Транспортная система России
Содержание
- Основы транспортного процесса (общие понятия и определения).
- Структура транспортной системы РФ.
- Сущность и концепция развития единства транспортной системы в условиях рынка.
- Показатели работы транспортной системы РФ.
- Характеристика системы
- Значение и роль транспорта в России
- Структура системы
- Управление системой
- Транспортное законодательство
- Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Основы транспортного процесса (общие понятия и определения).
Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.
Чаще всего она рассматривается как целостная отрасль национальной экономики, в состав которой входят:
— транспортная сеть всех видов транспорта общего и необщего пользования;
— подвижные транспортные средства;
— трудовые ресурсы транспорта;
— система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления. Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки не были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом.
В отличие от транспорта общего пользования, транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными или технологическими. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом.
Автомобильные или железные дороги (как правило, небольшой длины), принадлежащие тому или иному транспортному предприятию, называются подъездными. В транспортной системе страны имеется густая сеть таких дорог. Суммарная протяженность железнодорожных подъездных путей превышает протяженность железных дорог общего пользования. Более половины судов речного флота (в основном небольшой грузоподъемности и мощности) принадлежат различным ведомствам (предприятиям нефтяной и газовой промышленности, лесного, коммунально-бытового хозяйства и т.п.) В отличие от транспорта общего пользования, промышленный транспорт представлен также специальными транспортными средствами, такими как канатные и подвесные дороги, пневмотранспорт и др.
Кроме деления на транспорт общего и необщего пользования, в некоторых случаях подразделяют транспорт на магистральный и немагистральный. С одной стороны, магистральный – синоним транспорта общего пользования, а немагистральный – необщего (например, промышленный транспорт – это транспорт немагистральный). С другой стороны, термин «магистральный транспорт» применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона. В этом случае небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.
Структура транспортной системы РФ.
Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования (рис. 1.2).
В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:
— универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный;
— внутренний (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);
— круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и т.д.) и сезонный (внутренний водный).
Рисунок 1.2 Структурная схема транспортной системы
Сущность и концепция развития единства транспортной системы в условиях рынка.
ЕТС – понятие, подчеркивающее социально-экономическое единство всех видов транспорта.
Сущность развития единства транспортной системы заключается во взаимодействии различных видов транспорта при выполнении перевозок. В условиях рынка для транспортных фирм необходимо создание и планирование единой технологии транспортировки, т.е. перевести конкуренцию между видами транспорта в область взаимодополняемости. Дальнейшее развитие единства транспортной системы идет по пути совершенствования подвижного состава и создания возможности его работы на разных видах транспорта. Это направление может быть отнесено к интермодальному (от лат. inter – между и modal – касающийся формы).
В современных условиях для транспорта главное – соблюдение требований заказчика по своевременности («точно в срок»), объему и качеству транспортировки грузов и безопасная в срок доставка пассажиров. Это достигается внедрением логистического подхода, позволяющего оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединять их в единую систему.
Показатели работы транспортной системы РФ.
Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость, учитывает технико-экономические и другие особенности.
Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Условно их можно разделить на следующие группы:
— показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы (грузо- и пассажирооборот, объем перевозок грузов и пассажиров, приведенный грузооборот, объем отправления, объем прибытия);
— показатели эксплуатационной работы (средняя грузонапряженность, средняя дальность перевозок, скорость доставки грузов, использование грузоподъемности подвижного состава и время его оборота, среднесуточный пробег);
— показатели экономической эффективности и финансовые (себестоимость, производительность труда, фондоотдача, фондоемкость, доходы, расходы, прибыль, рентабельность).
Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе.
Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающий основные отрасли национальной экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство, а также связь, энергетику, систему МТС.
Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, являясь обязательным условием общественного производства. Он также активно воздействует на весь процесс расширения производства, на формирование и потребление запасов продукции.
При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли национальной экономики, регионы страны, служит общим условием развития и функционирования, играет важную роль в размещении производительных сил.
Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для реализации. Только в этом случае образуется система: Д-Т-Д, на которой строится любая экономика.
Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. Он является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью.
С другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно. Отсюда невозможен и сам рынок. Транспорт оказывает существенное влияние на экономический рост страны, расширение торговли, повышение уровня жизни ее граждан. Отсюда состояние транспорта – один из показателей уровня развития страны. Транспорт является достаточно трудоемкой отраслью, в которой трудится более % работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребляет порядка 60% нефтепродуктов, 20% стали, 80% свинца, 40% лакокрасочных изделий, т.е. около 30 млн. т различных грузов – на всех видах транспорта.
Значение транспорта возрастает на современном этапе развития рыночных отношений в результате роста городов, развивающейся экономики, когда особо остро ставится вопрос о соблюдении сроков доставки груза, а также пассажиров в целях экономии времени. Недооценка роли транспорта приводит к отставанию отдельных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства.
Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в результате чего считается одной из важнейших отраслей национальной экономики. Транспорт – стратегически важный комплекс, в значительной степени определяющий мощь государства, т.к. обеспечивает нужды общества в перевозке своих объектов: грузов и пассажиров.
Структуру транспортной сети России составляют наземные, водные и воздушные пути (линии) сообщения, протяженность которых составляет, тыс. км:
Железные дороги МПС — 87,6
Железнодорожные подъездные пути предприятий — 95,0
Внутренние водные (речные) судоходные пути — 101,0
Автомобильные дороги с твердым покрытием — 750,0
В том числе общего пользования — 463,0
Магистральные нефтепроводы — 65,0
Магистральные газопроводы — 145,0
Воздушные линии — 800,0
В том числе международные — 200,0
Проблемы (научные, экологии, безопасности) и перспективы развития транспортной системы РФ.
Последствия глубокого социально-экономического кризиса не позволяют России рассчитывать на новое крупномасштабное производство в ближайшее десятилетие. Отсюда, основное внимание должно быть уделено реконструкции и перевооружению транспорта. В связи с этим разработана и осуществляется федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России», рассчитанная на 2002-2010 гг.
Основной системной проблемой, обозначенной в Транспортной стратегии РФ на период до 2020 г, является несоответствие между низким уровнем развития транспортной отрасли, эффективностью и качеством функционирования, возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.
Стратегия является одним из инструментов реализации программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу /2006-2008 гг/ и позволяет увязать основные направления транспортной политики с федеральными и ведомственными целевыми программами, реализуемыми в среднесрочной перспективе.
Ключевые положения стратегии увязаны с докладом о результатах и основных направлениях деятельности Минтранса России на 2006-2008 гг и с ФЦП «Модернизация транспортной системы России /2002-2010 годы/», корректировка которой, в том числе включение новой подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг», в настоящее время завершается Минтрансом.
Подпрограмма предполагает развитие механизма государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры, включая использование концессионной модели работы с инвестором, обеспечение динамичного роста вклада транспорта в валовый внутренний продукт за счет развития экспорта услуг транспортного комплекса, с использованием при ее реализации средств Инвестиционного фонда РФ.
Кроме того, стратегия предполагает разработку новой ФЦП «Развитие общественного пассажирского транспорта /2007-2015 годы/».
В докладе о результатах работы и основных направлениях деятельности Министерства транспорта РФ определены следующие приоритетные цели деятельности министерства:
1) развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
2) повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
3) повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала страны;
4) повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
5) улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.
Достижение первой стратегической цели Минтранса предусматривается путем выполнения следующих тактических задач: повышение качества федеральных автомобильных дорог, в первую очередь, за счет приведения всей сети федеральных автодорог в нормативное состояние; рост технической оснащенности инфраструктуры в приоритетных аэропортах, повышение качественных характеристик и надежности внутренних водных путей; развитие железнодорожной инфраструктуры по объектам, для которых требуется бюджетное участие; развитие спутниковых навигационных систем в интересах транспорта.
Вторая стратегическая цель министерства включает задачи, направленные на решение социальных проблем, связанных с транспортной доступностью. К их числу относятся, прежде всего, перевозки пассажиров в районах Крайнего Севера и перевозки пассажиров из Калининградской области на основную территорию России, организация круглогодичного доступа для населения к единой сети автодорог, восстановление объектов транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства Чеченской Республики, содействие развитию метрополитенов в РФ.
Достижение третьей стратегической цели Минтранса планируется за счет решения следующих тактических задач: улучшение состояния автодорог в составе международных транспортных коридоров, привлечение российских внешнеторговых грузов в российские порты, увеличение парка морских обслуживающих судов, а также реализация проектов развития экспортной инфраструктуры, включая железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты, комплексы логистической инфраструктуры, пункты пропуска через государственную границу.
В рамках четвертой цели Минтранс поставил задачи по обеспечению антитеррористической защищенности объектов транспорта, повышению безопасности мореплавания, снижению количества дорожно-транспортных происшествий, обеспечению деятельности аварийно-спасательных служб, находящихся в ведении министерства, улучшению профессиональной подготовки и медицинского обслуживания персонала, особенно летных кадров, созданию и обновлению геодезических и картографических материалов.
На решение пятой стратегической цели министерства направлены задачи по созданию условий для обновления парка транспортных средств, подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе, подготовки к реализации ряда проектов строительства платных дорог.
Расходы Минтранса РФ на реализацию бюджетных программ в 2006 г составили 174,6 млрд руб, или 98,3 % от общего объема расходов. Из них на реализацию федеральных целевых программ /ФЦП/ направлено 151,3 млрд руб, в том числе на реализацию ФЦП «Модернизация транспортной системы России /2002-2010 годы/» — 143,1 млрд руб. На реализацию ведомственных целевых программ выделено 23,3 млрд руб.
Российская Федерация – самое большое государство в мире. Её площадь превышает 17 млн. км2, а расстояние между крайними географическими точками составляет 8230 км. Естественно, что в такой огромной стране транспорт играет колоссальную роль. Только благодаря ему становится возможным перемещение грузов, перевозка пассажиров, доставка корреспонденции.
Характеристика системы
В настоящее время на территории России сложилась одна из самых крупных и сложных транспортных схем, осуществляющая многоплановые связи на основе изготовленных технических средств, сформированных путей сообщения и налаженной службе перевозок.
Для транспортной системы России характерными являются следующие факторы:
- Большие расстояния и сложные климатические условия. Следствием которых, служит выполнение большей части грузоперевозок с помощью железнодорожных линий и трубопроводов.
- Высокоразвитая инфраструктура, состоящая:
- из автомобильных дорог, железнодорожных путей, линий авиасообщения, магистральных трубопроводов, судоходных речных, озёрных и морских трасс;
- терминалов;
- транспортных средств;
- персонала, являющегося организатором и участником, как пассажиропотока, так и процесса перевозки грузов.
- Выполнение третьей части услуг, оказываемых населению, что заставляет привлекать десятую часть основных государственных фондов и вовлекать в непосредственную отраслевую деятельность 4 млн. человек.
- Пониженная транспортная подвижность населения, обусловленная труднодоступностью целого ряда мест его проживания. Что особенно чувствительно в периоды межсезонной распутицы, блокирующей движение районного автотранспорта.
Значение и роль транспорта в России
Транспорт занимает особое место в народном хозяйстве страны. Его историческая, экономическая, социальная и политическая роль огромна. Именно он обеспечивает экономическую целостность огромного государства, позволяет связывать все регионы страны в единое целое, служит одной из основ национальной безопасности.
Мало того, транспорт позволяет организовывать международные связи, налаживать взаимовыгодные экономические взаимоотношения, оказывать гуманитарную помощь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Благодаря ему становятся доступными культурные достижения человеческой цивилизации, и обеспечивается дальнейшее развитие общества.
Об огромной важности этой отрасли экономики свидетельствуют показатели 2019 года:
- Общий объём грузоперевозок достиг 5669,1 млрд. т-км.
- Российские авиакомпании смогли обслужить более 128 млн. пассажиров, что составляет ориентировочно третью часть пассажиропотока. Общенациональное количество, которого по приблизительным оценкам достигает 1 трлн. пассажирокилометров.
- Некоторое снижение численности пассажиров на железнодорожном, автобусном, речном транспорте, объясняется значительным увеличением личных транспортных средств. Причём в самом ближайшем будущем, это будут не только автомобили, но средства воздушного передвижения!
Транспорт служит основой существования сферы обращения, поддерживая непрерывную связь между производителями, лицами, оказывающими услуги и потребителями.
Структура системы
Связующая отрасль Российской Федерации подразделяется:
- по характеру использованияна транспорт общего и необщего пользования;
- по характеру взаимосвязей: внутренний транспорт, осуществляющий услуги в пределах государства и внешний, осуществляющий международные перевозки;
- в зависимости от предоставления услуг на круглогодичный и сезонный виды.
К началу III тысячелетия наша страна располагает всеми видами современного транспорта, структурированного в ряд отраслевых подсистем, пересекающихся между собой в транспортных узлах с целью осуществления значительного числа перевозок по транспортным коридорам.
Железнодорожный транспорт
Исторически наиболее развитый вид отечественного транспорта, осуществляющий 35% мирового оборота грузов и 18% потока пассажиров. И это при общей протяжённости железнодорожных путей в 121 тыс. км, что составляет третий показатель в мире, после Китая и США. Однако российские железные дороги по уровню электрификации, превышающему 50%, занимают лидирующее положение среди других стран, что также позволяет организовать 85% отечественных грузоперевозок.
