Система законодательства понятие
Система законодательства — это совокупность всех источников права, действующих в государстве, их взаимосвязь. Элементами системы законодательства являются нормативно-правовые акты.
Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.
элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.).
Можно выделить следующие системы законодательства:
·Горизонтальная (отраслевая) — выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям права
·Вертикальная (иерархическая) — отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе (законы и подзаконные акты)
·Федеративная — основана на федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов федерации. Выделяют три уровня нормативно-правовых актов:
-федеральные
-акты субъектов федерации
-акты органов местного самоуправления
·Комплексная — складывается в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления (природоохранительное, транспортное законодательство)
Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.
Система права и система законодательства не тождественные понятия. Можно выделить следующие различия между ними:
·система права — это объективное явление, которое складывается в соответствии с общественными отношениями, а система законодательства является субъективной, поскольку создается законодателем
·Если элементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.).
·система права является содержанием права, а система законодательства — формой
·система права первична по отношению к системе законодательства
·система права строится в основном на горизонтальных связях, а система законодательства может быть построена на горизонтальных, вертикальных, федеративных и комплексных связях
·система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву.
Вопрос 26. Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды
Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима:
-
для правильного уяснения и применения нормативных актов;
-
развития и совершенствования законодательства;
-
формирования правосознания.
В основном законодательство строится с учетом Отраслевого принципа (гражданское, уголовное, конституционное право). Однако, в системе законодательства могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие нормы разных отраслей права.
В основу построения системы законодательства может быть положена и Юридическая сила нормативно-правовых актов. В этом случае нормативные акты будут располагаться в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу (нормы конституционного права).
В федеративных государствах система законодательства строится с учетом принципа Федерализма — федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации (федеративное законодательство имеет преимущество перед законодательством субъектов).
Выделяют Три вида систематизации:
·Инкорпорация — это такой вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке (алфавитном, хронологическом) в единых сборниках. Инкорпорация является низшей формой систематизации. Различают Официальную, проводимую непосредственно правотворческими органами, Официозную(полуофициальную), выполняемую по поручению правотворческого органа, и Неофициальнуюинкорпорацию, проводимую учебными, научными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Официальная инкорпорация является официальным источником законодательства
·Кодификация — это деятельность, направленная на создание нового сводного нормативно-правового акта — кодекса, устава и пр. с целью обеспечения единого непротиворечивого регулирования определенной сферы общественных отношений. Кодификация является высшей формой систематизации, ее могут проводить только правотворческие органы.
Различают Всеобщую, предполагающую образование кодифицированных актов по основным отраслям законодательства, Отраслевую, представляющую собой объединение нормативного материала по определенной отрасли или подотрасли, и Специальнуюкодификацию, объединяющую нормы правового института или нескольких правовых институтов
·Консолидация — это такой вид систематизации, при котором несколько родственных нормативно-правовых актов сводятся в один для устранения множественности нормативно-правовых актов. Консолидация является промежуточным видом систематизации между инкорпорацией и кодификацией
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 13
Система законодательства — это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.
В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:
— отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:
— комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;
— общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);
— законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);
— конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).
Структура системы законодательства — это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.
Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):
-отраслевая («горизонтальная») — отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства — трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);
-иерархическая («вертикальная») — законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.
Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» — федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.
ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА
Норма права — правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.
Признаки правовой нормы:
• Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.
• Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.
• Обеспечивается мерами государственного принуждения.
• Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).
Структура правовой нормы:
• Гипотеза — элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, тоесть условия применения правила изложенного в норме.
• Диспозиция — элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.
• Санкция — элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.
Правовые нормы имеют следующие признаки:
1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
2. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
5. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.
6. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.
Понятие и виды реализации норм права. Толкование норм права.
Понятие и виды реализации норм права.
Реализация норм права — это воплощение их предписаний в реальное поведение субъектов права. В то же время реализация права имеет две стороны. Во-первых, это следование праву со стороны государства, его органов и должностных лиц. Во-вторых, — осуществление права в поступках граждан, должностных лиц, органов государства. Исходной формой реализации права государством является правотворчество.
Толкование нормативных актов также можно отнести к форме реализации воли законодателя. Следует обратить внимание на социальную природу правомерного поведения, значение гражданского долга и социальной ответственности в его механизме, уяснить требования, предъявляемые к деятельности должностных лиц, государственных органов и общественных объединений по реализации предоставленных им полномочий и возложенных на них обязанностей.
Существуют следующие формы реализации норм права:
Осуществление прав — это использование возможностей, предоставленных правовыми нормами.
Исполнение обязанностей — есть обязательное совершение активных действий, предписываемых нормами права.
Соблюдение обязанностей (запретов) — это воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.
Толкование норм права.
Толкование норм права — это мыслительный процесс, включающий уяснение и разъяснение смысла и содержания норм права.
В толковании выделяются два аспекта — внутренний — уяснение и внешний — разъяснение.
Сначала необходимо уяснить юридическое содержание нормы права, а затем необходимо объяснить данное понимание нормы права третьим лицам. Уяснение смысла нормы права — это толкование для себя, разъяснение смысла нормы права — это толкование содержания нормы права для других лиц.
Реализация права, включая правоприменительную деятельность, всегда сопровождается толкованием норм права. Существует множество причин, обусловливающих необходимость толкования права. Как и любая целенаправленная деятельность, реализация права объективно требует его сознательно-волевого осмысления. Кроме того, законодатель и субъекты, реализующие право, не совпадают в одном лице.
Абстрактный характер норм права, наличие в законодательстве оценочных категорий, неясностей, противоречий, правовых коллизий обостряет потребность в толковании права.
Главная цель толкования заключается в обеспечении правильного и единообразного понимания и реализации права. Толкование способствует приданию праву признака формальной определенности.
Рассмотрим способы толкования норм права.
Грамматическое толкование норм права — это анализ юридического текста с использованием правил языкознания — грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п.
При данной разновидности толкования норм права выясняется значение отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т.д.
Правила грамматического толкования:
· словам и формулировкам придается общеупотребительное значение, придание словам и формулировкам иного, специального значения должно быть обоснованно;
· если в законодательстве существует нормативное определение термина, следует использовать термин именно в этом значении;
· значение термина, нормативно установленное для одной отрасли права, нельзя без достаточных на то оснований применять в других отраслях. Это особенно актуально, если речь идет об отраслях публичного и частного права;
· если значение термина нормативно не определено, следует руководствоваться юридической, прежде всего судебной, практикой и правовой доктриной;
· придание разным терминам одного значения, равно как и одинаковым терминам разного значения, не допускается без достаточных на то оснований;
· ни одно слово, формулировка, суждение или знак препинания не могут толковаться как излишние.
Систематическое толкование норм права — это выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права.
Логическое толкование норм права — это использование логического анализа, т.е. исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями.
Историческое толкование норм права — это изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта.
Функциональное толкование норм права — это изучение сложившейся практики применения правовых норм.
Рассмотрим виды толкования норм права.
Официальное — это толкование права компетентными государственными органами, носящее общеобязательный характер. Официальное толкование осуществляется в установленной процессуальной форме, его результат оформляется специальным актом. Акты официального толкования обладают юридической силой, то есть признаком общеобязательности.
Официальное толкование классифицируют по субъекту на аутентичное или авторское и делегированное. Аутентичное толкование осуществляется самим органом, издавшим толкуемую норму. В данном случае субъект правотворчества и субъект толкования права совпадают в одном лице. Делегированное толкование осуществляется специально уполномоченным субъектом. Например, Конституционный Суд уполномочен законом официально толковать нормы Конституции России.
По содержанию официальное толкование подразделяется на нормативное и правоприменительное — казуальное.
Нормативное толкование распространяется на все юридические ситуации определенного рода.
Правоприменительное или казуальное толкование распространяется на конкретную юридическую ситуацию — казус.
Процесс нормативного толкования идентичен правотворчеству. Акты нормативного толкования содержат конкретизирующие нормы, то есть имеют нормативный характер.
Неофициальное толкование — это толкование права частными субъектами. Неофициальное толкование осуществляется в произвольной форме — устной или письменной и не обладает признаком официальной обязательности для третьих лиц. В неофициальном толковании выделяют три разновидности:
· доктринальное;
· профессионально-юридическое;
· обыденное.
По объему выделяют:
· буквальное толкование;
· расширительное толкование;
· ограничительное толкование.
При буквальном толковании результаты толкования полностью совпадают с текстом толкуемой нормы.
При расширительном толковании результаты толкования шире текстового содержания нормы.
При ограничительном толковании толкование сужает текстовое содержание нормы.
Вопрос:12.Правотворчество
Правотворчество- форма гос.деят.-ти направл-я на создание изменение отмену норм права.
может выражаться в след.формах:
-применение норм права гражданами в результате референдума(крф)
-принятие законов др.норм-прав.актов органами гос.власти
-заключение договоров соглашения нормат-го характера между федеральными орг.гос.власти и орг.гос.власти субъектов с общ-ми объедин-ми с др.гос-ми.
В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.
Непосредственное правотворчество народа — yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.
Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.
Негативное правотворчество — oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие не лигитимного нормативно- правового акта.
Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.
Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.
Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.
Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.
Субъектами правотвор-ва выступают: народ.гос.орг.(орг.власти и упр-я).должн-е лица.
§ 2. Система законодательства
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах – документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.
Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:
• федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);
• законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);
• законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).
Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Право, как и любое явление, имеет внутреннюю и внешнюю форму выражения. И если под внутренней формой права понимается система права, то под внешней формой — система законодательства.
Для системы законодательства, как и для любой системы, характерны такие признаки, как: целостность, структурность, взаимодействие, согласованность и единство. Особенности же системы законодательства выражают такие характерные черты как:
1. Наличие статьи нормативного правового акта в качестве первичного элемента системы законодательства. Именно их совокупность формирует систему законодательства в целом, а также ее компоненты — главы, разделы, нормативные правовые акты, институты законодательства и отрасли
законодательства.
2. Субъективность характера. Система законодательства формируется законодателями, а значит, обусловлена потребностями времени и практикой правоприменения.
3. Иерархичность нормативных правовых актов, определяет подчиненность низших нормативных правовых актов высшим. Иерархическая лестница системы законодательства выстраивается на основе юридической силы, которая определяется положением, компетенцией органа издавшего данный нормативный правовой акт, а также его важностью.
Таким образом, система законодательства — внешняя форма права, выражающаяся через иерархический ряд нормативных правовых актов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.
Система законодательства, также как и система права имеет свою структуру, элементами которой являются: статья нормативного правового акта, сам нормативный правовой акт, отрасль законодательства, законодательный массив (комплекс).
Статья нормативного правового акта — это его составная часть, основной элемент, содержащий норму (нормы) права или ее структурные элементы и направленный на регулирование общественных отношений.
Нормативный правовой акт — это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума) по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера.
Нормативный акт может регулировать различные по своему содержанию виды отношений, включая в себя как нормы одной отрасли права, так и нескольких.
Отрасль законодательства — является основным элементом системы законодательства и представляет собой системную совокупность нормативных правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.
Законодательный массив (комплекс) — это более крупное, чем отрасль,
структурное образование законодательства, объем и внутренняя организация которого такова, что управление им с помощью одного активного центра, то есть возглавляющего массива кодифицированного акта, по существу невозможно52.
Для российского законодательства характерно отраслевое (горизонтальное), вертикальное (иерархическое) и территориальное (федеративное) построение его системы.
Отраслевое (горизонтальное) построение системы законодательства основано на предмете правового регулирования. В соответствии с ним система законодательства представляет собой совокупность отраслей законодательства, часть из которых является формой выражения отраслей права (конституционное право — конституционное законодательство, уголовное право — уголовное законодательство и т.д.), другая же формируется из комплексных отраслей законодательства, отражающих нормы различных отраслей права (законодательство об образовании, обороне и т.д.), третья выступает как внешняя форма выражения правовых институтов (налоговое законодательство, таможенное законодательство и т.д.). Всю совокупность нормативных правовых актов можно также представить как комплекс законодательных массивов, сформированных по интересу или направленности, и отражающих такие типы отраслей права как частное и публичное или материальное, процессуальное и материально-процессуальное соответственно.
Основой вертикального построения системы законодательства является разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы. На ее основании система законодательства подразделяется на законы, нормативные правовые акты, принимаемые в особом порядке, обладающие высшей юридической силой и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений и подзаконные нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов.
Построение территориальной (федеративной) системы законодатель- ства
определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий. По этим основаниям выделяют федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, систему нормативных актов органов местного самоуправления и локальные нормативные актов.
Подводя итог, перечислим черты, указывающие на различия существующие между системой права и системой законодательства:
1. Система права — это внутренняя структура права, а система законодательства — внешняя форма права.
2. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства выступает статья нормативного правового акта.
3. Система права состоит из норм права, институтов права, отраслей права и типов отраслей права, а структурными элементами системы законодательства являются статья нормативного правового акта, нормативный правовой акт, институт законодательства, отрасль законодательства и законодательный массив
4. Система права носит объективный и первичный характеры, а система законодательства субъективный и вторичный характеры.
5. В основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования, отрасли же законодательства выделяются только по предмету правового регулирования.
6. Система права имеет только горизонтальное строение, а система законодательства — горизонтальное, вертикальное, территориальное.
Подводя итоги, хотелось бы акцентировать внимание на следующих моментах.
Во-первых, система права, представляет собой объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое внутреннее строение национального права, выражающееся в распределении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне
согласованных норм на определенные совокупности — правовые институты, отрасли права и типы отраслей права.
Во-вторых, критериями деления права на отрасли являются — предмет и метод правового регулирования. При этом предмет выступает главным материальным критерием и определяется как обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Метод служит дополнительным юридическим критерием и выступает как совокупность приемов, способов, средств воздействия права на общественные отношения.
В-третьих, система законодательства — внешняя форма права, выражающаяся через иерархический ряд нормативных правовых актов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.
В-четвертых, система права и система законодательства не тождественны. Они представляют собой различные формы права: система права выступает внутренней формой права, а система законодательства — внешней формой права.
Система законодательства — это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовой акт- это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.
Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения — в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права — в этом их специфический признак.
Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.
Юридическая сила нормативно-правового акта — это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.
В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:
- Законы;
- Подзаконные акты.
Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.
Признаки закона
1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.
2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.
3) Высшая юридическая сила — важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.
4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.
5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.
6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.
Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.
Виды законов
Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
1) Конституция
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:
- Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.
- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.
2) Федеральные конституционные законы
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.
3) Федеральные законы
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:
- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
- текущее законодательство.
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.
4) Законы субъектов федерации
Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.
Подзаконные нормативные акты — это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.
Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они
1) принимаются на основе закона,
2) принимаются во исполнение закона,
3) не могут противоречить закону.
Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
- указы Президента;
- постановления Правительства;
- акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;
- акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
- акты органов местного самоуправления;
- локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.