Толкование норм права понятие
Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.
Содержание
Виды толкования права:
— аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа;
— легальным называют толкование , которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ имеет полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;
— казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов.
— Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер.
— Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.
Виды неофициального толкования:
— обыденное;
— профессиональное;
— научное.
Обыденное толкование – пояснения и идеи о законе, юридической практике, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. Для данного толкования свойственны заблуждения, а также поверхностные суждения.
Профессиональное толкование базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях и т. д. Данное разъяснение не является юридически обязательным.
Научное (доктринальное толкование) – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно-исследовательские учреждения, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. Доктринальное толкование отличается тем, что оно имеет очень глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание правовых норм.
Неофициальное толкование по форме выражения делят:
1) на устное (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме гражданам);
2) письменное (в периодической печати, в ответах на письма, жалобы и др.).
Толкование права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.
Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.
Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:
1. Он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
2. Интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;
3. Акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;
4. Он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
5. Акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.
Акты толкования делят:
1. По отраслям права;
2. В зависимости от субъекта издания;
3. В зависимости от внешней формы;
4. По юридической значимости;
5. В зависимости от органов, дающих толкование;
6. В зависимости от характера толкуемых правовых норм;
7. По своей юридической природе;
8. По структурным элементам.
Так, по отраслям права можно выделить акты толкования:
1. Конституционно-правовые;
2. Уголовно-правовые;
3. Административно-правовые.
В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть:
1. Аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект);
2. Легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).
В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть:
1. Письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие;
2. Устными.
По юридической значимости можно выделить акты:
1. Нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение;
2. Казуальные, которые относятся к конкретному случаю.
В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:
1. Органов государственной власти;
2. Органов управления;
3. Судебных, прокурорских органов и т. д.
По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты:
1. На акты толкования гипотезы;
2. Акты толкования диспозиции;
3. Акты толкования санкции;
4. Комплексные акты толкования.
Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.
Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.
Главными способами толкования считают следующие:
1. Грамматический;
2. Систематический;
3. Историко-политический;
4. Логический;
5. Специально-юридический;
6. Телеологический;
7. Функциональный.
Все эти способы действуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга.
Грамматический (языковой, текстовый) способ толкования состоит в уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативно-правового акта. При его использовании определяют значение отдельных понятий (например, «конституционный строй», «правосубъектность», «правопорядок» и т. д.) и оценочных понятий («существенный вред», «если необходимо», «если целесообразно» и т. п.). С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов.
Систематический способ толкования состоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами. При этом учитывается их место и роль в законном нормативном акте, отрасли, праве в целом. Таким образом, чтобы узнать действительное содержание правовых норм, нужно установить их логическую связь с другими нормами, прежде всего теми, которые являются близкими по содержанию толкуемым и характеризующим ее. Данный способ толкования также способствует выявлению юридических коллизий.
Историко-политический способ толкования учитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Большое значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, вносимые поправки, публикации в печати при обсуждении проекта, протоколы заседаний законодательного органа и т. д. Они становятся источниками, из которых можно почерпнуть информацию об обстановке, а также причинах, которые вызвали принятие нормативного акта.
Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного времени.
Логический способ толкования применяется с использованием правил формальной логики для уяснения смысла, а также содержания нормы права, ее соотношения с иными нормами, устранения неясностей, возникших при грамматическом толковании норм права.
При этом применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона.
Телеологический (целевой) способ – это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта.
Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.
По объему толкование норм права разделяют:
1. На буквальное;
2. Расширенное;
3. Ограниченное.
Далее — лекция Елены Владимировны Овчаровой «Толкование законодательства о налогах и сборах”
Толкование нормы — уяснение ее смысла и содержания толкователем (внутренний интеллектуальный процесс) и разъяснение ее для адресатов (выражение во вне заключений по результатам уяснения смысла и содержания нормы).
Классификация толкования по основаниям и видам:
Основание классификации – субъект толкования; в статутном толковании (уяснении и разъяснении смысла понятий и терминов) – также объект / предмет толкования.
Виды толкования:
1. Официальное (легальное) – компетентными органами и должностными лицами в рамках предметов ведения и в соответствии с публично-властными полномочиями:
— аутентичное – субъектами законодательной власти; неаутентичное – субъектами, не наделенными законодательной властью (Президентом РФ, Счетной палатой РФ, Центральным банком РФ);
— дискреционное – субъектами исполнительной власти (казуальное толкование Министерства финансов и других финансовых органов);
— судебное – субъектами судебной власти (правовые позиции КС РФ – принципы права (выше нормы права) (ст. 6 ФКЗ «О Конституционном суде РФ); нормативное толкование в Постановлениях Пленумов и Президиумов ВАС РФ, Постановлениях ФАСов округов, судебных актах аналогичных инстанций в системе судов общей юрисдикции, когда судебная практика считается сложившейся, – разъяснение, которое распространяется на не неопределенный круг лиц и случаев, т.е. носит общий характер (на уровне нормы права); казуальное толкование арбитражных судов субъектов РФ и апелляционных арбитражных судов, судебных актов аналогичных инстанций в системе судов общей юрисдикции, когда судебная практика не считается сложившейся, – разъяснение, обязательное для конкретного круга лиц и случая (применение нормы права).
2. Неофициальное – лицами, не наделенными публично-властной компетенцией:
— узуальное – толкование в рамках обычая (правила делового оборота);
— доктринальное – научное толкование в рамках концепций ученых;
— обыденное – обывательское толкование гражданами как членами гражданского общества.
Приемы толкования (анализа):
Грамматическое – уяснение морфологической и синтактической структуры текста акта, выявление значения отдельных слов и терминов, союзов, предлогов, знаков препинания, грамматического смысла всего предложения.
Систематическое – уяснение содержания и смысла правовых норм, исходя из места, которое они занимают в данном нормативном акте, правовом институте, отрасли права и всей системе права в целом, особенно касательно отсылочных и бланкетных норм.
Логическое – использование логики для уяснения смысла нормы, который может не совпадать с ее буквальным изложением из-за несовершенства изложения ее законодателем. Виды логического толкования: буквальное (истинный смысл совпадает с буквальным смыслом), ограничительное (истинный смысл уже буквального смысла) и расширительное (истинный смысл шире буквального смысла).
Историческое – уяснение содержания и смысла правовых норм, исходя из воли законодателя в конкретный период времени и при конкретных обстоятельствах, которые обусловливают принятие акта и/или его применение.
⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 79
Как известно, результатом толкования применяемой нормы права служат полная ее ясность и точность, отсутствие двойного смысла. Если говорить более точно, то между «духом» и «буквой» закона не должно быть расхождений, т. е. между смыслом нормы и словесным ее выражением не должно быть различий.
В зависимости от результатов толкования различают 3 его вида:
1) буквальное (адекватное);
2) расширительное, или распространительное;
3) ограничительное.
1) Чаще всего воля законодателя уясняется в точном смысле с текстом нормы. Иными словами, словесное выражение нормы и ее действительный смысл должны совпадать. Тогда говорят: «дух» и «буква» закона не расходятся, совпадают.
Буквальное (адекватное) толкование — это полное соответствие текстового выражения правовой нормы и ее смысла .
Буквальное толкование наиболее распространено в большинстве стран. Это свидетельствует о том, что обычно воля, цели и интересы законодателя достаточно четко и точно отражаются и формулируются в законе и содержащихся в нем нормах.
2) В отдельных случаях может возникнуть некоторое несоответствие между действительным содержанием нормы и ее оформлением, заключающееся в том, что словесная формулировка бывает уже или шире, чем та мысль, которую законодатель вложил в нее. В таких случаях говорят о расширительном или ограничительном толковании.
Расширительное толкование нормы права, иногда его называют распространительным, имеет место тогда, когда словесное выражение нормы уже ее действительного смысла, т. е. «дух» закона шире его «буквы». Например, в Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120). В действительности имеются в виду не только законы, принятые представительными законодательными органами власти, но и подзаконные акты.
Расширительное (распространительное) толкование — это несоответствие текстового выражения нормы и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается шире буквальной ее формулы.
Так, в ст. 19 Конституции РФ говорится о том, что «все равны перед законом и судом». Однако здесь слово «закон» толкуется расширительно, поскольку помимо законов есть и другие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства и др.).
Аналогично обстоит дело с содержанием ст. 4 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, где, в частности, указывается, что «сотрудник органов внутренних дел в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов». Помимо законов действует достаточно большое количество подзаконных правовых актов, регламентирующих различные аспекты деятельности полиции.
Еще пример. Норма, регламентирующая обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность (ст. 61 УК РФ), предусматривает возможность учесть в качестве смягчающего любое обстоятельство, не зафиксированное в тексте статьи.
В целом все нормы, содержащие слова «другие», «и т. д.», «иные», «прочие» (т.е. формулирующие открытый перечень), предполагают расширительное толкование.
Недопустимо распространительное толкование:
· исчерпывающих, законченных перечней (обстоятельств, субъектов и т.д.);
· санкций;
· положений, составляющих исключение из общего правила.
3) Ограничительное толкование применяется в случаях, когда словесное (текстуальное) выражение нормы шире содержательного ее смысла. Например, перечисленные в Уголовном кодексе обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно (ст. 63). А обстоятельства, смягчающие наказание, подлежат расширительному толкованию, поскольку в ст. 61 УК РФ указывается, что при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств и другие, не предусмотренные данной статьей.
Ограничительное толкование — это несоответствие текстового выражения нормы и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается уже буквальной ее формулы.
Так, ст. 167 УК РФ, предусматривающая ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества, толкуется ограничительно, поскольку она не охватывает случаи, указанные в специальной норме — ст. 346 (умышленное уничтожение или повреждение военного имущества).
Другой пример. В ч. 1 ст. 32 Конституции РФ предусмотрено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Очевидность смысла того, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди, а не дети и психически и умственно больные взрослые, позволила законодателю избежать конкретизации рассматриваемого положения и используемого термина. Здесь имеет место случай, когда буква закона гораздо шире его смысла и когда требуется его ограничительное толкование.
Следует отметить, что недопустимо ограничительное толкование незаконченных перечней.
Не подлежат распространительному или ограничительному толкованию термины, определенные легальной дефиницией, если такое толкование выходит за ее рамки.
Расширительное и ограничительное толкование относятся к исключительным видам; как правило, используется буквальное толкование. Обычно считается, что не могут расширительно толковаться нормы, устанавливающие какие-либо ограничения или более строгую ответственность, а также санкции норм права. Если же в тексте нормы использованы такие обороты, как «и другие» условия или обстоятельства, «иные», «и так далее», то они предполагают расширительное толкование.
Толкование нормы права и нормативных правовых актов тесно связано с их конкретизацией. Конкретизация нормативных предписаний чаще всего осуществляется в процессе подзаконного правотворчества. Но нормы права могут конкретизироваться и при их толковании. Это характерно, например, для решений Конституционного Суда РФ. В своих решениях и при толковании конституционных норм он конкретизировал конституционные положения о трехкратном представлении Президентом РФ в Государственную Думу кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, о подсчете голосов при голосовании федеральных законов в Государственной Думе и Совете Федерации. Конкретизация, безусловно, вносит нечто новое в содержание правового установления, поэтому конкретизацию норм могут осуществлять только субъекты толкования, обладающие соответствующими полномочиями.
Толкование правовых норм — это деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, и действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений (А.Ф.Вишневский).
Толкование правовых норм — это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла нормы права.
Данный процесс состоит из двух элементов: толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, а затем в целях установления одинакового ее понимания и применения разъясняет смысл правового предписания всем заинтересованным лицам.
Первая часть этой деятельности — уяснение — характеризует гносеологическую природу толкования, направленную на познание права. Уяснение выступает как мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права.
Разъяснение — вторая часть единого процесса толкования права, адресованная другим участникам отношений. Она осуществляется компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить таким образом правильное ее применение к тем обстоятельствам, на которые она рассчитана.
Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, организации, предприятия, учреждения, физические лица.
Объектами толкования выступают законы и подзаконные акты.
В теории права выделяются следующие виды актов толкования права.
В зависимости от юридических последствий различают акты официального и неофициального толкования.
Актами официального толкования являются решения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.
Актами неофициального толкования являются комментарии кодексов, учебники и другие акты доктринального толкования. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.
По юридической значимости различают акты нормативного и казуального толкования. Акты нормативного толкования (постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь) распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты (разъяснения судов, административных органов) относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц.
В зависимости от органов толкования выделяют акты органов законодательной власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти.
Токования норм права по субъекту (юридической силе)
В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, и юридической силы результатов толкования, выделяют официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование — это разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от уполномоченных на то органов, которое является обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы.
Основная цель официального толкования заключается в обеспечении единообразного понимания норм права и достижения их одинакового применения.
Официальное толкование подразделяется на аутентическое (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентическое толкование — это разъяснение правовой нормы, исходящее от издавшего ее органа. Такое толкование может давать любой правотворческий орган в отношении изданных им нормативных правовых актов (Национальное собрание, Президент, Совет Министров и т.д.). Результат толкования обычно облекается в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт.
Легальное толкование представляет собой официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу представленных ему специальных постоянных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту деятельность.
Как правило, эти разъяснения распространяются на тех субъектов и отношения, на которые распространяются правомочия органа, дающего толкование. Наиболее показательными видами легального толкования являются руководящие разъяснения высших судебных органов в связи с обобщением судебной практики.
В зависимости от того, распространяется ли толкование на все случаи, предусмотренные нормой права, или касается лишь отдельного юридического дела, официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное.
Нормативное толкование — это толкование общего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида.
Нормативное толкование применяется всякий раз, когда применяется толкуемая норма. В этом смысле оно не имеет самостоятельного значения. С утратой силы или с изменением толкуемой нормы теряет силу или изменяется и нормативное толкование.
Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Подобно норме права, оно имеет общий характер и является обязательным.
Казуальное толкование — это официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентным органом (преимущественно судами) для правильного разрешения конкретного юридического дела. Примерами такого толкования являются разъяснения вышестоящих судов. Подобного рода разъяснения касаются только этой ситуации и формально обязательны лишь при ее рассмотрении.
Неофициальным является такое толкование, которое исходит от органов и лиц, не наделенных официальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Оно не является обязательным при применении норм права, на него нельзя официально ссылаться при рассмотрении конкретных дел.
Вместе с тем, этот вид толкования оказывает большое влияние на формирование правосознания в обществе, правотворческий процесс, развитие юридической науки.
Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации.
По способам, приемам толкование правовых норм принято подразделять на грамматическое, систематическое, историко-политическое.
Следующим видом толкования является толкование норм права по объему. Толкование по объему может быть буквальным, распространительным и ограничительным.
В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, и соответственно юридической силы результатов толкования оно подразделяется на официальное и неофициальное.
Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла юридической нормы, исходящее от уполномоченных на то органов и являющееся обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы.
Толкование этого рода в свою очередь подразделяется на аутентическое и делегированное (легальное). Под аутентическим толкованием понимается разъяснение правовой нормы, исходящее от того органа, который сам издал данную норму. Результат такого толкования обычно (хотя есть и исключения) облекается в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт.
Делегированное (легальное) толкование представляет собой официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему специальных постоянных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту деятельность.
В зависимости от того, к какому кругу вопросов относится разъяснение, распространяется оно на все случаи, предусмотренные нормой права, или касается разрешения лишь отдельного юридического дела, официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное.
Нормативное толкование — это толкование общего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида.
Нормативное толкование применяется всякий раз, когда применяется толкуемая корма. В этом смысле оно не должно иметь самостоятельного значения. С утратой силы или с изменением самой толкуемой нормы теряет силу или изменяется и нормативное толкование.
Казуальным толкованием называется официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентными органами (преимущественно судами) в целях правильного разрешения конкретного юридического дела.
Неофициальнымявляется такое толкование, которое исходит от органов и лиц, не наделенных полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Обычно оно выступает в виде советов, рекомендаций, суждений.
Разновидностями толкования неофициального характера являются обыденное, профессиональное (компетентное) и доктринальное.
Способы толкования:
Грамматическое толкованиесостоит в выяснении смысла правовой нормы на основе грамматического анализа текста статьи нормативного акта, в которой она содержится. Этот процесс связан с выяснением значения отдельных понятий и терминов нормативного акта. После уяснения смысла слов и терминов устанавливается смысл предложений, посредством которых сформулирована норма права.
Логическое толкование — это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Если грамматическое толкование ставит своей задачей выяснение буквального содержания того, что закреплено непосредственно в тексте, то логическое имеет целью с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил.
Систематическое толкование. Существование данного способа толкования предопределяется системностью права. Он заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления ее с иными нормами.
Историко-политическое толкование. Материалистический подход к праву предполагает, что содержание права, правовые отношения могут быть правильно поняты только в тесной связи с порождающими их общественными отношениями. Реализация правовых предписаний невозможна без раскрытия их политического и социально-экономического содержания в конкретных исторических условиях.
Специально — юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов.
Следующим видом толкования является толкование норм права по объему. Это такой вид толкования, который дает возможность определить, в какой мере содержание, смысл правовой нормы соответствуют ее текстуальному выражению. Толкование по объему может быть буквальным, распространительным и ограничительным.
Буквальное (адекватное) толкование означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом. Большинство норм толкуется именно буквально.
При распространительном толковании содержание (смысл) толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения.
При ограничительном толковании содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения.
Акт толкования независимо от времени его принятия по времени действия совпадает с толкуемым нормативным правовым актом. При отмене нормативного правового акта полностью или частично утрачивают силу соответствующие нормы акта толкования. Толкуемый акт и акт толкования должны совпадать по своему объему, однако последний может приниматься и для того, чтобы внести элементы новизны в понимание толкуемого акта. Использование норм закона вопреки толкованию означает его нарушение. Создание акта толкования осуществляется с учетом действия всех процедур правотворческого процесса.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории права и государства
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
Толкование права по объему
Студент группы №312
Городницкий Павел Маркович
Научный руководитель
Гурков Александр Дмитриевич
Санкт-Петербург 2013
Введение
Глава 1. Рассмотрение толкования права. Буквальное толкование права
§1. О толковании
§2. Определение буквального толкования права
§3. Примеры буквального толкования
Глава 2
§1. Определение распространительного толкования
§2. Примеры
§3. Запрет распространительного толкования
Глава 3 Ограничительное толкование
§1. Определение ограничительного толкования и причины использования
§2. Примеры ограничительного толкования
§3. Некорректное ограничительное толкование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Толкование права — неотъемлемая часть любого юридического процесса. Важность и функции толкования права можно сравнить с конвейером, способствующим качественной сборке автомобилей. Так же, как любой автомобиль будет неисправным в случае пропуска какой-либо детали, интерпретация закона может оказаться некорректной без вдумчивого, внимательного и всестороннего анализа.
Институт толкования права сложился еще в древности. Во второй половине второго тысячелетия многие исследователи, а также приверженцы различных направлений (юридического позитивизма, естественного права и т.д.) в методологии науки выдвигали свои гипотезы и способы толкования права. Среди отечественных ученых значительную роль в изучении структуры толкования права сыграли работы С.С. Алексеева, В.В. Лазарева, Н.Н. Вопленко, Х.И. Гаджиева, А.Ф. Черданцева, А.И. Рулева и других видных ученых, посвятивших свои работы вышеизложенной теме. Моя работа посвящена толкованию права по объему, трем методам этого толкования.
Цель
* полностью раскрыть определения буквального толкования, распространительного толкования и ограничительного толкования, выявить причины применения каждого из методов толкования права по объему.
Задачи
* привести по восемь различных казусов для каждого из методов толкования права по объему, дать комментарии (пояснения) касательно каждого случая
* привести казусы (примеры) неверного (запрещенного) толкования права по объему.
Актуальность
Актуальность изучения методов толкования права по объему сложно поставить под сомнение, так как свободное ориентирование среди трех методов позволит не только оперативно разбираться в правовой системе, но и безошибочно (по ключевым словам, оборотам и другим языковым средствам) определять, как следует толковать конкретный нормативно-правовой акт.
Ключевые слова: толкование по объему, юриспруденция, правовой акт, исследование
Глава 1 Рассмотрение толкования права. Буквальное толкование права
§1. О толковании
Изначально целью толкования права является уяснение максимального точного ясного смысла, вложенного в нормативный акт законодателем. Интерпретатор обязан посмотреть на толкуемый акт со всех точек зрения, а затем убедиться, что текстуальное значение, введенное законодателем, будет всецело отражать смысловое значение.
Соответственно, задача толкователя заключается в установлении смысла правовых актов применительно к поведению правовых субъектов (самостоятельное уяснение права), а также на разъяснение заложенного смысла другим субъектам правовой коммуникации.
Разумеется, любой нормативный акт имеет своего непосредственного автора, выражавшего свою мысль посредством слов. Следовательно, автором может быть как одно физическое лицо (монарх, губернатор, президент), так и коллектив (емкий термин — законодатель), а также «обезличенный» автор (народность, общество, жители, распределенные по географическому принципу).
Так или иначе, уяснение смысла правовых текстов стоит на первом месте в списке приоритетов для любого субъекта, занимающегося правореализационной деятельностью, ибо без уяснения не может произойти и разъяснения смысла другим субъектам правоотношений.
Рассмотрим структуру традиционного процесса толкования права:
1) Определение субъекта (физическое лицо, чья интеллектуальная деятельность направлена на получение максимально точного смысла текста нормативно-правового акта, заложенного законодателем, а также на разъяснение смысла другим физическим лицам)
2) Определение объекта (сам правовой текст, написанный или, в редких архаичных случаях, озвученный законодателем, требующий толкования) Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. Санкт-Петербург, 2004. С.805.
3) Определение предмета толкования (воля законодателя, основанная на исторических особенностях и выраженная в законе, при этом принципы стандартного правопорядка противоречат симбиозу правотворческого и правоизъяснительного процессов) В.В. Лазарев. Общая теория государства и права. М., 1996. С. 215.
4) Результат толкования (толкование нормативно-правового акта по объему содержания текста) Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. Санкт-Петербург, 2004. С.805.
Необходимость толкования обусловлена, в первую очередь, абстрактностью и универсальностью правовых норм, указанных в источнике. Нередко они носят общий характер, поэтому для их применения к какому бы то ни было казусу требуется конкретизация и уточнение текста правового акта. Во-вторых, нормы права могут включать в себя нестандартные профессиональные юридические термины, понятные лишь определенному кругу физических лиц. В-третьих, современные правовые нормы образуют систему себеподобных, и без знания взаимосвязей каждой системы результат толкования может получиться некорректным.
Толкование права может разделяться по видам (официальное (аутентическое, легальное, казуальное, нормативное) и неофициальное (обыденное, профессиональное и доктринальное). В данном случае, моя работа направлена не на определение видов, а на подробное описание самого процесса толкования права.
По способам толкование права делится на:
* лексическое толкование
* грамматическое толкование
* систематическое толкование
* логическое толкование
* функциональное толкование Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. Санкт-Петербург, 2004. С.808.
Все эти способы — инструменты для получения «отфильтрованной» нормы, то есть нормы, избавленной от двусмысленностей, дуализмов, пояснений в духе «или-или», противоречий и других несовместимых с толкованием права явлений. Результат толкования права определяется толкованием права по объему всего содержания, охватывающего всю правовую норму.
В своей работе я хотел бы предельно конструктивно разобрать все три метода толкования права по объему, привести примеры анализа нормативно-правовых актов и создать наглядный шаблон, позволяющий в короткий срок определить, каким из методов толкования права по объему следует интерпретировать данную правовую норму.
§2 Определение буквального толкования права
Буквальное толкование права — самый распространенный, частый и простой способ толкования права по объему. Другое название метода — адекватный (от лат. Adaequatus — уравненный, приравненный). Дело в том, что при использовании этого метода «буква» закона (то есть то, что и написал законодатель, накладывается на «дух» закона, то есть то, что следует из смысла правовой нормы. Соответственно, текстуальное (словесное) изложение целиком совпадает с текстуальным смыслом Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. Санкт-Петербург, 2004. С.813., не возникает дуализмов, противоречий и недосказанностей. Римские юристы считали данный метод превалирующим, утверждая: «От слов закона не отступать!» Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права. Право и закон, М.: КолосС, 2003. С. 17..
В следующем параграфе я разберу различные примеры буквального толкования норм Конституции РФ, Гражданского и Семейного Кодексов РФ.
§3. Примеры буквального толкования
1) «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» Статья 19, часть 3, Конституция РФ
Данный пункт означает, что в Российской Федерации не ущемляются права ни мужчин, ни женщин, и представитель любого пола наделен равными правами, свободами и возможностями для их реализации, без деления прав на мужские и женские. Пример: при разделе имущества в случае развода совместно нажитое имущество делится поровну, безотносительно того, кто из супругов нажил больше имущества.
2) «Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей» Статья 153, ГК РФ
Данная статья указывает на все возможные варианты, при которых будет совершена сделка. Важно учитывать, что перечисленные глаголы всецело позволяют выяснить, была ли совершена сделка. При этом в статье отсутствуют слова «другие», «иные» и прочее, что позволяет толковать нормативно-правовой акт буквально. К примеру, гражданин А продал книгу гражданину Б. Гражданин А выбирает из перечня глагол «прекращение», а гражданин Б — «установление».
3) «Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным» Статья 1028, пункт 1, ГК РФ
Очевидно, что договор коммерческой концессии не может быть заключен ни в какой иной форме, кроме письменной. В этом же пункте прописаны последствия несоблюдения данного требования, которые ведут к тому, что договор становится бездейственным.
4) «Договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации» Статья 584, ГК РФ
В этой статье предельно подробно и всеобъемлюще описаны требования, предъявляемые к договору ренты и договору, включающему в себя отчуждение недвижимого имущества. Пример: гражданин Б решил заключить договор ренты с гражданином А, но не удосужился нотариально удостоверить документ. Тем не менее, гражданин Б передал гражданину А недвижимое имущество, рассчитывая получать плату каждые три месяца. Гражданин А заплатил за первые три месяца, затем прожил еще два с половиной месяца и скрылся. Гражданин Б, заключивший с гражданином А письменный договор, лишился возможности вернуть деньги за проживание господина А из-за отсутствия нотариально удостоверенного договора ренты.
5) «2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд» Статья 81, части 2 и 3, Конституция РФ
Согласно данным пунктам баллотироваться на должность Президента РФ может только гражданин РФ старше 35 лет, живущий в России постоянно на протяжении, как минимум, десяти лет, не занимавший до этого должность Президента более двух раз подряд.
6) «1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.
Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.
2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению»
Данная статья охватывает договор и его удостоверения. Следовательно, брачный договор недействителен только в том случае, если он изложен не в письменной форме, либо если он не заверен нотариально. Кроме того, брачный договор не имеет обратной силы: если он заключен (и удостоверен) через год после государственной регистрации, договор не распространяется на предыдущий период, прошедший со дня гос. регистрации. Пример: супруги А и Б подготовили брачный договор, но оставили его лежащим в тумбочке и не стали заявлять нотариально из-за сильной влюбленности и чувства привязанности друг к другу. Позже супруга А узнала об изменах супруга Б и поспешила подать заявление на развод. Имущество супруга А предлагала поделить согласно письменному договору, но ее просьба была отклонена в связи с отсутствием нотариального удостоверения.
7) «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны» Статья 1, часть 2, Конституция РФ
Согласно этому пункту, уместно употребление обоих вариантов наименования страны. Пример: главный редактор издания Б советует журналисту А изменить в статье наименование «Российская Федерация» на слово «Россия». Журналист А заявил, что «Россия» — неофициальное название страны, на что редактор издания Б ответил демонстрацией соответствующего пункта статьи Конституции Российской Федерации.
8) «Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка» Статья 17, Семейный Кодекс РФ
Данная статья описывает права мужа на возбуждение дела о расторжении брака в течение беременности жены и в течение календарного года после рождения ребенка. Пример: супруг А решил возбудить дело о расторжении брака и объявил об этом супруге Б, на что супруга Б ответила демонстрацией заключения врача о беременности. Следуя семейному кодексу, супруг А не имеет права возбуждать дело о расторжении брака вплоть до того, как будущему ребенку исполнится один год.
Все вышеперечисленные примеры просты для толкования, так как включают в себя все требования, санкции и условия, не требующие дополнительных пояснений.
право буквальный распространительный ограничительный
Глава 2
§1. Определение распространительного толкования
Распространительное толкование — это толкование, при котором «дух» закона получается объемнее «буквы» закона, то есть действительное содержание оказывается шире, нежели текстуальное изложение воли законодателя Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права. Право и закон, М.: КолосС, 2003. С. 341.. Следовательно, лицо, интерпретирующее нормативно-правовой акт, приводит норму к соответствию со смыслом, то есть норма дополняется новым смыслом, лишь подразумеваемым ее содержанием.
Ключевыми словами при распространительном толковании являются слова «иные», «другие», обороты «и так далее» Керимов Д.А. Проблемы общей теории государства и права. СГУ, 2000. С. 152 — они указывают на то, что нормативно-правовой акт должен толковаться шире.
Нередко распространительное толкование имеет решающее значение в делах, связанных с получением наследства и признанием наследника недостойным (Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 1117, пункт первый). По информации веб-ресурса http://www.reshenia-sudov.ru/
§2. Примеры
1) «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» Статья 20, часть 1, Конституция РФ
Разумеется, речь идет о подчинении не только Конституции и федеральному закону, но и всей системе нормативно-правовых актов, действующих в государстве, в том числе подзаконным актам.
2) «Военнослужащие, отбывающие арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания» Статья 81, пункт 3, УК РФ
Однако осужденный теряет годность к несению военной службы и по другим обстоятельствам, например, при достижении предельного для несения военной службы возраста. Распространительное толкование позволяет применять рассматриваемую норму и в подобной ситуации.
3) «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно» Статья 131, часть 1, Конституция РФ
В этом пункте конституционной статьи употребляется слово «иных». Иными могут быть, к примеру, религиозные традиции, имеющие значение на конкретной территории. Соответственно, в Конституции предусмотрена тесная взаимосвязь между федеральным законодательством и местным самоуправлением.
4) «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» Статья 55, часть 2, Конституция РФ
Данное правоположение следует толковать распространительно, ибо не должны издаваться не только подобные законы, но и подзаконные акты, также входящие в систему государственного законодательства.
5) «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» Статья 2, Конституция РФ
Статья требует распространительного толкования в связи с присутствием слова «государства». В данном контексте это слово необходимо распространить до значения «соответствующие государственные органы», в чьи обязанности входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
6) «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» Статья 6, Конституция РФ
В этой статье Конституции РФ фиксируется, что российские граждане обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности. А как быть с иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на российской территории? Распространяется ли данная норма на них, обязаны ли они, в частности, соблюдать законы Российской Федерации? Разумеется, да, следовательно, эту норму нужно толковать распространительно.
7) «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» Статья 23, часть 2, Конституция РФ
В данной статье вновь употребляется слово «иные». Логично предположить, что нарушение тайны переписки посредством SMS, социальных сетей и электронной почты противоречит Конституции наравне с перечисленными в нормативно-правовом акте вариантами коммуникаций.
8) Статья 34 пункт первый Конституции Российской Федерации. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» Статья 34, часть 1, Конституция РФ
«Иной» не запрещенной законом экономической деятельностью может считаться, к примеру, сдача помещений в аренду. Однако в данном случае нельзя не обратиться к вышеупомянутой статье 584 Гражданского Кодекса Российской Федерации, указывающей на необходимость нотариального удостоверения договора ренты.
§3. Запрет распространительного толкования
Существует несколько типичных ситуаций, при которых нельзя использовать распространительное толкование.
1) Запрещается распространительное толкование исчерпывающих «закрытых» перечней.
Например, статья 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, не может быть истолкована распространительно.
2) Запрещается распространительное толкование санкций.
Классическим примером является статья 105 Уголовного кодекса Российской Федерации. Санкции за убийство не подлежат распространительному толкованию.
3) Запрещается распространительное толкование положений, составляющих исключение из общего правила.
Пример исключения можно найти в первом пункте статьи 223 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее отмечено полужирным шрифтом). «Незаконные изготовление, переделка или ремонт огнестрельного оружия, его основных частей (за исключением огнестрельного оружия ограниченного поражения), а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств — наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей».
4) Запрещается распространительное толкование терминов, определенных законом.
Самый красноречивый пример — термин «ночное время», нередко встречающийся в кодексах и федеральных законах. Изначальное прилагательное «ночной» кажется тем временем, когда наступает ночь, то бишь темнота. Соответственно, при распространительном толковании данного термина в июне в Петербурге «ночным временем» будет считаться лишь небольшой промежуток времени. Это связано с таким явлением, как «белые ночи».
Из этого следует, что термин «ночное время» — это время с 22-00 до 06-00 по местному времени. Толкование данного термина противоречит правилам толкования правовых норм.
Глава 3. Ограничительное толкование
§1. Определение ограничительного толкования и причины использования
Ограничительное толкование — это вид толкования, при котором «буква» закона получается шире, чем «дух» закона, т.е. законодатель ставит рамки, ограничения толкования нормативно-правового акта Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права. Право и закон, М.: КолосС, 2003. С. 302.. Содержание текстуального правила оказывается уже, его полного текстуального выражения Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. Санкт-Петербург, 2004. С.813.. Чаще всего интерпретатор вынужден толковать нормативно-правовой акт ограничительно из-за присутствия близких по смыслу актов во всей системе, а также из-за некорректно составленных законодателем правовых норм.
§2. Примеры ограничительного толкования
1) «Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания» Статья 79, пункт 2, УК РФ
В этом пункте статьи определено, что испытательный срок при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания равен неотбытой части этого срока. Данное предписание закона толкуется ограничительно, ибо оно не может распространяться на лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.
2) «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств» Статья 401, пункт 3, ГК РФ
В данном пункте присутствует словосочетание «непреодолимая сила», которое следует толковать ограничительно. Это выражение понимается в суженном смысле. Имеется в виду «непреодолимое» не в психологическом, нравственном, а только лишь в стихийно-природной неотвратимости наступление вредных последствий, которые невозможно предотвратить.
3) «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» Статья 32, часть 1, Конституция РФ
Очевидность и неразмытость смысла того, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди, а не дети или психически и умственно больные взрослые, позволила законодателю избежать конкретизации рассматриваемого положения и используемого термина.
4) «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Статья 30, часть 1, Конституция РФ
Разумеется, подлинный нормативный смысл этого правоположения уже его словесного выражения, поскольку закрепленное в нем право на объединение не распространяется, в частности, на детей.
5) «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» Статья 38, часть 2, Конституция РФ
Речь, конечно же, в данном случае идет о несовершеннолетних детях, так как трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны сами заботиться о нетрудоспособных родителях.
6) «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» Статья 57, Конституция РФ
В этой статье слово «каждый» порождает ограничительное толкование, потому что платить налоги и сборы обязан не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане. Остальные (дети, душевнобольные лица) исключаются. Следовательно, толкуем данную норму ограничительно.
7) «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» Статья 27, часть 2, Конституция РФ
В этом случае, как и в предыдущем, слово «каждый» нельзя толковать буквально. Например, раждане, отбывающие уголовное наказание, не могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
8) «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»
На практике данная норма должна толковаться ограничительно, ибо дети, согласно Трудовому Кодексу, не могут работать более 24 часов в неделю во время каникул в 14-15 лет, не более 12 часов в неделю во время учебы в 14-15 лет. Подростки (16-18 лет) имеют право работать до 7 часов в день (до 36 часов в неделю) во время каникул и не более 17.5 часов в неделю (до 4 часов в день) во время учебы. Кроме того, имеются различные ограничения относительно мест, где могут работать дети и подростки (подземные работы, игорные заведения, бары, пункты продажи табачных изделий и так далее). Если же толковать норму Конституции буквально, получится, что даже восьмилетний ребенок, одаренный способностями к предпринимательству, может 20 часов в сутки продавать алкоголь. Разумеется, при ограничительном толковании противоречие исчезает.
§3. Некорректное ограничительное толкование
Ограничительное толкование «открытых» перечней запрещено.
Пример:
Статья 61 УК РФ пункт первый, в котором приведен перечень обстоятельств, смягчающих наказание. При этом во втором пункте данной статьи отмечается, что «при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи»
Заключение
В процессе исследования мне удалось подробно разобрать казусы по всем трем методам толкования права по объему, провести анализ нормативно-правовых актов из нескольких источников, дать весьма полные определения буквального толкования, ограничительного толкования и распространительного толкования, выявить причины, по которым используется тот или иной метод толкования, обозначить ключевые слова, позволяющие понять, каким образом следует толковать конкретную правовую норму. Кроме того, мною были приведены примеры запрещенной (некорректной) интерпретации права по объему. В процессе своей работы я познакомился с трудами многих видных ученых, что позволило мне получить всю необходимую информацию относительно толкования права по объему.
Список использованной литературы
Научная литература
1) Академический Юридический Журнал. Иркутск: Институт законодательства и правовой информации, 2008, №3.
3) Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2009.
5) Научный журнал «Право. Законодательство. Личность» — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011, №02(12).
6) Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. Санкт-Петербург, 2004.
8) Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. — М., Издательство «Зерцало», 2004.
9) Толкование права. Монография / Петрушев В.А. — М., Иркутск: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2008.
10) Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003.
Нормативно-правовые документы
1) Конституция РФ от 12.12.1993 года. В ред. От 30.12.2008 № 6-ФКЗ. «СЗ РФ». 26.01.2009. №4 ст. 445
3) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №223-ФЗ4) Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ
5) Уголовный кодекс РФ от 13.06. 1996 г. №63-ФЗ
Размещено на Allbest.ru