Тактическая подготовка в спорте
Занятия по пожарно-тактической подготовке должны проводиться с целью формирования и совершенствования у личного состава подразделений пожарной охраны навыков проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в составе отделения и караула, а также совершенствования пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений пожарной охраны по управлению боевыми действиями по тушению пожаров и ликвидации ЧС.
Практические занятия по пожарно-тактической подготовке с выездом на объекты района (подрайона) выезда подразделения пожарной охраны должны проводиться начальником подразделения пожарной охраны или его заместителем, а начальник караула, командир отделения должны выступать в роли руководителя тушения пожара.
Перечень объектов, подлежащих ОТИ, определяют начальник гарнизона и начальник подразделения пожарной охраны, отдавая при этом приоритет пожаровзрывоопасным объектам и объектам с массовым пребыванием людей.
В объектовых подразделениях пожарной охраны тематический план должен предусматривать проведение не менее 80% практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, а остальные практические занятия должны проводиться на объектах, расположенных в подрайоне выезда, установленного для такого подразделения.
Практические занятия на местности, учебных полигонах и объектах должны проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, с соблюдением правил по охране труда и обеспечением безопасных условий выполнения упражнений и нормативов по ПСП.
Планирование ПТУ, ПТЗ, ОТИ, занятий (тренировок) с газодымозащитниками осуществляется в рамках мероприятий гарнизона.
ПТУ подразделяются на тренировочные, контрольно-проверочные, показательные, опытные и комплексные.
Тренировочные ПТУ должны проводиться с целью отработки руководящим составом органов управления, подразделений пожарной охраны <1> навыков по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидацией ЧС, а также отработки слаженных действий личного состава подразделений пожарной охраны при проведении ими боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.
Все караулы в течение учебного года должны участвовать в тренировочных ПТУ равное количество раз, начальник каждого подразделения пожарной охраны и оперативные дежурные, выполняющие функции по проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС по повышенному рангу (номеру) пожара на штатной основе , должны выступить в роли руководителя тушения пожара и ликвидацией ЧС, а заместители начальников подразделений пожарной охраны — в роли должностных лиц оперативного штаба на пожаре.
Контрольно-проверочные ПТУ должны проводиться с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также для определения степени готовности как отдельных подразделений пожарной охраны, так и органов управления в целом к проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Контрольно-проверочные ПТУ проводятся при инспектировании деятельности органа управления, подразделения пожарной охраны или при подведении итогов профессиональной подготовки за год.
Показательные ПТУ должны проводиться с целью демонстрации приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, способов и приемов ликвидации горения с привлечением новой техники, огнетушащих веществ. Периодичность и лица, ответственные за проведение показательных ПТУ, определяются начальником органа управления. Показательные ПТУ проводятся не реже одного раза в полугодие (по одному ПТУ в зимний и летний периоды обучения).
Опытные ПТУ являются разновидностью показательных учений, они должны проводиться с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Опытные ПТУ проводятся по мере необходимости на полигоне, на неиспользуемых или списанных с баланса объектах (как правило, выселенных домах или других зданиях, списанных с баланса), на установках (резервуарах). На опытных учениях воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.
Комплексные ПТУ должны проводиться с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов и объединять задачи, решаемые при проведении тренировочных, контрольно-проверочных и показательных учений.
ПТУ с боевым развертыванием сил и средств опорных пунктов тушения пожаров и проведения АСР должны проводиться не реже двух раз в год.
Тренировочные занятия по решению ПТЗ должны проводиться один раз в месяц в дневное время и один раз в квартал в ночное время с каждым караулом подразделения пожарной охраны.
Контрольно-проверочные занятия по решению ПТЗ должны проводиться один раз в квартал с каждым караулом в период контроля (оценки) боевой подготовки личного состава караулов, если караул не привлекался к участию в контрольно-проверочных ПТУ.
В роли руководителей занятий по решению ПТЗ выступают следующие должностные лица, к функциям которых отнесено руководство подразделениями пожарной охраны при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС:
— начальник отряда ФПС или его заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, — не менее одного занятия в год в каждом подразделении пожарной охраны ФПС, чередуя и равномерно распределяя подразделения между собой;
— должностные лица органов управлений, подразделений пожарной охраны или их заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, — не менее одного занятия в год в каждом подчиненном подразделении пожарной охраны, чередуя и равномерно распределяя подразделения между собой;
— оперативные дежурные — не менее одного раза в год в каждом подразделении пожарной охраны гарнизона при проведении проверок с охватом личного состава всех караулов (в режимных объектах, организациях — по согласованию с руководством объектов (организаций);
— начальник подразделения пожарной охраны и его заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, — во всех случаях при проведении занятий по боевой подготовке личного состава караулов, чередуя и равномерно распределяя караулы подразделения между собой.
При проведении ПТУ и занятий по решению ПТЗ с выездом на объекты начальники подразделений пожарной охраны обязаны обеспечить отработку планов и карточек тушения пожаров, а при необходимости их корректировку.
Спортивно-тактическая подготовка спортсменов
Лекция № 9
1.Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики.
2.Средства и методы спортивной тактики.
Спортивно-тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).
Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.
Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное — кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.
Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную.
Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.
Специальная тактическая подготовка – на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тактические действия– организованные действия подразделений, воинских частей и соединений при выполнении поставленных задач.
Основные видытактических действий: оборона, наступление, передвижение, расположение на месте. Основные формытактических действий: бой, удар и маневр.
Бой– организованные и согласованные действия подразделений, воинских частей и соединений в целях уничтожения (разгрома) противника, отражения его ударов и выполнения других задач в ограниченном районе в течение короткого времени. Бой может быть общевойсковым, дальним (бесконтактным) огневым, противовоздушным, воздушным и морским.
Основным средством уничтожения (разгрома) противника в бою является огонь. Огонь – поражение противника стрельбой (пуском) из различных видов оружия.
Удар– одновременное и кратковременное поражение группировок войск и объектов противника путем мощного воздействия на них всеми имеющимися средствами поражения.
Маневр– организованное передвижение подразделений (огневых средств, военнослужащих) при выполнении поставленных задач в целях занятия выгодного положения для ведения огня по наиболее уязвимому месту в боевом порядке противника, особенно во фланг и в тыл, а также для вывода подразделений из-под удара противника. Маневр осуществляется подразделениями (огневыми средствами) и огнем.
Видами маневра подразделениями (огневыми средствами) являются: охват, обход, отход и смена района (позиций).
Современный общевойсковой бой ведется объединенными усилиями всех участвующих в нем войск с применением танков, БМП (БТР), артиллерии, средств противовоздушной обороны, самолетов, вертолетов, другого вооружения и военной техники.
Характерными чертами современного общевойскового боя являются: решительность целей, высокая напряженность, скоротечность и динамичность боевых действий, их наземно-воздушный характер, одновременное или последовательное мощное огневое воздействие на всю глубину построения сторон, применение разнообразных способов выполнения боевых задач, быстрый переход от одних видов действий к другим, сложная радиоэлектронная обстановка.
Успешное выполнение поставленной отделению задачи достигается соблюдением основных принципов: постоянной боевой готовностью; своевременным обнаружением противника и уничтожением его огнем; решительностью, активностью и непрерывностью ведения боя; организацией и поддержанием непрерывного взаимодействия; внезапностью действий и применением военной хитрости (обмана противника); умелым применением маневра; всесторонним обеспечением боя; полным напряжением моральных и физических сил, использованием морально-психологического фактора в интересах выполнения боевой задачи; твердым и непрерывным управлением подразделениями; надежной защитой подразделений.
Общевойсковой бой может вестись с применением только обычного оружия или с применением ядерного оружия и других средств поражения.
Ядерное оружиеявляется наиболее мощным средством поражения противника. Оно позволяет в короткие сроки уничтожать группировки войск противника, создавать районы массовых разрушений и зоны радиоактивного заражения.
Обычное оружиесоставляет все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, авиационные, стрелковые боеприпасы, ракеты, бомбы в обычном снаряжении, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные, термобарические боеприпасы и смеси. Обычное оружие может применяться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием.
Наиболее высокой эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия, к которым относятся Ракетные и артиллерийские комплексы, обеспечивающие обнаружение объектов для поражения, целеуказание и наведение на них с высокой точностью в автоматизированном режиме, а также другие комплексы (системы) вооружения, применяющие управляемые (корректируемые) и самонаводящиеся ракеты и боеприпасы, способные поражать цели, как правило, с первого выстрела (пуска).
Зажигательные (термобарические) боеприпасы и смеси применяются для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных открыто или находящихся в долговременных огневых и других фортификационных сооружениях, а также его вооружения, военной техники и других объектов.
Цели и задачи обучения по тактической подготовке.Тактическая подготовка – обучение личного состава, подразделений, воинских частей и соединений подготовке и ведению боя. Она является главным предметом обучения в системе боевой подготовки и составляет основу полевой выучки войск. Изучение других предметов носит подчиненный ей характер.
Основная цель тактической подготовки – выработка у каждого солдата и подразделения в целом практических навыков, умений и качеств, необходимых для успешного ведения современного боя.
Задачи обучения отделения по тактической подготовке:
обучить личный состав различным приемам и способам боевых действий в составе подразделений, умелому применению индивидуального и группового оружия и боевой техники в сложных условиях боевой обстановки, на разнообразной местности, днем и ночью;
выработать и совершенствовать навыки и умения командира в организации, обеспечении боевых действий и непрерывном управлении отделением и огнем в бою;
подготовить отделение к ведению умелых и слаженных действий в современном общевойсковом бою, в условиях применения ядерного и обычного оружия;
формировать у личного состава высокие морально-боевые, психологические, физические качества и сознательную воинскую дисциплину.
Все занятия по тактической подготовке сводятся к тому, чтобы научить:
командира отделения– организовывать бой на местности, быстро принимать команды (сигналы) командира взвода (роты) и четко ставить задачи личному составу, умело управлять отделением и его огнем в бою, грамотно использовать местность, мощь своего оружия и боевой техники, непрерывно вести наблюдение за полем боя, умело определять наиболее важные цели и своевременно подавать команды на их уничтожение, поддерживать вооружение и военную технику в постоянной боевой готовности и способность отделения к ведению боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения;
наводчика-оператора (наводчика пулемета)– непрерывно вести наблюдение за полем боя, своевременно обнаруживать цели и немедленно уничтожать их по команде командира взвода (отделения) или самостоятельно, умело работать на радиостанции и переговорном устройстве, правильно подготавливать, осматривать и укладывать боеприпасы, систематически проверять вооружение и поддерживать его в постоянной боевой готовности;
механика-водителя (водителя)– умело использовать местность при вождении БМП (БТР) в любых условиях обстановки, времени года и суток, преодолевать препятствия, заграждения и водные преграды, выдерживать установленное место в походном и боевом порядках взвода, обеспечивать наилучшие условия для ведения огня из орудия (пулемета), докладывать об обнаружении целей и корректировать огонь, сохранять БМП (БТР) от прицельного огня противника при движении на поле боя, устранять неисправности или повреждения БМП (БТР);
остальной личный состав отделения– слаженно действовать в различных видах боя, в любой обстановке, в любое время года и суток, непрерывно наблюдать за полем боя и докладывать командиру отделения об обнаруженных целях, по команде командира или самостоятельно уничтожать их огнем, умело использовать свое оружие и боевую технику, средства защиты.
В результате тактической подготовки отделение должно быть обучено: организованному переходу к обороне заблаговременно или в ходе боя, при отсутствии непосредственного соприкосновения с противником и в условиях соприкосновения с ним; ведению наступления на обороняющегося противника с ходу и из непосредственного соприкосновения с ним как днем, так и ночью; совершению марша (передвижению своим ходом) и перевозкам различными видами транспорта в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, действиям в составе воздушного и морского десантов; скрытному расположению на месте и действиям в сторожевом охранении, а также умелым Действиям во всех видах боевого обеспечения.
Организация занятий по тактической подготовке с отделением.Фактическая подготовка отделения проводится в соответствии с требованиями Боевого устава Сухопутных войск, курсов, наставлений, программ боевой подготовки, ротного расписания занятий и других руководящих документов.
Одиночное обучение солдата тактической подготовке осуществляется в ходе подготовки вновь прибывшего пополнения.
Основной формой обучения при этом являются тактико-строевые занятия, на которых отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий солдата в бою.
В тактической подготовке отделения используются следующие формы обучения: тактике-строе вые занятия, тактические занятия, а также боевая стрельба в составе отделения. Совершенствование слаживания отделения осуществляется в составе взвода, на полевых выходах, ротных, батальонных, полковых и дивизионных тактических учениях.
Тактико-строевые занятия являются первоначальной формой обучения солдата и первой ступенью подготовки (слаживания) отделения*.
Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий, при необходимости могут применяться объяснение и показ. Каждый прием и способ действий сначала отрабатываются по элементам в замедленном темпе, затем слитно в пределах установленного нормативами времени. Не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно и в полном объеме один учебный вопрос, не следует переходить к отработке следующего.
Тактическая обстановка создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и не связывается единым замыслом. Она должна быть несложной, но вместе с тем обеспечивать качественную отработку учебного вопроса.
Продолжительность тактико-строевых занятий с отделением обычно составляет 3 часа и включает отработку двух-трех вопросов.
Тактические занятия предназначены для боевого слаживания отделения, совершенствования навыков командиров отделений в организации боя и управлении подчиненными при выполнении боевых задач. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности во времени и темпе, присущих характеру изучаемого вида боевых действий, на фоне единой тактической обстановки.
Боевая стрельба в составе отделения является высшей формой обучения отделения в условиях, максимально приближенных к боевым. Она предназначена для обучения командира отделения и личного состава ведению боевых действий с реальным ведением огня из всех видов штатных огневых средств. Проводит боевую стрельбу отделения командир взвода.
Основным методом обучения на тактических занятиях и в ходе боевой стрельбы является практическая работа обучаемых по выполнению ими своих должностных и функциональных обязанностей, в том числе и практическое решение огневых задач.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 7327;
«Основы военной службы». Подготовка к практическим занятиям на базе воинской части
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка — один из важнейших предметов боевой подготовки.
Она включает в себя: изучение теории боя, организации, вооружения, боевых возможностей, приемов и способов действий в бою своих войск (сил) и вероятного противника; обучение личного состава умелому применению оружия, военной техники в сложной обстановке на разнообразной местности днем и ночью; воспитание у военнослужащих высоких морально-боевых качеств и другие вопросы.
Бой — это основная форма тактических действий войск. Под ним понимают согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр соединений, частей (кораблей), подразделений в целях уничтожения (разгрома) противника, овладения важными районами (рубежами) или удержания их и выполнения других тактических задач в ограниченном районе в течение короткого времени.
Бой может быть общевойсковым, противовоздушным, воздушным и морским. Основные черты современного боя (наряду с маневренностью и динамичностью) — быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность развития боя по фронту и в глубину, разнообразие способов ведения, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава.
Основные виды боя — наступательный и оборонительный.
Наступательный бой имеет решающее значение для достижения победы. Его применяют в целях разгрома противника и овладения важным районом. Успеха в наступательном бою достигают огневым поражением противника, решительной атакой, уничтожением (пленением) живой силы, захватом оружия, военной техники и территории противника, стремительным развитием продвижения войск.
Оборонительный бой применяют с целью сорвать или отразить наступление противника путем нанесения ему значительных потерь, удержать важные районы и создать условия для перехода в наступление.
В бою военнослужащий обязан проявлять стойкость, инициативу, дисциплинированность, выдержку, решительность и упорство. Он должен действовать активно и внезапно, смело и дерзко, умело владеть личным оружием. Большое значение имеют находчивость и взаимная выручка.
Каждый воин обязан знать боевую задачу отделения и взвода. В ходе боя он должен вести наблюдение, а обнаружив противника, немедленно доложить о нем командиру. В наступлении солдат должен действовать смело и решительно, в обороне — стойко и упорно. Во всех случаях он должен уничтожать противника всеми способами и средствами, проявлять храбрость, инициативу и находчивость. Он должен также умело использовать местность, индивидуальные средства защиты и защитные свойства машин, уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, преодолевать заграждения, естественные препятствия и зараженные участки местности, производить санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию. Он обязан охранять и защищать в бою командира, а в случае его выхода из строя смело брать командование на себя. При ранении или поражении радиоактивными или боевыми токсичными химическими веществами он должен принять необходимые меры самопомощи и продолжать выполнять боевую задачу.
В современном бою обстановка меняется быстро, воинам приходится применять различные способы и приемы действий. Солдат должен уметь сноровисто передвигаться на поле боя по любой местности, под огнем противника и в то же время применять свое оружие. При действиях в пешем порядке в зависимости от местности и огня противника солдат может передвигаться различными способами: ускоренным шагом, бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками или переползанием. В ходе атаки солдат передвигается бегом или ускоренным шагом, а после броска гранаты — обычно бегом. При бое в глубине обороны противника применяют все способы в зависимости от обстановки (табл. 8).
При отражении контратак или при переходе к обороне каждый солдат выбирает выгодное место для стрельбы и оборудует его. Это место надо выбирать с таким расчетом, чтобы можно было наблюдать за противником и вести огонь, оставаясь скрытым от его наблюдения и защищенным от его огня. На открытой ровной местности нужно быстро выбрать или занять указанное командиром место, отрыть и замаскировать окоп.
Одиночный окоп для стрельбы состоит из выемки в грунте длиной 170 см, шириной 60 см, глубиной 30 см и бруствера высотой до 30 см. Для удобства стрельбы в передней части оставляют ступеньку шириной 25—30 см. В секторе обстрела в бруствере делают продольную конусную выемку (высота бруствера уменьшается до 10 см). Между бруствером и краем выемки оставляют площадку шириной 30—40 см (рис. 59). На устройство такого окопа обученный солдат затрачивает около 30 мин.
Чтобы отрыть одиночный окоп для стрельбы лежа под огнем противника, надо положить автомат (пулемет, гранатомет) вправо от себя на расстоянии вытянутой руки дульной частью к противнику, повернуться на левый бок, вынуть лопату (рис. 60) из чехла и, взяв ее за черенок обеими руками, ударами на себя подрезать дерн или верхний уплотненный слой земли, обозначая спереди и с боков границы выемки. После этого ударами от себя снять его спереди и приступить к отрывке окопа. Лопату нужно врезать в землю не отвесно, а наискось, тонкие корни перерубать острым краем лопаты, землю выбрасывать сначала вперед, а потом в стороны, чтобы получился бруствер, который послужит укрытием от огня противника и упором для оружия. Достигнув необходимой глубины в передней части окопа, надо отодвинуться назад и продолжать отрывку, чтобы можно было укрыть все туловище и ноги.
Бруствер надо разровнять и замаскировать, чтобы противник не смог обнаружить окоп. Если позволяет обстановка, солдат может углубить окоп, приспособить его для стрельбы с колена, а затем и стоя. Во время отрывки окопа надо продолжать наблюдать за противником, находясь в готовности в любой момент открыть огонь.
Содержание тактической подготовки.
Тактическая подготовленность — это умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.
Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от степени владения им средствами, формами и видами тактики вида спорта.
Средствами тактики являются все тактические приемы и способы их выполнения.
По форме тактика бывает:
— индивидуальной (выполнение тактических приемов одним спортсменом);
— тактика отдельных групп спортсменов (групповая тактика);
— командная тактика (выполняемая всеми спортсменами одной команды).
Виды тактики:
— наступательная (захват инициативы у соперника);
— оборонительная (отдав инициативу сопернику решаются частные тактические задачи);
— контраатакующая (используются ошибки соперника для захвата инициативы в наиболее важный момент спортивной борьбы).
В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации возникающей в соревнованиях, тактика по своему содержанию может быть:
— алгоритмическая тактика (строиться на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации);
— вероятностная тактика (предполагает преднамеренно-экспромтное действие в котором планируется лишь определенное начало);
— эвристическая тактика (строиться на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации, заранее не готовиться).
Выбор тактики зависит от следующих факторов:
1. От специфики вида спорта.
2. Индивидуальных особенностей спортсмена.
3. От уровня и значимости соревнования.
4. Возможностей соперников.
5. Воздействия внешних условий.
6. Непредвиденных ситуаций.
Большое значение имеет качество тактической подготовки. Для ее совершенствования необходимо:
а) обладать достаточным уровнем знаний о тактике соревновательной борьбы и объемом освоенных спортсменом умений и навыков;
б) наличие способности предвидения (прогнозирования) возможных вариантов тактической борьбы на соревнованиях.
в) психологическая устойчивость спортсмена при решении тактических задач.
г) оперативная коррекция тактики в ходе соревнований;
д) достаточная мотивация (заинтересованность) спортсмена и его волевые возможности при достижении цели;
е) правильный анализ результатов соревнования для дальнейшего совершенствования тактической подготовленности.
Совершенствование тактической подготовленности предполагает решение следующих задач:
1. Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта.
2. Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы.
3. Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач.
4. Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования.
5. Улучшить уровень мотивации (заинтерисованности) спортсмена в достижении спортивного результата.
6. Формирование способности проводить анадиз результатов соревнования.
Для решения 1 задачи «Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта, необходимы следующие действия:
— анализ соревновательной деятельности выдающихся спортсменов;
— изучение научной литературы и информационных материалов о соревновательной деятельности;
— расширение знаний о правилах соревнований, тактических действиях соперников и условий проведения главных соревнований.
При решениий 2 задачи «Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы, необходимо использовать 4 группы средств тактической подготовки:
— тренировка без противника, применяется для овладения основными технико-тактическими действиями;
— тренировка с условным противником, предполагает использование вспомогательных снарядов и приспособлений (манекенов, моделей противника с заранее разработанной программой действий, тренажерные устройства);
— тренировка с партнером по команде, создает более приблеженные к соревнованию условия;
— тренировка с неизвестным противником, позволяет совершенствовать тактику в условиях информационного и временного дефицита.
Решение 3 и 4 задач, «Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач”, и «Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования”, применяются следующие методические приемы:
— создание облегченных условий выполнения технико-тактических действий (лидирование и информация о качестве выполняемых действий (данные о скорости, темпе, развиваемых усилиях и т.д.);
— создание усложненных условий выполнения технико-тактических действий;
— создание контрастных условий с резким изменением ситуации при выполнении технико-тактических действий;
— реализация изучаемых технико-тактических действий в соревновательной обстановке.
Решение 5 задачи «Улучшить уровень мотивации (заинтересованности) спортсмена в достижении спортивного результата”, предполагает:
— выявление индивидуальных особенностей психики спортсмена;
— определение важных для спортсмена мотивов занятия спортом;
— создание точной «установки” на результат;
— добиться сохранения высокого уровня мотивации на соревновании.
Решение 6 задачи «Формирование способности проводить анализ результатов соревнования”, требует следующих подходов:
— собрать необходимый объем информации о прошедших соревнованиях.
— оценить действия спортсмена и его соперников;
— разработать новые технико-тактические действия с учетом проведенного анализа полученной информации.