Систематизация правовых актов
Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно — правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.
Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.
Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации:
1. Первый вид — это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов» (например, свод законов того или иного государства)
2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы)
3. Специальная (комплексная) кодификация — это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).
Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель — устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства.
На базе консолидированного законодательства должны проводиться все инкорпорационные операции по формированию тех или иных сводных актов, где в доступной для всех форме дано полное и четкое представление о действующем законодательстве. Избавляя его от чрезмерной раздробленности, консолидация тем самым способствует объединению на этой основе общих положений текущего правотворчества в родственные группы. Особую актуальность эта форма систематизации приобрела в сфере ведомственного правотворчества.
Выделяют три основные виды кодификационных актов:
1. Основы законодательства — это нормативно — правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;
2. Кодекс — наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.
Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.
Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, — и общие принципы, регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.
Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.
Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу.
3. Устав, положение — это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко . Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы).
Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли — процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.
Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода — задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации — удел практики.
Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны.
Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: кодификация представляет собой такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Для кодификации характерны следующие черты:
1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;
2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;
3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;
4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;
5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;
6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.
Для лучшего нахождения правовых норм и ориентации в нормативном материале нормативные правовые акты определенным образом группируются или даже перерабатываются.
Систематизация нормативных правовых актов – это деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведению его в определенную систему путем составления единых нормативных правовых актов или их сборников.
Значение научно обоснованной систематизации нормативных актов велико как для правотворческой деятельности (можно выявить несогласованности, пробелы в нормативном материале и быстро их устранить), так и для правоприменителей (можно быстро найти нужную норму права, уяснить ее смысл). Традиционно различают три формы систематизации нормативных правовых актов: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.
Инкорпорация – форма систематизации, при которой происходит объединение различных нормативных правовых актов в сборники, расположение их в определенном порядке.
Инкорпорация может проводиться как уполномоченными на то государственными органами, так и частными лицами (в основном научными работниками или правоприменительными органами в учебных целях или для удовлетворения потребностей практики). В первом случае она называется официальной, во втором – неофициальной. К официальным инкорпорированным сборникам (например, Собранию законодательства Российской Федерации) следует обращаться при уточнении текста нормативного акта.
Нормативные правовые акты могут объединяться в сборники по различным признакам (критериям). Если нормативные правовые акты группируются в той последовательности, в которой они принимались, т.е. по времени принятия, то такую инкорпорацию называют хронологической (например, Собрание законодательства Российской Федерации). Если же в сборники сведены вместе нормативные акты, в которых содержатся нормы права, регулирующие определенную однородную сферу общественных отношений, то эго систематическая инкорпорация.
Официальным периодическим изданием является «Собрание законодательства Российской Федерации», в нем публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы (первый раздел), акты палат Федерального Собрания (второй раздел), указы и распоряжения Президента РФ (третий раздел), постановления и распоряжения Правительства РФ (четвертый раздел), решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов (пятый раздел).
Систематическая, или предметная, инкорпорация более удобна, поскольку позволяет легче находить необходимый нормативный материал. Высшей формой предметной инкорпорации является свод законов – систематический сборник расположенных в определенном порядке законов и важнейших подзаконных нормативных актов. Продолжительное время η XIX–XX вв. действовал Свод законов российской империи, состоявший из 15, а в последующем – 16 томов. Свод законов как результат тщательной предметной инкорпорации – документ для практики чрезвычайно важный и полезный, однако работу над его созданием следует начинать лишь при стабильных общественных отношениях и, соответственно, при стабильном законодательстве. По мнению В. К. Бабаева, высказанному в первой половине 1990-х гг., работа по созданию и свода законов СССР, и аналогичного свода законов, изданного в России, оказалась преждевременной. Несомненно, опыт этой деятельности будет полезен в будущем.
Кодификация – такая форма систематизации, при которой происходит коренная переработка нормативного материала, объединение его в новые, единые, внутренне систематизированные нормативные правовые акты.
При кодификации изменяется содержание нормативных актов, отменяются устаревшие нормы права, вводятся новые; многие нормы переформулируются, устраняются повторы, противоречия, ликвидируются пробелы и т.д.
Именно этим данная форма систематизации отличается от инкорпорации. В содержание кодификации входит, таким образом, в качестве необходимого элемента и правотворческий процесс. Кодификация связана с совершенствованием законодательства. В результате кодификации появляются крупные, внутренне систематизированные и согласованные нормативные акты, чем достигается наилучшее качество правового регулирования общественных отношений. Кодифицированный (или – кодификационный) нормативный правовой акт может именоваться по-разному: законом, положением, уставом и как-то иначе, хотя для обозначения именно такого документа выработан специальный термин «кодекс». Большинство кодифицированных актов направлены на детальное и всестороннее правовое регулирование соответствующих общественных отношений, часто исключается необходимость конкретизации содержащихся там предписаний в иных нормативных правовых актах. Вследствие многочисленности регулируемых общественных отношений и из-за необходимости большой степени детализации предписаний кодифицированные акты отличаются значительным объемом. В отличие от инкорпорации кодификация всегда проводится компетентным государственным органом, она обязательно носит официальный характер.
В Российской Федерации, как и в других государствах континентальной Европы, право носит кодифицированный характер. То есть нормы многих отраслей права сведены в крупные, внутренне систематизированные нормативные правовые акты: нормы уголовного права – в УК РФ, трудового права – в ТК РФ и т.д. Основные кодификации в республиках бывшего СССР прошли в 1920-х и 1960-х гг. Изменения, произошедшие во всех сферах жизни общества в конце 1980 – начале 1990-х гг., потребовали адекватных изменений и в законодательстве, что обусловило проведение в 1990–2000-х гг. крупных кодификационных работ.
На основе изложенного материала можно уточнить понимание правотворческого процесса, его соотношение с кодификационными работами. В результате правотворчества разрабатываются и издаются главным образом некодифицированные нормативные правовые акты, и таковых – абсолютное большинство. Кодификация – особый, специфический вид правотворческой деятельности, проводимой с целью совершенствования действующего законодательства путем издания сводных нормативных правовых актов, содержащих систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений (см.: Правотворчество в СССР. М., 1974. С. 231–247).
Консолидация – такая форма систематизации, при которой нормативные правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативный правовой акт.
Консолидация проводится с целью устранения ненужных повторов или противоречий, сокращения количества нормативных актов, для удобства нахождения последних и пользования ими. Этот вид систематизации нормативных актов – нечто среднее между инкорпорацией и кодификацией. Результатом консолидации, как и при кодификационных работах, является один нормативный акт, однако сам нормативный материал не перерабатывается, возможна лишь редакторская правка, исключение отдельных правовых норм для устранения противоречий.
Удачный пример, ставший классическим в учебной литературе но теории государства и права, – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», который заменил собой 48 нормативных актов. Каждым из этих документов в свое время вводился то г или иной праздничный или памятный день, а принятый Указ, не изменяя сути нормативного регулирования, упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ. Подобные мероприятия проводятся компетентными государственными органами, и поэтому в данном случае консолидация носит официальный характер.
Таким образом, систематизация нормативных правовых актов может быть направлена на совершенствование либо содержания правовых норм (так называемая внутренняя систематизация), либо расположения нормативного материала (так называемая внешняя систематизация). Инкорпорация представляет собой только внешнюю систематизацию; кодификация охватывает и внешнюю и внутреннюю: консолидация – это прежде всего внешняя систематизация и в небольшой степени – внутренняя.
Иной точки зрения придерживается В. К. Бабаев. Он утверждает, что традиционное деление систематизации на виды не отражает реального положения вещей, поскольку систематизация как деятельность по упорядочению законодательства имеет дело с уже готовым нормативным материалом, а кодификация – это, по сути, создание новых нормативных правовых актов. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства (см.: Общая теория права: курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. С. 331-332).
Развитие компьютерных технологий открывает широкие возможности для быстрой и правильной ориентации в нормативном материале, скорейшего нахождения нужных документов. Поэтому, говоря о систематизации нормативных правовых актов, следует иметь в виду существование различного рода справочных компьютерных программ. За рубежом такие программы разрабатываются с 1960-х гг., в Советском Союзе исследования в этом направлении активизировались в 1980-х гг. Самая крупная на то время система правовой информации – АИПС (автоматизированная информационно-поисковая система) «Законодательство» – была создана в Научном центре правовой информации Министерства юстиции СССР (см.: Правовая информатика и кибернетика: учебник / под ред. Н. С. Полевого. М., 1993. С. 258-270, 390^408).
Используемые в настоящее время информационно-справочные правовые системы (КонсультантПлюс, Гарант и т.п. – в России сейчас разрабатываются и используются не менее 15 подобных систем) содержат несколько тысяч нормативных правовых актов и позволяют вести поиск нормативного правового акта по его данным (вид акта, название, орган, принявший нормативный правовой акт, номер, дата принятия, номер государственной регистрации, дата государственной регистрации), по данным о публикации в периодических изданиях, по слову в тексте или в заголовке нормативного правового акта. Возможны также просмотр старых редакций нормативных правовых актов, создание тематических подборок, создание сборного документа на основе фрагментов нормативных правовых актов, вывод на печать всей информации и многое другое. Подобные информационнопоисковые системы могут оказать неоценимую помощь при составлении различных инкорпорированных сборников, консолидированных актов и при кодификационных работах.
Кодифицированный акт – официальный акт нормативно-правового характера, который на основе единых принципов регулирует важнейшую, достаточно обширную сферу отношений,– это сводный акт, определенная упорядоченная совокупность юридических предписаний, взаимосвязанных между собой. Для него характерны: большой объём в содержании, сложная структура, высокий уровень обобщённости и внутренняя согласованность. Типичным примером кодификационного акта является Кодекс любого права.
Кодификация подразумевает под собой приведение правовых норм, институтов, регламентирующих общественные отношения определенной отрасли права, к единой юридической силе. Кодифицированные нормативно-правовые акты внешне могут быть выражены в различных формах: основы, кодексы, уставы и др.
Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы опредёленной отрасли либо подотрасли права — уголовного, гражданского, трудового и др. ), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института либо нескольких правовых институтов в едином кодифицированном акте. Примерами специальной кодификации являются Водный, Лесной кодекс РФ и др.).
Существует 3 основных вида кодификационных актов:
1. Кодекс — самый распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни и требующих правовой упорядоченности.
2. Основы законодательства – акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сферы государственного управления.
3. Устав, положение — кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами.
32. Консолидация нормативных правовых актов
Консолидация – форма систематизации путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет своё самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации.
Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; представляет собой унификацию нормативных актов; устраняет их множественность; избавляет их от чрезмерной раздробленности; способствует объединению общих положений текущего правотворчества в родственные группы; является промежуточным звеном между текущим правотворчеством и кодификацией.
Результатом консолидации нормативного материала является издание Свода законов. Истории законодательства известен Свод законов Юстиниана. Имеется и отечественная практика их создания: Собрание местных законов западных губерний — в Украине XIX в., Свод законов Российской Империи в 16-ти томах, Свод законов СССР. Свод законов издан в Российской Федерации. В структуру консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в опредёленной последовательности.
33. Концепции глобализации и их влияние на государство и право. Место России
В качестве более сложной и совершенной формы систематизации, в сравнении с инкорпорацией и консолидацией, признается кодификация, отличающаяся способностью качественно упорядочивать действующее законодательство, обновлять его, способствовать тому, чтобы оно было наиболее согласованным, компактным.
Кодификация – вид систематизации, направленный на создание нового сводного нормативного правового акта (основ, кодекса и др.), путем коренной переработки действующего законодательства. Главное в кодификации то, что она есть вид правотворчества, направленный на согласованное и упорядоченное нормативное регулирование определенного вида отношений.
Для кодификации характерны следующие черты:
1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;
2) кодификацию осуществляют только компетентные правотворческие органы;
3) кодификация предполагает внесение в содержание нормативных правовых актов существенных изменений и дополнений, отмену устаревших норм и создание новых;
4) в ходе кодификации создается новый нормативный правовой акт, отличающийся качественной новизной содержащихся в нем нормативных правовых положений;
5) такой акт регулирует значительную и обширную сферу общественных отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные, борьба с преступностью и т.д.);
6) кодификационный акт отличается сложной структурой, включает части, разделы, главы, иные подразделения.
Обратим внимание на основания разграничения кодификации и инкорпорации.
1. Инкорпорация не преследует цели изменения содержания нормативных правовых актов, группирует их в хронологическом, тематическом или ином порядке. В процессе кодификации перерабатывается содержание нормативных правовых актов: устраняются устаревшие нормы, создаются новые.
2. Инкорпорация, как правило, охватывает все нормативные правовые акты в рамках определенного временного периода. Кодификация охватывает нормы, регулирующие группу однородных общественных отношений.
3. В процессе инкорпорации соответствующая деятельность связана с внешней, технической обработкой нормативных правовых актов. При кодификации ситуация иная. Здесь производится пересмотр всего законодательства определенной направленности, проводится тщательный анализ нормативного материала, формируется структура нового кодифицированного акта. Специалисты здесь имеют дело с правовыми нормами, юридическими институтами, иными элементами системы права.
4. Результатом инкорпорации является сборник или собрание изданных в разное время нормативных правовых актов, содержание которых не изменяется в инкорпоративном источнике. Итог кодификации объективируется в новом как по содержанию, так и по форме нормативном правовом акте. Его текст является официальным. Соответственно, кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных предписаний.
5. Кодификация всегда осуществляется исключительно правотворческими государственными органами, а инкорпорация, как ранее отмечалось, проявляется на разных уровнях, осуществляется научными и учебными заведениями, частными лицами без специального официального поручения и контроля и др.
В юридической литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.
Всеобщая кодификация – создание объединенной, внутренне согласованной системы кодификационных актов в виде «кодекса кодексов». Идеалом этого вида кодификации может быть подготовка и издание Свода Законов Российской Федерации.
Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли (Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ).
Специальная кодификация объединяет нормы той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы).
Виды кодификационных актов. Кодификационные акты, как правило, отличаются определенной, свойственной только им формой. Это – основы законодательства, кодексы, уставы, положения и др.
Основы законодательства. В бывшем СССР этот вид кодификационного акта играл значительную роль, он сохраняет определенную значимость и в Российской Федерации.
Основы законодательства — нормативный, правовой акт, содержащий принципиально значимые наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов. Нормы, содержащиеся в таких актах, должны развиваться, конкретизироваться в первую очередь в нормативных правовых актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов.
Как видим, Конституция РФ не предусматривает издание федеральных законодательных актов в форме Основ законодательства. Теперь по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов принимаются обычные федеральные законы. Характер таких законов отражается в самом их названии: об основах туристской деятельности РФ и т.д.
Вместе с тем в Российской Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан, Основы законодательства об охране труда, Основы нотариального законодательства.
В Российской Федерации в связи с кодификацией существует актуальная задача сокращения количества актов, повышения согласованности актов, применяемых разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых издаются такие нормативные правовые акты.
Кодекс (от лат. codex – собрание законов) – наиболее часто используемый вид кодификационного акта. В современном понимании кодекс – это сводный законодательный акт, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, детально регулирующие сходные, однородные общественные отношения.
Кодекс – результат кодификации, значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института. Назовем в этой связи гражданский кодекс, трудовой кодекс, кодекс РФ об административных правонарушениях, налоговый кодекс, уголовный кодекс и др. Существенно то, что кодекс либо полностью охватывает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс РФ) либо содержит основную по объему, важную часть таких норм (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ).
Кодексы РФ устанавливают важнейшие положения, основные правовые принципы, понятия и конструкции. Они являются ориентиром прежде всего для законодательных органов. При подготовке и принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов учет этих принципов обязателен. Названные положения кодексов (принципы и др.) имеют большое значение и для правоприменительной практики. Например, все нормы налогового законодательства должны применяться только на основании тех принципов, которые провозглашены в ст. 3 Налогового кодекса: принцип всеобщности, равного налогообложения, принцип справедливости, принцип соразмерности, экономической обоснованности налогов.
Кодексы по характеру охвата регулируемых общественных отношений бывают отраслевыми и комплексными (межотраслевыми). Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Трудовой кодекс РФ и др. Комплексные межотраслевые кодексы содержат нормы различных отраслей права, относящиеся к тем или иным сферам государственной деятельности, отраслям хозяйства или к социально-культурному строительству и др. К числу таких кодексов относятся Воздушный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.
Устав – кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления, например, Устав Центробанка РФ, Устав железных дорог и др. В Российской Федерации сохраняют свое значение многочисленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).
В современной России в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.
Положение – сводный кодифицированный акт, определяющий правовое состояние, порядок образования, структуру, компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации и др.). Положение – распространенный вид кодифицированного акта, утверждается определенными правотворческими органами или должностными лицами.
Правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо вида деятельности, содержащий соответствующие процедурные нормы. Например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.
В заключение отметим, что кодификационные акты, принимаемые правотворческими органами Российской Федерации, составляют основу действующего законодательства. Вместе с тем, по-прежнему остается актуальной проблема творческого совершенствования всех способов систематизации нормативных правовых актов с учетом существующего позитивного отечественного и зарубежного опыта.
Контрольные вопросы по теме
1. Что означает понятие «систематизация законодательства»?
2. Определите назначение и цель систематизации.
3. Какие существуют виды систематизации законодательства?
4. Каковы особенности учета как вида систематизации нормативных правовых актов?
5. Понятие и разновидности инкорпорации как формы систематизации.
6. Назовите характерные черты консолидации.
7. Раскройте содержание кодификации как наиболее совершенной формы систематизации законодательства.
8. Охарактеризуйте кодекс как вид кодификационных актов.
9. В связи с какими свойствами Кодексы РФ являются ориентирами и для законодателя, и для правоприменительной практики?
10. Могут ли нормативные правовые акты любого уровня, в том числе и федеральные законы приниматься в противоречии с принципами, положениями, изложенными в кодексах РФ?
11. Раскройте особенности иных кодификационных актов (Основы, Положения, Правила и др.).
Содержание
Понятие и признаки нормативно-правовых актов
Определение 1
Систематизация нормативных актов – это совершенствование и упорядочение правовых норм, устранение противоречий между различными правовыми нормами, отмена, изменение устаревших норм и формирование новых, усовершенствованных, отвечающим потребностям общественного развития нормы.
Такие нормативные акты классифицируются по определенным общим системным признакам, после чего объединяются в кодексы, собрания законодательства и других акты.
На практике для систематизации нормативно-правового акта применяют четыре основные формы:
- кодификация;
- инкорпорация;
- консолидация;
- учет.
Кодификация – это формирование нового, систематизированного нормативно-правового акта, осуществляемое путем строгого и всестороннего пересмотра действующего законодательства с последующим внесением новых существенных изменений. Кодификацию производят правотворческие органы.
Характеризующие признаки кодификации законодательства:
- кодификационная деятельность относится к производству исключительно компетентных правотворческих органов, которая основывается только на законных конституционных, полномочиях;
- продуктом кодификации является новый нормативно-правовой акт, содержащий нормы и правила, значительно отличающиеся от ранее действующих норм;
- кодификационный акт — это обширный открытый акт, т.к. содержит объединенные нормы, которые ранее находились в других различных актах, регулируя одну общую сферу общественной жизни.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Систематизация нормативно-правовых актов 410 руб.
- Реферат Систематизация нормативно-правовых актов 240 руб.
- Контрольная работа Систематизация нормативно-правовых актов 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Кодификационный акт всегда стоит в приоритете использования среди актов, его действия распространяются только в определенной области жизни общества; кодификационный акт регулирует отношения в обществе и всегда является предметом регулирования данной отрасли права. Действие законного нормативного акта, созданного с помощью кодификации, рассчитано на длительный срок.
Виды кодификации
В современной правовой системе выделяют несколько видов кодификации.
Виды кодификации:
- Всеобщая — создание обширных открытых кодификационных актов во всех сферах законодательства. «Кодекс кодексов» — характерный пример всеобщей кодификации.
- Отраслевая кодификация включает в себя юридические нормы и правила любой строго определенной отрасли права или его части (уголовный, семейный кодексы).
- Специальная кодификация – группирование норм специального правового института или несколько определенных правовых институтов (Водный, Таможенный кодексы РФ).
Кодификационные акты имеют различную форму: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства – это юридические нормативные кодифицированные акты, сформированные на уровне государства, включающие в себя важнейшие общие нормы по предмету совместного управления субъектов Федерации и Государством в целом.
Кодексы – это законодательные акты, которые создаются путем систематизации, комплектования и объединения в строгом порядке измененные нормы права, призванные регулировать однородную сферу общественных отношений (например, УК РФ, ГК РФ, ТК РФ, УИК РФ, СК РФ, и т.п.).
Уставы – это систематизированные нормативные законные акты, регулирующие применение этих актов нормы, которые регулируют работу министерств, ведомств в определенной сфере управления (уставы железных дорог, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и др.).
Положения – это систематизированные нормативные акты, которые определяют правовой статус и порядок функционирования различных субъектов права или регламентируют полномочия правительственных органов, их структуру, обязанности (положения о министерствах, ведомствах и т.д.).
Правила – это систематизированные нормативные акты, которые устанавливают порядок различного вида деятельности такие как, правила дорожного движения.
Инкорпорация и ее виды
Инкорпорация – это объединение какого-либо вида сборников нормативно-правовых актов в строгом порядке без изменения содержания самих норм. Инкорпорацию может производить систематизирующий орган, который не обладает правом отменять, изменять или устанавливать правовые нормы (например, министерство юстиции).
Существует два вида инкорпорации, которые различаются по разным основаниям.
По объему охватываемого нормативного материала инкорпорацию выделяют: полную инкорпорацию, в собрание включается все законодательство государства, или федеральное законодательство, т. е. все законодательные акты любого субъекта Российской Федерации; частную – объединение в сборники нормативных актов по определенным вопросам: отрасли, сфере законодательства или правового института, или другим признакам.
В зависимости от субъектов осуществления инкорпорацию различают: официальную — деятельность специально уполномоченным компетентных государственных органов или законодательными органами, осуществляющих подготовку и утверждение определенных собраний или сборников актов; неофициальную — упорядочение нормативных правовых актов организациями или отдельными лицами по своей инициативе для удобства своей деятельности.
По способу расположения нормативного материала официальную инкорпорацию делят на: хронологическую – объедение нормативных актов в определенном порядке в процессе их официального опубликования; предметную или систематическую — упорядочение действующих нормативно-правовых актов по отраслям права.
Организация учета законодательных актов выражается в нескольких признаках:
- целостность информационного массива, которая способна обеспечить строгий учет и выдачу всего объема справочной информации, т. е. учет без пробелов и недостатков;
- достоверность информации в фонде учета, которая основана только на официальных источниках;
- простота в использовании.
Виды учета нормативно-правовых актов
Существует три вида учета:
- Журнальный учет – ведения специальных журналов для фиксации реквизитов нормативных актов. Фиксация реквизитов производится в хронологической либо в алфавитно-предметной, системно-предметной, тематико-предметной последовательности. Этот вид учета удобен только в случае небольшого объема информационного массива.
- Картотечный учет — формирование карточного учета производится путем заведения карточного дела для каждого нормативного акта или сборника нормативных актов. На карточках обычно фиксируются либо основные реквизиты акта, либо полный текст этого нормативного документа.
- Электронный учет – создание электронной базы всех нормативных документов с применением современной компьютерной техники и новейших достижений информатики.
Систематизация нормативных актов различна по своей специфике и имеет вид упорядочивания, приведения в определенную единую систему нормативно-правовой информации.