Транзитная торговля
Содержание
- Вводная часть
- Накладная по форме ТОРГ-12
- Счет-фактура
- Товарно-транспортная накладная
- Оформляем документы при транзитной доставке товара
- Транзитная торговля: документальное оформление, учет и налогообложение
- Кто должен оформлять товарно-транспортную накладную
- Можно ли использовать один бланк для разных перевозок
- Структура документа
- Правила оформления и порядок работы с бланком
- Инструкция заполнения бланка товарно-транспортной накладной
Вводная часть
В сделке оптовой купли-продажи участвуют три стороны: поставщик, оптовик и конечный покупатель. Сама купля-продажа проходит в два этапа. На первом этапе оптовик приобретает товар у поставщика, то есть право собственности переходит от поставщика к оптовику. На втором этапе оптовик продает товар покупателю, и право собственности переходит от оптовика к покупателю. По сути два этапа – это две самостоятельные сделки, и на каждую нужно оформить свой комплект документов.
При этом нередко случается, что все участники находятся в разных городах или даже в разных регионах. Тогда товар чаще всего доставляется транзитом от поставщика к конечному покупателю, минуя склад оптовика. Соответственно, транспортировка оформляется единым документом.
В итоге получается, что операций по купле-продаже две, а операция по доставке одна. В связи с этим бухгалтеры часто путаются, как правильно заполнить «первичку» по транзитным операциям. Рассмотрим в отдельности каждый документ.
Накладная по форме ТОРГ-12
Таких накладных две: по одной поставщик реализует товар оптовику, по второй оптовик реализует товар конечному покупателю.
К сожалению, форма ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) не предназначена для транзитных поставок. Поэтому нет единого мнения относительно того, как правильно заполнять ее в описанной ситуации. Мы предлагаем вариант, который не противоречит нормативам, и к тому же является наиболее удобным с точки зрения практического применения.
Поставщик реализует товар оптовику
Накладную ТОРГ-12 выписывает поставщик. Свое название, адрес и прочие реквизиты он помещает в строку «Поставщик». Адрес и реквизиты оптовика указывает в строке «Плательщик».
Кто будет значиться в троке «Грузоотправитель», зависит от условий договора между поставщиком и оптовиком. Если по условиям договора право собственности на товар в момент отправки не перешло к оптовику, то в качестве грузоотправителя поставщик указывает себя. Если с момента отправки владельцем груза стал оптовик, то грузоотправителем должен числиться оптовик.
В строке «Грузополучатель», по нашему мнению, должны стоять наименование и реквизиты оптовика. На первый взгляд это кажется не логичным, ведь пункт разгрузки товара – склад конечного покупателя, а не оптовика. Но поскольку конечный покупатель не является стороной сделки между поставщиком и оптовиком, его не нужно упоминать и в накладной ТОРГ-12.
В строке «Основание» следует отразить номер и дату договора, заключенного между поставщиком и оптовиком.
Оптовик реализует товар конечному покупателю
Накладную ТОРГ-12 выписывает оптовик. Свое наименование, адрес и реквизиты он указывает в строке «Поставщик», а название и реквизиты конечного покупателя – в строке «Плательщик».
В строке «Грузоотправитель» надо отразить сведения об оптовике, а в строке «Грузополучатель» – о конечном покупателе.
В строку «Основание» нужно занести дату и номер договора, подписанного оптовиком и конечным покупателем.
Альтернативный вариант заполнения накладной ТОРГ-12
Существует мнение, что в накладной, выписанной при реализации поставщиком оптовику, и в накладной, выставленной оптовиком конечному покупателю, сведения о грузоотправителе и грузополучателе должны совпадать. В обоих документах в качестве грузоотправителя нужно указать поставщика, а в качестве грузополучателя – конечного покупателя.
В полях «Отпуск груза разрешил» и «Отпуск груза произвел» в обеих накладных должны стоять отметки поставщика, а в графе «Груз получил грузополучатель» – отметка конечного покупателя.
Подобный способ вполне допустим, к тому же его одобряют некоторые суды (см, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.06.11 № А44-4370/2010). Однако на практике он вызывает сложности. Во-первых, конечному покупателю приходится дважды ставить отметки о получении одного и того же груза, и он зачастую отказывается это делать. Во-вторых, конечный покупатель видит накладную, выписанную поставщиком на имя оптовика, и, как следствие, знает оптовые цены. По понятным причинам такой вариант для оптовика неприемлем.
Счет-фактура
Поставщик обязан выставить счет-фактуру и указать в роли продавца себя, а в роли покупателя – оптовика. В свою очередь оптовик тоже должен выставить счет-фактуру, где продавцом будет значиться он сам, а покупателем – конечный покупатель.
Кого следует отразить в роли грузоотправителя и грузополучателя? Однозначного ответа нет, потому что определения грузоотправителя и грузополучателя в Налоговом кодексе отсутствуют. Мы полагаем, что в счетах-фактурах следует повторить данные, указанные в одноименных строках накладных ТОРГ-12. Это позволит сделке выглядеть более прозрачной в глазах инспектора.
Товарно-транспортная накладная
Наибольшее количество проблем при транзитных поставках возникает из-за транспортных документов. Так как одним из самых распространенных способов перевозки является доставка автотранспортом, рассмотрим подробно, как оформляется «первичка» для этого варианта.
При автоперевозках необходимо составить товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т (утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). К сожалению, данный бланк тоже слабо приспособлен к нюансам транзитных операций.
Если оформлять 1-Т по всем правилам, то строки заполняются следующим образом.
В строке «Плательщик» числится оптовик. Кого поставить в строку «Грузоотправитель», зависит от момента перехода права собственности. Если в момент отправки товара его собственником стал оптовик, то он и будет указан в данной строке. Если после отправки владельцем остался поставщик, то в строке «Грузоотправитель» будет значиться поставщик.
Заполнение строки «Грузополучатель» зависит от того, кто фактически принимает товар на складе конечного покупателя. Если этим занимается сам покупатель, то указать нужно именно его. Если же разгрузку производит представитель оптовика, то в качестве грузополучателя следует указать название, адрес и телефон оптовика.
В любом случае в поле «Пункт погрузки» должен стоять адрес поставщика, а в поле «Пункт разгрузки» – адрес конечного покупателя.
Однако многие оптовики отказываются от подобного способа оформления ТТН. Основная причина в том, что данный способ позволяет конечному покупателю ознакомиться с оптовыми ценами и без труда рассчитать, какую прибыль получил оптовик.
В жизни, как правило, практикуются два альтернативных варианта оформления 1-Т. Сразу оговоримся, что ни один из них нельзя назвать абсолютно законным и безопасным.
Первый вариант: перевыставить 1-Т
Суть в том, чтобы вместо одной товарно-транспортной накладной оформить две. Первую составляет поставщик и указывает в ней оптовые цены. Вторую заполняет оптовик, но вместо оптовых цен указывает отпускные. При этом сведения о пунктах погрузки и разгрузки, а также номере машины, оптовик переписывает из первой ТТН.
Затем в задачу поставщика входит сделать так, чтобы конечный покупатель получил не первую, а вторую накладную. Как правило, представитель компании-поставщика встречает машину и меняет документы.
У данного метода есть существенный недостаток. Если сотрудники ИФНС проведут встречную проверку, то от поставщика они получат первый вариант товарно-транспортной накладной, а конечный покупатель предъявит им другой вариант того же документа. Скорее всего, инспекторы сочтут это признаками налоговой схемы и не подтвердят расходы и вычеты НДС.
Второй вариант: не указывать цены
Некоторые оптовики договариваются с поставщиками, и в товарной части ТТН указывают только наименование и количество товара. При этом графы, предназначенные для цены и суммы, оставляют пустыми.
Такой вариант представляется нам менее рискованным, поскольку, в отличие от способа с заменой ТТН, не наводит на мысли о необоснованной налоговой выгоде. Однако и здесь есть свои недостатки, а именно отсутствие в первичном документе денежного измерителя хозяйственной операции. Вполне вероятно, что налоговики при проверке не оставят это без внимания и аннулируют расходы на доставку.
Оформляем документы при транзитной доставке товара
В сделке оптовой купли-продажи участвуют три стороны: поставщик, оптовик и конечный покупатель. Сама купля-продажа проходит в два этапа.
На первом этапе оптовик приобретает товар у поставщика, то есть право собственности переходит от поставщика к оптовику. На втором этапе оптовик продает товар покупателю, и право собственности переходит от оптовика к покупателю.
По сути два этапа – это две самостоятельные сделки, и на каждую нужно оформить свой комплект документов.
При этом нередко случается, что все участники находятся в разных городах или даже в разных регионах. Тогда товар чаще всего доставляется транзитом от поставщика к конечному покупателю, минуя склад оптовика. Соответственно, транспортировка оформляется единым документом.
В итоге получается, что операций по купле-продаже две, а операция по доставке одна. В связи с этим бухгалтеры часто путаются, как правильно заполнить «первичку» по транзитным операциям. Рассмотрим в отдельности каждый документ.
Таких накладных две: по одной поставщик реализует товар оптовику, по второй оптовик реализует товар конечному покупателю.
К сожалению, форма ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) не предназначена для транзитных поставок. Поэтому нет единого мнения относительно того, как правильно заполнять ее в описанной ситуации. Мы предлагаем вариант, который не противоречит нормативам, и к тому же является наиболее удобным с точки зрения практического применения.
Накладную ТОРГ-12 выписывает поставщик. Свое название, адрес и прочие реквизиты он помещает в строку «Поставщик». Адрес и реквизиты оптовика указывает в строке «Плательщик».
Кто будет значиться в троке «Грузоотправитель», зависит от условий договора между поставщиком и оптовиком. Если по условиям договора право собственности на товар в момент отправки не перешло к оптовику, то в качестве грузоотправителя поставщик указывает себя. Если с момента отправки владельцем груза стал оптовик, то грузоотправителем должен числиться оптовик.
В строке «Грузополучатель», по нашему мнению, должны стоять наименование и реквизиты оптовика. На первый взгляд это кажется не логичным, ведь пункт разгрузки товара – склад конечного покупателя, а не оптовика. Но поскольку конечный покупатель не является стороной сделки между поставщиком и оптовиком, его не нужно упоминать и в накладной ТОРГ-12.
В строке «Основание» следует отразить номер и дату договора, заключенного между поставщиком и оптовиком.
