Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Система национальный счетов

22.06.2020 by admin

ВВЕДЕНИЕ

В рамках экономической теории макроэкономика представляется совокупностью укрупненных экономических показателей. Предметом макроэкономического анализа является обнаружение зависимости между макроэкономическими показателями.

Выделяют следующие макроэкономические проблемы: проблема занятости; величина производимого национального дохода; динамика делового цикла; природа инфляции; мировое хозяйство; экономический рост.

Основные параметры макроэкономики количественно измеримы, поэтому макроэкономические модели принимают вид математических уравнений. Макроэкономические модели носят сбалансированный характер, который предполагает, что на всех рынках обеспечивается равенство объемов производства и продажи, доходов и расходов, совокупного спроса и совокупного предложения. Хотя в реальности такое макроэкономическое равновесие недостижимо, стремление к равновесному состоянию отличает макроэкономику от микроэкономики. Если временное неравновесие на микрорынке обеспечивает превосходство или покупателю, или продавцу, то в макроэкономике такое неравновесие приносит обществу только убытки. Таким образом, только сбалансированность может обеспечить макроэкономическую эффективность.

В данном учебном пособии изложена теория по основным темам макроэкономики, обобщающие труды зарубежных и российских ученых по экономической теории. Рассматриваемое учебное пособие позволит самостоятельно изучить отдельные вопросы, темы, выносимые на самостоятельное изучение, закрепить рассмотренный лекционный материал. С целью проверки полученных знаний в конце учебного пособия приведен один из вариантов тестовых заданий по макроэкономике.

Тема 1

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЪЁМ ПРОИЗВОДСТВА

1 Понятие национального производства и системы национальных счетов

2 Основные показатели системы национальных счетов и методы их расчета

Понятие национального производства и системы национальных

Счетов

Под национальным производством понимается совокупность всех сфер в стране, производящих товары и услуги. Измерение объёмов национального производства необходимо для анализа развития экономики страны и оценки перспектив её развития. Для этого применяют систему взаимосвязанных показателей, называемой системой национальных счетов.

Система национальных счетов (СНС) — балансовый метод комплексной взаимосвязанной характеристики экономических процессов и их результатов на основе системы макроэкономических показателей, объединённых в таблицы. Описывает наиболее важные аспекты экономического развития (производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода, формирование национального богатства).

Стандартная система национальных счетов разработана статистической комиссией ООН в 1953. Существенный вклад в разработку современной СНС был сделана американским экономистом Саймоном Кузнецом и английским экономистом Ричардом Стоуном. Попытки становления СНС предпринимались в Великобритании (1946 г.), во Франции (1949 г.), в США (1947 г.) В СССР в 60-е годы проводилась работа по составлению сводного материально-финансового баланса, практическое же использование в России относится к началу 90-х годов.

Первая версия СНС разработана международной комиссией ООН по международным стандартам СНС в 1952-1953 гг, вторая версия – в 1968, третья – 1993.

В 1993 году были внесены изменения в СНС в ООН. Использовался метод Хикса при подсчете ВВП. Несмотря на то, что в 1996 году методика СНС изменилась, в РФ используется методика 1993 года.

Национальные счета используются более чем в 100 странах мира. В России с 1988 показатель ВВП определяется по методике ООН. В СНС России выделяют 7 счетов для национальной экономики:

— счет продуктов и услуг,

— счет производства,

— счет образования доходов,

— счет распределения доходов,

— счет использования доходов,

— счет капитальных затрат,

— финансовый счет.

В основе системы национальных счетов лежат следующие основные принципы:

1) Валовой продукт и национальный доход страны производится как в сфере материального производства, так и в сфере услуг. При этом не учитываются нелегальные виды деятельности и ведение домашнего хозяйства.

2) В создании стоимости товаров и услуг наряду и наравне с трудом принимают участие земля, капитал и предпринимательская деятельность, т.е. все факторы производства.

Основными секторами экономики по системе национальных счетов являются:

а) нефинансовые предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке;

б) финансовые учреждения и корпорации – банки, страховые компании, инвестиционные фонды, основной функцией которых является финансовое посредничество;

в) правительственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение доходов и богатства и предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и отдельным лицам. Для них характерно бюджетное финансирование за счет взимаемых налогов и за счет доходов от собственности, которой они располагают;

г) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства – общественные, политические, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг участникам этих организаций. Финансируются за счет взносов, пожертвований, доходов от собственности;

д) домашние хозяйства, выступающие как потребители, так и предприниматели. Их доходом выступают заработная плата, доход от собственности, перераспределительные поступления, выручка от реализации продукции предприятий, принадлежащих домохозяйствам;

е) остальной мир – зарубежные производители и потребители.

Основные показатели системы национальных счетов и методы их расчета

Главным показателем при составлении национальных счетов является показательвалового национального продукта (ВНП).

ВНП – определяется как совокупная рыночная стоимость всего объёма конечного производства товара и услуг созданного в экономике за один год.

Чтобы избежать двойного счета при определении ВНП не учитывают промежуточную продукцию.

Промежуточная продукция – товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.

Под конечными продуктами понимаются товары и услуги, которые покупаются только для конечного использования, а не для перепродажи или дальнейшей переработки.

Также при определении ВНП кроме стоимости конечных продуктов можно учитывать сумму добавленных стоимостей.

Добавленная стоимость – разность между рыночной ценой изготовленного продукта и стоимостью потреблённого сырья и материалов для производства данного продукта.

Рассмотрим формирование добавленной стоимости.

Таблица 1.1 – Добавленная стоимость при пятистадийном производстве

Стадии производства Цена в расчете на один костюм, руб. Добавленная стоимость, руб.
1 стадия — овцеводческая ферма 60-0=60
2 стадия — шерстеперерабатывающее предприятие 100-60=40
3 стадия — швейная фабрика 125-100=25
4 стадия — оптовый продавец 175-125=50
5 стадия — розничный продавец 250-175=75
ИТОГО

Таким образом, при расчете ВНП учитывается стоимость только конечного продукта (250, а не 710 руб.) или сумма добавленных стоимостей (также составляющая 250 руб.).

При расчёте ВНП не учитываются следующие сделки:

а) финансовые сделки;

б) продажа подержанных товаров.

а) К финансовым сделкам относятся:

— государственные трансфертные платежи,

— частные трансфертные платежи,

— сделки с ценными бумагами.

Государственные трансфертные платежи представляют собой выплаты государством пособий нуждающимся лицам (пенсии по старости, по инвалидности, на льготных условиях, пособия по безработице, детские пособия). Их особенностью является то, что получатели в ответ на эти выплаты не вносят какого – либо вклада в создание текущего объёма производства.

К частным трансфертным платежам относятся подарки и материальная помощь, оказываемая одними людьми другим людям. Данные выплаты являются лишь актом передачи средств от одного частного лица другому, а не результатом производства, поэтому их не учитывают при расчете ВНП.

Сделки с ценными бумагами представляют собой куплю – продажу акций, облигаций, т.е. обмен денежными активами. Данные сделки напрямую не предполагают увеличения текущего производства.

б) Сделки по продаже подержанных товаров не отражают текущего производства и поэтому не учитываются при расчете ВНП.

Выделяют два способа расчета ВНП:

1) по доходам;

2) по расходам.

Согласно первому подходу (по расходам) ВНП определяется как сумма всех расходов необходимых для того, чтобы выкупить на рынке весь объём производства.

По второму подходу (по доходу) ВНП определяется как доход полученный или созданный в процессе производства всего объёма продукции в данном году.

Таблица 1.2 — Способы расчета ВНП

Расчет по расходам: Расчет по доходам:
1. Личные потребительские рас­ходы. 2. Валовые частные внутренние инвестиции. 3. Государственные закупки товаров и услуг. 4. Чистый экспорт. 1. Амортизация (или отчисления на потребленный капитал). 2. Косвенные налоги на бизнес. 3. Вознаграждение за труд: — заработная плата; — отчисления на социальные нужды; 4. Рентные платежи. 5. Процент за капитал. 6. Прибыль корпораций: — налог на прибыль; — дивиденды; — нераспределенная прибыль. 7. Доход от собственности.

Рассмотрим элементы расчета ВНП по расходам.

1К личным потребительским расходам относятся расходы домохозяйств на покупку товаров текущего потребления, на покупку товаров длительного потребления, на покупку услуг.

2Валовые частные внутренние инвестиции включают расходы частных компаний на конечную покупку машин, оборудования, станков, на строительство зданий и сооружений, на покупку нематериальных активов, учитывают изменение запаса продуктов. Частные инвестиции – расходы частных компаний.

Валовые инвестиции включают производство всех инвестиционных товаров, предназначенных для замещения машин, оборудования и сооружений, которые были потреблены в ходе производства в текущем периоде с учетом покупки новых инвестиционных товаров, то есть валовые инвестиции включают в себя чистые инвестиции и амортизацию.

ВИ = ЧИ + А,

где ВИ – валовые инвестиции;

ЧИ – чистые инвестиции;

А – амортизационные отчисления.

3Государственные закупки товаров и услуг включают все государственные расходы федерального, регионального и местного уровня управления на конечную покупку товаров и услуг, и факторов производства.

4 Чистый экспорт – это разность между экспортом и импортом.

Рассмотрим элементы расчета ВНП по доходам.

1 Амортизация – это отчисления, производимые в текущем периоде на покупку в будущем периоде новых инвестиционных товаров, взамен потребленных в процессе производства ВНП данного года. Другими словами амортизация – это процесс планомерного возмещения износа основных производственных фондов путем перенесения утраченной ими стоимости на стоимость изготавливаемой продукции.

2 Косвенные налоги на бизнес – налоги, добавленные к цене продукта и рассматриваемые предприятиями как издержки производства, например, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины, лицензионные платежи и т.д.

3 Вознаграждение за труд включает заработную плату, отчисления на социальные нужды, рассчитываемые от заработной платы.

При применении тарифной системы оплаты труда выделяют следующие формы:

— сдельная форма оплаты труда;

— повременная форма оплаты труда.

Сдельная форма оплата труда позволяет установить размер заработной платы работника зависимости от объема выполненной работы и общем виде величина заработной платы (Зт) определяется:

Зт=R∙Q, (1)

где R – расценка за единицу работ;

Q – объём выпущенной продукции.

Повременная форма характеризуется тем, что заработная плата работника начисляется в зависимости от количества отработанного времени и соответствующей тарифной ставки.

В общем виде заработная плата при повременной форме оплаты труда определяется:

ЗТ=СТ∙Тф, (2)

где СТ – часовая или дневная тарифная ставка

ТФ – фактически отработанное время соответственно в часах или в днях.

Отчисления на социальные нужды (страховые взносы) представляют собой следующие отчисления:

— в пенсионный фонд,

— в фонд обязательного медицинского страхования,

— в фонд социального страхования,

— отчисления, производимые на добровольной основе для предприятий, по страхованию своих работников от несчастного случая на производстве.

Отчисления от заработной платы на социальные нужды рассматриваются как часть издержек предпринимателей, связанных с наймом рабочей силы, и поэтому учитываются как компонент общих затрат компании на выплату заработной платы.

4 Рента – это цена за использование землей и другими природными ресурсами, предложение которых ограничено по причине их невоспроизводимости.

5 Процент за капитал – это денежный доход тех, кто предоставляет денежный капитал. Доход по проценту рассчитывают по формуле сложных процентов. Например, ставка дохода по капиталу за 1 месяц составляет 10%. За три месяца ставка дохода составит:

1) при использовании принципа формулы простых процентов – 30 %

3 · 10% = 30%

2) при использовании формулы сложных процентов — 33,1 %

1,13 · 100 — 100 = 33,1%.

Выделяют номинальную и реальную ставку процента.

Номинальная ставка – текущая рыночная процента без учета темпов инфляции.

Реальная ставка — это номинальная ставка без учета ожидаемых предполагаемых темпов инфляции.

,

где rр – реальная ставка процента;

Irн – индекс номинальной ставки процента;

Iц – индекс цен.

6 Прибыль предприятий. В общем виде прибыль предприятий используется по следующим направлениям:

— во-первых, выплачивается государству налог на прибыль;

во-вторых, акционерам выплачиваются дивиденды (в случае функционирования акционерного общества);

-в-третьих, оставшаяся часть, называемая нераспределенной прибылью, используется предприятием по собственному усмотрению.

7 Доход от собственности – это чистый доход предприятий, находящихся в частной собственности.

В связи с тем, что ВНП представляет собой стоимостной показатель, то выделяют номинальный и реальный ВНП.

Номинальный ВНП – показатель, измеренный в текущих ценах.

Реальный ВНП – показатель, измеренный в неизменных ценах, т.е. в ценах одного года.

Реальный ВНП определяется как отношение номинального ВНП и индекса цен, выраженное в процентах:

,

где ВНПР, ВНПН – соответственно реальный ВНП и номинальный ВНП.

Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает увеличение ВНП за счет роста цен и называется ВНП-дефлятор.

Следующий показатель системы национальных счетов — валовой внутренний продукт (ВВП).Методика расчета валового внутреннего продукта аналогична методике расчета ВНП. Отличия в том, что при расчете ВВП учитываются стоимость конечных товаров и услуг, созданных в экономике за один год предприятиями, находящимися на территории данной страны, независимо от того, кто является собственником предприятий. А при расчете ВНП учитываются стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за один год национальными компаниями, независимо от их местоположения: внутри страны или за ее пределами.

Способы расчета ВВП аналогичны способам расчета ВНП. Для расчета ВВП на основе ВНП прибавляют платежи, идущие за границу (Пу) и вычитают платежи, полученные из-за границы (Пп).

Если платежи, полученные из-за границы, будут превышать платежи, идущие за границу, то ВНП > ВВП.

Если же платежи, идущие за границу, превышают сумму платежей, поступающих из-за рубежа, то ВВП > ВНП. Данная ситуация свидетельствует о том, что иностранная собственность играет значительную роль в развитии экономики данной страны.

Рассмотрим следующий показатель системы национальных счетов — чистый национальный продукт (ЧНП).

Показатели ВВП или ВНП как измерители валового производства имеют один недостаток: присутствует элемент двойного счета – амортизация, т.е. учитывается сумма отчислений, производимых в текущем периоде для покупки новых инвестиционных товаров в будущем периоде. Если вычесть амортизацию из ВНП, то получим показатель чистого национального продукта.

ЧНП = ВНП — А

ЧНП можно рассчитать по доходам и по расходам.

При расчете ЧНП по расходам учитывается сумма следующих элементов:

— личные потребительские расходы;

— чистые инвестиции;

— государственные закупки товаров и услуг;

— чистый экспорт.

При расчете ЧНП по доходам учитывается сумма элементов пунктов со 2 по 7 таблицы 1.2: , т.е. сумма следующих элементов: косвенные налоги на бизнес, вознаграждение за труд, рентные платежи, процент за капитал, прибыль корпораций, доход от собственности.

Следующий показатель системы национальных счетов — национальный доход.Национальный доход представляет собой величину дохода поставщиков ресурса за предоставленные ими факторы производства (землю, рабочую силу, управленческие навыки), с помощью которых создается чистый продукт данного года. Национальный доход можно определить по одному из способов:

1способ: На основе ЧНП, как разность между ЧНП и косвенными налогами на бизнес.

НД = ЧНП — НК ,

где НК — косвенные налоги на бизнес.

Косвенные налоги вычитают потому, что государство прямо ничего не вкладывает в ответ на получаемые косвенные налоги, т.е. государство не может рассматриваться как поставщик ресурсов.

2 способ как сумма элементов пунктов с 3 по 7 по доходам таблицы 1.2, т.е. сумма следующих элементов: вознаграждение за труд, рентные платежи, процент за капитал, прибыль корпораций, доход от собственности.

Следующим показателем системы национальных счетов является личный доход.Личный доход – доход, полученный домохозяйствами в течение рассматриваемого года. Между национальным и личным доходом существуют следующие отличия:

во-первых, часть национального дохода (отчисления на социальные нужды, налоги на прибыль предприятий и нераспределенная прибыль) фактически не попадает в домохозяйства;

во-вторых, часть дохода, которая попадает в домохозяйства (трансфертные платежи), не является результатом труда.

Таким образом, личный доход можно рассчитать по одному из следующих способов:

1 способ: на основе национального дохода:

2 способ: как сумма следующих элементов: заработная плата, рентные платежи, процент, дивиденд, доход от собственности, трансфертные платежи.

Следующим показателем системы национальных счетов выделяютрасполагаемый доход.Как правило, личный доход не находится в полном распоряжении домохозяйств, так как ими уплачиваются индивидуальные налоги: подоходный, налог на личное имущество, налог на землю, налог с наследства, налог с владельцев транспортных средств и т.д. Таким образом, располагаемый доход(Др) есть разность между личным доходом (Дл) и индивидуальными налогами(Ни).

,

Основные социально-экономические показатели РФ приведены в таблице 1 приложения А, динамика валового внутреннего продукта показана в таблице 2 приложения А.

Тема 2

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 14

Задачи СНС:

1. исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности в рамках регионов и государства;

2. исследование динамики макроэкономических показателей;

3. анализ макроэкономических пропорций;

4. принятие управленческих решений с целью сбалансирования доходов и расходов на уровне государства.

Основополагающим в СНС является балансовый метод, согласно которому показатели, характеризующие изучаемое явление как бы с разных сторон, балансируются (сопоставляются) между собой. Такой подход наряду с тем, что дает большие преимущества с точки зрения разносторонности анализа, заключает в себе также контрольную функцию. Если величины, характеризующие одно явление с нескольких сторон и рассчитанные на основании различных источников информации, совпадают, то вероятность ошибки невелика. В то же время при отсутствии всей необходимой первичной информации некоторые показатели можно рассчитать балансовым методом, т.е. исходя из величины, уже рассчитанной альтернативным путем.

Технически балансовый метод реализуется благодаря применению принятого в бухгалтерском учете принципа двойной записи. Этот принцип основан на том, что большинство операций предполагает участие двух институциональных единиц. Операция должна отражаться дважды в счетах каждого участвующего в сделке объекта. В отличие от микроэкономического бухгалтерского учета в СНС по кредиту счёта отражаются ресурсы, а по дебету – использование ресурсов. Если использование ресурсов не равно их наличному объёму, то в активе счёта вводится балансирующая статья, выражающая разность между ресурсами и их использованием. Балансирующие статьи имеются во всех счетах, и хотя они получаются расчетным путем, т.е. не на основании первичной статистической информации, имеют собственное макроэкономическое значение. На основании принципа двойной записи построены все таблицы, применяемые в СНС. В основном в СНС используют два типа таблиц: счета и балансовые таблицы. Счета используются для отражения потоков, балансовые таблицы – для отражения активов и обязательств.

Все показатели счетов и балансовых таблиц строятся исходя из следующих общих правил оценки и учета, обязательных для расчета всех показателей.

Время регистрации сделки. Сделки должны отражаться исходя из принципа двойной записи одновременно в счетах обоих ее участников. При этом возникает вопрос, что именно считать временем совершения сделки. Любая сделка характеризуется двумя моментами, которые могут совпадать, а могут и не совпадать во времени. Во-первых, должна иметь место физическая передача экономических активов от одной единицы к другой, во-вторых, должно быть зафиксировано изменение прав собственности. Так, в случае осуществления какого-либо платежа моментом сделки можно считать момент признания плательщиком законности требований, т.е. принятия на себя определенных финансовых обязательств, выражающихся, например, в факте подписания плательщиком чека, или момент фактической оплаты. Права собственности передаются в момент подписания чека, а физические деньги могут быть перечислены позже. В первом случае используется так называемый принцип начислений, во втором случае – принцип фактической выплаты. Для отражения операций в СНС применяется принцип начисления, т.е. учет операций по начисленным, а не по фактическим полученным суммам.

Общие принципы стоимостной оценки операций. Сделки должны отражаться в счетах обоих участников по одной стоимости. Операции оцениваются по фактической цене, оговоренной ее участниками, т.е. по рыночной цене. При отсутствии рыночных цен (например, при предоставлении нерыночных услуг) стоимостная оценка проводится на основании издержек либо исходя из рыночных цен на аналогичные блага и услуги. Внутренние операции, такие как поступление произведенной продукции на склад в виде запасов, также оцениваются по рыночным ценам.

Активы и пассивы теоретически должны быть оценены не в первоначальных, а в текущих ценах на момент построения балансовых таблиц в СНС. Здесь делается допущение, что активы и пассивы непрерывно переоцениваются, хотя фактически это происходит лишь периодически. Ориентиром для такой непрерывной переоценки может являться рыночная цена, по которой аналогичные активы могут быть куплены или проданы в настоящее время.

Основные виды цен. При стоимостной оценке операций с товарами и услугами существуют различные методы учета налогов на продукты, субсидий, а также торговых и транспортных наценок. Для обеспечения целостности СНС в счетах должны использоваться согласованные цены.

В СНС используются цены производителей (которые могут быть рыночными и основными) и рыночные цены потребителей (цена конечного потребителя).

Основная цена – это цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, исключая любые налоги на продукты и включая субсидии на продукты (кроме субсидий на импорт).

Рыночная цена производителя – цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, включая налоги на продукты (кроме невычитаемого НДС и налогов на импорт) и исключая субсидии на продукты.

Основные цены могут быть выше или ниже рыночных цен производителей в зависимости от того, субсидируется ли данный вид благ или услуг или нет. Например, если проезд на городском транспорте субсидируется, то основная цена такой услуги выше рыночной. В то же время рыночные цены на спиртные напитки значительно выше основных цен, поскольку этот продукт облагается высокими налогами.

Выпуск продукции рекомендовано оценивать в основных ценах, чтобы исключить влияние субъективных факторов (таких как ставки налогообложения) на структуру этого макроэкономического показателя. Обычно выпуск отдельных отраслей отражается в основных ценах, затем к итогу прибавляются налоги на продукты, вычитаются субсидии и, таким образом, итоговый показатель оценивается по рыночной цене производителя.

Рыночная цена потребителя – это цена конечного покупателя, она включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и на импорт и не включает субсидии на производство и на импорт.

Эта цена используется для оценки ого) и содержит все фактические издержки пользователей на приобретение продукции, включая плату за юридическое оформление сделки.

Рыночные цены потребителей и рыночные цены производителей на конкретные виды товаров и услуг могут существенно различаться, но суммарные социально-экономические показатели, оцененные в этих ценах, равны, поскольку торговля, транспорт и сопутствующие услуги выступают при подсчете показателей производства отдельными строками и включаются, таким образом, в общий итог.

Связи цен можно представить в виде следующих схем:

1) Рыночная цена производителя = Цена конечного потребителя – НДС – Налоги на импорт – Торгово-транспортная наценка.

ЦП = ЦКП – НДС – НИ – ТТН (1.1)

2) Основная цена = Цена производителя – Налоги на продукты, включённые в цену производителя (за исключением НДС и налога на импорт) + Субсидии на продукты.

ОЦ = ЦП – НП + СП (1.2)

3) Цена конечного потребителя = Цена производителя + Налоги на производство и импорт – Субсидии на производство и импорт + Торгово-транспортная наценка.

ЦКП = ЦП + НП-воИ – СП-воИ + ТТН (1.3)

Например, предприятие получило выручку от реализации произведенной продукции в размере 400 усл. ед., в том числе НДС составил 80 усл. ед., предприятие уплатило налог на продукты в сумме 5 усл. ед., субсидии на продукты составили 3 усл. ед.

Выпуск товаров в ценах производителя:

ЦП = 400 – 80 = 320 усл.ед.

Выпуск товаров в основных ценах:

ОЦ = 320 – 5 +3 = 318 усл.ед.

Выпуск товаров в ценах конечного потребителя:

ЦКП = 320 + 80 + 5 – 3 = 402 усл. ед.

Функции СНС:

1. обеспечение информацией, необходимой для разработки, проведения и контроля за ходом реализации экономической политики государства;

2. обеспечение информацией, необходимой для экономического прогнозирования;

3. обеспечение научных исследований, нацеленных на лучшее понимание закономерностей развития национальной экономики, её структурных особенностей, возможности адаптации экономики к изменяющимся условиям мирного хозяйственного развития;

4. обеспечение информацией для сравнения экономики РБ с экономикой других стран в соответствии с международными соглашениями.

Вопрос 3. Основные понятия и определения СНС.

Как отмечалось ранее, СНС представляет собой международный статистический стандарт. Он определяет систему статистических показателей, отражающих процессы, протекающие на макроэкономическом уровне, и вызванные этим изменения активов и обязательств. СНС включает совокупность счетов, балансов и взаимоувязанных таблиц, базовые понятия, определения, класси­фикации и правила учета. Таким образом, методология СНС определяет не только, какие показатели должны быть построены, но и то, каким образом эти показатели должны быть рассчитаны. Конечно, конкретные методики расчета показателей сильно зависят от имеющейся базовой информации, технических возможностей статистической системы и других обстоятельств. В Республике Беларусь такие методики разрабатываются и утверждаются Национальным статистическим комитетом, в других странах они готовятся соответствующими национальными статистическим службами. Национальные методики могут различаться в деталях, однако должны быть полностью сопоставимы с точки зрения базовых принципов, правил учета и оценки. Только в этом случае показатели СНС разных стран будут сопоставимы между собой.

Помимо международной сопоставимости существует еще проблема внутренней методологической сопоставимости, СНС тесно связана с другими макроэкономическими моделями, такими как платежный баланс, государственный бюджет, финансовые модели. Категории, используемые в этих моделях, должны быть методологически однородными. Иными словами, понятия, например, валового внутреннего продукта (ВВП) в СНС и в государственном бюджете должны быть идентичными.

Требование внутренней методологической совместимости актуально и по отношению к самой СНС. Она состоит из многих таблиц и счетов, и важно, чтобы все показатели, содержащиеся в них, были построены исходя из одних и тех же принципов.

Объектом СНС является макроэкономика, т.е. совокупность резидентных институциональных единиц, занятых экономической деятельностью. Для того чтобы правильно охарактеризовать это явление, необходимо однозначно определить, что понимать под институциональными единицами; какие институциональные единицы называются резидентными, а какие – нерезидентными; что значит экономическая деятельность.

Существуют два основных подхода к определению элементарной единицы статистического наблюдения в экономике: отраслевой и институциональный. В СНС базовым является институциональный подход.

В соответствии с этим подходом, институциональная единица – это хозяйственная единица, которая имеет право владеть активами, принимать на себя обязательства и заниматься хозяйственной деятельностью и операциями с другими хозяйственными единицами. Каждая институциональная единица должна либо вести учет хозяйственной деятельности, включая балансовые ведомости по активам и обязательствам, либо иметь возможность вести его по мере необходимости. Существуют два вида институциональных единиц: физические лица или группы лиц, занятые в домашних хозяйствах, и юридические лица, представляющие корпорации, некоммерческие организации и государственные учреждения.

В настоящее время многие экономические операции носят международный характер. Например, транснациональные корпорации могут производить продукцию на своих заводах, расположенных за границей, банки и другие финансовые корпорации одновременно проводят финансовые операции на биржах многих стран и т.д. Поэтому возникают практические трудности, связанные с разграничением институциональных единиц, относящихся к экономике данной страны. Для решения этой проблемы вводится понятие резидентства.

Институциональная единица является резидентомтой или иной экономики, если она имеет центр экономического интереса на экономической территории этой страны. Само понятие центра экономического интереса довольно условно. Хозяйственная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещением или землёй на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода времени. Под длительным периодом обычно понимается один год, но это также достаточно-условно. Как правило, статистические органы на практике редко обладают совершенно точной информацией о каждой институциональной единице: где именно и на протяжении какого времени она дей­ствовала. Таким образом, решения об отнесении или не отнесении институциональных единиц к разряду резидентных принимаются в каждом конкретном случае исходя из принципа разумности.

Резидентами страны являются постоянные компании и банки и не являющиеся самостоятельными юридическими лицами филиалы и представительства нерезидентов.

Нерезидентами являются сотрудники иностранных посольств, иностранные студенты, военнослужащие, иностранные лица, находящиеся на лечении.

Экономическая территория – это географическая территория, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. Исключение составляет географическая территория страны, используемая другими странами (посольства, консульства и др.).

Большинство показателей СНС рассчитывается для внутренней экономики, т.е. для совокупности резидентных институциональных единиц.

Внутренняя (национальная) экономика представляет собой экономическую деятельность резидентов как на экономической территории страны, так и за её пределами.

Экономическая деятельность направлена на создание опреде­ленной выгоды для отдельных институциональных единиц, их групп или общества в целом.

Установленные рамки экономической деятельности относятся ко всем операциям экономического цикла, т.е. к производству, формированию и распределению доходов, расходам на конечное потребление и накопление. Наибольшее значение имеет определение границ производственной деятельности. В общем виде производство характеризуется как деятельность институциональной единицы, направленная на преобразование затрат в выпуск благ и услуг.

Под благамив СНС понимают материальные объекты, на которые существует спрос и могут быть установлены права собственности. Производство товара обособляется от его последующей продажи, перепродажи, потребления или накопления как во времени, так и в пространстве. Услуги не могут принимать форму материальных объектов, на которые могут быть распространены права собственности. Потребление услуг и их производство неотделимы друг от друга. Производственная деятельность по оказанию услуг обычно сводится к непосредственному воздействию на объект, потребляющий эти услуги, например его транспортировка.

Таким образом, товары– это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму, услуги – это результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности и имеющие как материальный, так и нематериальный характер.

Принимая во внимание общие характеристики товаров и услуг, можно дать следующее общее определение понятию производственной деятельности.

Производственная деятельность – это деятельность, выполняемая под контролем институциональной единицы, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для выпуска других товаров и услуг.

Исходя из общего определения производства в СНС форму­лируется определение границ производственной деятельности. Де­ятельность, рассматриваемая в СНС как производственная, включает в себя:

— производство всех товаров и услуг, предназначенных для продажи их по рыночным ценам производителем другим институциональным единицам для последующего потребления или накопления. Сюда входят также промежуточные товары и услуги, предназначенные для использования в процессе производства;

— производство товаров и услуг для нерыночного распределения, т.е. для безвозмездной передачи или для продажи по ценам, значительно ниже рыночных. В эту группу входят товары и услуги, предназначенные как для индивидуального, так и для коллективного пользования;

— производство товаров для собственного промежуточного и конечного потребления или накопления;

— производство жилищных услуг владельцами жилых помещений для собственного потребления и производство домашних и бытовых услуг наемной оплачиваемой прислугой.

Все множество экономических операций и вообще вся информация, относящаяся к экономике, отражается в национальных счетах с помощью определенных показателей. Применяются две основные формы отражения информации: потоки и запасы.

Показатели потоковотносятся к действиям и последствиям событий, которые имеют место на протяжении определенного периода времени (например, выпуск продукции, полученные доходы, про­изводственные расходы). Иными словами, это – интервальные показатели.Показатели запасовотражают состояние активов или обязательств на определенный момент времени, т.е. это – моментные показатели. Запасы тесно связаны с потоками, они образуются в результате потоков и меняются в зависимости от них. По сути дела, запасы формируются в процессе непрерывного частичного поступления и выбытия в течение периода, за который происходят изменения стоимости активов.

Потоки вызывают изменения в запасах (рисунок 1.1):

Рисунок 1.1 – Связь запасов и потоков.

Потоки могут выступать в виде денежных и неденежных операций, а также других потоков. К денежным операциямотносятся расходы на приобретение товаров и услуг, ценных бумаг, заработная плата наемных работников, проценты, дивиденды и рента, налоги, пособия по социальному страхованию в денежной форме и др. Эти операции могут быть двух типов. Первый тип – обмен,при котором одна сторона предоставляет другой товар, услугу или актив, получая взамен определенный эквивалент (большинство экономических операций, например продажа благ и услуг на рынке) (рисунок 1.2). Ко второму типу относятся так называемые трансферты, когда одна сторона, принимающая участие в сделке, передает другой стороне товары, услуги или активы, не получая взамен эквивалента. Примерами трансфертов служат налоги, выплата пенсий, пособий и т.д. (рисунок 1.3)

Рисунок 1.2 – Схема экономической операции

Рисунок 1.3 – Схема трансферта

К неденежным относятся операции, которые изначально не выражены в денежных единицах (например, бартер или выплата вознаграждения в натуральной форме). В натуральной форме могут осуществляться и трансферты (например, раздача продуктов пострадавшим от стихийных бедствий). Во всех случаях для отражения в национальных счетах такие операции должны быть оценены в денежной форме.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ Проект № 15-06-08932 А «Разработка региональной балансовой модели финансовых потоков с использованием методологии Системы национальных счетов».

Система национальных счетов сегодня занимает значимую позицию как в статистике, так и в экономике в целом. Она используется в большинстве стран-членов ООН в качестве статистической модели рыночной экономики. Особенно стоит отметить активное внедрение СНС в статистические системы развивающихся государств: с каждым годом разделы социально-экономической статистики включают в себя все больше элементов СНС.

СНС является общепризнанной системой показателей, с помощью которой оценивается уровень социально-экономического развития. Согласно основному документу – руководству по применению СНС – система национальных счетов состоит из последовательного, согласованного и интегрированного набора макроэкономических счетов, балансовых ведомостей и таблиц, основанных на наборе понятий, определений, классификаций и правилах подсчета .

История возникновения и развития СНС по своей сути является историей развития экономической мысли по весьма основополагающим вопросам, таким как определение сферы экономического производства, роли государства в экономике, значения факторов производства в создании стоимости, распределении и перераспределении доходов, определение важнейших категорий дохода и богатства. В процессе развития СНС и совершенствования ее методологии можно проследить и эволюцию в организации экономики стран, а также основные тенденции в развитии мировой экономики.

Термин «национальное счетоводство» был предложен голландским экономистом Ван Клиффом незадолго до начала Второй мировой войны, и прочно вошел в специализированную литературу. Весомый вклад в развитие СНС внесли Дж. Кейнс, Р. Стоун, В. Леонтьев, С. Кузнец, К. Кларк, А. Маршалл, Дж. Хикс и др. В литературе часто встречается мнение о том, что создателем СНС можно считать Дж. Кейнса. Авторы придерживаются альтернативной точки зрения по этому вопросу и склонны согласиться с исследователем Ю.Н. Ивановым, который считает невозможным выделить одного «изобретателя» СНС и отмечает существенный вклад каждого из выше названных экономистов в ее формирование .

Современная СНС представляет собой область знаний на стыке нескольких экономических дисциплин – политической экономии, экономической статистики, эконометрики и бухгалтерского учета.

В истории развития СНС принято выделять два этапа: довоенный (1929-1945 гг.) и послевоенный (после 1945 г.). В данной работе предлагается использовать расширенную и углубленную периодизацию для рассмотрения истории Системы национальных счетов. Выделим следующие периоды:

  1. XVII в. – 1929 г. – начальный этап изучения национального дохода. Уже в XVII-XVIII вв. в Европе появились работы, имеющие макроэкономическую направленность и подготовившие почву для возникновения СНС. Создателями таких трудов, к примеру, были выдающиеся английские экономисты В. Петти и Г. Кинг, которые в XVII – н. XVIII вв. впервые в истории экономической мысли провели оценку национального дохода Англии и Франции, положив, таким образом, начало статистическому изучению национального дохода. Отдельно заслуживает упоминания французский экономист XVIII в., возглавлявший школу физиократов, – Ф. Кенэ. Основная его заслуга – в составлении «Экономической таблицы» (прообраза современной СНС), в которой Кенэ попытался обобщить круговорот товаров и услуг для основных экономических секторов и классов общества. Это была попытка разобраться в механизме работы экономики в целом, а также представить весь процесс производства капитала как процесс воспроизводства. Однако, сфера экономического производства, по мнению Кенэ, включала только сельское хозяйство и добывающую промышленность, поскольку только в этих отраслях происходит создание стоимости. Поэтому таблица не была принята последователями этой идеи в ее изначальном виде.

Нельзя не упомянуть А.Смита в связи с историей национального счетоводства, поскольку его вклад в развитие концепции экономического производства был существенным. По его мнению, концепция охватывала кроме сельского хозяйства и добывающей промышленности отрасли обрабатывающей промышленности и другие производства товаров, но не охватывала услуги. Это связано с тем, что в представлении Смита в сфере услуг происходит только перераспределение и потребление . Эта концепция стала основой для создания системы макроэкономических показателей, применяемой в СССР – баланса народного хозяйства. В СНС же принимается более широкая концепция экономического производства, в которую включены и производство товаров, и производство услуг, то есть почти все виды деятельности, результаты которых удовлетворяют потребности общества.

Одному из первых обосновать широкую концепцию экономического производства удалость английскому экономисту А. Маршаллу, которому принадлежит идея анализа деятельности хозяйствующих субъектов. Маршалл сформулировал принцип исчисления национального дохода – сумма стоимости произведенных товаров за вычетом стоимости товаров, израсходованных в производстве, и амортизации основных фондов, плюс чистый доход от зарубежных инвестиций. Это определение сохранилось до наших дней практически в формулировке Маршалла.

  1. 1929 – 1939 гг. – Этап становления. В период Великой экономической депрессии 1929-1933 гг. остро обозначилась потребность органов государственной власти в информации, необходимой для определения экономической политики и принятия решений о регулировании рыночной экономики. Стало очевидно, что рыночная экономика сама по себе не обладает механизмами регулирования, соответственно, не в состоянии самостоятельно прийти в равновесие. Как следствие этого, многие исследователи пришли к выводу о необходимости принятия мер государственного регулирования. В наиболее отчетливой и последовательной форме свои идеи и методы регулирования предложил великий английский экономист Дж. Кейнс, опубликовав в 1936 году «Общую теорию занятости, процента и денег» . В этой работе, помимо всего прочего, он изложил принципы формирования необходимой для анализа и государственного регулирования экономики информации, тем самым заложив принципы СНС. Информация была представлена в виде системы взаимосвязанных показателей, куда входили общий доход, потребление, инвестиции, сбережение и др. Кейнс обратил внимание на то, что меры государственного регулирования, воздействуя на одни показатели, могут изменять другие показатели в нужном для себя направлении. Позже Кейнс сформулировал теоретико-методологические основы национального счетоводства, в связи с чем и упоминается в истории возникновения и развития СНС.

Большой вклад в прояснение ряда теоретических принципов расчетов национального дохода и разработки национальных счетов, а также в развитие статистики национального дохода и СНС внесли К. Кларк и С. Кузнец.

Одно из направлений в развитии экономической статистики, оказавшее существенное влияние на развитие национальных счетов, связано с именем выдающегося отечественного ученого – В.В. Леонтьева, эмигрировавшего из России в 1920-х гг. Он является автором метода межотраслевого баланса, известного сегодня под таблицами «Затраты-Выпуск». С помощью этих таблиц исследуются связи между отраслями экономики и между такими переменными, как, например, промежуточное потребление, конечный спрос и выпуск. Он дал математическое описание основным соотношениям межотраслевого баланса, сформулировал ряд математических уравнений, открывающих возможность, в том числе, и использования модели межотраслевого баланса в планировании и прогнозировании. За разработки в области межотраслевого баланса В.В. Леонтьев был удостоен Нобелевской премии по экономике.

  1. 1939-1953 гг. – этап активной работы над стандартизацией национального счетоводства. В послевоенный период наиболее развитые капиталистические страны нуждались в макроэкономической статистике, всесторонне отражающей аспекты экономических процессов, для разработки экономической политики в послевоенных условиях. Важной особенностью стало включение в формирующуюся систему совокупности данных о национальном богатстве, движении финансовых ресурсов, внешнеэкономических связях, блок межотраслевого баланса и др. Таким образом, эта информация была увязана с блоком данных о национальном доходе, экономический анализ получил новые возможности, позволяющие сопоставить данные о взаимосвязанных аспектах экономического процесса. Кроме того, активную роль в разработке национальных счетов стали играть существующие и вновь создаваемые международные организации, среди них ООН, МВФ и др. Внедряясь в этот процесс, они преследовали две цели – содействие в развитии этой статистики и унификация экономической основы для сбора и систематизации макроэкономических данных.

В 1947 г. был опубликован доклад ООН, содержащий формулировки важнейших принципов национального счетоводства. Доклад был по большей части написан Р. Стоуном, последователем Дж. Кейнса. Чуть позже – в 1951 г. – им же был подготовлен доклад для Организации европейского экономического сотрудничества (предшественница ОЭСР) под названием «Упрощенная система национальных счетов», где уже были приняты во внимание практические ограничения, связанные с получением макроэкономических данных. Годом позже свет увидел труд под названием «Стандартная система национальных счетов», где СНС была рассмотрена более детально, кроме того, был учтен опыт применения на практике «Упрощенной СНС — 1951».

  1. 1953-1993 гг. – период первых стандартов. Р. Стоун продолжал работать в области национального счетоводства и к 1953 г. под его руководством в ООН был представлен документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», традиционно считающийся первым международным стандартом ООН в области СНС. Этот документ довольно ощутимо отличался от предыдущих, поскольку был предназначен, в том числе, для развивающихся стран. Кроме того, было расширено определение сферы производства с целью включения многих нерыночных операций – собственное производство продуктов домохозяйствами, например. Тем не менее, и этот документ нуждался в основательных доработках: данный стандарт включал очень ограниченное число счетов, в рамках которых исчислялись наиболее важные макроэкономические показатели, не было предусмотрено счетов для отдельных секторов экономики, хотя их значимость была обозначена в докладе ООН еще в 1947 г. 15 лет понадобилось экономистам для подготовки нового стандарта в области национального счетоводства, и в 1968 г. он был одобрен Статистической комиссией ООН. Был сделан значительный шаг в развитии СНС, поскольку второй стандарт включил в нее новые важнейшие блоки макроэкономической статистики, и пусть не все они были детально разработаны, связь их с традиционными счетами национального дохода и продукта была обозначена довольно ясно. Кроме того, СНС-1968 предусматривала счета и для пяти институциональных секторов экономики, а не только для экономики в целом. Данная редакция стандарта ООН в национальных счетах сыграла важнейшую роль в развитии СНС как на международном, так и на национальном уровнях. На ее основе в ООН стал выпускаться статистический Ежегодник по национальным счетам, многие страны мира попытались внедрить положения СНС-1968 в свою статистическую практику.
  2. После 1993 г. – период доработки и гармонизации национальных счетов. До 1993 года новых стандартов в области национального счетоводства принято не было, поскольку в международном сообществе происходила бурная дискуссия по вопросам дальнейшего направления развития национальных счетов. Прежде всего, это касалось западных ученых. Обсуждались вопросы методологии расчетов многих показателей – например, в американской литературе (Р. Раглс, Н. Раглс, Р. Айзнер и др.) были выдвинуты предложения по радикальному изменению методологии расчета ВВП. Предлагалось включить в этот показатель условные оценки ряда статей – услуг, оказываемых домашними хозяйствами по приготовлению пищи, воспитанию детей и др., стоимость услуг, создаваемых студентами в процессе обучения, стоимость услуг по использованию домашними хозяйствами предметов длительного пользования и т.д. Статистическая комиссия ООН подошла более осторожно к этому вопросу.

Целью разработки СНС-1993 стала дальнейшая гармонизация национальных счетов со смежными разделами статистики, что означает необходимость корреляции определений и классификаций отдельных блоков между ними. Также было необходимо сделать структуру счетов более ясной, лаконичной и последовательной, внести уточнения в трактовку отдельных статей расходов и доходов. Одним из результатов этого стало расширение определения ВВП: в накопление основных фондов стали включаться расходы на геологоразведку, приобретение ПО, оригиналов литературных и художественных произведений. В составе расходов на накопление появилась новая статья «чистое потребление ценностей» (ювелирные изделия, антиквариат, золото в слитках, произведения искусства), ведь эти предметы сохраняют свою стоимость в течение относительно длинного временного отрезка. Особо следует отметить положения СНС-1993 относительно отражения в счетах теневой, нелегальной и неформальной экономики, дальнейшее развитие этой темы пришлось на начало текущего столетия не только в национальной, но и международной статистике. В 2002 г. в ОЭСР была опубликована работа «Измерение ненаблюдаемой экономики», гармонизированная с СНС-1993 и напрямую посвященная упомянутому вопросу . С момента выхода стандарта СНС-1993 началось внедрение рекомендаций новой системы в практическую деятельность стран. На этой основе в 1995 г. была подготовлена Европейская версия СНС.

В течение ряда лет проводилась работа по обновлению стандарта 1993 года, ее итогом стала публикация в 2009 г. новой версии СНС – «Система национальных счетов 2008». Она сохраняет основные положения СНС-1993 и адаптирует их к изменившимся экономическим условиям, процессам и механизмам. Новый стандарт содержит также ряд принципиальных изменений определений и классификаций важнейших компонентов ВВП и национального дохода, которые позволяют описывать и анализировать определенные аспекты экономического процесса более актуально. Эти изменения касаются отражения операций с финансовыми инструментами, расходов на научные исследования, деятельности центральных банков, расходов на вооружение и т.д. Все эти новые элементы имеют задачу отразить изменения, произошедшие в организации экономики большинства стран мира за последнее время, особенно в финансовой сфере. Кроме того происходит дальнейшая гармонизация СНС с рядом международных стандартов по смежным системам показателей, опубликованных за последние несколько лет.

Данная периодизация истории Системы национальных счетов является более емкой и полной, отражая как хронологический, так и содержательный аспекты становления СНС.

Можно также отметить основные направления развития и использования СНС начиная с ее предшественников и заканчивая последней версией стандарта ООН: систематическое применение макроэкономической теории, использование данных СНС для разработки экономической политики, интеграция в единую систему различных разделов макроэкономической статистики, участие международных организаций в разработке единых мировых стандартов в области национального счетоводства, применение математических методов и ЭВМ.

Список литературы:

  1. System of National Accounts 1993 / United Nations. – Brussels, Luxembourg, New York, Paris, Washington D.C., 1993.
  2. Иванов Ю.Н. История возникновения и развития Системы национальных счетов // Вопросы статистики. – 2012. — № 8. – С. 79-83.
  3. Измерение ненаблюдаемой экономики: руководство. – Нью-Йорк: ООН, 2007. – 297 с.
  4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процентов и денег: Пер. с англ. – M.: Прогресс, 1978. – 494 с.
  5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: ЭКСМО, 2007. – 960 с.
  6. Стоун Р. Метод Затраты-выпуск и национальные счета: Пер. с англ. – М.: Статистика, 1964. – 208 с.

Содержание

  • Понятие системы национальных счетов
  • Формулы расчета основных показателей СНС
  • Экономические операции в СНС
  • Причины возникновения
  • Цель СНС
  • Необходимость СНС
  • Базовая единица СНС
  • Сущность СНС
  • Структура СНС
  • Основные показатели системы национальных счётов
  • Показатели экономической деятельности и методология их расчета
  • Функции
  • Литература
  • Ссылки

Понятие системы национальных счетов

Подведение итогов хозяйственной деятельности осуществляется с целью проведения соответствующей государственной политики, составления прогнозов, оценки уровня жизни населения, а также сравнения результатов с предыдущими периодами и другими странами.

Определение 1

Системой национальных счетов (СНС) является свод балансовых таблиц экономического характера, которые отражают расходы субъектов хозяйствования на приобретение товаров и доходы от результатов предпринимательской деятельности.

Основная цель СНС состоит в получении количественной информации о состоянии производства, распределения и использования общественного продукта. Каждый макроэкономический субъект и народное хозяйство в целом имеют свою систему функциональных счетов, которые отражают участие субъекта в таких хозяйственных процессах:

  • Производство товаров и услуг;
  • Образование национального дохода;
  • Распределение, перераспределение и использование национального дохода.

Основоположники современной системы СНС – С. Кузнец и Дж. Кларк. Переход России к СНС состоялся в 1988 году, а до этого применялась система баланса национального хозяйства, которая не могла дать реальной информации о производстве страны.

  • Курсовая работа Система национальных счетов и ее показатели 470 руб.
  • Реферат Система национальных счетов и ее показатели 280 руб.
  • Контрольная работа Система национальных счетов и ее показатели 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

СНС играет большую роль в экономической системе:

  • С ее помощью можно измерить объем производства в данный момент времени и выявить причины текущего уровня производства;
  • Сравнение показателей национального дохода за необходимый временной период дает возможность проследить тенденцию, которая определяет характер экономического развития;
  • При помощи СНС формируется и претворяется в жизнь государственная политика.

Замечание 1

Основу СНС составляет балансовый метод комплексного взаимосвязанного исследования экономических процессов и итогов их деятельности. при помощи СНС выявляются взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами.

Чтобы дать комплексную оценку состояния национальной экономики и оценить результаты деятельности конкретных экономических отраслей, в СНС каждой стадии воспроизводственного процесса противопоставляется соответствующий счет или группа счетов, которые характеризуют интенсивность изменения стоимости товаров и услуг на всех стадиях воспроизводственного цикла.

В структуре СНС выделяются следующие экономические агенты:

  • Домохозяйства, в собственности которых находятся товары и услуги, а также ресурсы;
  • Фирмы, которые выступают заемщиками, инвесторами и производителями продукции;
  • Государство, которое производит и покупает товары и услуги, регулирует и организует функционирование рыночной экономики, осуществляет перераспределение национального дохода с помощью налоговой системы и т.д.;
  • Иностранный сектор, к которому относится весь «остальной мир», осуществляющий экономические операции с резидентами данного государства через мировую торговлю и перемещение капиталов.

Формулы расчета основных показателей СНС

Рассмотрим важнейшие показатели системы национальных счетов.

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой совокупную рыночную стоимость всей конечной продукции, произведенной не только на территории страны, но и за ее пределами, с применением производственных факторов, которые принадлежат данной стране. Расчет ВНП можно проводить по одному из двух методов:

По расходам. Суммируются все расходы на потребление конечной продукции, т.е. ВНП равен сумме потребительских расходов (С), инвестиционных расходов (I), государственных заказов на товары и услуги (G), чистого экспорта (Xnet) (1).

ВНП по расх = C + I + G + Xnet (1)

ВНП по дох = % + з/п + Р + К + А + косв.налоги (2)

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой совокупную рыночную стоимость всей конечной продукции, произведенной в экономике на территории страны за год. ВВП равен разнице ВНП и чистого экспорта (3).

ВВП = ВНП – Чэ (3)

Чистый экспорт равен стоимость выводимой продукции за минусом стоимости ввозимой продукции из-за рубежа.

Другим показателем СНС является чистый национальный продукт (ЧНП), который характеризует потенциал производства в экономике, так как включает только лишь чистые инвестиции (4).

ЧНП = ВНП – А (4)

Национальный доход равен совокупному доходу, заработанному собственниками экономических ресурсов, т.е. сумме факторов производства. Чтобы вычислить величину национального дохода, необходимо из чистого национального продукта вычесть сумму косвенных налогов.

Экономические операции в СНС

Все рассмотренные показатели широко применяются в СНС. СНС выполняет не только макроэкономические задачи, но и реализует практические цели, а именно: информирует субъекты хозяйствования об экономических процессах, происходящих в стране, для принятия последними взвешенных и экономически эффективных решений.

Ключевыми агентами СНС являются:

  • Нефинансовые предприятия. Их основная функция заключается в производстве продукции с целью получения прибыли;
  • Домохозяйства, которые выполняют функцию потребления;
  • Администрация, куда входят государственные учреждения и частные административные ячейки, оказывающие услуги на безвозмездной основе и выполняющие функцию распределения стоимостей, которые созданы производством;
  • Финансово-кредитные учреждения;
  • Агенты за пределами данной страны.

Все агенты ведут счета по экономическим операциям, основываясь на следующем: любая операция имеет своего плательщика и получателя, записывается один раз в качестве использования и один раз в качестве ресурса, поэтому для всех больших категорий операций применимо следующее: все использование равно всем ресурсам. Таким образом, можно строить сводную макроэкономическую таблицу, отражающую равновесие в различных потоках продукции, потребления и инвестиций с позиции баланса ресурсов и их использования основными производственными агентами.

Макроэкономика. Система национальных счетов. ВНД, ЧНД, НД, ЛД, РД // ERUDIT lab

Система национальных счетов (система национального счетоводства, СНС) — комплекс таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода. СНС служит для описания важнейших макроэкономических процессов, прежде всего воспроизводства.

Причины возникновения

Первая попытка расчета макроэкономических показателей была предпринята в 17 веке. У. Петти рассчитал национальный доход Англии.

Вторая попытка была сделана в 18 веке Франсуа Кенэ. Его заслугой стала разработка экономической таблицы, в которой он проанализировал механизм воспроизводства чистого продукта.

В 1930-е годы была предложена разработка целой системы макроэкономических показателей. Первый международный стандарт был подготовлен в ООН в 1950-х годах. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами затрат и выпуска, финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и нерыночного производства и т. д. Последующее совершенствование методов СНС позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA — англ. аббревиатура).

В России решение о переходе к СНС было принято в 1987 года, а реально используется с 1991 года.

В основе современной СНС лежит неоклассический подход, согласно которому в общественный продукт входит все, за что платили люди.

Цель СНС

Основная цель национального счетоводства — предоставить количественную информацию о возникновении, распределении и использовании национального дохода. Чтобы достигнуть этой цели, для каждого субъекта экономики, и народного хозяйства в целом строят систему счетов, отражающую участие субъекта в следующих процессах :

  1. Производстве товаров и услуг;
  2. Образовании дохода;
  3. Распределении дохода;
  4. Перераспределении дохода;
  5. Использовании дохода;
  6. Изменении стоимости имущества;
  7. Кредитовании и финансировании.

Необходимость СНС

Необходимость СНС обусловлена:

  • потребностями органов государственной власти в информации, предоставляемой СНС для разработки и реализации экономической политики, принятия управленческих решений, разработки прогнозов и программ социально-экономического развития;
  • потребностями международных экономических организаций (ООН, МВФ, МБРР, ГАТТ (ВТО) и др.) для принятия управленческих решений относительно вступления в эти организации стран, предоставления членам — участникам этих организаций кредитов, помощи, льгот и т. п.;
  • потребностями научных учреждений и высших учебных заведений в агрегированных информационных показателях для осуществления исследований макроэкономических процессов и явлений, разработки прогнозов, планов, теоретических и прикладных моделей и т. п.;

Базовая единица СНС

За базовую единицу в СНС принята институциональная единица, для которой характерны единство поведения и выполнение функций. Рыночная институциональная единица составляет основным сектором экономики:

  1. Нефинансовых предприятия;
  2. Финансовые предприятия;
  3. Домашние хозяйства;
  4. Органы государственного регулирования;
  5. Заграница.

Сущность СНС

В СНС отражаются операции с товарами и услугами, которые характеризуют их происхождение, использование(промежуточное или конечное потребление), операции распределения, касающиеся распределения доходов(з/п, дивиденты), распространение Капитала(передача, владение ценными бумагами), финансовые операции, отражающие изменения активов и пассивов, а также потоки дебиторской Кредиторской задолженности.

При том СНС связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели объёма выпусков товаров и услуг, совокупные доходы и расходы в обществе. СНС характеризует движение ВВП на всех стадиях, каждой стадии соответствует определенные счёт или группа счётов. В основу СНС положен бухгалтерский принцип двойной записи. Фактически, это таблица, где в левой части показаны ресурсы, а в правой их использование. К основным счётам в этой системе относятся счёт благ, производства, накопления, открывающийся и закрепляющийся балансы.

Структура СНС

Структура СНС построена таким образом, что любой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой отражаются ресурсы, а в правой — их «использование». Показатели отражаются в основных ценах (без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий).

Счета, входящие в СНС, классифицируются следующим образом:

1) счета внутренней экономики:

  • счет товаров и услуг,
  • счет производства товаров и услуг,
  • счета образования и распределения доходов (первичных и вторичных),
  • счета использования доходов, счет перераспределения расходов, счета накопления, счет операций с капиталом;

2) счета внешнеэкономических связей:

  • субсчет текущих операций,
  • субсчет капитальных затрат.

Основные показатели системы национальных счётов

  • Валовый внутренний продукт
  • Валовый национальный доход
  • Валовый национальный располагаемый доход
  • Конечное потребление
  • Валовое накопление
  • Национальное сбережение
  • Чистое кредитование
  • Чистое заимствование
  • Национальное богатство
  • Сальдо внешней торговли

Взаимосвязь показателей экономической деятельности показана ниже.

Каждому из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов, как правило, соответствует аналог, рассчитываемый на уровне отдельного производителя, хозяйствующего субъекта. Результаты экономической деятельности определяются на основе системы показателей.

Показатели экономической деятельности и методология их расчета

  • ВВ — Валовый выпуск = ВВ продукции + ВВ услуги
  • ПП — Промежуточное потребление
  • ВДС — Валовая добавленная стоимость = ВВ − ПП + НДС + ЧНИ
  • ВВП — Валовый внутренний продукт = ∑ВДС = ∑ВВ − ∑ПП + ∑НДС + ∑ЧНИ = ∑ВДС отраслей = ∑ВДС секторов
  • НДС — Налог на добавленную стоимость
  • ЧНИ — Чистый налог на импорт
  • ЧНП — Чистый налог на продукт
  • ЧВП — Чистый внутренний продукт = ВВП − ПОК
  • НД — Национальный доход = ВВП − ПОК
  • ПОК — Потребление основного капитала
  • ВПЭ — Валовая прибыль экономики = ВПЭ отраслей + ВПЭ секторов
  • ЧПЭ — Чистая прибыль экономики = ВПЭ — ПОК = (ВВ − ПП) − (ОТ + ЧН + ПОК)
  • РНД — Располагаемый национальный доход = ЧНД + ЧТТ
  • ВРНД — Валовый располагаемый национальный доход =∑ВРНД секторов = ВНС + КП
  • ЧНРД — Чистый национальный располагаемый доход = ВРНД − ПОК
  • КП — Конечное потребление
  • ВНС — Валовое национальное сбережение = ВРНД − КП
  • Сб — Сбережение = Дт — Рт
  • Дт — Доходы текущие
  • Рт — Расходы текущие
  • ЧТТ — Чистые текущие трансферты из-за границы
  • ЧНС — Чистое национальное сбережение = ВНС − ПОК
  • П — Продукты
  • У — Услуги
  • ОТ — Оплата труда

Функции

  • Экономический мониторинг
  • Экономическое прогнозирование
  • Экономические политики.

Литература

Ссылки

Post navigation

Previous Post:

Gr менеджер, это кто?

Next Post:

Как зарабатывают блоггеры?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes