Тарифная ставка, что это?
Комментарий к статье 143
1. В ст. 143 ТК дано легальное определение понятия «тарифная система оплаты труда» и ее элементов, которое ранее было закреплено в ст. 129 ТК, закреплен порядок тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также порядок установления тарифной системы работодателем.
Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах, коллективных договорах и соглашениях правил, предназначенных для отражения в заработной плате содержания, сложности и условий труда, квалификации работника, особенностей производства и его природно-климатической среды. Она позволяет осуществить дифференциацию размеров оплаты труда в зависимости от его количества и качества, квалификации работника и сложности выполняемой работы, т. е. реализовать требования ст. 132 ТК.
2. В соответствии со ст. 143 ТК в структуру тарифной системы входят тарифные ставки (оклады, должностные оклады), тарифная сетка, тарифные коэффициенты. Для практического применения тарифной системы необходимы также и тарифно-квалификационные справочники.
Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени. В зависимости от избранной единицы времени различают часовую, дневную и месячную тарифные ставки. Тарифная ставка устанавливается в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, а также его экономической и социальной значимости. Основной расчетной величиной является тарифная ставка первого разряда, которая определяет минимальную оплату наиболее простого труда. Месячная тарифная ставка первого разряда не может быть ниже установленного государством минимального размера оплаты труда.
Оклад — это фиксированный размер месячной оплаты труда, который устанавливается руководителям, специалистам и служащим, а также тем рабочим, труд которых не поддается нормированию. Размер месячного оклада не может быть менее установленного минимального размера оплаты труда.
Для определения размера тарифной ставки второго и последующих разрядов применяется тарифная сетка. Она устанавливает соотношение в оплате труда в зависимости от сложности работ и квалификации работников. Параметрами тарифной сетки являются: число тарифных разрядов, тарифные коэффициенты, диапазон тарифной сетки. Первый разряд соответствует наиболее простым работам, последний — наиболее сложным.
Самой распространенной по числу разрядов является 6-разрядная тарифная сетка. В более сложных производствах используется 7-разрядная (нефте — и газодобыча, прокатное и трубное производство черной металлургии, железнодорожный транспорт и т. д.) и 8-разрядная (слесарные, слесарно-сборочные и сварочные работы, доменное и сталеплавильное производство, судостроение и судоремонт и т. д.) сетка.
3. Тарификация работ представляет собой отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Присвоение работникам тарифных разрядов производится с целью оценки квалификации работника и сложности выполняемой им работы, а квалификационных разрядов — с целью оценки уровня профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам осуществляется на основании тарифно-квалификационных справочников. К тарифно-квалификационным справочникам относятся тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Порядок утверждения справочников установлен Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в ред. от 20 декабря 2003 г.) «О порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», а Порядок применения справочников — Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 9 февраля 2004 г. N 9 (БНА. 2004. N 14).
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
До недавнего времени тарифно-квалификационные справочники, утвержденные в установленном порядке, носили обязательный характер. В настоящее время они являются рекомендательными.
Применяемый в настоящее время Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983 г. В соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а (БМТ РФ. 1992. N 7 — 8) этот справочник применяется во всех организациях, расположенных на территории Российской Федерации, а необходимые изменения и дополнения в него вносит Министерство труда и социального развития РФ.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 21 августа 1998 г. N 37. Он содержит два раздела: общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях (должности руководителей, специалистов и других служащих), и квалификационные характеристики работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях (должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности руководящих и инженерно-технических работников конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности работников редакционно-издательских подразделений). Каждая квалификационная характеристика содержит три раздела: «должностные обязанности», «должен знать», «требования к квалификации».
4. Основным принципом тарифного регулирования оплаты труда является то, что разработка всех условий оплаты труда, включая определение размеров тарифных ставок и должностных окладов и их дифференциацию по разрядам, профессионально-квалификационным группам и должностям, осуществляется на локальном уровне. Тарифная система оплаты труда вводится в организации (за исключением финансируемых за счет бюджета) на основании коллективного договора, соглашений, действие которых распространяется на данную организацию, а также локальных нормативных актов. При этом должны соблюдаться государственные гарантии по оплате труда (см. ст. 130 ТК и комментарий к ней).
5. В связи с принятием Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до дня вступления его в силу (Закон вступает в силу с 1 сентября 2007 г.).
Заработная плата может формироваться двумя основными способами: через назначение оклада или определенной тарифной ставки. Ставка заработной платы представляет собой определенный размер зарплаты, который характерен для производственной сферы.
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
8 (800) 350-31-84
Содержание
Что такое ставка заработной платы
Тарифная ставка представляет собой документально закрепленную величину вознаграждения за достижение трудовой нормы или прочей степени трудности за единицу времени. Основной принцип применения тарифных ставок состоит в выплате одинакового вознаграждения за одинаковую меру труда.
Тарифная ставка в обязательном порядке фиксируется в трудовом договоре, который подписывается с сотрудниками. Ниже суммы, обозначенной договором, работник не получит при условии исполнения всех трудовых функций.
Согласно ст. 143 Трудового кодекса, тарифная система оплаты труда предполагает определенную дифференциацию ставок в зависимости от присвоенных сотрудникам категорий. Дифференциация оплаты труда состоит:
- Из тарифных ставок (суммы, которая выплачивается работникам за выполнение норматива труда в зависимости от их квалификации и сложности выполняемых задач).
- Из тарифных сеток (системы, состоящей из тарифных ставок и включающей соотношение сложности исполняемой работы и уровня его зарплаты).
- Из коэффициентов.
- Из окладов.
Для определения тарифной ставки нужно ставку для первого разряда умножить на повышающий тарифный коэффициент.
Тарифная ставка как единица расчета заработка выполняет несколько важных функций: она делает соразмерными оплату и содержание труда, обозначает минимум в зависимости от количественных и качественных признаков, стимулирует труд в заданных условиях (при переработке, на вредном производстве и пр.), адекватно рассчитывает оплату труда.
Временной период, за который определяется тарифная ставка, может быть любой: час, день или месяц. Часовые ставки обычно устанавливаются, если в компании действует сменный рабочий график, или если на предприятии работают сотрудники-почасовики.
Часовая тарифная ставка используется в процессе расчета оплаты в выходные, ночные смены, сверх нормативов, в опасных, вредных и тяжелых условиях.
Почасовая ставка может определяться несколькими способами: через деление месячной ставки к количеству рабочих часов по календарю. При втором способе часовая ставка рассчитывается путем деления оклада на среднемесячное количество часов в течение календарного года. Точный алгоритм расчетов, используемый работодателем, нужно зафиксировать в локальном нормативно-правовом акте (например, в коллективном договоре).
За работу в ночные часы (с 22 до 6) сотруднику выплачивается зарплата в размере не менее, чем на 20% больше, чем стандартная тарифная ставка. Работа в выходные и праздничные дни оплачивается по двойной ставке.
Дневные ставки применяются в случае выполнения работы в течение дня. При этом количество рабочих часов в дне одинаковое, но отличается от нормы по Трудовому кодексу. То есть дневные ставки целесообразно использовать, если количество рабочих дней отличается от стандартных 5 дней.
Месячные ставки действуют при соблюдении процесса нормирования рабочего времени: если у работников твердые фиксированные выходные и стабильный график. В этом случае табель учета рабочего времени подлежит закрытию независимо от количества фактически отработанных часов: после отработки месячной нормы сотрудник зарабатывает ставку.
Статья 129 Трудового кодекса предусматривает для работодателя альтернативу тарифной ставке при назначении зарплаты. Заработная плата сотрудника по указанной статье может формироваться двумя основными способами: через назначение тарифной ставки или оклада.
Размеры оплаты устанавливаются в обоих случаях без учета премий, компенсаций, надбавок, а также других стимулирующих выплат. В этом они схожи.
Но между двумя этими способами можно выделить ряд принципиальных различий.
Первое, чем они различаются – это их сущность. Под окладом понимается определенный минимальный размер зарплаты за выполнение трудовых обязанностей. Тогда как тарифная ставка предполагает минимальную выплату за выполнение трудовой нормы.
Данные способы начисления заработка имеют разные сферы применения. Так, оклад можно использовать для установления минимального заработка за месяц для обширного круга специалистов. Все они обладают общими чертами: объем проделанной ими работы невозможно оценить количественно, а результат труда поддается оценке лишь в отдаленной перспективе. Окладный способ обычно используется для бухгалтеров, секретарей, юристов, административно-хозяйственного персонала и пр.
Тарифная ставка представляет минимальный заработок в производственной сфере и начисляется в зависимости от единицы произведенной продукции или на основе отработанного времени (час, неделя, день и пр.). Такой способ оплаты широко используется в добывающей и обрабатывающей промышленности, строительной отрасли и пр. Результаты труда здесь легко оценить: количество произведенных изделий, объем выполненных работ и пр.
Еще одно отличие – величина ставки зависит от разряда (токарь 5 разряда, электрик 1 разряда и пр.), а размер оклада – от уровня квалификации (специалист, ведущий специалист, руководитель отдела и пр.).
При определении оклада учитываются такие сопутствующие факторы, как должность и квалификация, образование и стаж работы. При установке тарифной ставки работодатель должен ориентироваться на сложность и интенсивность труда, значимость и условия труда.
Таким образом, ставка заработной платы представляет собой минимальный размер оплаты за выполненную сотрудником норму. Указанные способы оплаты действуют преимущественно в производственной сфере, где возможно количественно оценить результаты труда сотрудника за определенный временной промежуток. Альтернативой зарплате на основании тарифной ставки является окладный способ.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.
Определение минимальной ставки заработной платы
Оплата труда работников производится в виде заработной платы и устанавливается предприятием самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и особенностей производственного процесса. Однако основные принципы установления организации заработной платы являются общими для предприятий всех форм собственности и оговариваются в Трудовом Кодексе Российской Федерации. Заработная плата и основные принципы ее организации. http://www.aup.ru/books/m47/9_8.htm (просмотрено 16.12.14 )
Заработная плата, или ставка заработной платы, — это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда: 1) рабочих в обычном понимании этого слова (самых разных профессий); 2) разнопрофильных специалистов — юристов, врачей, стоматологов, преподавателей и т. д.; 3) владельцев мелких предприятий — парикмахеров, водопроводчиков, мастеров по ремонту телевизоров и множество различных торговцев — за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.Заработная плата. http://www.ref.by/refs/101/1061/1.html (просмотрено 16.12.14)
Заработная плата — это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. В значительной степени она определяется количеством и качеством затраченного труда, но на нее воздействуют и такие рыночные факторы, как спрос и предложение труда, сложившаяся конкретная конъюнктура, территориальные аспекты и законодательные нормы.
При разработке политики в области заработной платы и ее организации на предприятии необходимо учитывать следующие принципы при оплате труда:
· справедливость, т.е. равную плату за равный труд;
· учет сложности выполняемой работы и уровня квалификации труда;
· учет вредных условий труда и тяжелого физического труда;
· стимулирование за качество труда и добросовестное отношение к труду;
· материальное наказание за допущенный брак и безответственное отношение к своим обязанностям;
· индексации заработной палаты в соответствии с уровнем инфляции;
Хотя на практике заработная плата может принимать различную форму (премии, гонорары, комиссионные вознаграждения, месячные оклады), мы обозначим все это термином «заработная плата», для обозначения ставки заработной платы в единицу времени — за час, день и т. д.
Это обозначение имеет определенное преимущество в том смысле, что напоминает нам о том, что ставка заработной платы — цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда.
Для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы предназначена единая тарифная сетка, она является основой тарифной системы. Она представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников от рабочего разряда до руководителей организации.
При тарифной системе оплаты труда вводятся определенные нормы труда, т.е. нормы выработки, времени, обслуживания, численности и т.д. Они устанавливаются в виде тарифно-квалификационных справочников, тарифных сеток, тарифных ставок, тарифных коэффициентов, надбавок и доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Для тарификации работ и присвоения тарифно-квалификационных разрядов предназначены тарифно-квалификационные справочники, включающие в себя тарифно-квалификационные характеристики: они содержат требования, предъявляемые к тому или иному разряду работника соответствующей профессии, к его практическим и теоретическим знаниям, к образовательному уровню, описанию работ, наиболее часто встречающихся по профессиям и квалификационным разрядам.
Тарифные сетки по оплате труда представляют собой инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности (квалификации). Они представляют шкалу соотношений в оплате труда различных групп работников, включают количество разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
Тарифная сетка — это таблица с почасовыми или дневными тарифными ставками для каждого разряда, причем тарифные сетки для сдельщиков и повременных работников устанавливаются отдельно.
Тарифная ставка представляет собой размер оплаты (в рублях) за работу данной сложности в единицу времени (час, день, месяц). Тарифную ставку, которая соответствует тому или иному разряду, получают путем умножения тарифной ставки 1-го разряда на тарифный коэффициент соответствующего разряда. Размеры тарифных ставок устанавливаются или в виде фиксированных однозначных величин, или в виде, определяющих предельные значения.
Минимальный размер оплаты труда представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. МРОТ определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства. Минимальный размер оплаты труда определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом имения индекса потребительских цен и тарифов на услуги. Установленный минимальный размер оплаты труда применяется исключительно: для регулирования оплаты труда; для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности; для определения размеров выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, которые связаны с исполнением трудовых обязанностей.
Так, минимальная ставка заработной платы основывается на минимальном размере оплаты труда. Минимальная заработная плата — официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Месячная минимальная заработная плата работника, выполнившего свои трудовые обязательства (нормы труда), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При определении минимальной ставки заработной платы (оклада) работников предприятия, работодатель обязан предусматривать их в более высоком размере, чем установленный Федеральным законом минимальный размер оплаты труда. В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты. На уровне минимального размера оплаты труда ставка работников устанавливается в случаях, если предприятие испытывает трудности экономического характера, либо в качестве специальной меры по предотвращению массового высвобождения работников.Колбачев Е.Б., Новик Е.В., Колбачева Т.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 224 с.
Это помогает четко разграничить «заработную плату» и «общие заработки» (последние зависят от ставки заработной платы и предложенного на рынке количества часов или недель услуг труда).
Необходимо также различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т. д. Реальная заработная плата — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата — это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Отметим, что изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 9% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 4%. Отметим также, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время — уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата. До появления других условий(оговоренных особо), будем основывать наш анализ на ставках реальной заработной платы с условием, что уровень цен остается постоянным. Сущность заработной платы. http://www.bestreferat.ru/referat-387547.html (просмотрено 16.12.14)
Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ). Тарифные ставки бывают часовыми, дневными, месячными. Они выражают в денежной форме размер оплаты труда рабочих на различных видах работ за соответствующую единицу рабочего времени – час, день, месяц.
Оклад
Оклад или должностной оклад – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ). Схемы должностных окладов руководящих работников и специалистов утверждаются в каждой организации с учетом их роли и значения в общей системе организации.
Базовый оклад
Под базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы понимают минимальные оклад (должностной оклад), ставку заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящие в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ). Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливает Правительство РФ. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы обеспечиваются:
- – федеральными государственными учреждениями – за счет средств федерального бюджета;
- – государственными учреждениями субъектов РФ – за счет средств бюджетов субъектов РФ;
- – муниципальными учреждениями – за счет средств местных бюджетов.
Согласно ст. 135 ТК РФ российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны РТК не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством РФ. Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 и введено в действие с 1 декабря 2008 г.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифноквалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций РТК и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (ст. 144 ТК РФ).
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
ЕТКС работ и профессий рабочих выпуск 1 утвержден постановлением Госкомтруда СССР от 31.01.1985 №31 и постановлением Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 3-30.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден постановлением Минтруда России от 09.02.2004 №9.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих разработан в соответствии с принятой классификацией должностей работников на три категории: руководители, специалисты и служащие. Отнесение должностей к соответствующей категории осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание
труда работника (организационно-административные, аналитикоконструктивные, информационно-технические). Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих содержит квалификационные характеристики по должностям руководителей, специалистов и служащих, сгруппированным в разделы по видам экономической деятельности.
Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».
Раздел «Должностные обязанности» квалификационных характеристик содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.
