Ведомственный контроль
Среди множества форм контрольной деятельности в уголовно-исполнительной системе первостепенное значение имеет наиболее полная из них – это внутренний (отраслевой, внутриведомственный) контроль.
Внутриведомственный контроль – одна из форм деятельности субъектов в отношении непосредственно подведомственных, подчиненных и подконтрольных, заключающаяся в систематическом и полном наблюдении с целью проверки действий и решений требованиям дисциплины, законности и целесообразности.
Во-первых, в уголовно-исполнительной системе внутренний контроль и координацию деятельности осуществляет Министерство юстиции РФ в отношении находящейся в его подведомственности Федеральной службы исполнения наказаний. Тем самым Министерство юстиции РФ является органом ведомственного контроля в уголовно-исполнительной сфере, а министр юстиции РФ вправе давать директору ФСИН России обязательные для исполнения указания и приостанавливать в случае необходимости решения ФСИН России (его руководителя) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Кроме того, министр юстиции РФ представляет доклады Президенту РФ и в Правительство РФ о состоянии дел в уголовно-исполнительной системе. Порядок организации проверок подведомственной Министерству юстиции РФ Федеральной службы исполнения наказаний регламентирован Приказом Минюста России от 27 октября 2009 г. № 361 «Об организации проверок в подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных службах, осуществлении координации и контроля их деятельности».
Вместе с тем, кокой именно контроль (надведомственный, межведомственный или внутриведомственный) осуществляет Министерство юстиции в отношении ФСИН России, является дискуссионным вопросом. Это подтверждается и ст. 38 Закона от 21 июля 1993 г. № 5473-17 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которой непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют ФСИН России и территориальные органы уголовно-исполнительной системы. Необходимо отметить, что 29 июня 2004 г. из данной нормы была исключена контрольная функция Министерства юстиции РФ.
При осуществлении данного контроля наблюдение происходит не только за законностью деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, но и за целесообразностью.
Все их множество по определенным общим признакам и с известной долей условности может быть разделено на три основные группы форм осуществления контроля в уголовно-исполнительной системе: непосредственное ознакомление с деятельностью исполнителей на местах; изучение информационных материалов, характеризующих их работу; заслушивание исполнителей об их работе. Заметим, для форм контроля, отнесенных к первой группе, характерно непосредственное восприятие информации о деятельности проверяемых объектов, тогда как критерием объединения форм контроля во вторую и третью группы является преобладающий способ получения информации об этой деятельности.
Непосредственное наблюдение может осуществляться путем наблюдения руководителя за работой исполнителей. Также одним из основных способов непосредственного наблюдения является инспектирование, контрольные и иные проверки деятельности подчиненных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы РФ.
Порядок проведения инспектирования территориальных органов ФСИН России регламентирован приказом ФСИН России от 5 марта 2012 г. № 141, образовательных учреждений ФСИН России – приказом ФСИН России от 28 августа 2010 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации работы по инспектированию деятельности образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний».
Инспектирование (инспекторская проверка) в уголовно-исполнительной системе – форма ведомственного контроля, включающая в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, поверке, оценке состояния и результатов деятельности непосредственно подчиненных органов и учреждений ФСИН России, выработке мер по повышению ее эффективности.
Виды инспектирования:
1) по юридическому основанию проведения:
— плановое (один раз в 5 лет);
— внеплановое;
2) по субъектам проведения:
— осуществляемое организационно-инспекторским управлением ФСИН России (в отношении территориальных органов ФСИН России);
— осуществляемое управлением кадров ФСИН России и др.
3) по продолжительности проведения:
— от 14 до 30 суток (при инспектировании территориального органа ФСИН России;
— в течение 15 суток (при инспектировании образовательного учреждения ФСИН России).
Внеплановые инспектирования территориальных органов ФСИН России, назначаемые по решению директора ФСИН России или лица, исполняющего его обязанности, проводятся в случаях:
осложнения оперативной обстановки, чрезвычайных происшествий и в других случаях, требующих немедленного реагирования;
назначения нового начальника территориального органа ФСИН России, для оказания практической и методической помощи в организации служебной деятельности (по его мотивированному рапорту).
С учетом стабильно положительных (три и более года) результатов служебной деятельности территориального органа ФСИН России, подлежащего инспектированию, на основании предложений организационно-инспекторского управления ФСИН России по решению директора ФСИН России плановое инспектирование может быть перенесено на более поздний срок либо заменено на целевой выезд по отдельным направлениям служебной деятельности. Сроки планового инспектирования также переносятся в случае вакантной должности руководителя инспектируемого территориального органа ФСИН России.
По окончании инспектирования:
— готовится акт инспектирования, составляемый на основе материалов инспектирования по направлениям служебной деятельности, который не должен превышать 35 машинописных листов;
— сводная ведомость результатов инспектирования (для образовательных учреждений ФСИН России);
— организуется разработка плана мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования территориального органа ФСИН России;
— подводятся итоги инспектирования на заседании коллегии (оперативном совещании при начальнике) инспектируемого территориального органа ФСИН России;
— при необходимости информируются о результатах инспектирования руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— по прибытии к постоянному месту службы руководитель инспекторской комиссии в течение 7 дней готовит докладную записку директору ФСИН России о результатах инспектирования, в которой излагаются позитивные и негативные процессы, происходящие в инспектируемом территориальном органе ФСИН России, делаются выводы о состоянии дел и выносится оценка служебной деятельности проинспектированного территориального органа ФСИН России. При необходимости вносятся предложения по улучшению служебной деятельности проинспектированного территориального органа ФСИН России. По результатам доклада руководителя инспекторской комиссии итоговая оценка деятельности территориального органа ФСИН России, подвергнутого инспектированию («удовлетворительно» либо «неудовлетворительно»), утверждается директором ФСИН России или лицом, исполняющим его обязанности.
Контрольные проверки проводятся с целью изучения состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования с выездом в органы и учреждения, подвергшиеся инспектированию через 1 год после инспектирования. Контрольной проверке в обязательном порядке подвергаются органы и учреждения ФСИН России, получившие неудовлетворительные оценки и поставленные на особый контроль ФСИН России как в целом, так и по направлениям служебной деятельности или допустившие после инспектирования ухудшение результатов служебной деятельности.
Кроме того, в уголовно-исполнительной системе установлены и другие виды внутриведомственного контроля:
— внутрихозяйственный финансовый контроль — это финансовый контроль, осуществляемый внутри хозяйствующих субъектов ФСИН России, в том числе контрольно-ревизионными органами;
— особый контроль органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – это комплекс организационно-методических и практических мер, способов и приемов управленческого воздействия структурных подразделений ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов УИС на подчиненные учреждения и органы УИС, неэффективная организация оперативно-служебной, производственно-хозяйственной, финансово-экономической и иной деятельности которых привела к осложнению обстановки по указанным и иным направлениям деятельности;
— контроль за исполнительской дисциплиной в ФСИН России – это комплекс мер, направленное на своевременное и полное выполнение структурными подразделениями федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, поручений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, совещаний у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и заседаний комиссий Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, парламентских и депутатских запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, запросов, поступивших из Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, планов, приказов и протоколов совещаний Минюста России и ФСИН России, обращений граждан;
— зональный контроль – систематическая деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы, закрепленных за территориальными органами ФСИН России (учреждениями уголовно-исполнительной системы) в качестве кураторов по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего структурного подразделения ФСИН России, подразделения территориального органа ФСИН России в отношении сбора, обобщения и анализа информации о служебной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и оказания им необходимой методической и практической помощи.
Заслушивание исполнителей о состоянии их работы как форма контроля позволяет оперативно получить, уточнить и дополнить необходимую информацию. Оно может производиться как коллективно (на совещаниях, собраниях, инструктажах и т.п.), так и индивидуально путем вызова исполнителя руководителем.
Кроме того, одним из способов внутриведомственного контроля за обеспечением законности в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы является деятельность подразделений собственной безопасности, а также во всех кадровых подразделениях созданы отделы (отделения) по личному составу в целях осуществления профилактической работы по предупреждению чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом уголовно-исполнительной системы.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит сущность контроля в уголовно-исполнительной системе?
2. Каковы признаки контроля в уголовно-исполнительной системе?
3. Каковы принципы контроля в уголовно-исполнительной системе?
4. Как соотносятся между собой контроль и надзор?
5. Какие существуют критерии классификации контроля?
6. Кто выступает субъектами надведомственного (внешнего) контроля за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы?
7. Каковы основные виды внутриведомственного контроля в уголовно-исполнительной системе?
8. В чем состоит сущность организации проведения инспектирования и контрольной проверки в уголовно-исполнительной системе?
9. В чем особенности зонального контроля в уголовно-исполнительной системе?
10. В чем специфика особого контроля в уголовно-исполнительной системе?
ВИДЫ КОНТРОЛЯ В УИС | |||
по характеру проведения | |||
выездной | камеральный | ||
по содержанию | |||
общий | специальный | ||
в зависимости от субъекта проведения | |||
внешний (надведомственный) | внутренний (отраслевой) | ||
В зависимости от времени осуществления | |||
предварительный | текущий | последующий | |
ВИДЫ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОГО ![]() ![]() |
|
инспекторская проверка | контрольная проверка |
внутрихозяйственный финансовый контроль | особый контроль |
контроль за исполнительской дисциплиной | зональный контроль |
Классификация финансового контроля проводиться по различным основаниям:
1) в зависимости от органов, его осуществляющих:
· Государственный;
· Внутрихозяйственный – осуществляется на предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями. Объект контроля – производственная и финансовая деятельность предприятия и входящих в него структурных подразделений;
· Аудиторский – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.
2) по времени осуществления финансовый контроль делиться на:
· Предварительный финансовый контроль – до совершения операции по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов и других финансово-плановых актов, а также при приеме финансовых заявок;
· Текущий контроль осуществляется во время проведения финансовой операции;
· Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения финансовой или хозяйственной операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств;
3) в зависимости от инициативы субъекта финансовых правоотношений:
· Обязательный финансовый контроль проводиться в силу требований законодательства или по решению компетентных государственных органов;
· Добровольный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов;
4) по содержанию финансовый контроль делиться на:
· Бюджетный финансовый контроль проводит Федеральное собрание, Счетная палата, Правительство РФ и правоохранительные органы;
· Налоговый контроль осуществляет Минфин в лице Федеральной налоговой службы;
· Банковский контроль Проводит ЦБ РФ, аудиторские фирмы с лицензией РФ, правоохранительные органы;
· Валютный контроль проводит Правительство РФ, Минэкономразвития;
· контроль за страховой деятельностью проводит Федеральная служба страхового надзора;
· Таможенный контроль осуществляет Федеральная налоговая служба.
Государственный контроль делиться на общегосударственный, вневедомственный и ведомственный контроль.
Общегосударственный финансовый контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. В РФ данный контроль осуществляет Федеральное Собрание РФ (Госдума и Совет Федерации), Правительство РФ, а также Минфин РФ (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Финансовая служба по финансовым рынкам), Президент РФ, Департамент финансового контроля, ЦБ РФ, Счетная палата, правоохранительные органы (судебная система, прокуратура, МВД, Минюст). Общегосударственный контроль направлен на объекты, подлежащие контроль вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются законность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчеты об исполнении бюджетов.
Вневедомственный финансовый контроль – это контроль специальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.
Ведомственный контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ. Не реже 1 раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.
Указом Президента РФ от 25.07.1996 №1095 «О мерах по обеспечению гос. финансового контроля в РФ» установлено, что финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставления финансовых налоговых льгот и преимуществ.
В соответствии с установленным законодательством РФ указываются конкретные Субъекты государственного финансового контроля: Счётная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин России, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно статье 101 Конституции РФ, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Госдума образуют Счетную Палату. Госдума назначает на должность председателя Счетной Палаты, также освобождает его от должности, назначает и освобождает от должности половину состава аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя председателя Счетной Палаты и оставшуюся половину состава аудиторов.
Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Полномочия Счетной Палаты:
· осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетных целевых фондов по объемам, структуре и целевому назначению.
· осуществляет финансовую экспертизу проектов нормативных актов органов государственной власти, предусматривающую расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета
· осуществляет контроль за управлением и обслуживанием государственного долга (как внутреннего, так и внешнего)
· осуществляет контроль за законностью, рациональностью и эффективным использованием иностранных кредитов и займов и др.
Минфин России осуществляет государственное регулирование в области финансов, координацию и контроль деятельности находящихся в его введении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Федеральная налоговая служба осуществляет государственную регистрацию юр. лиц, физ. лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств и обеспечивает представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.
Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок предполагает действие одного из механизмов надзора в сфере закупок. Этот механизм направлен, в первую очередь, на повышение эффективности торговой процедуры. Также стоит отметить, что данный процесс полезен и в целях снижения нарушений в области проведения тендеров. Предметом этого процесса является как стадия планирования, так и стадия непосредственного осуществления торгов.
Содержание
Порядок ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ
Итак, данная процедура осуществляется в соответствии со ст. 100 закона № 44-ФЗ. На основании этой статьи принято Постановление Правительства РФ № 89 (от 10.02.2014), в котором закреплен порядок проведения наблюдения в сфере торгов для федеральных нужд. Мероприятия по торгам на федеральные нужды осуществляют:
- органы власти федерального уровня;
- госкорпорация «Росатом»;
- государственные внебюджетные фонды.
Форма осуществления подобного рода процесса может быть как выездная, так и документарная. О проведении мероприятия направляется уведомление в адрес проверяемого лица. Срок проведения процедуры составляет не более чем 15 календарных дней (может быт продлен, но не более чем на 15 календарных дней). Результатом проверки является акт по ведомственному контролю в сфере закупок, который отражает наличие (отсутствие) нарушений.
Скачать пример акта ведомственного контроля
В случае наличия нарушений орган, проводящий проверку, разрабатывает и утверждает план исправления выявленных нарушений.
Если же проверяемыми лицами выявлены нарушения, которые содержат признаки административного нарушения в соответствии с нормами КоАП РФ, то материалы направляются в орган государственной власти, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении в области закупок.
Аналогично проходят проверки в сфере закупок регионального характера. То есть субъектом РФ разрабатывается и утверждается порядок осуществления проверки, а также определяются органы власти, наделяемые полномочиями по проведению подобных процедур. Ведомственный контроль в сфере муниципальных закупок проводится аналогично региональному.
Порядок осуществления ведомственного контроля 223-ФЗ
Итак, ведомственный контроль по 223-ФЗ осуществляется на основании ст. 6.1 закона № 223-ФЗ.
Как и в рамках ФЗ № 44, проверка закупочной деятельности по 223-ФЗ осуществляется исходя из деления уровней на федеральный, региональный и местный (муниципальный). Таким образом, на каждом уровне органами власти принимается соответствующий акт, регламентирующий осуществление такого рода мероприятий.
Стоит отметить, что осуществление наблюдения и проверки является новинкой законодательства о тендерах. Подробнее об этом читайте в статье «Объявили новый порядок ведомственного контроля по 223-ФЗ».
с 20.11.2018 вступило в силу постановление правительства № 1335 от 08.11.2018. Оно утвердило правила проведения ведомственного контроля, а так же обязало ФОИВ до 01.01.2019 разработать регламент контрольных мероприятий.
Скачать постановление правительства № 1335 от 08.11.2018
Скачать регламент ведомственного контроля
Один за одним федеральные органы исполнительной власти вносят на утверждение регламент ведомственного контроля. Последним такой документ разработал Роспатент. 07.12.2018 ведомство разместило на официальном сайте проектов нормативных актов приказ об утверждении регламента.
ВНУТРИБАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ —ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЕ РАСЧЕТЫ
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕВИЗИЯ — основанная на изучении подлинных документов и бухгалтерских записей проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения или служебных действий должностного лица за определенный период времени. Является важной формой последующего контроля. Проводится не реже одного раза в год, а в организациях, не осуществляющих непосредственно хозяйственных операций, — не реже одного раза в два года в случае необходимости может быть назначена в любое время (внезапные ревизии). Задачи и общий порядок Д. р. регламентируются постановлениями пр-ва и ведомственными инструкциями. Д. р. входят в функции как органов общего государственного контроля в лице Комиссии советского контроля Совета Министров СССР, Министерства финансов СССР, так и системы внутриведомственного финансового контроля. Внутриведомственные Д. р. осуществляются в соответствии с постановлением СНК СССР от 15 апр. 1936 г. О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств . Основными задачами Д. р. являются а) проверка выполнения государственных планов б) проверка законности операций, произведенных данным предприятием, учреждением, хозяйственной организацией, строительством, и соблюдения финансовой и сметной дисциплины в) контроль за сохранностью социалистич. собственности, выявление случаев хищений и незаконного расходования средств и ма-
КОНТРОЛЬ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ — контроль, осуществляемый совнархозами, министерствами, ведомствами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью непосредственно подчиненных им предприятий, хоз. орг-ций и учреждений.
Большое значение в системе контроля выполнения планов имеют внутриведомственные ревизии. На основе исследования показателей отчетности, записей бухгалтерского учета и документов ревизий (особенно комплексных) можно вскрыть резервы производства, выявить недостатки в работе. Этим самым они способствуют улучшению производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций и укреплению государственной дисциплины.
Отчетность, так же как и учет, делится на статистическую, бухгалтерскую и оперативную. В зависимости от назначения, важности и распространенности отчетность подразделяется на общегосударственную, внутриведомственную и внутризаводскую. Общегосударственная отчетность осуществляется по единым формам, утвержденным Центральным статистическим управлением СССР (ЦСУ СССР) и Министерством финансов СССР. Формы внутриведомственной отчетности разрабатываются министерствами и утверждаются ЦСУ СССР. Внутризаводская отчетность устанавливается руководителями предприятий для контроля цехов, участков, бригад.
Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к от Бегстве и ности.
О. С. Остапенко. Внутриведомственный финансовый контроль (1975)
Ведомственный (внутриведомственный) контроль проводится министерствами, комитетами, департаментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок.
Ревизия — это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором за деятельностью подведомственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их осуществлении. Ревизия проводится при проведении внутриведомственного контроля, при организации финансового государственного контроля и др.
Административный финансовый контроль осуществляется правительством, главой государства и специализированными органами. К административному контролю относится также внутриведомственный контроль, представляющий собой контроль министерств и ведомств за финансовой деятельностью подотчетных организаций и предприятий. Правительство может осуществлять финансовый контроль в любой форме, но обычно это текущий финансовый контроль. Для осуществления функций правительства, в том числе и финансово-контрольных функций, создаются соответствующие комитеты или комиссии. Например, в Великобритании — это Экономический комитет кабинета и один из отделов секретариата премьер-министра во Франции — Генеральный Комиссариат Планирования (структурное подразделение канцелярии Президента) и межминистерский совет по экономическим проблемам при премьер-министре в Германии функции финансового контроля правительства осуществляет Экономический комитет при канцлере.
Во-первых, многие предприятия, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов.
Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий.
Ведомственный контроль существенно укрепился после принятия СНК СССР постановления О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств от 15 апреля 1936 г. На вышестоящие организации возлагалось проведение не реже одного раза в год документальных ревизий всех подчиненных предприятий. Проверке подлежали законность проведенных операций соблюдение финансовой и штатной дисциплины правильность постановки бухгалтерского учета, доброкачественность документов и правильность бухгалтерских записей, подтверждающих отдельные операции правильность материального учета складского хозяйства. Ведомственный контроль также должен был осуществлять борьбу с хищениями социалистической собственности.
В целях активизации контроля финансовых органов в 1938 г. было создано Контрольно-ревизионное управление Наркомфина СССР, задачей которого являлось осуществление контроля за использованием бюджетных, а в необходимых случаях и собственных средств учреждениями, предприятиями, хозорганами, общественными организациями за соблюдением установленных штатов, должностных окладов и фондов заработной платы за правильным образованием и использованием специальных средств за своевременным исполнением организациями своих обязательств перед бюджетом. Отныне Контрольно-ревизионное управление стало проверять и постановку внутриведомственного контроля в наркоматах, учреждениях и организациях, а также осуществление главными и старшими бухгалтерами возложенных на них обязанностей.
Журко В. Ф., Ястребов В. Б. Внутриведомственный контроль и социалистическая собственность.—М. Финансы, 1980.
Кутузов Г. Повысить качество внутриведомственного финансового контроля//Бухгалтерский учет.— 1946.—№ 7.
Остапенко Ю. С. Внутриведомственный финансовый контроль.— М. Финансы, 1975.
Савицкий А. М. Вопросы организации и совершенствования внутриведомственного контроля в промышленности в условиях машинной обработки экономической информации Дис. . .. канд. экон. наук. — Киев, 1977.
Ведомственный контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.
Внутриведомственный контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами, всесоюзными и республиканскими промышленными объединениями по отношению к подведомственным им предприятиям и организациям.
Основным. видом внутриведомственного контроля является комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, которая заключается в документальной и фактической проверке законности, экономической целесообразности и эффективности проведенных хозяйственных операций, правильности и достоверности отражения в учете и отчетности этих операций и результатов деятельности предприятия.
РЕВИЗИЯ— форма последующего контроля, состоящего в углубленной и тщательной проверке деятельности предприятия, организации, учреждения или должностного лица. В процессе Р. выясняется качество работы соответствующего органа, ход выполнения плановых заданий, соблюдение социалистич. законности и режима экономии в расходовании государственных средств, хозяйственная целесообразность расходов, сохранность денежных и иных ценностей, состояние финансовой дисциплины, своевременность и правильность бухгалтерского учета операций и составления отчетности. Р. проводятся вышестоящей организацией (внутриведомственный контроль) или специально уполномоченными на то органами, а также по инициативе органов партийно-государственного контроля и судебно-следственных органов. Результаты Р. фиксируются в акте ревизии (см.), по к-рому руководители ревизуемого предприятия, организации, учреждения и их вышестоящие органы обязаны принять меры к устранению выявленных нарушений и недостатков,
Контроль за соблюдением Ф. д. осуществляют Министерство финансов СССР и его органы, Госбанк СССР, Стройбанк СССР, вышестоящие хозяйственные организации, органы внутриведомственного и партийно-государственного контроля. К нарушителям Ф. д. применяются меры взыскания.
В зарубежных социалистич. странах, как и в СССР, Ф. к. осуществляют прежде всего высшие органы государственной власти в центре и на местах при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов и отчетов об их исполнении. Функциями Ф. к. наделены также Советы Министров и исполнительные комитеты местных органов власти эти функции они выполняют- в процессе составления бюджетом, руководства их исполнением, рассмотрения и представления отчетов законодательным органам. Ф. к. ведется и специальными контрольными органами. В ряде социалистич. стран организованы комиссии государственного контроля, действующие как правительственные органы. В Чехословакии и Венгрии существует Министерство государственного контроля, а в Польше — Высшая контрольная палата. Эти органы наблюдают за учетом, хранением и расходованием государственных средств, проверяют деятельность мин-ва финансов и банков, соблюдение финансового законодательства, выполнение финансовых планов предприятиями и организациями. Функции Ф. к. возложены, кроме того, на мин-ва финансов и его органы, эмиссионные и специализированные банки, органы внутриведомственного контроля. Ф. к. зарубежных социалистич. стран характеризуется все большим развитием демократич. начал, что выражается в широком привлечении общественности к контрольной работе.
Хозяйственно-оперативная самостоятельность хозрасчетного предприятия обеспечивает проявление инициативы работниками, но в то же время при отсутствии должного контроля дает возможность прикрывать недостатки в работе предприятия за счет нарушений планово-финансовой дисциплины увеличивать денежную выручку путем произвольного изменения ассортимента продукции, снижения ее качества, нарушения плановых цен, а также перелагать на др. предприятия результаты своей бесхозяйственности за счет образования незаконной дебиторской задолженности и т. п. В связи с этим последовательное проведение X р. обязательно предполагает строжайший контроль за деятельностью предприятий, тщательный ее учет без такого контроля не может быть действительной, реальной ответственности за качество и результаты работы предприятий. Этот контроль осуществляется органами, в ведении к-рых находится предприятие (см. Внутриведомственный контроль), кредитными учреждениями (см. Банковский контроль), финансовыми органами (см. Финансовый контроль) и органами общегосударственного контроля (см. Государственный контроль). Большое значение для развития и совершенствования работы предприятий на основах X. р. имеют хозяйственные договоры (см.)
Только в условиях социализма Б. к. становится реальным в руках пролетарского государства он является действенным орудием, способствующим быстрому развитию экономики в интересах трудящихся, и дополняется контролем со стороны общественности. В СССР Б. к. осуществляется на всех стадиях составления и исполнения государственного бюджета, начиная с проектов смет и различных финансовых планов и кончая расходованием бюджетных средств. В ходе Б. к. проверяется соблюдение законов, в т. ч. Закона о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, выполнение требований государственной финансовой дисциплины, обязательств учреждений и хозяйственных организаций перед бюджетом, эффективность использования денежных и материальных средств, выявляются резервы х-ва. Б. к. осуществляется высшими органами власти и государственного управления СССР, союзных и автономных республик, местными Советами депутатов трудящихся и их исполнительными комитетами, финансово-кредитной системой, аппаратом внутриведомственного контроля. Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, местные Советы депутатов трудящихся осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении. При Верховном Совете СССР, Верховных Советах союзных и автономных
ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ — ВНУТРИЗАВОДСКИЙ ХОЗРАСЧЕТ 245
Различают общий и финансовый В. к. Общий В. к. охватывает все стороны работы подчиненных предприятий, учреждений и организаций, включая их оперативно-производственную деятельность. Финансовый В. к. ограничивается проверкой их финансовой деятельности. Основными законодательными актами о его организации являются постановления II сессии ЦИК СССР VII созыва от 16 января 1936 г. и СНК СССР от 15 апреля 1936 г. Эти постановления обязывают руководителей союзных мин-в и ведомств, пр-ва союзных и автономных республик, областные и краевые исполкомы организовать внутриведомственный финансовый контроль за подчиненными им учреждениями, предприятиями, хозяйственными организациями и строительствами, производить их полную документальную ревизию. По результатам ревизий вышестоящие органы обязаны принимать меры для устранения выявленных недостатков и привлечения к ответственности виновных лиц. Непосредственное осуществление контрольных функций возлагается на инспекторские группы при мин-вах и руководителях ведомств и на контрольно-ревизионный аппарат, в большинстве случаев находящийся в составе и в ведении бухгалтерий совнархозов, мин-в и ведомств, управлений, хозяйственных организаций и т. д.
Внутриведомственный контроль в СССР — 245
В 1937 г. в целях усиления контроля был введен внутриведомственный финансовый контроль, осуществляемый вышестоящими органами по отношению ко всем подведомственным им
Правовому (главному правовому) инспектору труда предоставлено право беспрепятственно проходить в любое время по предъявлению своего удостоверения на предприятия с целью контроля за соблюдением трудового и жилищного законодательства получать от администрации и профкомов приказы, распоряжения, протоколы и другие необходимые документы и объяснения по вопросам соблюдения трудового и жилищного законодательства давать администрации обязательные для исполнения предписания об устранении и предупреждении нарушений трудового законодательства, контролировать их своевременное выполнение (предписание не выдается, если трудовой спор разрешен в установленном законом порядке) ставить перед руководителями предприятий или вышестоящих хозяйственных органов вопрос о наказании должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, а также об устранении недостатков в организации внутриведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства налагать в установленном законом порядке штрафы на должностных лиц, виновных в нарушениях законодательства о труде вносить в соответствующий профсоюзный орган предложения о расторжении трудового договора с руководящим работником или смещении его с занимаемой должности в случае, если он нарушает законодательство о труде (ст. 37 КЗоТ РСФСР) требовать» от администрации и профкома устранения нарушений жилищного законодательства при распределении жилой площади. В необходимых случаях вносить в вышестоящий хозяйственный орган предложения об отмене решения администрации и профкома предприятия по этому вопросу
В СССР рабочие обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и спецобувью, они в обязательном порядке изучают правила безопасного ведения работ на соответствующих рабочих местах. В каждой отрасли, исходя из ее специфики, действуют правила и нормы, регламентирующие безопасность труда. Требования безопасного ведения работ учитываются при проектировании зданий, сооружений, машин и механизмов, при разработке и внедрении новой технологии, совершенствовании организации труда. Наряду с системой государственных контролирующих органов и служб (инспекций) функционирует разветвленная система внутриведомственного обеспечения Т. б. в каждой отрасли, в каждом объединении (предприятии). Кроме того, большие права по контролю за деятельностью хозяйственных органов по созданию и обеспечению безопасных условий труда предоставлены профсоюзным организациям и техническим инспекциям профсоюзов. Ответственность за выполнение норм, правил и инструкций по технике безопасности возложена на администрацию предприятий. За нарушение правил по Т. б. советское законодательство предусматривает строгую административную и даже уголовную ответственность виновных. Безусловное выполнение правил по Т. б. является важнейшим условием ликвидации производственного травматизма и профессиональных заболеваний (см. также Гигиена труда Охрана труда Условия труда).
Центральное место в осуществлении X. к. принадлежит Комитету партийно-государственного контроля и его разветвленной сети на местах (см. Партийно-государственный контроль и Партийный контроль на предприятиях). Помимо органов нартийно-гос. контроля, существует ряд контрольных институтов, призванных осуществлять надзор и корректировать работу обширного круга предприятий и учреждений в различных отраслях нар. х-ва. Как правило, эти орг-ции выступают как органы внешнего контроля и, будучи обособлены от подконтрольных объектов, относятся к сфере контроля сверху . К ним относятся общогос. орган фин. контроля — Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов, сеть контор и отделении Государственного банка СССР, Стройбанк СССР, органы контроля внутриведомственного, п частности инспекции при советах нар. х-ва, органы контроля спец. назначения (торговая, транспортная, лесная п водная инспекции и др.). Контрольные органы имеются и непосредственно на предприятиях. К ним относится прежде всего Отдел технического контроля, определенные контрольные функции выполняет и действующая на крупных предприятиях диспетчерская служба (см. Диспетчирование). Кроме того, X. к. повседневно осуществляется каждым руководителем предприятия и всеми работниками, несущими ответственность за выполнение гос. планов в целом или отдельных его частей. Контроль сверху дополняется и углубляется контролем снизу . Его осуществляют группы н посты содействия Комитету партийно-ro . контроля, народные инспекции, созданные на общественных началах при областных, городских и районных сонетах депутатов трудящихся, постоянно действующие производственные совещания, общественные бюро (гриппы) экономического анализа.
Можно назвать несколько причин проведения инициативного аудита. Во-первых, многие предприятия, особенно эксго-сударственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами — недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.
Высшее звено управления фирмы создает мотивацию для нововведений, когда оно ценит творчество и не завидует, а гордится способностями сотрудников. Менеджеры, ориентированные на подковерную политическую борьбу, деструктивный критицизм, внутриведомственные интриги, строгий контроль за информацией и другими ресурсами, на чрезмерные формальные процедуры и ограничения, создают рабочую атмосферу, которая затрудняет творчество и инновации.
В 1923 г. началась коренная реорганизация контроля, результатом которой явилось образование системы, включающей в себя несколько звеньев, изменение организации ревизионной работы, повышение ее результативности. Приобретает права гражданства и заметно укрепляет свои позиции внутриведомственный контроль. По-прежнему важную роль играет общественный контроль. Рассуждая о том, какими должны быть контрольно-ревизионные органы, В. И. Ленин в работе Лучше меньше, да лучше указывал Мы должны сделать Рабкрин, как орудие улучшения нашего аппарата, действительно образцовым учреждением 1.
Белобжецкий И. А. Внутриведомственный контроль в современных условиях//Бухгалтерский учет. — 1982.—№ 3.
Крыжановская Е. П. Вопросы внутриведомственного контроля в строительстве Автореф. дис. . .. канд. экон. наук.—М., 1969.
Никифоров-Шехтман Д. Как проверить работу внутриведомственного финансового контроля//Вестник Государственного контроля.— 1954. — № 5.
Румянцева М. М.., Зыков А. Д., Сигачева Т. А., Цитрин А. И. Внутриведомственный контроль в общественном питании. — М. Экономика, 1971.
Савченко В. Я. Совершенствование внутриведомственного контроля и потребительской кооперации. — Киев Вища шк., 1979.
В др. странах социализма Б. к. также обусловлен наличием общенародной собственности, системой плановой экономики, особой ролью социалистич. гос-ва в народном х-ве он способствует экономному использованию материальных и денежных ресурсов и мобилизации дополнительных средств. Б. к. осуществляют органы государственной власти и управления (законодательные собрания, мест-, ные Советы народных представителей и их, исполнительные комитеты), а кроме того, специальные контрольные комиссии, мин-ва госу- дарственного контроля (Чехословакия, Венгрия), Высшая палата государственного контроля (Польша), мин-ва финансов, центральные и специализированные банки, органы внутриведомственного контроля и местные финансовые органы. Документальный (предварительный, текущий и последующий) контроль дополняется ревизиями деятельности учреждений, предприятий и организаций на местах, к-рые проводятся контрольно-ревизионными управлениями мин-в финансов (Болгария, Польша, Чехословакия, КНР) и контрольно-ревизионными отделами управлений госдоходов мин-в финансов (Румыния, Албания).