Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Суд СНГ

06.07.2020 by admin

Решение Экономического Суда СНГ от 4 сентября 1996 г. N С-1/11-96

ГАРАНТ:

О толковании настоящего решения см. определение Экономического Суда СНГ от 20 марта 1997 г. N C-1/11-96

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:

председательствующего — Председателя Экономического Суда Дашука Л.А.,

при секретаре Мадудиной Т.И.,

с участием:

Генерального советника Экономического Суда Боровцова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросам Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств и Министерства обороны Российской Федерации о толковании, установил:

Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств в своем запросе просит Экономический Суд дать толкование положений Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года; Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года; Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года в части обязательного государственного страхования военнослужащих и членов их семей, проживающих на территории государств-участников Соглашения, с целью разрешения спорных вопросов в случае коллизии норм национального законодательства государств-участников Содружества с нормами, содержащимися в межгосударственных (межправительственных) соглашениях.

С аналогичным запросом о толковании Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года обратилось Министерство обороны Российской Федерации.

В обоснование запросов представлен ряд документов, свидетельствующих о неоднозначном понимании субъектами исполнения положений указанных соглашений.

Заслушав судью-докладчика Бегалиева М.А., Генерального советника Экономического Суда Боровцова В.А., исследовав и оценив имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.

Из контекста всех материалов дела следует, что неоднозначно интерпретируются положения указанных соглашений, определяющие, по законодательству какого государства (государства, где военнослужащие проходили службу, либо государства, в котором проживают военнослужащие и члены их семей) осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, обязательное государственное страхование военнослужащих, а также за счет финансовых ресурсов какого государства должна осуществляться выплата страховых сумм и единовременного пособия военнослужащим либо членам семей погибших военнослужащих.

В статье 1 Соглашения от 13 марта 1992 года и в статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, основывающегося на первом из названных Соглашений, предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством государств-участников перечисленных соглашений, на территории которых проживают указанные лица.

Суд исходит из того, что под пенсионным обеспечением понимается весь комплекс отношений между государством и военнослужащим (членом его семьи), включая определение круга лиц, имеющих право на получение пенсии, исчисление стажа, необходимого для назначения пенсии, назначение, исчисление, выплату, перерасчет пенсий. Государства-участники указанных соглашений сделали единственное изъятие из общего правила, установленного статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, предусмотрев в статье 2 того же Соглашения, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба в вооруженных силах и других воинских формированиях в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого военнослужащие проходили службу. Следовательно, все остальные вопросы пенсионного обеспечения регулируются законодательством государства, в котором проживает подлежащее пенсионному обеспечению лицо. Отсюда следует, что расходы по выплате пенсий производятся из бюджета того государства, на территории которого проживает пенсионер.

Суд полагает, что Соглашение от 14 февраля 1992 года и Соглашение от 15 мая 1992 года однозначно определяют, что уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе права на пенсионное обеспечение, предоставляемых этим лицам государствами-участниками Содружества, не может быть ниже, нежели уровень, установленный ранее для соответствующих категорий лиц законодательством Союза ССР. Поэтому государства-участники упомянутых соглашений не вправе устанавливать в своем законодательстве правила, которые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР. Если в государстве, где проживает военнослужащий или члены его семьи, нормативный акт, регулирующий пенсионное обеспечение этой категории лиц, не принят, обеспечение этих лиц пенсиями осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, действовавших в СССР. Это же правило должно применяться и в том случае, когда в государстве подобный акт существует, но в нем отсутствует регламентация прав той или иной категории военнослужащих (членов их семей). Опираясь на статью 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, Суд считает, что обязательное государственное страхование военнослужащих производится по правилам, содержащимся в законодательстве государства, на территории которого проживает военнослужащий. Этот принцип логично вытекает из природы отношений, складывающихся в процессе обязательного государственного страхования, поскольку страхованию подлежит сам военнослужащий, а не члены его семьи. Поэтому, независимо от того, на территории какого государства-участника проживает член семьи застрахованного военнослужащего, выплата этому члену семьи страховых сумм или единовременного пособия за погибшего военнослужащего производится по правилам, действующим в государстве, где был застрахован военнослужащий. В частности, по указанным правилам определяется, имеет ли данный член семьи право на получение соответствующих выплат, каковы размер этих выплат, сроки, в течение которых они должны быть произведены, порядок обращения за их получением и т.д.

Суд подчеркивает, что согласно статьям 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип «Pacta sunt servanda» — «Договоры должны соблюдаться»). Участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения. Этот универсальный принцип международного права получил дополнительное закрепление (применительно к вопросам пенсионного обеспечения и иных социальных гарантий военнослужащих) в Соглашении от 14 февраля 1992 года, где предусмотрено, что односторонние ограничения прав и льгот военнослужащих и членов их семей не допускаются, а государства-участники Содружества обязаны взаимно согласовывать принимаемые ими акты национального законодательства в этой области.

Обязательство соблюдать общепризнанные принципы международного права закреплено в конституциях государств-участников Содружества. В частности, Конституцией Кыргызской Республики (статья 9) установлено, что Кыргызская Республика соблюдает общепризнанные принципы международного права. Кроме того, в статье 12 Конституции Кыргызской Республики предусмотрено, что заключенные Кыргызской Республикой международные договоры и иные нормы международного права являются составной и непосредственно действующей частью внутреннего законодательства.

Исходя из этого, следует признать, что положения соглашений: от 14 февраля 1992 года, от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года, подлежат безусловному выполнению государствами-участниками даже в том случае, если в национальном законодательстве государства-участника содержатся правила, противоречащие указанным соглашениям.

Если одно из государств-участников посчитает, что то или иное положение заключенного им соглашения не соответствует изменившимся обстоятельствам или перестало соответствовать национальным интересам, оно вправе поставить вопрос о пересмотре, изменении или уточнении соглашения. Согласно статье 39 Венской конвенции, договор может быть изменен лишь по соглашению между его участниками при соблюдении процедур и условий, определенных этой Конвенцией.

До изменения договора отказ от его выполнения недопустим.

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 13.4, 13.5, 13.7, а также 8.55 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд решил:

По запросам Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств и Министерства обороны Российской Федерации дать следующее толкование.

1. Пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества Независимых Государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по этим вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, которые были установлены законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, установленный законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными органами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

При отсутствии национального законодательства в государствах-участниках упомянутых соглашений, регулирующего указанные вопросы, применяются нормы законодательства и других нормативных актов бывшего Союза ССР.

2. В случае коллизии норм внутреннего законодательства государств-участников Содружества с положениями соглашений: Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, — применяются положения указанных соглашений, что соответствует принципу Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и обязательству соблюдать общепризнанные принципы международного права, закрепленному в конституциях государств-участников Содружества.

Копию решения направить в Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств, Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств, министерствам обороны Российской Федерации и Кыргызской Республики, государствам-участникам Содружества Независимых Государств, а также для сведения в Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза и Межпарламентскую Ассамблею государств-участников Содружества Независимых Государств.

Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня получения его копии в Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств. Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Председатель

Л.А.Дашук

Экономический Суд Содружества Независимых Государств

История создания Экономического Суда, его компетенция и вопросы модернизации

Экономический Суд Содружества Независимых Государств (далее – Экономический Суд СНГ) создан на основании статьи 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц СНГ от 15 мая 1992 года в целях разрешения межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции национальных судов государств Содружества.

Соглашением было рекомендовано высшим хозяйственным и арбитражным судам государств – участников СНГ внести на очередное заседание Совета глав государств Содружества предложения по персональному составу Хозяйственного Суда Содружества и проект Положения о нем.

6 июля 1992 года государствами – участниками СНГ: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан были подписаны Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств и Положение об Экономическом Суде СНГ, определяющее организацию, порядок деятельности, компетенцию Экономического Суда СНГ.

В соответствии с основополагающим учредительным актом Содружества – Уставом СНГ, принятым 22 января 1993 года, к ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Экономический Суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. Экономический Суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического Суда и Положением о нем, утвержденными Советом глав государств. Местом пребывания Экономического Суда является город Минск.

В настоящее время в Экономическом Суде СНГ работают четверо судей – представителей: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации. Правовое, организационное, материально-техническое, информационное и иное обеспечение деятельности Экономического Суда возлагается на аппарат Экономического Суда.

Экономический Суд имеет большой научный потенциал – в числе судей и сотрудников в настоящее время 6 человек имеют ученые степени кандидатов юридических наук, в разные периоды в Суде работали два доктора юридических наук, а также заслуженные юристы Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан.

В соответствии с Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств к ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:

возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ и других его институтов;

о соответствии нормативных и других актов государств – участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Споры рассматриваются Экономическим Судом СНГ по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, а также институтов Содружества.

Экономический Суд СНГ осуществляет толкование:

применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов;

актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Впервые юрисдикция Экономического Суда СНГ как судебного механизма разрешения экономических споров была оформлена в Договоре о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года. В соответствии со статьей 31 данного соглашения: «Договаривающиеся Стороны обязуются разрешать спорные вопросы, связанные с толкованием и выполнением настоящего Договора, путем обращения в Экономический Суд СНГ. Если Экономический Суд признает, что какое-либо государство – член Экономического союза не выполнило одного из обязательств, возлагаемых на него настоящим Договором, это государство обязано принять меры, связанные с выполнением решения Экономического Суда».

В настоящее время в Содружестве действует 36 международных правовых актов, содержащих договоренности о передаче в Экономический Суд СНГ в том числе возможных споров между государствами, не участвующими в Соглашении о статусе Экономического Суда СНГ.

Кроме этого, Положением об Экономическом Суде СНГ предусматривается также, что соглашениями государств – участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

В этой связи включение в тексты договоров норм, регулирующих разрешение спорных вопросов, путем обращения в Экономический Суд привело к увеличению числа государств, правомочных обращаться в этот судебный орган. Так, в число государств – участников Соглашения о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств от 12 октября 2005 года входят также Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Туркменистан, не являющиеся участниками Соглашения от 6 июля 1992 года.

Анализ правовой базы Содружества свидетельствует о расширении предметной юрисдикции Экономического Суда СНГ, выходящей за рамки экономических споров. Так, согласно Протоколу о порядке взаимодействия таможенных служб государств – участников СНГ при перевозках специальных грузов и продукции военного назначения от 8 октября 1999 года она относится к сфере безопасности. В Соглашении о формировании и статусе международных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере от 11 сентября 1998 года решение межгосударственных споров затрагивает сферу науки и др.

Экономическим Судом СНГ в рамках работы, проводимой в Содружестве по модернизации его деятельности, инициировано создание Международного центра по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ. Инициатива одобрена Советом Межпарламентской Ассамблеи СНГ (постановление от 3 апреля 2008 года № 15). В соответствии с этим 4 апреля 2008 года Экономический Суд СНГ, Международный союз юристов, Секретариат Совета МПА государств – участников СНГ учредили Международный центр по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ.

Первое заседание Президиума Международного центра состоялось 24 ноября 2008 года в г. Санкт-Петербурге. Президиумом принято решение об образовании при Международном центре постоянно действующих Третейского суда, Палаты посредников и утверждены подготовленные Экономическим Судом СНГ основные базовые и процессуальные проекты документов, кандидатуры руководителей Третейского суда и Палаты посредников, их заместителей, рекомендательные списки арбитров и посредников.

За период, прошедший после первого заседания Президиума Международного центра 24 ноября 2008 года, Экономическим Судом СНГ проведен комплекс организационно-правовых и иных мероприятий, направленных на становление Международного центра и информирование о нем широкого круга лиц.

В настоящее время Международный центр обладает необходимым организационно-правовым потенциалом для выполнения своих уставных задач.

В рамках реализации раздела V «Механизмы функционирования Содружества и его организационное совершенствование» Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, осуществляется работа по модернизации Экономического Суда СНГ. Разработан проект Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ, который значительно расширяет его предметную и субъектную юрисдикцию и учитывает интеграционные процессы, складывающиеся в настоящее время в Содружестве, международно-правовую базу, регулирующую судебный механизм разрешения споров, сложившуюся судебную практику.

Так, в проект Соглашения включены положения о признании юрисдикции Экономического Суда СНГ по любым межгосударственным спорам, возникающим при выполнении международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также спорам, разрешение которых Экономическим Судом предусмотрено соответствующими международными договорами. Проектом предусмотрено право Экономического Суда СНГ рассматривать споры между государствами, не являющимися сторонами данного Соглашения, при наличии на то их согласия, разрешать споры, вытекающие из трудовых отношений должностных лиц органов Содружества. Проект направлен на внутригосударственное согласование в государства – участники Содружества.

Практика разрешения межгосударственных споров и толкования применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов

Экономическим Судом СНГ приняты судебные решения по различным вопросам межгосударственного сотрудничества. Всего по состоянию на 1 мая 2012 года Экономическим Судом рассмотрено 109 дел, по которым вынесено 118 судебных решений. Всего же по данным делам в ходе их рассмотрения вынесено 266 судебных актов.

Основное количество дел, рассмотренных Экономическим Судом СНГ за период его деятельности, составляют дела о толковании применения соглашений и иных актов Содружества. Экономическим Судом СНГ за весь период деятельности рассмотрено 13 споров о ненадлежащем исполнении экономических обязательств в рамках Содружества. С заявлениями о разрешении экономических споров в Экономический Суд СНГ обращались Правительство Республики Беларусь, Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Таджикистан, Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, действующий от имени Правительства Республики Казахстан.

Основное количество дел, рассмотренных Экономическим Судом СНГ за период деятельности с 1994 года, составляют дела о толковании положений соглашений и иных актов Содружества. По состоянию на 1 мая 2012 года Экономическим Судом СНГ рассмотрено 96 дел о толковании.

Предметом толкования Экономического Суда СНГ в процессе рассмотрения данной категории дел были положения 47 соглашений и других международно-правовых актов СНГ.

С запросами и заявлениями в Экономический Суд обращались государственные органы власти и управления, высшие судебные органы государств – участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ, органы и организации Содружества.

Экономическим Судом даны ответы на вопросы, имеющие основополагающее значение для Содружества как регионального международного объединения: определены понятия «государство – учредитель СНГ», «государство – участник СНГ», «государство – член СНГ»; уточнены условия приобретения статуса ассоциированного члена СНГ; дано определение понятия «учредительные документы СНГ»; разъяснены правовой статус и международная правосубъектность Содружества.

Так, согласно определению от 15 февраля 2010 года № 01-1/1-10 о разъяснении консультативного заключения Экономического Суда СНГ от 23 июня 1998 года № 01-1/2-98, Суд констатировал, что Содружество Независимых Государств, во-первых, является субъектом международного права, во-вторых, представляет собой межгосударственное образование с широкой сферой совместной деятельности и развитой организационной структурой и, в-третьих, обладает договорной правоспособностью.

Кроме того, Экономический Суд установил, что Содружество реализует право на участие в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями, а также вправе заключать международные договоры с государствами и международными организациями.

Также в решениях Экономического Суда даны ответы на вопросы относительно правового положения Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ и заявления оговорок, особого мнения, иных позиций государств к соглашениям, заключенным в рамках СНГ, а также к отдельным актам, принятым уставными органами Содружества и др.

На несовместимость оговорок с объектом и целями договора было обращено внимание в Консультативном заключении Экономического Суда СНГ № 01-1/1-98 от 22 июня 1998 года «Об определении совместимых оговорок к определенным соглашениям с объектом и целью этих соглашений».

Особую категорию дел в Экономическом Суде представляют дела о толковании применения актов, устанавливающих гарантии социально-экономических прав граждан, проживающих на территориях государств – участников Содружества, в том числе по вопросам применения международных договоров о пенсионном обеспечении, заключенных в рамках СНГ.

В Содружестве действует целый ряд международных соглашений, устанавливающих социальные гарантии для граждан, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства:

инвалидов и участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним;

членов семей погибших военнослужащих;

работников, получивших увечья, профессиональные заболевания и иные повреждения здоровья, связанные с выполнением трудовых обязанностей, и т. д.

Анализ судебной практики указанной категории дел показал, что соглашения государств – участников Содружества в сфере пенсионного обеспечения различных групп граждан носят, как правило, рамочный характер. Это означает, что в Содружестве регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения осуществляется посредством закрепления в международно-правовом акте основных направлений сотрудничества и принципов, которые отражают сущность пенсионного обеспечения граждан и позволяют осуществить правовую регламентацию пенсионных отношений в рамках национальных правовых систем на единых началах. Однако нормы, содержащиеся в международных соглашениях, в ряде случаев определены недостаточно четко, в силу чего на практике трактуются неоднозначно.

В процессе толкования Экономический Суд сформулировал принципы пенсионного обеспечения, раскрыл их содержание, установил взаимосвязь принципов, содержащихся в различных международно-правовых актах.

При рассмотрении данной категории дел Экономический Суд, наряду с разъяснением смысла действующих в рамках Содружества международно-правовых норм, обращал внимание государств на необходимость соблюдения и решения имеющихся проблем по сохранению и реализации социальных и экономических прав граждан. Прежде всего эти рекомендации выносились в отношении наименее защищенных граждан: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, военных пенсионеров.

Многие решения Экономического Суда, касающиеся обеспечения реализации гражданами своих социально-экономических прав, вытекающих из международных соглашений в рамках СНГ, охватывают не только вопросы пенсионного обеспечения, но и вопросы обеспечения жилплощадью в другом государстве, выплаты пособий членам семей умерших военнослужащих; соблюдения права на льготный проезд; причинения вреда здоровью на производстве и другие.

Решения Экономического Суда о толковании используются в деятельности органов исполнительной власти государств – участников СНГ.

Экономический Суд СНГ, не обладая контрольными функциями за исполнением вынесенных судебных актов, проводит мониторинг применения решений о толковании в государствах – участниках СНГ, направляя соответствующие обращения в профильные министерства и ведомства.

Решения Экономического Суда о толковании активно используются в практической деятельности органов исполнительной власти государств – участников СНГ.

По информации, полученной из министерств обороны Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины, ряд решений Экономического Суда о толковании положений соглашений, устанавливающих социально-экономические гарантии граждан, применяется при назначении пенсии военнослужащим, прибывшим на постоянное место жительства в данные государства.

Разъяснения точного смысла положений международных соглашений и актов органов СНГ, содержащиеся в решениях Экономического Суда СНГ, оказывают влияние на формирование единообразной судебной практики в государствах.

Анализ практики высших судебных органов Российской Федерации, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь показывает, что отдельные решения Экономического Суда СНГ по делам о толковании находят свое применение в их судебной деятельности (ссылки на решения Экономического Суда СНГ можно найти в правовых актах Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актах судов общей юрисдикции Российской Федерации по гражданским делам).

Решения Суда способствовали созданию единообразной практики применения государствами-участниками соответствующих международных договоров, заключенных в рамках Содружества.

Экспертно-аналитическая деятельность Экономического Суда СНГ

Важной составляющей деятельности Экономического Суда, наряду с судопроизводством, является проведение экспертно-аналитической работы в различных сферах взаимодействия с государствами – участниками СНГ, органами Содружества, таких как:

участие в разработке проектов международных договоров, предлагаемых к заключению в рамках СНГ;

подготовка предложений к проектам международных договоров, разработанных органами СНГ;

подготовка предложений к проектам модельных законодательных и иных актов органов межпарламентского сотрудничества СНГ;

подготовка предложений и рекомендаций в рамках международных форумов и иных мероприятий высшего представительского уровня по совершенствованию международно-правового сотрудничества в Содружестве;

сотрудничество с высшими судебными органами и министерствами юстиции государств Содружества в целях выработки предложений по единообразному применению соглашений и иных актов Содружества.

Одним из направлений экспертно-аналитической работы является подготовка обзоров судебной практики Экономического Суда. Цель обзоров заключается в систематизации решений Экономического Суда, доведении их до сведения государств, органов СНГ, что в конечном итоге призвано способствовать обеспечению единообразной правоприменительной практики государств – участников Содружества.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, который обеспечивает единообразное применение соглашений государств – участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и Положением о нем. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемом Пленумом Экономического Суда Содружества.

Экономический Суд СНГ был образован согласно ст. 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц Содружества от 15 мая 1992 г.

6 июля того же года Совет глав государств – участниц СНГ утвердил Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение о нем. 5 июля 1994 г. был утвержден Регламент этого суда. В 1995 г. принят Закон о статусе судей Экономического Суда Содружества.

В соответствии со ст. 3 Положения к ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. В частности, Экономический Суд СНГ разрешает споры о толковании межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений государств-участников Содружества.

Экономический Суд СНГ образуется из равного числа судей (по два) от каждого государства-участника.

Судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование (ст. 7 Положения об Экономическом Суде СНГ).

Председатель названного суда и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

Каждый судья обязан при вступлении на должность на заседании Экономического Суда принять присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и моя совесть” (п.2.8. Регламента).

Правовой статус всех судей данного суда, включая председателя и его заместителей, характеризуется тем, что они не могут быть досрочно отозваны, а также отстранены от должности любым иным способом, за исключением отзыва избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершение преступного деяния, болезни.

На судей Экономического Суда Содружества по истечении их полномочий, при уходе в отставку, в том числе по болезни, распространяются гарантии, предусмотренные законодательством государств-участников для судей в этих государствах.

Судьи этого суда независимы и неприкосновенны; они не подпадают под юрисдикцию государства пребывания. Судьи не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического Суда.

Вместе с тем судья этого Суда не является представителем государства, избравшего (назначившего) его. Он также не может представлять интересы государства, его избравшего (назначившего) в силу специального поручения, невзирая на уровень органа (должностного лица), давшего такое поручение.

Экономический Суд как судебный орган включает в себя: состав Суда (коллегии), полный состав Суда, Пленум Суда.

Коллегии Суда формируются в количестве пяти судей и назначаются Экономическим судом сроком на один год.

В необходимых случаях может быть образована коллегия Суда в составе трех судей. Дело, начатое одной коллегией Суда, должно быть рассмотрено этой же коллегией.

Коллегиальным органом является Экономический Суд в составе избранных (назначенных) в установленном порядке судей, разрешающий споры и осуществляющий толкование актов, принятых Советом глав государств и правительств, решающий организационные, кадровые и другие вопросы, а также вопросы, связанные с судопроизводством, но не входящие в компетенцию Пленума или Председателя Суда. Решение Экономического Суда правомочно, если в его заседании участвуют и принимают участие в голосовании более половины избранных (назначенных) и приступивших к исполнению своих обязанностей судей.

Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, который состоит из Председателя суда, его заместителей и судей этого Суда. В него входят также председатели высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры.

Пленум наделен следующей компетенцией: рассматривает жалобы на решения Экономического Суда в порядке, установленном регламентом. Пленум проводит свои заседания не реже одного раза в квартал. Его решения принимаются большинством участников Пленума и являются окончательными; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения соглашений, других актов Содружества и его институтов при разрешении экономических споров; разрабатывает и вносит на рассмотрение государств – участников, институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников.

Председатель суда осуществляет процессуальные, организационно-распорядительные функции в соответствии с Положением об Экономическом Суде Содружества и его Регламентом.

Решения Экономического Суда и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников.

В штате аппарата Суда имеется также должность Генерального секретаря и Генерального советника. Генеральный секретарь суда организует делопроизводство, связанное с работой суда, выполняет определенные административные и иные функции. Генеральный советник по поручению суда может проводить расследование, составляет заключение по материалам дела и проведенному им расследованию.

Генеральный секретарь и Генеральный советник суда назначаются на три года из лиц, имеющих высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа по специальности.

При суде действует Научно-консультативный совет.

Экономический суд СНГ работает на постоянной основе и является юридическим лицом. Имеет печать со своим наименованием.

В настоящее время идет, как известно, процесс совершенствования организации и деятельности СНГ и его органов, в том числе Экономического Суда Содружества. В частности, обсуждается вопрос о расширении компетенции этого суда и круга субъектов, имеющих право обратиться в этот суд.

Договором Республики Беларусь и Российской Федерации о создании Союзного государства, заключенным 8 декабря 1999 г. и ратифицированным Парламентами обеих стран, предусмотрено образование Суда этого государства. В соответствии со ст. 50 Договора этот Суд призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

В состав Суда входят девять судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета.

Судьи назначаются и действуют в личном качестве из граждан Союзного государства, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в государствах-участниках.

В составе Суда не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства. Судьи независимы. Каждое государство-участник, органы Союзного государства могут передавать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением указанного Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

Решения Суда имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию. Они принимаются двумя третями голосов от общего числа судей в соответствующем судебном заседании.

Вопросы организации и компетенции Суда союзного государства регулируются ст.ст. 50-54 Гл. IV Договора о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Составляется программа обобщения, куда включаются вопросы о качестве предварительного следствия и дознания, недостатках и ошибках судебной деятельности по данной категории дел, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и т.п. Наметив период (квартал, полугодие, год и т.д.) и программу обобщения, изучается каждое дело избранной категории и даются ответы на поставленные вопросы.

В заключении формулируются выводы и разрабатываются предложения по устранению выявленных недостатков и улучшению деятельности суда и правоохранительных органов на территории района (города).

Для подготовки обобщения используется и статистическая отчетность, которая постоянно ведется в районном (городском) суде. Она включает ежеквартальные отчеты о работе суда по рассмотрению гражданских, уголовных и административных дел, отчет о работе судебных исполнителей. Основой этих статистических отчетов служит первичный учет, который заключается в ведении учетно-статистической карточки на каждое дело, исполнительное производство и статистический карточки на подсудимого.

Организация повышения квалификации судей и работников аппарата районного (городского) суда возложена на его председателя. Формы повышения квалификации разнообразны и зависят от профессионального уровня работника: стажировка в вышестоящих судах, обучение на краткосрочных курсах, в средних и высших юридических учебных заведениях, производственные совещания и семинары.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие судебной системы и принципы ее построения в Республике Беларусь.

2. Понятие и виды звеньев судебной системы Республики Беларусь.

3. Понятие, виды и полномочия судебных инстанций в Республике Беларусь.

4. Суды первой инстанции в Республике Беларусь, их виды и полномочия.

5. Суды второй (кассационной) инстанции в Республике Беларусь, их виды и полномочия.

6. Суды надзорной инстанции в Республике Беларусь, их виды и полномочия.

7. Суды феодальной Беларуси.

8. Судебная система России после реформы 1864 года.

9. Основные этапы истории суда в РБ (БССР) и бывшем СССР.

10. Действующая судебная система Республики Беларусь. Общая характеристика.

11. Районный (городской) суд. Место в судебной системе, полномочия, организация.

12. Судебный исполнитель. Задачи и порядок назначения.

13. Минский городской суд и областные суды. Место в судебной системе, полномочия, структура, порядок формирования.

14. Верховный Суд Республики Беларусь. Место в судебной системе, полномочия, структура.

15. Состав и полномочия Президиума и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

16. Военные суды Республики Беларусь. Их задачи и подсудность.

17. Система военных судов Республики Беларусь. Состав и порядок формирования.

18. Конституционный Суд Республики Беларусь. Задачи, порядок формирования и полномочия.

19. Хозяйственные суды Республики Беларусь. Задачи, порядок формирования и полномочия.

20. Международный арбитражный (третейский) суд.

21. Экономический Суд СНГ.

Первое упоминание об особых судах, специализирующихся на разрешении торговых споров на территории Руси встречается в Уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславича, данной им храму св. Иоанна Предтечи на Опоках в 1135 году. При этом храме было основано купеческое общество, и князь поставил «три старосты от житьих людей, и от черных тысяцкого, а от купцов два старосты, управливати им всякия дела Иванская и торговая и гостинная и суд торговый». Иными словами, при храме св. Иоанна Предтечи на Опоках еще в начале ХII века существовал купеческий суд, возглавлявшийся тысяцким и состоявший из трех старост от бояр и двух — от купцов. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам.

Свое дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Первом. В 1667 году был принят Новоторговый Устав и учреждены таможенные суды, состоявшие «из лучших торговых людей». Позднее, в 1699 году в Москве была учреждена Бурмистрская палата, обладающая торговой юрисдикцией. В 1719 году учреждена Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, а в 1721 году — Главный магистрат, судивший торговые, налоговые,

таможенные и другие дела. Существовала в то время и приказная специализация разрешения земельных споров — Поместный приказ. IV Департамент Сената (выполнявшего функцию высшей судебной инстанции) в начале ХVIII века стал высшей апелляционной инстанцией по торговым делам. В 1727 году был утвержден Устав суда таможенного. На его основе в ряде городов России действовали суды, к ведению которых были отнесены спорные торговые дела. Однако повсеместного распространения они не получили, во многих городах коммерческие споры по-прежнему продолжали рассматриваться по правилам общего судопроизводства. Позднее торговые споры были отнесены частью к ведомству магистратов, частью же — к ведомству надворных судов.

В начале XIX века в торговых городах начинают создаваться первые, в современном понимании, коммерческие суды. История коммерческих судов России ведет отсчет с открытия в 1808 году коммерческого суда в Одессе. Инициативу в создании первого коммерческого суда проявило местное купечество, значительную часть которого составляли выходцы из Франции. Определенную роль сыграл и герцог Ришелье, который предварительно одобрил данную идею и передал ходатайство купцов по инстанции. Интересно, что даже само ходатайство об учреждении коммерческого суда было написано на французском языке, что противоречило сложившимся традициям официального делопроизводства. Коммерческий суд в Одессе был основан по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими в ту эпоху во Франции.

Спустя 10 лет после образования коммерческого суда в Одессе, суды для разрешения экономических споров стали появляться в других городах: 1818 год — в Таганроге, 1819 год — в Феодосии (впоследствии суд был переведен в Керчь), 1820 год — в Архангельске, 1824 год — в Измаиле (впоследствии переведен в Кишинев).

Знаменательным событием в развитии коммерческих судов стало издание 14 мая 1832 года императором Николаем I Указа «Об учреждении коммерческих судов», которым были утверждены Учреждение коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства. Утвержденные Указом документы действовали вплоть до 1917 года. Создание коммерческих судов, согласно Указу, было обусловлено тем, что в городах, отправляющих обширную торговлю, многосложные торговые споры «от слияния их со множеством других дел» часто подвергались «значительным затруднениям». Ведомству коммерческих судов подлежали споры «по торговым оборотам», «по векселям», а также по договорам и обязательствам, «свойственным торговле» между частными лицами, между государственными кредитными учреждениями и частными лицами, а так же дела «о торговой несостоятельности».

Устав торгового судопроизводства в коммерческих судах определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания показаний сторон и т.п. Он включал в себя 16 глав, 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей. Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи прошения председателю суда, который направлял его в соответствующее отделение. Если прошение удовлетворяло формальным требованиям закона, то заводилось дело. Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток.

Судебная реформа 1864 года организационно коммерческих судов не коснулась. После введения в действие судебных уставов (включая Устав гражданского судопроизводства), в том же году, все виды торговых судов, за исключением коммерческих, были упразднены. Реформа повлекла изменения в судопроизводстве коммерческих судов: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом гражданского судопроизводства, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего общие правила сбора и оценки доказательств. Исполнение решений коммерческих судов производилось по исполнительным листам через судебных приставов и находилось вне юрисдикции коммерческих судов. Согласно ст. 28 Устава гражданского судопроизводства в тех местностях, на которые не распространялось ведомство коммерческих судов, спорные дела, относящиеся к торговой подсудности, разрешались общими гражданскими судами.

Коммерческие суды по своему историческому происхождению были органами сословной юрисдикции, которая впоследствии стала основываться на развитии торговой промышленности. В отличие от коммерческих судов Франции, полностью состоявших из представителей купечества, аналогичные суды в России были организованы на смешанных началах. В состав коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель (товарищ председателя) и определенное число членов по штату, назначенных правительством и избранных купечеством. Подсудность дел коммерческим судам толковалась достаточно ограничительно. Так, по ряду разъяснений Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената России под иском, вытекающим из торгового оборота, признавался лишь такой иск, который вытекал из сделки, представлявшейся торговой не только по отношению к ответчику, но и по отношению к истцу, при наличии торгового характера сделки только по отношению к одной из сторон иск не призвался подсудным коммерческому суду.

Количество коммерческих судов продолжало увеличиваться, но к началу ХХ в. их осталось только четыре — в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе. Опыт их работы показал, что торговые дела могут быть вполне разрешаемы и общими судами. Неэффективность коммерческих судов в то время была обусловлена их обособленностью, в связи с чем одни и те же законы толковались не всегда одинаково и однородные дела разрешались различно. Особенностью производства в коммерческих судах дореволюционной России, как отмечали современники, являлось стремление к «возможно скорому» разрешению дел.

В ноябре 1917 года коммерческие суды наряду с другими судами были упразднены. На протяжении пяти лет после Октябрьской революции экономические споры вообще не рассматривались. Реформы в сфере экономики 1921 года послужили толчком развитию товарно-денежных отношений, становлению предприятий различных форм собственности, что, в свою очередь, обусловило создание специальных органов для разрешения имущественных споров. В 1922 году были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем — арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии. С момента образования арбитраж существовал в двух видах: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного административного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (комитету, министерству).

В связи с переходом государства на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены наряду со многими другими структурами рыночной экономики. В 1931 году была образована система органов государственного арбитража, которая выполняла различные функции. Первое положение о государственном арбитраже было утверждено Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 года.

После принятия Конституции СССР 1977 года государственный арбитраж был признан конституционным органом. 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР». Госарбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйством. Государственный арбитраж, с одной стороны, являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями.

Система государственного арбитража была упразднена 1 октября 1991 года. В п.2 Постановления Верховного совета РСФСР «О ведении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» сказано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях». В результате судебной реформы на кадровой и материальной основе упраздненной системы государственного арбитража была создана единая и цельная система арбитражных судов России.

15 апреля 1992 года вступил в силу Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации и свою работу начали арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 года окончательно закрепила за судебными органами, в том числе и арбитражными судами, статус органов по отправлению правосудия. В соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система, в состав которой входят арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

24 июля 2002 года Президентом России был подписан новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Организационно-структурная система арбитражных судов строилась на четырех уровнях: первый уровень — арбитражные суды субъектов Российской Федерации, второй уровень — арбитражные апелляционные суды, третий уровень — федеральные арбитражные суды округов, четвертый уровень — Высший Арбитражный суд Российской Федерации.

В 2014 году в результате судебной реформы произошло слияние Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с упразднением последнего. В Верховном Суде Российской Федерации была создана Судебная коллегия по экономическим спорам. В настоящее время арбитражные суды Российской Федерации входят в систему судов Российской Федерации под руководством Верховного Суда Российской Федерации.

Суды, рассматривающие экономические дела, в Республике Беларусь рассматривают хозяйственные (экономические) споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности с участием иностранных лиц, если:

ответчик находится или проживает на территории Республики Беларусь либо на территории Республики Беларусь находится его имущество;

орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории Республики Беларусь;

спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Республики Беларусь;

требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории Республики Беларусь, либо при наступлении вреда на территории Республики Беларусь;

спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Республики Беларусь;

истец по делу о защите деловой репутации находится в Республике Беларусь;

спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории Республики Беларусь;

заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории Республики Беларусь;

спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и иных объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей Интернет на территории Республики Беларусь;

в иных случаях – при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Республики Беларусь.

Дела о прекращении деятельности филиала или представительства иностранного лица, находящихся на территории Республики Беларусь, рассматриваются судами, рассматривающими экономические дела, в Республике Беларусь в случаях, когда это предусмотрено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Суды, рассматривающие экономические дела, в Республике Беларусь рассматривают дела по хозяйственным (экономическим) спорам и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности с участием иностранных лиц и отнесенные в соответствии со статьей 236 настоящего Кодекса к их исключительной компетенции.

Суды, рассматривающие экономические дела, в Республике Беларусь рассматривают также дела в соответствии с соглашением сторон, заключенным по правилам, установленным статьей 237 настоящего Кодекса.

Дело, принятое судом, рассматривающим экономические дела, к своему рассмотрению с соблюдением правил, установленных настоящей статьей, должно быть рассмотрено им по существу, даже если в ходе производства по делу в связи с изменением места нахождения и (или) места жительства лиц, участвующих в деле, либо иными обстоятельствами оно стало относиться к компетенции иностранного суда.

Post navigation

Previous Post:

Вред от ночной работы

Next Post:

Детская одежда бренды список

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes