Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Уровни менеджеров

17.07.2020 by admin

Содержание

  • Менеджер: понятие, его место в организации, роли и сущность деятельности. Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера
    • Смотреть лекцию на: ИНТУИТ | youtube.com
    • Краткие итоги
    • Вопросы

Менеджер: понятие, его место в организации, роли и сущность деятельности. Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера

Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей организации. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определённого вида работ, начальник, заведующий и т.д.), выполняют разные функции. Менеджеров традиционно подразделяют на 3 уровня: низший, средний и высший.
Признание особой роли менеджеров поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке. Профессионализм менеджера заключается в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах. По данным исследований, современный руководитель лишь на 12-20% должен быть специалистом в своей отрасли, а, прежде всего – организатором, психологом, социологом.
Роли менеджера:
1. Связана с принятием решений.
• Определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами;
• Разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию производства, приносящие изменения;
• Контролирует разработку определенных проектов;
• При столкновении с нарушениями менеджер отвечает за корректирующие действия;
• Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации;
• Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.
2. Информационные роли.
• Собирает разнообразную информацию о внешней и внутренней среде, которую использует в интересах дела;
• Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и базовые цели организации;
• Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации.
3. Межличностные роли.
• Выполняет обязанности правового и социального характера;
• Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников;
Основные требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера:
1. Профессиональная компетентность;
2. Организаторские способности;
3. Морально-этическая зрелость;
4. Личные качества.
Также к любому менеджеру предъявляются следующие требования:
• Наличие знаний в области управления предприятием;
• Компетентность в вопросах технологии отрасли;
• Владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, активно перераспределять ресурсы фирмы;
• Умение принимать обоснованные решения с участием нижестоящих работников, привлекать их к исполнению;
• Наличие опыта и знаний в области экономической ситуации на рынках или их сегментах, на которых работает;
• Умение анализировать деятельность конкурентов.
Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально – психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать. К организаторским способностям относятся:

— Адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость);
— Контактность (общительность, умение понимать и убеждать людей);
— Стрессоустойчивость (интеллектуальная и эмоциональная защищённость в проблемных ситуациях, самообладание);
— Доминантность (властность, честолюбие, стремление к лидерству, волевой характер).
Важнейшее требование к менеджеру – умение управлять людьми, а именно:
— знание своих прямых подчинённых, их способностей и возможностей выполнения поручаемой им работы;
— знание условий, связывающих предприятие и работников;
— защита интересов тех и других на справедливой основе;
— психологическая компетентность менеджера;
— умение устранять неспособных с целью эффективного функционирования фирмы.
Менеджер должен обладать лидерскими качествами. Лидер имеет иной характер действий, чем обычный менеджер администратор. Он не командует, а ведёт за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчинёнными, а последователями, которые разделяют его взгляды и готовы идти за ним. Лидер при этом оказывается в роли вдохновителя, он не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на доверии.
Менеджеры направляют работу подчинённых в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию, чётко регламентируя права и обязанности. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Лидер должен обладать видением будущего и путей движения к нему.
Вопросы для закрепления:
1. Кто такой менеджер?
2. Какие роли менеджера?
3. Каковы требования к личностно – деловым качествам менеджера?
4. Почему наряду с высокой квалификацией менеджер должен обладать особыми личностно – деловыми качествами?
Тест.
Укажите один верный вариант ответа:
1. На сколько уровней традиционно подразделяют менеджеров:
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5
2. Межличностные роли связаны с:
а) Выполнением обязанностей правового и социального характера
б) Передачей информации для внешних контактов организации
в) Разработкой определенных проектов
г) Распределением всевозможных ресурсов организации
3. Информационные роли связаны с:
а) Выполнением обязанностей правового и социального характера
б) Передачей информации для внешних контактов организации
в) Разработкой определенных проектов
г) Распределением всевозможных ресурсов организации
4. Адаптационная мобильность – это:
а) Властность, честолюбие
б) Умение понимать и убеждать людей
в) Инициативность, готовность к риску
г) Волевой характер
5. Контактность – это:
а) Властность, честолюбие
б) Инициативность, готовность к риску
в) Волевой характер
г) Умение понимать и убеждать людей

Всю разнообразную деятельность, обеспечивает управление организацией как социально-технической системой, можно представить в виде процесса выполнения очерченного числа функций.

Функция (от лат. Functio — исполнение) — широко употребляемое понятие во многих науках: философии, математике, социологии, экономике, биологии и др. Функция может означать обязанность, деятельность или способность к деятельности, роль, свойство, значение, компетенцию, задачу, зависимость величины от другой и др. При всей многозначности, понятие «функция» имеет индивидуализированное применения в соответствии с деятельностью в сфере менеджмента. Функции менеджмента — это виды целенаправленной деятельности по управляемого объекта, обусловленные кооперацией и разделением труда среди управленческого персонала. Они взаемообумовлюються и взаемозвьязуються составными частями процесса управления, отличаются также и целями. Каждой функции свойственно замкнутый круг работ, объединенных общностью значения и выполняют определенную роль в управленческой деятельности.

Классификация является научным приемом углубленного изучения любых явлений действительности. Функции менеджмента впервые классифицировал французский ученый Анри Файоль. Рассматривая предприятие как сложный функциональный организм, А.Файоль разделил его на части, выделив конкретные виды деятельности, типичные для всех предприятий: технические (производство, переработка, обработка), коммерческие (покупка, продажа, обмен), финансовые (привлечение средств, распоряжение ими ), страховые (страхование и охрана имущества, лиц), учетные (бухгалтерский учет, калькуляция, статистика), административные (предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль).

Сейчас в литературе встречается более 50 классификаций функций менеджмента. В подавляющем большинстве в их основу положена файоливська концепция распределения административной деятельности на отдельные функции, которые классифицируются с позиций объекта и субъекта управления. Наиболее распространенной является классификация функций с позиций субъекта управления. С организационно-технической точки зрения среди функций менеджмента различают общие и специфические. Общие функции выделяются с учетом стадий (этапов, фаз) менеджмента — планирования, организации, регулирования и координации, мотивации, учета и контроля. Специфические функции выделяются, прежде всего, по форме разделения системы менеджмента на составные части.

Общие функции менеджмента являются обязательными для работников аппарата управления всех уровней системы менеджмента в различных организационных формированиях.

Планирование является главной функцией менеджмента. Она предусматривает прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач того или иного организационного формирования, то есть отвечает на вопрос: что и когда делать? каким образом? для кого? Планирование включает прежде всего принятия решений, обоснование и четкое определение направлений действий, составление планов и графиков работы на различные периоды (несколько лет, год, месяц, декаду, день). То есть планирование обеспечивает основу для принятия интегрированных решений и является жизненно необходимым в каждой социально-экономической системе.

Организация — это объединение людей, материальных, финансовых и других ресурсов, формирование управляющей системы, определение видов деятельности, необходимых для реализации целей, расстановка и налаживание взаимодействия работников.

Организационная деятельность является основным элементом системы менеджмента. Она охватывает широкий круг вопросов: определение рациональной структуры управления, видов деятельности и задач, которые нужно решить для достижения целей предприятий (объединений); распределение между отдельными руководителями и специалистами общего объема работ, полномочий и ответственности; определение взаимной подчиненности и взаимозависимости занятых на предприятии работников; расстановка занятых работников на отдельных участках работы в соответствии с их квалификацией, специализации, способностей; организационное нормирование аппарата управления; установление правильных взаимоотношений между работающими.

Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон объекта при оптимальных для данных условий трудовых, денежных и материальных затратах. В оперативном управлении координация направляется на достижение согласованных действий конкретных исполнителей с целью успешного решения задач и достижения поставленной цели. Координацией обеспечивается баланс в деятельности отдельных звеньев управляемой системы, подчиняются основной цели разные, иногда противоречивые интересы, обеспечивается связь между работниками, выполняющими различные операции одной функции.

С координацией тесно связано регулирования процесса производства, обусловлено изменениями в существующей организации процесса производства в результате возмущающих воздействия объективных факторов.

Речь идет об изменениях в обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами и неблагоприятное влияние изменений природных условий.

Мотивация — это процесс побуждения работников к высокопроизводительному деятельности путем использования имеющихся или создание новых мотивов (потребности и инстинкты, увлечения и эмоции, установки и идеалы). Итак, мотив — это явление субъективное, которое может выступать как осознание поступков, которые потом превращаются в постановку цели, побуждает человека на действия, является причиной трансформации внутреннего фактора и превращения его в часть сознания индивида. Без каких-либо идеологических предубеждений следует глубоко изучать интересы каждого работника, включая корыстные интересы — целенаправленные порывы и потребности.

Контроль — это система наблюдения и проверки соответствия функционирования предприятий установленным стандартам и другим нормативам, принятым планам, программам и оперативным управленческим решениям, выявление допущенных отклонений от принятых принципов организации и ведения хозяйства.

Указанные общие функции управления рассматриваются отдельно для удобства их изучения. На практике они тесно взаимосвязаны и взаемопереплетених и формируют цикл менеджмента.

Выделение специфических (специальных, конкретных) функций менеджмента основывается на специализации управленческой деятельности и предусматривает неограниченное выделение отдельных комплексов управленческих действий (функций), которые объединяются общностью их выполнения, сходством по содержанию, теснотой и взаимозависимостью и тому подобное. Наиболее типичными специфическими функциями являются:

— Управление экономической подготовкой;

— Управление технологической подготовкой производства;

— Управление технической подготовкой производства, энергетическим и транспортным обслуживанием;

— Управление трудовыми ресурсами;

— Оперативное управление производством;

— Управление материально-техническим обеспечением и сбытом;

— Управление капитальным строительством и реконструкцией;

— Охрана труда и техника безопасности;

— Управление качеством труда и продукции;

— Управление маркетингом;

— Управление внешнеэкономическими связями;

— Бухгалтерский учет и финансовая деятельность.

Общие функции управления тесно связаны между собой и являются составными частями каждой специфической функции, хотя удельный вес их не одинакова. Через взаимодействие, единство, качественное и своевременное выполнение всех функций обеспечивается высокий уровень организации управления.

Разделение труда на функции внутри аппарата управления позволяет лучше использовать квалификацию и способности работников, повышает их ответственность.

В зависимости от сферы действия выделяются различные виды менеджмента: общий или административный, отраслевой, организационный, функциональный, предпринимательский, международный и другие. В частности, можно говорить о маркетинговый менеджмент, финансовый, кадровый, производственный (операционный), транспортный, ситуационный, стратегический менеджмент и т.

Общий менеджмент — это менеджмент, который осуществляют все руководители, отвечающие за постановку задач и формирование политики, по планированию, организации, мотивации и контроля деятельности предприятия. Характер функции общего менеджмента меняется с изменением размера организации, степени сложности решаемых ею задач, уровня взаимодействия с внешней средой.

Организационный менеджмент — это решение задач по созданию организации (предприятия, фирмы), формирование структуры и системы управления, разработка различных инструктивно-информационных материалов и др. Это создает условия для нормального функционирования организации, решения задач, которые стоят перед ней.

Предпринимательский менеджмент предусматривает использование организационно-управленческих решений в сфере предпринимательской бизнеса. Это генерирование и активное использование новаторских идей и пилотных проектов, готовность к оправданному риску и умение рисковать в бизнесе; формирование и продуктивное использование собственного капитала, информационных, материальных и трудовых ресурсов; организация производства, продаж и других хозяйственных дел.

Финансовый менеджмент включает следующие основные виды деятельности: определение финансовой структуры компании и ее потребностей в финансовых средствах; выявление всех альтернативных источников финансирования и их оценка; практическое получения финансовых ресурсов из выбранных источников; эффективное использование полученных денежных средств.

Маркетинговый менеджмент — это анализ, планирование, внедрение в жизнь и контроль за осуществлением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание взаимовыгодных обменов с целевым рынком для достижения конкретной цели организации.

Производственный (операционный) менеджмент — это деятельность, связанная с разработкой, внедрением и совершенствованием производственных систем, на основании которых производится основная продукция или услуги компании.

Операционный менеджмент призван обеспечить эффективное и рациональное ведение производственной деятельности. Операции — это основа любого производственного или обслуживающего предприятия и если операционная функция будет выполняться неэффективно, то и вся организация в целом не сможет добиться успеха.

Ситуационный менеджмент — это управление, ориентированное на предвидение опасности, анализ ее симптомов, осуществление мер по устранению или снижению негативных последствий, а также использования полученного опыта для последующего развития. Возможность ситуационного управления определяется, в первую очередь, человеческим фактором.

Налоговый менеджмент — это процесс управления путем использования всей совокупности методов воздействия на налогоплательщиков и проявляется в планировании, регулировании, стимулировании и контроле за процессом налогообложения. Обоснованный выбор, рациональное сочетание методов управления необходимы для построения эффективного налогового механизма — систем, форм и методов управления налоговой системой в целях реализации налоговой политики.

Инновационный менеджмент — это одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Это совокупность определенных организационно-экономических методов и форм управления всеми стадиями и видами инновационных процессов предприятий и объединений с максимальной эффективностью. Результатом инновационных процессов является нововведения и их внедрение в хозяйственную практику.

Экологический менеджмент — это целостная система мер рационального использования всех природных ресурсов, сохранения и увеличения заповедников, природных территорий и зон, уменьшения вредного влияния промышленности и транспорта на окружающую среду.

Стратегический менеджмент — управленческая деятельность менеджеров, которая предусматривает формирование миссии предприятия, определение его целей, философии и долгосрочных стратегий, установок и ориентиров, развитие имиджа (профиля), который будет отвечать внешней среде и внутренним возможностям предприятия, внедрение стратегического выбора.

Международный менеджмент — это процесс планирования, организации, управления, контроля в организациях, вовлеченных в международной деятельности.

Также целесообразно выделить аграрный менеджмент, который может быть определен как деятельность по организации и координации производства в сельскохозяйственных предприятиях с целью обеспечения эффективности хозяйствования в долгосрочном периоде, а также достижения других специфических для каждого владельца предприятия или менеджера целей. Он может рассматриваться и как комбинация отдельных составляющих деятельности предприятия — производства, коммерческой деятельности, финансов, маркетинга, управления трудовыми ресурсами.

5.ppt

Смотреть лекцию на: ИНТУИТ | youtube.com

Если проблемы с видео, нажмите выше ссылку youtube

Цель лекции: познакомиться с основными понятиями в области организации, представить важные области типовой структуры организации и выделить элементы внутреннего и внешнего организационного окружения.

Организация – процесс организовывания чего-либо, т.е. подготовка к наступлению какого-либо события или явления. Сознательное воздействие на кого-то или на что-то.

Организация – субъект (юридическое лицо) или государственный орган.

Организация – институт общества (фактически существующая в обществе, но официально не зарегистрированная структура).

Организация – процесс упорядочения чего-либо, совершенствование структуры и правил функционирования.

Любая организация создается для удовлетворения определенных потребностей, как материальных, так и нематериальных.

В менеджменте основной акцент делается на организацию с точки зрения создания материальных ценностей.

Выделяются три основных принципа организации:

Общие принципы.

Частные принципы.

Ситуационные принципы.

Общие принципы организации представляют собой общепринятые основания к процессу подготовительных работ чего – либо. Среди общих принципов выделяются:

  • структурные принципы
  • принципы процесса
  • принципы конечного результата
  • принцип конкуренции

Частные принципы определены узостью и редкостью их использования в процессе менеджмента и практика следования им определена направлениями деятельности фирмы. Среди частных принципов выделяются:

  • принципы в различных подсистемах общества;
  • принципы в различных видах деятельности.

Ситуационные принципы определяются узостью и уникальностью их применения в деятельности организации и вероятность их воспроизведения минимальна.

В менеджменте выделяются несколько видов организаций.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (Гражданский кодекс Российской Федерации).

Виды:

  1. Хозяйственные товарищества и общества (товарищество полное и на вере; ОАО, ЗАО, ОДО).
  2. Производственные кооперативы .
  3. Государственные унитарные и муниципальные предприятия.
  4. Некоммерческие организации (фонды, учреждения, объединения).

Нас интересуют организации, целью которых является коммерческий результат, поэтому структуру типовой организации можно представить с позиции следующих компонентов (рисунок 5.1):


Рис. 5.1. Структура типовой организации

Организация обладает рядом следующих характеристик:

  1. Ресурсы.
  2. Разделение труда – оно может быть как горизонтальным, так и вертикальным.
  3. Необходимость управления.
  4. Зависимость от внешней среды.
  5. Подразделения.

В менеджменте организацию принято рассматривать с позиции внешнего и внутреннего организационного окружения.

Внешнее окружение представляет собой сферу влияния, которая определяет направления деятельности развития фирмы. В рамках внешнего окружения можно выделить ближнее и дальнее.

Ближнее окружение представлено поставщиками, жителями районов, владельцами, конкурентами, потребителями, профсоюзами, финансовыми учреждениями, поставщиками, т.е. теми объектами, на которые менеджер может оказывать определенное влияние.

Дальнее окружение представлено определяющими факторами функционирования организации вообще. Среди факторов выделяются: религия, культура, географическое и природно-климатическое воздействие, политическая ситуация, законодательство, демография и пр. На такие факторы менеджер не может оказывать прямого влияния.

Внутреннее организационное окружение представляет собой непосредственный объект управления менеджером. В него входят цели организации, ее структура, задачи, технологии и персонал.

В структуре организации принято выделять следующие уровни управления:

  1. Институциональный уровень – уровень высшего звена управления. Именно на нем принимаются решения стратегического характера.
  2. Управленческий уровень – уровень управления среднего звена менеджмента, на котором принимаются оперативные решения и исполняются распоряжения высшего управленческого звена.
  3. Технический уровень – уровень управления низового звена, на котором проводятся работы исполнительского характера.

Краткие итоги

Определено, что термин организации является многогранным и понимается в качестве фирмы, подготовки, процесса, института и т.д. Представлена структура типовой организации, включающая в себя персонал, финансы, производство, сбыт, снабжение. Также рассмотрены уровни организационного окружения: внутреннее и внешнее.

Выделены уровни управления организацией (институциональный, управленческий, технический).

Вопросы

  1. Дайте описательную характеристику термину организации.
  2. Выделите основные направления трактовки термина организация.
  3. Представьте главные элементы типовой структуры любой организации.
  4. Охарактеризуйте степень влияния элементов внешнего организационного окружения
  5. Определите, в чем заключается сущность влияния внутреннего организационного окружения на деятельность организации

Как уже сказано выше, в зависимости от уровня управленческой иерархии выделяют руководителей высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором и удельным весом основных функций, диапазоном и формой контактов, объемом полномочий и возможностей.

К высшим руководителям, управляющим бизнесом, относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров. Их работа носит общий характер и поэтому обычно не получает конкретного предметного воплощения.

Высшие руководители организации определяют ее миссию, цели и политику; ценности и стандарты деятельности; структуру и систему управления; главные показатели – словом, осуществляют так называемый нормативный менеджмент. Кроме того, они представительствуют и ведут переговоры с государственными органами и главными контрагентами.

Первый руководитель, или главный администратор, занимает свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), является его доверенным лицом и несет перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации.

В обязанности первого руководителя входят:

  • – организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами;
  • – распоряжение имуществом и средствами организации без специальной доверенности;
  • – заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках;
  • – решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей.

Руководители среднего звена (основных подразделений) назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества. Их работа в большей степени определяется особенностями подразделения, чем общефирменными задачами.

Через подчиненных – руководителей низового уровня они управляют текущей работой подразделения: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации, технологии и условий труда, обеспечивают соблюдение организационной, технологической и трудовой дисциплины, техники безопасности и санитарных норм. Они решают кадровые вопросы (частично самостоятельно, частично выходя с предложениями к высшему руководству организации), поощряют и наказывают подчиненных.

Долгое время число руководителей среднего звена стремительно росло, увеличивая «этажность» управленческих структур. Они считались наиболее бюрократизированной прослойкой менеджеров, поскольку лишь передавали вниз решения вышестоящих органов, причем обычно с задержками и искажениями, создавая «эффект одеяла» между высшим и низовым уровнями организации, тормозя внедрение новых форм и методов работы.

Переход в современных условиях крупных подразделений на полную хозяйственную самостоятельность, превращение их в «центры прибыли», «центры инвестирования» в корне изменил положение таких руководителей.

Увеличение прав и ответственности, появление возможности влиять на выработку политики и стратегии фирмы приблизили руководителей среднего уровня к высшему руководству, а появление информационных технологий, освободивших их от обязанностей по сбору информации и надзору за исполнителями, привело к сокращению численности на 20–40%.

На руководителей низового звена (начальников отделов, секторов, цехов, участков, бригад, называемых в западных фирмах супервайзерами, менеджерами-контролерами или операционными руководителями) ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом. Эти лица одновременно и руководители, и исполнители.

Они распределяют задания в соответствии с планами, полученными сверху, разрабатывают графики работы и обеспечивают условия их выполнения качественно и в срок; осуществляют организацию и координацию труда подчиненных; контролируют рациональность использования ресурсов, соблюдение производственной дисциплины, техники безопасности; содействуют рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы. Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству.

Большинство руководителей принадлежит к этому уровню (и начинает здесь свою карьеру). Их деятельность характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач (мастера, например, половину своего рабочего времени тратят на общение с рабочими; принятие решения занимает у них в среднем не более минуты, а срок его действия не превышает обычно двух недель).

Таким образом, в сфере управления имеет место разделение труда: одни руководители несут ответственность за выработку стратегических решений; другие, подчиненные им, эти решения конкретизируют и передают дальше; третьи – реализуют.

Как считал крупнейший современный специалист в области менеджмента П. Друкер, доля низовых менеджеров составляет 60–75% (мастера, бригадиры, старшие медсестры), среднего звена – 20–30%; высшего звена – 2-5%.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 11

Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей (управляющих/менеджеров) низового звена, или операционных управляющих, руководителей среднего звена и руководителей высшего звена.

Младшие начальники, которых также называют менеджерами первого (низового) звена или операционными руководителями — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие менеджеры в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование.

Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие. Временной период для реализации решений также короткий.

Работа младших менеджеров координируется и контролируется руководителями среднего звена. В большой организации может быть столько менеджеров среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй — низшим.

Трудно сделать обобщения относительно характера работы руководителя среднего звена. Некоторые организации предоставляют своим менеджерам среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена.

Менеджер среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.

В основном менеджеры среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Руководители среднего звена как социальная группа испытывали особенно сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера на производстве в течение 80-х годов. Персональные компьютеры ликвидировали некоторые их функции и изменили другие, дав возможность руководителям высшего звена получать информацию непосредственно за своим рабочим столом прямо из первоисточника, вместо того, чтобы подвергать ее фильтрации на уровне руководителей среднего звена.

Высший организационный уровень — руководство высшего звена — на много малочисленное других. Даже в самых крупных организациях менеджеров высшего звена всего несколько человек.

Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Но велики и тяготы такого поста: человек на этой должности, как правило, очень одинок. После тщательного изучения деятельности пяти руководителей высшего звена Минцберг пришел к такому выводу: «Таким образом, работу по руководству большой организацией можно назвать крайне изматывающей. Количество работы, которую приходится выполнять руководителю, или которую он считает необходимым выполнять в течение дня, — огромно, а темп, с которой она должна быть выполнена, очень напряженный».

Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента (если не считать полной остановки этого предприятия), когда работу можно считать законченной. Поэтому и менеджер высшего звена не может быть уверен, что он успешно завершил свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Рабочая неделя продолжительностью 60-80 часов для него не редкость.

Приведенная классификация уровней имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, других факторов характеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться.

7.Элементы организационного успеха.

Понимание организации как открытой системы открыло путь для формулировки ряда теорий, интересных для нас с точки зрения понимания сущности представлений об организационном успехе.

1. Теория непредвиденных обстоятельств: Организация зависит от социального окружения в отношении получения необходимых технических ресурсов и информации. Поскольку внешнее окружение характеризуется сложностью и непредсказуемостью, структура организации должна быть достаточно гибкой, чтобы успешно реагировать на непредвиденные обстоятельства. Организационный успех, следовательно, является производным от организационной структуры, наиболее удачно приспособленной к требованиям внешней среды.

2. Теория «операциональной стоимости» или «снижения затрат»: Обмен товарами или услугами подразумевает включение механизмов, некоторые из которых более затратны, чем другие. Следовательно, организационный успех ассоциируется со способами, которые используются для снижения степени издержек в деятельности организации. Например, это могут быть меры по сокращению рабочих мест, увеличению производительности труда и так далее.

3. Теория «зависимости от ресурсов»: Подчеркивает значимость адаптационных организационных процессов, но в дополнение к экономическим, рассматривает и политические обстоятельства, являющиеся частью внешней, по отношению к организации, среды. Организация вовлечена в отношения с административными и другими властными структурами, от которых напрямую зависит распределение ресурсов. Поэтому организационный успех связан не только с экономическими, но и дипломатическими аспектами деятельности тех, кто управляет организацией.

4. «Сетевая теория»:Способы оценки положения организации в сети организаций, занимающихся смежными видами деятельности. Положение организации в сети и структура самой сети становились важным критерием для оценки организационного успеха. Его показателями становились конкурентоспособность, возможность корпоративного лоббирования интересов, способность к формированию стратегических союзов.

5. Теория «организационной экологии»:Из-за сложности и непредсказуемости внешних условий, отдельная организация не может рассчитывать на достижение успеха. След-но, орг. успех разделяется организациями общего типа, развитие которых имеет общую динамику.

6. «Институциональная теория»: Во внимание должна приниматься не только «техническая», но «институциональная» среда, в которой действует организация. Регулятивные, нормативные, культурно-когнитивные характеристики среды предопределяют «социальную пригодность» организации. Важную роль в достижении организационного успеха играют символические элементы – схемы, типификации, сценарии, которые выполняют важные независимые функции в формировании организационной структуры и организационного поведения.

8. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (SCIENTIFIC MANAGEMENT SCHOOL) — первый формальный подход к управлению. Основан на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован через наблюдения, замеры, логику и анализ так, чтобы он стал более эффективным. Шкoлa нayчнoгo yпpaвлeния (1885—1920) cвязaнa c paбoтaми Ф. Тeйлopa, Фpeнкa и Лилии Гилбpeт, Гeнpи Гaнттa. Сoздaтeли шкoлы cчитaли, чтo, иcпoльзyя нaблюдeния, зaмepы, лoгикy и aнaлиз, мoжнo ycoвepшeнcтвoвaть мнoгиe oпepaции pyчнoгo тpyдa. Пepвoй фaзoй мeтoдoлoгии шкoлы нayчнoгo yпpaвлeния были aнaлиз coдepжaния paбoты и oпpeдeлeниe ee ocнoвныx кoмпoнeнтoв.
Хapaктepным для шкoлы нayчнoгo yпpaвлeния былo cиcтeмaтичecкoe иcпoльзoвaниe cтимлиpoвaния c цeлью зaинтepecoвaть paбoтникoв в yвeличeнии пpoизвoдитeльнocти и oбъeмa пpoизвoдcтвa. Пpи этoм:

· Пpeдycмaтpивaлacь вoзмoжнocть пepepывoв в пpoизвoдcтвe, в тoм чиcлe и для oтдыxa.

· Кoличecтвo вpeмeни, выдeляeмoe для выпoлнeниe oпpeдeлeнныx зaдaний, былo peaлиcтичным, чтo дaвaлo pyкoвoдcтвy вoзмoжнocть ycтaнaвливaть нopмы пpoизвoдcтвa, кoтopыe были выпoлнимы, и плaтить дoпoлнитeльнo тeм, ктo пpeвышaл эти нopмы.

· Люди, кoтopыe пpoизвoдили бoльшe, вoзнaгpaждaлиcь бoльшe.

· Пpизнaвaлacь вaжнocть oтбopa людeй, кoтopыe cooтвeтcтвoвaли выпoлняeмoй paбoтe

· пoдчepкивaлocь бoльшoe знaчeниe oбyчeния.

Шкoлa нayчнoгo yпpaвлeния выcтyпaлa зa oтдeлeниe yпpaвлeнчecкиx фyнкций oбдyмывaния и плaниpoвaния oт фaктичecкoгo выпoлнeния paбoты. Рaбoтa пo yпpaвлeнию — этo oпpeдeлeннaя cпeциaльнocть, и opгaнизaция в цeлoм выигpaeт, ecли кaждaя гpyппa paбoтникoв cocpeдoтoчитcя нa тoм, чтo oнa дeлaeт ycпeшнee вceгo.

Административная школа

Она занималась изучением вопросов роли и функций управления. Считалось, что, если определить суть работы управляющего, легко можно выявить наиболее эффективные методы руководства.

Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий -функций управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, `администрирования` (отсюда и название административная школа).

Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация управленцев одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

Из других представителей административной школы можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию управления рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию рациональной бюрократии (1921). Последний дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

Основная черта классической школы (научной и административной) заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических управленцев состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.

Классическая школа — один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. Однако это не единственное течение в развитии управленческой мысли.

Определенный прорыв в области управления, ознаменовавшийся появлением школы человеческих отношений (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х годов. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из `классических` управленцев. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами, и что в основе управления лежит забота об отдельном работнике.

Р. Оуэн был реформатором управления в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на `уход` за людьми (живой машиной): внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т. п. Тогда, вероятнее всего, `ремонт` людей не потребуется.

10.Школа человеческих отношений
Родоначальникомшколы человеческих отношенийпринято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.
Движение человеческих отношений стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент делался на заботе о людях, а в движении научного управления — на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. То есть речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Большой вклад в развитие школы человеческих отношений был сделан в 40-60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour — поведение) было разработано несколько теорий мотивации.
Одной из них является иерархическаятеория потребностейА. Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности:

1)физиологические;
2)безопасности существования;
3) социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.);
4) престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение);
5) самовыражения, полного использования своих возможностей, достижения целей и личного роста.
Не менее популярно в школе человеческих отношений и учение Д. Макгрегора(1960). В основе его теории (Х и Y) лежат следующие характеристики работников:
теория X — средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек в такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;
теория Y — люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.
Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Появление данной школы — следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений управленцев.
Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т. п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.
В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Новая количественная школа. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСКТВЕННАЯ ШКОЛА)

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления: 1. Рассмотрение производства как ‘социальной системы’ с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877).

Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.

Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью ‘К теории сбалансированности бюджета потребителя’, которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.

Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.

В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация ‘Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой’, в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал ‘Эконометрика’. Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство

Функции процесса управления

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:

Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Функции управления:

1)Планирование. Определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важный элемент: прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

2)Организация. Формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). Создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

3)Мотивация — это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального «роста». При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

4)Контроль. Предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

13. Системный подход: роль, значение, основные элементы.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами

Post navigation

Previous Post:

Доплаты молодым специалистам

Next Post:

Охрана труда Вики

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes