Тарифные преференции
В системе международной торговой системе тарифные преференции занимают особое место, которое характеризуется возросшим распространением. Тарифные преференции относятся к начальной стадии, способствуют созданию интеграционных группировок, реализации экономических и политических задач. Поэтому одним из приоритетных направлений в развитии международной торговли является система предоставления разного рода преференций, связанных в основном со страной происхождения товара.
Под тарифными преференциями понимаются такие тарифные льготы по уплате ввозных и вывозных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу.
Основанием для их применения является предоставление государству, которое является страной происхождения товара, преференциального режима — особой разновидности торгово-политических режимов.
Одной из основных функций преференций является содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран мировой торговли.
Преференциальный режим имеет солидную международно-правовую базу. Вопрос о введении преференций в международной торговле был внесен на обсуждение J сессии ЮНКТАД в 1964 г. Установление и применение преференциального режима предусмотрены ГАТТ.
Идея разработки Всеобщей системы преференций (Generalized System of Preferences) была впервые рассмотрена в 1964 г. на первой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1966 г. на второй Конференции в Нью-Дели концепция Всеобщей системы преференций была официально принята членами ООН. На этой же конференции были установлены первые основополагающие принципы современной системы преференций, в частности принципы необоюдности уступок и отказ от внутренней дискриминации.
Из членов клуба развитых государств первыми начали применять (с 1971 г.) индивидуальные схемы в рамках Всеобщей системы преференций Европейский экономический союз и Япония. В 1972 г. к ним присоединились Австрия, Норвегия, Швеция, Швейцария и Финляндия, в 1974 г. — Канада, а начиная с 1976 г. индивидуальная схема таможенных льгот в отношении товаров из развивающихся стран была введена в США.
Введение тарифных преференций предусмотрено ГАТТ (Agreement on Rules of). Оно обязывает страны-участницы унифицировать и сделать ясными правила, касающиеся PH Б, защитных мер, антидемпинговых и компенсационных пошлин, требований к маркировке страны происхождения товара.
Всеобщая система преференций — совокупность торговых льгот, предоставляемых развивающимся государствам. На товары, импортируемые из этих стран, устанавливаются нулевые или пониженные ставки ввозных таможенных пошлин. Основной фактор концепции Всеобщей системы преференций — правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся льготным режимом. Причем распространяются эти правила только на товары, определяемые национальным законодательством страны.
Всеобщая система преференций стала самостоятельным инструментом торговой политики развитых стран, предоставляющих развивающимся странам преимущества по доступу их товаров на свои рынки. Система стала общей потому, что тарифные преференции практикуются в отношении развивающихся стран всеми развитыми странами как односторонняя уступка, а не результат торгово-политических переговоров. Кроме того, концепция Всеобщей системы преференций предусматривает заинтересованность страны в развитии внешнеэкономических связей, формировании благоприятной внешнеторговой деятельности, выполнении принятых международных обязательств. Преференции широко используются для диверсификации и совершенствования экономики, формирования инфраструктуры для эффективной хозяйственной деятельности, усиления обороноспособности страны, снижения социальной напряженности и борьбы с инфляцией.
Система действует в отношении торговли практически всеми промышленными и отдельными сельскохозяйственными товарами. В то же время системой предусмотрено введение тарифных квот; отказ от импорта отдельных товаров из стран, успешно конкурирующих на внешнем рынке; отказ в преференциях странам, у которых уровень экономического развития повысился либо не соблюдающим права человека.
Необходимо отметить, что бенефициарами преференций является большинство развивающихся стран, а также ряд государств с переходной экономикой. В рамках данной системы преференции могут применяться но индивидуальной схеме — в виде полной отмены пошлин или значительного снижения последних.
Тарифная преференция в рамках ЕАЭС — освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
Тарифными преференциями пользуются наименее развитые страны, пользующиеся единой системой тарифных преференций Союза.
В целях содействия углублению экономической интеграции, экономическому развитию и осуществлению добросовестной конкуренции, руководствуясь общепризнанными нормами и правилами международной торговли, ЕАЭС может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза и наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза. Предоставление тарифных льгот осуществляется согласно Приложению № 6 к Договору о ЕАЭС. Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран товаров, перечисленных в разд. II указанного Приложения. Протоколом устанавливается порядок формирования и утверждения ЕЭК перечней товаров и стран — пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС.
На единой таможенной территории ЕАЭС в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющиеся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г.
Решением Межгосударственного совета экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены следующие перечни:
- — Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС. В отношении этих стран применяются ставки таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
- — Перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.
Примечательным является тот факт, что в Перечень развивающихся стран входят 103 страны, из которых основными бенефициарами преференций являются Бразилия, Китай, Турция, Парагвай, Аргентина, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет и Иран. В перечень наименее развитых стран входят 49 стран, имеющих статус наименее развитых по классификации ООН. Из них основными бенефициарами являются Бангладеш, Мьянма и Эфиопия, Малави, Афганистан и Камбоджа.
В соответствии с Правилами в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, предоставляются тарифные преференции только при выполнении следующих условий:
- • происхождение товара из развивающихся и наименее развитых стран (товар полностью произведен в данной стране либо подвергался в данной стране достаточной обработке или переработке);
- • непосредственной закупки товаров из развивающихся и наименее развитых стран, а также прямой поставки их на таможенную территорию ЕАЭС;
- • представление в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны сертификата о происхождении товара по форме «А», который должен быть заполнен в соответствии с требованиями к оформлению.
Одним из условий предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, является представление в удостоверение происхождения товара из таких стран сертификата о происхождении товара по форме «А», который должен быть заполнен в соответствии с требованиями к его оформлению.
Кроме того, тарифные преференции в ЕАЭС предоставляются в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли.
Перечни соответствуют российским преференциальным перечням в целях минимизации негативной реакции со стороны третьих стран.
В перечни включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода. Страна, не классифицируемая Всемирным байком как страна с высоким уровнем дохода, может быть не включена в указанный перечень либо исключена из него в следующих случаях:
- • достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;
- • объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС за два предшествующих года равен или превышает 75% общего объема ввоза этих товаров из стран — пользователей системы преференций;
- • недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств либо физических и юридических лиц государств, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим или юридическим лицам государств доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и юридических лиц государств ЕАЭС;
- • серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- • несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.
В перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.
Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается ЕЭК. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20% общего количества подсубпозиций Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС.
При необходимости ЕЭК утверждает дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня не может превышать 5% общего количества подсубпозиций Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС.
Необходимо отметить, что наступило время, когда нужно пересмотреть Единую систему тарифных преференций ЕАЭС. Дело в том, что некоторые развивающиеся страны, хотя и имеют низкие среднедушевые показатели дохода, обладают высокой конкурентоспособностью в отдельных секторах. Например, из 103 стран, входящих в перечень развивающихся стран, 22 страны достигли высокого уровня дохода. Поэтому эти страны должны быть исключены из перечня стран, пользующихся преференциями, и предоставить их другим странам. Характерной чертой Системы является то, что всем странам, входящим в ЕАЭС, кроме России, предоставляются преференции другими странами. Только Россия рассматривается Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода.
При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств ЕАЭС могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Отличительными особенностями тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуальный характер и согласно ст. 43 Договора о ЕАЭС применяются независимо от страны происхождения товаров. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
- • ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
- • ввозимых в рамках международного сотрудничества государств ЕАЭС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.
О предоставлении тарифных льгот в иных случаях, об их унификации либо применении в одностороннем порядке страны — участницы Таможенного союза договорятся дополнительно.
Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается ЕЭК.
Для Российской Федерации были установлены следующие принципиально новые тарифные льготы: в отношении двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и технического обслуживания гражданских, пассажирских самолетов иностранного производства. В отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства — участника ЕАЭС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности исходя из законодательства этого государства-участника.
Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о ЕАЭС, международными договорами с третьей стороной и решениями ЕЭК.
- Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе-
- Катушенок В. К. Правовое регулирование предоставления тарифных преференцийна таможенной территории Евразийского экономического союза // URL: https://www.yandex.ru.
Содержание
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 311 в настоящий Перечень внесены изменения, вступающие в силу через 90 дней после официального опубликования названного постановления
См. текст Перечня в предыдущей редакции
Перечень
стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1057)
С изменениями и дополнениями от:
25 января 1999 г., 18 марта 2003 г., 6 июня 2005 г., 13 ноября 2006 г., 22 марта 2007 г., 26 апреля 2008 г.
ГАРАНТ:
Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. N 414 утвержден Перечень товаров, происходящих из стран, приведенных в настоящем Перечне, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции
Албания
Алжир
Республика Ангола
Антилья
Антигуа и Барбуда
Аргентина
Аруба
Исламская Республика Афганистан
Багамские острова
Барбадос
Бангладеш
Бахрейн
Белиз
Республика Бенин
Бермудские острова
Ботсвана
Боливия
Бразилия
Британские Виргинские острова
Бруней
Буркина Фасо
Бурунди
Бутан
Республика Вануату
Венесуэла
Вьетнам
Гайана
Габон
Гаити
Гамбия
Гана
Гватемала
Гвинея
Республика Гвинея-Бисау
Гондурас
Специальный административный район Китая Гонконг
Гренада
Джибути
Доминика
Доминиканская Республика
Египет
Замбия
Зимбабве
Индия
Индонезия
Иордания
Иракская Республика
Иран
Йеменская Республика
Республика Кабо Верде
Каймановы острова
Камбоджа
Камерун
Катар
Кения
Республика Кирибати
Китай
Корейская Народно-Демократическая Республика
Колумбия
Союз Коморских Островов
Конго
Демократическая Республика Конго
Республика Корея
Коста-Рика
Кот-д,Ивуар
Куба
Кувейт
Кука острова
Лаосская Народно-Демократическая Республика
Лесото
Либерия
Ливан
Ливия
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Македония
Малави
Мали
Мальдивы
Малайзия
Марокко
Мексика
Мозамбик
Монголия
Монтсеррат
Мьянма
Намибия
Республика Науру
Непал
Независимое Государство Папуа-Новая Гвинея
Ниуэ
Нигер
Нигерия
Нидерландские антильские острова
Никарагуа
Объединенные Арабские Эмираты
Султанат Оман
Острова Св.Елены
Острова Теркс и Кайкос
Пакистан
Панама
Парагвай
Перу
Республика Маршалловы острова
Руанда
Сальвадор
Независимое Государство Западное Самоа
Демократическая Республика Сан-Томе
и Принсипи
Саудовская Аравия
Свазиленд
Республика Сейшельские Острова
Республика Сенегал
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Республика Сербия
Сингапур
Сирия
Соломоновы острова
Сомали
Судан
Суринам
Республика Сьерра Леоне
Таиланд
Танзания
Демократическая Республика Восточный Тимор
Того
Токелау
Королевство Тонга
Тринидад и Тобаго
Тувалу
Тунис
Турция
Уганда
Уругвай
Суверенная Демократическая Республика Фиджи
Федеративные штаты Микронезии
Филиппины
Хорватия
Центрально-Африканская Республика
Чад
Республика Черногория
Чили
Демократическая Социалистическая Республика
Шри-Ланка
Эквадор
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Эфиопия
Южно-Африканская Республика
Ямайка
Добавлено в закладки: 0
Что такое преференция? Описание и определение понятия.
Преференция (от лат. Praeferentia’ — предпочтение) — это название льготы или преимущества, которая предоставляется отдельному государству, предприятию, организации для того, чтобы поддержать определенные виды деятельности.
Преференции могут быть осуществляемы в качестве понижения налогов, скидок на таможенные пошлины, освобождений от платежей, предоставлений кредитов на выгодных условий.
Преференции предоставляет государство и происходит это всегда по конкретному адресу. Если вести речь об отношениях между различными государствами, то преференции могут предоставляться как обоюдно, так и одностороннею Главными формами оказания льгот являются особые режимы бюджетного урегулирования бюджета и визовый режим.
Преференции устанавливают в виде инвестиционных налоговых кредитов и целевых налоговых льгот для того, чтобы финансировать инвестиционные и инновационные затраты. Как и любой другой вид кредита, налоговый предоставляют с условиями возвратности и платности, оформляют с помощью соответствующего договора между налоговыми органами и предприятиями. Многие страны широко практикуют дифференциацию ставки налога на прибыль корпорации, которая зависит от отрасли экономики.
Итак, преференцией можно назвать метод, который используют с целью урегулировать международные отношения и деятельность государств на внешнем рынке. Основой преференций является маневры таможенными пошлинами с целью реализовать государственные интересы как можно эффективнее. Как правило, в качестве преференций используются льготы, которые предоставляются одним государством другому, назначая пошлины на ввоз товаров в страну. Кроме этого в качестве преференций могут использоваться выгодные условия кредитования, понижения налогов или полные освобождения от необходимости выплачивать деньги, специально созданные для этого. Как уже было сказано, преференции могут быть как одно-, так и двусторонними. Преференции в пределах России регламентируют с помощью закона под названием «О таможенном тарифе».
Законодательство России определило несколько следующих видов оказания подобного рода льгот:
- Возвращение уже уплаченной пошлины.
- Полное освобождение от необходимости выплачивать пошлину.
- Установка квот на льготный вывоз и ввоз товаров.
Существуют некоторые категории товаров, ввоз которых не может быть учтен при установлении тарифных льгот. Список этих товаров утвержден с помощью постановления, исходящего от Правительства страны. В большом количестве случаев ввод преференций улучшает отношения между государствами и оздоровляет экономическую ситуацию как локально в стране, так и во внешней экономике между странами в общем.
Правовое основание
Разные виды государственных или муниципальных преференций предоставляются на основании правового акта федеральных органов исполнительной власти, государственной власти субъектов России, органов местного самоуправления или других, которые осуществляют функции вышеупомянутых органов или организации, действующих исключительно для того, чтобы:
- Обеспечивать жизнедеятельность населения районов Крайнего Севера или местностей, приравнивающимся к ним.
- Развивать образование и науку.
- Проводить научно-исследовательскую деятельность.
- Защищать окружающую среду.
- Сохранять, использовать, популяризовать и охранять на государственном уровне объектов, относящихся к культурному наследию (памятникам истории и культуры) народов, проживающих на территории Российской Федерации.
- Развивать культуру, искусство и сохранять культурные ценности.
- Развивать физическую культуру и спорт.
- Обеспечивать обороноспособность страны и безопасность государству.
- Производить сельскохозяйственную продукцию.
- Обеспечивать население в социальном плане.
- Охранять труд и здоровье своих граждан.
- Поддерживать субъекты малого и среднего уровня предпринимателей, что включает поддержку социально ориентированных некоммерческих предприятий, учитывая Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года.
- Поддерживать другие организации, которые определены списком других федеральных законов, нормативных правовых актов представителей правительства Российской Федерации.
Запрещено использовать государственные или муниципальные преференции в целях, которые не соответствуют тем целям, которые были упомянуты в заявлениях о согласии на то, чтобы предоставить государственные или муниципальные преференции.
Изначально государственные или муниципальные преференции предоставляются по предварительному согласию, оформленному в письменном виде, написанном антимонопольным органом. Исключениями в таких случаях могут быть ситуации, когда:
- Преференция предоставляется исходя из федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, законов, оформленных субъектами Российской Федерации по управлению бюджетом, нормативных правовых актов, выполненных органами местного самоуправления по управлению бюджетом, которые содержат или устанавливают порядок, определяющий размер государственных или муниципальных преференций и их конкретных получателей.
- Предоставление преференций происходит через цели, состоящие в финансовом обеспечении непредвиденных растрат средств из резервных фондов, которые соответствовали бы бюджетному законодательству Российской Федерации.
- Размер предоставляемой преференции не должен превышать максимально предусмотренного размера, который был установлен Центральным банком России, наличными деньгами на территории Российской Федерации между несколькими юридическими лицами, заключившими сделку, при случае предоставления подобного вида преференции один раз в году одному и тому же лицу.
- Преференция должна соответствовать федеральным программа по развитию субъектов малого и среднего бизнеса
Государственной или муниципальной преференцией не может быть когда:
- Предоставляется имущество или (и) другие объекты, пользование которыми регулируется гражданскими правами по результатам торгов, которые были организованы в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, или в соответствии с результатами других процедур, которые были предусмотрены законами России по размещению заказов на поставления товаров, оказание услуг и выполнение работ по удовлетворению государственных или муниципальных потребностей.
- Передается, выделяется, распределяется государственное или муниципальное имущество между отдельными лицами с целью ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, участия в военных действиях или проведения антитеррористических операций.
- Государственное или муниципальное имущество закрепляется за некоторыми хозяйствующими субъектами исходя из права хозяйственного ведения или управления оперативом.
- Предоставляется имущества и (или) других объектов подлежащих урегулированию гражданским правом, основываясь на федеральных законах или решении суда, которое успело вступить в законную силу.
- Предоставляется имущество и (или) другие объекты подлежащие урегулированию гражданским правом равноценно каждому из участников товарного рынка.
Проблемы предоставления государственных или муниципальных преференций
Государственной или муниципальной преференцией называют то имущество, которое предоставляют федеральные органы исполнительных властей, органы государственной власти субъектов России, органы локального самоуправления или другие органы, которые выполняют соответствующие функции вышеуказанных органов или организаций для отдельных хозяйствующих субъектов, обеспечивающее им наиболее выгодных условий деятельности, передавая государственное или муниципальное имущество, другие объекты гражданских прав или предоставляя имущественные льготы, государственные или муниципальные гарантии.
То, что государственные органы власти поддерживают хозяйствующие субъекты с помощью предоставления разного рода преимуществ не должно устранять наличную конкуренцию между участниками товарного рынка, так что процесс предоставления государственных или муниципальных преференций будет урегулирован и проконтролирован с помощью антимонопольного законодательства, в том числе – Федерального закона «О защите конкуренции».
Предоставление государственных или муниципальных преференций происходит на основе правовых актов изданных государственными органами в исключительно определенных целях. Цели, на которые предоставляются государственные или муниципальные виды преференций, способны затронуть самые важные права человека и гражданина, указанные в Конституции, и исходя из этого можно сформировать классификацию государственных и муниципальных преференций исходя из критерия влияния целей предоставления преференций на соответствующие конституционные права человека и гражданина государства:
- Цели, которые затрагивают социальные права человека и гражданина или социальные цели.
- Обеспечить жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и местностях, которые приравниваются к ним.
- Защитить окружающую среду.
- Развить физическую культуру и спорт.
- Обеспечить население социальными услугами.
- Сохранить здоровье граждан.
- Цели, которые затрагивают экономические права человека и гражданина или экономические цели.
- Обеспечить обороноспособность и безопасность государству.
- Произвести сельскохозяйственную продукцию.
- Проводить регулярные мероприятия по охране труда.
- Поддерживать субъектов малого и среднего бизнеса.
- Поддержка тех некоммерческих организаций, которые отличаются социальной ориентацией, что соответствует положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях».
- Цели, которые затрагивают культурные права или культурные цели.
- Развивать образование и науку.
- Проводить научные исследования.
- Сохранять, использовать, популяризировать и охранять на государственном уровне объектов культурного наследия России.
- Развивать культуру, искусство; сохранить духовные ценности.
Данный перечень не является исчерпывающим, потому что разные виды государственных или муниципальных преференций могут предоставить в целях, которые определяют по соответствию другим федеральным законам или нормативно-правовым актам Президента и представителей правительства Российской Федерации.
Государственные или муниципальные преференции могут предоставляться в виде передач имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, других объектов гражданского права или с помощью предоставления льгот по имуществу, государственной или муниципальной гарантией. Для определения того, что может, а что не может являться преференцией, нужно определить список ее особенностей. Закон четко определяет, что именно не может являться таковой.
- Предоставление элементов имущества или других объектов гражданских прав исходя из результатов специально организованных торговых или иных процедур, которые связаны с помощью контрактной системы по сфере закупок товаров, работ или услуг для удовлетворения муниципальных или государственных нужд.
- Когда имущество, изначально принадлежащее государству или муниципалитету предоставляют с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, военного действия, или проведения операций по прекращению террористических действий.
- В случае предоставления имущества, изначально являющимся государственным или муниципальным на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
- Если имущество или другие объекты, подходящие под описание статей по гражданским правам могут быть предоставлены на основе федерального закона или решения суда, которое уже вступило в силу.
- Если имущество или другой вид объектов по гражданским правам предоставляют в равной степени каждому из участников товарных рынков.
Антимонопольное регулирование
Путь предоставления преимуществ для хозяйствующих субъектов товарных рынков может быть квалифицирован как государственная или муниципальная преференция, если присутствуют следующие признаки:
- Предоставление исключительно органами власти.
- Предоставление хозяйствующим субъектам товарных рынков (коммерческим организациям, некоммерческим организациям, которые осуществляют деятельность, которая приносит им доход, индивидуальным предпринимателям, другим физическим лицам, которые не были зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, однако осуществляли свою профессиональную деятельность, которая приносила доход, в соответствующем порядке, установленном федеральными законами на основе государственных регистраций или лицензий, а также по причине членства в организации с саморегуляцией).
- Предоставление преимуществ хозяйствующим субъектам товарных рынков.
- Влияние на условие конкуренции.
- Использование государственных ресурсов.
- Предоставление в необходимом виде, согласно которому государственная или муниципальная преференция может быть классифицирована согласно объекту предоставления:
- Имущества, принадлежащего государству или муниципалитету.
- Других объектов гражданского права (как например денег или ценных бумаг).
- Льгот по имуществу, к примеру льготы арендной платы.
- Гарантий, предоставленных государством или муниципалитетом (учитывая концессионные соглашения).
- Предоставление путем избирания.
- Предоставление по согласию антимонопольных органов, при исключении тех случаев, которые указаны в части 3 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции».
Исходя их вышеприведенных моментов необходимо осознавать потребность в разграничивании государственных или муниципальных преференций от похожих правовых институтов, например, приватизации имущества, принадлежащего государству, льготы по налогам, предоставление государственных или муниципальных гарантий по концессионным соглашениям и т.д.
Необходимо различать виды налоговых льгот, не являющихся видами государственной или муниципальной преференцией.
Законодательство установило норма по налогам и сборам, которые определяют основы, порядок и список условий по применению налоговых льгот, однако они не носят индивидуального характера, так что процесс предоставления соответствующих льгот некоторым категориям налогоплательщиков из налогов и сборов не подходит под понятие государственных или муниципальных преференций. Процесс предоставления налоговых льгот является соответствующим пункту 5 части 4 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции», что предполагает предоставление имущества или иных объектов гражданских прав каждому из участников товарных рынков в равной степени, а потому являться преференцией не может.
Преференцией муниципального или государственного вида не может признаваться процесс приватизации государственного или муниципального имущества. Приватизация представляет собой осуществление продажи имущества, которое принадлежит государству или муниципалитету. Процесс приватизации объектов имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, в том числе того, что был закреплен согласно праву хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями и учреждениями, принадлежащими государству или муниципалитету, должен осуществляться через использование публичной процедуры (например, торгов, конкурсов, аукционов), которые обеспечивали бы хозяйствующим субъектам товарных рынков равную степень доступа к данным ресурсам. Так что согласно части 4 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» государственной или муниципальной преференцией нельзя признавать процесс предоставления преимуществ отдельному лицу, даже по результатам торгов, в том числе в ситуациях, когда имущество, принадлежащее государству или муниципалитету, будет предоставляться на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В то же время государственными или муниципальными преференциями можно считать процесс передачи имущества, принадлежащего государству в безвозмездное пользование для хозяйствующего субъекта, однако для этого необходимо наличие согласие соответствующих антимонопольных комитетов или органов.
Процесс предоставления гарантий от государства или муниципалитета согласно условий концессионного соглашения признаваться государственной или муниципальной преференцией не может.
В том случае, если концессионное соглашение было заключено без проведения соответствующего конкурса предоставление гарантий от государства или муниципалитета по условиям концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» может считаться преференцией, процесс выдачи которой будет требовать полного согласования с соответствующим антимонопольным комитетом или органом. Для упрощения данной процедуры процесс заключения концессионных соглашений могут проводить без конкурса, что означает, что предоставленные государственные или муниципальные гарантии по согласованию с бюджетным законодательством Российской Федерации и права на владение имуществом считаться государственной или муниципальной преференцией не может. Исходя из этого государственная или муниципальная гарантия, которую могут предоставить по условиям концессионного соглашения и результатам проведенного конкурса, по соответствующему пункту 1 части 4 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» преференциями являться не могут.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Развитие мировой экономики в 20 веке имело характер:
— плавный, поступательный
— скачкообразный
— медленный, но прогрессивный
— быстрый и равновесный
Современное состояние мировой экономики и мирохозяйственных связей характеризуется:
— тотальным преобладанием рыночных отношений
— ограниченным распространением рыночных отношений
— преобладанием отношений, основанных на идеологических соображениях
— преобладанием отношений, основанных на политических соглашениях
К количественным показателям открытости экономики страны относят:
— экспортную квоту
— внешнеторговую квоту
— квотирование экспорта
— квотирование внешней торговли
— импортную квоту
— объем реэкспорта
— квотирование импорта
В современных условиях место и роль страны в МРТ все больше зависит:
— от ее природно-климатических ресурсов
— от ее географического положения
— от «приобретенных ресурсов»
Форма взаимодействия между странами, при которой разделение труда предстает как форма объединения труда на различных стадиях производства и реализации товаров и услуг, называется:
— международной специализацией
— международной кооперацией
— МРТ
— импортозамещением
— экспортной ориентацией производства
Более 50% прямых иностранных инвестиций крупнейших ТНК в конце 90-х гг. направлялись в:
— добывающую промышленность
— обрабатывающую промышленность
— машиностроительную индустрию
— сектор услуг
— сельское хозяйство
Отметьте основные сдвиги в структуре экономики развитых стран на рубеже ХХ–ХХI вв.:
— рост сферы услуг
— увеличение доли добывающей промышленности
— увеличение доли сельского хозяйства
— возрастание доли наукоемких отраслей производства
Установите соответствие:
1.) Первичный сектор экономики А) сельское хозяйство
2.) Вторичный сектор экономики Б) сфера услуг
3.) Третичный сектор экономики В) знания и информация
4.) Четвертичный сектор экономики Г) промышленность54
Отметьте три ведущие торгово-экономических блока в мире
— СНГ
— МБРР
— ОПЕК
— НАТО
— НАФТА
— АТЭС
— ЕС
— СЭВ
— ООН
— ЮНИДО
Отметьте примеры интеграционных группировок:
— ЕС
— ЕБРР
— АСЕАН
— АТЭС
— ООН
— МВФ
— НАФТА
— ЭКОСОС
Бенилюкс – это:
— зона свободной торговли
— общий рынок
— таможенный союз
— экономический союз
Отметить этапы интеграционного процесса в порядке возрастания его уровня:
— таможенный союз
— общий рынок
— преференциальное торговое соглашение
— экономический союз
— зона свободной торговли
Высокий уровень экономического развития характерен для:
— развивающихся стран
— промышленно развитых стран
— стран с переходной экономикой
В какую группу стран входят перечисленные страны:
а) промышленно развитые страны
б) развивающиеся страны
в) страны с переходной экономикой
1) Украина | 4) Пакистан |
2) Греция | 5) Китай |
3) Австралия | 6) Алжир |
Выделите абсолютные и относительные показатели экономического развития стран:
— ВВП
— ВВП на душу населения
— экспортная квота
— импортная квота
— величина экспорта
— доля страны в мировом ВВП
Отметьте страны «Большой семерки»:
— Италия
— США
— Австралия
— Канада
— ФРГ
— Япония
— Испания
— Франция
— Великобритания
Для промышленно развитых стран характерно:
— Превышение темпов роста населения над темпами роста производства
— Примерное равенство темпов роста населения и темпов роста производства
— Превышение темпов роста производства над темпами роста населения
Доля промышленно развитых стран в мировом ВВП составляет:
— примерно 40 %
— примерно 50 %
— примерно 60 %
— примерно 70 %
Отметьте основные факторы высокого уровня экономического развития США:
— богатые природные ресурсы
— рабовладение на юге страны
— емкий внутренний рынок страны
— благоприятное географическое положение
— благоприятные климатические условия
— самые мощные вооруженные силы
— провозглашение национальных интересов.
Отметьте черты, присущие развивающимся странам:
— социально-экономическая отсталость
— развитые рыночные отношения
— специализация в МРТ преимущественно на производстве машино-технической продукции
— высокие темпы роста населения
— относительная независимость от притока иностранных капиталов
— развитие наукоемких производств
Темпы экономического развития новых индустриальных стран:
— превышают темпы развития остальных стран
— находятся на уровне промышленно развитых стран
— в настоящий момент в среднем такие же, как и в остальных развивающихся странах
Отметьте новые индустриальные страны:
— Тунис
— Тайвань
— Сингапур
— Вьетнам
— Китай
— Южная Корея
Отметьте основные привлекательные для иностранного капитала черты инвестиционного климата Китая:
— политическая стабильность
— дешевая рабочая сила
— льготные условия налогообложения
— развитая внутренняя инфраструктура
— обширный китайский внутренний рынок
— обширные сухопутные границы
Назовите предпосылки развития МЭО на международном уровне:
— качественный скачок в развитии производительных сил в ходе промышленной революции
— создание инфраструктуры внешнеэкономических связей
— неравномерность распределения факторов производства между странами
— великие географические открытия
— переход к массовому производству товаров
Для политики протекционизма характерны:
— импортозамещение
— стимулирование экспорта
— государственное регулирование
— свобода рынка
Для политики либерализма характерны:
— импортозамещение
— стимулирование экспорта
— государственное регулирование
— свобода рынка
Разность стоимостных объемов экспорта и импорта – это:
— торговое сальдо
— торговый оборот
— мировой спрос
Оборот мировой торговли – это:
— стоимость мирового импорта
— стоимость экспорта и импорта
— стоимость мирового экспорта
— мировой экспорт минус мировой импорт
Цена FOB:
— равна цене товара в порту отгрузки
— меньше цены CIF на стоимость транспортировки
— равна цене товара в порту отгрузки плюс расходы по доставке товара на борт корабля
Фритредерство – это политика:
— защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции
— свободной торговли
— ограничения импорта товарами, производство которых в данной
— стране невозможно
В 90-х гг. темпы роста мировой торговли услугами были:
— ниже темпов роста мировой торговли товарами
— выше темпов роста мировой торговли товарами
— равны темпам роста мировой торговли товарами.60
На мировом рынке услуг в настоящее время проявляется тенденция:
— увеличения доли туризма
— снижения доли транспортных услуг
— увеличения доли официальных и правительственных услуг
— повышения доли транспортных услуг
— снижения доли частных услуг .
«Ценовая дискриминация» – это:
— установление цены на товар ниже себестоимости
— принудительное установление цены ниже мирового уровня
— поставщик товара варьирует цену в зависимости от страны-импортера.
Рынок олигополистической конкуренции отличает:
— наличие на рынке одной компании – поставщика;
— наличие на рынке нескольких компаний – поставщиков;
— наличие на рынке большого множества компаний – поставщиков.
Особенностью мировых цен на сырьевые продукты является то, что главную роль в определении их уровня:
— играет соотношение спроса и предложения на мировых рынках;
— играют внутренние издержки;
— играют внутренние цены.
Множественность цен означает:
— наличие нескольких уровней мировых цен
— наличие нескольких цен на различные товары и услуги
— наличие ряда цен на один и тот же товар с одинаковыми условиями поставки
— различие национальных издержек производства товаров, которые вместе с национальной средней нормой прибыли формируют национальные цены производства, которые, в свою очередь, определяют различные уровни мировых цен.
Специфическая пошлина взимается:
— со стоимости, превышающей лимитную стоимость товара
— в процентах от таможенной стоимости товара
— в виде твердой ставки с единицы товара (штуки, веса, объема)
— с разницы стоимости ввозимой продукции и стоимости национальных товаров в оптовых ценах.
Целью преференциальных тарифов является:
— выравнивание цен до уровня, считающегося нормальным;
— создание благоприятных условий торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной;
— ответ на субсидирование экспорта в других странах;
— ответ на определенные действия партнера.
Обозначьте инструменты внешнеторгового регулирования:
— таможенные тарифы
— протекционизм
— реэкспорт
— нетарифные меры регулирования
— стимулирование экспорта
Режим наибольшего благоприятствования – это:
— национальный режим торговли
— льготный режим международной торговли
— режим внешней торговли, когда государства на взаимной основе предоставляют друг другу те же условия внешнеторговых операций, которые будут применяться и к третьим странам
Отметить основные сферы деятельности ЭКОСОС:
— наука и культура
— социальная сфера
— экономика
— политика
Деятельность ЮНКТАД направлена на развитие:
— международных средств связи
— международной торговли
— культурной среды
— решение проблем развивающихся стран
— промышленного сотрудничества
ЮНКТАД – это:
— экономический и социальный совет
— конференция ООН по торговле и развитию
— комиссия ООН по праву международной торговли
— Генеральное соглашение по торговле услугами
Организация ГАТТ:
— создана в 1957 г .
— прекратила свою деятельность в 1997 г .
— прекратила свою деятельность в 1995 г .
— создана в 1952 г .
Юридическое лицо, приобретающее у собственника изобретений, патентов лицензию на право их использования в определенных пределах, называется:
— лицензиаром
— лицензиатом
— лицензиатором
Непатентованное научно-техническое достижение и производственный опыт конфиденциального характера – это:
— патент
— лицензия
— авторское свидетельство
— ноу-хау
— лизинг
Хайринг – это:
— долгосрочная аренда
— среднесрочная аренда
— краткосрочная аренда.
Роялти – это:
— единовременный платеж
— периодические отчисления от дохода покупателя лицензии
— вознаграждение за пользование исключительной лицензией
— вознаграждение за пользование полной лицензией
Процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс или обращение другой страны – это
— миграция капитала
— иностранные инвестиции
— вывоз капитала
— прямые инвестиции
— портфельные инвестиции
Установите соответствие
а) Прямые зарубежные инвестиции
б) Портфельные инвестиции
1) Главная цель – контроль над иностранной фирмой
2) Главная цель – получение высоких прибылей
3) Приобретение контрольного пакета акций
4) Формой дохода является предпринимательская прибыль
5) Отсутствие возможности контролировать деятельность зарубежной фирмы
Вывоз капитала осуществляется в следующих двух основных формах:
— предпринимательская
— ссудная
— портфельная
— прямые инвестиции
— займы
— государственные кредиты
Прямые инвестиции предполагают:
— предоставление займа местной компании
— создание собственного производства за границей
— ссуду финансовых средств местной компании
— покупку контрольного пакета акций местной компании
Международным платежным средством, выпускаемым МВФ и используемым для безналичных расчетов является:
— доллар США
— специальные права заимствования
— евро
— японская йена
— ЭКЮ
Золотовалютный стандарт был принят:
— на Генуэзской конференции
— на Бреттон – Вудской конференции
— в рамках Ямайских соглашений
— в рамках Парижской валютной системы
В современных условиях валютный курс базируется на:
— золотом паритете
— валютном паритете
— монетном паритете
Установить соответствия:
а) Свободно конвертируемая валюта
б) Частично конвертируемая валюта
в) Неконвертируемая валюта
1) валюта страны, где сохраняются валютные ограничения
2) валюта страны, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют
3) валюта страны, свободно обмениваемая на любые иностранные валюты
В группу Всемирного (Мирового) банка входят:
— МВФ
— МФК (международная финансовая корпорация)
— ЕБРР
— МАР (Международная ассоциация развития)
— МБРР
— ОЭСР
Установите соответствия
а) Платежный баланс
б) Расчетный баланс
1) Включает только фактически произведенные поступления и платежи
2) Включает в том числе и неосуществленные кредиты и инвестиции
3) Включает только оплаченный экспорт и импорт товаров и услуг
В платежном балансе страны блок А охватывает:
— прямые инвестиции
— ошибки и пропуски
— текущие операции
— чрезвычайное финансирование
— краткосрочный капитал
Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на довольно длительное время – это:
— мутация
— депопуляция
— дифференциация
— миграция
— интеграция
— урбанизация
Рост удельного веса специалистов высокой квалификации среди эмигрантов ведет к:
— значительным убыткам
— росту экономической преступности
— политической нестабильности
— значительному экономическому эффекту для принимающей стороны
В мировом спросе на первичную энергию первые пять мест занимают (установить последовательность):
— уголь
— торф
— гидроэнергия
— атомная энергия
— природный газ
— энергия ветра
— нефть
— солнечная энергия
Забалансовые запасы минерального сырья – это:
— запасы, использование которых экономически целесообразно
— запасы, использование которых экономически не целесообразно
— прогнозные геологические запасы
— запасы, которые могут быть разведаны в перспективе
Современная демографическая ситуация в России характеризуется:
— ростом рождаемости
— снижением смертности
— депопуляцией
— снижением ожидаемой продолжительности жизни
— увеличением ожидаемой продолжительности жизни
Продолжительная тенденция «старения» населения характерна для:
— развивающихся стран
— стран с переходной экономикой
— промышленно развитых стран
— России
ФАО – это:
— Всемирная организация здравоохранения
— Всемирный продовольственный комитет
— Продовольственная и сельскохозяйственная организация
— Международный фонд сельскохозяйственного развития
Наибольшее количество жителей планеты, страдающих от голода, проживают в регионе:
— Северная Африка
— Африка южнее Сахары
— Океания
— Центральная Азия
— Восточная Европа
— Юго-Восточная Азия
— Латинская Америка
Лондонский клуб – это:
— международная валютно-финансовая организация, учрежденная с целью поддержания стабильности международной валютной системы и координации международного сотрудничество в валютно-финансовой сфере
— международная финансовая организация, которая кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии
— объединение коммерческих банков-кредиторов для переговоров с официальными заемщиками
— объединение стран-кредиторов для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств
Дефолт – это:
— ситуация спада в мировой экономике
— отказ государства платить по внешним долгам
— резкое падение мировых цен
— неспособность государства платить по внешним долгам
Группу стран ЮНКТАД составляют:
— бывшие социалистические страны
— афро-азиатские страны
— промышленно развитые страны
— страны Латинской Америки.
Для большинства развивающихся стран характерно:
— активное участие государства в экономике
— невмешательство государства в экономику
— пассивное участие государства в экономике
— целенаправленное, но чрезвычайно редкое участие государства в экономике
Внешнеэкономические связи России в 90-е гг. были нацелены в первую очередь на:
— развивающиеся страны
— страны СНГ
— страны «дальнего зарубежья»
— страны Центральной и Восточной Европы
Отметьте современные тенденции в товарном экспорте России:
— топливно-сырьевая направленность
— низкая зависимость от колебаний цен на мировых товарных рынках
— удельный вес экспорта услуг соответствует тенденциям международной торговли услугами
— в 90-х гг . доля индустриально развитых стран в российском экспорте возросла
Российская Федерация является:
— членом ВТО
— имеет статус наблюдателя в ВТО
— не имеет статуса наблюдателя в ВТО
Назовите первую СЭЗ в России:
— «Янтарь»
— «Сахалин»
— «Алтай»
— «Находка»
— «Шереметьево»
Задания и тесты для контроля самостоятельной работы студентов
Задание 1
Выберите правильный ответ и обоснуйте свой выбор.
Международное разделение труда – это:
1) устойчивая специализация стран на производстве определенных видов услуг, которыми они обмениваются между собой;
2) развитие устойчивых экономических связей между странами с учетом внешних потребностей;
3) сосредоточение ресурсов и усилий отдельной страны в определенных сферах хозяйственной деятельности;
4) устойчивая специализация стран на производстве определенных видов товаров и услуг, которыми они обмениваются между собой.
Задание 2
Рассчитайте в фунтах стерлингов выгоду, которую получают Англия и Португалия от обмена бочонка португальского вина емкостью 50 л на отрез английского сукна длиной 25 м, если в Португалии для производства бочонка вина нужен труд в течение года 80 человек и для производства отреза сукна – 90 человек, а в Англии – соответственно 120 и 100 человек. При этом заработная плата португальских виноделов и ткачей составляет 1 000 ф. ст. в год, а английских виноделов и ткачей – 2 000 ф. ст. в год.
Задание 3
Дайте и обоснуйте ответ верно или нет каждое из следующих утверждений:
1. В отличие от мирового рынка мировое хозяйство охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства.
2. В современной мировой экономике усиливается тенденция к изолированности.
Задание 4
Дайте ответы на следующие вопросы:
1) по каким видам природных ресурсов Россия занимает ведущие позиции в мире?
2) какие страны являются главными экспортерами топливных ресурсов?
3) по каким показателям Россию можно отнести к развитым странам, а по каким – к развивающимся?
Задание 5
Перечислите наиболее известные ТНК в России и обоснуйте свой ответ.
Задание 6
Ответьте, какое из перечисленных ниже утверждений неверно по отношению к многонациональному предприятию:
1. Многонациональные предприятия могут иметь частную, государственную или смешанную собственность.
2. Многонациональные предприятия обычно имеют централизованный офис, однако производство осуществляется в нескольких странах.
3. Одна из особенностей многонационального предприятия – многонациональный характер управляющих.
4. Производственные и рыночные операции многонационального предприятия сосредоточены в стране официальной регистрации.
Задание 7
По «Российскому статистическому ежегоднику» (М., 2010) рассчитайте за последние 3 года ежегодные темпы роста экспорта и импорта России, а также сальдо ее внешней торговли. Поясните метод расчета и прокомментируйте его результат в сравнении со странами «большой семерки».
Задание 8
Дайте ответ: верно ли утверждение, что некоторые страны используют исключительно принцип свободной торговли в своей внешнеторговой политике.
Задание 9
Грузовое судно под либерийским флагом следует из Стокгольма в Сингапур с заходом в российские порты Санкт-Петербурга и Калининграда. Этим судном петербургский завод отгрузил станки в Калининград. Перевозка отечественных станков либерийским судном является для России:
а) импортом транспортной услуги;
б) импортом товара;
в) арендой перевозчика экипажем.
Задание 10
1. При каких условиях принимающей стране следует запретить зарубежным кампаниям приобретать отечественные предприятия?
2. Какие из следующих видов инвестиций являются прямыми?
— американский банк CS First Boston купил акции РАО «ЕЭС России» на сумму 500 млн дол. Общая стоимость выпущенных акций составляет 6 млрд дол.;
— Владимирский тракторный завод увеличил свою долю в уставном капитале находящегося в Германии совместного российско-германского предприятия по сбыту тракторов с 45 до 75%;
— российский банк приобрел здание в Цюрихе, в котором открыл свой филиал в Швейцарии;
— американская компания «Мак Дональдс» открыла ресторан быстрого питания в Иванове;
— американо-российский инвестиционный фонд разместил 50 млн. долл. в российских облигациях федерального займа (ОФЗ).
Задание 11
1. Каким образом импорт прямых иностранных инвестиций в страну может препятствовать экспорту рабочей силы из этой страны.
2. Роль частных переводов от экспорта рабочей силы велика для стран:
а) промышленно развитых;
б) с низким уровнем развития;
в) со средним уровнем развития.
Задание 12
1. Установите соответствия:
1) свободно конвертируемая валюта | А. Валюта страны, где сохраняются валютные ограничения |
2) частично конвертируемая валюта | Б. Валюта страны, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют |
1) неконвертируемая (замкнутая) валюта | В. Валюта страны свободно обменивается на любые иностранные валюты |
2. В каких статьях платежного баланса РФ найдут отражение следующие операции:
1. Российская фирма закупила у японской компании электронное оборудование.
2. Американская компания решила создать дочернее предприятие в РФ для того, чтобы использовать возможности растущего рынка, и начала строительство фабрики.
3. Российская компания экспортирует сельскохозяйственное оборудование в Китай.
4. Семья Сидоровых решила навестить родственников в Нью-Йорке. Были куплены три авиабилета компании «Luft-hansa».
5. В 3-м квартале 2009 г. Лондонский клуб кредиторов произвел списание части внешнего долга РФ в сумме 10 982 млн долл. США.
Задание 13
1. Сгруппируйте в виде таблицы основные формы и разновидности международного кредита.
Ситуация 2.Банк предлагает внешнеторговой фирме кредит на следующих условиях, зафиксированных в проекте кредитного соглашения:
1) сумма кредита $ 500 000 может быть предоставлена в течение 5 лет в виде траншей по следующим вариантам (тыс. долл.)
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |
I вариант | |||||
II вариант | |||||
III вариант |
2) вся сумма кредита должна быть погашена 3го января 6-го года.
3) очередные транши предоставляются в начале каждого года (2го января).
Выберите наиболее выгодный вариант с позиции заемщика и обоснуйте решение расчетом среднего срока кредита.
Задание 14
Отметьте основные задачи России в политике привлечения иностранных инвестиций:
а) накопление частного предпринимательского капитала;
б) финансирование дефицита платежного баланса страны;
в) структурные преобразования экономики;
г) финансовая помощь для приобретения жизненно важного импорта;
д) развитие финансового сотрудничества с промышленно развитыми странами.
Задание 15
Выделите две группы факторов миграции населения из России
1) стимулирующие:
2) ограничивающие:
а) высокий уровень жизни в промышленно развитых странах;
б) выгодные материальные условия жизни;
в) ограниченная емкость рынков труда принимающих стран;
г) невысокий уровень квалификации рабочей силы из РФ;
д) непризнание большинством стран российских дипломов о высшем образовании;
е) незнание иностранных языков.
В статье рассматриваются некоторые историко-правовые и теоретические аспекты института правовых преференций, как одной из форм проявления правовых стимулов.
Ключевые слова: государственная политика, правовой стимул, правовые преимущества, преференции.
Среди существующего и наиболее часто применяемого набора правостимулирующих средств обособленное место занимают правовые преимущества, в числе которых следует назвать преференции и гранты.
Критерием их объединения в названную группу, при всех прочих существующих различиях, является признак избирательности предоставления, которое осуществляется с соблюдением специальной законодательно установленной процедуры. Они не распространяются на обширный круг участников общественных отношений, а только на тех, кто соответствует определенным, законодательно установленным критериям, то есть по субъекту воздействия они ограничены в сфере применения. Следовательно, их стимулирующая роль носит сугубо адресный характер.
И те, и другие существуют в российском праве относительно недавно.
Преференциив Российском праве существуют в форме государственных и муниципальных.
Термин «государственные или муниципальные преференции» появился в 2009 году одновременно с принятием Федерального закона от 17.07.2009 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Существовавший до этого термин «государственная или муниципальная помощь» был таким образом заменен, поскольку, по мнению разработчиков закона и правоприменителей, не отражал все особенности предоставления хозяйствующему субъекту преимущества, влияющего на конкуренцию на соответствующем товарном рынке .
Современный экономический словарь определяет преференции (от лат. Praeferentis — предпочтение) как преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государством и носят адресный характер .
Практически аналогичные определения дают другие современные экономические и юридические словари и энциклопедии .
Определение, содержащееся в п.20 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» звучит следующим образом: «государственные или муниципальные преференции — это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий» .
Исходя только из одного определения невозможно разобраться в сути данного правового явления, его стимулирующей роли и отличии от других форм проявления правовых стимулов.
Выяснение данных вопросов, с нашей точки зрения, необходимо не столько для определения «чистоты» понятийного аппарата, сколько для правильного правоприменения, поскольку преференции имеют свои специфические особенности, игнорирование которых, в отличие от других правовых стимулов, может повлечь применение мер ответственности.
Предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ на товарном рынке является составляющей частью их государственной поддержки.
Целью государственной поддержки в данном случае является стимулирование хозяйствующих субъектов к рациональному хозяйствованию в объективном смысле, включая реализацию всех его составляющих (производственной, инновационной, экологической и социальной) .
Как справедливо отмечается в юридической литературе, в современных условиях метод правового стимулирования является наиболее действенным, в связи с чем такие правовые механизмы как преференции стали приобретать особое значение. В данном случае законодатель создает режим благоприятствования для осуществления инициативной деятельности субъектов, повышая уровень их позитивной активности .
Государство путем оптимального предоставления преференций может побуждать субъекты осуществлять те варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют общественным потребностям, а также создавать механизм ограничения и контроля .
Ввиду чего предоставление преференций взаимовыгодно как для государства, так и для хозяйствующих субъектов, которым создается режим благоприятствования.
Согласно ч.1 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранение культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социального обеспечения населения;
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации .
Таким образом, цели, на которые предоставляются государственные/ муниципальные преференции можно подразделить на экономические, социальные, культурные.
К. С. Коровина полагает, что предоставление преимущества хозяйствующим субъектам товарного рынка может быть квалифицировано в качестве государственной или муниципальной преференции при наличии следующих признаков:
1) предоставляется органами власти;
2) предоставляется хозяйствующим субъектам товарного рынка (коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, индивидуальные предприниматели, иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации или лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации);
3) дает преимущества хозяйствующим субъектам товарного рынка;
4) влияет на условия конкуренции;
5) использует государственные ресурсы;
6) предоставляется в таком виде, по которому государственные или муниципальные преференции можно классифицировать по объекту предоставления:
6.1) государственного или муниципального имущества,
6.2) иных объектов гражданских прав (в том числе деньги и ценные бумаги),
6.3) имущественных льгот (в том числе льготы по арендной плате),
6.4) государственных или муниципальных гарантий (в том числе предоставляемых по концессионным соглашениям);
7) предоставляется на избирательной основе;
8) предоставляется с согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции» .
Для отграничения преференций от иных мер поддержки, предоставляемых государством, законодатель определил перечень мер, не являющихся государственной или муниципальной преференцией, указав его в п.4 ст.19 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которому не является государственной или муниципальной преференцией:
1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд;
2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или вступившего в законную силу решения суда;
5) предоставление имущества или иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка .
Особенность государственных / муниципальных преференций заключается в предоставлении преимуществ, прежде всего имущественного характера. Причем действия государственного или муниципального органа, принимающего соответствующее решение, в любом случае не могут и не должны быть произвольными, они ограничены требованиями антимонопольного законодательства.
Вследствие этого, по нашему мнению, можно выделить следующие основные условия предоставления преференций:
— их предоставление не должно нарушать конкуренцию среди участников товарного рынка, ввиду чего необходимо предварительное письменное согласие антимонопольного органа;
— они предоставляются на основании актов государственных органов в прядке, определенном антимонопольным законодательством;
— предоставляются исключительно для предусмотренных законом целей;
— могут быть предоставлены только для целей осуществления деятельности, являющейся основной для хозяйствующего субъекта;
— предоставляются в виде передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав или путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий в порядке, установленном законодательством о защите конкуренции.
В случаях выявления нарушений порядка предоставления преференций или несоответствия их заявленным целям законом предусмотрены последствия в виде предписания антимонопольного органа о принятии мер к возврату переданного имущества и денежных средств, иных объектов гражданских прав (ст.21 ФЗ «О защите конкуренции»), а также привлечения к административной ответственности (ст. ст.14.9, 14.32, 19.5, 19.8 КоАП РФ).
В юридической литературе преференции рассматриваются, в том числе, как разновидность правовых льгот, как элемент льготной политики государства, из чего следуют выводы о том, что создавая благоприятные условия для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, преференции тем самым побуждают, заинтересовывают их в занятии отдельными видами деятельности, в следовании отдельной модели поведения, которое является с точки зрения государства общественно полезным, формируя тем самым у них положительную социально полезную правовую мотивацию .
Некоторые авторы проводят «наложение» понятия «преференция» на сферу государственной поддержки работников с семейными обязанностями.
Согласно Конвенции Международной организации труда от 23.07.1981 г. № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» под семейными обязанностями подразумеваются обязанности в отношении находящихся на иждивении детей и других ближайших родственников — членов семьи, которые действительно нуждаются в уходе и помощи .
Так, И. В. Лаврентьева, Ю. Н. Шаповалова используют понятие «преференции» применительно к вопросу о реализации социально-экономических услуг и преференций работникам с семейными обязанностями, которые, по их мнению, должны быть реализованы в виде репродуктивно-ориентированной политики. Под такой политикой авторы понимают совокупность специфических монетарных и немонетарных видов действий и отношений между семьей, бизнес-сообществом и государством, заключающихся в разработке и реализации программ социально-экономических услуг и преференций работникам с семейными обязанностями, направленных на достижение заведомо заданного результата .
Проанализировав опыт центральной и восточной Европы, данные авторы выделили ряд особенностей, представляющих, с их точки зрения, интерес для повышения эффективной государственной помощи и поддержки репродукционного процесса в современной России:
— прямые денежные выплаты (ежемесячные пособия на детей в виде надбавки к заработной плате);
— распространение социальной помощи на детей и подростков до достижения ими трудоспособного возраста (при заимствовании опыта других стран — до окончания высшего профессионального образования и социализации);
— поощрение появления семей с двумя и тремя детьми путем назначения им более высоких пособий;
— дифференциация продолжительности отпусков по беременности и родам в зависимости от общего числа детей в семье .
Другие авторы рассматривают преференции в качестве преимуществ и льгот законодательно установленных государством для резидентов особых экономических зон.
Согласно ст.2 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона — определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности .
Так, А. В. Клепиков, Ю. В. Трифонов, Ю. А. Сидоренко выстраивают следующую систему льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в развитие особых экономических зон:
1) особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, один регулирующий орган — Агентство по управлению особой экономической зоны, принцип «одного окна»);
2) особый налоговый режим (комплекс налоговых льгот);
3) особый таможенный режим (режим особой экономической зоны);
4) право аренды земельного участка на территории особой экономической зоны для резидентов с правом последующего выкупа земли в собственность;
5) правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность предоставляемых законодательством льгот, судебный порядок разрешения споров и т. д.) .
Также в юридической науке высказываются мнения об исключительно субъектной направленности преференций, например для поддержки малого предпринимательства.
Так, Е. Ф. Гуцелюк, полагает, что в качестве элемента системы поддержки малого бизнеса может быть использован механизм преференций как элемента консультационно-методической поддержки участия малого предпринимательства в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд. Использование преференций при размещении госзаказа означает предоставление некоторым группам субъектов хозяйственных отношений преимущественных (но не исключительных) прав его получения. Особые способы предоставления преференций здесь следующие:
— отечественным (региональным поставщикам);
— отечественным (местным) производителям;
— субъектам малого предпринимательства
По мнению автора, предоставление преференций субъектам малого предпринимательства может быть реализовано в следующих направлениях:
— предприятиям, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к малому предпринимательству;
— предприятиям и организациям, поставляющим продукцию производства малых предприятий .
На наш взгляд, все вышеописанное, безусловно, можно отнести к мерам государственной поддержки и проявлению стимулирующей роли правовых льгот и гарантий.
Однако представляется, что смешение или отождествление льгот и гарантий с преференциями является, по меньшей мере, неправильным.
Преференции имеют достаточно сложный механизм проявления, они носят сугубо индивидуальный характер. Действительно, преференции могут предоставляться в форме имущественных льгот, а также государственных или муниципальных гарантий (п.20 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»), но льготой или гарантией сами по себе не являются.
Представляется, что наиболее показательным является пример соотношения льгот и преференций в налоговом законодательстве.
Льготами по налогам и сборам в соответствии с ч.1 ст.56 Налогового кодекса РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере.
Согласно Разъяснению Федеральной Антимонопольной службы «О предоставлении преференций в виде налоговых льгот» нормы законодательства о налогах и сборах не могут носить индивидуального характер. В случае, если налоговые льготы будут носить индивидуальный характер и предоставляться отдельным хозяйствующим субъектам, данные льготы будут являться государственной или муниципальной преференцией согласно пункту 20 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» .
Налоговая преференция — это предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств, носящие обязательный характер, на условиях встречных обязательств со стороны налогоплательщика. Приостановить или не применять узаконенные преференции, в отличие от налоговых льгот, налогоплательщик не вправе. За неприменение и неправильное применение преференций предусмотрены штрафы, неприменение льгот не влечет наложение штрафов .
На наш взгляд, исходя из этого закономерно следует вывод о том, что поскольку понятие, цели, сфера применения и порядок предоставления преференций достаточно четко обозначены в антимонопольном законодательстве, то разграничивать преференции от других правостимулирующих средств следует именно по данному критерию.
Таким образом, правовые преимущества, не охватываемые регулированием антимонопольного законодательства, следует относить к правовым льготам и гарантиям.
Кроме того, по нашему мнению, следует отличать преференции, предоставляемые в форме льгот и государственных или муниципальных гарантий и собственно правовые льготы и гарантии, которые будут соотноситься как частное к общему.
На наш взгляд использование предложенного нами разграничения понятийного аппарата позволит избежать путаницы в толковании и применении соответствующих правовых норм не только со стороны потенциальных получателей преференций, но и со стороны государственных и муниципальных органов. Это в свою очередь будет способствовать правильному применению закона и позволит в ряде случаев избежать негативных последствий в виде санкций, связанных с неправильным предоставлением и использованием преференций.
В современной правовой действительности отношение к институту преференций достаточно неоднозначно. Оценка их места и роли в правовом регулировании общественных отношений и их правостимулирующей функции в основном негативная и сводится к предложениям о сужении объема применения вплоть до полного отказа от их существования в праве, ввиду того, что они приводят к коррупции и другим негативным последствиям, не соответствуют принципам справедливости.
В юридической литературе отмечается, что отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в сфере установления и реализации преференций является на сегодняшний день одной из основных проблем. Действующая сегодня система преференций не позволяет справедливо перераспределять ресурсы в пользу наиболее нуждающихся в помощи субъектов. Преференции предоставляются чаще всего по категориальному принципу, независимо от материального положения потребностей их получателей .
В целом же, на наш взгляд правовые преференции, исходя из того смысла и целей, которые закладывает законодатель, имеют право на существование в современном Российском праве, как мера государственной поддержки, стимулирующая хозяйствующих субъектов на достижение ожидаемого результата, выгодного государства и благоприятного для самих субъектов экономической и предпринимательской деятельности.
Виду чего следует согласиться с мнением М. С. Красевич, которая полагает, что преобразования в данной сфере не должны быть хаотичными, ожидаемый эффект от предоставления преференций может быть получен только благодаря взаимодействию контролирующих органов на всем протяжении процедуры предоставления преференции — от правомерности ее предоставления до различных форм контроля за обоснованностью ее использования .
Литература:
3. Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. — М.: Книжный мир, 2002. — С. 492.
4. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2000. — С. 483.
5. Гуцелюк Е. Ф. Стимулирование совокупного спроса на продукцию субъектов малого бизнеса как форма их поддержки в условиях кризиса // Journal of Economic Regulation — Вопросы регулирования экономики. 2010. Т. 1. № 1.
7. Конвенция № 156 Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (принята в г. Женеве 23.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Информационно-правовая система Консультант плюс версия проф.
9. Красевич М. С. Содержание преференций и их влияние на формирование правосознания // Пробелы в российском законодательстве. — М.: Медиа-ВАК, 2012, № 5. — С. 121–125.
11. Разъяснение ФАС России «О предоставлении преференции в виде налоговых льгот» // Информационно-правовая система Консультант плюс версия проф.
13. Российская юридическая энциклопедия. — М.: Издательский Дом ИНФРА-М. 1999. — С. 800.
14. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: 1998. — С. 358.
18. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Информационно-правовая система Консультант плюс версия проф.
19. Шишкин С. И. Государственная поддержка предпринимательской деятельности как специфическая форма государственного регулирования экономики // Предпринимательское право. — М.: Юрист, 2011, № 4. — С. 29–32.