Таможенные пошлины это какой налог
Фискальные функции таможенных органов связаны с тем, как формируется государственный бюджет РФ за счет взимания таможенных платежей с участников внешнеэкономической деятельности за перемещение товаров и средств международной перевозки через таможенные границу в Таможенном союзе, что также аккумулируется и распределяется среди сторон Таможенного союза в виде внебюджетного дохода от импорта товаров на единую таможенную территорию.
Определение 1
Таможенные платежи — это те платежи, которые являются обязательными и взимаются в лице таможенных органов при перемещении товара через таможенные границы Таможенного союза.
Не существует единого определения таможенного платежа, благодаря чему рождаются много споров насчет сущности этого понятия. На основании 70 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза предусматриваются такие виды таможенных платежей:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость (НДС), который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
- акцизы, которые взимаются во время ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
- таможенные сборы.
Для того, чтобы защитить экономические интересы Российской Федерации и Таможенного союза, применяются:
- специальные пошлины, предварительные специальные пошлины;
- антидемпинговые пошлины, предварительные антидемпинговые пошлины;
- компенсационные пошлины, предварительные компенсационные пошлины.
Для того, чтобы производилось оперативное регулирование объемов ввозимой и вывозимой продукции отдельных категорий, законодательство России может устанавливать сезонные таможенные пошлины.
Рисунок 1. Таможенные платежи их виды
Содержание
- Признаки таможенных платежей
- Порядок введения пошлин
- НДС и акцизы в качестве таможенных пошлин
- Виды таможенных платежей
- Расчет таможенных платежей и их методы
- Калькулятор расчета таможенных платежей
- 6 методов определения таможенной стоимости
- Уклонение от таможенных платежей
- Льготы по уплате таможенных платежей
- Уплата таможенных платежей — порядок и сроки
- Возврат таможенных платежей
- Понятие и предназначение таможенной пошлины
- Это прямой или косвенный налог
- Виды ставок
- Адвалорная
- Специфическая
- Комбинированная
- Особые виды
- Кто выступает плательщиком
- Правила расчета
- Предлагаемые преференции
- Пошлины для физлиц
- Пошлины на автомобили
- Ставки на другие товары
- Ставка на табак и алкогольную продукцию
- Сроки и правила оплаты
- Оплата НДС и акцизов
- Бухгалтерский и налоговый учет
Признаки таможенных платежей
Основными признаками таможенного платежа являются:
- выполнение фискальных, регулятивных и протекционистских функций;
- регулирование на основе Таможенного кодекса Таможенного союза международных договоров государств-участников Таможенного союза, решений ЕЭК (ранее — КТС), НК, Закона о таможенном регулировании, Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также законодательства Российской Федерации о мерах защиты экономических интересов Российской Федерации при внешней торговле;
- наличие фискального характера, так как платежи являются подлежащими установленному порядку обязательного отчисления в бюджет средств государств-участников Таможенного союза на основе предварительного распределения ввозных таможенных пошлин и других платежей, являющихся эквивалентными;
- наличие трансграничного характера, как так платежи могут взиматься только если товары перемещаются через таможенные границы Таможенного союза и это обязательное условие для их перемещения;
- права на взимание таможенного платежа находится также у таможенных органов государств, которые участвуют в Таможенном союзе;
- возможность уплаты таможенного платежа обеспечена на основе принудительной силы государств, являющихся членами Таможенного союза. В случае неуплаты, нарушения сроков уплаты, уклонения от уплаты таможенного платежа виновное лицо может быть привлечено к ответственности на уголовном, административном или финансово-правовом уровне;
- наличие комплексного характера за счет включения фискальных платежей: налогового (НДС, акциз) и неналогового характера (таможенных пошлин, сборов, других пошлин);
- порядок и правила уплаты налоговых платежей напрямую зависит от вида таможенной процедуры, под которую помещен товар, и направления, в котором его перемещают (импорт, экспорт, транспортировка внутри Таможенного союза).
Особенностями того, как взимаются таможенные платежи с физического лица во время перемещения товаров для личного использования установлены на основании 49 главы Таможенного кодекса Таможенного союза с Соглашения Правительства РФ, Правительства Республики Беларусь и Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Замечание 1
Таможенные платежи в данном случае являются совокупными, не дифференцируемыми на отдельные пошлину и налог.
Чтобы конкретнее уяснить понятие и виды «таможенных платежей», необходимо обратить внимание, что они являются более узкими, чем «платежи, которые предусмотрены на основании таможенного законодательства», потому что в состав последних включен обязательный платеж, уплачиваемый во время реализации конфискованных товаров, процент за то, что плательщики получают отсрочку или рассрочку, включая пени или штрафы. Обязательным является различение «таможенных платежей» от «платежей, которые могут взиматься на основании импорта или экспорта товаров», что описано в 30 статье Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Указанные последними не являются таможенными платежами, не могут взиматься таможенным органом и являются оплатой услуг, которые предоставляются государственными органами специальной компетенции относительно технического контроля, количественного ограничения при обороте товара, получения лицензии, во время осуществления валютного контроля, статических услуг, что подтверждает соответствие товаров обязательным требованиям, экспертизе и инспекциям, карантину, санитарной службе и фумигации и др. Во время импорта товаров на территорию Таможенного союза может взиматься больше таможенных платежей, чем во время экспорта.
Определение 2
Таможенными пошлинами являются обязательные платежи, которые взимаются в лице таможенных органов во время перемещения товаров через границу Таможенного союза, включая другие случаи, которые установлены на основании таможенного законодательства Таможенного союза и национального законодательства определенных стран, которые участвуют в Таможенном союзе.
Таможенные пошлины занимают основное место внутри системы таможенных платежей по причине того, что они – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Уплата таможенных пошлин является обязательной и может обеспечиваться на основании мер принуждения со стороны государства. Нормативно-правовое регулирование уплаты таможенных пошлин регулируется Таможенным союзом и его сторонами. В 5 статье Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» находится определение таможенных пошлин и их соотношения с ввозными таможенными пошлинами, сезонными пошлинами и вывозными таможенными пошлинами.
В Федеральном законе от 29 июля 2004 под номером 95-ФЗ таможенная пошлина исключается из 13 статьи Налогового кодекса, которая содержит необходимый перечень из необходимых федеральных налогов и сборов. От налогов таможенные пошлины отличаются преобладанием регулирующих функций таможенных пошлин над фискальными, подзаконным характером того, как устанавливаются ставки таможенных пошлин.
Категории классификаций таможенных пошлин являются различными: от направления перемещения товара, способа того, как исчисляются таможенные пошлины, до того, как ведется порядок таможенных пошлин и др.
В направлении того, как осуществляется перемещение товаров, таможенные пошлины можно разделить на ввозные и вывозные, взимаемые во время ввоза или вывоза товаров на территорию Таможенного союза.
Замечание 2
Как было указано ранее, ставка ввозимых таможенных пошлин может устанавливаться в лице Таможенного союза и является единой на его территории, а ставка вывозимых пошлин может устанавливаться исключительно РФ и действовать на ее территории.
Основной частью таможенных пошлин в странах зарубежья и на территории Таможенного союза является ввозная таможенная пошлина, которая является основным механизмом защиты и того, как приспосабливается национальная экономика к зарубежным товарам. Ввозную таможенную пошлину устанавливают в первую очередь для протекционистских целей и для того, чтобы оптимизировать соотношение экспорта и импорта, учитывая требования платежного и торгового равновесия в государствах-членах Таможенного союза.
Применение вывозных таможенных пошлин является гораздо более редким явлением и нацелено на ограничение вывоза отдельных категорий товаров и удерживание их в стране, либо для развития определенных отраслей экономики (перерабатывающие отрасли), повышением вывозной таможенной пошлины на сырье.
Международным таможенных правом предусматривается возможность того, чтобы применять транзитные таможенные пошлины, цель введения которых, в большинстве случаев — уменьшение транспортного потока на таможенной территории или осуществление экономического давления на сопредельные государства. Обнуление транзитной пошлины происходит с помощью заключения международных договоров. С середины ХХ века национальными правовыми системами реализуется принцип международной свободы таможенных транзитов, который закреплен в 5 статье Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года и перечне иных международно-правовых актов. Данным принципом предусматривается свобода процедур таможенного транзита от того, чтобы уплачивать таможенные пошлины.
На основании способа исчисления таможенные пошлины бывают:
- адвалорными — тарифные ставки, которые установлены в процентах относительно таможенной стоимости облагаемого товара;
- специфическими — тарифные ставки, которые устанавливаются в зависимости от того, какие физические характеристики присущи товарам (количество, масса, объем или другие характеристики);
- комбинированными — тарифные ставки, которые являются сочетанием специфического и адвалорного способов расчета таможенных пошлин.
Ставки таможенных пошлин едины и не могут подлежать изменениям относительно лиц, которые премещают товар через таможенные границы Таможенного союза, вида сделки или иных факторов. Самой распространенной является адвалорная пошлина. Она больше всего может отвечать современным взглядам справедливой конкуренции и применяется к готовым изделиям и различной технической продукции. Основным преимуществом адвалорной пошлины является то, что она поддерживает уровень защиты внутреннего рынка от колебания цены на товар в области мирового рынка. В то же время, ее недостаток — необходимость правильно определить цену на товар и установить его таможенную стоимость (а это удается сделать далеко не всегда).
Замечание 3
Основное достоинство специфической пошлины заключается в том, что отсутствует необходимость точно определять таможенную стоимость, а недостаток — малая степень реакции на изменения целевых показателей ВТД.
Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание
Порядок введения пошлин
По тому, в каком порядке вводятся пошлины, их можно разделить на 2 группы: ординарные и партикулярные.
- Применение ординарных таможенных пошлин требуется в тех случаях, когда внешняя торговля находится в стабильном положении, являясь также безусловными и бессрочными. Таковыми является большая часть пошлин ввоза и вывоза товаров из Таможенного союза.
- Применение партикулярных таможенных пошлин является протекционистским и может устанавливаться на неограниченный срок для предотвращения вреда или ликвидации возможных угроз для национальной экономики во время осуществления импорта иностранных товаров. Партикулярными являются сезонные пошлины, а также особые, которые взимаются при условии временного изъятия из режима работы на таможенной территории, а также пошлины по товарам, к которым может быть применено тарифное квотирование.
Решение о применении или отмене сезонной пошлины принимается Российской Федерацией и другими странами-участниками Таможенного союза. Сезонная пошлина является видом таможенной пошлины, которая может быть применена относительно сельскохозяйственной продукции и других видов товаров, цена которых может циклически изменяться относительно времени года. Сезонную таможенную пошлину обычно применяют на замену ввозной либо вывозной. Срок действия таких пошлин не может быть больше, чем полгода на основании 6 статьи Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».
Особые пошлины могут устанавливаться для защиты экономических интересов стран, являющихся членами ТС, от ввоза на их территорию иностранных товаров и могут уплачиваться поверх ввозных таможенных пошлин, взимаемых стандартно. На основании 7 статьи Закона РФ «О таможенном тарифе», относительно причин на то, чтобы вводить такие меры защиты, особая пошлина бывает 3 видов:
- специальная пошлина, предварительная специальная пошлина;
- антидемпинговая пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина;
- компенсационная пошлина, предварительная компенсационная пошлина.
Замечание 4
Специальная, антидемпинговая или компенсационная пошлина могут быть установлены на основании международных договоров стран, которые являются членами ТС или на основании законодательства стран-членов ТС и взиматься в порядке, который предусматривается Таможенным кодексом Таможенного союза для ввозной таможенной пошлины.
Установление особых таможенных пошлин регламентировано Российской Федерации на основании следующих документов: Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».
Перед тем, как ввести специальную защитную меру во время импорта товаров, необходимо для начала провести официальное расследование, которые должно проводиться на основании таможенного законодательства стран, являющихся членами ТС для того, чтобы установить необходимость для их ввода. Основанием для применения защитных мер может являться установление факта увеличения импорта на таможенную территорию, имеет место демпинговый импорт или субсидируемый импорт, включая возможность причинения серьезного ущерба внутренней экономике. Перед тем, как ввести партикулярные пошлины, могут быть применены аналогичные особые пошлины, вводимые перед завершением расследования при вероятности дальнейшей задержки и установления особых мер, может быть нанесен серьезный ущерб национальной экономике. Минимальным сроком, на который вводятся предварительные специальные пошлины, является 200 дней, предварительная демпинговая занимает минимум полгода, а предварительная компенсационная — не менее 4 месяцев.
Определение 3
Специальной пошлиной является пошлина, применяемая во время введения специальных защитных мер, если резко увеличиваются размеры импорта товара в случае нанесения данным товаром вреда (создание угрозы вреда) внутренней экономике.
Данные пошлины могут взиматься любым из таможенных органов вне зависимости от того, взимается ли ввозная таможенная пошлина. Сроки действия данной пошлины не должны превышать 4 лет. Вместе со специальной пошлиной, как защитная мера для ограничения возросшего импорта на таможенную территорию, может быть введена импортная квота.
Определение 4
Антидемпинговой пошлиной является разновидность особых пошлин, применяемая для противодействия демпинговому импорту, взимаемая также таможенным органом, вне зависимости от того, взимается ли ввозная таможенная пошлина.
Определение 5
Демпингом можно назвать экономическое явление, которое связано с реализацией товаров по ценам, которые являются искусственно заниженными или же цена которых ниже в сравнении с себестоимостью.
Антидемпинговую пошлину можно считать разновидностью мер для противодействия демпинговому импорту, применяемую вместе с одобренными обязательствами, принятыми в лице экспортера. Сроки действия антидемпинговых пошлин не должны превышать 5 лет, начиная со дня, когда демпинговая пошлина была введена в силу.
Определение 6
Компенсационными пошлинами являются те пошлины, которые могут быть применены для нейтрализации воздействия специфических субсидий иностранных государств на отрасли внутренней экономики и могут взиматься таможенным органом вне зависимости от того, взимается ли ввозная пошлина.
Это компенсационная мера вместе с одобрением обязательств, которые приняты в лице уполномоченного органа субсидирующего иностранного государства или экспортера. Сроки действия компенсационной меры не могут превышать 5-летний срок с того момента, как она начала свое действие. Введение партикулярных пошлин характерно для установления временных изъятий из режима, в котором функционирует единая таможенная территория ТС.
На основании Перечня товаров и ставок, относительно которых в переходном периоде в лице одного из государств-членов ТС может применяться ставка ввозной таможенной пошлины, которая отличается от ставок ЕТТ (утвержденных на основании решении Межгоссовет ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года), у государств-членов ТС есть право на применение отличных от ЕТТ ставок ввозной таможенной пошлины по отношению к отдельным наименованиям товаров и транспортных средств во время установленного периода.
Замечание 5
То, что устанавливается переходный период, может быть объяснено различиями в структуре экономики стран, являющихся членами ТС и различными потребностями относительно объемов и номенклатуры товаров, которые подвергаются импорту на национальную территорию.
Начиная с 01.01.2010 действует Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, которые отличаются от ставок ЕТТ. Установление более низких или более высоких ставок может усиливаться на основании решения ЕЭК на срок, не превышающий 6 месяцев.
На основании Национального законодательства стран, являющихся членами ТС, предусматривается применение тарифных квот. В случае, если объемы товара не превышают установленное количество, может применяться пониженная ставка, а в случае превышения — повышенная ставка на основании решения КТС от 18 ноября 2010 года под номером 505.
Тарифная квота является мерой, которая регулирует ввоз на единую таможенную территорию некоторых видов товаров, которые происходят из третьих стран. Ею также предусматривается применение на протяжении определенного периода времени более низкой ставки на ввозную таможенную пошлину во время ввоза определенного количество товаров в сравнении со ставкой ввозных таможенных пошлин, применяемых на основании ЕТП.
НДС и акцизы в качестве таможенных пошлин
На сегодняшний день порядок, по которому взимается НДС и акцизы по отношению к товарам, перемещаемым через таможенные границы ТС и между странами-участниками ТС, может определяться на основании налогового и таможенного законодательства, а именно на основании 4 статьи Закона о таможенном регулировании в области таможенных правоотношений по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, также на основании законодательства Российской Федерации о таможенном деле, которое может применяться в части, не урегулированной законодательством России о налогах и сборах. Основной документ ТС, на основании которого регулируются правила, по которым взимается НДС и акцизы, — это Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» и Протоколы, принятые к нему.
Определение 7
НДС и акцизы — это косвенные налоги, которые выполняют фискальные функции относительно мобилизации доходов федерального бюджета РФ.
Определение 8
Налогами на добавленную стоимость являются косвенные налоги, которые представляют из себя форму изъятия в федеральный бюджет той части добавленной стоимость, которая может создаваться на каждой из стадий процесса изготовления товаров, работ или услуг и которую вносят в бюджет по мере того, как реализуют.
Ставки НДС относительно налога добавленной стоимость устанавливаются на основании 164 статьи Налогового кодекса РФ.
Определение 9
Акцизом являются косвенные федеральные налоги, устанавливаемые на предметы, которые используются для массового потребления.
Данная цена включена в цену товара и должна уплачиваться покупателем. Акцизом могут облагаться только некоторые группы таких товаров. Положение об акцизах может регулироваться на основании 22 главы Налогового кодекса РФ, 181 статьи, в которой определяются исчерпывающие списки подобных товаров 10 видов, объединяющихся в 4 подкатегории:
- алкоголь;
- табачные изделия;
- автомобили;
- горюче-смазочные материалы.
Таможенный сбор является обязательным платежом, который взимается таможенным органом за совершение юридически значимых действий, которые связаны не только с тем, как товары выпускаются, но и с тем, как хранятся, как происходит их таможенное сопровождение. Таможенные сборы являются фискальными сборами, которые выполняют компенсационные функции относительно возмещения затрат, произведенных в лице таможенных органов.
Вид и ставка таможенного сбора может устанавливаться на основании законодательства государств, которые являются членами ТС. На основании положений 14 главы Закона о таможенном регулировании могут быть выделены такие виды таможенных платежей:
- таможенный сбор за таможенную операцию может уплачиваться за таможенную операцию во время декларирования товаров и включает подачу в таможенные органы неполной, периодической, временной или полной таможенной декларации;
- таможенный сбор таможенного сопровождения может уплачиваться за сопровождение транспортного средства, которое перевозит товар на основании таможенной процедуры таможенного транзита;
- таможенный сбор за хранение может уплачиваться во время пребывания товара на складах временного хранения таможенных органов;
- ставка таможенного сбора за таможенные операции может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Размеры таможенного сбора могут ограничиваться только на основании примерной стоимости услуг, предоставляемых таможенными органами на основании 130 статьи Закона о таможенном регулировании.
Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться
Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).
Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза — ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.
Виды таможенных платежей
В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:
- Ввозная таможенная пошлина;
- Вывозная таможенная пошлина;
- Налог на добавленную стоимость;
- Акциз;
- Таможенные сборы;
- Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).
Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.
Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).
Документы и информация по таможенным платежам
Расчет таможенных платежей и их методы
Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.
Калькулятор расчета таможенных платежей
Таможенная стоимость Cтавка таможенной пошлины %
Пример расчета таможенного платежа:
Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.
Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб.)
* — В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США
Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.
Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.
6 методов определения таможенной стоимости
Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):
1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.
2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:
- Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
- Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
- Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.
3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.
4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.
5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:
- Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
- Суммы прибыли и коммерческих расходов;
- Расходов на транспортировку;
- Расходов на погрузку и выгрузку;
- Расходов на страхование.
6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.
Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.
На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:
- Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
- Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
- Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.
Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.
НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).
Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).
Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:
- Сбор за таможенное оформление — размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
- Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
- Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
Ставки сбора за таможенное оформление товаров
(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)
Декларированная стоимость груза при импорте | Размер ставок сборов за таможенное оформление |
---|---|
Включительно до 200000 рублей | 375 руб. |
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей | 750 руб. |
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей | 1500 руб. |
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей | 4125 руб. |
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей | 5625 руб. |
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей | 15000 руб. |
Свыше 10000000 рублей | 22500 руб. |
Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).
Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.
Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.
Уклонение от таможенных платежей
Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.
Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Уплата таможенных платежей — порядок и сроки
Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы «Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.
Внимание! При расчете таможенных платежей необходимо учитывать колебания валютных курсов.
Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.
Возврат таможенных платежей
В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.
Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!
Оставить заявку или заказать расчет
При перемещении товаров через границу России предприниматели вынуждены уплачивать несколько видов налогов. К ним относится таможенная пошлина, предназначенная для регулирования внешнеэкономической деятельности российских бизнесменов. Таможенная пошлина – это прямой или косвенный налог, читайте далее.
Понятие и предназначение таможенной пошлины
Она представлена обязательным платежом, взимаемым сотрудниками таможенных органов в процессе транспортировки товаров в другие страны или в Россию из других государств. Она обладает несколькими функциями:
- поддержка российских производителей товаров, что позволяет оградить отечественные компании от конкуренции со стороны иностранных корпораций;
- обеспечение россиян только качественными и лучшими импортными товарами;
- получение крупной прибыли, направляемой на важные цели государства.
Внешнеэкономическая деятельность регулируется тарифными и нетарифными методами. В первом случае применяются разные сборы, взимаемые с предпринимателей во время осуществления операций. К нетарифным способам относится необходимость получения лицензий, выдача квот, а также оформление сертификатов на товары.
Практически все внешнеторговые операции облагаются таможенными пошлинами, а также другими аналогичными сборами или налогами. Деньги, получаемые от предпринимателей, направляются в государственный бюджет.
Внимание! Размер пошлины может быть разным, так как зависит от совершаемых сделок, которые могут быть не только коммерческими, но и образовательными или благотворительными, а также некоторые фирмы имеют право на льготы и преференции или вовсе освобождение от уплаты пошлины.
Одновременно с пошлиной предприниматели уплачивают сборы за таможенное оформление, НДС и акцизы.
Это прямой или косвенный налог
Упомянутая пошлина представлена косвенным налогом, который платится исключительно компаниями и ИП, специализирующимися на внешнеэкономической деятельности. Взимается пошлина только с налогоплательщиков, которые предварительно прошли процедуру регистрации.
Расходы, связанные с оплатой пошлины, включаются в цену перевозимых через границу товаров. Косвенные налоги занимают существенную часть налоговых поступлений в бюджет страны.
Виды ставок
Ставки пошлин представлены деньгами, выраженными в отечественной или иностранной валюте. Они устанавливаются в некотором отношении к таможенной цене товаров, перемещаемых через границу РФ. При их определении учитываются положения ФЗ «О таможенном тарифе». Тарифы одинаковы для всех предпринимателей, поэтому не изменяются под действием разных факторов, если иное не предусмотрено в законодательстве.
Внимание! Федеральное Собрание РФ занимается установкой предельных ставок ввозных пошлин, для чего учитываются торгово-политические отношения с разными странами.
Адвалорная
Данная ставка начисляется в процентах к таможенной цене товаров, с которых взимается пошлина. Например, может взыскиваться 12% от таможенной стоимости перевозимых предметов. Использование таких ставок повышает таможенные сборы при устойчивом увеличении цен на мировом рынке на ввозимые товары. Они считаются наиболее справедливыми в рамках конкуренции, а также идеальны при ввозе готовых изделий, машин, техники или наукоемких товаров.
Внимание! Неоспоримым преимуществом использования адвалорной ставки выступает поддержание единой защиты внутреннего рынка, поэтому на него не влияют изменения цен на мировом рынке на ввозимые товары.
Сложность применения адвалорной пошлины заключается в трудности определения таможенной стоимости предметов. Для расчета платежа используется формула:
Таможенная стоимость товара * ставку
Специфическая
Эта ставка позволяет легко рассчитывать размер пошлины, так как используется определенная сумма, взимаемая за каждую единицу товара. Обычно она применяется в отношении вывозимых товаров, представленных сырьем, но иногда и в отношении импорта.
Внимание! Количество специфических ставок резко сокращается за счет увеличения готовых изделий, обмениваемых между разными странами.
К плюсам их использования относится легкость расчета, так как не приходится точно узнавать стоимость товаров. Поэтому обычно они применяются, когда возникают сложности с определением данного показания, а также существует подозрение, что продавец намеренно уменьшает цену в корыстных целях. Специфические ставки по сравнению с адвалорными формируют жесткий барьер для ввоза и вывоза товаров, хотя и отличаются неравномерностью. Предприниматели благоприятно относятся к ним при ввозе дорогостоящих товаров. Для дешевых и низкокачественных предметов они не подходят.
Для расчета специфической ставки таможенной пошлины используется простая формула:
Размер платежа = физический параметр товара * ставка в иностранной валюте * курс валюты
Комбинированная
В ней сочетаются две вышеуказанные ставки, поэтому она устанавливается в процентах к таможенной цене товара, но не может быть ниже определенного показателя за 1 единицу. Например, взимается 12% от цены, но не больше 15 евро за один товар.
Иногда вовсе используется процентное соотношение, после чего к полученному числу прибавляется неизменная сумма.
Особые виды
Существует еще несколько ставок, которые взимаются таможенниками стран, являющимися членами ТС.
Таблица 1. Классификация.
Вид ставки |
Особенности |
Специальная |
Предназначена для защиты внутреннего рынка страны от чрезмерного количества импортных товаров. Поэтому для определенных групп применяется повышенная ставка. |
Антидемпинговая |
Она используется для приведения цен ввозимых товаров к имеющемуся в стране уровню. Но она эффективна, если ее применение не наносит определенный вред отечественным производителям. |
Компенсационная |
Эта пошлина добавляется к обычным сборам, что приводит к уменьшению конкурентоспособности товаров, ввозимых из других стран. Поэтому покупатели предпочитают по сниженным расценкам приобретать изделия, созданные отечественными фирмами. |
Сезонные |
Они вводятся максимально на 6 месяцев, а также предназначены для регулирования вывозимых товаров. Точный список самих товаров, а также сведения о применяемой сезонной ставке и правилах уплаты пошлины утверждаются Правительством России. Обычно они используются вместо ставок ЕТТ. |
Внимание! Ст. 79 ТК ТС содержит информацию о том, что таможенные пошлины позволяют снизить вред, наносимый внутренней экономике страны импортом.
Все по теме смотрите на видео:
Вышеуказанные пошлины не являются таможенным платежом, поэтому они устанавливаются только на основании решения, принятого Коллегией ЕЭК. Если бизнесмены отказываются уплачивать эти пошлины, то они привлекаются к административной ответственности. Но в практике встречаются ситуации, когда компании выигрывают судебные разбирательства, так как доказывали отсутствие оснований для использования антидемпинговых мероприятий.
Кто выступает плательщиком
Таможенные пошлины уплачиваются всеми предпринимателями и фирмами, которые занимаются импортом или экспортом товаров. Допускается ввозить и вывозить грузы без уплаты данного сбора, если их стоимость не превышает 200 евро. Но даже в такой ситуации бизнесмены обязаны передавать в таможенный орган декларацию.
Граждане не уплачивают пошлину, если перевозятся предметы, предназначенные для личного использования.
Внимание! Без взимания пошлины допускается перевозить до 200 сигарет, 3 литра алкоголя, 59 сигар и 250 грамм табака.
Правила расчета
Для расчета грамотно выбирается ставка, зависящая от экономической ситуации в стране. Поэтому приходится ориентироваться на документы, утверждаемые Минфином РФ. В документации приводится базовый тариф и разные преференции, которыми могут воспользоваться некоторые налогоплательщики.
Для правильного расчета необходимо располагать данными:
- код ввозимого или вывозимого товара;
- базовая ставка, установленная для каждого вида товара;
- страна, в которой был изготовлен груз;
- таможенная стоимость;
- количество единиц товара;
- возможность пользоваться какими-либо понижающими коэффициентами;
- действующий курс валюты.
Внимание! В процессе расчета обязательно учитывается страна происхождения, так как с некоторыми государствами заключены соглашения, позволяющие налогоплательщикам пользоваться льготами и послаблениями.
Предлагаемые преференции
Освобождаются от уплаты таможенных платежей предприниматели, ввозящие товары из стран, с которыми у РФ составлено соглашение о формировании зоны свободной торговли. Дополнительно могут подписываться другие контракты, позволяющие снижать или изменять ставки.
Льготы предлагаются в нескольких видах:
- полное освобождение от уплаты пошлины;
- снижение ставки;
- возврат ранее уплаченного сбора;
- предоставление квоты.
Льготы предлагаются на основании нескольких причин, к которым относится страна происхождения груза, установленный таможенный режим с другим государством, цена и вид товара.
Новости о таможенных пошлинах на видео:
Пошлины для физлиц
Граждане имеют право привозить в Россию разные товары, которые используются исключительно для личного использования. Они не декларируются, но их цена не должна превышать 10 тыс. евро при перевозке воздушным транспортом или 1,5 тыс. евро при ввозе автомобилем. Общий вес груза не должен превышать 50 кг.
Если превышаются установленные нормы, то физлица составляют декларацию, в которой прописываются все ввозимые предметы. За превышение квоты рассчитывается и оплачивается пошлина.
Пошлины на автомобили
Если ввозится из другой страны машина, то пошлина рассчитывается на основании разных характеристик:
- статус налогоплательщика, который может быть гражданином или компанией;
- цель ввоза машины;
- стоимость авто;
- тип автомобиля;
- мощность и другие характеристики двигателя.
Ставка пошлины не зависит от страны, в которой был выпущен автомобиль. Платежи могут производиться не только в рублях, но и в иностранной валюте. Если гражданин ввозит в Россию авто для личного пользования, то он может выполнять этот процесс максимально один раз в год.
Внимание! Процедура растаможки проводится в отношении всех автомобилей независимо от метода транспортировки.
Ставки на другие товары
В 2020 году ставки зависят от количества и цены товаров. Например, для швабр, расчесок, щеток и пилочек устанавливается адвалорная ставка в размере 20% от таможенной цены. К другим примерам относится:
- мебель и матрасы – 20%, но не меньше 1 евро за 1 кг;
- осветительное оборудование – 5%;
- оружие и боеприпасы, мечи и пики – 20%;
- кабели и фильтры, грабли, ножницы и рогатый скот, а также помидоры и огурцы – 15%;
- фотооборудование – 15% от цены;
- цитрусы, орехи, картошка, животные – 5%.
Эти показатели регулярно меняются, поэтому предприниматели должны следить за корректировками для правильного расчета пошлины.
Ставка на табак и алкогольную продукцию
В 2020 году взимается 15% от цены минеральной воды и 20% от вин, вермута, шампанского и курительного табака. Ставка в 100% используется для этилового спирта, коньяка, бренди и виски. Для сигарет и сигарилл применяется 30%.
При импорте табака с неотделенной средней жилкой взимается пошлина в размере 5%.
Сроки и правила оплаты
Сначала регистрируется таможенная декларация, после чего можно оплачивать пошлину. На это дается 15 суток. Допускается вносить средства в рублях или иностранной валюте.
Иногда предоставляется отсрочка или рассрочка, но для этого нужно заранее обратиться в таможенные органы с официальным заявлением.
Оплата НДС и акцизов
Одновременно с упомянутыми пошлинами предприниматели вынуждены платить НДС и акцизы. НДС допускается возвращать при грамотном оформлении документов.
Бухгалтерский и налоговый учет
Оплата таможенных пошлин в бухгалтерском учете отражается проводками:
- включение пошлины в цену товаров и сырья – Дт 10 (Дт 41) Кт 76;
- оплата пошлин и иных сборов – Дт 76 Кт 51.
Расходы, связанные с покупкой сырья и перевозкой через границу России, включаются в материальные расходы, что указывается в ст. 254 НК.
Таможенные пошлины уплачиваются предпринимателями, которые перевозят через границу РФ товары и сырье. Они рассчитываются на основании разных ставок, для чего учитывается количество товаров и их таможенная стоимость. Пошлина уплачивается в течение 15 дней после сдачи декларации.
Напишите свой вопрос в форму ниже
Таможенная пошлина является обязательным, безвозмездным, нецелевым формально (юридически) неналоговым платежом, которому присущи признаки налога.
Легальное определение таможенной пошлины приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе». Согласно указанной статье таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования ВЭД в экономических интересах РФ.
— именно Таможенным кодексом регулируются основы отношений в сфере таможенного дела, следовательно, определение таможенной пошлины должно найти место в ТК РФ;
— легального определения пошлины вообще как налогового платежа нет и в Налоговом кодексе. Вместе с тем это понятие должно быть, поскольку пошлина как категория имеет отличительные признаки, как от налога, так и от сбора. Более того, в ст. 333.16 НК РФ «Государственная пошлина» установлено, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Таким образом, законодатель (на примере государственной пошлины) не разводит такие понятия, как «пошлина» и «сбор». Одновременно мы видим, что на примере таможенных платежей эти понятия разводятся, и это не случайно, поскольку пошлине (в отличие от сбора) должен быть присущ такой признак, как эквивалентность платежа (сбор же взимается в твердой сумме).
Для более четкого понимания природы таможенной пошлины следует еще раз вернуться к дискуссии о ее экономической сущности. Так, многие ученые (как дореволюционные, так и современные) теоретически считают таможенную пошлину косвенным налоговым платежом.
Взаконодательстве (ст. 322 ТК РФ) говорится о налоговой базе для исчисления таможенных пошлин, то есть о стоимостной, физической или иной характеристике объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Таким образом, законодатель не последователен, допуская коллизию норм, что говорит о необходимости внесения изменений в действующее законодательство:
— во-первых, для приведения в соответствие норм бюджетного, налогового и таможенного законодательства (если остаться на позиции бюджетного законодательства, установившего, что таможенная пошлина является неналоговым платежом);
— во-вторых, представляется не случайным, что до 2005 г. таможенная пошлина де-юре была отнесена к налоговым платежам. Если логически проанализировать статьи гл. 28 и 29 ТК РФ, то мы увидим наличие основных элементов налоговой модели (ст. 17 НК РФ). Так:
— ст. 328 ТК РФ устанавливает плательщиков таможенных пошлин;
— ст. 322 ТК РФ — объект обложения таможенными пошлинами;
— ст. 323 ТК РФ — базу для целей исчисления таможенной пошлины;
— ст. 324 ТК РФ — порядок исчисления таможенных пошлин;
— ст. 331 и 329 — порядок и сроки уплаты таможенных пошлин.
Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Мы видим, что отсутствуют такие элементы налоговой модели, как:
— налоговый период (период формирования налоговой базы). Это объясняется тем, что таможенная пошлина носит нерегулярный (возможно, разовый) характер;
— налоговая ставка. В ст. 325 ТК РФ (п. 2) установлено, что ставки по таможенным пошлинам применяются (по общему правилу) в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации, который утверждается постановлениями Правительства РФ.
Таким образом, мы видим, что таможенная пошлина де-юре имеет все же существенные отличия как от налога (невозможно, в частности, установить период формирования налоговой базы, и ставки устанавливаются не НК РФ, а постановлениями Правительства РФ), так и от сбора (присутствует признак эквивалентности). Это говорит о том, что, как нам представляется, следовало бы признать, что таможенная пошлина, не будучи налогом (нет регламентации всех элементов налоговой модели) или таможенным сбором, является налоговым платежом особого вида, т.е. пошлиной.
Только требованиями финансовой политики можно объяснить тот факт, что в настоящее время таможенная пошлина относится к неналоговым платежам, поскольку это квазиналоговый платеж в виде пошлины. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится.
Итак, в настоящее время взимание таможенной пошлины регулируется ТК РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями), ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ст. 19 подчеркиваются протекционистская и регулирующая функции таможенной пошлины), ФЗ от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (сделан акцент на регулирующей функции). Обратим внимание на то, что налог выполняет прежде всего фискальную функцию.
Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.
Часть 2 ст. 3 устанавливает, что ввозные и вывозные таможенные пошлины могут использоваться в качестве специальных экономических мер.
Поскольку таможенная пошлина является платежом, носящим квазиналоговый характер, а также, учитывая тот факт, что законодатель в статьях ТК РФ установил отдельные обязательные элементы указанного платежа, рассмотрим их подробнее.
Так, в ст. 328 ТК РФ установлены плательщики таможенных пошлин — декларанты и иные лица (от имени декларанта может выступать таможенный брокер). Вместе с тем в соответствии со ст. 16 и 126 ТК РФ декларантами при перемещении товаров через таможенную границу РФ в коммерческих целях могут быть только российские лица. Одновременно в п. 2 ст. 328 ТК РФ установлено, что любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины за декларанта.
В соответствии со ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Думается, что объектом являются не сами товары, а юридический факт их перемещения (по аналогии с налоговым законодательством), а товары являются предметом обложения.
В соответствии со ст. 322 ТК РФ базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Методы определения таможенной стоимости содержатся в ст. 19 — 24 Закона РФ «О таможенном тарифе». К этим методам относятся следующие их виды:
1) метод по стоимости сделки с ввозимым товаром;
2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;
4) метод вычитания;
5) метод сложения;
6) резервный метод.
Перечисление методов в таком порядке не случайно. Любой из них может быть применен только в том случае, если не могут быть использованы предыдущие. Исключение сделано для методов 4 и 5, которые могут применяться в любой последовательности (ст. 18 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Как уже было указано выше, поскольку таможенная пошлина не является налогом, для нее не может быть установлен налоговый период.
Ставки таможенных пошлин устанавливают их величину на единицу обложения. В РФ применяются три вида ставок таможенных пошлин:
— адвалорные ставки устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров;
— специфические ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара;
— комбинированные ставки сочетают адвалорный и специфический виды таможенного обложения.
Ставки таможенных пошлин утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 324 ТК РФ таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 295 ТК РФ). При выставлении требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин установлены в ст. 331 и 329 ТК РФ.
Так, порядок уплаты таможенных пошлин по общему правилу (ст. 331 ТК РФ) предусматривает, что они уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.
Сроки уплаты установлены в ст. 329 ТК РФ. При этом в ТК РФ установлены различные конкретные сроки уплаты таможенной пошлины, например:
— не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия — при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 1 ст. 329 ТК РФ);
— не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита — в случае если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (п. 1 ст. 329 ТК РФ);
— не позднее дня подачи таможенной декларации — при вывозе товаров (п. 2 ст. 329 ТК РФ);
— и другие.
Следует иметь в виду, что помимо таможенных пошлин в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 7) предусмотрены такие виды пошлин, как:
— специальная пошлина;
— антидемпинговая пошлина;
— компенсационная пошлина.
Вместе с тем указанные виды пошлин, являющиеся разновидностями специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, не относятся к таможенным платежам.
Перейдем далее к анализу правового регулирования таможенных сборов. Так, в отличие от пошлины таможенные сборы относятся к обязательным платежам, предполагающим возмездный характер (в виде услуг, оказываемых таможенными органами в процессе таможенной процедуры) и носят тот же пограничный характер, что и таможенные пошлины.
Легальное определение таможенного сбора содержится в ст. 11 (п. 31) ТК РФ. Так, таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. В соответствии со ст. 51 БК РФ (п. 1) «неналоговые доходы федерального бюджета» таможенные сборы по нормативу на 100% уплачиваются в федеральный бюджет.
В сущности, хотя таможенные сборы относятся к неналоговым доходам де-юре, фактически в соответствии с определением сбора, представленным в ст. 8 НК РФ, они полностью, на наш взгляд, соотносятся с понятием сбора как налогового платежа.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
По мнению некоторых авторов, таможенные сборы являются возмездным платежом за услуги, оказанные таможенными органами. Однако, учитывая изложенное выше, по своей юридической природе таможенные сборы являются именно сборами, а не платой за публичные услуги таможенных органов. В этой связи, на наш взгляд, они, как и таможенная пошлина, представляют собой особый институт парафискалитета (квазиналоговые платежи).
В соответствии со ст. 357.1 «Виды таможенных сборов» ТК РФ к таможенным сборам относятся:
1) таможенные сборы за таможенное оформление;
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
В соответствии со ст. 357.5 ТК РФ плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.
На основании ст. 357.3 ТК РФ таможенные сборы по общему правилу исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно в валюте Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 357.4 ТК РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов за:
— таможенное оформление — применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом;
— таможенное сопровождение — применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом;
— хранение — применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.
Сроки уплаты таможенных сборов зависят от их вида (ст. 357.6 ТК РФ). Так, таможенные сборы за:
— таможенное оформление — должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации;
— таможенное сопровождение — должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения;
— хранение — должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.
В соответствии со ст. 357.7 «Порядок и формы уплаты таможенных сборов» ТК РФ таможенные сборы уплачиваются по правилам и в формах, которые установлены ТК РФ в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов:
— за таможенное оформление — при декларировании товаров;
— за таможенное сопровождение — при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита;
— за хранение — при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.
Таковы общие положения правового регулирования таможенных пошлин и сборов нормами финансового и таможенного законодательства Российской Федерации.
Исчисление таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы
В соответствии со статьей 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.
Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, осуществляется в зависимости от условий избранной декларантом таможенной процедуры.
На основании пункта 1 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов самостоятельно,
за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 52 ТК ЕАЭС, когда их исчисление производится таможенным органом.
Сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются в декларации на товары, таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном ТК ЕАЭС или Евразийской экономической комиссией.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются в валюте государства-члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов ЕАЭС, когда таможенные пошлины, налоги исчисляются в иной валюте.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с главой 7 ТК ЕАЭС.
Налоги исчисляются в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате.
При введении в ЕАЭС мер защиты внутреннего рынка в виде специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин такие пошлины подлежат уплате в соответствии с 12 главой ТК ЕАЭС.
Случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются определены в статье 54 ТК ЕАЭС.
Статьей 55 ТК ЕАЭС определен порядок исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов установлены 30, 31 и 32 статьями Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ).
В отношении товаров перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС применяются льготы по уплате таможенных платежей.
Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы);
2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
3) льготы по уплате налогов;
4) льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).
Исчисление ввозной таможенной пошлины
Ввозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
Согласно пункту 2 статьи 51 ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54, за исключением случаев, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе), а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами ЕАЭС с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
При несоблюдении условий предоставления тарифных преференций для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, если иное не установлено Договором о Союзе.
В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ТК ЕАЭС случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.
Пунктом 1 статьи 43 Договора о Союзе установлено, что в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Согласно пункту 4 приложения № 6 к Договору о Союзе установлено, что тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами ЕАЭС с третьей стороной, решениями Евразийской экономической комиссии.
Вопросы применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин регулируются приложением № 6 к Договору о Союзе, а также Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на таможенную территорию ЕАЭС утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».
Исчисление налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС
Налог на добавленную стоимость исчисляется в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией определен статьей 160 НК РФ, с учетом статей 151 НК РФ, определяющей особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации.
Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость определен статьей 150 НК РФ.
Акциз исчисляется в соответствии с главой 22 НК РФ.
Объектом налогообложения акцизом признаются операции, определенные статьей 182 НК РФ с учетом операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), указанных в статье 183 НК РФ.
Статья 186 НК РФ определены особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров ЕАЭС.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате.
Ставки налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ.
Ставки акциза определены статьей 193 НК РФ.
Исчисление таможенных сборов
За совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, взимаются таможенные сборы.
К таможенным сборам относятся:
1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее — таможенные сборы за таможенные операции);
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 47 ТК ЕАЭС плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.
Статьей 38 Федерального закона № 289-ФЗ определены понятия плательщиков таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций, плательщиков таможенных сборов за таможенное сопровождение и плательщиков таможенных сборов за хранение.
Главой 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлены порядки исчисления таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций (статья 39), применения ставок таможенных сборов (статья 40), срок уплаты таможенных сборов, а так же установлены обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных сборов (статья 41) и исполнения такой обязанности (статья 42).
Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».
Перечень товаров, в отношении которых применяется освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, определен статьей 47 Федерального закона № 289-ФЗ.
Исчисление специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин
Плательщиками специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, к которым применяется мера защиты внутреннего рынка посредством введения специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины, специальной квоты.
Исчисление и уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляются в порядке, установленном ТК ЕАЭС для исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных главой 12 ТК ЕАЭС и Договором о Союзе.
Статьями 72 и 73 ТК ЕАЭС определены порядок возникновения, исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установлены обстоятельства, при которых такая обязанность прекращается.
Случаи, когда специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины не уплачиваются, установлены пунктом 4 статьи 72 ТК ЕАЭС.
Сроки уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин установлены статьей 74 ТК ЕАЭС.
Уплата таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы
Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов установлен статьей 61 ТК ЕАЭС.
Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита
Согласно пункту 7 статьи 74 ТК ЕАЭС специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате в государстве-члене, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Уплата таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, осуществляется на счет Федерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии
с бюджетным законодательством Российской Федерации (счет Федерального казначейства), в валюте Российской Федерации, согласно реквизитам счета:
– счёт № 40101810800000002901,
– получатель – Межрегиональное операционное управление ФК
(ФТС России),
– ИНН получателя — 7730176610,
– КПП получателя — 773001001,
– ОКТМО получателя – 45328000,
– банк получателя – Операционный департамент Банка России, г. Москва 701,
– БИК 044501002.
Распоряжения о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, в том числе таможенных сборов, заполняются в соответствии с правилами, утвержденными Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» и приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, указывается код таможни, в регионе деятельности которой декларант предполагает декларирование товаров (без детализации до таможенных постов).
В случае включения участника ВЭД в график начала администрирования лицевых счетов плательщиков в едином ресурсе лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, указывается восьмизначный код таможенного органа 10000010.
Информация о кодах таможенных органов содержится на официальном сайте ФТС России.
Информация о кодах бюджетной классификации, а также актуальная информация о реквизитах счета размещается на официальном сайте ФТС России в разделе «Информация для участников ВЭД», «Вниманию участников ВЭД».
Уплата таможенных сборов юридическими лицами может осуществляться с расчетного счета юридического лица, открытого в кредитной организации, в том числе с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей.
Денежные средства могут быть внесены:
1) безналичным способом через кредитные организации;
2) с использованием программных и (или) технических средств (устройств)
в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей;
3) наличными денежными средствами (только для физических лиц) через:
– кредитные организации;
– кассы таможенного органа.
Информация о технологиях уплаты таможенных и иных платежей с использованием электронных средств платежа содержится на сайтах операторов таможенных платежей. (http://www.customscard.ru, http://www.payhd.ru).
Ввозные таможенные пошлины вносятся отдельными платежными документами в соответствии с приложением № 5 Договора о Союзе).
У плательщика имеется возможность получения справочной информации о движении уплаченных им денежных средств с применением информационного сервиса «Лицевой счет» «Личного кабинета участника ВЭД», а также на сайтах операторов таможенных платежей.
Предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов регламентируется главой 9 ТК ЕАЭС.
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, предусмотренных статьями 58, 120 — 122, 143, 177 и 304 ТК ЕАЭС, если иное не установлено в соответствии с указанными статьями.
Статьей 55 Федерального закона № 289-ФЗ установлены иные случаи, когда обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Способы обеспечения предусмотрены статьей 63 ТК ЕАЭС.
Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 19 Статьи 55 Федерального закона от 3 августа 2018 г.
№ 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты».
Порядок применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определен главой 10 Федерального закона
№ 289-ФЗ.
Исполнение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин обеспечивается в случаях, предусмотренных статьями 120 — 122 ТК ЕАЭС, а также в случаях, определенных Евразийской экономической комиссии, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 143 ТК ЕАЭС, если иное не установлено в соответствии с указанными статьями.
Внимание!
При проведении дополнительных проверочных мероприятий участникам ВЭД предоставлена возможность оперативно внести обеспечение в виде электронного поручительства (распоряжение ФТС России от 13.12.2013 № 397-р «О тестировании технологии работы с поручительством, оформляемым в электронном виде с применением электронных подписей, при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары»).
Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, размещается на официальном сайте ФТС России в разделе: «Информация для участников ВЭД», «Базы данных».
Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть разовым (под одну таможенную декларацию). В случае надлежащего завершения обеспеченного обязательства (например, декларант подтверждает таможенную стоимость) разовое обеспечение возвращается плательщику. Разовое обеспечение вносится в таможенный орган и используется только в регионе его деятельности (за исключением таможенного транзита).
Также может применяться генеральное обеспечение. Такое обеспечение может использоваться плательщиком неоднократно под разные обязательства
(в случае, если одним и тем же лицом на территории Российской Федерации совершается несколько таможенных операций в определенный срок). Генеральное обеспечение вносится в ФТС России, а его использование возможно в регионе деятельности нескольких таможенных органов.
Основной принцип генерального обеспечения заключается в резервировании суммы под каждое обеспечиваемое обязательство (под каждую декларацию) в пределах общей суммы генерального обеспечения и предусматривает «револьверный» способ использования в интерактивном режиме.
применяется со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года