Тос, что это такое?
Что такое ТОСы в муниципальных образованиях? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо подробнее остановиться на характеристике местного самоуправления. Это та форма, которая является одним из вариантов самоуправления наряду с профессиональным способом и делением по интересам.
Содержание
- Активность населения
- Важные аспекты
- Нормы местного самоуправления
- Вопросы местного предназначения
- Правовое урегулирование
- Отличительные особенности
- Условия создания
- Исключительные полномочия собраний, конференций граждан, осуществляющих ТОС
- Пояснения по процедуре создания
- Нормативные и правовые документы, регулирующие деятельность
- Подведем итоги
Активность населения
Для того чтобы понять, что такое ТОСы в муниципальных образованиях, отметим, что именно местное самоуправление является публичной властью. Оно сочетает признаки естественного (общественного) феномена, выступает в виде формы проявления социальной активности населения, возможности участия граждан в решении конкретных проблем. Подобный вариант власти предполагает и ответственность людей за совершаемые поступки.
В концентрированном виде органы местного самоуправления выражают духовные и социально-экономические интересы и потребности местного общества. Только при таком подходе власть сможет гарантировать порядок, стабильность экономических взаимоотношений, оградить людей от анархии и произвола.
Муниципальная власть добивается к себе доверия у разных социальных групп, обеспечивая при этом самостоятельность и автономию деятельности муниципальных органов. Оно структурирует тот уровень самоорганизации жизни и деятельности, на котором основываются естественные потребности человека в питании, жилище, водоснабжении, благоприятной окружающей природной среде.
Важные аспекты
Рассуждая над тем, что такое ТОСы в муниципальных образованиях, отметим, что местное самоуправление в нашей стране признается и гарантируется Конституцией РФ. Оно может быть представлено в двух аспектах:
- как право людей на самостоятельное рассмотрение местных дел;
- как основу конституционного строя, главный принцип формирования власти.
Итак, местное самоуправление — это не только форма народовластия, но и право населения на совместное решение определенных проблем. Она предполагает сочетание представительной и непосредственной (прямой) демократии.
Образование ТОС является одним из способов учета национальных традиций и культуры в интересах местного населения.
Нормы местного самоуправления
Они закреплены в ст. 131 Конституции РФ. Подобный вариант подходит для сельских, городских поселений, а также для иных территорий. Определяются основы местного самоуправления с учетом местных традиций. Изменение границ территорий, в рамках которых оно функционирует, допускается только при согласии местного населения.
Конституция страны основанием для установления территориальной базы местного самоуправления выделила административно-территориальный принцип. Все единицы, которые имеют право на самоуправление, именуются муниципальными образованиями.
Осуществляется регулирование самоуправления путем совокупности разных видов социальных норм.
Они отражают объективную потребность общества в упорядочении отношений в конкретном сообществе, характеризуются историческим характером.
Вопросы местного предназначения
Говоря о том, что такое ТОСы в муниципальных образованиях, отметим, что они являются действенным инструментом улучшения жизни обычных граждан. Среди вопросов, которые имеют местное значение, выделяют:
- принятие, а также изменение Устава МО, контроль его соблюдения;
- владение, применение, распоряжение муниципальной собственностью;
- формирование бюджета, его утверждение, установление сборов и налогов, разрешение иных финансовых вопросов, актуальных для данной местности;
- суммарное социально-экономическое развитие МО, его отдельных территорий;
- содержание и применение жилищного фонда, а также нежилых зданий;
- организация, содержание, контроль и развитие муниципальных учреждений дошкольного, школьного, профессионального образования;
- обеспечение медицинского обслуживания населения;
- регулирование застройки и планировки территорий МО;
- создание благоприятных условий для социально-культурного и жилищного строительства
Организация ТОС в муниципальном образовании направлена на озеленение и благоустройство территории населенных пунктов, сохранение памятников культуры и искусства, которые принадлежат муниципалитету. Кроме того, они способствуют вовлечению граждан в занятия физкультурой и массовым спортом.
Правовое урегулирование
Организация ТОС в муниципальном образовании способствует активному вовлечению людей в решение проблем местного сообщества. Право граждан в таком союзе закрепляется ст. 27 ФЗ, касающегося общих принципов создания в нашей стране местного самоуправления.
Отличительные особенности
Порядок образования ТОС также рассматривается в данном документе. Под ТОС подразумевают самоорганизацию людей по месту их постоянного жительства для реализации собственных идей, имеющих местной значение.
Несмотря на то, что такие образования входят в систему местного самоуправления, они не являются формой реализации муниципальной власти.
Их участники не занимаются решением вопросов местного значения, они осуществляют собственные инициативы, касающиеся конкретного МО.
Важно отметить, что объединение осуществляется лишь на отдельном участке территории муниципального образования.
ТОС без образования юридического лица реализуется в пределах следующих территорий:
- жилой многоквартирный дом;
- подъезд;
- микрорайон, сельский пункт, который не является поселением.
Условия создания
Чтобы на конкретной территории создать такое сообщество собственников, необходимо соблюсти определенные условия:
- границы его территории не должны выходить за пределы самого поселения;
- на определенной территории допускается создание только одного ТОС;
- нельзя организовывать их на тех территориях, которые не имеют общих границ.
Существует несколько вариантов регистрации: ТОС с образованием юридического лица, а также с уставом.
Утвержденным товарищество считают с момента его признания юридическим лицом.
Утвержденным его считают после того, как будет официально зарегистрирован устав ТОС уполномоченным органом самоуправления конкретного населенного пункта.
Суть подобной процедуры состоит во внесении в реестр информации об учреждении товарищества.
Если устав ТОС с образованием юридического лица, то товарищество по ФЗ оформляется как некоммерческая организация. В российском законодательстве не установлена ее конкретная организационно-правовая форма.
Выделяют следующие варианты таких организаций:
- религиозные либо общественные объединения;
- некоммерческие партнерства;
- благотворительные фонды;
- союзы и ассоциации.
В качестве оптимальной организационно-правовой формы для товариществ общественных собственников рассматривают автономную некоммерческую организацию. ТОС осуществляется гражданами посредством проведения конференций и собраний, а также путем создания органов такого товарищества.
Правомочным собрание признается в том случае, когда участие в нем принимает не меньше половины всех жителей территории, которые достигли шестнадцатилетнего возраста.
Конференцию граждан по вопросам создания и реализации ТОС признают правомочной, если на ней присутствует больше 2/3 жителей территории, которым исполнилось шестнадцать лет.
Исключительные полномочия собраний, конференций граждан, осуществляющих ТОС
Среди них выделяют следующие моменты:
- структура;
- устав ТОС;
- выборы;
- смета доходов и расходов, отчет об исполнении бюджета;
- рассмотрение и утверждение отчета о функционировании органов.
Среди основных полномочий, которые осуществляют ТОС, выделим:
- представление интересов граждан, которые проживают на конкретной территории;
- обеспечение исполнения решений, принимаемых на конференциях и собраниях жителей;
- осуществление хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории;
- возможность внесения в МО проектов правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению должностными особами.
Устав ТОС без образования юридического лица, заполненный по всем правилам, должен содержать информацию о территории, на которой он функционирует. Также в нем указываются цели, формы, задачи, основные направления деятельности.
В устав ТОС муниципального образования включается также последовательность формирования, прекращения полномочий, обязанностей, а также сроки функционирования данного сообщества. Также в принимаемом документе отмечается последовательность приобретения имущества, порядок использования и распоряжения имуществом, финансовыми средствами.
Устав ТОС без образования юридического лица не предполагает каких-то дополнительных требований со стороны органов местного самоуправления. В федеральном законодательстве установлены только общие требования к деятельности и созданию товариществ. Подробный алгоритм их создания описывается в уставе МО либо разъясняется правовыми нормативными актами представительного органа конкретного МО.
Пояснения по процедуре создания
Устав ТОС без образования юридического лица 2017 года предполагает указание основной цели, которую преследуют граждане.
ТОС создается как по решению самих граждан, так и по инициативе органов местного самоуправления. Товарищество на добровольной основе принимает определенные решения, несет за них ответственность.
Оно не наделяется властными собственными полномочиями, поэтому принимаемые на собраниях и конференциях идеи носят рекомендательный характер, в любой временной промежуток ТОС может быт ликвидирован, а его деятельность прекращается.
Нормативные и правовые документы, регулирующие деятельность
Создание ТОС регулируется Конституцией РФ, ФЗ № 131, уставом МО, ФЗ № 7, нормативно-правовыми муниципальными актами, уставом товарищества. В уставе должны быть выделены следующие положения:
- о территории, на которой будет осуществляться ТОС;
- об основных целях, планируемых задачах, видах и направлениях работы;
- об особенностях создания, а также специфике прекращения обязанностей, продолжительности полномочий;
- последовательности покупки имущества, распоряжением им;
- варианты расходования финансовых средств, особенности отчетности.
Среди форм деятельности выделяют: непосредственно населением, путем создания органов ТОС.
Первый вариант предполагает проведение собраний и конференций граждан, вынесение на них конкретных вопросов, совместный поиск решений.
Среди полномочий, которыми наделяются по отечественному законодательству конференции и собрания граждан, реализующих ТОС, относят:
- выработку структуры организации;
- разработку и принятие устава, внесение в него дополнений и изменений;
- избрание органов ТОС;
- выявление главных направлений работы;
- проработку сметы, контроль за ее соблюдением;
- утверждение отчетов о функционировании.
Среди органов ТОС выделяют комитеты (советы) жилых комплексов, микрорайонов, поселков. Существуют объединения собственников, обладающих определенным недвижимым имуществом.
Если регистрация ТОС осуществляется не в качестве юридического лица, создание контрольно-ревизионной комиссии не является обязательным элементом работы.
Чтобы проводить определенные работы, при органе товарищества создаются комиссии (группы) по разным вопросам. К примеру, по культурно-массовой работе, по строительству определенных объектов местного назначения.
Органы ТОС способны выполнять сразу несколько важнейших функций:
- представлять интересы граждан, которые зарегистрированы на конкретной территории;
- обеспечивать исполнение решений, которые были приняты в рамках конференций и собраний граждан;
- вести хозяйственную деятельность, направленную на благоустройство территории, другую хозяйственную деятельность, которая направлена на удовлетворение бытовых и социальных потребностей граждан за счет личных средств, а также на базе договора между органами территориальным общественным самоуправлением и МО с применением ресурсов местного бюджета;
- вносить в муниципальные органы проекты правовых документов, которые направлены на улучшение условий жизни граждан
При реализации иных полномочий, органы территориальных общественных союзов инициируют проведение конференций, собраний жителей, чтобы принимать в их рамках конкретные решения, следят за ходом их выполнения.
Они привлекают к работам, направленным на улучшение внешнего вида водоемов, парков, скверов, их озеленение обычных граждан. ТОС инициируют мероприятия, касающиеся ремонта тротуаров и дорог, строительство детских площадок, спортивных придомовых городков.
Они помогают поддерживать в порядке культурные и исторические объекты, поддерживают состояние братских могил, воинских кладбищ, принимают активное участие в создании условий для работы с детьми, проводят для них разнообразные спортивные праздники, культурно-массовые мероприятия.
ТОС оказывают поддержку одиноким пожилым людям, неблагополучным и малообеспеченным семьям.
Подведем итоги
Именно этот орган имеет право решать, какие конкурсы будут проводиться между жителями, к примеру, за качественное содержание придомовых территорий, домов, улиц, а после завершения подводят итог, выявляют лучших, награждают их памятными призами. Также в их компетенции входит выявление фактов несанкционированного строительства хозяйственных построек, жилых помещений, нецелевого применения земельных участков, информирование о подобных действиях местного самоуправления.
Представители ТОС могут быть активными участниками всех мероприятий, связанных с охраной общественного порядка, информированием населения о проведении разнообразных конкурсов. Они сотрудничают с советами ветеранов, женсоветами, рассматривают в пределах полномочий предложения, заявления граждан, осуществляют прием населения.
Какова экономическая база работы территориального общественного самоуправления? Финансирование ТОС суммируется из собственных средств (взносов и пожертвований граждан, которые проживают на соответствующей территории, а также от пожертвований организаций). Также финансирование осуществляется благодаря привлеченным средствам: заемных ресурсам, средствам, которые перечисляются органами местного самоуправления, грантами благотворительных фондов и организаций.
Если еще пару лет назад ТОС считался в нашей стране диковинным явлением, то за последние годы ситуация коренным образом изменилась. Сегодня свой ТОС есть практически в каждом многоквартирном жилом доме, этот орган ведет реальную работу, направленную на улучшение жизни и благосостояния обычных граждан.
ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ТОС
Прикрепленные файлы:
ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ТОС
Территориальное общественное самоуправление — важнейшая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Важно знать!
Правовое регулирование:
• Статья 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения.
Цель ТОС:
самостоятельное под свою ответственность осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения.
Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территория, на которой может осуществляться ТОС:
• подъезд многоквартирного дома
• многоквартирный жилой дом
• группы жилых домов
• жилой микрорайон
• сельский населенный пункт, не являющийся поселением
• иные территории проживания граждан.
Формы осуществления ТОС:
• непосредственно населением (посредством проведения собраний, конференций граждан)
• посредством создания органов ТОС.
Органы ТОС:
избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующих территориях.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органов МСУ соответствующего поселения.
В уставе ТОС устанавливаются:
Территория на которой оно осуществляется;
Цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;
Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
Порядок принятия решений;
Порядок приобретения имуществ, а также порядок пользования и распоряжения имуществом и финансовыми средствами;
Порядок прекращения осуществления ТОС.
Что нужно делать?
• Собрать инициативную группу.
• Разработать проект устава ТОС.
• Разработать проекты плана работы, сметы доходов и расходов.
• Организовать проведения собрания граждан (если большая территория – конференции граждан).
• Принять устав ТОС.
• Избрать органы ТОС.
• Принять план работы, смету доходов и расходов.
• Зарегистрировать устав в органах МСУ.
• Зарегистрировать устав в органах.
ПОШАГОВАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ТОС
ШАГ 1
Создание ТОС инициируется гражданами, проживающими на соответствующей территории, которые формируют инициативную группу.
Инициативная группа – это группы граждан численностью не менее 3 человек (орган местного самоуправления может установить иное минимальное количество участников инициативной группы), имеющих право на участие в территориальном общественном самоуправлении и объединившиеся в целях созыва учредительного собрания (или конференции) территориального общественного самоуправления. Формируется на первом собрании из числа жителей предполагаемой территории ТОС.
ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ:
— принятие решения об инициации создания ТОС;
— создание инициативной группы;
— определение предполагаемой территории ТОС;
— подготовить запрос в органы МСУ о выдаче справки о численности граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста, проживающих на предполагаемой территории ТОС.
Далее:
Инициативная группа письменно обращается в представительный орган муниципального образования с предложением утвердить границы территориального общественного самоуправления (если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами муниципального образования)
Инициативная группа обращается в органы МСУ с запросом о численности граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста, проживающих на предполагаемой территории ТОС. Получает соответствующую справку.
ВТОРОЕ СОБРАНИЕ:
— на основании данных о численности граждан определить форму проведения учредительного мероприятия
Формы проведения учредительного мероприятия (точно устанавливается в Уставе муниципального образования либо в муниципальном нормативном акте) |
|
СОБРАНИЕ ГРАЖДАН |
КОНФЕРЕНЦИЯ ГРАЖДАН |
например: при численности граждан, достигших 16-летнего возраста, проживающих на соответствующей территории, до 100 человек (устанавливается Уставом МО,муниципальными нормативными правовыми актами) |
проводится при численности граждан, достигших 16-летнего возраста, проживающих на соответствующей территории, свыше численности, необходимой для проведения собрания. |
в порядке проведения учредительной конференции должны быть установлены нормы представительства: например 100-300 чел-к 1 делегат от 10 чел-к 301-600 чел-к 1 делегат от 20 чел-к 601-1000 чел-к 1 делегат от 25 чел-к 1001-2000 чел-к 1 делегат от 50 чел-к 2001-10000 чел-к 1 делегат от100 чел-к 10001-15000 чел-к1 делегат от150 чел-к 15001-20000 чел-к 1 делегат от200 чел-к 20001-30000 чел-к 1 делегат от 300 чел-к |
— назначить дату, время, место проведения учредительного мероприятия;
— в случае, если требуется проведение учредительной конференции, необходимо определить территории проживания граждан, на которых будет проводиться собрания граждан по избранию делегатов на учредительную конференцию;
— решить, будет ли ТОС юридическим лицом;
— подготовить проект повестки дня учредительного мероприятия (приложение 3);
— подготовить проект Устава ТОС (приложение 1).
ШАГ 2
Подготовка к учредительному мероприятию.
ВАЖНО заблаговременно оповестить о проведении учредительного мероприятия жителей и органы МСУ (например, местную администрацию).
СОБРАНИЕ
Что делать?
1. Оповестить жителей о проведении собрания.
Способы оповещения:
— размещением (вывешиванием) в общедоступным местах объявления;
— поименное оповещение — доведение указанной информации до сведения каждого жителя соответствующей территории;
— опубликование объявления в средствах массовой информации.
В объявлении обязательно должна содержаться следующая информация:
— дата, время, место проведения собрания;
— повестка дня;
— адрес, где можно ознакомиться с проектом Устава ТОС и иными документами.
2. В случае поступления от жителей, проживающих на соответствующей территории, предложений и замечаний к Уставу ТОС внести данный вопрос на повестку дня учредительного собрания.
КОНФЕРЕНЦИЯ
1. Определить количество делегатов конференции в соответствии с нормами представительства.
2. Оповестить жителей о проведении собраний по выборам делегатов (желательно не позднее 14 дней до дня проведения учредительной конференции).
Собрания по выборам делегатов могут быть в двух формах:
1. очная – проводится в виде совместного присутствия жителей в месте проведения собрания, обсуждения кандидатов в делегаты на учредительную конференцию, голосования по из кандидатурам и оформляется протоколом с приложением списка присутствующих (приложение)
2. заочная – проводится в виде сбора подписей в поддержку кандидата(ов) в делегаты на учредительную конференцию, проставляемых жителями в подписных листах (приложение ).
ВАЖНО выборы делегатов на учредительную конференцию считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие большинство жителей соответствующей территории и большинство из них поддержало выдвинутую кандидатуру. Если выдвинуто несколько кандидатов в делегаты, то избранием считается кандидат, набравший наибольшее число голосов от числа принявших участие в голосовании.
ШАГ 3
Проведение учредительного мероприятия – собрания/конференции
1. В учредительном СОБРАНИИ принимают участие жители, постоянно проживающие на территории создания ТОС.
ВАЖНО учредительное собрание граждан правомочно, если в нем принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
Составляется список участников учредительного собрания (приложение ).
2. В учредительной КОНФЕРЕНЦИИ принимают участие делегаты, избранные на собраниях жителей или путем заочного голосования, а также все желающие жители (достигшие возраста, установленного органом местного самоуправления в нормативном правовом акте о ТОС), постоянно проживающие на соответствующей территории. Жители, присутствующие на конференции не из числа избранных делегатов, принимают участие в работе конференции с правомсовещательного голоса.
ВАЖНО: Учредительная конференция правомочна, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных гражданами делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
Составляется список делегатов, присутствующих на учредительной конференции (приложение ).
Также в учредительном собрании (конференции) могут принимать участие представители органов местного самоуправления с правом совещательного голоса.
План проведения учредительного мероприятия:
1. Открытие мероприятие проводит представитель инициативной группы.
1. Представитель инициативной группы предлагает участникам мероприятия избрать из своего состава председателя и секретаря собрания (конференции). Порядок избрания определяется собранием (конференцией).
2. Функции председателя – ведение собрания (конференции) в соответствии с повесткой, предоставление слова выступающим. Функции секретаря – ведение протокола учредительного собрания (конференции).
1. Утверждается повестка учредительного собрания (конференции) (приложение 3).
2. Решение на собрании (конференции) считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа участников собрания (делегатов, присутствующих на конференции).
3. На учредительном мероприятии должны быть обсуждены и приняты решения по следующим вопросам:
— создание ТОС;
— об утверждении устава ТОС;
— об избрании органов ТОС с указанием срока их полномочий;
— о наделении (не наделении) ТОС статусом юридического лица.
— об определении заявителя, уполномоченного представлять жителей территории, на которой планируется организовать ТОС, при установлении границ и регистрации устава ТОС, в порядке, установленном Уставом муниципального образовании и (или) нормативными правовыми актами;
— иные вопросы.
ШАГ 4
Оформление документов, принятых на учредительном собрании (конференции).
Решения, принятые на учредительном собрании (конференции) оформляются протоколом (приложение ).
Требования к протоколу:
1. должен содержать данные о дате и месте проведения;
2. должно быть указано общее число участников учредительного собрания (избранных делегатов, имеющих право принимать решение на конференции количество делегатов);
3. должно быть указано количество принявших участие в работе учредительного собрания (конференции);
4. указываются принятые решения;
5. подписывается председателем и секретарем;
6. должен быть пронумерован, прошит, склеен и заверен на склейке подписями председателя и секретаря.
ВАЖНО: протокол учредительного собрания (конференции) должен храниться в месте, определенном на собрании (конференции). Житель соответствующей территории ТОС вправе знакомиться с протоколом учредительного собрания (конференции) граждан, делать из него выписки.
ШАГ 5
Регистрация Устава ТОС
ВАЖНО Устав ТОС подлежит обязательной регистрации уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В нормативных актах о территориальном общественно самоуправлении могут устанавливаться сроки внесения Устава ТОС на регистрацию с момента проведения учредительного собрания (конференции) ТОС.
Для регистрации Устава ТОС уполномоченные лица представляют в уполномоченный орган местного самоуправления следующие документы:
1. Устав территориального общественного самоуправления – 2 экз. (должен быть прошнурован, пронумерован, склеен и заверен на склейке подписями);
2. Выписка из протокола учредительного собрания (конференции) о принятии Устава ТОС.
Уполномоченный орган местного самоуправления:
1. в случае регистрации Устава ТОС:
- вносит соответствующую запись в Реестр Уставов ТОС в муниципальном образовании (приложение );
- направляет заявителю:
— зарегистрированный Устав ТОС (с печатью уполномоченного органа МСУ и подписью ответственного лица за регистрацию),
— копию нормативного акта о регистрации Устава ТОС,
— копию нормативного акта об установлении границ ТОС.
2. в случае принятия решения об отказе в регистрации Устава ТОС:
- направляет заявителю мотивированный ответ;
- при необходимости сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю причины отказа и оказывают помощь в устранении недостатков.
ВАЖНО: основанием для отказа в регистрации Устава ТОС может быть несоответствие представленных документов требованиям законодательства и нормативным правовым актам муниципального образования, регулирующих вопросы осуществления территориального общественного самоуправления.
ШАГ 6
Государственная регистрации ТОС в качестве юридического лица
В п.5 ст.27 Федерального закона от 06.03.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяется, что ТОС может являться юридическим лицом и в этом случае подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
ВАЖНО: вопрос о наделении ТОС статусом юридического лица должен быть обязательно определен в Уставе ТОС.
Порядок государственной регистрации определен в ст.13.1. Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
В Волгоградской области государственную регистрацию осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области. В структуре управления имеется Отдел по делам некоммерческих организаций.
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:
|
Заявление |
— подписывается уполномоченным лицом (далее — заявитель); — указывается фамилия, имя, отчество, место жительства и контактные телефоны. |
|
Учредительные документы некоммерческой организации |
— Устав ТОС — 3 экз. |
|
Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов. |
— протокол учредительного собрания (конференции); — 2 экз. |
|
Сведения об учредителях. |
— 2 экз. |
|
Документ об уплате государственной пошлины. |
— квитанция |
|
Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. |
— сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего органа ТОС. |
|
При использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование. |
|
ВАЖНО: Требования к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческой организации:
- Все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке, если иное не предусмотрено федеральным законом.
- Все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
- Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах.
- Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
- Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы.
- Выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащая решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должна содержать:
— дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
— список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.);
— существо принятых решений и результаты голосования по ним;
— сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;
— фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.
- Представляется платёжное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации.
- Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, представляются в виде гарантийного письма или других документов, подтверждающих ее место нахождения, с приложением надлежащим образом заверенных копий правоустанавливающих документов.
В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:
- если ее учредительные документы противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
- если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
- если ее наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
- если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представлены не полностью, либо представлены в ненадлежащий орган;
- если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может им быть в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
- если решение о реорганизации, ликвидации организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято лицом (лицами), не уполномоченным на то Федеральным законом или (или) учредительными документами некоммерческой организации;
- если в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.
ВАЖНО: В случае получения отказа в государственной регистрации ТОС можно воспользоваться правом обжалования решений, действий или бездействий должностных лиц, исполняющих государственную функцию по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений .
При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации полномочный орган или его территориальный орган не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации.
Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трёх рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ –ДАВАЙТЕ ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ!
Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение, предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения.
«Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями),микрорайонов, кварталов, улиц, домов, дворов и других территориях для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.»
Для чего оно нужно? Основной задачей территориального общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории. Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий ТОС куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.
Как финансируется? Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что ТОС может получать и бюджетные средства, а так же определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.
Как создать самоуправление? Для создания ТОС необходима инициативная группа, состоящая не менее чем из пяти человек. Решение об образовании ТОС принимает общее собрание граждан составляющие более половины жителей соответствующей территории. Анализируя деятельность уже существующих ТОС можно отметить, что успех деятельности зависит в основном от активности и сплочённости жителей территории, а так же от деловых и профессиональных качеств инициативной группы. В инициативную группу, как правило, входят юристы и экономисты, хорошо знакомые с порядком формирования бюджетов различных уровней.
Правительство России и многие губернаторы областей активно поддерживают развитие ТОС. Президент России выступает за развитие данного движения.
В нашем городе есть всё необходимое для создания ТОС. Большое количество детей показывает — кому это нужно. Остаётся только выяснить, готовы ли жители активно принимать участие в создании, а главное в деятельности самоуправления.
Куда можно обратиться за помощью по работе с ТОС? Узнать, на территории, где я живу, уже существует ТОС или нет, а также познакомиться с деятельностью уже существующих ТОСов?
В администрации городского округа город Михайловка есть общий отделы где осуществляется работе с ТОС и территориями, куда можно обратиться за помощью при создании ТОС. Время работы общего отдела — с понедельника по пятницу, с 8.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00, тел. 8 (84463) 2-76-54.
«Наши граждане должны привыкнуть к тому, что власть начинается не в Москве, не в Кремле, а начинается внизу. Но эта власть имеет особую форму: это местное самоуправление, это не публичная власть в классическом исполнении, а власть самих жителей».
Д. Медведев
Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение, предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. Принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году определило законодательную основу для самоорганизации граждан. Закон предусматривает различные формы участия населения в местном самоуправлении, в том числе, и территориальное общественное самоуправление.
Что же такое ТОС? В классической трактовке ТОС –»самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями), микрорайонов, кварталов, улиц, домов, дворов и других территориях для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления». Проще говоря, ТОС — это деятельность, точнее, Самодеятельность граждан, выступающая как форма участия населения в решении вопросов местного значения.
Круг вопросов, которые могут решать «тосовцы», весьма обширен. И сводится он не только к благоустройству и проведению праздников. Сохранение местного исторического и культурного наследия, народных традиций и национального языка или профилактика преступлений и правонарушений, как это прописано в уставе Нижнесогринского ТОСа, или строительство «Аллеи славы» в знак признания заслуг своих отцов и дедов («тосовцы» д. Новониколаевка Новоенисейского сельсовета сами определили место, нашли спонсоров и своими силами огородили сквер, высадили аллею).
Власть в одиночку не может реализовать все задумки, которые смогут сделать жизнь людей более комфортной. Наверняка многие из нас испытывают ностальгию по доброму, теплому коллективизму ушедших времен, когда всем миром решались задачи и проблемы местного масштаба. Именно такие объединения граждан как ТОСы и возрождают этот деятельный дух коллективизма. Люди стали чаще задумываться о своих возможностях и потребностях, в результате чего в их умах созревают толковые идеи, грамотные предложения и перспективные программы. Набирает силу ТОСовское движение в Волгоградской области. Об этом говорят и цифры в 2011 году в Волгоградской области насчитывалось 20 органов территориального общественного самоуправления, под занавес 2012 года их уже – 68.
Статистика говорит, что жители готовы принимать участие в местном самоуправлении, готовы самостоятельно благоустраивать среду обитания, образа жизни, человеческих душ и отношений. Готовы к диалогу с властью «в классическом ее исполнении», готовы «под свою ответственность решать свои жизненно важные проблемы». Пришло время не только требовать, но и самим отдавать свои знания и умения на развитие и благоустройство родного села, улицы, подъезда.
В общности власти и народа, бесспорно, содержится масса положительных моментов. Там, где сами жители начинают активные преобразования, у властных структур возникают дополнительные стимулы для поддержки общественных инициатив (главы выделяют помещения для собраний ТОС, помогают стройматериалами, саженцами для озеленения, выделяют транспорт и т.д.). Деятельность ТОСов финансируется, в основном, за счёт личных средств жителей территории, однако «тосовцы» могут получать и бюджетные средства, а также гранты. Ведь ТОС – структура некоммерческая. И, естественно, привлекать спонсоров.
Анализируя деятельность уже существующих в городах и районах Волгоградской области ТОСов, можно отметить, что их успех зависит в основном от активности и сплочённости жителей территории, а также от деловых, профессиональных и личностных качеств инициативной группы. Нельзя приказом создать ТОС. Люди сами должны захотеть его создать. Должны захотеть, чтобы дворы были уютными и чистыми, чтобы дети играли не на обочине, а на яркой площадке, чтобы культурный досуг был разнообразнее, «захотеть решать вопросы, от которых зависит настроение людей».
Нужно отметить, что Правительство Волгоградской области, активно поддерживают создание и развитие органов территориального общественного самоуправления. Взять, к примеру, Постановление Правительства Волгоградской области от 25 ноября 2013г. №672-п» Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие и совершенствование системы территориального общественного самоуправления Волгоградской области на 2014-2018годы и от 28 июля 2014г. №374-п «О предоставлении субсидий некоммерческим организациями территориального общественного самоуправления Волгоградской области на развитие и совершенствования системы территориального общественного самоуправления Волгоградской области»». Сумма субсидии составила 220 000 тыс. рублей. «В 2014 году он составит 6 млн.300 тысяч рублей, в прошлом году — 4 млн. 800 тыс. рублей. Решение о выделении дополнительных средств было принято в связи с тем, что с каждым годом интерес к конкурсу растёт и увеличивается количество участников. При этом важно, что такая форма поддержки поселений стимулирует органы местного самоуправления к активизации работы по социально-значимым направлениям с вовлечением в этот процесс местного населения». Одной из приоритетных задач, на решение которых могут быть направлены проекты, является поддержка и развитие ТОСов на территориях (кстати, при подведении итогов будет учитываться такой показатель, как благоустройство территорий и общественная активность населения). Так что наличие Самодеятельности жителей в поселениях – приветствуется и поощряется.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.
ТОС является эффективной формой реализации собственных инициатив направленных на улучшение качества жизни людей на своей территории.
Инициативы ТОС:
§ Обустройство и благоустройство места проживания. Создание детских и спортивных площадок, организация мест отдыха, озеленение территории.
§ Создание и содержание инфраструктуры. Ремонт дорог, организация водоснабжения, создание физкультурно-оздоровительных комплексов.
§ Сохранение культурно-исторического наследия своей территории. Создание и реконструкция памятников и мемориальных комплексов, организация и проведение культурных мероприятий, соревнований, организация музейной деятельности.
§ Внесение предложений в развитие своей территории в органах местного самоуправления. Разработка проектов развития территории с последующим их включением в различные программы финансирования.
Формы организации ТОС:
1. ТОС без образования юридического лица:
§ Регистрации подлежит только Устав ТОСа в администрации района, города или сельского поселения.
§ Расчетного счета нет.
§ Могут претендовать только на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования.
2. ТОС в качестве юридического лица:
§ Наличие расчетного счета в банке.
§ Возможность осуществления хозяйственной деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами.
§ Могут претендовать на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования.
§ Возможность участия в конкурсах и грантах региональных, российских и международных фондов и грантодателей.
§ Личные средства жителей территории.
§ Частные пожертвования.
§ Целевое финансирование муниципального образования.
§ Осуществление хозяйственной деятельности.
§ Участие в конкурсах и грантах как НКО.
Какие вопросы решает ТОС?
§ Вопросы, которые решают органы ТОС, относятся к «вопросам местного значения».
Источники финансирования деятельности ТОС:
§ Личные средства жителей территории.
§ Частные пожертвования.
§ Целевое финансирование муниципального образования.
§ Осуществление хозяйственной деятельности.
§ Участие в конкурсах и грантах как НКО.
Кто может участвовать в деятельности ТОС?
§ Граждане по месту их жительства на части территории поселения, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.
§ Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги, могут принимать участие в работе собрания или конференции с правом совещательного голоса.
Кто принимает решения?
§ Собрание или конференция является высшим органом ТОС
§ Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
§ При численности жителей, проживающих на данной территории, достигших 16-летнего возраста, не более 300 человек проводится собрание граждан, при численности свыше 300 человек может проводиться конференция граждан.
§ Внеочередное собрание граждан или конференция проводятся по инициативе органов местного самоуправления, ТОС или группы граждан, проживающих на соответствующей территории. Численность граждан, по инициативе которых проводится внеочередное собрание или конференция, должна составлять не менее 2% от числа жителей, проживающих в границах деятельности ТОС и достигших 16-летнего возраста.
Взаимодействие с властью
§ Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.
§ Органы местного самоуправления поселения способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.
§ В соответствии с уставом поселения органы местного самоуправления поселения вправе привлекать органы ТОС к решению вопросов местного значения на основе договоров.
§ Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления поселения для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы соответствующего ТОСа.
§ Представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в заседаниях органов ТОС.
§ Органы ТОС могут в порядке правотворческой инициативы представлять в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов. Эти проекты рассматриваются в установленном советом депутатов поселения порядке.
Может ли ТОС иметь собственность?
§ В собственности ТОС, прошедшего государственную регистрацию в качестве юридического лица, могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, а также построенные на эти средства сооружения – детские дворовые, спортивные площадки, жилые и нежилые помещения, транспорт, оборудование и инвентарь, другое имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, в том числе переданные органами местного самоуправления поселения на основе правового акта, необходимые для материального обеспечения деятельности ТОС.
§ Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности ТОС, объем и условия правомочий собственника устанавливаются законодательством Российской Федерации.
И вести предпринимательскую деятельность?
§ ТОС может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.
§ Это право регламентируется ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях». Более конкретная информация содержится в главе 4 «Деятельность некоммерческой организации», статье 24 «Виды деятельности НКО».
Кто контролирует деятельность?
§ Контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов ТОС осуществляет ревизионная комиссия, а также соответствующие органы финансового контроля.
§ Ревизионная комиссия избирается собранием или конференцией.
§ Порядок избрания ревизионной комиссии, права и обязанности ревизионной комиссии определяются уставом ТОС.
§ Ежегодный контроль за использованием финансовых средств осуществляется в форме годового отчета ревизионной комиссии на собрании или конференции ТОС.
ТОС может быть создано и зарегистрировано в двух вариантах:
— Без образования юридического лица.
В этом случае ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава в уполномоченном органе местного самоуправления. Для реализации Ваших инициатив могут использоваться только собственные ресурсы (средства самих жителей), а также средства на поддержку ТОС, если они предусмотрены в бюджете вашего муниципального образования.
— С образованием юридического лица.
Если Вы решили идти дальше и регистрировать ТОС как юридическое лицо в форме НКО (некоммерческая организация), то ТОС — юридические лица, могут предлагать свои проекты и получать ресурсы для их реализации через участие в грантовых конкурсах различных организаций. Кроме того, юридические лица могут вести хозяйственную деятельность, заключать договоры, как с органами местного самоуправления, так и с другими юридическими лицами (коммерческими и некоммерческими) или гражданами.
Наличие статуса юридического лица и счета в банке позволяет ТОС активнее
привлекать финансирование для реализации своих проектов.
ШАГ 1. ОБРАЗОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ
Создание ТОС начинается с создания и официального признания инициативной группы. Количество членов инициативной группы может быть любым, но не менее 3 человек, проживающих на территории создаваемого ТОС и достигших 16-летнего возраста.
Образование инициативной группы оформляется Протоколом собрания инициативной группы по созданию ТОС. В протоколе обозначена повестка собрания.
Как правило, на этом собрании обсуждаются следующие вопросы:
1. Избрание председателя и секретаря собрания (необходимы для оформления протокола и его представления в органы местного самоуправления).
2. Формирование инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС
3. Подготовка предложений по наименованию ТОС, по границам ТОС, по проекту Устава ТОС, по структуре и составу совета ТОС, по кандидатуре председателя совета ТОС. Проведите собрание, обсудите последовательно все вопросы, из которых содержательно важными (то есть требующими вдумчивого обсуждения) являются третий и четвертый. Заполните протокол в соответствии с повесткой. Этот документ является самым первым, который необходим для образования ТОС.
ШАГ 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТОС И НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ
Вы провели собрание инициативной группы, на котором обсудили свои предложения границах будущего ТОС. У вас имеется соответствующий протокол.
Теперь, чтобы утвердить границы ТОС, необходимо подать заявление в Собрание депутатов поселения.
Собрание депутатов поселения на основании заявления инициативной группы в месячный срок принимает решение об установлении границ, которое позволит начать практическую работу по организации учредительного собрания или конференции.
ШАГ 3. ИЗВЕЩЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН
Необходимо проинформировать население о дате, месте и времени проведения собрания/конференции не менее чем за 15 дней до начала мероприятия. Сообщение о проведении учредительного собрания или конференции граждан осуществляется через опубликование объявления в местных печатных средствах, обнародования в общедоступных местах, информационных стендах. Также допускаются иные методы оповещения граждан об учредительном собрании или конференции граждан —подомовой/поквартирный обход.
Желательно проинформировать администрацию поселения о проведении учредительного собрания/конференции.
В адрес органов местного самоуправления направляется письменное извещение, в котором указывается место, дата и время проведения собрания/конференции, а так же вопросы повестки дня. Это подготовит их к регистрации устава ТОС и дальнейшему сотрудничеству с органами ТОС.
ШАГ 4. ПРОВЕДЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН
Учредительное собрание или конференцию граждан проводит инициативная группа.
Как собрание, так и конференция проводятся открыто и на них могут присутствовать (не мешая работе) представители органов местного самоуправления, государственных органов, СМИ и другие заинтересованные лица. Участвовать в принятии решения (голосовать) могут только жители территории на которой создается ТОС (достигшие 16 летнего возраста), а на конференции только делегаты, уполномоченные установленным числом жителей (по норме представительства).
Учредительное собрание граждан считается правомочным при участии в нем не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16- летнего возраста.
Ход и решения учредительного собрания/конференции граждан оформляются ПРОТОКОЛОМ ( протокол учредительного собрания; протокол конференции граждан).
Как правило, на учредительном собрании/конференции
граждан рассматриваются следующие вопросы (повестка дня)
собрания:
1. Об избрании Председателя и секретаря Собрания/конференции граждан.
2. О создании территориального общественного самоуправления ___________________( дописать название ТОС).
3. О принятии Устава ТОС.
4. Об основных направлениях деятельности ТОС на предстоящий период.
5. Об избрании Совета ТОС.
6. Об избрании Председателя ТОС (дописать название ТОС).
7. Об избрании Ревизионной комиссии ТОС _______________ (дописать название).
После проведения учредительного собрания или конференции необходимо заполнить протокол.
ШАГ 5. РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА ТОС В АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛЕНИЯ
После проведения учредительного собрания или конференции граждан уполномоченное лицо (председатель ТОС) в месячный срок подает документы для регистрации Устава ТОС:
1. Заявление о регистрации устава ТОС.
Заявление подается на имя главы администрации городского поселения, подписанное председателем ТОС, с указанием Ф.И.О., адреса места жительства, и контактных телефонов.
2. Копия решения Собрания депутатов об установлении границ территории, на которой образовывается ТОС (см. шаг №2). 3. Протокол учредительного собрания или конференции граждан (см. шаг №4).
4. Два экземпляра Устава ТОС. Экземпляры должны быть прошиты, страницы пронумерованы, подписаны заявителем на последнем листе каждого экземпляра.
5. Лист регистрации участников собрания или конференции граждан с указанием их адресов и даты рождения (см. шаг №4).
6. Список избранных членов инициативной группы с указанием адресов и телефонов (см. шаг №1).
Сроки регистрации Устава устанавливается Администрацией, но он не может превышать 30 дней.
ШАГ 6. РЕГИСТРАЦИЯ ТОС В УПРАВЛЕНИИ МИНЮСТА РОССИИ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Для регистрации ТОС в Управлении Минюста России необходимо представить следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации юридического лица по форме №P11001 (форма заявления и пояснения по его заполнению размещены на сайте управления юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО: http://to27.minjust.ru)
2. Учредительные документы, заверенные подписью председателя ТОС:
▪Устав ТОС (в 3 экземплярах).
▪Протокол учредительного собрания или конференции граждан (в 2 экземплярах). 3. Квитанция об оплате государственной пошлины.
Устав и протокол учредительного собрания или конференции граждан должны быть подготовлены в результате прохождения предыдущих шагов.
Обратите внимание на некоторые нюансы при заполнении формы заявления:
1. В заявлении необходимо указать трех учредителей ТОС.
2. Подпись заявителя (председателя ТОС) должна быть нотариально заверена.
ШАГ 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Как только вы получили все регистрационные документы необходимо:
1. Сделать печать ТОС.
2. В течение 30 календарных дней с момента регистрации подать заявление в налоговую на упрощенную систему налогообложения (УСН). Мы рекомендуем в заявлении выбрать объект налогообложения «доходы-расходы (15%)».
3. Сдать в территориальный орган федеральной службы государственной статистики «Сведения о среднесписочной численности работников» — Форма по КНД 1110018. Сведения необходимо сдать до 20–го числа месяца, следующего за месяцем регистрации. Так как работников нет, то численность ставите ноль.
4. Открыть расчетный счет в банке.
Если Вам, что-то не понятно, обращайтесь смелее, приеду, расскажу и покажу все наглядно
В последнее время всё чаще и чаще по всей России говорят о ТОСах, территориальном общественном самоуправлении.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — одна из форм осуществления народом Российской Федерации своей власти путем непосредственного самоуправления для решения вопросов местного значения на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении, посредством взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления на основании договоров и принимаемых решениями ТОС.
ТОСы чаще всего организовываются в частом секторе, в садовых товариществах, сельских поселениях и понемногу возникают на базе жилых многоквартирных домов.
ТОС может быть, как без образования юридического лица, так и юридическим лицом.
Я, наверное, не буду рассказывать обо всех путях возникновения ТОСа, подготовка документов, общее учредительное собрание, как правильно подать документы в муниципалитет, это все есть в интернете с лихвой. Я просто расскажу доступным языком тем, кто терзается сомнением, нужен ли ему ТОС и стоит ли его бояться.
Но если кому-то будет интересно, то можно поговорить о подготовке к организации ТОСа, сборе Общего собрания, оповещениях граждан, границах ТОСа и т.д.
Однако главным образом это общественная организация и на данном этапе создана для взаимодействия с государственными структурами власти для помощи гражданам, являющимся членами ТОС и проживающими на территории образования ТОС.
Многие люди не совсем понимают суть ТОСа, думая, что это новая форма какой-то некой организации, которая будет с них взимать деньги или наоборот, организация, которая в один миг решит все проблемы и всем станет хорошо.
К сожалению, это не так, давайте понемногу вместе разбираться.
- Для чего нужен ТОС?
Какая польза для жителя поселка, садового товарищества или жилого многоквартирного дома от существования ТОСа?
В первую очередь это организация с направленностью на обустройство комфорта жителей, обустройство территорий, сплочение людей, проживающих на одной территории, которые и становятся полноправными членами ТОСа.
Ведь по сути сказать, многие жители, даже будучи соседями, либо вообще не общаются, либо только в режиме «здрасти-здрасти».
ТОС может выступать от имени своих членов, жителей поселка, садового товарищества или жилого дома в различных спорах, разногласиях.
Например, кому-то из членов ТОСа потребовалось участие в его проблеме государственных структур. Попасть на прием к депутату, мэру, губернатору и другим ответственным властным лицам простому гражданину крайне затруднительно. И тут ему огромную помощь может оказать ТОС, вернее его актив, СОВЕТ ТОСа.
Как обычно, любой СОВЕТ — это группа сплоченных активных людей с ярко выраженной гражданской позицией и намеченными целями.
Они не пройдут мимо безобразия, не остаят человека в его горе или беде.
На сегодняшний день, пока ТОСы в основном выполняют общественную работу, собирают людей на субботники, выступают на Общих собраниях, помогая решить тот или иной вопрос.
Главная задача любого ТОСа это получение гранта.
Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчётом об их использовании.
- Для чего нужен грант ?
Прежде всего для самих членов ТОСа, для расширения его возможностей, ведь по сути любое дело требует финансовых вложений.
В данном случае грант выдается строго целевой, например, на строительство детской площадки, строительство спортивной площадки, либо установки дополнительного оборудования для освещения, на обустройство сквера и т.д.
Все целиком зависит от правильной организации и оформления заявки, о деятельности ТОСа в период после его организации.
Грамотно составленная заявка на грант позволяет надеяться на получение денежных средств, для их последующего освоения.
На этом я на сегодня заканчиваю, в продолжении мы рассмотрим уже глубже деятельность ТОСа.
Пишите свои вопросы, вместе попробуем в них разобраться.
Всем удачи!