Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Структура органов власти в РФ

25.08.2020 by admin

Под термином «структура» понимается строение, внутреннее устройство какого-либо органа, выступающее как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структура органов делится на строение элементов и систему отношений между ними.

Существует множество критериев группировки способов структуризации. Среди них различают структуры простые и сложные, линейные и функциональные, формальные и неформальные, централизованные и нецентрализованные. Можно сказать, что структура федеральных органов исполнительной власти РФ является как отраслевой, так и функциональной.

Государственные органы образуют определенную систему, обладающую характерными признаками. Система органов государства обладает, прежде всего, единством, которое предполагает единство интересов народа и единство общей цели — обеспечить благополучие и процветание страны. Органы государства также представляют собой и организационное единство, так как одни органы руководят деятельностью других. Кроме того, все государственные учреждения действуют на основе законов.

Единство системы государственных органов предполагает ее разделение на несколько видов государственных органов. Данная структура органов устанавливается в зависимости от формы государственного устройства, а также в соответствии с общепринятым принципом разделения властей при осуществлении государственной власти.

Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты предполагают наличие целостной системы федеральных органов исполнительной власти. Высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации обеспечивает контроль над исполнением Конституции, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства. Понятие Президента РФ строго не определено, так как если одни относят его к исполнительной власти, то другие считают «особым субъектом РФ». Таким образом, система органов исполнительной власти предстает следующим образом:

° Президент Российской Федерации и его аппарат;

° Правительство Российской Федерации;

° федеральные органы исполнительной власти;

° представители Президента РФ в федеральных округах;

° главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

° органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

Организация структуры является весьма важной частью государственного управления, так как от нее зависит специализация управления, его комплексность, правильность распределения нагрузки между различными органами. При рационально созданной структуре возможно более квалифицированно и согласованно работать и решать задачи с меньшими затратами времени и сил.

Система и структура органов исполнительной власти до сих пор еще окончательно не сформировалась. Ей необходимо постоянное усовершенствование и поиск новых форм для регулирования федеральных министерств и ведомств в регионах.

Государственные органы в Российской Федерации составля­ют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государствен­ной целостностью (статья 5 пункт 3 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федера­ции и его возможности формировать государственные органы (ст. ст. 3, 32 Конституции РФ).

Под структурой государственных органов Российской Федера­ции понимается совокупность высших и местных органов за­конодательной, исполнительной и судебной власти, осуществ­лять в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, систе­ма государственных органов состоит из следующих основных видов органов законодательной власти (представительных ор­ганов государственной власти); органов исполнительной власти и органов судебной власти.

Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Фе­дерации, парламентов республик в составе России, представи­тельных (законодательных) органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных орга­нов государственной власти – собраний депутатов, муниципаль­ных советов и т п. органов на уровне сельских и городских рай­онов.

В систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства и иные органы ис­полнительной власти субъектов Федерации, главы администра­ций городов, сельских и городских районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реа­лизация (претворение в жизнь) положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента России, а также решений соответствующих выше­стоящих (федеральных, республиканских, областных и т. д.) ор­ганов исполнительной власти. В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распоря­дительной властью, их именуют также исполнительно-распоря­дительными органами.

Органы судебной власти предназначены для осуществле­ния правосудия посредством конституционного граж­данского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации организационно состоит из нескольких уровней. На федеральном уровне это высшие судебные инстанции: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. В республиках в составе РФ – конституцион­ные, верховные и арбитражные суды республик. В других субъ­ектах – краевые, областные, городов федерального значения и автономной области и автономных округов народные и арбит­ражные суды. На местном уровне – районные и городские на­родные суды.

2. Российское законодательство об основных положениях

организации и проведения выборов в органы

государственной власти

В Российской Федерации народовластие осуществляется через систему свободных и справедливых выборов и референдумов: Конституция Российской Федерации устанавливает, что «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (пункт 3 статьи 3). Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Так Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» () определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Следует назвать основные положения, регламентирующие выборы в нашей стране.

Так пункт 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации «избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Вместе с тем в Конституции определены ограничения на участие в выборах (в референдуме). Так, в пункте 3 названной статьи устанавливается, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Конституцией определены органы государственной власти, формируемые в результате выборов. Путем выборов избирается глава государства – Президент Российской Федерации (пункт 1 статьи 81). Применительно к выборам Президента России определены принципы избирательного права. Установлено, что он избирается на 4 года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом России может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

Конституция Российской Федерации (статья 84) относит к полномочиям Президента Российской Федерации: назначение выборов Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом; назначение референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Конституция определяет, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации (статья 94). Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (пункт 1 статьи 95). Порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральными законами (пункт 2 статьи 96). Государственная Дума избирается сроком на 4 года (пункт 1 статьи 96). Согласно пункта 1 статьи 97, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Конституцией устанавливается, что путем выборов формируются также представительные (законодательные) органы субъектов федерации, органы местного самоуправления. Так, пункт 2 статьи 130 гласит: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».

Из приведенных положений Конституции Российской Федерации следует, что избирательный процесс, в нашей стране и порядок проведения референдумов, базируясь на этих кратких положениях, неизбежно требовал конкретизации в соответствующем законодательстве. Поэтому весь процесс становления новой избирательной системы России неразрывно связан с развитием и совершенствованием законодательства о выборах (референдуме).

Избирательные законы устанавливают порядок выборов, в соответствии с которыми развивается практика формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В России, Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Федерации предусмотрены: выборы Президента Российской Федерации; выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; выборы в иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации; выборы в органы местного самоуправления, проводимые на основе законов, соответствующих уровню выборов.

Порядок выборов во все органы определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образует избирательное право.

Избирательное право в разных странах не совпадает. Но везде сохраняет свою основную черту, обеспечивает одно из важнейших прав человека – право волеизъявления или «право голоса». Президент США Л. Джонсон говорил об избирательном праве: «Право голоса – это самое основное право, без которого все основные права не имеют смысла. Оно дает людям как индивидуумам контроль за собственными судьбами… Голосование является самым мощным инструментом, который когда-либо был изобретен человечеством для разрушения несправедливости и глухих стен, которые сковывали людей из-за того, что они отличаются от других людей».

Различную смысловую нагрузку несут понятия «избирательные права граждан» и «избирательное право».

Избирательные права граждан – это конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Избирательное право в широком смысле слова – это система норм регламентирующих весь избирательный процесс. Она имеет в Российской Федерации два уровня, поскольку находится, в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

Активное избирательное право в Российской Федерации – это право граждан Российской Федерации (и только!) избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избиратель – это гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Примерная численность избирателей в России – 109 млн. граждан, что составляет около 70 процентов населения (Согласно протоколам избирательных комиссий субъектов Федерации на выборах Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года в списки избирателей на территории России было включено избирателей).

Пассивное избирательное право – это право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Необходимой предпосылкой права гражданина Российской Федерации быть избранным является обладание активным избирательным правом. Вместе с тем к пассивному избирательному праву предъявляются более жесткие требования, чем к активному. Например, для него устанавливается более высокий возрастной ценз.

Под возрастным цензом понимается наличие специальных условий, ограничивающих избирательное право и право на участие в референдуме.

В Российской Федерации правом быть избранным в Государственную Думу обладают граждане, достигшие 21 года, правом быть избранным Президентом Российской Федерации – достигшие 35 лет, в то время как право голоса предоставлено всем гражданам с 18 лет.

Реализация права быть избранным требует соблюдения ряда установленных избирательным правом процедур: определенный порядок выдвижения кандидатуры, соблюдение условия несовместимости и т. п.

Такое специфическое ограничение пассивного избирательного права, как несовместимость, означает несовместимость занятия определенных должностей и выполнение определенных депутатских полномочий. Так Конституция Российской Федерации (статья 97), закрепляет положение, в соответствие с которым депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Кроме того, депутат одного представительного органа власти не может быть депутатом иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В соответствии с Основным Законом, одно и то же лицо не может одновременно являться членов Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Кроме того, пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти.

Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Федерации, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Данное правило установлено Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 года.

Избирательное право имеет свою законодательную базу, которую составляют нормативные акты, содержащие избирательно-правовые нормы. К числу таких актов в Российской Федерации относятся:

– Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

– Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (от 01.01.01 года );

– Федеральные законы: «О выборах Президента Российской Федерации» (от 01.01.01 года ); «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (от 01.01.01 года ); «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (от 01.01.01 года с изменениями и дополнениями от 01.01.01 года); другие федеральные законы, а также законы субъектов Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и местного самоуправления;

– Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администрации и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Главной задачей избирательной системы и избирательного права Российской Федерации является обеспечение основных гарантий избирательных прав граждан России, гарантирующее свободное волеизъявление граждан на выборах.

Под гарантиями избирательных прав и права на участие в референдуме понимается правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Важным элементом избирательной системы являются принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимаются закрепленные в правовых нормах основополагающие начала организации и проведения выборов. Их соблюдение делает выборы действительно народным волеизъявлением. Нарушение – наоборот, подрывает легитимность выборов, а, следовательно, и избранных органов.

Принципы проведения выборов в Российской Федерации отвечают общемировым демократическим стандартам.

Принципы проведения выборов сформулированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Так, пункт 1 статьи 3 Федерального закона гласит: «Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Особо подчеркивается (пункт 3 названной статьи), что: «участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению».

Выборы являются всеобщими, то есть в них участвует все взрослое население страны мужского и женского пола (или региона).

В законе оговорено, что гражданин России, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных законодательством его избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации (пункт 4 статьи 3).

Выборы и референдумы проводятся на основе равного избирательного права – каждый избиратель имеет равное число голосов (один или два при смешанной избирательной системе) – и при условии, что избирательные округа должны быть равны по численности населения. Все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Российское избирательное право не устанавливает никаких избирательных цензов, кроме возрастного и ценза оседлости при пассивном избирательном праве (исключение – граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).

Выборы являются прямыми, то есть избиратель голосует непосредственно за кандидата или список кандидатов (а не за выборщиков или избирательную коллегию) или против кандидата (списка кандидатов), за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно. Никто, даже самый близкий родственник, не вправе участвовать в выборах вместо конкретного избирателя.

Чтобы исключить возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина голосование на выборах, предусмотренных Конституцией, как правило, тайное. Это обеспечивается, прежде всего, различными способами технического характера, уменьшающими вероятность внешнего влияния на избирателей и исключающими контроль за волеизъявлением.

Так, избирательные бюллетени не нумеруются, не содержат никаких пометок, которые бы позволили установить личность голосующего. В помещении для голосования оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для этого комнаты. В этих кабинах (комнатах) не допускается присутствия кого бы то ни было, включая членов избирательной комиссии или наблюдателя. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично избирателем.

Принцип гласности выражается в следующем. Во-первых, все мероприятия, связанные с выборами организуются и проводятся открыто и гласно.

Во-вторых, сами избирательные комиссии работают открыто: представители трудовых коллективов, общественных организаций, учебных заведений, кандидаты в депутаты и их доверенные лица, представители средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях избирательной комиссии. В том числе при регистрации кандидатов в депутаты, планировании или опечатывании избирательных ящиков перед началом голосования, подсчета голосов, определении результатов выборов и т. д.

В-третьих, обязанностью избирательных комиссий является информирование граждан о своей работе, проводимых мероприятиях по выборам, итогам регистрации кандидатов в депутаты, биографических данных депутатов; результатам голосования и итогах выборов.

В-четвертых, средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов, получая материалы от избирательных комиссий, государственных и общественных организаций и т. д.

Таким образом, контроль со стороны общественности за законностью выборов осуществляется на всех стадиях избирательного процесса.

Важным также является принцип состязательности.

Федеральный закон от 01.01.01 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» устанавливает (пункт 16 статьи 47), что «если за 35 дней до дня голосования по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат, либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если по федеральному избирательному округу будет зарегистрировано менее трех федеральных списков кандидатов, выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, федеральных списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий».

Выборы органов или депутатов (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления) являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В целях совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти либо на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом, допускается продление или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 82 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Подготовка и проведение выборов и референдума осуществляется на основе норм избирательного права и регламентирован избирательным процессом, который представляет собой урегулированную законом и другими социальными нормами деятельность граждан, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы. Он состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности следующих этапов:

1. Образование избирательных округов и избирательных участков (участков референдума). Схема избирательных округов утверждается соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом местного самоуправления не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 01.01.01 года ).

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Они образуются не позднее, чем за 45 дней до дня голосования главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке.

2. Формирование избирательных комиссий (комиссий референдума) осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В Российской Федерации действуют следующие комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) комиссии; участковые комиссии.

Деятельность комиссий осуществляется гласно и открыто.

3. Составление списков избирателей (участников референдума). Все граждане, достигшие 18 лет, включаются в списки избирателей. Эти списки составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Гражданин может быть включен в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для всеобщего ознакомления и его дополнительного уточнения. Каждый гражданин вправе заявить в избирательную комиссию о не внесении его в списки избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления (пункты 15, 16, статьи 17 Федерального закона от 01.01.01 года ).

4. Выдвижение, регистрация депутатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии составленного заявления кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу, предоставления им необходимых сведений об имуществе, о размере и об источниках доходов, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку кандидата подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, или решения политической партии, избирательного блока (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 01.01.01 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

5. Предвыборная агитация. Это деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании «за» (или «против») тех или иных кандидатов (списка кандидатов). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.

6. Голосование. Это главная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре. Голосование проводится в один из выходных дней. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, которые предусмотрены законодательством, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

7. Подсчет голосов и установление результатов выборов. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводиться без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия обязана провести итоговое заседание, на котором подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает результаты выборов, референдума на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации.

Необходимо особо подчеркнуть, что согласно Конституции Российской Федерации и соответствующего законодательства военнослужащие имеют равные с другими гражданами избирательные права. Закрепленные в законодательстве особенности участия военнослужащих в выборах (референдуме) обусловлены специфическим характером военной службы, но при этом, (как мы убедимся в ходе дальнейшего изложения), не ущемляют их избирательных прав.

Военного человека всегда отличала и отличает особая ответственность за свое Отечество, за будущее государства. Стало уже традиционным активное, взвешенное и исключительно ответственное отношение военнослужащих к участию в выборах.

В заключение необходимо отметить, что успешное развитие современного государства, в том числе и России, во многом зависит от качества избирательных кампаний, выборов и референдумов, являющихся эффективным инструментом правового обновления государственной власти и местного самоуправления, корректировки политического и социально-экономического курса развития страны.

Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства.

Поскольку государственная власть является видом социальной власти, то она предназначена для подчинения своей воле подвластных с целью управления обществом, создания организованности и порядка в нем.

Признаки государственной власти:

1. Публичный характер. Распространяется на общество в целом, на всех его членов, все группы и организации людей. Этот признак не отличает государственную власть от потестарной власти первобытного общества, но дифференцирует от иных видов социальной власти: семейной, религиозной, корпоративной, мафиозной и т.д.

2. Политический характер. Политика есть искусство управления социально неоднородным обществом, разделенном на группы, классы, касты, страты и т.д., а государственная власть функционирует именно в таком обществе. Следует считать государственную власть разновидностью политической, а не отождествлять их, поскольку есть другие виды политической власти — власть политических партий, лоббистских группировок, клиентел и т.д.).

3. Территориальность. Действует в пределах определенной территории, общегосударственная в пределах территории всего государства, региональная в пределах субъекта федерации и т.д.

4. Суверенность. Выражается в верховенстве внутри страны и независимости из вне. Верховенство выражается в возможности признать ничтожным проявление любой другой власти (религиозной, клановой, профсоюзной, криминальной и т.д.) и в том, что она распространяется на всех пребывающих на территории субъектов. Независимость проявляется в самостоятельности принятия решений на международной арене по всем вопросам, базируясь на международных договорах и принципах международного права и (добрососедство, признание территориальной целостности и других).

5. Легальность и легитимность. Легальность есть основанность государственной власти на внутреннем законодательстве и общепризнанных принципах и нормах международного права (последнее для современных государств). Легитимность выражает психологическую, ценностную, нравственную характеристики государственной власти, влекущие доверие к ней со стороны населения и готовность ей подчиняться.

Осуществляется при помощи различных средств и методов: авторитета, обычаев, традиций, религии, идеологии, пропаганды, информации, поощрения, стимулирования, рекомендаций и т.д. Среди них есть специальные средства, которыми обладает только государственная власть: а) механизм государства, состоящий из органов управления и принуждения, и отряда чиновников, профессионально занимающихся управлением; б) нормы позитивного права. К специальным методам относится государственное принуждение, включая прямое насилие и подавление. Государство обладает монополией на осуществление принуждения.

Структура государственной власти.

Это вопрос о внутреннем строении, элементах, из которых она состоит. Государственная власть, как и всякая социальная власть (см. лекцию № 2) рассматривается в статике и в динамике. Структура государственной властив статике представлена двумя элементами: воля и сила. Воля определяет сущность власти, поскольку власть всегда есть проявление чьей-либо воли. Властвующим субъектом может быть индивид, группа людей, социальный класс, народ и т.д. Властвование предполагает навязывание воли с одной стороны и подчинение с другой стороны. Чью волю осуществляет государство? В идеале государство должно выражать и осуществлять волю всего народа, а также волю классов и социальных групп. Выражение воли в реальных государствах зависит от их сущности, целей, социальной направленности власти, социально-политической и международной обстановки и других факторов.

Сила, второй элемент власти, претворяет волю в жизнь. Без силы воля не может воплотиться, воздействовать на поведение и деятельность людей. Сила государственной власти воплощается в механизме государства: в органах управления (парламенты, правительства, министерства, суды, прокуратуры), в органах принуждения (армия, полиция, внутренние войска, тюрьмы и т.д.), а также в предприятиях, учреждениях и организациях государственного сектора, которые создают для государственных органов материальную, финансовую базу, готовят для него кадры и т.д. Если авторитета органов управления недостаточно для утверждения государственной воли, в действие вступают органы государственного принуждения.

Структура государственной власти в динамике состоит из субъекта, объекта, властеотношения, средств и методов осуществления власти.

Субъекты государственной власти – те, кто является носителем, кому принадлежит государственная власть, от кого исходит властный импульс. Это народ, социальные группы, слои населения, элиты, национальные общности. Но от имени перечисленных субъектов действуют, их волю выражают, как правило, государство и его органы.

Объекты государственной власти – подвластные, на кого направлен властный импульс со стороны властвующих субъектов. Это индивиды, их объединения, слои и классы, социальные и национальный общности общество в целом. Они также могут быть представлены государственными органами. Субъекты и объекты государственной власти не совпадают, совпадение возможно при осуществление народовластия в прямых формах (референдумы, выборы).

Властеотношение возникает между властвующими и подвластными, содержанием его является проявление и навязывание воли со стороны властвующего субъекта и подчинение ей воли подвластного. Подчинение может добровольным и принудительным. Воля государственно-властного субъекта обычно облечена в форму позитивного права (законы и подзаконные акты), где подвластным в виде правовых норм предписано определенное поведение.

Средства осуществления государственной власти есть то, на что она опирается, посредством чего она осуществляется, претворяется в жизнь. Характеризуя признаки государственной власти уже было отмечено, что государственная власть имеет в распоряжении специфические средства, которыми не обладают другие властные субъекты: а) механизм государства, состоящий из органов управления и принуждения и отряда чиновников, профессионально занимающихся управлением; б) нормы позитивного права.

Вместе с тем, в механизм государства включены предприятия, учреждения и организации государственного сектора, которые создают для государственных органов материальную, финансовую базу, готовят для него кадры. Одновременно государственная власть может использовать и негосударственные объединения, организации, движения, средства массовой информации, а также социальные нормы не только юридические, но и моральные, религиозные, политические, обычаи, традиции и т.д.

Методы осуществления государственной власти. Методы, способы навязывания воли зависят от совпадения интересов и воли субъекта и объекта государственной власти. В случае совпадения воли применяется метод информационного обеспечения, рекомендаций. В случае расхождения применяются разъяснение, убеждение, согласование, стимулирование, поощрение. Когда воля субъектов противоположна до непримиримости, применяется государственное принуждение.

Принуждение – привлечение субъекта помимо его воли к совершению каких-либо действий или претерпеванию каких-либо действий в отношении его со стороны других субъектов.

Государственное принуждение – это психическое, материальное или физическое воздействие органов государства и должностных лиц государства, облеченных властными полномочиями, с целью навязать свою волю и заставить действовать в соответствии с ней, а также в интересах государства и всего общества.

Это разновидность эффективного влияния, основанного на использовании политических, экономических, физических и других средств давления на субъекта (запугивание, угроза применения силы, собственно насилие). В современном обществе открытое насилие заменяется латентными (скрытыми) формами — манипулирование информацией, сознанием. Государственное принуждение осуществляется в двух формах: правовой и неправовой.

Неправовая форма принуждения чревата произволом должностных лиц и государства в целом, характерна для антидемократических (авторитарных, тоталитарных, деспотических) режимов. Правовое принуждение основано на правовых нормах, в которых формально закреплены вид и мера принуждения со стороны государства, а также специальные процедуры, в которых принуждение осуществляется. Такое принуждение возможно обжаловать в независимые судебные органы, в случае если оно было незаконным, необоснованным, несправедливым. Разновидностей правового принуждения много: превентивные меры (профилактика), меры пресечения (задержание, привод) меры защиты (восстановление нарушенных прав), меры безопасности (досмотр пассажиров и багажа, реквизиция) и т.д.

Любое государство традиционно применяет метод убеждения, который применяют и все другие властвующие в обществе субъекты, т.е. этот метод не специальный. Убеждение есть метод активного воздействия на сознание и волю людей посредством идей, ценностей, знаний, информации, с целью формирования взглядов, убеждений, установок, основанных на понимании сущности и целей государственной власти. Метод убеждения не имеет многих побочных социальных эффектов метода принуждения и его значение для государственной власти возрастает с ростом политической культуры общества.

Структура государственной власти может быть рассмотрена с точки зрения принципа разделения властей, когда в ней различают законодательную, исполнительную, судебную ветви власти (к ним могут быть причислены согласно конституциям различных государств и другие ветви, например, президентская, учредительная, избирательная, муниципальная и т.д.).

С точки зрения территории, на которую распространяется государственная власть, различают федеральную (центральную) государственную власть, региональную государственную власть, осуществляемую на территории субъекта федерации, местную власть, действие которой ограничено административно-территориальным образованием. Следует помнить, что согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не являются государственными, они осуществляют местное самоуправление на территории муниципального образования. Однако государственная власть может осуществлять властное воздействие на данной территории непосредственно через государственные органы или их представителей на местах, либо использовать органы местного самоуправления. Последние в этом случае не изменяют своей природы и не становятся государственными.

Исходя из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система органов государственной власти по функциональному принципу делится на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти — Федеральное Собрание РФ в составе двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Основная их функция — осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.

Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти; хотя последняя функция на всех уровнях развита явно недостаточно и в большинстве случаев не имеет принципиального значения.

Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов, и решения которых носят обязательный характер. Система органов законодательной власти не является иерархически подчиненной, но это не значит, что не должно быть определенной координации законодательства субъектов Федерации и самой Федерации.

Работа депутатов в законодательных органах в подавляющем большинстве случаев осуществляется на профессиональной основе, что означает, что депутаты не могут заниматься никакой другой деятельностью или получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата. Профессионализм депутатов должен гарантировать в данном случае их независимость от любых юридических или физических лиц.

Органы исполнительной власти — это Правительство РФ, Правительства республик в ее составе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.

Основное назначение органов исполнительной власти — деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

Органы исполнительной власти подразделяются на:

органы общей компетенции (Правительство РФ, правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.); и органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

В соответствии с Указом Президента 2008 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом:

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Федеральная миграционная служба

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по оборонному заказу

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Федеральное агентство специального строительства

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральное медико-биологическое агентство

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия

Федеральное архивное агентство

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральное агентство по науке и инновациям

Федеральное агентство по образованию

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство регионального развития Российской Федерации

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Федеральное агентство по информационным технологиям

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Федеральное агентство связи

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральное агентство по рыболовству

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Федеральное агентство по делам молодежи

Федеральное агентство по туризму

Федеральное агентство по физической культуре и спорту

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральная аэронавигационная служба

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное дорожное агентство

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба страхового надзора

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная регистрационная служба

Федеральное агентство геодезии и картографии

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами

Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная таможенная служба

Федеральная служба по тарифам

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Федеральная служба по финансовым рынкам

Федеральное космическое агентство

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент — Федеральное Собрание: — состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы — является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

  • — заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)
  • — палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств
  • — члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной — мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

  • — одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой
  • — утверждение изменения границ
  • — утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения
  • — назначение выборов Президента РФ
  • — назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ
  • — назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ
  • — отрешение Президента от должности.

К ведению Государственной Думы относится:

  • — принятие федеральных законов
  • — дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ
  • — решение вопроса о доверии Правительству РФ
  • — назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ
  • — назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
  • — объявление амнистии
  • — выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По Конституции РФ третьей отраслью власти по является судебная, которая осуществляется только судами на основе закона. Создание чрезвычайных судов запрещено. Судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства — конституционным, гражданским, административным, уголовным. Сама судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 «Судебная власть»), федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации» 1996 г. и другими федеральными законами.

В соответствии с законом судебная система РФ включает в себя Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, одноименные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды и арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.

Закон «О судебной системе» регулирует общий порядок создания и упразднения судов. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ создаются только в соответствии с Конституцией РФ и могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию. Другие федеральные суды создаются и упраздняются на основании федерального закона.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Но в соответствии с нормами закона никакой суд не может быть упразднен, если вопросы, которые входят в его ведение при осуществлении правосудия, не были переданы в юрисдикцию другого суда. Судебная система РФ строится на определенных принципах, которые должны обеспечить ее эффективное функционирование.

Post navigation

Previous Post:

Территориальные органы власти

Next Post:

Спектакль антреприза

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes