Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Состав конституционного суда РФ

08.07.2020 by admin

Содержание

  • Состав, структура и полномочия Конституционного Суда РФ
  • Структура Конституционного Суда
  • Компетенция кс рф
  • Структура Конституционного суда РФ
    • Готовые работы на аналогичную тему
  • Полномочия Конституционного суда РФ
  • Решения Конституционного суда РФ
  • Юридическое значение решений Конституционного суда РФ
  • Как изменится Конституция России

Состав, структура и полномочия Конституционного Суда РФ

Ключевые слова: состав, структура, полномочия, конституционного, суда, РФ

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125) и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. (ред. от 5 февраля 2007 г.).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации — семьдесят лет.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствиии Конституции РФ:

а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов;

в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами гос. власти;

б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов;

в) между высшими гос. органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юрид. природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд: 1) разрешает дела о соот-и Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; 2) дает толкование Конституции РФ; 3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) принимает послания Конституционного Суда; 5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд в пленарных заседаниях также: 1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; 2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда; 3) принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; 4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; 5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. В число этих дел входят: 1. Дела о соот-и Конституции РФ: а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ; б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов; в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции:а) между фед. органами гос. власти; б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов; в) м/у высшими гос. органами субъектов РФ.

3. Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам на нарушение констит-х прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. … читать далее …

Продолжаем тему «Судебный конституционный контроль»

Отличительные черты судебного конституционного контроля:

  1. Схожесть с нормативными актами.

  2. Решения органов конституционного контроля не обжалуются – они окончательны.

  3. Рассматривает вопросы права, а не факта.

19 судей.

Судьи КС назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Президенту РФ могут предложить кандидатуру:

  • члены СФ и депутаты ГД;

  • законодательные органы субъектов РФ;

  • высшие судебные органы;

  • федеральные юридические ведомства (Минюст, ФСИН, ФССП, Генеральная Прокуратура, Счетная палата);

  • всероссийские юридические сообщества (ассоциация юристов России);

  • юридические научные и учебные заведения.

Порядок формирования:

  1. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении судей в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

  2. Кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете СФ по конституционному законодательство, который готовит заключение по каждой кандидатуре.

  3. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числе членов СФ.

Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее ¾ от общего числа судей, т.е. 15 судей.

Структура Конституционного Суда

Палаты суда упразднены. Все полномочия осуществляются им в полном составе.

Председатель КС:

-назначается на должность СФ по представлению Президента сроком на 6 лет из числа судей.

— по инициативе не менее 5 судей, считающих, что председатель недобросовестно исполнять свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности.

— решение о досрочном освобождении от должности принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.

Заместители Председателя – 2 шт.:

— назначаются СФ по представлению Президента;

— осуществляют по уполномочию Председателя его отдельные полномочия, а также выполняют иные функции, возложенные на них Председателем.

Научно-консультативный совет – все судьи КС + представители судейского сообщества.

Аппарат суда:

— секретари

— 4 управления по отраслям (частное право, публичное право, уголовное право, международное право) – анализ и подготовка будущих решений КС РФ

Компетенция кс рф

4 группы полномочий:

  1. Конституционные полномочия (ст. 125 К, ст. 100 К, ст. 104 К):

а) разрешает дела о соответствии Конституции:

— федеральных законов (в т.ч. ФКЗ);

— нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ;

— конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по предметам ведения РФ и по предметам совместно ведения;

— договоры между органами государственной власти.

б) разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ (пример – вступление в ВТО);

в) дает толкование Конституции;

г) дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления;

д) разрешает споры о компетенции:

— между ФОГВ;

— между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ;

— между высшими государственными органами субъектов РФ;

е) проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (конкретный нормоконтроль)

ё) обращение с посланиями к СФ и ГД – посланиями о состоянии конституционной законности – их не было с 1993 года.

ж) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ст. 104 КС РФ)

  1. Полномочия, закрепленные в ФКЗ о КС:

а) все конституционные полномочия

б) ФКЗ указывает, что КС осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему:

-Конституцией

-Федеративным договором

-ФКЗ

-договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

  1. Полномочия, закрепленные в других ФКЗ и ФЗ:

а) ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ (подп. 1 п.1 ст. 29)»:

-проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам Уполномоченного на нарушение конституционных прав и свобод граждан заком.

б) ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.6 ст. 35):

— проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по обращениям Генерального прокурора РФ.

в) ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» (ст. 7 п.4):

— проверка конституционности международного договора о принятии в РФ нового субъекта РФ.

г) ФКЗ «О референдуме РФ» (ч. 17 ст. 15):

— проверка конституционности вопросов референдума РФ по запросу ВС РФ о признании вопросов референдума не соответствующими Конституции РФ.

  1. Полномочия, закрепленные в решениях КС:

а) П. 4 мотивировочной части Постановления КС от 02.04.2002 №7-п.

Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по обращениям (жалобам) органов местного самоуправления.

б) п. 3.1.1 и п. 3.2. мотивировочной части Определения КС от 02.10.2007 г. №715-О-П.

Конституционно-правовое истолкование правовых норм, не содержащихся в Конституции РФ («выявление конституционного смысла действующего права», «конституционное истолкование нормативного акта или отдельного его положени»)

Судебная система представляет собой самостоятельную и независимую ветвь власти, имеющую огромное значение для правового государства. Конституционные суды были образованы во многих странах для контроля за соответствием принимаемых нормативных актов положениям основного закона.

В России этот юридический механизм позволяет обеспечить практическое применение Конституции РФ, соблюдение гражданских прав и свобод, регулирует процесс формирования и деятельность органов государственной власти.

Структура Конституционного суда РФ

Порядок работы и полномочия Конституционного суда определены статьей 125 Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года.

В этом органе высшей судебной власти работают 19 судей. Они назначаются по представлению Президента России решением Совета Федерации. Согласно вышеупомянутому закону, прежде чем стать судьей Конституционного суда, кандидат на эту должность обязан проработать не менее 15 лет в правовой сфере и достичь, как минимум, 40-летнего возраста. Полномочия судей не ограничены конкретным сроком.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Роль и значение Конституционного суда РФ 450 руб.
  • Реферат Роль и значение Конституционного суда РФ 230 руб.
  • Контрольная работа Роль и значение Конституционного суда РФ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Судья Конституционного суда не имеет права быть членом какой-либо политической организации, участвовать в избирательных кампаниях, а также руководить общественным объединением, независимо от его направленности. Данное должностное лицо не может публично высказываться, выступая перед любой аудитории или в СМИ, по вопросам государственного устройства, работы властных структур или другим темам, которые могут стать предметом рассмотрения Конституционного суда. Этот высший орган судебной власти и все его члены должны оставаться вне политики, сохраняя нейтралитет, и руководствоваться в своей деятельности исключительно положениями основного закона нашей страны.

Конституционный суд России работает по двухпалатной системе. Состав этих палат формируется на основании результатов жеребьевки. Руководство деятельностью данного учреждения осуществляет Председатель Конституционного суда РФ.

Полномочия Конституционного суда РФ

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд РФ рассматривает следующие вопросы:

  1. соответствие конституций республик и уставов субъектов РФ Конституции России;
  2. толкование Конституции РФ;
  3. соблюдение порядка выдвижения обвинения против Президента России в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления;
  4. утверждение посланий Конституционного суда
  5. законодательная инициатива в рамках своего ведения.

Все остальные вопросы, отнесенные к полномочиям Конституционного суда, обсуждаются на заседаниях палат. К ним относятся:

  1. соответствие законов и иных нормативных актов, принятых федеральными и региональными органами власти, положениям Конституции РФ;
  2. экспертиза международных договоров, которые планирует ратифицировать Российская Федерация;
  3. споры между органами государственной власти различного уровня об их компетенции;
  4. проверка конституционности закона по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод, а также по судебным запросам.


Рисунок 1.

Решения Конституционного суда РФ

Конституционный суд принимает следующие решения:

  1. постановление;
  2. заключение;
  3. определение.

Остановимся на каждом из них подробнее.

  1. Постановление Конституционного суда представляет собой итоговое решение по большинству вопросов, рассмотрение которых относится к ведению этой высшей судебной инстанции. Речь идет о соответствии всех принимаемых в стране нормативно-правовых актов и законов требованиям Конституции РФ, о разграничении полномочий органов государственной власти различного уровня, о толковании положений главного документа страны.
  2. Заключение Конституционного суда также является итоговым решением. Оно принимается в случае выдвижения депутатами Государственной Думы официального обвинения против Президента РФ в государственной измене или в ином тяжком преступлении. В заключении содержится результат проверки на соблюдение установленного порядка предъявления таких обвинений главе государства.
  3. Определение Конституционного суда – это решение по организационным вопросам деятельности данного органа высшей судебной власти. Например, об избрании Председателя или его заместителя, утверждении регламента, а также об отказе в принятии к рассмотрению отдельных обращений граждан или судебных запросов. Приостановление действия оспариваемого нормативного акта или процесса ратификации какого-либо международного договора до принятия итогового решения по данным вопросам также оформляется в форме определения Конституционного суда.

Юридическое значение решений Конституционного суда РФ

Конституционный суд занимает исключительное место в системе политической власти. Он выступает одним из действенных механизмов обеспечения основных гражданских прав и свобод в нашей стране.

Этот высший орган судебной власти непосредственно влияет на деятельность Президента России и административных структур разного уровня, лишая юридической силы документы, не соответствующие Конституции РФ, разрешая возникающие споры о разграничении полномочий, а также толкуя положения основного закона страны. Тем самым, Конституционный суд формирует правовую доктрину, обязательную для исполнения любыми государственными органами.

Все принятые Конституционным судом решения немедленно вступают в силу, не требуют подтверждения или согласования с другими властными структурами, действуют непосредственно на всей территории России. Постановления, заключения и определения Конституционного суда обязательны для исполнения всеми должностными лицами государства, гражданами и общественными объединениями.

Нормативно-правовые акты, а также их отдельные статьи и положения, принятые любыми органами власти, утрачивают свою силу и не могут применяться, если Конституционный суд признал их несоответствующими основному закону страны. А решения других судебных инстанций, основанные на признанных неконституционными нормативных актах, должны быть пересмотрены и не подлежат исполнению.

Правительство России и органы власти субъектов РФ должны внести исправления в принятые ими законы в течение 3 месяцев после принятия соответствующего решения Конституционным судом.

Замечание 1

О роли и значении этого высшего органа судебной власти свидетельствует и тот факт, что он рассматривает вопрос о соответствии установленному порядку предъявленного Президенту РФ обвинения в государственной измене или ином тяжком преступлении. С подобной инициативой в Конституционный суд может обратиться только Государственная Дума.

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создание в России Конституционного Суда явилось не только важным, но и абсолютно необходимым новым шагом вперед в развитии ее конституционного строя. Царская Россия, почти не знавшая конституции, не имела и не могла иметь подобного органа. В СССР было две попытки его создания. В 1923 г. ограниченные функции конституционного надзора были возложены на Верховный Суд СССР. Но он не был независимым органом, а состоял «при Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР», не имел права осуществлять надзор за конституционностью актов высших органов власти, включая Правительство СССР, не выносил окончательных решений, а только вносил свои заключения и представления в органы государственной власти СССР и союзных республик по поводу нарушений и Конституции СССР, и законов. Защите прав граждан уделялось недостаточно внимания. В 1929 г. и этот весьма ограниченный судебный надзор за законностью был упразднен, ибо не укладывался в систему крепнувшей тоталитарной власти.

Идея создания полноправного и независимого судебного конституционного контроля неоднократно выдвигалась впоследствии, особенно в 60 — 80-е годы. Вторая попытка его создания была предпринята в 1988 г. Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно С.С. Алексеева и Б.М. Лазарева. Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету. 26 апреля 1990 года Верховный Совет избрал 19 членов ККН.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

ККН мог, установив несоответствие, рекомендовать издавшим или подготовившим соответствующие акты органам устранить его, а в случае отказа — переносить вопрос об исправлении или отмене таких актов в Верховный Совет, в Совет Министров или даже на Съезд народных депутатов, за которыми оставалось окончательное решение. Запрещалось какое-либо вмешательство в деятельность ККН. Вскоре ему было предоставлено право принимать окончательные решения по вопросам конституционных прав человека и гражданина.

За время своего существования – с мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. Среди них были такие поистине смелые и по сей день актуальные решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов.

ККН мужественно повел себя во время попытки государственного переворота 19 августа 1991 года. Все члены ККН, находившиеся в тот момент в Москве (к сожалению, их было только пятеро) собрались на заседание. Для принятия решения ККН было необходимо как минимум 11 человек, и поэтому решено было, что каждый из них выступит лично и обратится в Верховный Совет СССР. Однако функционирующие в тот период СМИ сократили и исказили позицию членов ККН настолько, что сложилось впечатление, будто ККН почти либо одобряет действия ГКЧП, либо как минимум не возражает против них.

В тот же день родилось несправедливое, но крайне прилипчивое прозвище «Комитет конституционного позора», который потом пришлось долго опровергать членам и аппарату ККН.

Но все же ККН не был полноценным судебным органом и эффективность его деятельности была невысокой. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов. Закон был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 года и несколько в иной редакции.

29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий – КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.

Принципиальных изменений по сравнению с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда всего два: отныне Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам.

Еще одно изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути, но которое существенно повлияло на технологию деятельности Суда – увеличение численности судей с 15 до 19.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

С тех пор внутреннюю жизнь КС поколебали лишь два события: начатый в 2000-х Владимиром Путиным второй этап судебно-правовой реформы, в ходе которого неоднократно менялись сроки их полномочий и регламент работы. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.

Второе событие — переезд в Санкт-Петербург в 2008 году.

Большой блок изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был принят в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность, при определенных условиях, разрешать дела без проведения слушаний. Это позволило Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты нарушенных прав и свобод граждан Российской Федерации.

В 2014 году была расширена компетенция Конституционного Суда в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения коллизий между российским законодательством и международными правовыми актами в их интерпретации межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. Изменения 2010 и 2014 годов также затронули правовое регулирование ряда процедурных вопросов деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в части реализации права граждан и их объединений на обращение в Суд.

В. С. Мелехин*

Подгруппа по судебной власти рабочей группы по подготовке конституционных поправок внесла в комитет Госдумы по госстроительству и законодательству свои предложения ко второму чтению президентского законопроекта. Часть их касается Конституционного суда. Несмотря на разногласия внутри рабочей группы по оптимальному числу судей КС, решено не противоречить президентскому законопроекту и сократить их число с 19 до 11. При этом, как ранее и предполагал «Ъ”, никто из действующих 15 судей КС не будет уволен: по словам сопредседателя рабочей группы сенатора Андрея Клишаса, обновленная норма Конституции вступит в силу не ранее осени 2021 года, когда по возрасту сложит свои полномочия судья Юрий Рудкин.

На очередном заседании рабочей группы по подготовке поправок к Конституции координатор подгруппы «Судебная власть и прокуратура» президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин сообщил, что все поступившие предложения по изменению VII главы Конституции готовы к обсуждению в профильном комитете Госдумы. От рабочей группы поправки внесли ее сопредседатели сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников. Возглавляемый последним комитет Госдумы по госстроительству и законодательству сегодня приступит к работе с поправками, поступившими ко второму чтению президентского законопроекта.

Напомним, Владимир Путин предложил наделить КС правом по запросу президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным собранием, до их подписания главой государства. Президент также предложил дать КС возможность оценивать на соответствие Конституции РФ законы и нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня без оговорки относительно разграничения предметов ведения федерации и регионов. В то же время президент в случае принятия поправок получит право в определенных случаях вносить в Совфед представление об отрешении от должности судей КС. Сейчас такие представления может вносить сам КС. Состав судей КС президентский законопроект предлагает сократить с предусмотренных Конституцией 19 до 11.

Подгруппа предложила дополнить президентские поправки нормой, согласно которой признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу, а не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Те акты, которые КС признает конституционными, предлагается применять строго в истолковании, данном КС. Сейчас этой нормы в Конституции нет, она содержится только в законе о КС.

Предложено также зафиксировать в Конституции различие в порядке рассмотрения обращений в КС граждан и судов. Гражданин сможет обратиться в КС, только если «исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты». Суды же обращаются в КС исключительно при условии, что решение по спорному делу ими еще не вынесено. Этот порядок закреплен в законе о КС частично: сейчас граждане могут обратиться в КС за разъяснением решения суда любой инстанции.

По словам господина Клишаса, мнения членов подгруппы разделились по вопросу числа конституционных судей. В президентской версии законопроекта предложено сократить их число до 11.

По Конституции в состав КС входят 19 судей, фактически их сейчас 15. За сохранение 15 судей выступила, в частности, член подгруппы депутат Госдумы Галина Хованская: по ее мнению, сокращение числа судей до 11 приведет к снижению качества их работы. Другой член рабочей группы председатель ФНПР Михаил Шмаков напомнил, что «полномочия КС расширяются и накладывается больше обязанностей». Не столь радикальное сокращение количества судей было бы, с точки зрения профсоюзного лидера, «более полезно».

Господин Клишас возражает, что нагрузка на 11 судей будет «вполне оптимальной» и «особого вала дел» не ожидается. Он также заверил, что никто из действующих судей не будет досрочно уволен. Напомним, в нынешнем году предельного (70-летнего) возраста достигнут судьи КС Александр Бойцов, Юрий Данилов, Николай Бондарь, а в 2021-м — судья Юрий Рудкин. «Мы предусматриваем в переходных положениях, что (норма вступит в силу.— «Ъ”) тогда, когда истекут установленные законом сроки, и судьи по возрасту выйдут в отставку с сохранением всех положенных по закону социальных и прочих гарантий»,— подчеркнул господин Клишас.

Другой сопредседатель рабочей группы Талия Хабриева также не считает, что сокращение приведет к росту нагрузки на судей: «У нас 40 постановлений КС в год в среднем. Европейские конституционные суды выносят в год от 200 до нескольких тысяч решений. КС ФРГ, например, рассматривает 5,5 тыс. дел в год. Увеличение нагрузки, конечно, будет, но не настолько катастрофичное». По словам госпожи Хабриевой, в зарубежных конституционных судах «чаще всего работают по 12 судей».

Елена Рожкова, Кира Дюрягина, Мария Макутина

Как изменится Конституция России

«Ъ” сравнил действующую и предлагаемую версии Основного закона

Post navigation

Previous Post:

На что можно пожаловаться в Роспотребнадзор?

Next Post:

С какого года накопительная пенсия?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes