Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Требования к судьям в РФ

16.08.2020 by admin

Закон «О статусен судей” был принят Б.Ельциным 26 июня 1992 года.

Статус судей — это совокупность этих, присущих только судьям , прав и обязанностей. Этот статус является единым для всех судей, но это не значит, что все судьи находятся на равном положении, т.к. существует разграничение между судьями разных судов. Всю совокупность прав и обязанностей , определяющих статус судьи можно сгруппировать в несколько блоков:

1. Права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые кандидатам, правила отбора кандидатов и наделения их судебными полномочиями).

2. Права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий (особые правила преостановления и прекращения полномочий, уход в отставку с предоставлением ряда льгот и т.д.).

3. Права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

Закон «О Конституционном Суде РФ», общая характеристика

Закон «О прокуратуре», общая характеристика

Этот закон был принят Президентом РФ, Борисом Ельциным 17 ноября 1995 года.№ 168-ФЗ.

В главе 1 разъясняются общие положения об органах прокуратуры. Дается определение органов прокуратуры, их место в системе государственных органов, правовые основы деятельности пркуратуры, основные направления прокурорской деятельности. Во 2 разделе рассматривается система и организация прокуратуры РФ. В главе 3 рассматривается тема надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Также есть тема кадров органов прокуратуры (кого и как принимать на должности прокуроров, следователей, как производить оплату труда работнииков прокуратуры, Раздел 6 посвящен особенностям организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.

В целях обеспечения предоставленных судьям прав закон закрепляет одно из важнейших, принципиальных положений о независимости судей как гарантии осуществления ими правосудия (ст.120 Конституции РФ). Независимость судей – это не привилегия, а скорее их ответственность перед обществом и государством.

Согласно ст.9 ЗоСС независимость судьи обеспечивается:

• предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, которая строго регламентирована в процессуальном законодательстве – ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ;

• запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;

• установленным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным ФЗ. Решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи вправе принять только соответствующая Квалификационная коллегия.

• правом судьи на отставку, что является его правом на почетный уход или почетное удаление с должности;

• неприкосновенностью судьи;

• системой органов судейского сообщества;

• предоставлением судье за счет государства мер правовой защиты, материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Неприкосновенность судьи – одно из важных средств обеспечения его независимости и самостоятельности, призванное оградить судью от всяких посягательств.

Неприкосновенность судьи прежде всего распространяется на его личность, а также на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Гарантией неприкосновенности судьи является также правило, запрещающее привлекать судью к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судебное решение. Уголовное дело в отношении судьи вправе возбудить только Председатель Следственного Комитета при Прокуратуре РФ при наличии на то заключения судебной коллегии судей в составе трех судей соответствующего суда и согласия соответствующей ККС. Также только при ее согласии допускаются привлечение судьи в качестве обвиняемого, его привод и заключение под стражу. Закон запрещает задержание и принудительное доставление судьи в гос.орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, подлежит рассмотрению только ВС РФ, тем самым для судьи обеспечивается дополнительная гарантия вынесения справедливого решения.

Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судей и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти.

60. Порядок назначения судей.

Судьи ВС РФ и ВАС РФ назначаются Советом Федерации Фед.Собрания по представлению Президента РФ, которое выноситься с учетом мнения соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ. Судьи КС РФ также назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Решение о назначении судей указанных судов принимается по результатам тайного голосования большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Судьи всех федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются на должность непосредственно Президентом РФ по представлению соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ, основанному на положительном заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Для назначения председателей и заместителей председателей военных судов необходимо положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Мировых судей назначает (избирает) законодательный (представительный) орган гос.власти субъекта Федерации, либо избирает население соответствующего судебного участка.

Предварительное рассмотрение кандидатур на должности судей федеральных судов происходит в комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ, которая по результатам изучения представленных материалов рекомендует Президенту РФ назначить соответствующего кандидата на должность судьи или отказать в этом.

Завершающий этап наделения кандидатов полномочиями судьи – это принесение ими присяги. Именно с момента ее принятия кандидаты становятся правомочными осуществлять полномочия судьи соответствующего суда.

Закон не ограничивает определенным сроком осуществление полномочий для большинства судей, за исключением следующих изъятий:

1) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи – 70 лет;

2) мировые судьи в первый раз назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, не более чем на 5 лет; при повторном назначении судья назначается на срок, установленный законом субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет;

3) судья федерального суда, за исключением КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ, в первый раз назначается на должность сроком на 3 года, по истечении этого срока он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) судья КС РФ назначается на должность без ограничения определенным сроком.

Судье в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, профессиональной подготовленности соответствующая ККС присваивает квалификационный класс, не являющимся почетным либо специальным званием.

Судья, впервые избранный на должность и не имеющий квалификационного класса, подлежит квалификационной аттестации в течение 6 месяцев с момента начала исполнения своих обязанностей.

61. Приостановление полномочий судьи.

Приостановление полномочий судьи представляет собой временное его отстранение от выполнения возложенных на него профессиональных обязанностей и допускается при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение егов качестве обвиняемого по другому делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ (ст. 13 ЗоСС).

Этот перечень оснований – исчерпывающий для приостановления полномочий судьи. Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с пп.2 и 3 приведенного перечня или которому отказано в приостановлении полномочий, вправе обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Судья вправе обжаловать также и решение Высшей квалификационной коллегии судей в ВС РФ в тот же срок.

Несколько иные основания и порядок установлены для приостановления полномочий судьи КС РФ. Оно допускается лишь по двум основаниям: 1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело или при привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 2) по состоянию здоровья судьи в связи с его временной неспособностью выполнять свои обязанности (ч.1 ст.17 Закона о КС РФ). Решение о приостановлении полномочий судьи КС РФ принимает непосредственно КС РФ не позднее месяца со дня выявления одного из оснований к их приостановлению.

При приостановлении полномочий судья временно отстраняется от исполнения своих обязанностей, но это, как правило, не влечет прекращения выплаты заработной платы, не лишает его гарантий неприкосновенности, не снижает уровня иных видов материального и социального обеспечения (кроме случая, когда в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу).

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия после того как отпало основание для их приостановления.

62. Прекращение полномочий судьи.
Закон РФ «О статусе судей в РФ»
Статья 14. Прекращение полномочий судьи
1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи (70 ЛЕТ, ст.11) или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи
(избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления);
7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
8) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
9) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
10) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;
В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем приговора суда либо судебного решения, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
Прекращение полномочий
+ в отношении судей Конституционного суда на основаниях:
1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и ФЗ
2) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
— судьи Конституционного суда осуществляется по решению того же суда, которое направляется Президенту и в Совет Ф., считается официальным уведомлением об открытии вакансии на должность судьи.
— общих, военных, арбитражных – по решению соответствующей квалификационной коллегии. Может быть обжаловано в Высшую квалиф. коллегию в течение 10 дней со дня получения копии решения.

63. Отставка судей.
Статья 15. Отставка судьи
1. Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по письменному заявлению об отставке; неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; достижению судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; вступлению в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; отказу судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда;

3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

4. Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством РФ.

6. Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предъявляемые к судье, сохраняет гражданство РФ и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

7. Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям, прекращает отставку судьи, а в случаях, предусмотренных законом (признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления;), приостанавливает отставку судьи.
Судья, отставка которого приостановлена или прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ».

8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.

9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

64. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.

Судейское сообщество – это профессиональная корпорация лиц, обладающих статусом судей (судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему)
— Входят все судьи, работающие и в отставке. Органы судейского сообщества являются формой:
1) представительства интересов судей перед государством и обществом,
2) регулирования отношений и утверждения равенства судебной власти с другими ветвями власти,
3) самоорганизации судей, посредством которой:
— судьи вырабатывают совместные согласованные решения по вопросам функционирования судебной власти, гарантий независимости.
— происходит передача опыта и традиций,
— осуществляется защита прав, чести и достоинства судей.
— вырабатываются правила должного поведения судей (кодекс судейской этики), что способствует утверждению авторитета судебной власти.
Судейское сообщество действует через специально создаваемые органы. На федеральном уровне – это Всероссийский съезд судей, Совет судей РФ, Высшая квалификационная коллегия судей РФ,
На уровне субъекта – конференции судей субъектов РФ, советы судей субъектов РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ. На всех уровнях — общие собрания судей судов.
Такие принципы, как коллегиальность, гласность, неукоснительное соблюдение принципов независимости судей, невмешательство в судебную деятельность распространяются на все без исключения органы судейского сообщества. В отношении советов судей и квалификационных коллегий Закон устанавливает принципы выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим.
Органы судейского сообщества являются важным институтом обеспечения независимости судей. Через свои органы судейское сообщество призвано оказывать активное влияние на процессы, тесно связанные с организацией судов и их деятельностью. Например, при непосредственном участии Совета судей были подготовлены и приняты Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и Закон об органах судейского сообщества. Советом судей РФ разработан законопроект «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
В сентябре 1985 г. на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями был принят документ, во многом определивший процесс демократизации в сфере правосудия, — «Основные принципы независимости судебных органов». В соответствии с этим международным документом независимость судей проявляется, в частности, в том, что они обладают свободой создавать ассоциации или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости.
65. Органы судейского сообщества.

Органами судейского сообщества в РФ являются:

· Всероссийский съезд судей;

· конференции судей субъектов РФ;

· Совет судей РФ;

· советы судей субъектов РФ;

· общие собрания судей судов;

· Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

· квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

· Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

· экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Органы судейского сообщества призваны выполнять следующие задачи:

· содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

· защита прав и законных интересов судей;

· участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

· утверждение авторитета судебной власти;

· обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Он также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений. Делегаты съезда избираются по нормам представительства, установленным федеральным законодательством. Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей РФ. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов РФ. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов. Председательствует на съезде председатель Совета судей РФ.

Конференции судей субъектов РФ представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ. Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Конференции также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ. Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений. Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта РФ по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Порядок избрания делегатов на первую после вступления в силу Закона об органах судейского сообщества конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов утверждаются советом судей соответствующего субъекта РФ, на последующие конференции судей – конференцией судей.

Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ. Председательствует на конференции судей председатель совета судей соответствующего субъекта РФ.

Формирование квалификационных коллегий судей. Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ. Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в количестве 29 членов коллегии. Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей делегатами от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях. Избранными считаются судьи, получившие на этих собраниях наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовали более половины делегатов съезда от соответствующих судов. Избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами производится Советом судей РФ.

Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

Представителями общественности, представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся адвокатами.

Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей РФ:

· рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов и представляет соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ свои заключения;

· объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей

· приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;

· осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов;

· присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;

· налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка;

· утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;

Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ:

· рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

· утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

· объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

· организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности;

· приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;

· осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

· дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

· налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

Квалификационные коллегии судей РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

СОВЕТ СУДЕЙ РФ — один из высших органов самоуправления судейского сообщества (см. также: Корпус судейский). Его состав избирается из числа членов сообщества Всероссийским съездом судей. В период между съездами он обеспечивает выполнение задач, возложенных на судейское сообщество.

Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Кодекс судейской этики определяют правовое положение судей судов общей юрисдикции и предъявляют к ним особые требования, соответствующие их высокому статусу носителей государственной власти, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также государственных и общественных интересов при осуществлении правосудия.

Честное и добросовестное исполнение судьями профессиональных обязанностей, их независимость при принятии судебных решений гарантируют эффективное восстановление нарушенных прав, утверждают в обществе уверенность в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Изучение и анализ гражданских дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, постановлений Совета судей Российской Федерации, решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации показывают, что в работе судов имеют место отдельные факты нарушения судьями требований закона и правил судейской этики.

Изучение судебной практики показало, что, рассматривая заявления на решения квалификационных коллегий судей, суды испытывают определенные трудности при разграничении действий судей, подпадающих под признаки дисциплинарного проступка, от действий, не влекущих дисциплинарную ответственность.

В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении гражданских дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» подлежат рассмотрению в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области и судах автономных округов.

Подсудность дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о приостановлении или прекращении полномочий судьи либо о прекращении его отставки определяется пунктом 3 части 1 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым только Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки.

2. По смыслу статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» под дисциплинарным проступком, влекущим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи, следует понимать не только нарушение норм названного Закона и положений Кодекса судейской этики, но и нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.

3. Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определяются Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Эти порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности распространяются также на судью, полномочия которого прекращены, но который продолжает исполнять обязанности судьи до назначения нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи.

При рассмотрении заявлений об оспаривании решений квалификационных коллегий судей следует принимать во внимание тяжесть дисциплинарного проступка, степень нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, наступившие последствия, данные о профессиональных и моральных качествах судьи и иные обстоятельства.

4. Согласно пункту 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

Вместе с тем положения названного Закона не исключают дисциплинарную ответственность судьи за нарушение требований этого же Закона или Кодекса судейской этики, допущенное при осуществлении правосудия.

5. Учитывая особенности рассмотрения представлений и обращений о совершении судьей дисциплинарного проступка, суды должны иметь в виду, что представление о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности может быть внесено в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

6. При разрешении вопроса о том, имеет ли право гражданин, должностное лицо или орган, сообщившие о совершении судьей дисциплинарного проступка, оспаривать в судебном порядке решение квалификационной коллегии судей, отказавшей в привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, необходимо руководствоваться положениями статьи 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» о возможности оспаривания решения квалификационной коллегии судей лишь лицом, в отношении которого оно принято.

7. При рассмотрении гражданских дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей к дисциплинарной ответственности судам следует исходить из того, что деятельность по осуществлению правосудия является для судьи приоритетной по отношению к любой другой деятельности, не запрещенной ему законом.

Судья вправе комментировать действующее законодательство и судебную практику, читать лекции, преподавать, выступать по неюридическим вопросам, если это не умаляет авторитет судебной власти и не препятствует выполнению обязанностей по осуществлению правосудия и иных служебных обязанностей.

Судья не должен при совмещении основной работы с любой разрешенной ему законом деятельностью, в том числе носящей оплачиваемый (возмездный) характер, совершать действия в ущерб правосудию. При решении вопроса о возможности заниматься такой деятельностью судье следует избегать контактов с лицами, которые могли бы оказать на него влияние в связи с находящимся в производстве суда делом.

Размер вознаграждения судьи за разрешенную ему законом внесудебную деятельность должен быть сопоставим с размером вознаграждения, получаемого за аналогичную деятельность иными лицами, и не вызывать сомнений в порядочности и честности судьи.

8. При осуществлении правосудия следует соблюдать требования процессуального законодательства о порядке, сроках подготовки и назначения судебных заседаний.

Несовместимы с требованиями закона и профессиональной этики назначение в судах первой инстанции рассмотрения нескольких дел на одно и то же время, а также безосновательные отложения рассмотрения дел, в том числе в связи с их ненадлежащей подготовкой к судебному разбирательству.

Эти и подобные им нарушения умаляют авторитет судебной власти.

9. Большое значение имеют правильно и в соответствии с процессуальным законом проведенные судебные процессы по гражданским, уголовным и административным делам.

Деловая обстановка судебных заседаний, четко организованная работа воспитывают у граждан чувство уважения к суду и его решениям. Поэтому каждое судебное заседание должно проводиться в назначенное время и в соответствии с процессуальным законодательством. При этом судье надлежит принимать меры к максимальному сокращению сроков составления судебных актов, не допуская снижения их качества.

10. В судебном заседании судья должен быть облачен в мантию.

Судье при исполнении полномочий по отправлению правосудия следует соблюдать культуру поведения в процессе. Недопустимы резкое или грубое обращение судьи с участниками процесса.

Судья не должен проявлять высокомерия. Ему следует избирать вежливый и спокойный тон ведения судебного процесса, быть сдержанным, тактичным, с уважением, пониманием и терпением относиться к участникам судебного разбирательства и иным лицам, присутствующим в судебном заседании. Некорректное поведение граждан в здании суда или в судебном заседании не освобождает судью от обязанности быть тактичным, объективным и справедливым в отношении этих граждан.

Судья обязан вести судебный процесс таким образом, чтобы не допускать возможность возникновения повода для его отвода, поскольку обоснованный отвод судьи в этом случае ведет к отложению рассмотрения дела, перераспределению нагрузки между судьями, нарушению сроков рассмотрения дела и в конечном итоге к умалению авторитета судебной власти.

Судья должен избегать личных общений с гражданами, а также с представителями организаций по вопросам, связанным с разбирательством в суде дел этих граждан и организаций, за исключением случаев, предусмотренных процессуальным законодательством. Судья не вправе давать советы и правовые консультации указанным лицам относительно их действий в судебном процессе.

11. Обратить внимание судей на необходимость соблюдения установленных законом гарантий равенства прав участников судебного процесса. С учетом этого судья, проявляя объективность и беспристрастность, обязан с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судебного процесса, быть свободным от предубеждений социального, расового, национального, полового и религиозного характера.

Он не должен допускать предвзятого отношения к лицам, участвующим в судопроизводстве, по мотивам их имущественного или должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, а также политических и иных убеждений, поведения в процессе.

12. Необходимо постоянно улучшать качество составления судебных документов, в частности, решений и приговоров судов первой инстанции, приговоров и постановлений судов апелляционной инстанции, определений судов кассационной инстанции, определений и постановлений судов надзорной инстанции. Внимательность и аккуратность при изготовлении актов правосудия свидетельствуют об ответственном отношении судьи к своей работе, о стремлении к надлежащему осуществлению своих должностных обязанностей.

Судебные акты должны быть точными, понятными, убедительными и объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении. Немотивированные и неубедительные, небрежно составленные судебные акты, содержащие искажения имеющих значение для дела обстоятельств, порождают сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности судей.

13. Сроки рассмотрения дел неразрывно связаны с правом на справедливое судебное разбирательство. В связи с этим неотъемлемой составляющей частью профессиональной этики судьи является соблюдение установленных законом процессуальных сроков рассмотрения судебных дел, жалоб и заявлений.

Нарушение судьями без уважительных причин процессуальных сроков по делам свидетельствует о пренебрежении ими служебными обязанностями и судейской этикой.

14. Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в средствах массовой информации по существу дел, находящихся в производстве суда.

15. Судья не может препятствовать освещению деятельности суда представителями средств массовой информации. Действия судьи по воспрепятствованию представителям средств массовой информации к доступу в судебное заседание, освещению ими рассмотрения дела, за исключением случаев, предусмотренных законом, являются нарушением профессиональной этики.

16. Отправление правосудия невозможно без четкой организации работы аппаратов судов. Неправильная организация руководителями суда работы суда и его аппарата умаляет авторитет судебной власти.

Учитывая это, руководители верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных судов, мировые судьи должны следить за движением дел в судах, за выдачей гражданам предусмотренных законом справок и копий судебных документов, за своевременным рассмотрением и правильным, в соответствии с законом, разрешением жалоб и заявлений, с тем чтобы граждане, обращающиеся в суд, затрачивали минимум времени на разрешение возникших у них вопросов. В работе судов не должно быть случаев волокиты, грубости и невнимательного отношения к гражданам.

Председатели судов и их заместители обязаны обеспечивать равномерное распределение служебной нагрузки среди судей и работников аппарата суда.

17. Принцип неприкосновенности частной жизни закреплен в Конституции Российской Федерации (статья 23) и распространяется на всех граждан Российской Федерации. Вместе с тем в силу осуществления судьями публично-правовых функций судебной власти законодатель предъявляет повышенные требования к соблюдению ими морально-этических норм в частной жизни, которая относится к внеслужебным отношениям. Эти ограничения судья налагает на себя добровольно при наделении его полномочиями судьи.

В связи с этим судья должен избегать в частной жизни отношений, которые могут умалить авторитет судебной власти, честь и достоинство судьи, вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Принятие подарков или услуг от физических и юридических лиц может при определенных обстоятельствах умалить авторитет судебной власти.

Обратить внимание на недопустимость незаконного использования судьей своего статуса в целях получения каких-либо благ, услуг, коммерческой или иной выгоды для себя, а также для своих родственников, друзей, знакомых (например, получение кредита, заключение других договоров на иных условиях, чем это предусмотрено в отношении других лиц). Совершение указанных действий подрывает авторитет судебной власти и вызывает сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности судьи.

Судье в любых ситуациях следует вести себя рассудительно, тактично, сдержанно. Находясь в общественном месте либо общаясь с гражданами, а также сотрудниками различных организаций, судья не должен без необходимости акцентировать внимание на своем должностном положении.

18. Обратить внимание председателей судов на необходимость принятия мер к предотвращению нарушений судьями профессиональной этики. По каждому факту нарушения требований Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики следует решать вопрос о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.

19. Обратить внимание судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций на необходимость реагирования на факты грубого нарушения судьями нижестоящих судов норм законодательства, Кодекса судейской этики путем вынесения частных определений (постановлений).

20. Рекомендовать председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов обеспечить работу по принятию и своевременному рассмотрению обращений, жалоб и заявлений граждан и организаций на действия судей, нарушающих профессиональную этику.

21. Предложить Российской академии правосудия предусмотреть в учебных программах переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов учебную дисциплину «Судейская этика».

Председатель Верховного Суда

Российской Федерации

В. Лебедев

Секретарь Пленума,

судья Верховного Суда

Российской Федерации

В. Демидов

А судьи кто? От Грибоедовой до Гоголевской комедии образ судьи определенным образом формировался в умах народа. Однако большинство людей по сей день не осознает, кто такие на самом деле судьи, как ими становятся, какой путь они проходят, наконец, сколько они зарабатывают. Исходя из вышеприведенного, нашей задачей является проведение правового анализа статуса судей в Российской Федерации.

Содержание

  • Роль судей в судебной системе России
  • Какие требования предъявляются к судьям
  • Как происходит назначение на должность
  • Что запрещено судьям
  • Сколько они зарабатывают
  • Судьей может быть человек, соответствующий следующим критериям:
  • Запросы касаются возраста и трудового стажа:
  • Как проходит отбор претендентов на должность судьи
  • В число документов входят:
  • Наделение полномочиями судей арбитражных судов

Роль судей в судебной системе России

Судьи в Российской Федерации – единственные носители судебной власти за исключением случаев, когда к осуществлению правосудия в установленном законом порядке привлекаются представители народа (к примеру, арбитражные заседатели).

Данный факт прописан в п. 1 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 № 3131-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Подобное предписание выделяет судей в особую судебную ветвь власти, роль в осуществлении правосудия которой отмечается отдельной главой 7 в Конституции Российской Федерации, где в ст. 118 установлено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Таким образом, судьи – носители судебной власти, осуществляющие правосудие.

Какие требования предъявляются к судьям

Чтобы стать судьей, необходимо соответствовать, во-первых, требованиям, которые предъявляются к кандидатам на должность судьи, а, во-вторых, пройти особый отбор. Разберем каждый этап отдельно.

Первый этап предполагает наличие общих и специальных требований. Общие предъявляются ко всем кандидатам на любую должность судьи, а специальные – к кандидатам в зависимости от того, на какую должность они претендуют (к примеру, на должность судьи КС РФ или ВС РФ и т.д.). Рассмотрим для начала общие.

  1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
    • Имеющий высшее юридическое образование (специалитет или бакалавриат + магистратура);
    • Не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям, установленным ст. 133 УПК РФ (к примеру, прекращение уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, прекращение уголовного преследования при отсутствии заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по заявлению и т.д.);
    • Не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
    • Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • Не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
    • Не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи (перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения);
    • Не являющийся подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления.
  2. При соответствии общим требованиям, приведенным выше, следует обратиться к специальным, выделяемым в зависимости от того, на какую должность претендует кандидат.
    • Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет (в стаж включается работа в области юриспруденции на государственных и муниципальных должностях в РФ и в СССР, а также учитывается работа в качестве преподавателя юридических дисциплин, адвоката и нотариуса);
    • Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
    • Судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;
    • Судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет;
    • Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Как происходит назначение на должность

Второй этап подразумевает процедуру отбора кандидатов на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и проходит в соответствии со следующим порядком:

  1. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии;
  2. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений;
  3. Любой гражданин, достигший установленного выше возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления, в экзаменационную комиссию представляется ряд документов, перечисленных в п. 3 ст. 5 Закона РФ от 26.06.1992 № 3131-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
  4. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  5. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность;
  6. Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также за исключением судей, привлекаемых к осуществлению правосудия в качестве судьи с его согласия на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий и при условии, что он находится в отставке, имеет стаж работы судьей не менее 10 лет, не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, не имеет иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи;
  7. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляется ряд документов, перечисленных в п. 6 ст. 5 Закона РФ от 26.06.1992 № 3131-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
  8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи;
  9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Отдельно стоит отметить, что на сегодняшний момент в части приема документов от претендентов на вакантные должности судей действует особый порядок до снятия режима повышенных мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции, который закреплен Решением Президиума Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 16.04.2020. В соответствии с этим документом в объявлении об открытии вакантной должности судьи указывается место приема заявлений от претендентов на вакантную судейскую должность посредством почтовой связи и срок, в течение которого указанные документы принимаются.

Также установлено, что, учитывая приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций в рамках реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введения режима повышенной готовности и невозможности представления в определенные сроки необходимых документов, претенденту надлежит письменно информировать коллегию о причинах отсутствия конкретного документа и сроке, в течение которого претендент обязуется его предоставить дополнительно.

Что запрещено судьям

Итогом прохождения отбора будет наделение судей полномочиями, что влечет уже возложение на них обязанности по соблюдению определенных требований, которые определяют «высокое имя судьи». Рассмотрим в качестве примера несколько требований, предъявляемых к судье:

  1. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;
  2. В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации;
  3. Судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности, публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Сколько они зарабатывают

Учитывая, как минимум, изложенные выше требования как к кандидатам, так и к самим судьям, следует отметить, что данной профессией способен овладеть только действительно ответственный, образованный и заинтересованный человек, готовый к самоограничению и самопожертвованию. Подобные качества должны оцениваться по достоинству, а труд оплачиваться соразмерно вложенным силам. Однако в отношении судьи действуют особые правила оплаты труда, то есть недостаточно того, что лицо уже стало судьей, пройдя большой путь отборов и требований, поощрять его будут в зависимости от профессионального развития и роста.

Уровень профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результаты судебной деятельности, деловые и нравственные качества судьи и соответствия требованиям, предъявляемым к судьям законодательством РФ и кодексом судейской этики, будут оцениваться путем присвоения очередного квалификационного класса, от которого повышается уровень оплаты труда судей.

В свою очередь, квалификационные классы напрямую зависят от занимаемой должности. То есть квалификационные классы присваиваются следующим образом:

  1. Высший и первый – Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителям, судьям Верховного Суда Российской Федерации;
  2. Первый, второй, третий, четвертый и пятый – председателям, заместителям председателей, судьям кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и Суда по интеллектуальным права;
  3. Пятый, шестой и седьмой – председателям, заместителям председателей, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов;
  4. Седьмой, восьмой и девятый – мировым судьям.

С учетом квалификационных классов и должностей формируется уровень оплаты труда судей. То есть их заработная плата состоит из должностного, квалификационного окладов, должностного денежного поощрения и различных видов доплат (к примеру, за выслугу лет, ученую степень, звание «Заслуженный юрист РФ» и т.д.). Все расчеты ведутся от должностного оклада председателя Конституционного суда (далее – КС). Он закреплен указом Президента. Несмотря на то, что в законе прописан должностной оклад председателя КС, все остальные должностные оклады (кроме судей КС) считаются в процентной зависимости от оклада председателя Верховного Суда, который составляет 98% от оклада председателя КС. Если учитывать все характеристики, то минимальная заработная плата судьи девятого квалификационного класса мирового суда составляет около 70 000 рублей, а максимальная заработная плата судьи высшего суда первого квалификационного класса составляет около 300 000 рублей. В качестве комментария к данным цифрам стоит отметить, что по средней судейской зарплате Российская Федерация проигрывает таким маленьким государствам, как Монако, Андорра, Кипр и т.д., хотя в среднем 62% судей в РФ перерабатывает в два или более раз, а 5% судей работает в пять раз больше, чем должны.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что судья, как указано в присяге, еще с момента отбора на должность обязан осознавать, что он должен честно и добросовестно осуществлять правосудие, подчиняться только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему высокое имя судьи и его совесть.

К судьям, которые выносят решения, обязательные для исполнения на всей территории страны, предъявляются особые требования, и это вполне нормально. При назначении на должность судьи учитывается возраст, образование, трудовой стаж, профессиональная подготовка кандидатов и многие другие факторы.

Требования к кандидатам на должности судей прописаны в Законе №3132-1 «О статусе судей в РФ».

Судьей может быть человек, соответствующий следующим критериям:

  • имеющий высшее образование (обязательно юридическое);
  • не имеющий судимости либо уголовного преследования, прекращенного по реабилитирующим обстоятельствам;
  • не имеющий гражданства других государств, видов на жительство в других странах;
  • не признанный частично или полностью недееспособным;
  • не состоящий на учете в психоневрологических или наркологических диспансерах;
  • не имеющий других заболеваний, препятствующих выполнению профессиональных обязанностей.

Это основные требования, соблюдение которых является обязательным для всех кандидатов на должности судей. Кроме этих требований, к судьям разного уровня предъявляются другие запросы.

Запросы касаются возраста и трудового стажа:

  • судьей арбитражного суда одного из субъектов РФ, а также мировым судьей может стать человек, достигший 25-ти лет и имеющий опыт работы юристом не меньше пяти лет;
  • судьей федерального суда округа, а также судьей арбитражного апелляционного суда может стать человек, достигший 30 лет и имеющий опыт работы по юридической профессии не меньше семи лет;
  • судьей Высшего арбитражного суда РФ может стать человек, достигший 35-ти лет и имеющий опыт работы юристом не менее десяти лет.

В соответствии с законодательством, претендентом на должность судьи не может быть человек, подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления.

Также претендентом не может быть человек, имеющий родственные связи с председателем или заместителем главы того же суда, в который устраивается кандидат.

В стаж работы, требуемый для назначения на вакантную должность судьи, входит период работы на должностях, требующих наличия высшего юридического образования, в том числе работа в качестве преподавателя соответствующих дисциплин, нотариуса или адвоката.

Как проходит отбор претендентов на должность судьи

Председатель суда, в котором появилась вакантная должность судьи, информирует об этом квалификационную коллегию судей не позже, чем через 10 дней после ее появления. В течение десяти дней после поступления этой информации квалификационная коллегия судей извещает об открытии вакансии СМИ, в которых указывается время и место приема заявлений от кандидатов.
Объявления о наличии вакансий председателей, заместителей и судей арбитражных судов (за исключением судей арбитражных судов субъектов РФ) публикуются в «Российской газете» и на портале Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Что касается вакансий на должности судей арбитражных судов, об их открытии сообщают коллегии судей субъектов РФ.

Согласно законодательству, кандидаты на должности судей проходят конкурсный отбор.

Каждый кандидат, соответствующий требованиям и желающий занять одну из вакантных должностей, может сдать квалификационный экзамен, обратившись с этой целью в экзаменационную комиссию при квалификационной коллегии судей.

Перед этим он должен подать соответствующее заявление и документы.

В число документов входят:

  • гражданский паспорт или какой-либо другой документ, удостоверяющий личность (оригинал или копия);
  • анкета с биографическими данными;
  • документ, подтверждающий получение высшего юридического образования (оригинал или копия);
  • трудовая книжка или какой-либо другой документ, подтверждающий наличие трудового стажа по юридической специальности (оригинал или копия);
  • документ, подтверждающий отсутствие заболеваний, препятствующих занятию должности судьи.

После сдачи экзамена кандидат может обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением относительно рекомендации его на занятие вакантной должности. К заявлению, кроме перечисленных документов, необходимо приложить информацию о результатах экзамена, характеристики с мест работы за последние пять лет, информацию о доходах, имуществе и имеющихся обязательствах имущественного характера.

По результатам рассмотрения всех поданных заявлений и документов, предоставленных кандидатами, а также с учетом результатов экзаменов коллегия принимает решение о рекомендации кандидатов на занятие вакантных должностей.

Преимуществом при отборе будут обладать кандидаты, имеющие достаточный стаж работы, опыт работы в правоохранительных органах, ученые степени кандидатов или докторов юридических наук, государственные или ведомственные награды. В отношении кандидатов, осуществляющих полномочия судей, будет приниматься во внимание качество и оперативность рассмотрения ими дел.

Если подходящих кандидатов среди заявленных нет, коллегия готовит мотивированные отказы. Кандидаты могут обжаловать решения коллегии судей, если они не согласны с ними или если, по их мнению, коллегией был нарушен установленный порядок отбора претендентов.

Наделение полномочиями судей арбитражных судов

Председатель Высшего арбитражного суда назначается на эту должность по представлению президента России Советом Федерации Федерального Собрания РФ на 6 лет.

Его заместители назначаются по такой же схеме, тоже на шесть лет с той разницей, что представление президента РФ основывается на представлении председателя ВАС РФ. Судьи ВАС России назначаются таким же образом, как и заместители, только без ограничения периода полномочий.

Председатели федеральных арбитражных судов субъектов РФ, округов и арбитражных апелляционных судов, и их заместители назначаются президентом РФ на 6 лет по представлению председателя ВАС России.

Судьи этих же судов назначаются на должности по такой же схеме, но без ограничения периода полномочий. Президент России может отклонить кандидатуры, представленные к назначению на должности судей, о чем сообщается главе суда, внесшему постановление.

При выявлении факта назначения на должность судьи человека, который на момент назначения не соответствовал требованиям, предъявляемым к судьям, квалификационная коллегия судей рассматривает возможность прекращения его полномочий.

Post navigation

Previous Post:

Амнистия это что такое

Next Post:

Сарафанному радио

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes