Система исполнительной власти
Система органов исполнительной власти в РФ — это совокупность органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ. Она имеет вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.
Согласно Конституции (ст.ст. 71-73) деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах ведения РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов Федерации и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ. К ведению РФ отнесено установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.
Единая система исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 77 Конституции) 2. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.
В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по своим вопросам действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя РФ, ФКЗ,ФЗ. В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:
- руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ);
- органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).
- Виды органов исполнительной власти.
В соответствии с федеративным государственным устройством различаются
1. федеральные органыисполнительной власти — основы статуса федеральных органов исполнительной власти определены указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти» Это — а) правительства; б) советы министров, имеющие статус правительств; в) министерства; г) государственные комитеты; д) комитеты; е) службы; ж) главные управления, управления; з) инспекции; и) агентства; к) департаменты; л)
2. органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. – Администрации.( Органами этих администраций являются департаменты, главные управления (управления), отделы. Перечни и формы органов администраций определяются субъектами самостоятельно).
По характеру компетенции
1. Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся правительства, администрации субъектов Российской Федерации и др.
2. Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др.
3. Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер, управления. (например. Министерство промышленности Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например. Российское агентство по патентам и товарным знакам).
4. Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств).
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются
1.коллегиальные — решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, это правительства, многие государственные комитеты,
2. единоначальные — решающая власть по всем вопросамих компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю, это министерства, администрации краев, областей.
Содержание
- Понятие и виды органов исполнительной власти
- Понятие и принципы построения системы органов исполнительной власти
- Система федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации
- Правительство РФ
- Президент РФ
- Органы местного самоуправления как субъекты административного права
- Понятие и сущность системы исполнительных органов государственной власти
- Место правительства в системе органов исполнительной власти
- Иные федеральные органы исполнительной власти
- Территориальные органы исполнительной власти
Понятие и виды органов исполнительной власти
Орган исполнительной власти — учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.
Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией) и юридически (компетенция не производна от компетенции иного органа).
Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ и рядом нормативно-правовых актов.
Органы исполнительной власти:
- самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;
- обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;
- их деятельность носит подзаконный характер;
- находятся на бюджетном финансировании.
Виды органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков:
1. В зависимости от государственного устройства:
- федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);
- органы исполнительной власти субъектов Федерации.
2. По организационно-правовым формам:
3. По характеру компетенции выделяют:
- органы исполнительной власти общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);
- органы исполнительной власти отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения);
- органы исполнительной власти межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);
- органы исполнительной власти внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.
4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:
- единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;
- коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.
Понятие и принципы построения системы органов исполнительной власти
Система органов исполнительной власти — совокупность органов исполнительной власти и система их взаимоотношений, построенная на основе разграничения компетенции между ними.
Система органов исполнительной власти строится и функционирует на основе следующих принципов:
федерализма, который отражается:
а) на структуре системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ);
б) на юридическом положении органов исполнительной власти:
- определение компетенции органов исполнительной власти основывается на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации;
- законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;
- формой регулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти выступают административные соглашения, в результате которых федеральные органы исполнительной власти могут передать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;
сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы органов исполнительной власти, влияет на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация — сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти (в основном по предметам ведения РФ). Децентрализация — закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
Формой децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части полномочий территориальным органам, в результате чего центр решения общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места; законности, которая проявляется в обязанности всех органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, НПА субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.
Систему федеральных органов исполнительной власти, установление которой относится к ведению РФ, образуют:
- Правительство РФ;
- федеральные министерства (отраслевое управление);
- государственные комитеты, федеральные комиссии (межотраслевое управление);
- федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры (осуществляют специальные функции в установленных сферах ведения);
- иные федеральные органы исполнительной власти (напр., Управление делами Президента РФ).
Систему органов исполнительной власти субъектов Федерации образуют:
- высший орган исполнительной власти субъекта Федерации;
- иные органы исполнительной власти, формы которых определяются самими субъектами Федерации.
Система федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации
Особенности федеральных органов исполнительной власти:
- являются звеньями системы органов исполнительной власти;
- выполняют функции государственного управления в рамках своей компетенции;
- подчиняются требованиям Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента и Правительства РФ;
- руководители несут персональную ответственность за выполнение возложенных задач.
Классификация федеральных органов исполнительной власти.
1. По характеру деятельности:
- министерства: осуществляют различные виды деятельности, управление, регулирование и координацию в соответствующей области (отраслевые и межотраслевые);
- государственный комитет, федеральная комиссия — осуществляют межотраслевую координацию, функциональное регулирование по вопросам их ведения;
- федеральная служба, российское агентство, федеральный надзор — осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции.
Таким образом, можно выделить органы: осуществляющие руководство отраслями; занимающиеся межотраслевым регулированием, координацией; контроля надзора; органы по определенным проблемам.
2. По подчинению:
- в ведении Правительства РФ (большинство), которое утверждает положения об этих федеральных органах исполнительной власти и назначает руководителей; — подчиненные Президенту РФ (Министерство обороны, внутренних дел, ФСБ и др.), который имеет аналогичные полномочия.
3. По способу решения подведомственных вопросов:
- — единоначальные (министерства, некоторые другие федеральные органы исполнительной власти), но может образовываться коллегия. Она рассматривает наиболее важные вопросы деятельности, принимает решения большинством членов. В случае разногласий министр проводит в жизнь свое решение;
- коллегиальные (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы/надзоры, российские агентства): образуются коллегии в составе руководителя органа, его замов, руководящих работников. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.
Система органов исполнительной власти субъектов Федерации определяется ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и законодательством субъекта Федерации:
- во главе — высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, который возглавляется руководителем этого органа либо высшим должностным лицом субъекта Федерации (президентом, главой субъекта Федерации);
- органами общей компетенции являются правительства республик, администрации в иных субъектах Федерации;
- органы отраслевой и межотраслевой компетенции — министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления, департаменты, отделы.
Правительство РФ
Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти.
Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.
1. Правительство РФ — это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти РФ и издает административно-правовые акты от своего имени.
Состав Правительства РФ, порядок его формирования, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоотношения с Президентом РФ и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ.
Согласно ст. 110 Конституции РФПравительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Председатель Правительства РФ обладает особым статусом:
- возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу;
- представляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;
- ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;
- подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.
2. Конституция РФ предусматривает следующие полномочия Правительства РФ:
- разработку и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
- проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- управление федеральной собственностью;
- реализацию мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ;
- обеспечение законности, прав и свобод граждан;
- охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью;
- иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Президент РФ
Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.
Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:
- непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);
- косвенно (через Правительство РФ).
В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий:
- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
- принимает решение об отставке Правительства РФ;
- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
- формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;
- формирует Администрацию Президента РФ;
- назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
- вносит законопроекты в Государственную Думу;
- подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
- издает указы и распоряжения;
- может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации;
- вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Органы местного самоуправления как субъекты административного права
Местное самоуправление — гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (ОМС) вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления — это выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей, глава местного самоуправления). Создание ряда органов местного самоуправления обязательно в силу указания закона, другие же могут создаваться в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Представительные органы — выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Работают на непостоянной основе, созываются главой муниципального образования.
Исключительная компетенция представительных органов:
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц.
Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, которое возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на муниципальной территории. Избирается гражданами, проживающими на соответствующей территории, или представительным органом, которым он подотчетен.
Иные органы местного самоуправления образуются на основании устава муниципального образования.
Правовой статус органов местного самоуправления (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):
- не входят в систему органов государственной власти;
- могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств;
- основы статуса, полномочия, структура установлены законом;
- могут вступать в различные, в том числе административно-правовые, отношения;
- принимают по вопросам своего ведения правовые акты;
- наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения;
- общие принципы, гарантии МС не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти;
- решения органов местного самоуправления могут быть отменены только принявшими их органами или признаны недействительными по решению суда (обязанность отменить данный акт возлагается на субъектов, их принявших).
Предусматривается возможность участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления (на территориях, не являющихся муниципальными образованиями).
Классификация органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти
Орган исполнительной власти — это политическое учреждение, созданное для осуществления функций этой власти и наделенное с этой целью государственно-властными полномочиями.
Органы исполнительной власти обособлены:
1. Организационно, т.е. они не входят в состав какой-либо иной организации, не являются ее структурными подразделениями.
2. Функционально, т.е. их главное предназначение – осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в экономической, политической, социальной сферах.
3. Юридически, т.е. эти органы имеют свою компетенцию, закрепленную в нормативно-правовых актах и не производную от компетенции какого-либо иного органа.
1. В соответствии с федеративным государственным устройством различают:
— Федеральные органы исполнительной власти.
— Органы исполнительной власти субъектов РФ.
2. По организационно-правовым формам различают:
— Правительство.
— Советы министров, имеющие статус правительств.
— Министерства.
— Агентства.
— Службы.
— Комитеты.
— Главные управления.
— Управления.
— Инспекции.
— Департаменты.
— Администрации.
— Мэрии.
— Отделы и т.д.
3. По характеру компетенции выделяют:
— органы общей компетенции;
— органы отраслевой компетенции;
— органы межотраслевой компетенции;
— органы внутриотраслевой компетенции.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей или сфер управления, осуществляя там экономическое и социальное развитие.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями.
Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные для всех отраслей и сфер управления функции.
Органы внутриотраслевой компетенции – руководят в рамках отрасли порученным участком работ.
4. По прядку разрешения подведомственных вопросов различают:
— Единоначальные органы.
— Коллегиальные органы.
Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам данного органа принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Например – министерства, администрация субъекта РФ.
Коллегиальными являются органы, в которых приоритет принятия решений принадлежит группе лиц. В таких органах решения принимаются большинством членов в сочетании с персональной ответственностью за исполнение принятых решений и руководство полученным участком работ.
Сочетание единоначальных и коллегиальных органов выражается в функционировании коллегий при единоначальном органе. По статусу коллегии относятся к совещательным органам, решения которых воплощаются в жизнь приказами и распоряжениями руководителя. В состав коллегии, как правило, входят руководители соответствующего органа и их заместители.
5. Правительством могут создаваться:
— консультативные органы в виде Совето. Решения этих органов реализуются посредством подписания решений правительства;
— координационные органы – в виде комиссий со статусом правительственных и межведомственных.
Правительственные комиссии создаются для рассмотрения и подготовки вопросов по общегосударственным проблемам.
Межведомственные комиссии, рассматривают вопросы, требующие межведомственной, межотраслевой координации.
Создаваемые Правительством РФ консультативные и координационные органы занимают особое организационно-правовое положение, т.к. являются вспомогательными органами органов исполнительной власти.
Система органов исполнительной власти РФ создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области (области исполнительной власти) между РФ и е субъектами:
— К ведению РФ относят установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации, деятельности, формирования федеральных органов исполнительной власти.
— В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы государственных органов государственной власти РФ.
— В ведении субъектов РФ находится установление системы органов исполнительной власти субъектов РФ, порядок их организации и деятельности в соответствии с федеральными законами.
Система органов исполнительной власти – это их совокупность и взаимосвязи.
Структура органов исполнительной власти – это их внутреннее устройство и организация.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти” в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Понятие и сущность системы исполнительных органов государственной власти
Определение 1
Система исполнительных органов государственной власти – это административная ветвь власти, ответственная за реализацию исполнительно-распорядительной и организационной функций государственного управления.
Система исполнительных органов государственной власти характеризуется высоким уровнем разветвленности и подчиненных друг другу органов государственного управления.
Место правительства в системе органов исполнительной власти
Место высшего органа государственного управления исполнительного характера занимает Правительство России.
Правительство России представляет собой орган коллегиального типа, находящийся во главе единой системы российской исполнительной власти. Правовые основы функционирования Правительства России составляют положения российской Конституции и Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации».
Состав российского правительства формируется Президентом с учетом следующих положений:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Система исполнительных органов государственной власти 490 руб.
- Реферат Система исполнительных органов государственной власти 280 руб.
- Контрольная работа Система исполнительных органов государственной власти 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- во-первых, глава Правительства, то есть его Председатель, назначается по согласованию с Государственной Думой;
- во-вторых, заместителей председателя и федеральных министров назначают в соответствии с предложением главы Правительства.
Президент обязан вносить предложение относительное кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу в течении двух недель после своего вступления в должность или отставки Правительства. При отклонении внесенной кандидатуры Президенту дается неделя на ее замену.
Формирование системы органов исполнительной власти – это предмет совместного ведения Президента страны и главы Правительства. Предложения относительно структуры исполнительной власти федерального уровня представляются главой Правительства Президенту в течение недели после назначения Председателя Правительства.
Председателю правительства назначаются три заместителя – первый, второй заместитель и Министр обороны.
К полномочиям Правительства России относятся следующие:
- во-первых, разработка, представление в низшую палату Парламента и исполнения федерального бюджета;
- во-вторых, формирование и реализация внешней и внутренней политики государства;
- в-третьих, осуществление регулирования социально-экономической составляющей жизнедеятельности населения страны;
- в-четвертых, координация и контроль функционирования исполнительных органов государственной власти;
- в-пятых, разработка и организация реализации целевых государственных программ и прочее.
Российское правительство наделяется специальными полномочиями в различных сферах жизнедеятельности населения страны, наделяется правом издания правовых актов, имеющих обязательный статус к исполнению на территории государства. Посредством средств массовой информации Правительство обеспечивает информированность общества относительно своей деятельности. Оперативное решение вопросов возлагается на Президиум Правительства, осуществляющий свою работу в форме заседаний.
Иные федеральные органы исполнительной власти
Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, выступающие в качестве федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление функций по разработке политики государства и нормативно-правовому регулированию определенные сферы деятельности. Во главе федеральных министерств находятся федеральные министры, включаемые в состав российского Правительства.
Замечание 1
Помимо этого в систему федеральных органов исполнительной власти включаются федеральные службы, федеральные агентства и ведомства.
Территориальные органы исполнительной власти
Федеральными органами исполнительной власти осуществляется формирование территориальных органов исполнительной власти.
При формирование органов исполнительной власти следует учитывать требования статей Конституции России относительно республиканской формы правления, единства государственного управления, принципа разделения властей и самостоятельности органов государственного управления, а также исключения органов муниципального управления из системы государственной власти.
Формирование территориальных органов исполнительной власти на территории государства подчиняется следующим принципам:
- во-первых, обязательность вхождения главы территорий в структуру исполнительной власти;
- во-вторых, обязательность наличия органа общей компетенции регионального уровня;
- в-третьих, подотчетность исполнительных органов власти законодательным и представительным органам в отношении исполнения регионального законодательства;
- в-четвертых, обеспечение организационно-правовой самостоятельности территориальных органов исполнительной власти и так далее.
На региональном уровне система органов исполнительной власти отличается достаточным разнообразием, как и структурно-функциональные взаимосвязи между ними.
В общем виде структуру исполнительной власти регионального уровня можно представить следующим образом:
- во-первых, глава исполнительной власти, в качестве которой выступают президенты республик, губернаторы, глава администрации и прочие;
- во-вторых, исполнительные органы государственной власти, наделенные общей компетенцией. В качестве таких органов выступают администрации или правительства региона;
- в-третьих, органы исполнительной государственной власти, наделенные специальной компетенцией отраслевого или межотраслевого характера;
- в-четвертых, территориальные органы исполнительной власти, наделенные общей компетенцией, но действующие в пределах отдельных образований административно-территориального типа и административных округов;
- в-пятых, территориальные органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией и выступающие в качестве структурных подразделений органов общей компетенции или отраслевых и межотраслевых органов регионального уровня.