Система образования финляндии
Финская система образования заслуженно считается одной из лучших и получила признание во всем мире. Об ее эффективности свидетельствуют высокие достижения финских школьников. Как же она построена и на каких принципах базируется?
Содержание
- Система образования в Финляндии и ее особенности
- Финские школы: как учатся дети в Финляндии
- Финские школы для русских
- Правда ли, что финское образование лучшее в мире
- Структура системы высшего образования
- Управление и руководство
- Обучение в вузах и присваиваемые степени (квалификации)
- Задачи университетов и их административная структура
- Задачи профессиональных институтов и их административная структура
- Как учатся дети?
- Ступени обучения
- Какую школу выбрать?
- Есть ли преимущества обучения?
- Как устроить ребенка в финскую школу?
- Нужно ли знание финского языка?
- Какая стоимость школьного обучения?
- Отзывы об обучении
Система образования в Финляндии и ее особенности
Формирование системы образования в Финляндии, в том виде, как она есть сейчас, началось еще в 60-е годы XX в. Как и во многих странах Европы, она состоит из следующих звеньев:
- дошкольное образование,
- школьное образование,
- высшее образование,
- среднее специальное образование.
Поскольку в Финляндии 2 государственных языка, шведский и финский, в учебных заведениях используются оба. В Саамских районах, где широко распространен саамский язык, на нем также ведется преподавание в школах и вузах.
Дошкольное образование – детские сады
С 9 месяцев родители могут отдать ребенка в финский детский сад. Там формируются группы, в которые может ходить от 12 до 21 человек. Количество воспитателей зависит от числа детей. В детских садах не проводится никаких обучающих занятий. Основное внимание уделяется воспитанию ребенка.
Детские сады в Финляндии платные. Сколько надо будет заплатить за посещение, зависит от зарплаты родителей. Сумма колеблется 23 до 254 евро. Даже при этом детских садов в стране недостаточно. Чтобы хоть как-то решить проблему, государство выплачивает пособие родителям, если они сидят с ребенком дома.
С 6 лет посещение детских садов, на целый день или на полдня обязательно, так как начинается подготовка к школе. С ребятишками проводятся занятия, где им в игровой форме даются необходимые знания, которые потребуются в школе.
Школьное образование
В отличие от детских садов, посещение школы бесплатное. Более того, ученикам не придется покупать учебники, тетради, канцтовары, планшеты, оплачивать обеды, – все это также предоставляется бесплатно. При необходимости в школу и домой их привозят на автобусе.
Школа делится на 2 уровня:
- начальная,
- старшая.
Посещение начальной школы начинается с 7 лет. Школьникам предстоит закончить 6 классов. Первые 4 года ученики изучают 4 основных предмета, которые ведет один учитель:
- математику,
- чтение,
- родной язык,
- природоведение.
Причем на уроке может изучаться не одна дисциплина, а сразу несколько. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Их учат играть на различных музыкальных инструментах, они много поют, рисуют, лепят, делают поделки.
Постепенно количество изучаемых дисциплин растет. К концу 6 класса дети должны получить начальные знания по основным предметам, в числе которых финский, шведский и 2 иностранных языка.
В первые годы обучения оценки школьникам не выставляются. Чтобы родители имели представление об успехах ребенка, учитель дает им оценочные характеристики: «хорошо поработал на уроке», «надо еще разобраться в теме». Привычные оценки появляются лишь после 3 класса, и то в устной форме.
Закончив начальную школу, ученики переходят в старшую. Обучение в ней длится 3-4 года. В 10 класс по желанию идут те, кто хочет улучшить свои знания.
В старшей школе есть основные предметы, изучение которых обязательно для всех. Также учащиеся могут выбрать по своему усмотрению дополнительные дисциплины.
Оценки в старшей школе выставляются по 10-балльной системе. Родители могут их увидеть в электронном журнале. Сами ученики не знают, какую оценку получил их одноклассник, что снижает напряжение. Если школьник получил низкую итоговую оценку – 4 балла, – в начале учебного года он должен продемонстрировать, что пробелы в знаниях устранены.
На этом этапе обучения разные предметы ведут разные учителя. На уроке им помогает тьютор помощник. Основная работа проводится в школе. Учитель и его помощник контролируют правильность выполнения заданий. Домашней работе уделяется гораздо меньше внимания. Ее выполнение не отнимет много времени. В Финляндии считают, что ребенок гораздо больше пользы получит, проведя время на свежем воздухе, общаясь с друзьями и родителями, а не за уроками.
В 9 классе большое внимание уделяется изучению профессий. Ученики сами могут выбрать место, где бы они хотели работать в дальнейшем. На предприятии им расскажут о выбранной профессии, особенностях работы. После окончания общеобразовательной школы выпускники могут продолжить обучение или устроиться на работу.
Система высшего образования
Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах, где акцент делается на научной и исследовательской деятельности, или в политехнических институтах, уделяющих большое внимание практическим занятиям.
Обучаясь в вузах, студенты могут получить 3 научные степени:
- Бакалавр. Присваивается через 3-4 года обучения. На некоторых специальностях для ее получения надо пройти углубленный курс или защитить выпускную работу.
- Магистр. Для получения этой степени надо будет проучиться в вузе еще 2 года. А для студентов политехнических вузов обязательной является работа по специальности в течение 3 лет. Только после этого им присваивается звание магистра.
- Доктор наук. Для получения этой степени надо закончить докторантуру. На это уйдет дополнительно 4 года. Звание доктора наук присваивается после защиты диссертации. Через 2 года обучения в докторантуре присваивается степень лиценциата, не имеющая аналога в других европейских странах.
Чтобы учиться в финских вузах потребуется знание финского или шведского языка, на которых ведется обучение. Правда, для иностранных студентов есть курсы, где в качестве языка обучения может использоваться английский.
Высшее образование бесплатно. Причем равными правами обладают граждане страны и иностранные студенты, выбравшие финские вузы. С них за обучение также не возьмут денег. Чтобы поступить в вуз, надо сдать вступительные экзамены. Как они будут проходить, какие дисциплины включать, каждый вуз определяет самостоятельно.
Специальное образование
Следующая ступень после общеобразовательной школы – средние специальные учреждения, к которым относятся лицеи и профессиональные колледжи. Чтобы попасть туда, не надо сдавать экзамены. При приеме учитывается средний школьный балл по предметам.
Колледжи считаются менее престижными. В них попадают ученики с более низким средним школьным баллом. В зависимости от выбранной специальности (а выбор богатый) обучение здесь длится от 1 до 4 лет. Основной упор делается на практику. Закончив колледж, выпускники могут устроиться на работу.
В лицее обучение длится 3 года. Прослушав весь курс, учащиеся должны сдать экзамены по 4 основным дисциплинам:
- родной язык,
- второй государственный язык,
- иностранный язык,
- математические или гуманитарные дисциплины на выбор.
Если экзамен сдан успешно, выпускники становятся абитуриентами. В дальнейшем они имеют возможность получить высшее образование, сдав вступительные экзамены в вуз.
Финские школы: как учатся дети в Финляндии
Образовательный процесс построен совершенно иначе, нежели в России.
Занятия в школах начинаются в середине августа и заканчиваются в конце мая-начале июня. Конкретные даты определяются администрацией конкретной школы. В течение учебного года школьники могут отдохнуть на каникулах 3 раза.
Школы не делятся на обычные и элитные. Все учебные заведения получают одинаковое финансирование. Причем, собирать деньги с родителей строго запрещено. В школе нет деления на классы по уровню успеваемости. Одаренные и отстающие дети учатся вместе.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план обучения. Если необходимо, ученик может остаться после урока, чтобы учитель объяснил ему непонятный материал. Репетиторство в Финляндии не практикуется. С отстающими детьми тьюторы занимаются дополнительно индивидуально или в группах.
В финских школах задают очень мало домашних заданий. Весь материал изучается на уроке. Ученики не отвечают у доски. Правильность выполнения заданий в классе контролирует учитель и его помощник. Также в финской школе нет экзаменов. Задачей обучения является не запоминание формул, правил, законов, а умение добывать нужную информацию, пользуясь справочниками и книгами.
Оценки в начальной школе начинают выставлять после 3 класса, но только в устной форме. В старшей школе действует 10-балльная система оценки знаний, но дневников у учеников нет. Родители могут контролировать успехи в учебе своих детей через электронный журнал. Также раз в месяц куратор класса выдает родителям табель с оценками.
Финские школы для русских
В 1997 году была основана Русская школа Восточной Финляндии, где учится большинство русских детей. Ее филиалы открыты в 3 городах – Йоэнсуу, Лаппеенранте и Иматре.
Чтобы дети русских иммигрантов могли быстрее адаптироваться, часть предметов здесь преподается на русском языке. Кроме того, в классе, когда занятия проходят на финском языке, находится русскоговорящий тьютор. Он помогает ученикам, если они что-то не поняли. Русские ученики посещают дополнительные занятия по финскому языку.
После окончания школы, из ее выпускников формируются группы, которые проходят обучение в лицеях города. Узкоспециальные дисциплины они изучают отдельно с русскоговорящими преподавателями, а основные вместе с остальными лицеистами.
Правда ли, что финское образование лучшее в мире
Финское образование считается одним из лучших в мире. Во многом это действительно так, но, тем не менее, оно имеет и свои недостатки.
Одним из главных недостатков можно считать то, что финская школа ориентирована, в первую очередь, на отстающих детей в ущерб одаренным. Ученику, не до конца усвоившему материал в учебное время, учитель объяснит непонятные моменты еще раз после урока. Если пробел в знаниях слишком большой, с отстающим занимается индивидуально или в небольшой группе тьютор. Одаренным же детям уделяется куда меньше внимания. Даже если материал слишком прост для ученика, усложненная программа для него не предусмотрена. Единственное, что может сделать в такой ситуации учитель, – дать дополнительное задание. Но это не предусмотрено программой и остается личной инициативой учителя.
Еще один существенный недостаток финской системы образования – не всегда продуманная программа изучения предметов. Так, ученики 7 лет изучают 4 основных арифметических действия, а в 8 классе программа по математике резко усложняется. Справиться с этим способен далеко не каждый ученик, из-за чего возникают пробелы в знаниях.
В финской школе не предусмотрен контроль за выполнением домашних заданий, за повторением изученного материала и отработкой навыков. Ученики получают большую самостоятельность, но это подходит далеко не всем.
Однако, нельзя отрицать, что финская система образования имеет и много плюсов. Один из главных – доступность образования для всех детей. Обучение в школе, колледжах, лицеях и вузах бесплатное, причем не только для граждан страны, но и для иностранцев.
Большим плюсом финского образования является то, что оно ориентировано не на заучивание готовых знаний, а на выработку умения искать необходимую информацию, на развитие самостоятельного мышления. Ученикам никогда не дают задания, имеющие однозначное решение. Они должны учиться размышлять, искать правильный ответ.
Все финские школьники помимо двух государственных языков, знают еще один или два иностранных и свободно общаются на них. Это возможно благодаря тесной связи образования с практикой. Такой подход применяется и при изучении других предметов. Вообще, практическим занятиям на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Уже в школе ученики знакомятся с профессиями, бывают на предприятиях, где хотели бы работать в будущем. С выбором дальнейшего пути им помогает определиться «учитель будущего».
Финское образование, хоть и считается одним из лучших, имеет и свои минусы. Но финны и не думают останавливаться на достигнутом, проводя реформы, внедряя новые методики обучения.
Система образования в Финляндии.
Структура системы высшего образования
Система образования Финляндии состоит из дошкольного образования, основного общего образования, среднего образования, в которое входят среднее (полное) общее и среднее профессиональное образование, а также из высшего образования, т.е. высших учебных заведений. Система высшего образования Финляндии формируется двумя параллельными секторами: университетами и профессиональными институтами. Обучение взрослых осуществляется на всех образовательных уровнях (образовательных цензах).
Сетью вузов охвачена вся Финляндия. В стране существует 20 университетов и 29 профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования. (admin – цифры 2002 года)
В числе университетов – десять многопрофильных, три технических, три экономических и четыре художественных. Помимо них, в подчинении Министерства обороны действует Академия национальной обороны, дающая высшее военное образование. Профессиональные институты являются, как правило, региональными и многоотраслевыми высшими учебными заведениями. Помимо профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования, в подчинении Министерства внутренних дел действует Полицейский институт, а на Аландских островах, в подчинении местного самоуправления – Профессиональный институт Аландских островов.
В высших учебных заведениях предлагается широкий спектр обучения. Высшие учебные заведения предоставляют места приема на первый курс 65 процентам абитуриентов, хотя по многим специальностям число поступающих во много раз превышает имеющееся количество мест. В одном и том же учебном году учащийся может занять только одно учебное место, дающее право на получение диплома о высшем образовании.
В высшие учебные заведения можно поступить после получения среднего образования. Право поступления в высшие учебные заведения имеют лица, получившие аттестат о среднем (полном) образовании, диплом о среднем профессиональном образовании (при курсе обучения не менее трех лет), диплом о высшем профессиональном образовании и документ об окончании профессионального училища. Студентом может стать также лицо, получившее образование за границей, при условии, что такое образование дает в данной стране право на поступление в высшее учебное заведение. Право поступления в профессиональный институт имеет также лицо, прошедшее курс гимназии. Абитуриенты, получившие документ о начальном профессиональном образовании (при курсе обучения менее трех лет), профессиональную подготовку или аналогичное образование за границей, имеют право поступления в профессиональный институт по своей специальности. По своему усмотрению университеты и профессиональные институты могут также зачислять и других абитуриентов, имеющих необходимые для учебы в вузе объем знаний и подготовку.
Университеты проводят отбор студентов самостоятельно. Порядок набора студентов и его практическое осуществление могут варьироваться в зависимости от университета и факультета. Чаще всего набор студентов происходит на основании результатов предыдущего обучения и различных вступительных экзаменов.
Профессиональные институты сами определяют критерии отбора студентов. Набор студентов в профинституты осуществляется на основании системы единого заявления о приеме. При наборе студентов учитываются результаты предыдущего обучения, опыт работы, профессиональная пригодность и заинтересованность абитуриента в учебе по данному профилю. Для большинства специальностей проводятся также вступительные экзамены. Прием на программы обучения, где обучение ведется на иностранных языках, и на обучение взрослых осуществляется каждым профессиональным вузом отдельно.
Обучение, направленное на получение диплома о высшем образовании, является для студентов бесплатным. Во время учебы студентам выплачиваются государственные пособия.
Управление и руководство
Вопросы законодательства сферы образования и определение общих принципов образовательной политики являются прерогативой парламента. Деятельность университетов регулируется Законом об университетах и Постановлением об университетах, деятельность профессиональных институтов определена Законом о профессиональных институтах и Постановлением правительства о профессиональных институтах. Обучение, не подведомственное Министерству образования, регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами.
Раз в четыре года правительство принимает План развития обучения и научных исследований, определяющий основные направления образовательной и исследовательской политики на ближайшее время.
Высшим государственным органом Финляндии в сфере образования является Министерство образования. Министерство несет ответственность за исполнение определенной парламентом и правительством политики в сфере обучения в звене центрального управления. Министерство образования отвечает за разработку законодательной базы по вопросам образования и научно-исследовательской деятельности, а также проектов госбюджета и решения правительства. Практически все образование, финансируемое из бюджетных средств, находится под руководством и контролем Министерства образования.
Академия Финляндии, относящаяся к ведению Министерства образования, осуществляет финансирование и аналитическую оценку фундаментальных исследований. Деятельность Академии охватывает все отрасли науки.
Работа высших учебных заведений регулируется, помимо законодательства и планов научно-исследовательской деятельности и развития, также планово-хозяйственным принципом руководства. Министерство образования и высшие учебные заведения согласовывают основные с точки зрения национальной политики высшего образования плановые установки, определяющие деятельность вузов. В договорах о результатах,
заключаемых между университетами и Министерством образования, согласуются планы по выпуску специалистов для каждого университета. Планы составляются на основе актуальных потребностей в организации обучения и основных направлений развития, разработанных правительством. На основании этих планов университеты самостоятельно определяют количество мест приема по каждому профилю. Соглашениями о целях профессиональных институтов, помимо плановых показателей, определяются также предлагаемое обучение и проектное финансирование.
Базовое финансирование осуществляется из государственного бюджета. Финансирование основано на плане по выпуску специалистов. Базовое финансирование профессиональных институтов ведется как за счет государственного, так и муниципального бюджетов. Размер финансирования определяется на основании единичных расценок на одного студента. Помимо этого, Министерством образования предоставляется университетам и профессиональным институтам проектное финансирование по основным целевым объектам, а также премиальные по результативности их деятельности. Университеты и профессиональные институты имеют доступ также к значительным источникам внешнего финансирования.
В соответствии с законом, высшие учебные заведения отвечают за качество и постоянное развитие организуемого обучения и иной деятельности, а также участвуют в аттестации своей деятельности. Результаты аттестации являются публичными документами. Ответственность за государственную аттестацию обучения в вузах несет Аттестационный совет по высшему образованию.
Обучение в вузах и присваиваемые степени (квалификации)
Крупнейшими профилями специализации в университетах являются инженерные науки, гуманитарные науки и естественные науки.
Обучение в университетах организовано, главным образом, путем изучения основных и дополнительных предметов, а также в виде программ обучения. Университетская программа обучения подразумевает комплекс мультинаучного обучения, имеющего научные или художественные, а нередко также и профессиональные цели. Программа обучения позволяет сориентироваться на задачах, требующих компетентности в определенной сфере, и на развитии данной сферы.
Учеба в университете по большинству профилей специализации подразделяется на базовый цикл, предметный цикл я углубленный цикл. На базовом и предметном циклах идет ознакомление с сущностью данного профиля специализации и самого предмета, с его основными понятиями, теориями и исследовательскими методами.
При углубленном изучении основного предмета происходит более основательное и углубленное изучение предмета. Это способствует развитию способностей студента к самостоятельному поиску и использованию научного и художественного материалов, что, в свою очередь, создает предпосылки для последипломного образования. В ходе углубленного цикла вырабатывается готовность к написанию выпускной работы (магистерской, дипломной или т.п.). Цель выпускной работы – демонстрация навыков
владения исследовательскими методами и использования научных источников, а также научного изложения или художественного выражения. Частью университетского образования является также обучение иностранным языкам и навыкам коммуникации. Учеба может включать также практику (стажировку).
Учеба в профессиональных институтах организуется по следующим направлениям: экология и природопользование, техника, транспорт и связь, общественные науки, коммерция и администрация, естественные науки, туризм, общественное питание и хозяйственная деятельность, социальная работа, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, гуманитарные и педагогические науки.
Высшее образование в профинститутах организуется в виде программ обучения. Комплексные программы обучения, планируемые и осуществляемые профессиональными институтами, нацелены на решение профессиональных задач, связанных с конкретным сектором трудовой жизни и его развитием. По представлению профессионального института, Министерство образования утверждает осуществляемую в нем программу обучения. Решение Министерства образования содержит наименование программы обучения, ее объем, долю входящей в нее обязательной практики и наименование присваемой степени (квалификации). Профессиональный институт самостоятельно определяет учебный тан и метод организации обучения.
Обучение, требуемое для получения диплома о высшем образовании в профессиональном институте, состоит из базового цикла, профессиональных курсов, факультативных курсов, профессиональной практики и написания выпускной квалификационной работы. На этапе базового цикла идет ознакомление с учебными методами, а также фундаментальная теоретическая и коммуникационная подготовка. Профессиональные дисциплины знакомят студентов с основными комплексами проблем избранной специальности и путями их решения, включая техническое и художественное обоснования. Во время практики происходит конкретное знакомство студентов с избранной профессией и применение полученных знаний и навыков в трудовой деятельности. Выпускная квалификационная работа исследовательского или аналитического характера пишется, как правило, по практической тематике. Выпускная квалификационная работа может быть и художественного характера.
После окончания университета присваиваются степени бакалавра и магистра, учеными степенями являются степени лиценциата и доктора наук. В Национальной академии обороны присваиваются военные звания, в профессиональных институтах – степени, соответствующие степеням бакалавра, а также последипломные степени (квалификации). Содержание и объем обучения для получения степени (квалификации), а также ее место в системе степеней высшего образования закреплено соответствующими постановлениями. Соответствие степеней, полученных за рубежом, определяется Национальным управлением образования Финляндии или официальным органом, принимающим решения о предоставлении права на работу по специальности.
Объем высшего образования определяется количеством кредитов. Кредиту соответствует средняя трудоемкость студента в размере 40 учебных часов (как правило, кредит равен 1,5 зачетным единицам).
В университете для получения степени бакалавра необходимо набрать не менее 120 кредитов, что обычно можно сделать за три года. Получение степени магистра требует 160-180 кредитов, что теоретически возможно за пять лет. На практике средний срок для получения магистерской степени составляет примерно шесть лет. Степени лиценциата и доктора наук являются научными степенями и учеными степенями в области искусства. Исключением являются медицина, ветеринария и стоматология, где степень лиценциата соответствует магистерской подготовке.
Получение степени бакалавра профессионального института возможно обычно за 3,5-4,5 года обучения по специальности. Объем высшего образования в профессиональном институте обычно составляет 140-180 кредитов. Учеба в профинетитуте готовит к работе по избранной профессии в роли специалиста (эксперта). Правила приема на последипломное обучение предусматривают наличие у поступающих трехлетнего опыта работы по данной специальности после окончания профинститута. Объем программы последипломного образования в профессиональном институте составляет 40-60 кредитов, что требует 1-1,5 года учебы.
В последние годы, в результате Болонского процесса, во многих странах Европы идет пересмотр структуры степеней высших учебных заведений. В Финляндии двухступенчатая структура степеней будет введена 1 августа 2005 года. Для всех специальностей вводится система, по которой все студенты первые три года будут учиться по программе бакалавра, а затем желающие могут продолжить обучение до получения степени магистра. Систему степеней профессиональных институтов планируется сохранить в ее современном виде. В ближайшие годы пересмотру подвергнется лишь система степеней последипломного образования профинститутов. В системе измерения трудоемкости обучения как в университетах, так и профессиональных институтах с 2005/2006 учебного года произойдет переход на зачетные единицы по системе ECTS.
Задачи университетов и их административная структура
Университеты способствуют развитию свободного исследования, научного и художественного просвещения и дают основывающееся на исследовательской деятельности высшее образование. При выполнении своих задач университеты должны действовать во взаимодействии с окружающим обществом, а также способствовать повышению общественной значимости исследовательских работ. Помимо обучения, нацеленного на получение степени (квалификации), университеты предлагают обучение для взрослых и открытое университетское обучение. Каждый университет имеет также центр повышения квалификации.
Университеты должны организовывать свою деятельность так, чтобы достижение высокого международного уровня исследовательской, образовательной и преподавательской деятельности велось с соблюдением этических принципов и правил общепринятой научной практики. Постановлениями о степенях (квалификациях) регламентируют ответственность университетов за образование по каждому профилю специализации, структуру, объем, цели и содержание образования, а также присваеваемые степени (квалификации).
Все университеты являются государственными. Самоуправление университетов и свобода науки, искусства и высшего образования гарантируются Конституцией
Финляндии. Университеты самостоятельно решают вопросы внутреннего управления в соответствии с Законом об университетах.
Высшим органом университета по принятию решений является университетский совет, который призван развивать деятельность университета, утверждать хозяйственные и рабочие планы, а также определять приоритетные направления распределения выделенных средств. В университетском совете должны быть представлены профессора, преподавательский и исследовательский составы, другой персонал, а также студенты. Председателем университетского совета является ректор университета.
Для организации обучения университеты разделены на факультеты или другие подразделения и на подчиняющиеся им кафедры.
Задачи профессиональных институтов и их административная структура
Задачи профессиональных институтов определены Законом о профессиональных институтах. Профессиональные институты занимаются подготовкой компетентных специалистов с высшим образованием, и основывают свою деятельность на потребностях трудовой жизни и ее развития, а также исследованиях и художественных предпосылках. Профессиональные институты занимаются прикладными исследованиями и разработками, которые служат интересам обучения и способствуют развитию производства и региональному развитию. Профессиональные институты организуют также открытое высшее профессиональное обучение и обучение для взрослых, направленное на получение диплома или на повышение квалификации. Профессиональную подготовку преподавателей организуют в профессиональнопедагогических институтах при пяти профинститутах.
Профессиональные институты, подведомственные Министерству образования, могут быть муниципальными и частными. Правительство выдает учредителю профессионального института, в роли которого могут выступать муниципальные образования, муниципальные ассоциации, общества и фонды, лицензию на образовательную деятельность. Лицензия содержит положения об образовательной функции, профилях специализации, количестве учащихся и местонахождении института.
Профессиональный институт обладает правом самоуправления по внутренним вопросам. Внутреннее самоуправление осуществляется правлением профинститута и ректором. В правлении представлены руководство института, штатные преподаватели, иной штатный персонал, студенты, а также представители предпринимательства и иных деловых кругов. Председателем правления является ректор. Правление и ректор назначаются органом, содержащим профессиональный институт, который принимает также решения по вопросам стратегии развития, планов деятельности и экономических планов, а также бюджета. С целью развития обучения в профессиональном институте может учреждаться совещательная комиссия. Профессиональный институт имеет право самостоятельно определять свою внутреннюю организацию, в связи с чем административное деление на подразделения может варьироваться.
Послать ссылку в:
- Как учатся дети?
- Ступени обучения
- Какую школу выбрать?
- Есть ли преимущества обучения?
- Как устроить ребенка в финскую школу?
- Нужно ли знание финского языка?
- Какая стоимость школьного обучения?
- Отзывы об обучении
Характер финнов имеет свои особенности. Суровые северяне строго планируют жизненный уклад. Это свойство диктует правила и детскому обучению. Чему учат детей? Составлять план в жизни, постепенно переходя от простого к сложному. Школа в Финляндии – стимул к процветанию, закалка характера, четкое понимание собственных возможностей.
Международные проверки PISA показали, что школьники из Финляндии имеют наивысшую степень подготовки среди остальных. А итоги другого аналитического исследования от журнала Newsweek признало лучшим среднее образование в Финляндии среди ведущих мировых стран. Такой успех финны достигли, благодаря разработанным принципам школьного образования.
Как учатся дети?
Школьный год начинается числа 8-16 августа (точной даты нет). Длится он до конца мая. Уроки проходят днем, пятидневная учебная неделя с укороченной пятницей. Предусмотрены каникулы: осенью 3-4 суток и зимой: 14 дней. Весной начинается пора лыжного отдыха (финские ребятишки вместе с родителями катаются на лыжах). Продолжают они отдыхать чуть позже на пасхальных праздниках.
Система оценивания десятибалльная. Детям начинают ставить баллы с 4 класса. Дневников у учеников нет.
Существуют электронные школьные дневники в национальной системе Wilma. Каждый родитель имеет личный код и всегда может посмотреть успехи своего чада. Раз в месяц школьный куратор посылает родителям листок, где фиксируются все достижения ученика.
Ступени обучения
- Младшая школа(alakoulu): 1-6 классы. Малыши учатся в одном кабинете с постоянным педагогом. Самые маленькие (1-2 класс) изучают чтение, финский язык, математику, труд, рисование, музыку и физкультуру. Изучают и религию (по вероисповеданию), если родители атеисты – малыш осваивает жизнепонимание. В начальной школе в Финляндии на одном занятии могут преподавать несколько дисциплин одновременно.
Чуть повзрослев (3-6 классы) дети принимаются за освоение английского языка. На четвертый год обучения выбирают еще один иностранный язык. В это же время включаются дополнительные предметы: компьютер, хоровое пение и работа по дереву.
Большое внимание уделяют творческому развитию. Ученики осваивают различные музыкальные инструменты.
На пятом году обучения к дисциплинам добавляется история, химия, физика и география. Уроки физкультуры проходят 1-3 раза еженедельно.
- Старшая школа(yläkoulu): 7-9 классы. Со старшеклассниками работают педагоги-предметники. В эти года к основным дисциплинам добавляются и параллельные предметы на самостоятельный выбор. В 9 классе школьники знакомятся с настоящей трудовой деятельностью. Они выбирают любое рабочее место и с удовольствием осваивают профессию.
- Дополнительный уровень: 10 класс. Эта ступень дает возможность повысить свои результаты (при плохих показателях).
- Колледж/лицей(lukio): 11-12 классы. После окончания 10 класса школьники продолжают обучение в лицее, либо переходят в профессиональный колледж. После окончания учебы и сдачи всех экзаменов выпускники в торжественной обстановке получают белые фуражки. Отныне они абитуриенты и могут поступить в любой университет страны.
Какую школу выбрать?
В северной стране около 3000 средних учебных заведений. Русских школ в Финляндии достаточно много (ведь около 20% населения говорит на русском). Сказать, какая лучшая, где престижнее учиться невозможно. Финны придерживаются равенства. Из популярных можно выделить:
- Финскую старшую школу Matinkylän koulu (г. Эспоо). В ней работают 42 педагога и обучаются 400 учеников. Комплектующих классов 19. В штат сотрудников входит социальный работник, куратор, психолог, учитель-консультант, медсестра и стоматолог. Школьный бюджет 1,5 млн. евро в год.
- Русско-финскую школу Восточной Финляндии Itä-Suomen suomalais-venäläinen koulu (отделения расположены в Иматре, Лаппеэнранте и Йоэнсуу). Обучение включает в себя все ступени образования.
Есть ли преимущества обучения?
Финны не зря находятся в фаворитах в сфере мирового среднего образования. В их системе обучения можно выделить ряд важных принципов:
- Общность школ. Здесь нет элитных или «средненьких» школ. Школы в Финляндии все равнозначны, обладают одинаковым оснащением, финансированием и возможностями. Практически все заведения государственные. Существуют несколько частных школ, состоящих на бюджете у государства. Образование там проходит по индивидуальным системам в педагогике: Мортана, Френе, Вальдорф, Шайтнер и Монтессори. Школы в Финляндии отличаются великолепной архитектурой. Мебель специально подбирается «беззвучная» – все ножки подбиты мягкими нашлепками. Территория не огорожена, нет и охраны – их заменяют камеры видеонаблюдения Помещения в младших школах выстланы мягкими коврами.
- Каждый предмет важен.У финнов не приветствуется углубленное изучение одной дисциплины. Специализированные классы могут создать для одаренных детей в творчестве и спорте. Школьники освобождены от вызова к доске. Уроки проходят в непринужденной обстановке. Педагог со своим помощником просто корректирует работу детей. По минимуму задаются уроки и на дом. Финны вместо домашней работы советуют больше гулять с детьми.
- Индивидуальность.Для каждого малыша составляется индивидуальный план развития. Это касается подбора учебников, объема материала, домашних заданий и манеры преподавания. Оценивается каждый ребенок также исходя из индивидуальных способностей.
- Поддержка. В России это сфера работы частных педагогов. У финнов репетиторство развито очень слабо – это привилегия школы. Учителя добровольно остаются с ребенком для внеклассных занятий.
- Коррекция. Если малыш проявляет серьезные проблемы в обучении и асоциальность в поведении – он дополнительно обучается в коррекционных классах.
- Продуктивность.Школьное образование в Финляндии ориентировано на практичность. Ученики получают жизненно необходимые навыки. Финские детишки могут не знать как происходит выплавка металлов, но зато они прекрасно разбираются в налоговой, банковской системе, распределении будущих доходов, могут просчитывать отпускную стоимость товара после скидки и прочее.
- Доверие.У школ нет никаких проверок. Программа образования единая и она преподносится в рекомендательном характере. Каждый учитель выбирает собственный способ преподавания. Детям разрешено заниматься своими делами на уроках. Важно не отвлекать других.
- Произвольность.Никто не принуждает к учебе. Учителя лишь стараются пробудить интерес к предмету. В ином случае малыша просто переориентируют на более интересное для него дело. Выявлением у учеников индивидуальных особенностей занимается школьный специалист (штатная единица). Так называемый «учитель будущего».
- Независимость.По убеждению финских учителей, ребенок должен учиться самостоятельности. Новые темы не объясняются подробно – все есть в учебниках. Горазд важнее умение самостоятельно искать информацию с помощью нужных ресурсов (интернет, справочники). Учителя не вмешиваются и в конфликты. Они дают детям возможность пройти подготовку во всех жизненных ситуациях, научиться стоять за себя.
- Равенство родителей.Педагоги не владеют информацией о социальном положении родителей своих подопечных. Запрещено любое анкетирование и вопросы о доходах и работе родителей.
- Равноправие детей.У финнов нет плохих или хороших учеников. Любое сравнение запрещено. Все ребята считаются одаренными и лучшими. В общем коллективе могут обучаться и инвалиды. Форма одежды у школьников свободная. В классах дети сидят на одноместных партах, либо могут свободно расположиться на полу, диванчиках, креслах.
- Равнозначность учителей.Педагоги не «прикипают» душой к своей группе. Не успевают. Ведь каждый год перед летним отдыхом все они увольняются. Перед началом учебного года их набирают вновь на контрактной основе по конкурсу. Порой на одно учительское место претендуют до 12 педагогов. Среди более чем 120000 финских учителей вы не найдете ни одного без степени мастера наук или профессорского звания.
Как устроить ребенка в финскую школу?
Нужно просто жить в этой стране. Школьное образование в Финляндии обязательно для всех. Это касается не только финских ребятишек, но и детей иностранцев, проживающих в Финляндии. В школу малыши идут с семилетнего возраста.
Нужно ли знание финского языка?
Школы принимают детей с любым уровнем знания языка (независимо от возраста). Если ребенок совсем не знает финского, его направляют вначале в группы-языковые классы, где каждый день изучается язык. Затем ребят постепенно «смешивают» с остальными учениками (сначала на несложные предметы: физкультура, рисование и труд, затем с включением и других дисциплин). Для хорошего изучения финского языка достаточно около года.
Какая стоимость школьного обучения?
Среднее образование бесплатно для всех. Школьник получает и бесплатные горячие обеды, возможность посещать выставки, музеи, внеклассные занятия. В распоряжении учеников и бесплатный транспорт, который забирает малыша и возвращает его обратно домой (при условии, что школа находится дальше 2 км от дома). Бесплатны учебники, планшетники, необходимые принадлежности. Любые поборы с родителей строго запрещены.
Отзывы об обучении
Валентина Аалто (Хельсинки). «Мы приехали в Финляндию, когда моему малышу было 6 лет. Вначале он посещал подготовительную группу при детском садике. Сейчас учится в экспериментальном классе. У них дети распределены по группам. За первый год обучения его научили считать и читать. Он уже свободно владеет финским. Раз в неделю изучает и русский язык. Что мне нравится в школах – там отсутствует стресс для детей. Их не заставляют учиться. Зато развивают логическое мышление и самостоятельность».
Татьяна Виртанен (Иматра). «Вот эта самостоятельность мне и не нравится. Никто не следит, как одет ребенок, знает ли расписание уроков на завтра. Его никто не поведет на дополнительное занятие. Он все должен делать сам. Хотя, может я просто еще не перестроилась на уровень мышления финнов. Мы всего год, как приехали. Кстати, была ошарашена, когда узнала, что нам полагается бесплатный проезд до школы».
Марина Сипиля (Порвоо). «Моя дочка уже закончила 9 классов и сейчас идет учиться в гимназию. В целом я очень довольна финскими взглядами на обучение. Нравится, что ребенок умеет самостоятельно мыслить, говорить все, что думает. Если в наших школах учителя больше направляют мысли подопечных, то здесь наоборот, поощряется возможность быть не таким, как все».
Сейчас в интернете бродят споры о том, была ли советская система образования лучше современной или все же современная намного круче и эффективнее с ее ЕГЭ. Однако, наблюдая за детьми, молодым поколением понимаешь, что не может и образование каким бы оно не было на тот момент хорошим и эффективным оставаться на месте. И тут уже вопрос даже не на уровне «плюс предмет, минус предмет», «сдавать ЕГЭ» или что то другое, тут уже вопрос в самих принципах образования.
То, что придумали в Финляндии не является каким то прорывным или фантастикой. Все это постепенно уже напрашивается и напрашивается. У меня ребенок в 5 лет знает смартфон и компьютер лучше жены, а на вопросы которые он задает бывает трудно и самому ответить. Может быть в школе многим детям уже просто скучно и не интересно учиться т.к. окружающий мир сильно ускорился? Или все же до этого еще далеко и классические формы образования совсем не изжили себя?
Посмотрите, что финны пытаются внедрить уже наверное с 2015 года …
Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA. Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.
Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.
Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний. Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие.
Глава Департамента образования Хельсинки заявил, что потребности сегодняшних учеников в знаниях сегодня сильно изменились, поэтому стало невозможно обучать их по старомодным методикам. Теперь вместо уроков общей истории и математики, географии и физики, а также литературы финские школьники будут получать знания о различных явлениях и событиях в междисциплинарной форме.
К примеру, основные события Второй мировой будут изучаться как с исторической, так и с географической, и математической точки зрения. А взяв курс «Основы работы в ресторане/кафе» школьники смогут получше разобраться в микро — и макроэкономике, попрактиковаться в устном речи на английском и повысить свои навыки общения с другими людьми.
Новая система будет введена во всех школах Финляндии примерно к 2020 году, а участвовать в ней будут только старшеклассники. Они должны будут самостоятельно выбрать, какую тему они хотят пройти, исходя из того, чем они хотят заниматься во взрослой жизни. Им не придётся задаваться вопросами: «А зачем я учу этот предмет?» или «Пригодятся ли мне эти знания в будущем?».
Изменится и формат построения общения учителя с учениками. Планируется, что ученики станут работать в небольших группах, обсуждая заданную тему с товарищами и с учителем. Кроме того, учителя разных предметов будут тесно взаимодействовать друг с другом, ведь для успешного обучения детей им понадобятся знания в самых различных областях.
Помимо этого в Финляндии с 2017 года ученикам разрешили почти полностью отказаться во время занятий от ручки и карандаша в пользу компьютерной клавиатуры. Тем не менее занятия с прописями пока полностью отменять не планируется.
Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.
В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.
7 принципов школьного образования в Финляндии:
1. Равенство
— Школ.
Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных.
Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.
Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.
До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.
— Всех предметов.
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
— Родителей.
Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
— Учеников.
Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.
Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.
«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.
— Учителей.
Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.
— Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.
Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).
2. Бесплатность
Кроме самого обучения бесплатны:
-обеды;
-экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
-транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
-учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.
3. Индивидуальность
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.
В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:
Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
4. Практичность
Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.
5. Доверие
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.
6. Добровольность
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.
В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».
В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.
Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.
7. Самостоятельность
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.
Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.
Когда и сколько учимся?
Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.
Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».
Чему учимся?
1–2 класс:
Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
3–6 класс:
Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.
7–9 класс:
Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».
Кому нужны оценки?
В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Мелочи школьной жизни
Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!
Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе.
Что скажете?