Кроме грузоперевозок, железнодорожный транспорт осуществляет пассажирооборот на дальние расстояния – 70%, а также пригородные и внутригородские сообщения – 30%.
Абсолютное большинство железнодорожных активов России приходится на ОАО «Российские железные дороги» – вертикально интегрированную компанию, владеющую 99% железнодорожного полотна и отраслевой инфраструктуры. ОАО «РЖД» входит в список крупнейших мировых транспортных компаний. Её персонал в 2019 году составлял 711 тыс. человек. В этом же году компания осуществила перевозку:
- 1,2 млрд. пассажиров,
- 1,28 млрд. т грузов.
На долю других компаний и частных операторов, осуществляющих перевозки в удалённых районах РФ или выполняющих транспортировку сырья и промышленных грузов, приходятся значительно меньшие объёмы.
Морской транспорт
Россия обладает 42 тысячами километров морских границ, что даёт возможность осуществлять как внутренние, так и внешние морские перевозки. К окончанию 2018 года общее количество торговых судов нашего государства составляло 220 единиц (цифра достаточно условная, в связи с действующим законодательством, позволяющим носить флаги других стран, а также существенным износом ряда кораблей и принадлежностью некоторых судов иностранным владельцам).
Географически, исторически и политически ситуация сложилась таким образом, что:
- Первое место по грузоперевозкам сегодня занимает Дальневосточный регион с портами: Ванино-Холмск, Восточный, Владивосток, Находка, отправляющий 46,5% морских грузов России.
- Второе место держит Черноморско-Азовский бассейн, осуществляющий отправку 23,7% грузов через Новороссийск и Туапсе.
- Третье место – 15% грузов – отправляются из Архангельска и Мурманска, расположенных соответственно на побережьях Белого и Баренцева морей в Северном Ледовитом океане.
- Четвёртое место с 14,5% за портами Балтики: Санкт-Петербургом и Калининградом.
- Каспийские: Астраханский и Махачкалинский порты с грузооборотом в 0,4% остаются на пятом месте.
Речной транспорт
Располагая свыше 100 тысячами километров внутреннего водного пути, существенная часть которого в тёплый период времени судоходна, Россия могла бы себе позволить значительно увеличить объём речных грузоперевозок. Их величина на настоящее время не превышает 4% в общем обороте страны. Следует отметить, что речной транспорт на протяжении столетий являлся важнейшим и при этом самым дешёвым связующим звеном в экономике России.
Главными речными артериями, пригодными для судоходства на территории нашей страны являются:
- Волга, Кама, Северная Двина – в Европейской части России;
- Енисей, Лена, Обь – в Сибири;
- Амур – на Дальнем Востоке.
Все эти реки оснащены крупнейшими портами и имеют выходы к морям и океанам, позволяющим осуществлять транспортные потоки внутреннего и внешнего направлений.
Трубопроводный транспорт
Наиболее перспективное, стратегическое направление развития транспорта, без преувеличения, оказывающее глобальное влияние на всю мировую политику. Специфика данного направления отрасли заключается в возможностях перекачки огромных объёмов грузов на гигантские расстояния при любых погодных условиях в автоматическом режиме.
Начиная с середины прошлого века, крупнейшие газопроводы и нефтепроводы, выполненные трубами более 1 м в диаметре, непрерывно обеспечивают топливом и углеводородными ресурсами население и промышленность России, а также целый ряд стран Европы и Азии.
Необходимо также отметить важнейшую роль этого вида транспорта в обеспечении народного хозяйства страны всем спектром энергетических ресурсов (вода, отопление, вентиляция, канализация, продукты разделения воздуха, газообразные химические вещества) реализуемых на уровне населённых пунктов и отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Автомобильный транспорт
Самое большое количество перевозок в нашей стране осуществляет автомобильный транспорт. Но, в абсолютном большинстве случае, это производится на достаточно короткие расстояния.
Преимущество этого вида средств доставки пассажиров и грузов заключается в мобильности, высокой скорости и возможности доставки от места загрузки до места конечной разгрузки. Поэтому он незаменим для местных перевозок, но вместе с тем отличается дороговизной и очень высокой степенью аварийности.
Общая протяжённость автомобильных дорог России к 2018 году достигла 1,529 млн. км. Из них, дороги с твёрдым покрытием составляют примерно 70%, что равняется 1,076 млн. км. В 2019 году было произведено 1 495 643 легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, 156 059 штук – грузовых автомобилей.
Несмотря на значительное количество автодорог, расположенных в основном в экономически развитых регионах страны, общее состояние их можно охарактеризовать как плохое. Мало того, значительная часть из них работает в однополостном режиме в ту и другую сторону движения автотранспорта, а часть дорог перегружена.
Воздушный транспорт
Высокая скорость, автономность, наиболее краткие пути следования – всё это делает воздушный транспорт незаменимым при перевозке людей, срочных грузов и почты на гигантские расстояния. Вместе с тем, этот вид транспортных средств очень дорог и сильно зависимым от метеоусловий. Но в случае труднодоступности, только средства авиасообщения (самолёты и вертолёты) могут организовать столь необходимую транспортную связь.
В настоящее время Российская Федерация располагает:
- более 100 авиаперевозчиками,
- свыше 1200 аэропортами с грунтовым и твёрдым покрытием,
- почти 7 тысячами воздушных судов,
- 600 тыс. км внутренних воздушных линий,
- около 90 тыс. человек персонала.
Промышленный транспорт
Современный промышленный транспорт представляет собой комплекс транспортных средств, путей и сооружений, предназначенных для перемещения сырья, заготовок, материалов, полуфабрикатов, почты, готовой продукции на территории предприятия. Также с его помощью осуществляется транспортировка топлива, а также ввоз и вывоз необходимой продукции.
Наибольшее распространение промышленный транспорт получил на предприятиях тяжёлой промышленности и при добыче полезных ископаемых. Специфика его проявляется в использовании не только обычных видов транспортных средств: железные дороги, автомобили, трубопроводы, но и в применении специфических устройств, таких как:
- электрокары,
- конвейеры,
- автоматические линии,
- монорельсовые и канатно-подвесные дороги,
- гидравлический и пневматический транспорт.
Общественный транспорт
Городской и пригородный транспорт России, предназначенный для перевозок на короткие расстояния пассажиров и грузов, реализован в виде:
- Автобусов и микроавтобусов.
- Трамваев.
- Троллейбусов.
- Такси.
- Метрополитенов.
- Пригородных электричек.
Также, кроме перевозок, он выполняет (в большинстве случаев с помощью специальной автотранспортной техники) коммунально-хозяйственные функции: уборка и очистка улиц, полив тротуаров и зелёных насаждений, обслуживание объектов городского коммунального хозяйства, оказание необходимой помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Транспортные узлы
Транспортные узлы являются местом стыковки нескольких видов транспортных средств, оснащённых устройствами передачи грузов, а также местами их хранения при надлежащем уровне автоматизации, контроля и управления.
Вследствие огромных масштабов Российской Федерации, на её территории проявляют себя:
- Узлы федерального уровня (играющие важное международное экономическое значение) связывающие глобальные транспортные потоки отдельных регионов страны в единую сеть распределения, имеющую широкие взаимоотношения с зарубежными странами.
- Узлы регионального уровня, стоящие на следующей (нижестоящей) ступени транспортно-распределительной иерархии, позволяющие обеспечивать всем необходимым территориальные субъекты государства.
Транспортные коридоры
Транспортные коридоры всегда являлись частью транспортной системы, обеспечивающей с их помощью пассажирские перевозки и грузопотоки между географическими районами Земного шара.
Наша страна, в силу своего месторасположения, исторически играет роль связующего звена между народами:
- Европы и России.
- Скандинавии и Средиземноморья, а также ближнего стран Ближнего Востока (путь «из варяг в греки»).
- Севера и Юга.
- Европы и Азии – Индокитай, Дальний Восток (Великий Шёлковый путь).
- Северной Америки и Дальнего Востока.
В её распоряжении находятся:
- Транссибирская магистраль.
- Воздушное пространство страны.
- Северный морской путь.
- Прибрежные акватории Тихого океана, Балтийского, Чёрного и Каспийского морей.
Всё это открывает значительные экономические перспективы налаживания взаимоотношений с соседними странами и отдалёнными государствами.
Управление системой
Государственное управление транспортной системой России осуществляет Министерство транспорта. В ведении этого органа власти находятся подведомственные агентства (по направлениям) и служба по надзору – Ространснадзор, а также целый ряд предприятий и организаций.
На данное министерство возложены функции:
- проведения государственной политики в отрасли;
- формирования стратегии развития и контроль над её реализацией;
- разработка действующих норм, правил, стандартов и ряда других подзаконных актов;
- межведомственная координация.
При этом сам Минтранс не является хозяйствующим субъектом над собственностью транспортных предприятий и не определяет их экономическую политику.
Транспортное законодательство
Отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия участников транспортного движения, регулируются значительным количеством нормативных актов, в список которых входят:
- Международные правовые нормы;
- Федеральные законы РФ;
- Указы президента;
- Постановления правительства;
- Кодексы РФ;
- Правила дорожного движения;
- Уставы автомобильного и железнодорожного транспорта;
- Международные правовые нормы;
- Правила перевозок;
- Утверждённые тарифы.
Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Транспорт, как важнейшее связующее звено в экономической, социальной, культурной жизни страны, постоянно находится под воздействием всего спектра государственных проблем. Наиболее значимыми среди них являются:
- Износ основных производственных фондов, выражающийся в низком техническом уровне подвижного состава, транспортной техники и путей сообщения.
- Недостаточные объёмы финансирования, приводящие к недоиспользованию существующего потенциала.
- Отсутствие устойчивых транспортных связей в труднодоступных регионах страны.
- Слабое развитие логистической структуры.
- Безопасность движения транспортных средств и самой организации транспортной деятельности.
- Негативное воздействие на окружающую среду в физическом и химическом плане.
Для решения всего комплекса насущных проблем были разработаны «Транспортная стратегия» и Целевая программа, предусматривающие:
- формирование инфраструктуры,
- учёт потребностей и создание оптимальной логистической системы,
- разработку нормативно-правовых актов, обеспечивающих доступность отраслевых услуг,
- реализацию транспортных и транзитных возможностей государства, с целью восстановления традиционных связей и интеграции на международный рынок,
- снижение неблагоприятного экологического воздействия,
- совершенствование системы транспортной безопасности.
Существенным вкладом в реализацию намеченных планов могло бы служить создание единого координационного центра, а также налаживание взаимодействия между органами государственной власти и частным сектором.
Первые успехи на этом пути уже имеются: построено, реконструировано и отремонтировано десятки тысяч километров автомобильных дорог, вырос на 40% грузооборот железнодорожного транспорта, восстановлены взлётно-посадочные полосы на 25 аэродромах, выстроены 10 терминалов, на 50% вырос объём перевозок морского транспорта. Остаётся продолжать положительные начинания, которые, несомненно, позволят вывести Россию на качественно новый уровень своего экономического развития.
Юрий Флоринских Все статьи этого автора Последние статьи автора: Сфера услуг в России Рыбная промышленность России
УДК 338.47
Е.Н. Шуравина*
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
В данной статье раскрываются проблемы транспортной отрасли России. Дается оценка современного состояния транспортной системы. Предлагаются меры по повышению эффективности ее функционирования. Для регулирования устойчивости развития транспортных предприятий в работе обосновывается необходимость внедрения передовых технологий, особенно с использованием космической навигации.
Ключевые слова: транспорт, транспортная система, проблемы на транспорте, эффективность перевозок, виды транспорта.
В современных условиях состояние транспортной системы и развитие ее инфраструктуры в России имеет особое значение для развития производственного потенциала и экономики страны в целом, а также обеспечения национальной безопасности и укрепления регионов.
А что же представляет из себя транспортная система? Каковы ее цели и состав?
Транспортная система — это функционально адаптированная система с обратной связью, которая выполняет различные транспортно обеспечивающие и распределительные операции и функции.
Она включает в себя ряд подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
В качестве транспортной системы можно рассматривать грузо- и товароотправителя, перевозчика и грузо- и товарополучателя и т. п.
Элементами, формирующими современную транспортную систему, являются все морские и речные судоходные пути, железные, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных авиалиний. При транспортировке грузов особое место занимают такие важные категории, как транспортные средства и устройства и сооружения, с помощью которых и функционирует транспортная система. Под транспортными средствами понимаются автомобили, локомотивы, суда, а также другие подвижные составы. Транспортные устройства и сооружения включают стоянки, депо, порты, предприятия технического обслуживания и мастерские.
При осуществлении пассажирских перевозок в качестве транспортных средств выступают самолеты, поезда, автобусы, автомобили, суда и другие. Транспортными устройствами также выступают стоянки, депо, остановки и другие необходимые объекты.
Таким образом, современная транспортная система имеет очень сложную и разветвленную структуру, каждая часть которой неотъемлемо связана с эффективным функционированием системы в целом.
Целью транспортной системы является доставка различных грузов в заданное место в необходимом количестве и ассортименте в установленные сроки при
* © Шуравина Е.Н., 2011
Шуравина Елена Николаевна (alena_IW@mail.ru), кафедра национальной и мировой экономики Самарского государственного технического университета, 443100, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.
минимальных финансовых затратах, а также своевременная доставка пассажиров с помощью транспортных средств при соблюдении правил безопасности перевозок в пункты назначения.
Для достижения этой цели необходимо решать большое количество сложных задач, среди которых важное место занимает эффективное государственное регулирование деятельности транспортных предприятий страны.
В настоящее время в транспортной сфере следует выделить основные проблемы, которые оказывают непосредственное воздействие на функционирование всей транспортной системы, а также на взаимодействие с другими отраслями экономики:
1. Обновление основных фондов различных видов транспорта происходит в недостаточном объеме и сниженными для нормальной работы всей системы темпами (износ составляет более 50 % и продолжает увеличиваться).
2. Уровень информатизации транспортных процессов в отношении обмена информацией для более эффективного взаимодействия в отрасли транспорта с другими отраслями экономики недостаточен.
3. Недостаточное развитие научной деятельности в сфере транспорта. Объемы финансирования в исследования в сфере транспорта не способны обеспечить развитие научной деятельности в данной области.
4. Отсутствие эффективной законодательной базы, способной регулировать деятельность транспортных организаций на необходимом и достаточном для развития экономики уровне.
5. Количество высококвалифицированных специалистов во всех отраслях транспортной системы не отвечает требованиям современного рынка, что приводит многие транспортные предприятия к банкротству.
6. Применяемые транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях высококонкурентного рынка.
При этом следует также отметить, что на каждом отдельно взятом виде транспорта имеются серьезные проблемы. В качестве примера можно рассмотреть дорожное хозяйство. На начало 2010 года общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составила 776 тысяч километров, по сравнению с докризисными показателями 2007 года произошло увеличение всего на 0,65 %. По всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны. Также не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. За пять лет — с 2005 по 2010 гг. протяженность магистральных автомобильных дорог не увеличилась и составляет 30,0 тысяч километров . До сих пор не урегулированы и требуют решения вопросы сопряжения магистральных дорог, которые обеспечивают подъезд автомобильного транспорта к городам, и внутригородских улиц и дорог. По состоянию на начало 2010 г. 28,5 % сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования. И это лишь небольшой перечень тех проблем, которые требуют безотлагательного решения в сфере дорожного хозяйства, а ведь есть еще и гражданская авиация, и железнодорожный транспорт, и морской транспорт, где необходимо решать не менее важные задачи.
Такая ситуация характерна для большинства регионов РФ. Так, в Приволжском Федеральном округе (ПФО) сеть автомагистралей не соответствует потребностям движения как по пропускной способности, так и по техническому со-
стоянию. И это характерно и для федеральных автодорог, и для дорог межрегиональных, и дорог местного сообщения. Слабо используется уникальная система водных путей Волжского бассейна, слабо развита сеть речных портов, а состояние речного флота просто катастрофическое. Железнодорожная сеть на территории ПФО практически исчерпала свой потенциал, на многих участках невозможен рост объемов перевозок, а также увеличение скорости прохождения. Нуждается в комплексной модернизации и инфраструктура воздушного транспорта. Деятельность большинства региональных авиакомпаний направлена на развитие сообщения только с Москвой. В стадии формирования находится и логистическая инфраструктура. Все перечисленные выше факторы сдерживают развитие экономического потенциала округа. Слаборазвитая транспортная сеть тормозит социально-экономическое развитие регионов Приволжского Федерального округа.
Неустойчивая социально-экономическая обстановка повлекла за собой уточнение приоритетов развития транспортной системы России и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации. В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации была одобрена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, где были определены транспортная политика, этапы и направления ее реализации в долгосрочном периоде.
В рамках Целевой Федеральной программы по модернизации транспортной системы России решаются проблемы, касающиеся всех видов транспорта.
На железнодорожном транспорте предстоит продолжить электрификацию участков, работающих на тепловозной тяге, усилить подходы к морским портам, на ряде магистральных направлений выполнить работы, связанные с включением их в состав международных транспортных коридоров.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Большие объемы работ предстоит осуществить на сети автомобильных дорог. Необходимо построить и реконструировать многие автомобильные магистрали, улучшить их дорожные покрытия, построить обходы населенных пунктов, развязки на разных уровнях и объекты дорожного сервиса, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием .
Одним из проектов, позволяющих значительно улучшить ситуацию, является строительство международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Данный проект поможет интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему страны, а также выявить дополнительные возможности для более тесного торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном, и особенно с Китаем.
На состоявшейся в июле 2011 года в Казани Международной конференции, посвященной созданию транспортного коридора «Европа — Западный Китай», заместитель министра транспорта РФ А. Недосеков заявил следующее: «новая магистраль должна стать альтернативой морским перевозкам» . Ведь она позволит сократить путь почти в 3,5 раза и существенно снизить транспортные издержки. Ожидается, что реализация проекта придаст новый импульс социальноэкономическому развитию всей страны. По прогнозам, внутренний региональный продукт по участвующим регионам может возрасти почти на 7 %, а оборот розничной торговли увеличится на 6,5 %.
Для обеспечения надежного и безопасного функционирования гражданской авиации необходимы масштабные мероприятия по обновлению парка воздушных судов и их модернизации, реконструкция объектов наземной производственной базы, ее развитие и оснащение современным оборудованием в соответствии с установленными нормативами.
Для эффективного освоения прогнозируемых объемов перевозок морским транспортом и уменьшения грузопотоков, следующих в настоящее время через
порты сопредельных стран, необходимы существенное наращивание мощности перегрузочных комплексов в отечественных морских портах и модернизация погрузочно-разгрузочного оборудования в них.
На внутренних водных путях нуждаются в срочной реконструкции судоходные шлюзы на многих гидротехнических сооружениях Волжско-Камского бассейна и сибирских реках, необходимо увеличить объемы путевых работ по поддержанию судоходных условий на эксплуатируемых реках .
Для обеспечения согласованного функционирования всех видов транспорта важное значение будет иметь совершенствование информационного обеспечения.
Меры по повышению технического уровня транспорта должны быть дополнены и подкреплены мероприятиями организационного, экономического и административного характера, позволяющими улучшить управление перевозочным процессом и другой деятельностью транспортных предприятий, для чего предусматривается научное обеспечение разработки соответствующей нормативной правовой базы.
Большое значение будут иметь указанные мероприятия для решения таких общетранспортных проблем, как повышение безопасности работы транспорта и развитие экспорта транспортных услуг.
В современных условиях повышаются роль технических кадров, их подготовленность к внедрению новых систем управления и контроль за работой транспортного комплекса. В то же время отмечается снижение среднегодовой численности работников транспорта в целом с 3160,3 тысяч в 2005 году до 2915 тысяч на начало 2010 года. Такая ситуация характерна для железнодорожного и водного транспорта. Положительные тенденции наблюдаются по выпуску специалистов государственными и муниципальными учреждениями высшего профессионального образования по специальностям транспорта. В 2009 году выпущено всего 27175 специалистов, что превышает количество выпускников 2005 года (21164 чел.) Но в условиях внедрения систем спутниковой навигации ГЛОНАСС, новых цифровых технологий передачи информации, а также развития системы безопасности на транспорте в ближайшие годы значительно возрастет потребность в профессиональных кадрах, что потребует изменений в программах высшего профессионального образования по специальностям транспорта.
При реализации данных мероприятий в сфере транспорта можно решить такие проблемы, как повышение безопасности работы транспорта и расширение экспортных услуг на транспорте.
Решение этих задач позволит произвести техническое перевооружение транспорта, которое связано с крупным капиталовложением и требует эффективного использования инвестиционных ресурсов, концентрации их на решающих направлениях.
Россия и другие страны, в первую очередь страны СНГ, при лидирующей российской роли в развитии транспорта и транспортной инфраструктуры могут и должны сыграть более крупную роль в глобализирующейся экономике, характеризующейся, прежде всего, опережающим ростом внешней торговли по отношению к росту ВВП отдельных стран.
Значительная роль в техническом перевооружении и повышении эффективности транспортной системы принадлежит научному обеспечению. Здесь необходимо внедрение самых передовых технологий, в том числе все более сложных компьютерных систем с соответствующими программными продуктами и все более совершенных навигационных систем, особенно с использованием такой системы космической навигации, как ГЛОНАСС.
Развитие транспортной системы оказывает большое влияние на экономический рост страны в целом. Все предприятия ежедневно пользуются услугами транспортной инфраструктуры. Своевременно доставленные грузы способствуют увеличению прибыли предприятий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Таким образом, происходит минимизация издержек предприятий, что способствует более продуктивной работе компаний. При этом будет удовлетворен и спрос потребителей доставленной продукции, и изделий, повышения уровня цен на товары ввиду задержки того или иного рейса не произойдет, следовательно, увеличится уровень благосостояния населения.
Библиографический список
1. Официальный сайт государственной статистики РФ . URL: www.gks.ru.
3. Российская газета. 2011. 12 июля. № 149.
4. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. URL: http: //www.mintrans.ru.
E.N. Shuravina*
PROBLEMS OF MODERN TRANSPORTATION SYSTEM IN RUSSIA
Для России с ее огромными расстояниями транспорт, безусловно, представляет нечто большее, нежели просто одну из отраслей экономики. Развитие транспортной системы на всех этапах отечественной истории предопределяло социально-экономическое и территориальное развитие нашей страны, обеспечивало сохранение ее территориальной целостности и рост международного влияния.
Основание в 1703 г. города и порта Санкт-Петербург во многом способствовало тому, чтобы Россия стала действительно европейским государством. Строительство в начале XX в. Транссибирской железнодорожной магистрали обеспечило постоянную связь европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком и дало значительный стимул развитию территорий к востоку от Урала. Северный морской путь вдоль арктического побережья страны, который начал интенсивно использоваться в 1930-е гг., позволил освоить заполярные территории, которые играют сегодня ключевую роль в развитии стратегических месторождений энергетического сырья.
Природные ресурсы России, которые являются основой ее благосостояния и развития, не могут быть эффективно использованы без должным образом построенной транспортной системы. Видный российский государственный деятель С. Ю. Витте писал: «Железные дороги, каналы, удобные морские гавани… — таковы необходимые условия для возможности создания крупной промышленности, в свою очередь, способствующие уменьшению расходов производства и понижению цены продукта… и пока страна не создала их, она не может рассчитывать на сколько-нибудь широкую разработку своих втуне лежащих естественных богатств».
Рыночные преобразования 1990-х гг. значительно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги. В первые десятилетия реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования, заложены основы новой правовой базы, проведена приватизация, разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, создана новая система государственного регулирования транспортной деятельности.
Развитие частного предпринимательства и внутреннего рынка, переориентация внешней торговли с учетом резкого роста импорта товаров массового спроса, перестройка системы товародвижения в соответствии с принципами логистики породили новые требования к транспорту. Увеличился спрос на контейнерные и мелкопартионные перевозки, на срочные транспортные сервисы, на услуги экспедиторов. Значительно выросла значимость международных перевозок. Началась интеграция транспорта в логистические системы.
В период экономических реформ транспортная система России обеспечивала растущий спрос экономики на грузоперевозки (исключение составил спад спроса, связанный с экономическим кризисом 2009 г.) и не была «узким местом» экономического развития отраслей, регионов и внешней торговли (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Грузооборот транспортной системы Российской Федерации по видам транспорта, млрд т-км
Транспорт играет важнейшую роль в обеспечении внешней торговли России, структура которой в период рыночных реформ претерпела значительные изменения. Интеграция современной России в мировую экономику происходит по «сырьевому варианту» — энергоресурсы составляют более половины российского экспорта. В то же время 35% объема импорта приходится на машины и оборудование, около 15% — на продовольствие и сырье для его производства. Эти особенности структуры внешнеторговых товаропотоков определяют характер их распределения между видами транспорта (табл. 1.3).
Таблица 1.3. Доля различных видов транспорта в обеспечении внешней торговли России, % к итогу
Современная транспортная система России, в целом, отвечает требованиям переходной рыночной экономики страны, которая активно интегрируется в мировое хозяйство. Однако реформирование транспорта, безусловно, нельзя считать завершенным.
При том что правительство уделяет совершенствованию транспортной системы все возрастающее внимание, а соответствующие бюджетные ассигнования и частные инвестиции постоянно растут, развитие инфраструктуры и экономические реформы в транспортном секторе далеко не всегда успевают за растущими требованиями общества и бизнеса.
Несмотря па значительный потенциал, общий рост рынка и устойчивую в целом работу транспорта, эффективность транспортной системы России и качество транспортных услуг в сравнении с наиболее развитыми экономиками остаются пока низкими.
Как результат, транспортоемкость продукции и услуг в России выше относительно большинства развитых стран. Если в США на один доллар ВВП приходится 0,5 т-км транспортной работы, а в Китае — 1,5, то в России этот показатель составляет примерно 1,7. Соответственно, высока и доля в ВВП логистических издержек, к которым относятся суммарные затраты по складированию, внутрипроизводственной транспортировке, промежуточному хранению, отгрузке, внешней транспортировке продукции. При среднемировом значении этого показателя, равном 11,4%, в России он приближается к 20%, тогда как в Китае составляет 18,1%, в Бразилии и Индии — в пределах 11—13%, в США — 8,5%, в Германии — 8,3%.
Согласно оценке, данной в «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года», «…несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной отрасли в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным». Предстоит значительная работа но развитию и модернизации транспорта, в том числе и с учетом требований логистического комплекса.
Транспортная система России является одной из крупнейших в мире. Протяженность путей сообщения по состоянию на начало 2012 г. составляла 86 тыс. км железных дорог общего пользования, 903 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, 102 тыс. км внутренних водных путей, 639 тыс. км воздушных трасс. Большую роль в национальной транспортной системе играют также магистральные нефте- и газопроводы, общая протяженность которых превышает 230 тыс. км.
На российском рынке действует в общей сложности более 4,5 тыс. компаний, предоставляющих транспортные, экспедиторские и иные логистические услуги, в том числе 2,8 тыс. перевозчиков всех видов транспорта и около 1 тыс. экспедиторов различного профиля.
Транспортную систему России характеризует ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, историческими и географическими факторами. К ним относятся:
1) низкая плотность и неравномерность развития транспортной инфраструктуры по территории. Если к западу от Урала густота путей сообщения достаточно высока, что обеспечивает конкуренцию различных видов транспорта и определенную гибкость при построении цепей поставок, то в центральной и восточной частях страны существующие пути сообщения часто не имеют альтернативы, а многие населенные пункты лишены устойчивой круглогодичной связи с опорной транспортной сетью. Средняя плотность сетей транспортной инфраструктуры на единицу территории существенно ниже, чем в большинстве развитых стран (табл. 1.4);
Таблица 1.4. Плотность элементов транспортной инфраструктуры в различных странах мира
- 2) радиальная конфигурация транспортной сети с ориентацией на московский транспортный узел. В силу исторически сложившейся централизации экономики пути сообщения развивались, прежде всего, в направлении столицы, которая и сегодня является основным финансово-индустриальным центром и ядром крупнейшего потребительского рынка. Это приводит к перегрузке московского транспортного узла и к избыточно дальним перевозкам из-за отсутствия прямых связей между периферийными регионами;
- 3) недостаточно высокое, в целом, качество транспортной инфраструктуры. Об этом свидетельствует, в частности, рейтинг мирового экономического форума, в котором Россия занимает 30-е место по качеству железных дорог, 93-е — по качеству портовой инфраструктуры, 104-е — по качеству инфраструктуры воздушного транспорта и 136-е место по качеству автомобильных дорог. Необходимо отметить, что отставание в развитии инфраструктуры не является проблемой только российской. Анализ, проведенный Всемирным банком и McKinsey Global Institute, показывает, что хроническое недофинансирование экономической инфраструктуры является характерной особенностью большинства развитых и развивающихся стран (рис. 1.1);
Рис. 1.1. Потребность и фактические инвестиции в экономическую инфраструктуру в разных регионах мира
- 4) значительное влияние фактора сезонности. Большинство внутренних водных путей России зимой замерзает. Работа ряда морских портов осложняется в связи с необходимостью ледокольной проводки. Многие автомобильные дороги в период весеннего снеготаяния закрываются для свободного проезда крупнотоннажных автомобилей. Эти факторы негативно влияют па стабильность транспортного обслуживания цепей поставок;
- 5) относительно низкий уровень развития автомобильного транспорта. В годы плановой экономики железные дороги справедливо рассматривались как основа национальной транспортной системы, тогда как автомобильному транспорту отводилась второстепенная роль обеспечения местных перевозок. В результате современная Россия унаследовала мощную инфраструктуру железных дорог и относительно слабо развитую автодорожную сеть, низкое качество которой препятствует росту экономики и развитию бизнеса. Инвестиции в развитие автомобильных дорог в России постоянно возрастают, по преодоление сложившихся диспропорций потребует длительной целенаправленной работы.
Помимо перечисленных особенностей, которые являются следствием многолетних тенденций, при оценке транспортной системы России необходимо учитывать и «факторы переходного периода», которые определяют ее развитие с начала 1990-х гг. Среди них следует отметить, прежде всего, перестройку структуры экономики и ее интеграцию в мировой рынок, что отражается и на транспорте.
На российском рынке транспортных услуг наблюдаются процессы консолидации и формирование крупных многопрофильных холдингов. Эта тенденция получила дополнительное развитие в посткризисный период, когда целый ряд средних и мелких компаний был поглощен конкурентами или вовсе покинул рынок. В настоящее время в России действует ряд мощных структур, владеющих активами различных видов транспорта и стремящихся к синергии на логистическом рынке. К их числу относятся:
- • UCL Holding (Universal Cargo Logistics Holding) — транспортная группа, которая осуществляет транспортировку грузов железнодорожным и водным транспортом, их перевалку в российских портах, а также оказывает услуги в логистике, судостроении и ряде других сегментов. Холдинг объединяет несколько крупных железнодорожных вагонных операторов (в частности, это «Первая грузовая компания» и «Независимая грузовая компания»), стивидорные компании «Морской порт Санкт-Петербург», «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» и «Универсальный перегрузочный комплекс» в порту Усть-Луга, а также Туапсинский и Таганрогский морские порты. В состав холдинга входят Волжское, Северо-Западное и Западное пароходства. Холдинг контролирует более 200 тыс. железнодорожных вагонов и около 500 морских и речных судов различных типов. Предприятия объединены в три дивизиона — железнодорожный UCL Rail, стивидорный UCL Port и судоходный VBTII;
- • группа компаний «Н-Транс» — крупнейший в России транспортно-инфраструктурный холдинг, который до 2008 г. был известен под брендом «Северстальтранс». Он объединяет более 20 компаний, работающих в различных секторах транспортного бизнеса: стивидорные компании в Восточном, Санкт-Петербургском и других портах, железнодорожных операторов, экспедиторские компании. Стратегическими направлениями деятельности группы являются железнодорожные перевозки, контейнерный бизнес, инвестиции в транспортную инфраструктуру. Группа контролирует около 65 тыс. вагонов, контейнерные терминалы «Петроле-спорт» и «Моби Дик» (порт Санкт-Петербург), терминал «Янино» в Ленинградской области, терминал «Восточная стивидорная компания» (Находка), а также терминалы в Финляндии и Польше;
- • транспортная группа FESCO — одна из крупнейших российских частных транспортно-логистических структур. Базовая компания группы — Дальневосточное морское пароходство (Far-Eastern Shipping Company). Активы FESCO включают портовые мощности во Владивостоке (Владивостокский морской торговый порт и Владивостокский контейнерный терминал), около 20 тыс. железнодорожных вагонов, 26 морских судов, 4 ледокола. Бизнес-модель FESCO предусматривает выполнение перевозок железнодорожным, автомобильным и морским транспортом, а также предоставление портовых и логистических услуг. FESCO фокусируется на интермодальных перевозках контейнерных грузов и обеспечении доставки «от двери до двери»;
- • ГК «Дело» — частный транспортный холдинг, включающий портовые стивидорные активы, контейнерный сервис и оперирование вагонным парком. Компания DeloPorts владеет и управляет контейнерным, зерновым, нефтепродуктовым терминалами и бункеровочным сервисом в порту Новороссийск. Компания «Глобальный контейнерный сервис» владеет тремя внепортовыми специализированными контейнерными терминалами и предлагает агентские, логистические и транспортные услуги в крупнейших городах и портах России и других стран. ЗАО «Транспортная корпорация» владеет парком свыше 1300 цистерн.
- • «Евросиб» — одна из ведущих частных транспортных компаний, которая владеет и управляет вагонным парком из 13,7 тыс. единиц подвижного состава, оперирует двумя собственными терминальными комплексами в Санкт-Петербурге (II 1ушары) и Новосибирске. Компания предоставляет комплексное обслуживание грузовладельцев, включая организацию железнодорожных перевозок по различным направлениям с привлечением собственного и арендованного подвижного состава, услуги комплексной логистики, терминального оператора. Компания также организует перевозки ускоренными контейнерными поездами.
Процесс слияний и поглощений, а также крупных сделок но приобретению транспортных активов развивается динамично и далек от своего завершения.
Среди других особенностей транспортного комплекса России, проявившихся в последние годы, необходимо выделить:
- 1) незавершенность формирования современной правовой базы и институциональных реформ на транспорте. Законодательство постоянно обновляется, однако целый ряд принципов и институтов, характерных для развитой рыночной экономики, в России все еще не реализован. Так, на железнодорожном, автомобильном и внутреннем водном транспорте отсутствует принцип ограничения ответственности перевозчика. Не введено обязательное страхование ответственности, связанной с перевозкой грузов, не получил должного развития институт лицензирования транспортной деятельности и т.д.;
- 2) продолжающаяся структурная перестройка транспортной системы. Наиболее сложно она протекает в секторе железных дорог, где массовая приватизация вагонного парка и приток частного капитала в отрасль сопровождаются поисками устойчивой рыночной модели, отвечающей современным и перспективным требованиям российской экономики;
- 3) преобладание в комплексе логистических услуг транспортных сервисов. В отличие от наиболее развитых стран, где доля «традиционных» транспортных услуг на логистическом рынке не превышает 65—70%, в России их доля превышает 88%. При этом на экспедиторские услуги приходится порядка 6%, на складские и дистрибьюторские — 5% и на услуги управленческой логистики — менее 1%’. Низкая доля сложных логистических услуг добавленной стоимости объясняется как объективными факторами (большие расстояния перевозок, преобладание в товарной массе сырьевых грузов), так и недостаточным пока развитием соответствующих сегментов рынка;
- 4) продолжающееся влияние последствий экономического кризиса. В сегменте грузовых перевозок кризис обусловил спад спроса, рост конкуренции и консолидации за счет поглощения мелких игроков. С рынка ушел ряд иностранных инвесторов. Реализация многих крупных инфраструктурных проектов, реализуемых правительством, отложена на более отдаленные сроки по сравнению с назначенными первоначально, и т.д.
Характеристика развития отдельных видов транспорта в России дана в гл. 9.
Перспективные направления развития транспортной системы и рынка транспортно-логистических услуг в России определяются положениями «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года». В этом документе определены цели, индикаторы и задачи долгосрочного развития транспортного комплекса, инвестиционные и инновационные приоритеты, принципы и механизмы реализации государственной транспортной политики (см. врезку 1.1).
Врезка 1.1. Транспортная стратегия Российской Федерации
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 гола была разработана в 2012 г., а в 2014 г. актуализирована с учетом изменившейся после экономического кризиса ситуации в мировой и российской экономике.
Стратегия нацелена на существенную перестройку российской транспортной системы, необходимость которой обусловлена усилением глобальной конкуренции и исчерпанием источников экспортно-сырьевого типа развития в экономике страны. Стратегия предусматривает решение следующих основных задач:
- — формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры;
- — обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;
- — обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
- — интеграцию в мировое транспортное пространство, реализацию транзитного потенциала страны;
повышение уровня безопасности транспортной системы;
— снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.
В результате реализации Стратегии должны быть достигнуты следующие основные показатели работы транспорта:
- — подвижность населения возрастет до 15 561 пасс.-км на 1 человека в гол. что в 2,4 раза выше показателя 2010 г.;
- — будет обеспечена постоянная круглогодичная связь с сетью автомобильных дорог всех сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития;
- — число погибших за год в ДТП в расчете на 10 тыс. автомобилей сократится на 63%;
- — значительно уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду. Объем удельных выбросов С02 на автомобильном транспорте сократится на 22%;
- — уровень удельных транспортных издержек в цене конечной продукции снизится на 30% к 2030 г.;
- — экспорт транспортных услуг к 2030 г. возрастет в 4,5 раза, с 13,2 до 58,8 млрд долл.;
производительность труда в транспортном комплексе возрастет в 1,6 раза к 2018 г., в 2 раза к 2020 г. и в 3,6 раза к 2030 г.;
— доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов возрастет с 39% в 2010 г. до 50% в 2030 г., а доля внешнеторговых перевозок судами под российским флагом вырастет с 4 до 16%. Доля в суммарном дедвейте морского транспортного флота, контролируемого Россией, судов под российским флагом возрастет с 30,5% в 2010 г. до 40% в 2030 г.
Одной из целей стратегии является обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны. Для достижения этой цели предусматривается значительное снижение протяженности участков транспортной сети, действующих в режиме перегрузки, ввод в эксплуатацию ряда новых железнодорожных линий и автомобильных дорог общего пользования, наращивание мощности морских портов, реконструкция и строительство новых взлетно-посадочных полос, создание конкурентоспособных международных транспортных коридоров и мультимодальных логистических центров в транспортных узлах.
В стратегии отмечается, что решающее значение для формирования современной товаропроводящей сети на территории России будет иметь создание интегрированной сети транспортно-логистических комплексов, обеспечивающих предоставление широкого спектра конкурентоспособных услуг, ускоренное развитие интермодальных перевозок и формирование территориально-производственных кластеров.
Стратегия содержит и ряд приоритетов устойчивого развития транспорта. В частности, предусматриваются выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перевода транспортных средств на экологически чистые виды топлива, повышение доли использования гибридных и электрических двигателей транспортных средств, материалов и технологий, минимизирующих негативное воздействие на окружающую среду, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами транспортного комплекса, а также снижение уровня энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран.