Социальная услуга
Содержание
- Виды социального обслуживания семьи
- Основание и порядок оказания социальных услуг
- Стандартизация социального обслуживания
- Формы социального обслуживания
- Оплата социальных услуг
- Основные виды
- Стационарное обслуживание
- Надомное обслуживание
- Заведения полустационарного обслуживания
- Заведения временного приюта
- Материальная помощь
- Срочное соцобслуживание
- Социальная консультация
- Реабилитационные услуги
- Социальный патронаж
Виды социального обслуживания семьи
Основные виды социального обслуживания семьи в практике социальной работы следующие:
· Социальное обслуживание на дому
· Стационарное социальное обслуживание
· Предоставление временного приюта
· Социальная реабилитация
· Социальный патронаж
· Срочное социальное обслуживание
· Социально-консультативная помощь
· Материальная помощь.
Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления учреждениями социального обслуживания социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Такая помощь особенно необходима, например, если в семье есть инвалиды или кто-то из членов семьи утратил способность к самообслуживанию. Помощь на дому осуществляется в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Стационарное социальное обслуживание осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, образовательного процесса, отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Деятельность таких учреждений разнопланова, часть из них имеют специализацию (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, центры социальной помощи семье и детям, детские дома-интернаты для детей с отклонениями в умственном развитии и другие учреждения). Значительное количество учреждений имеют многопрофильный характер деятельности, в их структуре функционируют отделения по работе с различными категориями граждан, в том числе с семьями, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Временный приют в учреждениях социального обслуживания предоставляется:
· детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
· безнадзорным несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
· гражданам или семьям, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, от физического или психического насилия, стихийных бедствий;
· другим клиентам социального учреждения, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
Социальная реабилитация включает в себя социально-медицинскую, социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-профессиональную, социально-бытовую реабилитацию, направленную на полное или частичное восстановление (компенсацию) той или иной утраченной функции жизнедеятельности.
Так, специалистам центров реабилитации детей с ограниченными возможностями и детских домов-интернатов в своей работе приходится контактировать с детьми-инвалидами, а также с их родителями и другими членами их семей. И от того, будет ли установлено взаимопонимание между всеми участниками реабилитационного процесса, зависит и результат коррекционной работы ребёнка и в целом семьи и успешная социализация ребёнка.
Социальный патронаж проводится в зависимости от ситуации, приведшей к трудной жизненной ситуации в виде:
· социально-медицинского патронажа семей, имеющих детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, на основе наблюдения за семьями с целью своевременного выявления возникающих в них проблем, которые могут отрицательно повлиять на здоровье и психику детей, и оказания им необходимой социально-медицинской помощи;
· социально-педагогического патронажа семей, проводимого с учетом их отнесения к определенной группе (многодетные, малообеспеченные и др.), на основе наблюдения с целью определения физического и психического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, обеспечения нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки;
· социально-экономического патронажа, осуществляемого, в основном, в отношении малообеспеченных семей и одиноких граждан пожилого возраста путем наблюдения за социально-экономическим состоянием клиентов учреждений социального обслуживания с целью своевременного выявления угрозы осложнения или возникновения трудной жизненной ситуации и оказания им необходимых социально-экономических услуг;
· социально-правового патронажа, осуществляемого в отношении детей, женщин, граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в семьях, где существует угроза насилия в отношении их, с целью осуществления юридической помощи семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в учреждениях социального обслуживания в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На него могут рассчитывать многодетные семьи, малообеспеченные семьи, семьи, воспитывающие детей — инвалидов или детей с ограниченными возможностями. Социальное обслуживание граждан в Срочном отделении осуществляется на разовой или временной основе, стимулирующие активность семьи. Например, предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Материальная помощь предоставляется учреждениями социального обслуживания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Оказание материальной помощи семье осуществляется в следующих видах:
— денежной помощи (единовременная материальная помощь);
— натуральной помощи (продукты питания, гуманитарная помощь, одежда, обувь, медикаменты, предметы первой необходимости и другие виды натуральной помощи);
— бесплатного питания.
Далее в Главе 2 мы рассмотрим особенности оказания социальной помощи семье в условиях комплексного центра социального обслуживания в г. Вологде а также проанализируем общую ситуацию, которая складывается в нашем регионе в сфере социальной защиты семей.
Наряду с денежной формой социального обеспечения граждан — в виде пенсий и пособий — в Российской Федерации действует и широко разветвленная натуральная форма государственной системы социального обеспечения — в виде социального обслуживания и социальных услуг.
В федеральных законах, регулирующих общественные отношения по социальному обслуживанию граждан, нет однозначного указания на формы и виды социального обслуживания и социальных услуг. Так, в Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусмотрены следующие формы социального обслуживания, стационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов; полустационарное социальное обслуживание; социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь и др. В других законах и подзаконных актах эти формы называются видами социального обслуживания.
Перечисленные формы социального обслуживания предоставляются гражданам в следующих типах учреждений:
— стационарные учреждения социального обслуживания;
— комплексные центры социального обслуживания населения;
— территориальные центры социальной помощи семье и детям;
— центры социального обслуживания;
— социально-реабилитационные центры для детей и подростков (несовершеннолетних);
— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
— социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению;
— центры экстренной психологической помощи по телефону;
— центры социальной помощи на дому;
— дома ночного пребывания;
— специальные дома для одиноких престарелых;
— геронтологические центры;
— иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Довольно сложно применять все перечисленные выше классифицирующие признаки рассмотренных государственных систем социального обеспечения по отношению к формам социального обслуживания. Поэтому изберем такие признаки, как организационно-правовые формы и категории лиц, подлежащих данному обслуживанию.
Исходя из этого, система социального обслуживания может состоять из следующих относительно самостоятельных систем:
— социальное обслуживание пожилых и инвалидов;
— срочное социальное обслуживание;
— социально-консультативная помощь;
— социальная реабилитация инвалидов;
— социальное обслуживание семей с детьми.
Существует достаточно широкий перечень социальных услуг, предоставляемых пожилым, инвалидам, семьям с детьми и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Конкретный вид таких услуг зависит от типа учреждения (или формы социального обслуживания), которое их оказывает.
Набор оказываемых гражданам услуг законодательно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. Такие перечни учитывают потребности проживающего населения на территории субъектов Российской Федерации.
Наиболее типичные из них:
— материально-бытовые услуги;
— услуги по организации питания, быта, досуга;
— социально-медицинские услуги; санитарно-гигиенические услуги;
— правовые услуги;
— реабилитационные услуги;
— ритуальные услуги.
Некоторые из них могут предоставляться гражданам в разных сочетаниях.
В свою очередь, используя названные классифицирующие признаки, системы социального обслуживания могут иметь свои соответствующие относительно самостоятельные системы, такие как:
— стационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов;
— полустационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов;
— социально-медицинское обслуживание на дому пожилых и инвалидов.
В системе срочного социального обслуживания, находящейся в начальной стадии формирования, можно выделить подсистемы:
— временного приюта;
— бесплатной социально-консультативной помощи.
Систему социальной реабилитации инвалидов можно построить в виде следующих подсистем:
— медицинская реабилитация инвалидов;
— профессиональная реабилитация инвалидов;
— трудовое устройство инвалидов;
— протезно-ортопедическая помощь инвалидам;
— обеспечение инвалидов средствами передвижения.
Система социального обслуживания детей может быть представлена в виде таких подсистем:
— социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях;
— социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— социальное обслуживание детей в приемной семье.
Как мы видим, четко выраженной дифференциации государственной системы социального обслуживания на страховую и бюджетную системы нет. Вместе с тем существует такой вид обязательного социального страхования, как обязательное социальное страхование граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Это страхование рассматривается как самостоятельная страховая система в рамках общей системы обязательного социального страхования.
Логично было бы предположить, что есть отдельная страховая система социального обслуживания пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний. Но такой самостоятельной страховой системы нет. Социальное обслуживание и социальные услуги таким пострадавшим гражданам оказываются учреждениями в формах и видах, изложенных выше. ФСС России производит страховое возмещение стоимости социального обслуживания и социальных услуг пострадавшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний по правилам, нормам и в порядке, установленным законодательством о данном виде обязательного социального страхования. (Об органах, осуществляющих социальное обслуживание пожилых и инвалидов, и организации их работы см. в главе 3 настоящего учебника.)
Социальное обслуживание в России как институт социальной работы начало свое становление в 90-е годы двадцатого столетия.
Истории становления социального обслуживания посвящено множество работ, поэтому хотелось бы рассмотреть современное состояние социального обслуживания в России.
Современное состояние социального обслуживания, прежде всего, характеризуется и обусловлено принятием нового закона об основах социального обслуживания. Предлагаю рассмотреть, что нового привнес этот закон в текущую систему оказания социальных услуг
Основание и порядок оказания социальных услуг
Замечание 1
Новый закон о социальном обслуживании сменил ранее действующие в стране законы «Об основах социального обслуживания в РФ» и «Об обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые аж в 1995 году, т.е на старте становления системы оказания услуг.
Принятие нового закона, по мнению законодателей, было необходимо в связи с устареванием модели социального обслуживания, основой которого являлись законы 1995 года, и невозможностью удовлетворить потребности нуждающегося населения. Новый закон объединил теоретический и практический опыт социального обслуживания, и должен был способствовать развитию системы социального обслуживания, повысив его качество, эффективность и уровень в целом.
- Курсовая работа Социальное обслуживание в России 490 руб.
- Реферат Социальное обслуживание в России 230 руб.
- Контрольная работа Социальное обслуживание в России 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Нововведением закона стало четкое разграничение предмета ведения в области социального обслуживания федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. Так, федеральные органы устанавливают минимальные требования к социальным услугам, в то время как региональные органы занимаются реализацией социального обслуживания на уровне, соответствующем законодательству, а также региональные органы получили возможность устанавливать требования к социальному обслуживанию более высокие, с учетом региональной специфики.
В новом законе отсутствует понятие трудной жизненной ситуации, но вводятся в оборот понятия:
- получателя и поставщика социальных услуг;
- стандарта социальных услуг;
- обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
Последнее понятие пришло на смену понятия трудной жизненной ситуации, отличием которого является открытость обстоятельств, перечень таких оснований для признания может быть дополнен также региональными органами государственной власти.
Новый закон уходит от понятия клиента социальных услуг, и закрепляет,что оказание социальных услуг, не являющихся самоцелью социального обслуживания, в формах, предусмотренных законом должно способствовать улучшению условий жизни человека и увеличению возможностей к самостоятельному удовлетворению его базовых потребностей.
Нововведением предоставления социальных услуг является составление индивидуальной программы, которая фактически еще более углубляет принцип адресности при оказании услуг. Ранее составлялся договор об оказании услуг, которым мог носит как срочный, так и бессрочный характер. Индивидуальная программа же в соответствии з законом пересматривается не режа одного раза в три года с учетом результатом реализации этой программы и потребностей клиента.
Получатели услуг в соответствии с нововведениями приобрели право на выбор того, кто будет оказывать социальные услуги, что способствует конкуренции на рынке социальных услуг, а значит, улучшению качества услуг и расширению их видов.
Новый закон также возлагает на федеральные и региональные органы обязанность по составлению реестра поставщиков социальных услуг, расширяя возможности для негосударственного сектора, т.к в соответствии с законом в данный реестр могут быть включены помимо государственных организаций социального обслуживания, любые юридические лица и предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
Замечание 2
Фактически, закон предоставляет возможность для негосударственного сектора социального обслуживания на получение субсидий и дотаций из бюджетов разного уровня РФ, а также на участие в закупках.
Стандартизация социального обслуживания
Значительное нововведение закона о социальном обслуживании – стандартизация социальных услуг.
Определение 1
Закон следующим образом определяет стандарт социальной услуги – это ключевые требования к объему, периодичности и качеству оказания социальной услуги человеку, которые установлены по виду услуг.
Законом также определяется содержание стандарта социальной услуги: описание услуги, включая объем, сроки предоставления, норматив финансирования социальной услуги на душу населения, критерии качества и оценки итогов оказания социальной услуги, условия предоставления, доступность и иные положения.
Формы социального обслуживания
Несмотря на практическое применение различных форм социального обслуживания, в законе 1995 года отсутствовало разделение по формам. Закон 2013 года установил формы социального обслуживания.
Отличительной особенностью новой системы социального обслуживания является закрытый список видов социальных услуг. Некоторые формы социального обслуживания, содержание которых раскрывалось в законе о социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов, преобразовались в самостоятельный вид социальной услуги, например, социально-консультативная помощь или срочное социальное обслуживание. Также, в закрытый перечень социальных услуг входят:
- социально-бытовые;
- социально-медицинские;
- психологические;
- педагогические;
- трудовые;
- правовые услуги.
Оплата социальных услуг
Закон 2013 года сохраняет бесплатную основу всех форм социальных услуг только для ограниченной категории получателей услуг, коими являются несовершеннолетние и лица, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций. Расшрить круг лиц, получающих услуги бесплатно, могут субъекты РФ.
Закон о социальном обслуживании сохраняет право некоторых категорий на получение некоторых видов социальных услуг бесплатно. Например, инвалиды и ветераны ВОв имеют право на получение социальных услуг на дому и в полустационарной форме на безвозмедной основе, инвалиды с детства обладают право на получение услуг бесплатно в стационарной форме.
Законом ограничивается предельная плата за оказание социальных услуг, которая не должна превышать пятидесятипроцентной разницы между размером среднедушевого дохода клиента и полтора прожиточных минимума для социальных услуг на дому и в полустационаре, или не выше семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода клиента в случае получения услуги в стационаре.
1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 53
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «центр экстренной психологической помощи по телефону», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 54
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно отсталых детей», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 августа 2002 г. N 54
См. Положение о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденное приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. N 145
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
См. Рекомендации по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 29 октября 1998 г. N 44
См. ГОСТ Р 52881-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 559-ст
Общество страны не считается благополучным, если его граждане, оказавшиеся в тяжелых жизненных ситуациях, не в состоянии получить социальную защиту и помощь. Развитие и финансирование разнообразных видов социального обслуживания не мене важны в достижении благополучия страны, чем рост экономической, научной, здравоохранительной, образовательной и культурной областей.
В России список социальных услуг для инвалидов и людей преклонного возраста гарантирован Федеральным законом 1995 года и редактирован в 2004 году. Но не следует считать, что социальная поддержка распространяется на обслуживание только нетрудоспособных граждан, а именно: нуждающихся инвалидов и пенсионеров. В современном законодательстве значительно расширены категории людей, имеющих право социального обслуживания. Это значит, что изменился характер и форма, список видов социальных услуг, направленных на поддержку, нуждающегося населения.
Основные виды
Социальное обслуживание как один из важнейших факторов социальной защиты населения РФ в настоящее время имеет девять основных видов, которые должны способствовать практическому решению сложных ситуаций жизнедеятельности общества в целом, отдельных семей и личности. Вот этот список видов обслуживания:
- Стационарное.
- Полустационарное (отделения дневного, ночного присутствия).
- Надомное обслуживание.
- Обеспечение временным приютом.
- Социальная реабилитация.
- Срочное обслуживание.
- Материальная помощь.
- Социальная консультация.
- Социальный патронаж.
Необходимо рассмотреть подробнее, какую именно помощь предоставляет клиентам социальных центров каждый из этих видов обслуживания, а также кто из нуждающихся граждан имеет право ими воспользоваться.
Стационарное обслуживание
Под стационарными социальными видами услуг социального обслуживания подразумевается круглосуточное пребывание нуждающихся граждан в специально оборудованных для этой цели заведениях. Такие учреждения предназначены для людей, полностью или частично неспособных к самообслуживанию и (или) передвижению, нуждающихся в постороннем уходе, бытовом обслуживании, постоянном присмотре, медицинской помощи, а именно:
- пенсионеры;
- ветераны;
- инвалиды (как взрослые, так и дети);
- граждане с физическими или психическими нарушениями;
- сироты и несовершеннолетние, оказавшиеся в затрудненных жизненных ситуациях либо лишенные опеки.
Учреждения стационарных видов социального обслуживания отличаются по назначению, пребывание в них может быть временным или постоянным. Есть общего типа дома-интернаты, куда принимают граждан пенсионного возраста, совершеннолетних инвалидов (первая, вторая группа), которые полностью или частично неспособны к самообслуживанию.
Для несовершеннолетних предоставляются учреждения общего типа, куда направляются сироты, дети без постоянной либо временной родительской опеки или оказавшиеся в тяжелой для ребенка жизненной ситуации.
Детские стационарные заведения могут быть специализированными, предназначенными для несовершеннолетних с физическими недостатками, психическими расстройствами, инвалидов. Психоневрологические интернаты для взрослых также относятся к подобным видам учреждений социального обслуживания.
Надомное обслуживание
Одна из форм социальной поддержки реализуется по отношению к инвалидам и пенсионерам, которые в состояние осуществлять хотя бы необходимые действия самообслуживания. Когда у этих людей нет крайней необходимости переезжать в стационарные заведения, работники соцслужб оказывают помощь клиентам в условиях их привычного бытового окружения, то есть на дому.
Под видами социального обслуживания такого рода подразумевается медицинская доврачебная помощь, различного бытового и гигиенического характера услуги, доставка продуктов.
На дому помощь предоставляется также людям, которые не могут быть помещены, согласно перечню противопоказаний, в стационарные заведения, но зависят от постороннего ухода.
Специализированные районные центры своим клиентам обязаны:
- предоставить своевременную медицинскую помощь;
- организовать доставку продовольствия;
- содействовать в приобретении медпрепаратов;
- организовать сопровождение в медучреждения;
- помогать поддерживать условия, соответствующие требованиям гигиены;
- содействовать получению правовых и юридических услуг;
- оказать содействие в осуществлении ритуальных услуг.
Заведения полустационарного обслуживания
Относится полустационарное социальное обслуживание к формам и видам услуг, которые также осуществляются в специальных заведениях, но не постоянно, а в определенное время суток. Такое обслуживание распространяется на инвалидов и пенсионеров, способных активно передвигаться и обслуживать себя, на детей, которые пребывают в сложных психологических, физических и материальных обстоятельствах.
В этих заведениях работники социального обслуживания виды услуг гражданам оказывают в такой форме:
- предоставляют горячее питание, спальное место с чистой постелью и другие бытовые условия, а также элементарные условия для досуга;
- помогают получать путевки для санаторного лечения, мероприятий лечебно-оздоровительного и реабилитационного характера, добиться протезирования;
- организовывают условия для санитарно-гигиенических действий;
- предоставляют помощь психолога;
- содействуют в получении профподготовки, образования, трудоустройства;
- помогают получить правовые услуги;
- оказывают помощь ритуальных услуг.
Также в РФ действуют полустационарные учреждения ночного пребывания. В них предоставляется ночлег, необходимая доврачебная помощь, бесплатное единоразовое питание, средства гигиены и другие социальные виды обслуживания гражданам, не имеющим какой-либо определенной занятости и жилья, а также, освободившимся недавно из мест заключения. Последним работники социальных центров также помогают восстановить документы, социальные связи с родственниками и права на жилье.
Заведения временного приюта
В отличие от полустационарных заведений, работающих только в определенное время суток, социальные гостиницы, приюты и специализированные адаптационные центры предоставляют клиентам социальных служб временный круглосуточный приют и некоторые другие виды услуг.
Временный приют, прежде всего, необходим детям, оказавшимся без жилья: сиротам; детям, лишенным родительского попечения; подвергшимся домашнему насилию; оказавшимся в ситуациях, жизненно сложных для ребенка. Для таких детей организована особая программа принципов социального обслуживания.
У видов социального обслуживания несовершеннолетних во временных приютах спектр услуг и мероприятий гораздо шире, чем для взрослых. Помимо благоустроенного жилья, питания, медицинской помощи, гигиенических условий и организованного досуга, дети получают содействие педагогов, учителей, психологов, юридических и правовых представителей. Такие приюты действуют как центры социальной детской реабилитации. Они помогают устроить дальнейшую судьбу несовершеннолетних, предупреждая тем самым детскую беспризорность.
Также временный приют с питанием, хорошими жилищными и бытовыми условиями предоставляется инвалидам, пенсионерам, которые способны передвигаться и хотя бы частично обслуживать себя.
Такими видами социального обслуживания пользуются люди, нуждающиеся в присмотре, но временно лишенные заботы своих родственников из-за болезни опекунов, их отъезда в отпуск, командировки и других причин отсутствия.
Временными приютами могут воспользоваться люди, ставшие жертвами насилия, стихийных бедствий, военных конфликтов, бездомные и другие граждане.
Материальная помощь
Говоря о видах социального обслуживания, население получает их, преимущественно, в виде услуг длительного действия. Материальная помощь несет кратковременный или разовый характер и предоставляется малоимущим и нуждающимся гражданам, попавшим в сложную ситуацию, такую, например, как последствия стихийного или социального бедствия.
Материальная поддержка может выражаться в виде денег, а также предметов одежды, обуви, теплых и детских вещей, гигиенических, транспортных и технических средств, топлива и другого.
Срочное соцобслуживание
Это разовая помощь, которую получают граждане в специализированных отделениях социального обслуживания. К формам и видам срочной поддержки прибегают, в первую очередь, инвалиды и пожилые люди. Гораздо меньший процент составляют одинокие граждане, многодетные и неполные семьи, безработные, бездомные, погорельцы, беженцы и другие люди.
На срочную разовую помощь может рассчитывать каждый нуждающийся, попавший с тяжелую для жизни ситуацию. Для этого необходимо в отделение ЦСО подать заявление и приложить документ, который подтверждает минимальный доход или дает право получить соцпомощь.
Срочные отделения могут в разовом порядке обеспечить одеждой, теплыми вещами, предметами, необходимыми в первую очередь, продуктовым пайком или горячей пищей, оказать элементарную или организовать экстренную медпомощь, посодействовать в трудоустройстве, юридической и других консультациях.
Денежная помощь в отделениях срочной соцподдержки предусматривается, когда небольшие суммы необходимы гражданам, к примеру, для получения или восстановления документов и других подобных действий.
Социальная консультация
Не менее, чем материальная, в работе социальных центров важна консультативная поддержка клиентов, которая заключается в таких видах помощи:
- информационной;
- психологической;
- педагогической;
- правовой.
Контактную информацию (при непосредственном общении со специалистом), а также письменную и дистанционную (по телефону) консультационную помощь оказывают практически в каждом заведении социального обслуживания.
Кроме того, по одному из 300 работающих в стране телефонов линии доверия можно получить информационно-психологическую поддержку. И эта практика продолжает распространяться.
Кто и зачем прибегает к консультативным видам деятельности в социальном обслуживании? Инвалиды и пенсионеры, которым трудно приспособиться к определенным переменам и условиям их жизни. Работа социальных консультативных центров — выявить среди этой категории людей тех, кто нуждается в психологической поддержке, правовом консультировании, в проведении работы в семье с целью ослабить социальное напряжение, обеспечить правильный контакт и благоприятные отношения личности с его семьей и обществом.
Инвалиды могут получить наиболее полную информацию относительно получения образования, профессионального обучения и трудоустройства. Пенсионеры обращаются чаще за помощью при оформлении документов и консультаций по поводу пенсионного обеспечения и льгот, судебной защиты их прав и по другим вопросам.
Социальная консультативная поддержка охватывает также и другие категории, нуждающихся граждан: многодетные, неполные и неблагополучные семьи, женщин, детей, безработных и бездомных.
Реабилитационные услуги
Социальная реабилитация — это комплексный процесс медицинских, психологических, трудовых и профессиональных мер, которые направлены на:
- восстановление и сохранение здоровья;
- поддержку социальной адаптации, максимально полноценной жизни человека в обществе и семье;
- содействие в устройстве наиболее благоприятных жизненных условий.
Клиенты служб социальной реабилитации — люди ограниченных возможностей, инвалиды, перенесшие тяжелые заболевания пенсионеры, несовершеннолетние правонарушители, подвергшиеся насилию женщины и дети, попавшие в трудные для жизни ситуации граждане.
Относительно инвалидов такая реабилитация помогает восстановить таким людям их социальный статус, достичь материальной независимости, адаптироваться в семье и обществе.
Для достижения этой цели в реабилитационных отделениях действует особая направленность видов социального обслуживания. Инвалидам помогают трудоустроиться, получить профессиональную подготовку, если она требуется, содействуют в обеспечении передвижными и транспортными средствами, оказывают помощь в протезировании.
Социальный патронаж
Из всех видов обслуживания населения социальный патронаж направлен на контроль особых семей и несовершеннолетних, требующих постоянного и длительного наблюдения со стороны социальных служб, содействия в необходимой материальной, экономической, бытовой, медико-профилактической помощи, а также участии педагогов, психологов и представителей права. Такая работа проводится городскими или районными Центрами поддержки детей и семьи, причем, она считается не социальной услугой, а сопровождением.
Какие семьи и дети подлежат патронажу? Те, которые находятся в социально неблагоприятной и опасной ситуации с тенденцией к снижению возможности самостоятельно обеспечивать основные потребности и условия жизни. Пристальное внимание уделено семьям, где родители или опекуны игнорируют свои обязанности в отношении содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних, проявляют жестокость по отношению к ним или своим поведением оказывают отрицательное воздействие на поведение детей.
Также в социальном сопровождении нуждаются семьи, попавшие в тяжелые жизненные условия и неспособные самостоятельно справится с ситуацией. Это неполные, многодетные семьи, родители, воспитывающие детей-инвалидов, или сами являющиеся инвалидами. В каждом отдельном случае способы и методы работы патронажа подбираются индивидуально.
В РФ постепенно выстраивается новая система социального обслуживания и обеспечения, которая будет отвечать актуальным общественным потребностям. Такая система должна основываться на реальных доходах граждан, их насущных проблемах. Ведь развитая социальная поддержка наиболее незащищенных и уязвимых слоев населения отражает экономическую стабильность государства.