При необходимости должностные обязанности, содержащиеся в квалификационных характеристиках, могут быть распределены между несколькими исполнителями. В процессе совершенствования организации труда, внедрения технических средств, проведения мероприятий по увеличению объема выполняемых работ возможно расширение круга обязанностей работника по сравнению с обязанностями, установленными соответствующими квалификационными характеристиками. Работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, родственных по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования.
Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Раздел «Требования к квалификации» определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.
Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.
Квалификационные характеристики должностей заместителей руководителей не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе требований, содержащихся в характеристиках соответствующих должностей руководителей.
Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации.
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Порядок утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих принят постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787.
Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это Минздравсоцразвития России).
Размер должностного оклада руководителя бюджетного учреждения в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 № 167н «Об утверждении порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения» определяется от величины размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения. Установлено, что размер должностного оклада руководителя бюджетного учреждения определяется трудовым договором и составляет три размера средней заработной платы работников основного персонала. При расчете средней заработной платы учитываются должностные оклады, ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера работников основного персонала. Расчет осуществляется за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения.
С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»”» органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений, но не ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях) (ст. 131 ТК РФ).
В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы (ст. 131ТК РФ).
Ограничение доли неденежной формы заработной платы до 20% от начисленной месячной заработной платы означает, что не менее 80% причитающейся работнику заработной платы работодатель обязан выплатить в денежной форме. Данное соотношение денежной и неденежной частей не может быть изменено даже по соглашению работодателя с работником, поскольку стороны трудовых правоотношений не могут устанавливать условия, ухудшающие положение работника по сравнению с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами.
Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается (ст. 131 ТК РФ).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (п. 54) обращается внимание судов на то, что при разрешении споров, возникших в связи с выплатой работнику заработной платы в неденежной форме в соответствии с коллективным договором или трудовым договором, необходимо иметь в виду, что исходя из ст. 131 ТК РФ и ст. 4 Конвенции МОТ № 95 1949 об охране заработной платы (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961 № 31) выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:
- а) имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме. При этом ст. 131 ТК РФ не исключается право работника выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты труда;
- б) заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% от общей суммы заработной платы;
- в) выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики);
- г) подобного рода выплаты являются подходящими для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу, имея при этом в виду, что не допускается выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;
- д) при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость во всяком случае не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат.
Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ).
Государство гарантирует выплату заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 130 ТК РФ).
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
- – организациями, финансируемыми из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета;
- – организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, – за счет средств бюджетов субъектов РФ;
- – организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов;
- – другими работодателями – за счет собственных средств (ст. 133 ТК РФ).
Федеральным законом от 24.06.2008 № 91 -ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда”» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 г. установлен в сумме 4330 руб. в месяц.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).
Статья 136 ТК РФ налагает на работодателя обязанность выплачивать заработную плату не реже чем каждые пол месяца вдень, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Установленный ст. 136 ТК РФ срок выплаты заработной платы не может быть увеличен ни трудовым договором, ни коллективным договором, ни по заявлению работника, поскольку в соответствии со ст. 9 ТК РФ трудовые договоры, коллективные договоры и соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Не полученные работником суммы депонируются либо данный вопрос решается перечислением заработной платы на счет работника в кредитном учреждении.
Выплата заработной платы за работу, длящуюся менее двух недель, производится по окончании работы.
Авансирование ТК РФ предусмотрено при выезде в командировку, при переезде на работу в другую местность, но не при расчетах по заработной плате. Однако это не препятствует работодателям при принятии такого решения авансировать работникам суммы в счет будущей заработной платы. В частности, авансирование может применяться при сезонных работах. Поскольку ТК РФ запрещает выплачивать зарплату реже двух раз в месяц, а начисленная заработная плата за месяц не может быть меньше минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ), аванс часто начисляют исходя из минимального размера оплаты труда, а в конце сезона начисляют заработную плату в полном объеме. Следует учитывать, что в этом случае затраты предприятия по заработной плате в основном падают на последний месяц сезона и, как следствие, неоправданно увеличивается прибыль предприятия в течение его первых месяцев, а увеличение прибыли ведет к переплате налога на прибыль. Чтобы избежать этого, рекомендуется рассчитывать зарплату помесячно, исходя из фактически отработанных дней и планируемой стоимости дня.
То, что заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца – это законодательная норма (ст. 136 ТК РФ). Согласно ст. 57 ТК РФ права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством, могут включаться в трудовой договор по соглашению сторон (а могут и не включаться). Невключение в трудовой договор каких-либо из таких прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей. А вот конкретные дни выплаты заработной платы обязательно должны быть указаны либо в правилах внутреннего трудового распорядка, либо в коллективном договоре, либо в трудовом договоре (ст. 136 ТК РФ).
При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате (ч. 1 ст. 136 ТК РФ).
Рассылка расчетных листков работникам в электронном виде на персональные электронные почтовые ящики не противоречит требованиям ч. 1 ст. 136 ТК РФ, поскольку электронные сообщения также имеют графическую (письменную), а не вербальную (устную) форму.
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Статья 372 ТК РФ предусматривает учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников. Однако ч. 2 ст. 136 ТК РФ указывает на представительный орган работников, которым может быть не только упомянутый в ст. 372 ТК РФ профсоюзный орган, но и иной избранный работниками орган (ст. 29–31 ТК РФ). Фактически ч. 2 ст. 136 ТК РФ распространяет порядок, установленный ст. 372 ТК РФ для названного в ней профсоюзного органа, и на другие представительные органы работников, представляющие интересы всех или большинства работников.
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ).
Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ). Например, согласно ст. 30 ГК РФ, если гражданин ограничен в дееспособности из-за злоупотребления спиртным, то получить зарплату за него может попечитель. Лицо, получающее зарплату за другого человека, можно указать в трудовом договоре, чтобы каждый раз не оформлять на него доверенность.
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (ст. 136 ТК РФ).
Статья 129 ТК РФ определяет, что стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в состав заработной платы (оплаты труда работника) и согласно ст. 135 ТК РФ устанавливаются трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы же оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ). Соответственно, если локальным нормативным актом организации, устанавливающим систему премирования, предусмотрено депремирование по каким-либо основаниям либо непредставление к премии, то в приказе о премировании следует указать, какие конкретно работники и по каким основаниям депремированы либо не представлены к ней. Если же просто указано, что за успехи (достижения) в работе работники могут премироваться, без перечисления конкретных показателей, то в этом случае письменного обоснования невключения в приказ о премировании тех или иных работников не требуется.
Работодатели свободны в выборе вариантов стимулирования труда. Более того, они имеют право вообще от них отказаться. Если же в трудовом договоре или локальном нормативном акте организации зафиксированы выплаты стимулирующего характера, то, когда работник выполняет закрепленный показатель, у работодателя возникает обязанность по их выплате. Во избежание споров следует указывать не только виды выплат, но и их размеры, и условия, при наступлении которых они выплачиваются.
Парламентарии отправили документ для получения отзыва правительства, сообщает РИА Новости.
Принятие законопроекта, как полагают авторы, позволит повысить доходы россиян в условиях пандемии.
— При заключении срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени для исчисления оплаты труда работника применяется минимальный почасовой размер оплаты труда, — говорится в документе. — Установить минимальный почасовой размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 150 рублей в час.
Эта сумма, согласно поправкам, должна индексироваться один раз в год с 1 января по инфляции за предыдущий год.
Как пояснили авторы, в России часовая ставка исчисляется исходя из МРОТ (12 130 рублей) и составляет в нынешнем году 89,85 рубля в мае и 65,92 рубля в июле.
Работодатели, отметили инициаторы, устанавливают «псевдосокращенный» рабочий день, что позволяет им получать необоснованно высокую прибыль и избегать расходов на уплату НДФЛ и отчислений в социальные фонды. При этом часто основная часть зарплаты выплачивается в конвертах. «В условиях роста уровня безработицы работник вынужден соглашаться с такими условиями», — говорится в пояснительной записке.
В июне 2018 года Госдума уже рассматривала законопроект ЛДПР, в котором предлагалось установить минимальный почасовой размер оплаты труда в сумме 100 рублей за один час. Проект тогда не прошел. При его обсуждении прозвучали возражения, что предлагаемые нормы приведут к переходу на почасовые системы оплаты, более выгодные для работодателей, и принятие законопроекта может разрушить всю систему гарантий в области оплаты труда.