санкции применяются как ответная мера, отражающая негативную реакцию государства на налоговое правонарушение. При этом налоговая ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений. Споры по поводу невыполнения налоговых обязательств находятся в рамках публичного, а не гражданского права.
Суммы штрафных санкций, взыскиваемые с лиц за нарушение ими требований налогового законодательства и определяемые НК, выходят за рамки налогового долга как такового. Этим они отличаются от недоимок и налоговой пени и по существу представляют собой разновидность публично-правовой ответственности имущественного характера.
Налоговые санкции носят имущественный характер и применяются в виде штрафов. В сфере налоговой ответственности оправдано применение всей системы административных взысканий. Применение взысканий за налоговые правонарушения должно преследовать цели не компенсационно-восстановительного (эту задачу решает взыскание недоимки и пеней), а карательно-воспитательного характера. Наряду с имущественными санкциями вполне допустимо за налоговые правонарушения применять весь спектр мер административно-правовой ответственности, включая взыскания личного и организационного характера.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 %.
При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены НК; с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены НК.
Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.
В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.
Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
Непредставление налоговой декларации в установленный срок при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора).
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый документ.
Ответственность свидетеля. Неявка либо уклонение от явки лица, вызываемого в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа – 3 тыс. руб.
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 500 руб., 1 тыс. руб. соответственно.
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.
Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса в налоговых органах либо порядка регистрации изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Административная ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений. Суммы штрафных санкций, взыскиваемые с лиц за нарушение ими требований налогового законодательства и определяемые НК, выходят за рамки налогового долга как такового. Этим они отличаются от недоимок и налоговой пени и по существу представляют собой разновидность публично-правовой ответственности имущественного характера.
Санкции носят имущественный характер и применяются в виде штрафов. Применение взысканий за налоговые правонарушения преследует цели не компенсационно-восстановительного (эту задачу решает взыскание недоимки и пеней), а карательно-воспитательного характера.
Законодательством предусмотрена административная ответственность налогоплательщиков за следующие правонарушения:
– нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;
– невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций;
– нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
– нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
– нарушение сроков представления налоговой декларации;
– непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
– нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;
– нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);
– неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
– неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда;
– грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности;
– выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и информации;
– уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта.
В частности, остаются неурегулированными вопросы применения административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах: предусмотренные гл. 15 КоАП составы административных правонарушений соотносятся с налоговыми правонарушениями, установленными гл. 16 НК, или тождественными им, причем во многих случаях совпадают также и составы проступков.
В КоАП и НК предусмотрены в указанных случаях равнозначные санкции, различающиеся лишь по критериям исчисления административного штрафа (КоАП) и штрафа (НК).
По смыслу КоАП и НК существуют также и отдельные различия по субъективному составу предусмотренных ими правонарушений: ответственность должностных лиц, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, установлена КоАП, тогда как в соответствии с НК наряду с проступками, совершенными должностными лицами и предпринимателями, квалифицируются также и правонарушения юридических лиц.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность налогоплательщиков за следующие преступления.
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
3. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК) в личных интересах по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, особо крупном размере.
4. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК), совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.
Предметом таких преступлений являются налоги и сборы, взимаемые с физического лица, организаций; денежные средства либо имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.
Объективная сторона заключается:
– в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, организации (которое осуществляется путем: непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным; включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений);
– характеризуется деянием в форме бездействия;
– характеризуется сокрытием денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Субъект преступления – физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах.
Уголовные санкции за такие преступления предусмотрены УК РФ в виде штрафа, в твердом размере в рублях или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период; ареста на определенный срок; лишения свободы на определенный срок.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АКТОВ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» лица, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Гражданско-правовая ответственность заключается в недействительности сделок, совершенных с нарушением положений актов валютного законодательства РФ (ст. 168 ГК РФ), и применении последствий недействительности таких сделок.
Административная ответственность предусмотрена за следующие нарушения валютного законодательства.
1. Осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании (п. 1 ст. 15.25 КоАП).
2. Нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ (п. 2 ст. 15.25 КоАП).
3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки (п. 3 ст. 15.25 КоАП).
4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 4 ст. 15.25 КоАП).
5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 5 ст. 15.25 КоАП).
6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (п. 6 ст. 15.25 КоАП).
7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме (п. 7 ст. 15.25 КоАП).
Уголовная ответственность за совершение незаконных действий с валютными ценностями наступает:
– за контрабанду валютных ценностей, т. е. их перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК);
– невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте (ст. 193 УК).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Таможенным кодексом за нарушения требований таможенного законодательства предусмотрено, что лица, допустившие такие нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Административная ответственность: КоАП устанавливает ответственность за совершение следующих правонарушений:
– незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ (ст. 16.1 КоАП);
– недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП);
– несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ (ст. 16.3 КоАП);
– недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (ст. 16.4 КоАП);
– нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП);
– непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 16.6 КоАП);
– представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7 КоАП);
– причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП);
– недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них (ст. 16.9 КоАП);
– несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП);
– уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (ст. 16.11 КоАП);
– несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений (ст. 16.12 КоАП);
– проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа (ст. 16.13 КоАП);
– нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций (ст. 16.14 КоАП);
– непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП);
– нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16 КоАП);
– представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17 КоАП);
– невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП);
– несоблюдение таможенного режима (ст. 16.19 КоАП);
– незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами (ст. 16.20 КоАП);
– незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или)транспортных средств (ст. 16.21 КоАП);
– нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП);
– незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23 КоАП).
Уголовная ответственность. УК РФ в ст. 188.
«Контрабанда» установлена ответственность за нарушение таможенного законодательства. Контрабанда – перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.