Накладную ТОРГ-12 выписывает оптовик. Свое наименование, адрес и реквизиты он указывает в строке «Поставщик», а название и реквизиты конечного покупателя – в строке «Плательщик».
В строке «Грузоотправитель» надо отразить сведения об оптовике, а в строке «Грузополучатель» – о конечном покупателе.
В строку «Основание» нужно занести дату и номер договора, подписанного оптовиком и конечным покупателем.
Существует мнение, что в накладной, выписанной при реализации поставщиком оптовику, и в накладной, выставленной оптовиком конечному покупателю, сведения о грузоотправителе и грузополучателе должны совпадать. В обоих документах в качестве грузоотправителя нужно указать поставщика, а в качестве грузополучателя – конечного покупателя.
В полях «Отпуск груза разрешил» и «Отпуск груза произвел» в обеих накладных должны стоять отметки поставщика, а в графе «Груз получил грузополучатель» – отметка конечного покупателя.
Подобный способ вполне допустим, к тому же его одобряют некоторые суды (см, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.06.11 № А44-4370/2010). Однако на практике он вызывает сложности.
Во-первых, конечному покупателю приходится дважды ставить отметки о получении одного и того же груза, и он зачастую отказывается это делать. Во-вторых, конечный покупатель видит накладную, выписанную поставщиком на имя оптовика, и, как следствие, знает оптовые цены.
По понятным причинам такой вариант для оптовика неприемлем.
Поставщик обязан выставить счет-фактуру и указать в роли продавца себя, а в роли покупателя – оптовика. В свою очередь оптовик тоже должен выставить счет-фактуру, где продавцом будет значиться он сам, а покупателем – конечный покупатель.
Кого следует отразить в роли грузоотправителя и грузополучателя? Однозначного ответа нет, потому что определения грузоотправителя и грузополучателя в Налоговом кодексе отсутствуют. Мы полагаем, что в счетах-фактурах следует повторить данные, указанные в одноименных строках накладных ТОРГ-12. Это позволит сделке выглядеть более прозрачной в глазах инспектора.
Наибольшее количество проблем при транзитных поставках возникает из-за транспортных документов. Так как одним из самых распространенных способов перевозки является доставка автотранспортом, рассмотрим подробно, как оформляется «первичка» для этого варианта.
При автоперевозках необходимо составить товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т (утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). К сожалению, данный бланк тоже слабо приспособлен к нюансам транзитных операций.
Если оформлять 1-Т по всем правилам, то строки заполняются следующим образом.
В строке «Плательщик» числится оптовик. Кого поставить в строку «Грузоотправитель», зависит от момента перехода права собственности. Если в момент отправки товара его собственником стал оптовик, то он и будет указан в данной строке. Если после отправки владельцем остался поставщик, то в строке «Грузоотправитель» будет значиться поставщик.
Заполнение строки «Грузополучатель» зависит от того, кто фактически принимает товар на складе конечного покупателя. Если этим занимается сам покупатель, то указать нужно именно его. Если же разгрузку производит представитель оптовика, то в качестве грузополучателя следует указать название, адрес и телефон оптовика.
В любом случае в поле «Пункт погрузки» должен стоять адрес поставщика, а в поле «Пункт разгрузки» – адрес конечного покупателя.
Однако многие оптовики отказываются от подобного способа оформления ТТН. Основная причина в том, что данный способ позволяет конечному покупателю ознакомиться с оптовыми ценами и без труда рассчитать, какую прибыль получил оптовик.
В жизни, как правило, практикуются два альтернативных варианта оформления 1-Т. Сразу оговоримся, что ни один из них нельзя назвать абсолютно законным и безопасным.
Суть в том, чтобы вместо одной товарно-транспортной накладной оформить две. Первую составляет поставщик и указывает в ней оптовые цены. Вторую заполняет оптовик, но вместо оптовых цен указывает отпускные. При этом сведения о пунктах погрузки и разгрузки, а также номере машины, оптовик переписывает из первой ТТН.
Затем в задачу поставщика входит сделать так, чтобы конечный покупатель получил не первую, а вторую накладную. Как правило, представитель компании-поставщика встречает машину и меняет документы.
У данного метода есть существенный недостаток. Если сотрудники ИФНС проведут встречную проверку, то от поставщика они получат первый вариант товарно-транспортной накладной, а конечный покупатель предъявит им другой вариант того же документа. Скорее всего, инспекторы сочтут это признаками налоговой схемы и не подтвердят расходы и вычеты НДС.
Некоторые оптовики договариваются с поставщиками, и в товарной части ТТН указывают только наименование и количество товара. При этом графы, предназначенные для цены и суммы, оставляют пустыми.
Такой вариант представляется нам менее рискованным, поскольку, в отличие от способа с заменой ТТН, не наводит на мысли о необоснованной налоговой выгоде. Однако и здесь есть свои недостатки, а именно отсутствие в первичном документе денежного измерителя хозяйственной операции. Вполне вероятно, что налоговики при проверке не оставят это без внимания и аннулируют расходы на доставку.
Транзитная торговля: документальное оформление, учет и налогообложение
Операции, связанные с транзитной торговлей, не столь уж редко используются в предпринимательской деятельности. Транзитная торговля – это способ продажи, при котором торговая организация поставляет покупателю товары не со своего склада, а непосредственно от поставщика либо от их производителя.
– договоров
Операции, связанные с такой торговлей, представляют собой две независимые сделки. При их осуществлении оптовая организация заключает два договора поставки.
Напомним, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
По первому договору организация торговли (транзитный поставщик) выступает как покупатель товаров, которые поступают от поставщика. По второму договору, заключенному с конечным покупателем товаров, организация выступает уже как их продавец. Особенность же таких договоров состоит в следующем.
Торговая организация по первому договору перечисляет денежные средства своему поставщику за товары. Их грузополучателем по договору является конечный покупатель. Такой способ торговли возможен в силу ст.
509 ГК РФ, поскольку поставка товаров может осуществляться поставщиком в том числе и путем их отгрузки (передачи) лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
Товары в этом случае фактически не поступают на склад торговой организации (у транзитного поставщика на практике может даже не быть склада, ведь при рассматриваемых поставках наличие его не требуется). Несмотря на это, организация приобретает право собственности на поставляемые товары.
По второму договору транзитный поставщик получает денежные средства от покупателя за передаваемые товары. Грузоотправителем является поставщик товара по первому договору, а не оптовик.
Торговая организация, как видим, сначала является покупателем, а затем продавцом. В отношениях с покупателем она, повторимся, выступает собственником товаров.
Право собственности на товар, приобретенный по договору поставки, заключенному с поставщиком, переходит к торговой организации, хотя данный товар физически и не завозится на ее склад.
Несмотря на отсутствие фактической отгрузки товаров, обязанность по их поставке в рамках договора, заключенного организацией со своим покупателем, возникает именно у нее.
У нее же существует обязательство по оплате приобретенных товаров перед поставщиком.
Исходя из этого при транзитной торговле отражение операций по приобретению и продаже товаров в бухгалтерском учете организации осуществляется идентично обычной их продаже со склада.
Поскольку товары доставляются напрямую покупателю, необходимо известить поставщика об их грузополучателе. В случае когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке.
отгрузочной разнарядки и срок ее направления организацией поставщику определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки.
Непредставление же организацией отгрузочной разнарядки в установленный срок дает поставщику право:
- либо отказаться от исполнения договора поставки;
- либо потребовать от покупателя оплаты товаров.
Кроме того, поставщик вправе потребовать возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки (п. п. 2 и 3 ст. 509 ГК РФ).
Отметим, что транзитные поставки не являются посредническими операциями, поскольку в договорах поставки каждая из сторон действует от своего имени и за свой счет.
При транзитной торговле товарами необходимо, исходя из условий конкретного договора поставки, определить момент перехода права собственности на приобретенные товары от поставщика к торговой организации и от транзитного поставщика к конечному покупателю. Это позволит сторонам сделки распределить между собой риски утраты имущества, а торговой организации даст возможность правильно обусловить дату реализации товаров в бухгалтерском учете и налоговом при применении метода начисления.
По общему правилу право собственности на товары возникает с момента их передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Передачей товаров является их вручение. Но торговая организация не может непосредственно передать (вручить) товары покупателю, потому что она их на свой склад физически не получает.
Если товары нельзя передать лично (вручить) получателю, моментом их передачи является сдача товаров первому перевозчику для доставки их приобретателю (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Но при транзитной торговле организация не сдает товары перевозчику.
Это делает поставщик при отправке товара со своего склада. Тогда момент передачи товаров первому перевозчику может подтверждаться извещением поставщика об их передаче перевозчику с приложенными к нему товарораспорядительными документами.
На практике товары нередко передаются поставщиком перевозчику, доставляющему их конечному покупателю, либо непосредственно конечному покупателю.
И в том и в другом случае, если в договоре не уточнен момент перехода права собственности, возникает неопределенность с его определением у торговой организации.
Вследствие этого налоговики могут скептически отнестись к сумме НДС, предъявленной ей поставщиком товаров и принимаемой ею к вычету. Поэтому при заключении договоров поставки необходимо четко прописывать момент перехода права собственности между сторонами.
В зависимости от момента перехода права собственности между сторонами договоров дата получения дохода торговой организацией может определяться по-разному.
При переходе права собственности на товары к торговой организации в момент их отгрузки со склада поставщика, а к конечному покупателю – в момент поступления товаров на его склад доход у организации в бухгалтерском учете и в налоговом при применении метода начисления появится на дату передачи товаров при их доставке на склад покупателя.
Если право собственности на товары переходит к торговой организации в момент их отгрузки со склада поставщика (к примеру, в присутствии представителя организации) и тут же передается конечному покупателю (через перевозчика или представителя конечного покупателя на складе поставщика), то доход у рассматриваемой организации появится сразу после передачи товаров перевозчику.
Если же в договоре предусмотрено, что доставленные товары поступают конечному покупателю на ответственное хранение, при этом право собственности переходит к нему только после полной их оплаты, то доход торговой организации будет считаться полученным после окончательного расчета конечного покупателя.
В договорах поставки также важно прописать обязанности каждой стороны договоров по предоставлению информации о движении товаров – кто, кого и в какие сроки извещает.
Доставка товаров по договору поставки в общем случае осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором, и на определенных в договоре условиях (п. 1 ст. 510 ГК РФ). Если в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику.
Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров) (п. 2 ст. 510 ГК РФ).
Исходя из этих норм, торговая организация иной раз берет на себя обязанности по доставке товаров конечному покупателю.
Транзитный поставщик в этом случае заключает договор перевозки с транспортной организацией и перевыставляет счета за оказанные услуги конечному покупателю.
В договор поставки с конечным покупателем при этом вносится условие, что поставщик организует доставку товара силами третьих лиц – за счет покупателя. Такой договор будет содержать элементы различных договоров, что допускается п. 3 ст. 421 ГК РФ.
Поскольку в данной ситуации организация действует в интересах другого лица, то возможно рассмотрение такой услуги, как услуга экспедитора (то есть посреднической деятельности).
Выступая экспедитором, поставщик действует в интересах покупателя. В соответствии с п. 1 ст.
801 ГК РФ покупатель обязан уплатить поставщику определенное сторонами вознаграждение, а также возместить ему понесенные в связи с доставкой расходы.
Часто на практике поставщик не получает за организацию перевозки вознаграждение, а перевыставляет покупателю ту же сумму, которую предъявляет ему перевозчик в соответствии с договором.
Но посреднические договоры – договоры возмездные, поэтому в них необходимо либо указывать вознаграждение, даже чисто символическое, либо прописывать, что вознаграждение за посредничество входит в цену товаров.
Кто должен оформлять товарно-транспортную накладную
Если транспортировка товарно-материальных ценностей происходит непосредственно собственником или продавцом товара, то оформление документа входит в его прерогативу.
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк товарно-транспортной накладной по форме 1-Т .docСкачать образец заполнения товарно-транспортной накладной по форме 1-Т .doc
Если же используется заключение договора с перевозчиком, которое может происходить как от лица отправителя, так и от лица получателя товара, то и составление этого документа может быть компетенцией как той, так и другой стороны.
Иными словами, оформляет форму 1-Т та компания, которая нанимает перевозчика.
Можно ли использовать один бланк для разных перевозок
Для каждой перевозки оформляется отдельный бланк 1-Т, использовать одну и ту же накладную для нескольких транспортировок категорически нельзя. Точно также, если один и то же груз необходимо развести по разным фирмам, то на каждую партию необходимо составлять свой документ.
Структура документа
Накладную условно можно поделить на две части.
- Первая – товарная, — включает сведения
- об отправителе и получателе товара,
- объеме,
- наименовании и т.п. параметры.
Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.
- Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
- непосредственно о перевозке,
- информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
- марке автомобиля,
- времени в пути и километраже,
- товаре и т.д.
Здесь же указывается стоимость транспортировки.
Правила оформления и порядок работы с бланком
Данный документ относится к первичной документации, поэтому при его заполнении следует придерживаться определенных стандартов. В частности, нельзя оставлять ячейки пустыми (где нужно ставятся прочерки), допускать неточности и ошибки, а также вносить в бланк неверные сведения.
К форме 1-Т могут прилагаться дополнительные документы:
- сертификаты,
- паспорты,
- свидетельства,
- договоры и пр.
Все они должны обязательно быть указаны в строке «Приложение» товарно-транспортной накладной.
Документ распечатывается в четырех копиях, одна из которых остается у отправителя товара, остальные три передаются на руки водителю, который будет развозить груз.
Все документы необходимо удостоверить нужными подписями. Затем второй экземпляр водитель должен вручить грузополучателю, а третий и четвертый передать руководству транспортной компании (при этом они должны иметь подписи как отправителя, так и получателя товара). После этого, третий экземпляр с выписанным счетом на оплату за услуги транспортировки отправляется заказчику (т.е. той фирме, которая заключила договор на доставку товара), а четвертый остается у перевозчика и становится частью его бухгалтерского учета.
Инструкция заполнения бланка товарно-транспортной накладной
- Сначала в документе нужно указать его номер (по внутреннему документообороту компании, выписывающей накладную), поставить дату заполнения, затем в строку «Грузоотправитель» вписать информацию о предприятии, отправляющем товар – здесь нужно указать его полное название, фактический адрес и телефон.
- После этого точно таким же образом следует внести сведения об адресате в строку «Грузополучатель».
- Напротив обозначения «Плательщик» надо указать ту фирму, которая оплачивает услуги перевозчика.
- Напротив каждой компании в соответствующем окошке нужно указать ее код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций).
Заполнение первого раздела формы 1-Т
Первый раздел накладной практически полностью должен заполнить грузоотправитель. Сначала вписываются подробные данные о товаре в таблицу.
В первый столбец вносится номенклатурный номер товара (но только, если такая система учета используется на предприятия),
во второй и третий — номер прейскуранта и артикул (также только при их наличии).
Четвертый столбец «Количество» заполнить нужно обязательно – сюда ставится цифра, соответствующая числу перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
Столбики, которые идут дальше, пропускать тоже нельзя: в них вносятся —
Затем туда же вносится количество мест, масса (в тоннах) и общая стоимость по каждому виду товара в отдельности. Если есть наценка за объем или складские, транспортные расходы, это также надо указать в таблице. Следующим шагом вписываем общую стоимость товара по всем наименованиям и в последний столбик вносится номер товара по складской картотеке грузоотправителя.
Если товарно-транспортная накладная имеет продолжение, то нужно отметить количество дополнительных листов в соответствующей ячейке (прописью) и также общее количество видов товара и мест (значения дублируются из первой таблицы).
Далее прописью и цифрами вписывается масса груза, а после этого необходимо указать все имеющиеся приложения (количество листов) и ниже – прописью общую стоимость отпущенного со склада товара.
Внизу товарного раздела слева должны стоять подписи с расшифровками представителей грузоотправителя: лица, уполномоченного на отпуск товара (с указанием его должности), главного бухгалтера, а также кладовщика, непосредственно осуществившего отгрузку.
С правой стороны вносятся данные водителя, в том числе вписываются сведения о доверенности, которую компания-перевозчик на него оформила.
Позже здесь же ниже ставится подпись представителя грузополучателя (обычно это тоже кладовщик), который своим автографом в этой части документа удостоверяет факт приема товара после транспортировки в целости и сохранности.
Заполнение второго раздела формы 1-Т
Второй раздел товарно-транспортной накладной включает сведения о транспортировке. Сначала здесь указывается
- срок доставки груза,
- приводится информация о фирме-перевозчике, в том числе ее полное наименование, контактные данные (адрес и телефон),
- вписываются сведения о машине (марка и гос.номер),
- в крайнем правом столбике пишутся номера накладной и путевого листа.
В строку «Плательщик» включается информация о предприятии – заказчике перевозки (ее название, адрес-телефон и банковские реквизиты), фамилия, имя, отчество водителя и номер его удостоверения.
Строки «Лицензионная карточка», а также ее «Регистрационный номер» и серию можно пропустить, поскольку лицензирование ныне не производится, а вот окошко о виде перевозки надо заполнить (коммерческий).
Далее вносятся сведения о погрузке-отгрузке (фактические адреса доставки товара) и прочая дополнительная информация (переадресовка, маршрут, прицепы – по необходимости).
Ниже снова стоит таблица. Все данные в нее вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы – автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то надо указать либо «нормативный», либо «согласно маркировке».
Справа под таблицей надо вписать документы, сопровождающие груз (сертификат качества, паспорта, акты и т. д.), а слева внести подписи непосредственных участников процесса погрузки-доставки-отгрузки.
Следующая часть документа под названием «Погрузочно-разгрузочные операции» включает таблицу, в которую вносится информация о погрузке-разгрузке (наименование отправителя и получателя груза, способ действия, дата убытия, прибытия товара и подпись ответственного сотрудника).
Далее, в предпоследнюю табличку водителем вносятся все прочие ведения (километраж, стоимость поездки, штрафы за неверно оформленные документы, время простоя и т.д.) и наконец последние данные в «Расчет стоимости» и «Таксировку» вписывает бухгалтер перевозчика.
Поставка товара транзитом: реальность исполнения есть или нет?
Автор статьи — Медведев А.Н.,
аудитор, консультант по налогам и сборам I категории,
кандидат экономических наук
Статьёй 54.1 НК РФ, в частности, предусмотрено, что обязательство по сделке (операции) должно быть исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключённого с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону. То есть имеется в виду реальность исполнения сделки именно поставщиком – так, в постановлении АС Поволжского округа от 20 февраля 2016 г. № Ф06-19775/2013 по делу № А72-12420/2013 констатируется, что факт принятия товара к учёту налогоплательщиком сам по себе не свидетельствует о поставке товара именно тем лицом, которое указано в качестве контрагента налогоплательщика.
Вместе с тем существует практика поставок товаров транзитом, минуя склад поставщика, непосредственно со склада производителя.
В Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» содержатся следующие определения:
— товародвижение: процесс физического перемещения товаров от производителя в места продажи или потребления (п. 141);
— форма товародвижения: организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления (п. 142);
— транзитная форма товародвижения: форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников (п. 143);
— складская форма товародвижения: форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников (п. 144);
— этапы товародвижения: стадии прохождения товаров при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него при транзитной и складской форме товародвижения (п. 145).
Таким образом, транзитная форма торговли товарами является совершенно законной формой торговой деятельности, которую, тем не менее, налоговые органы подчас ставят под сомнение.
Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 28 марта 2008 г. по делу № А62-2143/2007 констатируется: доводы налогового органа о наличии транзитной схемы
движения товара (отгрузка осуществлялась напрямую от производителя к потребителю), отсутствии складских помещений обоснованно отклонены судом, поскольку практика транспортировки товара от отправителя к конечному покупателю напрямую, минуя склад организации-экспортёра, соответствует воле сторон по договору, является общераспространенной и направлена на снижение производственных издержек, что не противоречит действующему законодательству, поэтому сами по себе эти обстоятельства не могут свидетельствовать о «мнимости» деятельности налогоплательщика.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2010 г. по делу № А21-8614/2008 отмечено:
— ссылки налогового органа, приводимые в отношении всех организаций-поставщиков (и «первого» и «второго» звена) о невозможности исполнить договорные обязательства по поставке всего объема нефтепродуктов ввиду малой кадровой численности (1 человек) и отсутствия специальных — учитывая характер товара (и каких-либо вообще) складских помещений, о привлечении секретарской компании в процессе заключения договоров и о следовании товара транзитом от производителя к конечному покупателю, отклонены судами, поскольку такой порядок поставки не запрещен законом или договором, является общераспространенным и направлен на снижение производственных издержек;
— доводы налогового органа о наличии транзитной схемы движения товара (отгрузка осуществлялась напрямую от производителя к потребителю), отсутствии складских помещений отклонены судами, поскольку практика транспортировки товара от отправителя к конечному покупателю напрямую, минуя склад организации — перепродавца, соответствует воле сторон по договору, является общераспространенной и направлена на снижение производственных издержек, что не противоречит действующему законодательству, поэтому сами по себе эти обстоятельства не могут свидетельствовать, что общество либо его поставщик по операциям реализации нефтепродуктов являются только участниками расчетов и их деятельность направлена исключительно на получение налоговой выгоды.
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2010 г. по делу № А32-6792/2010-23/197 присутствуют следующие фактические обстоятельства:
— общество в рамках договора на приобретение товаров и договоров, заключенных с контрагентами-покупателями, использовало транзитную схему движения товара (отгрузка осуществлялась напрямую от производителя к потребителю), т. е. транспортировка товара от отправителя к конечному покупателю производилась минуя склад организации-нефтетрейдера;
— железнодорожные накладные, оформленные грузоотправителем, поступали вместе с товаром непосредственно грузополучателям, при этом общество не выступало грузополучателем товара по месту его нахождения, поскольку товар следовал транзитом до станции назначения;
— фактическое принятие на учет приобретенного у поставщиков товара осуществлялось на основании товарных накладных формы ТОРГ-12.
В постановлении ФАС Центрального округа от 5 февраля 2013 г. по делу № А54-1248/2011 отмечено, что при осуществлении транзитной торговли обычное минимальное количество участников — трое, а минимальное количество договоров — два. Следовательно, согласно условиям двух таких договоров должны быть составлены всего две накладные по два экземпляра, которые оформляются следующим образом: первая товарная накладная составляется транзитным поставщиком и в качестве поставщика и грузоотправителя указывается транзитный поставщик; в качестве плательщика — торговая организация, а в качестве грузополучателя — конечный покупатель.
Следует также иметь в виду, что транзитная форма торговли не только закреплена ГОСТ Р 51303-2013, но является также и обычаем (ст. 5 ГК РФ), которым согласно п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» является, в том числе, и зафиксированный в каком-либо документе.
- Транзитная форма торговли: реальность есть
Сомнения налоговых органов в реальности поставок товаров по транзитной форме уже давно присутствуют в арбитражной практике.
Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 октября 2006 г. по делу № А19-9693/06-11-Ф02-5244/06-С1 изложены следующие обстоятельства налогового спора:
— основанием для отказа в возмещении из бюджета НДС явилось неподтверждение налогоплательщиком факта транспортировки и оприходования приобретенной продукции;
— однако суды не согласились с налоговым органом, поскольку в соответствии с договором поставки с продавцом товар поставлялся ЗАО на условиях франко-вагон станция отправления, при этом факт приемки по количеству и качеству оформлялся актом приемки;
— в соответствии с договором поставки конечному покупателю товар проходил через ЗАО транзитом, минуя склад, так как отгруженный поставщиком товар, прибывая на станцию назначения, переходил в собственность иностранного покупателя — контрагента ЗАО по экспортному контракту с условиями франко-вагон станция назначения, то есть товар находился в собственности ЗАО с момента отгрузки его со станции отправления до его прибытия на станцию назначения.
В постановлении ФАС Московского округа от 4 сентября 2013 г. по делу № А40-130979/12-140-890 применительно к поставке, которая носит транзитный характер (продукция передается указанному в задании на отгрузку грузополучателю, минуя склад поставщика), констатируется:
— несмотря на то, что товар в адрес грузополучателя, указанного обществом в заданиях на отгрузку, фактически отгружает третье лицо — грузоотправитель ЗАО, передача товара ЗАО первому перевозчику (ОАО РЖД) для осуществления перевозки в адрес грузополучателя означает исполнение обязательств поставщика перед покупателем по поставке товара на условиях, оговоренных в договоре и заданиях на отгрузку;
— реальность фактической отгрузки товара покупателю и факт передачи права собственности на товар от поставщика к покупателю в момент передачи товара в соответствии с базисом поставки (первому перевозчику или указанному покупателем грузополучателю) подтверждается накладной по форме ТОРГ-12, копией квитанции ОАО «РЖД» о принятии груза к перевозке от ЗАО, счет-фактурой;
— с учётом транзитного характера сделки при оформлении накладной и счета-фактуры, поставщиком учтены фактические обстоятельства исполнения сделки и требования законодательства для оформления первичных документов и счетов-фактур;
— отгрузка металлопродукции производилась ЗАО в рамках исполнения договора на основании письменных распоряжений общества со склада ответственного хранения;
— в момент передачи товара ЗАО на основании письменного распоряжения общества первому перевозчику для отправки груза или фактической передаче товара указанному грузоотправителю, конечный покупатель фактически приобретало прав собственности на отгруженный товар;
— довод налогового органа о необходимости наличия дополнительного соглашения с конечным покупателем на предмет хранения товара на складе ЗАО, судом не принимается, поскольку товар, принадлежащий конечному покупателю не хранится на указанном складе, что подтверждено соответствующими первичными документами и условиями договора;
— поставщик осуществлял транзитные поставки металлопродукции в соответствии с положениями статей 313 и 509 ГК РФ и товар, минуя промежуточные склады, сразу поставлялся в адрес конечного покупателя.
В постановлении АС Центрального округа от 25 марта 2015 г. № Ф10-409/2015 по делу № А14-12362/2013 отмечено, что тот факт, что часть приобретенного товара перевозилась транзитным способом от непосредственного производителя к конечным покупателям, либо в места хранения в соответствии с договорами хранения, заключенными обществом, минуя склады общества, адресу, не могут служить основанием для отказа заявителю в предоставлении налоговых вычетов НДС, поскольку сами по себе эти обстоятельства не опровергают выполнение обязательств поставщика по поставке товара.
Относительно транспортных расходов при транзитной форме торговли в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2012 г. по делу № А27-1294/2012 констатируется, что транспортные расходы транзитного товара (товара, минующего склад поставщика) не могут относится к прямым расходам организации, как не связанные с доставкой их на склад организации; такие транспортные расходы учитываются в качестве косвенных затрат и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
- Транзитная форма торговли: реальности нет
Вместе с тем на практике подчас транзитная форма торговли прикрывает фиктивных перепродавцов, что можно проиллюстрировать примерами из арбитражной практики.
Так, в постановлении АС Северо-Западного округа от 17 августа 2017 г. по делу № А56-44238/2016 приведены следующие фактические обстоятельства:
— доначисление НДС и налога на прибыль связано с выводом налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с указанными контрагентами, поскольку имело место искусственное увеличение по цепочке контрагентов стоимости приобретаемых товаров с целью завышения расходов по налогу на прибыль и налоговых вычетов по НДС;
— налоговая инспекция установила, что общество в проверяемый период осуществляло деятельность по реализации товаров иностранного производства — компании «Bombardier Recretional Products» (снегоходы, болотоходы, квадроциклы, гидроциклы и т.п., а также запасные части и аксессуары к ним);
— согласно представленным налогоплательщиком документам товар приобретался обществом у трёх поставщиков, которые закупили его у других поставщиков, закупивших, в свою очередь, товар у организаций, осуществляющих его ввоз на территорию Российской Федерации;
— по мнению налоговой инспекции, в действительности обществом приобретался товар напрямую у организаций-импортеров, а не у заявленных поставщиков; реальных хозяйственных операций между обществом и поставщикам, а также между контрагентами общества, поставщиками второго звена и импортерами не существовало;
— суды признали доказанным налоговым органом факт наличия у налогоплательщика в проверяемом периоде прямых взаимоотношений с организациями-импортерами спорного товара;
— отклоняя ссылки общества на то, что в данном случае имело место транзитное движение товара и применяемая налогоплательщикомм схема покупки и продажи товара является обычной практикой делового оборота, суды приняли во внимание имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о формальном участии перепродавцов в сделках по передаче товара от импортеров.
Формальный характер транзитной формы торговли подтверждён следующими фактическими обстоятельствам:
— движение товара на склад общества происходило напрямую от поставщиков, минуя цепочку посреднических фирм (поставленных под сомнение контрагентов общества и поставщиков второго звена);
— товар, который по документам налогоплательщик получил от поставщиков, принят обществом к учету в день (либо на следующий день) после ввоза его на территорию Российской Федерации импортерами;
— спорный товар перевозился на арендованные обществом складские помещения на тех же транспортных средствах, в которых осуществлялся его ввоз на территорию Российской Федерации, при этом документы на перевозку товара оформлялись обществом ранее даты фактического ввоза данного товара на территорию Российской Федерации импортёрами;
— при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций в числе прочего учтено, что в паспортах самоходных машин и других видов техники отражен переход права собственности напрямую от организаций-импортеров к обществу, без указания посредников; должностные лица общества (руководитель отдела продаж, старший экспедитор отдела логистики, руководитель отдела логистики) в ходе допроса, проведенного налоговым органом в порядке ст. 90 НК РФ, не смогли пояснить характер взаимоотношений с поставщиками, однако указали на наличие прямых взаимоотношений с импортерами;
— данные обстоятельства в совокупности с иными установленными налоговой инспекцией в ходе выездной налоговой проверки фактами послужили основанием для вывода судов о том, что единственной целью примененной модели движения товара явилось получения необоснованной налоговой выгоды без осуществления реальных финансово-хозяйственных операций, связанных с приобретением товара у поставщиков, путём создания формального документооборота;
— при этом суды указали, что общество, имея возможность заключить договоры непосредственно с импортерами по более низкой цене, заключило договор на поставку товара с контрагентами, обладающими признаками фирм-«однодневок» и не имеющими производственных и трудовых ресурсов.
В Определении ВС РФ от 7 февраля 2018 г. № 305-КГ17-23519 по делу № А40-31683/2017 отмечено: оценивая реальность поставки товара поставщиками, суды установили, что товар от иностранного поставщика поступал напрямую на склады налогоплательщика, минуя посредников (контрагентов), при этом налогоплательщик является официальным дистрибьютером иностранного производителя и не нуждается в посредниках для приобретения спорных товаров.
Выводы: реальная транзитная форма торговли товарами не противоречит законодательству, если только данная форма не имеет формальный характер и используется в целях завышения расходов и вычетов НДС.
Тренер: Медведев Александр Николаевич