Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Виды экологического контроля

11.08.2020 by admin

⇐ Предыдущая1234

На практике экологический контроль имеет широкое понимание. Его широкий диапазон вытекает из многообразия контролирующих субъектов. Кроме того, в осуществлении экологической функции государства принимают участие не только специальные государственные органы, но и другие государственные и негосударственные субъекты, в том числе негосударственные организации и граждане. Совокупность всех субъектов, осуществляющих экологический контроль, представляет его систему.
Закон «Об охране природы» (ст.29) указывает следующие виды экологического контроля:
экологический мониторинг;
государственный экологический контроль;
ведомственный экологический контроль;
производственный экологический контроль;
общественный экологический контроль.

а) экологический мониторинг
В современных условиях среди видов экологического контроля особое место занимает экологический мониторинг. Экологический мониторинг является более распространенным, всеохватывающим и эффективным видом экологического контроля.
Экологический мониторинг — это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственным и иными объектами.
Экологический мониторинг имеет две цели:
1) наблюдение за состоянием окружающей природной среды;
2) обеспечение потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зависимости от масштабов системы мониторинга, — глобальный, национальный, региональный, локальный; от объекта мониторинга — собственно экологического, воздуха, вод, земли (почвы), животного мира, опасных отходов, радиационного.
Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, путем обмена полученных различными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями климата, создания системы данных, их распространения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияний на человека.
Национальный экологический мониторинг осуществляется отдельными государственными органами в пределах своей территории. В Узбекистане государственную службу экологического мониторинга осуществляет и возглавляет Центр гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Узгидромет).
Служба государственного мониторинга окружающей среды работает на трех уровнях: 1) посты; 2) станции наблюдения по различным регионам страны, где происходит сбор и первичная обработка информации; 3) территориальные, региональные центры обработки информации. Обобщенная информация передается по назначению.
Государственная служба мониторинга дополняется службами мониторинга по отдельным природным объектам и комплексам. Эта система не имеет организационного единства. Она разобщена по соответствующим ведомствам, выполняющим функции отраслевых систем мониторинга. Однако получаемые сведения подлежат аккумуляции в головном органе мониторинга — Узгидромете.
Мониторинг отдельных природных объектов определяется отраслевым законодательством. Так, согласно ст. 23 Земельного кодекса, мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земель с целью выявления их изменений, оценки этих изменений и предупреждения вредных последствий. Мониторинг земель ведется Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (Госкомземгеодезкадастр).
Мониторинг водных ресурсов — наблюдение за качеством поверхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими методами с помощью проб, отбираемых периодически или сезонно. Осуществляется Министерство сельского и водного хозяйства.
Мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдения за качеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержащихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников. Осуществляется Государственным комитетом по охране природы.
Мониторинг животного мира — система наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среди их обитания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного использования и охраны животного мира, предотвращения распространения эпизоотий и иных негативных последствий. Осуществляется Госкомприродой.
Лесной мониторинг регулируется Законом о лесе и осуществляется Министерством сельского и водного хозяйства.

б) государственный экологический контроль
В условиях реформирования и демократизации системы управления государственный экологический контроль приобретает новую сущность и содержание. В частности, в настоящее время можно выделить следующие его особенности.
Во-первых, он выступает как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного, а многих и даже всех органов государства.
Во-вторых, он приобретает демократический, гласный характер, становится доступным для общественности.
В-третьих, государственный экологический контроль из самодовлеющего института превратился в средство эффективного решения экологических задач.
В-четвертых, высокий уровень качества экологического контроля добывается с помощью правового контроля, основанного на законодательстве, исключающего произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.
Государственный экологический контроль осуществляется: а) от имени государства; б) специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; в) носит вне- и надведомоственный характер; г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления; д) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного взыскания (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т.п.).
Существует несколько видов государственного экологического контроля: в зависимости от стадии контролируемой деятельности — предупредительного и текущего; по критерию субъекта контроля — общего и специального. Так, общий контроль осуществляют Президент Республики Узбекистан, Олий Мажлис и Кабинет Министров Республики Узбекистан и иные субъекты, наделенные общей компетенцией. Специальный же проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей природной среды , и их должностными лицами. В соответствии со ст. 31 Закона «Об охране природы», специальный государственный экологический контроль осуществляется: Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Министерством здравоохранения, Госкомземгеодезкадастром, Министерством внутренних дел, Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе.
Анализ экологического законодательства и положений об органах специального экологического контроля показывает, что они наделяются совокупностью прав и обязанностей, необходимых им для выполнения поставленной задачи. Все полномочия этих органов в этой сфере можно сгруппировать по шести направлениям:
право посещать подконтрольные объекты, знакомиться с документами, требовать информацию, справки и отчеты;
требовать устранения отмеченных недостатков и проведения профилактических природоохранительных мер в установленные сроки;
выдавать разрешение на природопользование, устанавливать лимиты и нормативы, назначать государственную экологическую экспертизу;
принимать решение об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных объектов, о возбуждении ходатайства о прекращении их финансирования учреждениями банка;
налагать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранительного законодательства;
предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Эти полномочия распространяются на все виды хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и подчиненности. Они принадлежат всем специально уполномоченным органам с учетом их профиля деятельности, рамок подведомственного им пространства, природных ресурсов, находящихся в их ведении.

в) ведомственный экологический контроль
Ведомственный экологический контроль осуществляется органами экологической службы министерств, государственных комитетов и ведомств за деятельностью подчиненных им структурных образований и организаций, учреждений, предприятий. Так, Министерство сельского и водного хозяйства осуществляет государственный контроль за соблюдением правил использования и охраны земельных и водных ресурсов субъектами землепользования и водопользования. Кроме того, оно ведет ведомственный контроль за деятельностью областных и районных органов министерства сельского и водного хозяйства в сфере использования и охраны земельно-водных ресурсов. Государственный комитет по геологии минеральным ресурсам осуществляет ведомственный контроль за работой региональных и местных органов данного Комитета, а Государственная инспекция по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе осуществляет государственный контроль за соблюдением правил использования и охраны субъектами пользования недр. Госкомприрода осуществляет ведомственный контроль в отношении своих структурных подразделений (областные управления и отделы, институты и т.п.), а в отношении субъектов природопользования, которые не подчиняются Госкомприроде — государственный контроль.

г) производственный экологический контроль
Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным технологом и т.п.), либо специально организованными экологическими службами (отделами) на основании представленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Форма и виды контрольных структур предприятия зависит от его организационно-правовой формы.
Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.

д) общественный экологический контроль
С формированием и развитием гражданского общества в Узбекистане общественный экологический контроль получил широкое развитие. Этот важный правовой институт основывается на многих международных и национальных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. Данные документы, кроме того, регулируют доступ граждан и их объединений к экологической информации.
На основании ст. 32 Закона «Об охране природы» общественный контроль в области охраны окружающей природной среды осуществляется общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами.
По законодательству общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественная экологическая экспертиза; б) обращение в государственные органы управления и власти, а также в средства массовой информации; в) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.
Таким образом, все разновидности экологического контроля способствуют выявлению нарушения экологического законодательства, пресечению экологических правонарушений, обеспечению доказательственной базы для последующего расследования и наказанию виновных, поддержанию законности и правопорядка, предотвращению нарушений экологических требований и наступления экологического вреда.

⇐ Предыдущая1234

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 417 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Поиск по сайту:

К предыдущему разделу

1.3. Экологический контроль. Виды экологического контроля

Закон об охране окружающей среды определяет контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) как систему мер, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Таким образом, экологический контроль — это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и граждан по соблюдению экологических норм и правил.

Экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Необходимым элементом организации работы по экологическому контролю является определение основных объектов контроля. По действующему законодательству, к ним относятся в частности:

— сырье, материалы, реагенты, препараты;

— природные ресурсы, используемые на производстве;

— источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;

— источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

— источники сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети водоотведения;

— источники физических воздействий;

— системы очистки сточных вод и размещения отходов очистки;

— системы очистки отходящих газов и размещения отходов очистки;

— склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;

— системы повторного и оборотного водоснабжения;

— системы рециклирования сырья, реагентов и материалов;

— системы размещения и удаления отходов;

— объекты окружающей среды в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, санитарно- защитной зоны, зоны влияния предприятия;

— готовая продукция;

— системы для локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных непредвиденных ситуаций, приводящих к отрицательным воздействиям на окружающую среду, а также для предупреждения таких ситуаций и аварий.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок осуществления государственного экологического контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ).

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется Правительством Российской Федерации.

Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях:

— обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов,

— соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль (Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ).

Целями общественного экологического контроля являются:

— реализация права каждого на благоприятную окружающую среду,

— предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Порядок учета устанавливается законодательством.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

Под мониторингом (от лат. «монитор» — напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга – непрерывное слежение. Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство

Главная цель мониторинга — наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения:

— оценить состояние среды обитания человека, биологических сообществ;

— выявить причины отклонения показателей;

— оценить последствия изменения показателей;

— определить управляющие решения для ликвидации причин отклонения показателей.

Не менее важно своевременно оценить и последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг — это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

В исследование мониторинга входят наблюдения за изменением в различных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. Постоянным наблюдениям подвергаются следующие загрязняющие вещества, наиболее опасные для природных экосистем и человека:

— в биоте — тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор.

Также исследуют и такие вредные физические воздействия, как радиацию, шум, вибрацию, электромагнитные поля и др.

Пункты экологических наблюдений располагаются в местах концентрации населения и районах интенсивной его деятельности с таким расчетом, чтобы они контролировали основные линии связи человека. Это могут быть территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением ядохимикатов и др.

Экологический мониторинг— информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию: о состоянии окружающей среды; о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия); о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; о существующих резервах биосферы.

Такой системой признана система мониторинга антропогенных изменений состояния окружающей природной среды, способная представить необходимую информацию для принятия решений соответствующими службами, ведомствами, организациями.

Осознание во многих странах неэффективности усилий по финансированию сбора и переработки информации о состоянии окружающей среды потребовало новых подходов и координации действий как на национальном, так и на международном, глобальном, уровнях. Первым шагом в этом направлении стала конференция ООН по охране окружающей среды в Стокгольме в 1972 году. Одним из важных решений Стокгольмской конференции была рекомендация по созданию глобальной системы мониторинга окружающей среды.

Рис… Блок-схема системы мониторинга

В последующем вопросы мониторинга окружающей среды неоднократно обсуждались на различных уровнях, как национальных, так и международных правительственных и общественных организаций, что находило отражение в многочисленных печатных изданиях (сборники, труды и т. д.), посвященных проблемам мониторинга окружающей среды. Так, например, исключительный интерес представляют труды Международных симпозиумов «Комплексный глобальный мониторинг загрязнения окружающей природной среды», состоявшихся в 1978 и 1982 гг., пять томов сборника «Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем», изданных Институтом прикладной геофизики в 1978-1982 гг.

Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия. Важнейшим вопросом стратегии регулирования качества окружающей природной среды (ОПС) является вопрос создания системы, способной определять наиболее критические источники и факторы антропогенного воздействия на здоровье населения и ОПС, выделять наиболее уязвимые элементы и звенья биосферы, подверженные такому воздействию.

В зависимости от конкретных целей, задач, объектов наблюдения различают несколько видов мониторинга. Так, например, существует понятие общего мониторинга,объектом исследования которого является, по мнению академика И.П. Герасимова (1975), «многокомпонентная совокупность природных явлений, подверженная многообразным естественным динамическим изменениям и испытывающая разнообразное воздействие и преобразование ее человеком».

Каждый гражданин нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды; в свою очередь, он обязан охранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.

Данная функция государственного управления в сфере экологии осуществляется в форме системы государственных, муниципальных, ведомственных, общественных мероприятий, направленных на проверку соблюдения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями, гражданами планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, выполнению требований природоохранного законодательства. Экологическое право. Общая часть: Курс лекций / Ю.Н. Коряковцев и др.; под науч. ред. И.А. Соболя. — СПб.: Знание, 2009. — С. 217.

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

Экологический контроль — одно из проявлений экологической функции государства. Он заключается в проверке соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологических требований по использованию и охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества. Различают:

1. Информационный контроль — сбор и обеспечение информации для передачи ее соответствующим государственным органам в целях принятия предупредительных или карательных мер;

2. Предупредительный контроль — предотвращение вредных последствий, которые могут возникнуть из-за невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды, несоблюдения нормативных актов;

3. Карательный контроль — применение мер государственного принуждения к нарушителям.

Экологический контроль как способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения. Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории РФ, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией РФ. Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает государственный, производственный, муниципальный и общественный.

1. Государственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст.65 Закона). Под государственным контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий.

Государственный экологический контроль проводится в предупредительной и текущей формах. Предупредительный контроль осуществляется на стадиях планирования или проектирования хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, реализации проекта, ввода объекта в эксплуатацию; текущий — реализуется на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Названный контроль осуществляется в отношении соответствующих объектов:

в области использования и охраны земель (постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993г. №1362 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель);

в области использования и охраны недр (постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998г. №132 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»);

в области обеспечения карантина растений на территории — в форме государственного фитосанитарного контроля (Федеральный закон РФ от 15 июля 2000г. «О карантине растений»);

в области использования и охраны водных ресурсов;

в лесном хозяйстве;

в сфере охраны атмосферного воздуха (постановление Правительства РФ от 24 ноября 1999г. №1292 «О специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха»);

в сфере охраны животного мира.

Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют широкие полномочия. В частности, согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды (ст.70), они имеют право:

принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов;

налагать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранительного законодательства;

предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности;

выдавать разрешения на природопользование, устанавливать государственную экологическую экспертизу.

2. Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды установленных законодательством (ст.67 Закона).

3. Муниципальный контроль, т.е. контроль за выполнением правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей природной среды, ограниченный отраслевой сферой, осуществляется, например:

Минсельхозом России (постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998г. №1090);

ФПС России (Указ Президента РФ от 2 марта 1995г. №232);

Минздравом России (постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997г. №659);

МВД России (Указ Президента РФ от 18 июля 1996г. №1039);

Государственным таможенным комитетом (Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 1994г. №2014);

Госгортехнадзором (Указ Президента РФ от 18 февраля 1993г. №234);

Госстандартом и др.

4. Общественный контроль. Осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством (ст.68 Закона). Еще в 1988г. в «Меморандуме в защиту природы» группой известных ученых, писателей и деятелей искусств высказывалось убеждение, что «делу спасения Отечества от экологической катастрофы может помочь великое народное движение за сохранение природы на каждой пяди нашей земли…»

Основными формами общественного экологического контроля являются:

выяснение мнения граждан путем участия их в референдумах, собраниях, сходах (вопросы по отводу земель, строительстве и др.);

общественные слушания;

затребование информации о природоохранной деятельности и состоянии охраны окружающей природной среды;

обжалование в судах незаконных действий в сфере экологии.

Наиболее массовыми добровольными организациями до недавнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дружины по охране природы и т.д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении мероприятий по охране природы, привлечение широких масс населения для участия в природоохранных мероприятиях и т.д.

Кроме этого, можно выделить ведомственный контроль, который осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного контроля более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно. Предупредительное государственное воздействие на экологических правонарушителей при условиях, определенных законодательством, «перерастает» в правоохранительную форму. Это выражается в применении общих правовых (административных, уголовных, гражданских) и специальных мер (предупреждение, приостановление, закрытие) государственного экологического воздействия. К соответствующим мерам следует отнести: платежи за незаконную деятельность в области добычи природных ресурсов, их изъятие сверх лимитов, сверхнормативное загрязнение любого вида; ограничение, приостановление и прекращение любого вида хозяйственной и иной деятельности; применение мер эколого-правовой ответственности; специальные меры, обеспечивающие ограничительный и запретительный режим особо охраняемых природных территорий, объектов, зон; меры защиты особо охраняемых видов животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Post navigation

Previous Post:

Сроки президента России

Next Post:

Какой стиль управления?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes