Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Социальные трансферты

30.08.2020 by admin

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. В результате реализации государственной политики доходов значительная часть национального дохода перераспределяется посредством социальных трансфертов от высокодоходных слоев населения к низкодоходным.

Социальные трансферты— это система денежных и натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом периоде. Выплаты населению производятся из государственного или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств общественных организаций

Социальные трансферты включают:

1) все виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);

2) все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ;

3) все виды получаемых населением доходов по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и др.;

4) компенсационные выплаты и льготы, а также денежную благотворительную помощи в форме оплаты стоимости или части стоимости путевок в санатории, дома отдыха;

5) компенсацию затрат на общественный транспорт и др.

Социальные трансферты в натуральной формесостоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно (например, услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

В последние годы в нашей стране стали формироваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений, которые называются социальным партнерством.

Социальное партнерство— сотрудничество работников, работодателей и представителей государства для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений; переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результат которого — коллективный подход, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некоторые аспекты социального положения работника на предприятии и в обществе.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение влияет на совокупный спрос и издержки производства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и заканчивая отраслями.

В этих документах оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям в зависимости от уровня квалификации.

В Российской Федерации в целях защиты интересов, прав работающих граждан законодательно установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Федеральный минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается Госдумой и действует по всей стране. А уровень минимальной зарплаты в том или ином субъекте РФ определяют органы субъектов, по согласию с объединениями, защищающими интересы и работников, и работодателей. Закон позволяет субъектам РФ самим определять размер минимальной зарплаты, который может быть применен частными компаниями (ст. 133.1 ТК РФ). При этом важно, чтобы ее размер не был ниже МРОТ, который утвержден на федеральном уровне. Так, минимальная зарплата в Москве с 1 января 2016 г.действует в размере 17 300 рублей. Федеральный минимальный размер оплаты труда (МРОТ)с 1.07.2016 -7 500 руб.

Социальная политика государствасвязана с воздействием на условия жизни населения, его основных слоев, групп, категорий; включает в себя политику регулирования доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную и т.п.

Социальная политика ориентирована на человека, защиту его прав, предусмотренную международным и национальным законодательством. Цель социальной политики — поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация,т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Законодательством не предусмотрено единого порядка индексации зарплаты. Работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации. Механизм индексации зарплаты определяют при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Работодатели определяют периодичность индексации зарплаты. При расчете повышающего коэффициента можно опираться на любой показатель, отражающий инфляцию. Например, индекс потребительских цен, уровень инфляции, указанный в местном законе о бюджете, и т.д.Следует придерживаться установленного в организации порядка индексации зарплаты, чтобы не возникало споров с работниками. В настоящее время в Трудовом кодексе (ТК РФ) предлагают прописать обязанность работодателя независимо от формы собственности предприятия проводить минимальную индексацию зарплаты работников по уровню инфляции в соответствующем субъекте РФ.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников, а также на пенсии, стипендии и пособия и.т.д. . Однако следует отметить, что индексация вышеперечисленных доходов проводится не всегда. Так, индексация стипендий российским студентам в 2016/2017 учебном году не планируется, не будет индексироваться и материнский капитал в 2017 г.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума в двух видах — социальном и физиологическом минимумах.

Социальный минимум,помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимумрассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:

1)стабилизацию жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальную поддержку безработных;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения;

4) развитие отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, жилищного хозяйства, культуры и искусства).

Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому, важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабозащищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Под социальными трансфертами принято понимать передачу населению государственными или негосударственными организациями (профессиональными, благотворительными, религиозными и др.) ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно на безвозмездной основе.

К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они складываются из товаров и услуг, предоставляемых конкретным семьям (домашним хозяйствам).

Основными целями и задачами предоставления социальных трансфертов являются:

  1. обеспечение населения социально значимыми вспомоществованиями и услугами;
  2. сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, по объективным причинам не вовлеченных в трудовой процесс;
  3. смягчение негативных внешних факторов периода адаптации человека к рыночным условиям (рост безработицы, бедности и нищеты и др.);
  4. обеспечение необходимых количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.

Социальные трансферты осуществляются в разных видах и формах. Среди них: социальная помощь (вспомоществование); государственные социальные гарантии, в том числе социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхование (государственное, обязательное и добровольное).

Социальная помощь это предоставление государством и некоммерческими организациями благ и услуг социально уязвимым группам граждан (населения) на основе проверки их нуждаемости (материальная помощь, благотворительность других организаций).

Система социальных гарантий предполагает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости.

Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защищать население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности, а, следовательно, и дохода. Среди них: болезнь, производственная травма, профессиональное заболевание, несчастный случай, материнство и детство, потеря работы, старость, потеря кормильца.

Наиболее широко применяемыми в России формами социальных трансфертов являются: пособия, пенсии и стипендии. Пособия представляют собой регулярные или разовые денежные выплаты гражданам в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки смей с детьми, а также в случае смерти родственников. Пособие по безработице – это денежная помощь, предоставляемая безвозмездно при наличии трудового стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока.

Стипендии это регулярные денежные выплаты студентам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, обучающихся с отрывом от производства.

Пенсия это гарантированная законом денежная выплата ля обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Основной проблемой является своевременная и адекватная рыночным изменениям индексация социальных трансфертов, обеспечивающая нормальный жизненный уровень.

Кроме перечисленных трансфертов, к ним могут быть отнесены и иные расходы государства, например субсидирование предприятий и организаций, производящих продукцию и оказывающих услуги населению (субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту, предприятиям, использующим труд инвалидов).

Задачи системы социальных трансфертов

Социальные трансферты, или трансфертные платежи, представля­ют собой целенаправленную операцию перераспределительного ха­рактера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натураль­ной формах государственными и некоммерческими организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п.) на­селению, главным образом на безвозмездной основе.

К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипен­дии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных ры­ночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домаш­ним хозяйствам.

Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно раз­делить на несколько групп:

  • обеспечение населения социально значимыми услугами;
  • сокращение разрыва в уровне материального обеспечения ра­ботающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;
  • смягчение негативных внешних эффектов периода приспособ­ления населения к условиям рынка — росту нищеты и бедности, без­работице и др. Особенно это касается социальных иждивенцев, у ко­торых возможности адаптации к рыночным условиям во многом за­висят от величины социальных трансфертов;
  • обеспечение необходимого количества и структуры воспроиз­водства трудовых ресурсов.

Социальные трансферты являются неотъемлемой частью полити­ки государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.

Формы социальных трансфертов

Социальные трансферты могут осуществляться в форме социаль­ного вспомоществования (помощи); путем предоставления совокуп­ности государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социаль­ные услуги); в рамках социального страхования (добровольно-корпо­ративного и обязательного, государственного).

Трансферты в форме социального вспомоществования (помощи) включают систему социальных благ и услуг, предоставляемых госу­дарством социально уязвимым группам населения на основе провер­ки нуждаемости. В данном случае социальные трансферты получают малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бед­ности, или прожиточного минимума, а также лица, попавшие в труд­ные жизненные ситуации. Им гарантируется поддержка государства при условии проверки соответствия доходов минимальным жизнен­ным стандартам.

При помощи социальных трансфертов происходит перераспреде­ление налоговых доходов, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уменьшая тем самым неравенство доходов в обществе. Через институт социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гаранти­рованного дохода.

В широком смысле социальное вспомоществование включает также разнообразные формы добровольно-общественной благотвори­тельности в пользу социально незащищенных групп населения. Ее оказывают профессиональные союзы, религиозные и другие общест­венные организации.

Трансферты в форме социальных гарантий включают систему со­циально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. При этом реализуется принцип рас­пределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей об­щества, что определяет меру этих гарантий.

Трансферты в форме социальных льгот представляют собой соци­альные гарантии отдельным категориям населения и носят универ­сальный характер.

Трансферты, осуществляемые через систему социального страхо­вания, призваны защитить население от различных социальных рис­ков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, — болезней, про­изводственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смер­ти кормильца. Для этой категории трансфертов в отличие от предыду­щих характерно не только перераспределение, но и своеобразное предварительное накопление средств, в том числе иногда и личных, образующих страховые фонды с целью последующей выплаты опре­деленных средств при наступлении страхового случая.

В России действует более 1 тыс. нормативных актов, предусмат­ривающих те или иные социальные выплаты и охватывающих более 200 различных категорий населения — ветеранов, детей, инвалидов, учащихся и т.д.

Наиболее обширная часть социальных трансфертов в Российской Федерации — пенсии, пособия, стипендии. Пенсия — это форма ре­гулярных денежных выплат, предусмотренная законодательством в случае частичной или полной нетрудоспособности, потери кормиль­ца, профессиональных рисков. Пенсионное обеспечение формирует­ся в едином социальном пространстве, включающем единый поря­док начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Действующие в России условия пенсионного обеспечения определе­ны и закреплены в федеральном законе о пенсиях.

Пособие — это форма денежных выплат, регулярных или разовых, в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки семей с детьми, смерти родственников. В российском законодатель­стве предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, се­мейные и детские пособия, пособия по безработице и др.

Например, на уровень жизни и формирование доходов семей ока­зывают позитивное воздействие социальные трансферты, предостав­ляемые женщинам в связи с рождением и воспитанием детей. Им установлено пособие по беременности и родам в раз­мере среднего заработка (дохода) по месту работы. Женщинам, по­терявшим работу и заработок в связи с ликвидацией или реоргани­зацией предприятий, учреждений, организаций пособие по беремен­ности и родам выплачивается в размере 100% минимального разме­ра оплаты труда, а женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, — 50% минимального размера оплаты труда.

До достижения ребенком 16-летнего возраста (при обучении в об­щеобразовательной школе — до 18-летнего возраста) выплачивается ежемесячное пособие на детей в размере 70% минимальной заработной платы. Матерям-одиночкам последнее пособие вы­плачивается в двойном размере. Детям первого-второго года жизни бесплатно отпускаются специальные молочные продукты, а детям первых трех лет жизни — лекарства по рецептам врачей.

Одиноким матерям, а также на детей военнослужащих, проходя­щих военную службу по призыву, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (на учащихся — до 18 лет) в размере 105% (70+35) минимального размера оплаты труда.

Дети из многодетных семей обеспечиваются бесплатной школь­ной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения. Им предоставлено также право бесплатного посе­щения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок. Дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет бесплатно получают лекарства по рецептам врачей; кроме того, им предоставляется бесплатное пи­тание (завтраки и обеды) в общеобразовательных школах и профес­сиональных учебных заведениях.

Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, состоят в выплате пособия по безработице. Пособие по безработице — это денежная помощь, которая выдается безработным при наличии стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока.

В соответствии с российским законодательством пособие по без­работице должно быть не ниже 100% минимального размера оплаты труда. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого ижди­венца, но максимальный размер его не может превышать размер сред­него заработка по последнему месту работы. В первые три месяца пособие по безработице составляет 75% средней заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих трех месяцев — 60%, а в оставшиеся полгода — 45%. В среднем пособие по безрабо­тице составляет 20% средней заработной платы.

Кроме того, в случае расторжения трудового договора по иници­ативе работодателя государство гарантирует выплату стипендии в пе­риод профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах и компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

Стипендия — это форма регулярных денежных выплат студен­там высших, средних специальных и учащимся профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от произ­водства.

В России доля населения, имеющего право на получение соци­альных трансфертов, составляет около 68%, т.е. почти 100 млн. человек могут претендовать и реально претендуют на них. При этом подав­ляющее число льгот предоставляется по категориальному принципу, т.е. льготы автоматически распространяются на всех подпадающих под данную категорию лиц независимо от материального положения.

Помимо прямых денежных выплат населению к социальным трансфертам можно отнести финансирование текущих затрат в здра­воохранении, образовании, культуре и т.п., а также субсидирование предприятий и организаций, оказывающих услуги социально неза­щищенным слоям населения, например субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту.

Все формы социальных трансфертов зачастую взаимозаменяемы или дополняют друг друга. Например, социальные трансферты инва­лидам могут состоять из различных по характеру выплат: средств, на­правляемых на содержание домов инвалидов, имеющих статус госу­дарственных учреждений и финансируемых исходя из нормативов за­трат либо в порядке возмещения фактических расходов; ассигнований на закупку протезов, медикаментов, транспорта и т.п., для поощрения использования труда инвалидов и производства специфических то­варов, в которых они нуждаются; средств на выплату пенсий, орга­низации бесплатной выдачи протезов и др.

Иногда одним и тем же денежным суммам соответствуют различ­ные формы социальных трансфертов. Так, бесплатное предоставление товаров и услуг может быть обеспечено за счет бюджетного финанси­рования производящего их государственного учреждения либо их предварительной закупки у поставщика. В любом случае трансфертам в форме бесплатной выдачи товаров предшествуют расходы на его про­изводство в общественном секторе или на приобретение этого товара.

Навигация

» Основы политики реформирования заработной платы при переходе к рынкуРазвитие системы социальных трансфертов в переходный период «
Не останавливайтесь, читайте дальше:

Post navigation

Previous Post:

Производство кошачьего наполнителя

Next Post:

Стрессоустойчивость на работе

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes