Структуры права
Норма права представляется одним правилом поведения, самой маленькой, неделимой часть права. Ее еще нередко называют первичной клеточкой, «молекулой» права. Известен тот факт, что норма права обладает своими элементами, однако каждый подобный элемент отдельно не представляет собой правило поведения.
Вывод 1
Именно по этой причине, право не может быть поделено на более мелкие части, нежели норма права.
На объединение правовых норм в так называемые институты права влияют виды регулируемых социальных отношений. Подобные институты права, в свою очередь, могут быть объединены в более крупные подразделения, которые представлены подотраслями и правовыми отраслями.
Правом в целом выступает совокупность правовых отраслей, или система и структура права.
Содержание
Структура права
Замечание 1
Важно отметить, что не существует нормы, которая могла бы существовать независимо и не относится к какой-либо правовой отрасли.
Структура права содержит в себе более или менее крупные объединения норм права. Структура права включает в себя центральные уровни права, которые представлены:
- правом в целом;
- правовой отраслью;
- подотраслью права;
- правовым институтом;
- правовой нормой.
Элементы права
Отрасль права представлена совокупностью норм права, благодаря которой формируется самостоятельная обособленная часть системы права, регулирующая качественно однородную сферу коллективных отношений своим особым методом. Отрасли права представлены:
- конституционным правом;
- уголовным правом;
- правом семьи;
- правом труда;
- гражданским процессуальным правом.
Именно определение может более подробно отразить признаки правовой отрасли.
Замечание 2
Если рассматривать определение подробнее, следует отметить, что правовая отрасль – это часть правовой системы, а все подобные отрасли в совокупности и представляют собой правовую систему.
Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание
Правовая отрасль имеет внутреннюю структуру и такое свойство, как системность, потому как включает в себя правовые нормы, в установленной последовательности, объединяющиеся в правовые институты, а нередко и в подотрасли права. Правовую отрасль можно охарактеризовать необычным предметов и методом регулировки права.
Подотрасль права представлена обособленной частью правовой отрасли, благодаря которой осуществляется регулирование особых крупных подразделений социальных отношений. Подобные общественные отношения включены в область отношений, контролируемых правовой отраслью.
Пример 1
К примеру, это может быть право автора либо наследственное право в гражданском праве, горное право в земельном праве, водное право.
Подотрасль права представлена необязательным, факультативным элементом структуры права, по причине того, что некоторые отрасли (к примеру, в уголовном процессуальном праве), на подотрасли не делятся. Правовой институт – это совокупность правовых норм, которые представляют собой часть правовой отрасли и осуществляют регулирование вида или определенной стороны однородных социальных отношений.
Пример 2
Например, в уголовное право обладает такими правовыми институтами, которые представлены действием уголовного закона, видами уголовных наказаний, должностными преступлениями, преступлениями против собственности, трудовое право представлено охраной труда, заработной платой, временем отдыха, рабочим временем и другими институтами.
Система права
Основываясь на то, что уже было отмечено выше, можно раскрыть определение правовой системы.
Определение 1
Система права – это внутреннее строение или другими словами структура права, которое определяется характером коллективных отношений и выражается в организации составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права.
Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться
- Главная
- Избранное
- Популярное
- Новые добавления
- Случайная статья
Система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое, внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.
Система права – это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли, подотрасли и институты.
Элементами системы права выступают:
1. Правовые нормы – базовый, первичные элемент системы права.
2. Правовые институты – совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (напр., в конституционном праве – институт гражданства, в гражданском праве – институт купли-продажи, в трудовом праве – институт охраны труда и т.п.)
3. Подотрасли – совокупность родственных правовых институтов какой-либо отрасли права (напр., патентное право – подотрасль гражданского, налоговое право – подотрасль финансового и т.п.)
4. Отрасль – совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений. Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасти, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.
Система современного российского права складывается из следующих отраслей:
Конституционное право занимает ведущее положение в системе национального права. Закрепляет основы государственного и общественного строя страны, правовое положения граждан, их права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство, взаимоотношения Федерации и ее субъектов; структуру, порядок формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти; избирательную систему.
Основным актом отрасли является Конституция РФ. Она является отправной базой для всего текущего правотворчества, имеет высшую юридическую силу, все остальные правовые акты должны соответствовать, не противоречить ее установлениям. В число актов конституционного права включаются также конституции республик, входящих в состав РФ, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, а также некоторые др. акты.
Подотрасли: избирательное право, муниципальное право, судебное право (институты: назначения судей, органов судейского сообщества, статуса судей и др.), парламентское право (институты: права законодательной инициативы, принятия закона, статуса депутата и др.), прокурорский надзор и др.
Опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования.
Гражданское право – наиболее обширная отрасль, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (право на имя, честь, достоинство, авторство и пр.). В эту отрасль входят вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью, заключения и исполнения сделок, наследования, авторство и иные виды интеллектуальной собственности и т.п. Основным источников является ГК РФ.
Подотрасли: Вещное право (право собственности, ограниченные вещные права и др.), Обязательственное право (договорное право; внедоговорные (правоохранительные) обязательства и др.), Исключительные права (право интеллектуальной собственности (авторское, изобретательское право), право промышленной собственности (патентное право, фирменные наименования, товарные знаки и пр.)), наследственное право (наследование по завещанию, наследование по закону), защита нематериальных (личных неимущественных) благ.
Опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования.
Гражданско-процессуальное право определяет цели и задачи гражданского судопроизводства, порядок рассмотрения и разрешения судом, гражданских, брачно-семейных, трудовых и иных дел, права и обязанности участников процесса, вопросы подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, вынесения и обжалования судебных решений.
Основной нормативный акт – ГПК РФ. Опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования.
Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государства, сферу поддержания общественного порядка. В него входят нормы, определяющие общие принципы деятельности исполнительных органов, порядок прохождения государственной службы, полномочия и порядок деятельности Правительства РФ и правительств ее субъектов, министерств и ведомств, местных администраций, руководства предприятий и учреждений. В эту отрасль также включается установленный КоАП РФ порядок применения санкций за административные правонарушения.
Уголовное право охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью. Устанавливает какие общественно-опасные деяния являются преступлениями и какие меры наказания за них предусматриваются, определяет понятие преступления и цели наказания, основания и условия привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее. С помощью уголовно-правовых норм государство охраняет от посягательств наиболее важные общественные отношения.
Основные институты: уголовный закон, преступления, наказание, освобождение от уголовной ответственности.
Основной источник УК РФ, опирается на императивный (властный) метод правового регулирования.
Уголовно-процессуальное право определяет цели и задачи уголовного судопроизводства, регулирует деятельность суда, прокуратуры, органов следствия и дознания по расследованию уголовных дел, сбора и оценки доказательств, права и обязанности участвующих в судопроизводстве субъектов (подозреваемых, подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), порядок судебного рассмотрения уголовных дел, обжалования и опротестования судебных решений.
Главным актом отрасли является УПК РФ, основной метод – императивный.
Институты: уголовное преследование, прекращение уголовного дела, реабилитация и др.
Уголовно-исполнительное право устанавливает общие положения и принципы исполнения уголовных наказаний, применение иных мер уголовно-правового воздействия, порядок и условия исполнения и отбывания наказания, права и обязанности администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а также осужденных, порядок участия государственных органов и общественных организаций в исправлении осужденных, освобождения о наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.
Основной источник УИК РФ, основной метод – императивный.
Семейное право регулирует порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, между другими близкими родственниками, вопросы усыновления, опеки и попечительства, лишения родительских прав, алиментные обязательства и пр.
Основной источник СК РФ, опирается на диспозитивный метод правового регулирования.
Трудовое право включает нормы, регулирующие отношения рабочих и служащих с администрацией предприятий, учреждений, организаций в процессе трудовой деятельности. В эту отрасль включаются формы рациональной организации труда, определение норм выработки, окладов, тарифных ставок, рабочее время и время отдыха, прием на работу и увольнение, охрана труда и техника безопасности, коллективные договоры, полномочия профсоюзов, порядок разрешения трудовых споров и др. Субъектами трудовых правоотношений выступают отдельные работники, трудовые коллективы, работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации.
Основной источник ТК РФ, опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования.
Основные институты: трудоустройство, трудовой договор, коллективный договор и пр.
Право социального обеспечения регламентирует порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан (рабочие и служащие, военнослужащие, работники МВД, судебных и прокурорских органов, инвалиды, нетрудоспособные граждане, потерявшие кормильца и т.п.).
Основными источниками являются законы о пенсионном обеспечении и др. НПА.
Финансовое право есть совокупность норм, регулирующих все вопросы финансовой деятельности государства, процесса накопления, сбора и распределения денежных средств. Предметом отрасли является составление, принятие и исполнение бюджета государства, контроль за бюджетным финансированием, налоговые отношения, банковская и страховая деятельность. В нее также включается определение основ денежного обращения и порядок осуществления валютных операций в РФ и за рубежом.
Арбитражное процессуальное право регулирует рассмотрение хозяйственных споров между предприятиями, фирмами, организациями, производство по пересмотру решений суда. Основной источник АПК РФ.
Природоресурсное право состоит из норм, регулирующих рациональное использование природных богатств, их охрану и защиту. Основная ее цель сводится к сохранению естественной среды обитания человека, ее оздоровлению и улучшению, предотвращению экологически вредной хозяйственной и иной деятельности людей.
Природоресурсное право складывается из целого ряда подотраслей, многие из которых, по мнению ряда ученых-юристов, представляют собой самостоятельные отрасли права. В число таких подотраслей входят:
а) земельное право, которое регулирует право собственности на землю, порядок распределения государственного земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением, правовой режим земель специального назначения (земли сельскохозяйственного назначения, транспорта, лесного фонда, городские земли и т.д.), вопросы землепользования и землеустройства, борьбы с эрозией земель, порядок разрешения земельных споров. Основной источник этой подотрасли — Земельный кодекс РФ;
б) водное право обеспечивает использование и охрану водных объектов, права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, ведение государственного водного кадастра, защиту водных объектов и от загрязнения, засорения и истощения. Основной источник — Водный кодекс РФ;
в) лесное право определяет порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, различие разных видов лесов, правовой режим заказников, заповедников, устанавливает государственную собственность (федеральная, субъектов Федерации) на лесной фонд. Главный закон — Лесной кодекс РФ;
г) горное право регулирует отношения по использованию и охране земных недр (государственная собственность на недра, их охрана, лицензирование недропользования, порядок добычи нефти, газа и других полезных ископаемых, геологическое изучение недр и др.). Основной источник — Федеральный закон РФ «О недрах».
д) воздушное право — совокупность норм, регламентирующих порядок использования воздушного пространства над территорией государства, включая территориальные воды, безопасность полетов, перевозки пассажиров, багажа, грузов, контроль за чистотой атмосферного воздуха. Воздушный кодекс РФ содержит основную массу норм этой отрасли;
е) право охраны дикого животного и растительного мира направлено на охрану диких животных и естественной растительности от уничтожения и порчи, рациональное их использование и воспроизводство;
ж) экологическое право. Все предшествующие подотрасли природоресурсного права направлены как на рациональное использование, так и охрану, защиту природной среды (экология). В то же время существует и специальная подотрасль природоресурсового права — экологическое право, объединяющее все нормы, которые не вошли в предшествующие подотрасли. Это охрана окружающей среды от вредных и опасных химических, физических и биологических воздействий, рациональное использование атомной энергетики, обеспечение радиационной безопасности, захоронение ядерных отходов, режим зон экологических бедствий, экологическое страхование и экспертиза и т.д. Все эти вопросы регламентированы в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и ряде других законодательных актов.
Международное публичное право занимает особое место в системе права, поскольку оно регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Они определяют порядок отношений между государствами и другими участниками международного общения, статус международных организаций. Большое значение в международном праве имеют общепризнанные принципы и нормы международного права — общие и наиболее важные правила поведения субъектов международного общения, руководящие начала межгосударственной законности. Они закреплены в Уставе ООН, а также в принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации принципов международного права (1970 г.).
Международное частное право регулирует имущественные отношения, а также отношения в сфере семейного, трудового, процессуального права, если в них участвуют иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), иностранные и смешанные юридические лица, отдельные государства. Предметом этой отрасли являются, в частности, вопросы права собственности на имущество, находящееся за границей, исследования, авторства, судебные поручения, исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, внешнеторговый и морской арбитраж и др. Нормы международного частного права содержатся как во внутреннем законодательстве государств, так и в двусторонних и многосторонних международных договорах.
Также широко известно деление права на две отрасли — публичное и частное. Публичное право — та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач в отличие от частного права. Оно защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.
Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Обязанное лицо призвано подчиняться и выполнять правовые предписания.
Для публичного права характерно регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.
В частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, вступающие в равноправные договорные отношения с другими субъектами права, в то время как в публичном праве они подчинены государственной воле, зависят от нее. В сфере действия частного права субъект имеет право самостоятельно решать, использовать свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор или нет, может проявлять автономность своей воли и частную инициативу.
Существование частного права означает юридическое признание того, что в определенных сферах общественной жизни (личная свобода, культурно-бытовая сфера, право собственности, частная инициатива) прямое вмешательство государства и его органов запрещено или ограничено. В данном случае государство не определяет содержание принимаемых правовых решений, а лишь охраняет и обеспечивает то, что решили субъекты права по взаимной договоренности.
Понятие
Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними.
Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.
Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве.
Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.
Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.
Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).
Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.
Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.
Рис. 1. Структура системы права
Элементы
Система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.
Элементы системы права
Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.
Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.
Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.
Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.
Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.
В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).
Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).
От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.
Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.
Строение
Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.
Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).
Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.
В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.
Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).
Характеризуя частное и публичное право, следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.
Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.
Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.
Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.
Система права и система законодательства
Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.
Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.
Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.
Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).
Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.
В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.
Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.
Предыдущий | Оглавление | Следующий
§ 4. Структура права
§ 5. Система права
§ 4. Структура права
Структура права – это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.
62 Глава II. Теория права
Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией, на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством.
Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые слои, пласты, части и представить его в виде «многослойного пирога». Таких слоев в структуре права насчитывается шесть.
1. Права человека (естественные права). Это глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека – это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, и поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают как бы из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более пятидесяти.
Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России – в Конституции, Декларации прав человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.
2. Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права
§ 4 Структура права 63
являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно: когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае мы ведем речь об аналогии права. К числу основополагающих принципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д.
Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.
3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних.
«Референдумное право» – новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция Российской Федерации.
4. Нормы, изданные государством, или централизованные. Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Госдумой, Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим вые-
64 Глава II Теория права
шую юридическую силу. Все это позволяет нормы государственных органов назвать централизованными нормами.
В нашем государстве централизованные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие тоталитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.
5. Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы также называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными. Используется и такое их наименование, как нормы локальные (местные), хотя этот термин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления.
Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.
Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на ее территории, и, следовательно, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна, и по своему объему они существенно опережают нормы общегосударственные (централизованные).
6. Договорные нормы. Римские юристы говорили: «Договор – это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер – договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.
§ 4 Структура права 65
Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно-правовом характере договоров.
Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отметить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.
В нашей стране договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.
Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев», права могут быть в свою очередь сгруппированы (см. рис. 2.2).
Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.
Нормы, принятые на референдуме, и нормы, изданные государственными органами, объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), и поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать референдумное и общегосударственное право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в -основ-
66 Глава П. Теория права
Рис. 2.2. Структура права
ном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).
Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы: они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо.
§ 5. Система права
Как уже отмечалось, одним из необходимых признаков права является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную функциональную целостность, единство. При системном подходе к изучению
§ 5 Система права 67
явления акцент делается не столько на описании самих элементов системы, сколько на анализе их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно самостоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе.
Система права (см. рис. 2.3) отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специализацию).
Для того чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление, следует исследовать его вглубь (вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез). При этом появляется возможность получить представление как о видах подсистем права, так и об их соотношениях.
А. Вертикальное строение права. В праве выделяют следующие элементы:
1) отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отношения землепользования – земельное право, имущественные отношения – гражданское право, управленческие отношения – административное право, отношения, связанные с совершением преступлений, – уголовное право и т. п.);
2) подотрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли «старые», где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль – банковское право. Военно-уголовное право – это подотрасль уголовного права;
3) институт права – это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллективного договора, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и др.;
4) субинститут права – это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко
68 Глава II Теория права
не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление),
5) норма права – обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права – правовое регулирование общественных отношений.
Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выполняет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное урегулирование определенной целостной группы отношений, а отрасль права – целой сферы, отделенной от других сфер. Комплексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне – вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.
Б. Горизонтальное строение права. Оно позволяет нам увидеть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их классификация позволяет выделить две части права: материальное и процессуальное.
Материальное право – это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.
К отраслям материального права относятся:
конституционное право – закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ. Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такие подотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право.
§ 5 Система права 69
Рис. 2.3. Система права
административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства. Основной нормативный акт – Кодекс об административных правонарушениях (КоАП);
финансовое право, которое в своем составе имеет три подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право), регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения дохо-
70 Глава II. Теория права
дов, направления их использования). Основные нормативные акты – Закон о государственном бюджете, законы о налогах, Закон о банковской деятельности’,
предпринимательское право – это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом. Если в основе первых лежит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на началах подчиненности. Основные нормативные акты – Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акционерных обществах и др.
гражданское право – наиболее объемная отрасль системы права. Оно регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина. Гражданский кодекс (ГК) – основной нормативный акт. Гражданское право имеет подотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;
жилищное право, являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья. Основной нормативный акт – Жилищный кодек,
семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Основной нормативный акт – Семейный кодекс;
природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами – землей (Земельный кодекс), недрами (Закон о недрах), водой (Водный кодекс), воздухом (Воздушный кодекс), лесными богатствами (Лесной кодекс);
экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс еще не завершен. Оно регулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды. Закон об охране окружающей среды – основной нормативный акт. Нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);
трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением труда. Основной нормативный акт – Кодекс законов о труде (КЗоТ). Право социального обеспечения – подотрасль трудового права, главным нормативным актом которого является Закон о государственных пенсиях;
§ 5 Система права 71
уголовное право – система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основной нормативный акт – Уголовный кодекс (УК).
Процессуальное право – это совокупность отраслей, основная задача которых – установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.
К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:
уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания. Основной нормативный акт – Уголовно-процессуальный кодекс (УПК)’,
гражданско-процессуальное право (гражданский процесс) регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основной нормативный акт – Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК);
арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами. Основной нормативный акт – Арбитражно-процессуальный кодекс.
В процессе становления находятся и некоторые другие отрасли процессуального права: конституционный процесс, административно-процессуальное право, налогово-процессуальное право, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.
Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов:
уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудовым воздействием. Основной нормативный акт – Уголовно-исполнительный кодекс;
гражданско-исполнителъное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты – Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».
72 Глава II Теория права
Предыдущий | Оглавление | Следующий