Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Учреждение, что это?

25.06.2020 by admin

Содержание

  • Правовой статус
  • Имущество казенного учреждения
  • Ответственность казенного учреждения
  • Особенности функционирования казенного учреждения
  • Казенные учреждения: финансовое обеспечение
  • Казенные учреждения: учет и отчетность
  • Налогообложение доходов казенных учреждений
  • Казенное учреждение: основные сведения
    • Примеры казенных учреждений
    • Виды казенных учреждений
  • Создание казенного учреждения
    • Устав
    • Руководитель
  • Бюджетная смета казенного учреждения
  • Ликвидация казенного учреждения
  • Чем казенное учреждение отличается от автономного и бюджетного
  • Налогообложение
  • Приложение
  • Советуем прочитать
  • Бюджетные учреждения и их виды

Правовой статус

В гражданско-правовом смысле казенные учреждения – это вид юридического лица 1 . Казенное учреждение – это один из трех типов 2 государственных (муниципальных) учреждений.

Учреждение 3 – это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником.

Унитарное юридическое лицо 4 – это такое юридическое лицо, учредитель которого не является его участником.

Некоммерческая организация 5 – это такая организация, которая не имеет своей целью получение прибыли.

Казенное учреждение – это зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо, при регистрации которого указана организационно-правовая форма (ОПФ) – казенное учреждение.

Большая часть органов власти также зарегистрированы как юридические лица в форме казенных учреждений.

Под органами власти мы имеем в виду:

— органы местного самоуправления (ОМС);
— органы государственной власти субъектов РФ (ОГВС);
— федеральные органы государственной власти (ФОГВ).

Имущество казенного учреждения

Казенное учреждение не имеет никакого собственного имущества. Собственником имущества является публично-правовое образование (ППО), которое создало казенное учреждение.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование – все это публично-правовые образования.

Все имущество закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления, кроме земельных участков. Земельные участки закрепляют за казенными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Казенное учреждение владеет и пользуется имуществом, которое за ним закреплено. Казенное учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться имуществом. Состав права «распоряжения» имуществом законодательно не установлен. Обычно под правом «распоряжаться имуществом» имеют в виду право отчуждать имущество или передавать имущество в безвозмездное пользование или в аренду. Ничего этого казенное учреждение не имеет права делать без разрешения собственника имущества. Собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование – осуществляет свои права собственника имущества через соответствующие уполномоченные органы. 6 Обычно ППО своими нормативно-правовыми актами устанавливают общие для всех учреждений правила в отношении имущества ППО.

Таким образом, правила распоряжения имуществом и разрешения на отдельные акты распоряжения имуществом для каждого конкретного казенного учреждения могут быть установлены:

— общими нормами Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ;
— законодательством соответствующего ППО об имуществе ППО;
— распоряжениями уполномоченных органов ППО по управлению имуществом.

Учетная политика казенного учреждения не может устанавливать правила распоряжения имуществом. Потому что учетная политика устанавливает правила ведения учета.

Ответственность казенного учреждения

Казенное учреждение по своим обязательствам отвечает только денежными средствами 7 , которые есть в его распоряжении. При недостатке этих средств ответственность несет собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование. Ввиду установленных особенностей финансового обеспечения казенного учреждения в распоряжении казенного учреждения могут быть только наличные денежные средства в кассе.

Особенности функционирования казенного учреждения

Наименование казенного учреждения может 8 включать в себя слово «казенное», но это не обязательно.

Казенное учреждение, как и любая некоммерческая организация, должно с наименованием.

Учредительным документом казенного учреждения является устав или положение.

Устав казенного учреждения также должен содержать 10 :

— наименование учреждения;
— указание на тип учреждения – казенное;
— сведения о собственнике его имущества – публично-правовом образовании;
— исчерпывающий перечень 11 видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Основной деятельностью казенного учреждения признают деятельность, непосредственно направленную на достижение целей, ради которой оно создано.

Казенное учреждение, которое не является органом государственной власти, органом местного самоуправления, не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Изменение типа казенного учреждения на бюджетный или автономный, а также изменение типа бюджетного или автономного учреждения на казенный не является реорганизацией 12 . То есть не требует выполнения действий, выполняемых 13 при реорганизации юридических лиц. В случае изменения типа учреждения с/на казенное необходимо внести изменения в учредительные документы. При изменении типа учреждения нет необходимости заново получать лицензии и аккредитации, даже если при этом изменяют наименование.

При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе 14 требовать досрочного исполнения обязательств перед ним либо прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

Для обеспечения открытости и доступности информации о деятельности казенных учреждений на официальном сайте 15 для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет казенное учреждение обязано размещать 16 17 :

— учредительные документы казенного учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
— свидетельство о государственной регистрации казенного учреждения;
— решение учредителя о создании казенного учреждения;
— решение учредителя о назначении руководителя казенного учреждения;
— положения о филиалах, представительствах казенного учреждения;
— годовую бухгалтерскую отчетность казенного учреждения;
— сведения о проведенных в отношении казенного учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
— государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
— отчет о результатах деятельности казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
— бюджетную смету казенного учреждения, которую составляют, утверждают и ведут в порядке 18 , установленном бюджетным законодательством РФ.

Казенные учреждения: финансовое обеспечение

С точки зрения бюджетного законодательства казенное учреждение «находится в ведении 19 » органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

При этом, Бюджетный кодекс РФ:

— не разъясняет, что означает термин «находится в ведении»;
— не учитывает, что подавляющее большинство главных распорядителей бюджетных средств также имеют организационно-правовую форму казенных учреждений.

Финансовое обеспечение 20 деятельности казенного учреждения осуществляют:

— за счет средств соответствующего бюджета;
— на основании бюджетной сметы.

При этом у казенного учреждения нет никаких собственных денежных средств, потому что безналичные расчеты казенное учреждение производит через лицевые счета, которые открывает либо орган Казначейства, либо финансовый орган публично-правового образования. Непосредственного доступа к банковскому расчетному счету у казенного учреждения нет.

Казенное учреждение имеет право 21 осуществлять приносящую доход деятельность, только если такая деятельность предусмотрена учредительными документами. При этом весь доход от такой деятельности казенное учреждение обязано направлять в доход бюджета.

Последовательность финансового обеспечения казенного учреждения следующая 22 .

1. Казенному учреждению «доводят бюджетные ассигнования», то есть сообщают, какие суммы денежных средств казенное учреждение сможет израсходовать в течение соответствующего года на соответствующие цели.

  • Бюджетные ассигнования казенному учреждению доводит, то есть сообщает, либо финансовый орган, либо главный распорядитель бюджетных средств. Это зависит от функции казенного учреждения в бюджетном процессе.
  • Все бюджетные показатели отнесены к конкретному году, так как исполнение бюджета, то есть расходование бюджетных средств, имеет границы календарного года. Так как обычно бюджеты публично-правовых образований составляют на трехлетний период, бюджетные ассигнования казенным учреждениям доводят также на три года, отдельной суммой на каждый год. В некоторых публично-правовых образованиях бюджетные ассигнования детализируют поквартально.
  • Целевое назначение бюджетных ассигнований обозначают соответствующими кодами бюджетной классификации. То есть казенному учреждению сообщают не общую сумму разрешенных расходов на год, а большое количество сумм с указанием кода, обозначающего целевое (допустимое) направление расхода средств.

2. Казенному учреждению «доводят лимиты бюджетных обязательств», то есть сообщают, в каких размерах на какие цели учреждение может в течение соответствующего года заключать договоры или иным способом обещать кому-то что-то выплатить.

В большинстве случаев суммы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств совпадают.

3. В пределах лимитов бюджетных обязательств казенное учреждение может «принимать обязательства» в течение соответствующего года, то есть заключать договоры на соответствующие цели или иным образом обещать кому-либо произвести выплаты.

Для обеспечения своей деятельности казенное учреждение может принимать бюджетные обязательства, то есть обещать произвести выплаты, также и по оплате труда, по уплате налогов, по иным выплатам юридическим и физическим лицам, не связанным с приобретением товаров, работ, услуг, по выплатам по решению судов, по перечислениям другим бюджетам, по другим выплатам.

Каждое бюджетное обязательство, принятое казенным учреждением, уменьшает свободный остаток лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

4. Каждая выплата денежных средств казенным учреждением происходит во исполнение принятого ранее бюджетного обязательства.

5. Когда у казенного учреждения возникает необходимость произвести выплату, казенное учреждение направляет соответствующий документ 23 в адрес органа Казначейства или финансового органа в зависимости от того, где казенному учреждению открыт лицевой счет. В установленных случаях, например при закупке товаров, работ, услуг, казенное учреждение подтверждает бюджетное обязательство, по которому желает произвести платеж, соответствующими документами – счетами, накладными, договорами и т.д. Орган Казначейства (финансовый орган) проверяет Заявку на кассовый расход (и приложенные к ней документы) и или принимает ее к исполнению, или отклоняет. Если Заявка на кассовый расход принята, далее орган Казначейства (финансовый орган) производит перечисление указанной суммы с расчетного счета бюджета.

6. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в этом же году, эти средства орган Казначейства (финансовый орган) принимает и учитывает как уменьшение расходов казенного учреждения в текущем году. В результате казенное учреждение в текущем году может расходовать эти средства исключительно на те же самые цели.

7. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в следующие годы, эти средства следует считать доходами. Этими средствами в текущем году казенное учреждение не имеет права распоряжаться, их необходимо направлять в доход бюджета.

Казенные учреждения: учет и отчетность

Порядок ведения учета казенными учреждениями регламентирован:

— Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
— нормативно-правовыми актами Минфина России;
— учетной политикой самого казенного учреждения.

Свою учетную политику казенное учреждение принимает самостоятельно, но при этом обязано согласовать те положения учетной политики, которые решают вопросы, не регламентированные законодательством об учете. Согласовывать такие положения необходимо с учредителем и финансовым органом.

Нормативно-правовые акты Минфина России, которые регламентируют порядок ведения учета казенными учреждениями (по состоянию на сентябрь 2020 г.):

стандарт «Концептуальные основы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н)

стандарт «Основные средства»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н)

стандарт «Аренда»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 258н)

стандарт «Обесценение активов»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 259н)

стандарт «Представление отчетности»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 260н)

стандарт «Курсы валют»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н)

стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н)

стандарт «События после отчетной даты»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н)

стандарт «Доходы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н)

стандарт «Отчет о движении денежных средств»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н)

стандарт «Бюджетная информация в отчетности»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 37н)

стандарт «Запасы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н)

стандарт «Резервы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н)

стандарт «Непроизведенные активы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы» (утв. приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 34н)

стандарт «Информация о связанных сторонах»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 277н)

стандарт «Долгосрочные договоры»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 145н)

стандарт «Концессионные соглашения»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 146н)

Инструкция № 157н

Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н)

Инструкция № 162н

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н)

Некоторые особенности ведения учета казенными учреждениями по сравнению с бюджетными и автономными учреждениями:

1) полный номер счета учета для казенных учреждений (26 знаков) включает в себя полный код бюджетной классификации (17 знаков) – кроме счетов учета, для которых предписано применять упрощенный код с нулевыми значениями в отдельных позициях;

2) в учете казенных учреждений возможно только два кода источника финансового обеспечения: «1» – средства бюджета и «3» – средства во временном распоряжении;

3) так как казенные учреждения не имеют (кроме некоторых особых случаев) в своем распоряжении безналичных денежных средств, так как казенное учреждение расходует средства бюджета и доходы направляет в доход бюджета, то весь расход безналичных средств казенное учреждение отражает в учете по кредиту счета 30405, а весь доход – по дебету счета 21002. Никакого остатка денег у казенного учреждения нет ни в учете, ни на лицевом счете;

4) в учете казенных учреждений в особом разделе учета «санкционирование» (счета 50000) используют специальные счета учета групп 50300 «Бюджетные ассигнования» и 50100 «Лимиты бюджетных обязательств».

Порядок составления отчетности казенными учреждениями регламентирован специальным нормативно-правовым актом:

Инструкция № 191н

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н)

Налогообложение доходов казенных учреждений

В части НДС для казенных учреждений установлена следующая льгота: объектом обложения НДС не признают 24 доходы казенных учреждений от выполнения работ, оказания услуг. Но не установлено никакой льготы на случай, когда казенное учреждение получает доход от продажи.

В части налога на прибыль для казенных учреждений установлено, что:

— финансовое обеспечение казенного учреждения в форме бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) классифицировано 25 как целевые средства, не подлежащие обложению налогом на прибыль;
— доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежащие перечислению в бюджетную систему, не учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Но при этом Налоговый кодекс РФ не освобождает казенные учреждения от обязанности включать в налоговую базу по налогу на прибыль внереализационные доходы, например:

— стоимость материальных ценностей, принятых к учету в результате демонтажа;
— доходы от принятия к учету неучтенного имущества, выявленного при инвентаризации;
— доходы от возмещения недостач в натуральной форме;
— доходы от списания невостребованной кредиторской задолженности;
— целевые поступления, использованные не по целевому назначению;
— целевые поступления, для которых не организован обособленный учет целевого расходования.

На практике бухгалтеры казенных учреждений не учитывают такие доходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Но основания для такого решения в Налоговом кодексе РФ отсутствуют.

1 ст. 123.22 ГК РФ

2 три типа учреждений: казенные, бюджетные, автономные

3 ст. 123.21 ГК РФ

4 ст. 65.1 ГК РФ

5 ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее –Закон № 7-ФЗ)

6 обычно каждое ППО создает уполномоченный орган по управлению имуществом в форме отдельного учреждения или в форме подразделения администрации

7 п. 4 ст. 123.22 ГК РФ

8 п. 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ

9 п. 4 ст. 3 Закона № 7-ФЗ

10 п. 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ

11 это значит, что никаких других видов деятельности казенное учреждение не имеет права осуществлять, кроме указанных в учредительных документах

12 п. 1 ст. 17.1 Закона № 7-ФЗ

13 например, не требуется передавать имущество и задолженности по передаточному акту

14 п. 2 ст. 19.1 Закона № 7-ФЗ

15 bus.gov.ru

16 п. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ

17 подробнее читайте в статье А. Шихова «Основные положения учетной политики на сайте: на что обратить внимание ?»

в «БиНО: ГиМУ» № 6/2020

18 п. 1 ст. 222 БК РФ

19 п. 1 ст. 161 БК РФ

20 ст. 6 БК РФ, п. 2 ст. 161 БК РФ

21 п. 3 ст. 161 БК РФ

22 описана только основная последовательность, общие принципы. Многие детали не рассмотрены

23 предусмотрено несколько видов таких документов, их общее название – Заявка на кассовый расход

24 подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ

25 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

Казенное учреждение: основные сведения

Казенным называется государственное/муниципальное учреждение, отвечающее совокупности признаков (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, далее — БК РФ):

  • оказывает государственные/муниципальные услуги или выполняет работы, занимается выполнением госфункций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов госвласти или муниципалитетов;
  • финансируется за счет средств бюджетных средств на основании бюджетной сметы.

Обратите внимание! Основная цель создания казенного учреждения (предоставление госуслуг или работ) в общем схожа с целями создания бюджетных и автономных учреждений. Выбор организационно-правовой формы в данном случае зависит от доступного способа финансирования, характера распоряжения доходами, объема предоставляемых учредителем прав и обязанностей. Подробное сравнение читатель найдет далее.

Казенное учреждение относится к некоммерческим организациям (ч. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ).

Однако оно может получать доходы от некоторых видов деятельности (если это закреплено в его уставе). Казенное учреждение не имеет права распоряжаться полученными таким образом доходами по собственному усмотрению, они должны поступить в соответствующий бюджет (ч. 3 ст. 161 БК РФ). Подробнее об оказании казенными учреждениями платных услуг читайте нашу статью «Может ли бюджетное или казенное учреждение оказывать платные услуги».

Таким образом, казенное учреждение создают:

  • для предоставления населению государственных или муниципальных услуг;
  • пополнения бюджетной системы (если предоставление платных услуг предусмотрено уставом).

Примеры казенных учреждений

Приведем некоторые примеры таких юридических лиц:

  • федеральное казенное учреждение (ФКУ) «Военный комиссариат Тюменской области»;
  • ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ»;
  • ФКУ здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по Тюменской области» и др.

Виды казенных учреждений

В зависимости от категории учредителя выделяют:

  • Федеральные казенные учреждения. Их создание закрепляется решением Правительства РФ.
  • Государственные казенные учреждения субъекта РФ. Создаются решением регионального исполнительного органа.
  • Муниципальное казенное учреждение. По решению муниципалитета.

Можно также дифференцировать их по сфере деятельности, например:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • государственное казенное учреждение здравоохранения;
  • муниципальное казенное общеобразовательное учреждение;
  • казенное учреждение «Уголовно-исправительная инспекция…»;
  • федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы» и т. д.

Создание казенного учреждения

Такой тип государственных учреждений создается по распоряжению федерального или регионального органа исполнительной власти, муниципалитета (ч. 2 ст. 13 закона № 7-ФЗ).

Обратите внимание! На федеральном уровне этот процесс регламентирован Порядком создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации…, утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

На уровне субъекта РФ или муниципалитета действуют уже свои акты.

Пример — Порядок, утв. постановлением правительства Тюменской области от 28.12.2010 № 393-П, и Порядок, утв. постановлением администрации Заводоуковского городского округа от 30.11.2010 № 1887.

Обычно процесс создания казенного учреждения включает следующие этапы:

  1. Принятие учредителем решения о создании юрлица.
  2. Оформление проекта распоряжения/постановления о создании учреждения. Он, как правило, содержит:
    • название учреждения, его тип;
    • основные виды и цели деятельности, функции казенного учреждения, разрешенные для данного казенного учреждения платные услуги и т. д.;
    • наименование учредителя;
    • перечень мероприятий, направленных на создание учреждения, с обозначением их сроков и ответственных за их реализацию структур.
  1. Составление пояснительной записки к проекту с обоснованием целесообразности создания учреждения.
  2. Согласование проекта с ответственными подразделениями учредителя (например, департаментом имущественных отношений и правовым департаментом).
  3. Издание постановления о создании учреждения.
  4. Утверждение устава учреждения путем издания распоряжения/ постановления.
  5. Направление документов в ФНС для государственной регистрации юрлица.

Рекомендуем! Как направить документы для госрегистрации юрлица через портал «Госуслуги», читайте в нашей статье «Регистрация юридического лица на портале госуслуг».

Устав

Учредительный документ казенного учреждения — устав — содержит сведения:

  • о названии юрлица, его типе (в названии учреждения обязательно должно быть указано, что оно казенное);
  • местонахождении юрлица;
  • учредителе и собственнике имущества;
  • видах деятельности, организации, управлении юрлицом, его структуре и т. п.;
  • имуществе и финансовом состоянии, в т. ч. порядке распоряжения имуществом, его передаче другим учреждениям, совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью и т. д.;
  • обособленных подразделениях юрлица и т. д.

Обратите внимание! Устав утверждает учредитель юрлица посредством принятия правового акта. Порядок согласования, утверждения и внесения изменений в устав обычно регламентирован. Например, для устава федерального государственного казенного учреждения порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

Руководитель

Единоличный исполнительный орган управления казенного учреждения — директор/руководитель. Его назначает собственник имущества учреждения, издав специальное распоряжение. Директора выбирают посредством проведения конкурса. Он подотчетен собственнику имущества.

Директор выполняет функции по организации деятельности учреждения в соответствии с целями последнего, совершает сделки от его имени, решает кадровые, административно-хозяйственные и прочие вопросы, возникающие в процессе работы юрлица.

Учредитель предоставляет казенному учреждению имущество на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Оно не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника (ч. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ).

Рекомендуем! О том, как зарегистрировать право оперативного управления на имущество, читайте в нашей статье «Государственная регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости».

Бюджетная смета казенного учреждения

Финансирование казенного учреждения происходит за счет средств бюджета соответствующего уровня и на основании бюджетной сметы (ч. 2 ст. 161 БК РФ).

Бюджетную смету составляют, утверждают и ведут в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого данное учреждение находится (ч. 1 ст. 221 БК РФ).

Например, такой порядок определен приказом МИД России от 08.11.2019 № 23446 для подведомственных учреждений.

Общие требования к бюджетной смете казенных учреждений регламентированы приказом Минфина России «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» от 20.11.2007 № 112н.

Обратите внимание! Казенное учреждение имеет право по договору и при согласии главного распорядителя денежных средств передать ведение бюджетного учета и формирование отчетности другому муниципальному или госучреждению (ч. 10.1 ст. 161 БК РФ). Обычно эти функции передаются государственными или муниципальными казенными учреждениями централизованной бухгалтерии, которая ведет сразу несколько организаций.

Ликвидация казенного учреждения

Процедура ликвидации казенного учреждения включает следующие этапы:

  1. Принятие учредителем решения о ликвидации.
  2. Издание учредителем нормативного акта о ликвидации (в форме распоряжения) с обоснованием (пояснительной запиской). В пояснительной записке обозначают целесообразность ликвидации учреждения, сведения о кредиторской задолженности (в т. ч. просроченной), информацию о том, кому будет передана обязанность по исполнению государственных функций (п. 27 постановления № 539).
  3. Направление в ФНС уведомления о ликвидации (в течение 3 дней после издания распоряжения о ликвидации).
  4. Утверждение состава ликвидационной комиссии, определение порядка и сроков ликвидации (в течение 2 недель после издания распоряжения).
  5. Публикация в СМИ сведений о начале процедуры ликвидации.
  6. Составление промежуточного ликвидационного баланса и представление его учредителю (в течение 10 дней после окончания приема требований кредиторов).
  7. Расчет с кредиторами.
  8. Формирование окончательного ликвидационного баланса (в течение 10 дней после завершения расчета с кредиторами).
  9. Переход оставшихся после ликвидации денежных средств в бюджет соответствующего уровня.
  10. Завершение ликвидации, внесение записи в ЕГРЮЛ об исключении юрлица.

Рекомендуем! Гораздо больше об этой процедуре вы узнаете из нашей статьи «Пошаговая инструкция ликвидации юридического лица».

Важно! При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства, его прекращения и возмещения связанных с ним убытков (ч. 2 ст. 19.1 закона № 7-ФЗ).

Чем казенное учреждение отличается от автономного и бюджетного

Ниже представлена таблица со сравнением автономных, бюджетных и казенных учреждений.

***

Итак, казенное учреждение — некоммерческая организация, создаваемая государственным органом или муниципалитетом для предоставления государственных/муниципальных услуг населению. Собственник имущества такого учреждения — РФ, субъект РФ или муниципалитет.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение — это одна из организационно-правовых форм предусмотренных для государственных учреждений. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) в пункте 2 статьи 123.22 «Учреждение» указывает, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Казенное учреждение является некоммерческой организацией и, как и все учреждения, относится к некоммерческим унитарным организациям (не имеют членов).

Правовое положение казенных учреждений регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (статьи 6, 161). Так, статья 6 определяет:

Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ (см. Право оперативного управления).

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями относятся к неналоговым доходам бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ).

Казенные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Основным документом казеного учреждения является Смета доходов и расходов.

Казенные учреждения являются предпочтительной организационно-правовой формой для органов власти. На это указывает Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1):

«Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания на организационно-правовую форму органов власти как юридических лиц. Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 и пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на данные органы распространяются нормы, определяющие правовое положение казенных учреждений.».

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Примеры казенных учреждений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЯКИМАНКА»

«УПРАВА ГАГАРИНСКОГО ОКРУГА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АДМИНИСТРАЦИЯ ДОБРЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ»

Налогообложение

Налог на прибыль

Не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом, не учитываются при налогообложении расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

НК РФ устанавливает еще одно льготу (пп. 14 п. 1 ст. 251) по доходам в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:

— в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

НДС

— Не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пп. 4.1. п. 2 ст. 146 НК РФ);

Так, в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, услуги, оказываемые казенными учреждениями, в том числе по предоставлению в аренду муниципального имущества, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

— Не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ);

Приложение

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений (Бюджетный кодекс РФ)

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Советуем прочитать

Государственное учреждение — учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации

Автономное учреждение — Некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Организационно-правовая форма — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Внешние ссылки

Казенные предприятия — это предприятия, имущество которых находится только в федеральной собственности. Специфика функционирования казенных предприятий заключается в следующем:

  • — казенные предприятия создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности и передаваемого казенному предприятию на праве оперативного управления;
  • — целью деятельности казенного предприятия является выполнение государственного заказа;
  • — Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества;
  • — реорганизация или ликвидация казенного предприятия осуществляется только по разрешению Правительства РФ.

Руководитель казенного предприятия распоряжается имуществом только с согласия собственника — Правительства РФ. Собственник определяет порядок распределения доходов. Произведенная продукция может реализовываться казенным предприятием самостоятельно, если не установлены ограничения, связанные с выполнением государственного заказа и договорных обязательств.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов казенного предприятия являются:

  • — имущество, переданное ему собственником для ведения производственной и финансово-хозяйственной деятельности;
  • — денежные и другие средства, полученные за произведенную продукцию;
  • — средства, выделенные из бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.

Предпринимательские риски казенного предприятия минимизированы благодаря непосредственному участию государства в решении многих финансовых вопросов.

Продукция и услуги, произведенные в соответствии с планом-заказом, реализуются по ценам и тарифам, устанавливаемым собственником. Продукция и услуги, произведенные в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуются по ценам и тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно или на договорной основе.

Бюджетные учреждения и их виды

В состав государственного сектора входят следующие виды некоммерческих организаций: 1) казенные учреждения (сектор государственного управления); 2) новые бюджетные и автономные учреждения (государственный сектор).

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и Программа правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р, обеспечили правовые условия для развития бюджетной сферы.

Данные законодательные инициативы обусловлены:

  • — необходимостью введения механизма рынка в деятельность государственного сектора, до сих пор развивающегося на принципах административной экономики;
  • — оптимизации сети бюджетных учреждений, являющихся государственными (муниципальными).

В соответствии с современной концепцией развития государственного сектора, государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Цели развития государственных (муниципальных) учреждений состоят в том, чтобы создать условия и стимулы:

  • — для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими внебюджетных средств;
  • — расширения самостоятельности учреждений бюджетного сектора;
  • — повышения ответственности за конечные результаты деятельности учреждений;
  • — сохранения социальной ответственности государства за те секторы экономики, где действие рыночных механизмов нецелесообразно.

В соответствии с нормативными документами, существующие бюджетные учреждения, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги, трансформируются в казенные, новые бюджетные и автономные учреждения.

Казенные учреждения. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Основными параметрами функционирования казенного учреждения являются следующие.

  • 1. Цель деятельности. Основная деятельность казенных учреждений заключается в выполнении государственного задания по предоставлению государственных (муниципальных) услуг. Государственное задание разрабатывается учредителем (органом государственной власти, органом местного самоуправления), осуществляющим полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
  • 2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения. Осуществляются в рамках бюджетной и внебюджетной деятельности.

Финансовые источники обеспечения бюджетной деятельности:

  • — средства соответствующего бюджета и внебюджетных фондов, на основании бюджетной сметы;
  • — средства органа государственной власти, органа местного самоуправления, в ведении которых находится казенное учреждение, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств;
  • — произведение операций с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Финансовые источники обеспечения внебюджетной деятельности:

  • — осуществление приносящей доход деятельности в соответствии с учредительными документами. Доходы, полученные от этого вида деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ;
  • — средства, полученные от реализации платных услуг (доходы от собственности по приносящей доходы деятельности; рыночная продажа товаров и услуг; целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей и др.).

Ограничения по источникам финансового обеспечения деятельности:

  • — казенное учреждение не имеет права на предоставление и получение кредитов (займов), в том числе бюджетных ссуд и кредитов, приобретение ценных бумаг;
  • — казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.
  • 3. Имущественные отношения. С даты создания казенного учреждения имущество, закрепленное за соответствующим государственным (муниципальным) учреждением, признается закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
  • 4. Ликвидация казенного учреждения. Принятие решения о ликвидации и ликвидация казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:
    • — Правительством Российской Федерации — в отношении федерального казенного учреждения;
    • — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении казенного учреждения субъекта Российской Федерации;
    • — местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципального казенного учреждения.

При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства. Имущество казенного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества.

Новые бюджетные учреждения. Новым бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в соответствии с федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ для выполнения работ, оказания услуг в целях предусмотренных законодательством Российской Федерации обеспечения и реализации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Основными параметрами функционирования казенного учреждения являются следующие.

  • 1. Цель деятельности. Основная деятельность бюджетных учреждений заключается в выполнении государственного задания, формируемого учредителями бюджетной организации, к которым относятся государственные, муниципальные органы и другие учредители. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Перечень видов деятельности, осуществляемых бюджетными учреждениями, определяется учредительными документами учреждений.
  • 2. Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения. Осуществляется в рамках бюджетной и внебюджетной деятельности.

Финансовые источники обеспечения бюджетной деятельности:

— субсидии соответствующего бюджета согласно подушевому нормативу финансирования при реализации государственного задания. Норматив определяется федеральным органом исполнительной власти — главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении каждого из подведомственных ему бюджетных учреждений. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем, или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков, и расходов на уплату соответствующих налогов;

  • — бюджетные инвестиции, которые влекут за собой соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления бюджетного учреждения;
  • — осуществление операций с поступающими средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством.

Финансовые источники обеспечения внебюджетной деятельности:

  • — доходы от выполнения работ, оказания услуг, относящихся к основным видам деятельности казенного учреждения, предусмотренным его учредительными документами и обеспечивающим дополнительные источники финансирования его деятельности. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения;
  • — отражение на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющихся получателем бюджетных средств, операций со средствами, полученными от платных услуг, по следующим подгруппам доходов бюджетов: доходы от собственности по приносящей доходы деятельности; рыночные продажи товаров и услуг; безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности; целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей;
  • — право бюджетных учреждений с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенным ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;
  • — право бюджетных учреждений в случаях и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, вносить имущество в уставный капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.

Ограничения по источникам финансового обеспечения деятельности: бюджетное учреждение не имеет права размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.

  • 3. Имущественные отношения. Имущественные отношения бюджетного учреждения регулируются в соответствии с Гражданским кодексом РФ:
    • — имущество, закрепленное за бюджетным учреждением, признается закрепленным на праве оперативного управления. Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества;
    • — земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением его функций, предоставляются бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
    • — бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенным ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным закрепленным за ним имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно;
    • — в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержание данного имущества учредителем не осуществляется.
  • 4. Руководитель учреждения: полномочия учредителя. Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем:
    • — права и обязанности руководителя;
    • — показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;
    • — условия оплаты труда руководителя;
    • — срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;
    • — условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем.
  • 5. Ликвидация бюджетного учреждения. Принятие решения о ликвидации и ликвидация бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном:
    • — Правительством РФ — в отношении федерального бюджетного учреждения;
    • — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетного учреждения субъекта РФ;
    • — местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципального бюджетного учреждения;

Автономные учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Основными параметрами функционирования автономного учреждения являются следующие.

1. Цель деятельности. Основная деятельность автономных учреждений заключается в выполнении государственного задания, формируемого учредителями автономной организации, к которым относятся государственные, муниципальные органы и другие учредители. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Функции и полномочия учредителя федерального (регионального, муниципального) автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего федерального (регионального, муниципального) бюджетного учреждения, реализует федеральный и региональный орган исполнительной власти, а также органы власти муниципального самоуправления, осуществлявшие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, тип которого был изменен.

2. Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения. Осуществляется в рамках бюджетной и внебюджетной деятельности.

Финансовые источники обеспечения бюджетной деятельности:

  • — субсидии, представленные автономным учреждениям для выполнения государственного задания. Размер субсидий соответствует нормативу, рассчитанному для бюджетных учреждений;
  • — субсидии на иные цели, представляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • — бюджетные инвестиции, которые влекут за собой соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления автономного учреждения.

Финансовые источники обеспечения внебюджетной деятельности:

  • — осуществление приносящей доходы деятельности, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей ради которых автономное учреждение создано, и соответствующей этим целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Перечень видов внебюджетной деятельности не ограничен. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения;
  • — право автономного учреждения с согласия своего учредителя вносить имущество в уставной капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда);
  • — открытие и ведение лицевых счетов в территориальных органов Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства;
  • — открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждением в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования);
  • — право автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.
  • 3. Имущественные отношения. Имущественные отношения автономного учреждения регулируются в соответствии с Гражданским кодексом РФ:
    • — автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно;
    • — земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
  • 4. Управление учреждением. Высшим органом управления является наблюдательный совет.

Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одной трети от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения, при этом не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

Управление текущей деятельностью автономного учреждения производит его руководитель. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса.

Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях, прекращаются досрочно в случае прекращения трудовых отношений; могут быть прекращены досрочно по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления.

  • 4. Ликвидация автономного учреждения. Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации автономного учреждения осуществляется в порядке, установленном:
    • — Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
    • — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

— местной администрацией муниципального образования в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Таким образом, автономные учреждения по сравнению с бюджетными обладают большой свободой в финансово-хозяйственном плане.

Post navigation

Previous Post:

Лучшие книги по экономике

Next Post:

Функционал директора по развитию

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes