Виды экономики
У древних народов рынок возник как эпизодически повторявшаяся процедура обменных операций, чаще всего связанная с ритуальными действиями. Наши представления о рынке, естественно, являются более масштабными. Но сутью рынка остается основанное на взаимном интересе общение продавцов и покупателей. Девиз А. Смита: «Дайте мне то, что хочу я, и я вам дам то, что хотите вы» и по сей день остается в силе.
Рынок позволяет реализовать частные интересы продавцов и покупателей, ориентирует разрозненных участников обменных операций в их дальнейшей деятельности, помогает принять решение о том, что производить, в каких размерах, какими методами, обеспечивая тем самым общее экономическое развитие.
Что исторически и логически необходимо для возникновения рыночных отношений? Во-первых, продавцы товара должны быть его владельцами. В рамках общественной собственности отдельный производитель не может владеть продуктом, т.е. свободно им распоряжаться. Превращение товарного обмена в регулярное явление прочно связано с распространением частной собственности. Она обеспечивает право распоряжения (продажи) и в то же время создает личную заинтересованность в удешевлении производства товара, улучшении его качества и потребительских свойств.
Во-вторых, обмен должен стать необходимостью. Переход от случайного обмена, акта реализации редких излишков к обмену как процедуре, систематически повторяющейся и жизненно необходимой, связан с разделением труда в обществе. От общей массы первобытных племен отделяются пастушеские (т.е. возникает скотоводство как самостоятельная ветвь трудовой деятельности), затем от земледелия отделяется ремесло и возникают его специализированные отрасли.
Начала рыночной экономики мы встречаем в древних рабовладельческих государствах, где она играет уже заметную роль в средневековых городах, хотя там имелось множество внеэкономических рычагов, всякого рода запретов и монополий, тормозящих развитие рыночных отношений.
С переходом к индустриальному (капиталистическому) обществу возникает единый национальный рынок, экономика превращается в преимущественно товаропроизводящую; значительно расширяется ассортимент благ и услуг, предлагаемых на рынке. Покупатели и продавцы реализуют свободу экономического выбора и принятия решений. (Фридрих фон Хайек (1899—1990), основоположник современного либерализма, считал рыночную экономику и свободное общество синонимами).
И главное, экономика получает мощный импульс для своего развития в виде повсеместно распространившейся материальной заинтересованности как предпринимателей, так и наемных рабочих. «Рынок — это оптимальная система, позволяющая сообществу, члены которого преследуют собственные интересы, достичь максимальных при данных ресурсных возможностях, уровне развития экономических отношений, при других обстоятельствах совокупных результатов», — говорил еще А. Смит.
Поэтому типы и виды экономик определяются многими факторами, и основными из них являются: ресурсные возможности государства или территории; национальный менталитет; уровень культуры населения, или нации; геополитические особенности территории, что влияет на специфику организации воспроизводственных процессов на всех уровнях функционирования хозяйственных систем — национальном, региональном, первичном и т.д. Особенности ведения хозяйства определяют специфику моделей хозяйствования и в конечном счете типы рыночных экономик.
Типы и виды экономик представлены следующими моделями рыночных систем.
1.Американская модель.Она построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
2.Японская модель.Данная модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда, за счет чего достигается снижение себестоимости продукции: и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом: рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
3.Шведская модель.Она отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х годах XX в. на уровне 70% ВВП, более половины из которых направлялось на социальные цели. Естественно, что такой тип экономических отношений возможен только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация»,при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.
4.Германская модель.Данная модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины и технические нормы.
В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизации собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики. Однако в настоящее время в стране существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы.
Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно лишь условно. Отсутствует важная особенность системы — ее относительная стабильность. Ведь в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная (от административно-командной к современной рыночной) экономика может быть названа системой.
В пользу термина «переходная система», или «экономика переходного периода», говорит и то, что у этой системы уже есть немало моделей (восточноевропейская, прибалтийская, среднеазиатская). В своеобразных формах переходная система существует в КНР и Вьетнаме. Перспективы формирования высокоэффективного механизма хозяйственного управления в нашей стране связаны с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в этой области.
Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет в конечном счете определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями.
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 75
1. Государство участвует в экономике практически повсюду, становясь все более активными участниками рыночных отношений. Оно использует различные методы регулирования экономической жизни.
А. Правовые методы
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.
Б. Финансово-экономические методы
К ним относятся прежде всего налоги.Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикойпонимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.
Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина —это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). К этой же группе относятся налоги, бюджет, государственные инвестиции и др.
В. Экономическое программирование
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Экономические функции и задачи государства.Экономическими целями,стоящими перед государством на современном этапе, являются:
· повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
· обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
· усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной
· конкурентоспособности России и ее регионов;
· развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;
· улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.
Кважнейшим экономическим функциямгосударства относятся:
· формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
· регулирование кредитно-денежной системы страны;
· развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;
· защита и охрана всех видов собственности;
· формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
· помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
· регулирование трудовых отношений в стране;
· охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
· контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику;
· регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
· размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;
· сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.
Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:
· увеличение объемов производства материальных благ;
· обеспечение более высокого уровня жизни;
· табильный уровень цен;
· справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;
· перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
· организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;
· охрана окружающей среды.
Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизмналогообложения.
Экономическая политика. это совокупность различных мер, предпринимаемых правительством с целью достижения конкретных целей экономического развития, представляет собой сложный общественный механизм.
Экономическая политика – это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей. Государство является главным фактором влияния на экономику, оказывает регулирующее действие на экономику, регулирует отношения между потребителями и производителями, устанавливает налоги, регулирует рынок рабочей силы и пр.
На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:
1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики;
2. Поддержание эффективного размера занятости;
3. Cтабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией;
4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.
Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики
Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются: денежно-кредитная политика; бюджетная политика; налоговая (фискальная) политика; инвестиционная политика; политика в области а труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов; внешнеэкономическая политика.
Субъектами экономической политики могут выступать государство и негосударственные союзы и объединения. Государство- это определенная организация политической, государственной власти в обществе. Государство обладает властными полномочиями, используя которые, оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей.
Государственный бюджет. — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
· доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
· расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
4.Источники доходной части:
· налоги;
· государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
· эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
· займы у международных организаций.
5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:
· социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
· поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
· обслуживание государственного долга;
· предоставление дотаций предприятиям;
· развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
· Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.
· Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.
· Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.
7. Источники покрытия бюджетного дефицита
Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)
· Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).
· Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.
Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.
— Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.
8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета
· долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
· фаза экономического цикла в стране;
· текущая политика государства.
9. Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.
11. Государственный долг
Государственный долг. – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.
Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?
Обычно в государственном долге видят две опасности:
1) возможность банкротства нации;
2) переложение долгового бремени на другие поколения.
Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:
а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);
б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);
в) выпуска новых денег в обращение.
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.
Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.
Государственный долг подразделяется на:
1) внутренний– задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством;
2) внешний – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Date: 2015-09-19; view: 1003; Нарушение авторских прав
Понравилась страница? Лайкни для друзей:
I Формы экономики
Выделяют три основные формы экономики:
1) рыночную
2) административно-командную
3) смешанную.
II Рыночная экономика
Под рыночной экономикой, понимается саморегулирование, самосовершенствование производственных отношений и сбыта товара. Это принцип сказки (совершенной системы), когда ничего не делается, а всё само собой развивается.
В современном мире, такое действие, сказочный сценарий не возможен в связи с отсутствием единого эквивалента товарообмена и единых ценовых тарифов.
Сказка станет былью лишь тогда, когда условную единицу заменит реальный эквивалент ТРУДа, как природы, так и самих людей, преобразовывающих сырьё в товар.
III Административно – командная экономика
Ген. секретари в СССР, практически сделали попытку, построения сказочной экономической модели – рыночной. Во многом они преуспели, но саморазвивающаяся, само совершенствующая система не допускает диктатуры отдельно взятой главы, над миллионами голов людских.
Когда отдельно взятая глава, забирает полностью на себя все управленческие функции, то она блокирует огромный людской потенциал в совершенствовании системы.
Данное испытание, люди в России уже многие века, не могут пройти. Когда отмирает глава государства или рушится система (башня, империя, государство), люди начинают ругать умершее, вместо благодарности за преподанную науку. Это плохо, но ещё хуже, когда люди начинают восхвалять не родившееся дитя, которое и хвалить то, не за что. Итог: — Повторение сюжета из столетия в столетие, мёртворождённое дитя. Кризис, деградация, очередной выкидыш… Горе. Кровь. Слёзы.
Саморазвивающаяся, самосовершенствующая система не приемлет не хвалы, не почивания, не бичевания прошлого или настоящего. Конечно любая совершенная система, как и Бог будет почивать, но она ведает наперёд свой исход и создаёт по образу и подобию своему приемника (систему).
И, всё начинается вновь. Дни слагаются в недели, недели в месяцы, месяцы в года, но не смотря на это, суть дня остаётся неизменной. Было утро был и вечер — день первый,… день второй…
Есть время, почивать сознанию людскому, но есть и время их пробужденья.
IV Смешанная экономическая модель.
Смешивание функций рыночной системы и административно- командной, приводит к тому, что исчезает как первая, так и вторая система и рождается третья БАЗАРНАЯ модель. Это равносильно смешиванию синей и жёлтой краски, которые сотворяют зелёный цвет.
В России сегодня создана эта Базарная экономическая модель. Что это за Б… модель, на Руси пояснять не надо.
V – Интервенция
Россия, как система общественных отношений, уже много раз умирала и возрождалась, но скинуть ярмо раба, так и не удалось. С великим трудом, на свободолюбивый народ, одели хомут, но снять его оказалось ещё сложней, так как последующие поколения воспринимают это бремя, как должное, как естественное.
Период 1917 года, когда Россия находилась в очередной раз, в смертной агонии и раздираема внутренними противоречиями, ситуацию усугубила внешняя экономическая интервенция. Все страны мира от Америки до Японии набросились на тело умирающего самобытного народа. Весь золотой запас был разворован, экономика пала. Сама природа в совокупности с людским ресурсом восстали и смогли не только противостоять агрессии всего мира людей, но и выстоять, развиваться и жить целых 75 лет.
В период с 1980 года по 2010 год ситуация повторилась, но в ином экономическом пространстве. Мировая общественность получила, того чего желала, своего мирового экономического лидера США. Теперь враг №1 в мире, это не царская Россия, не СССР, а именно Соединённые штаты Америки. Пошёл обратный отсчёт времени, обратная связь процесса.
Царская Россия умерла в 1917 году и зародила СССР.
Союз Советских Социалистических республик, как система умерла практически с главой Государства Л.И.Брежневым, далее распад разложение государственного тела.
Россия в своём новом амплуа зародилась, но ещё не родилась. Внешний мир многое перенял, скопировал у России из её попытки создания сказочной, рыночной экономической модели. После развала СССР, Россия оказалась не впереди планеты всей, а позади, став сырьевым придатком.
VI – Экономический баланс
В настоящее время данный баланс нарушен. Миру предложен иной, уже не божественный или сказочный, а Дьявольский сценарий развития событий. В двух полярном мире уже нет гармонии, равенства между Богом и Дьяволом, Добром и Злом, СССР и США.
Сегодня Доминируют США, которые являются самым ярым нарушителем экономического баланса. Америка стала лидером в мире экономики до примитивности просто. Схема проста и напоминает Российского Мавроди, который не поднялся до должного уровня печатания своих ценных бумаг. Всё в этой схеме очень просто. Для начала, надо собрать с менее развитых стран (граждан) их золотой запас в своём золото хранилище. Далее под эту «фишку», включить свой печатающий станок, ценных бумаг. Итог данного действия, это построение финансовой пирамиды, где условность превышает реальность многократно.
Финансовая пирамида, не может существовать, без политической базовой надстройки, которая опирается на административно — командный ресурс. В противном случае, данную лидирующую страну (США) или отдельно взятую личность опустят, как Ходорковского или отстранят от дел, как Мавроди. Посему Соединённые штаты Америки, не должны, а обязаны быть в политике агрессивны. В противном случае они потеряют своё лидерство и у них начнётся до селе, не виданный Государственный КРИЗИС и более того ломка начнётся во всех странах, которые подсели на американскую экономическую иглу зависимости.
Большинство глав Государств это понимают и в связи с этим создан Евро союз. Попытка включения ещё одного печатного станка денег, и построения ещё одной параллельной финансовой пирамиды в одном пространстве, в одной экономической мировой зоне, это есть беспредел. Соц. лагерь и кап. лагерь, это два разных потенциала одного мира, благодаря которым развивалось сообщество людей.
Такие темы, как «Экономика. Типы экономических систем и ключевые их отличия», очень актуальны, поскольку много стран ориентируются на стабильное развитие. Но для организации эффективных изменений нужно понимать суть процессов, которые характеризуют рынок. Именно по этой причине и стоит обратить внимание на основные экономические модели.
Содержание
Что такое экономическая система
Под данным термином понимают совокупность различных экономических элементов, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют структуру общества. Благодаря им становится возможным единство отношений, ориентированных на производство, а также последующее распределение и потребление благ.
На данный момент можно выявить различные типы систем экономики. Существующие между ними различия касаются четырех основных приоритетов:
- определение приемов и методов, используемых в процессе регулирования и управления экономикой;
- выбор инструмента ценообразования;
- определение преобладающей в конкретной экономической системе формы собственности;
- методики, которые будут использоваться для наиболее эффективного распределения благ и ресурсов.
Основные типы экономик
В процессе развития различных государств можно было наблюдать разные экономические системы. На данный момент, согласно взглядам современных специалистов, существует несколько ключевых моделей:
- Традиционная экономика. В этом случае акцент ставится на обычаях и традициях. Такое видение способствует развитию мелкотоварного производства и широкому распространению ручного труда.
- Командная, она же административно-плановая экономика. Это направление ориентировано на общественную собственность. В отличие от особенностей, которые имеют другие типы экономики государства, эта система подразумевает формальный характер товарно-денежных отношений. Что касается производственного планирования, то оно определяется политикой административного центра.
- Рыночная экономика. В этом случае речь идет о системе, в которой основанием для развития производства является частная собственность. При этом оно (производство) осуществляется при воздействии рыночного механизма регулирования, экономической выгоды и цен, изменения предложения и спроса.
- Смешанная экономика. Ключевой характеристикой данной системы является комбинирование различных форм хозяйствования.
Для того чтобы лучше понять суть темы, стоит уделить каждому типу больше внимания.
Традиционная экономика
Эту схему можно наблюдать в слаборазвитых странах. При такой экономической системе используются устаревшие технологические ресурсы, которые непопулярны в более развитых регионах. Также можно отметить многоукладность экономики подобного типа и активную эксплуатацию ручного труда.
Под многоукладностью стоит понимать различные формы хозяйствования, которые существуют в рамках одного государства. В некоторых странах можно найти натурально-общинные виды, в основе которых лежит коллективное общинное ведение хозяйства и натуральные схемы распределения произведенного продукта. Изучая основные типы экономик, стоит понимать, что в данной системе мелкотоварное производство имеет решающее значение. Такие производственные ресурсы, как правило, приобретают вид многочисленных ремесленных и крестьянских хозяйств, доминирующих в экономике.
Административно-командная система
Для того чтобы лучше понять, чем другие типы развития экономики отличаются от данного направления, его стоит определить как централизованно-плановую, или коммунистическую систему. В этом случае решающее значение имеет государственная собственность, распространяющаяся на все экономические ресурсы, которая формально считается общественной. Присутствует также бюрократизация и монополизация ключевых процессов. В качестве основы хозяйственного механизма при такой модели можно определить централизованное экономическое планирование.
При такой системе все предприятия страны управляются из одного государственного центра. Соответственно, хозяйственные субъекты лишены возможности проявлять инициативу вне рамок, очерченных высшим руководством страны.
Свободные рыночные связи также полностью исключаются, поскольку правительство осуществляет полный контроль как производства, так и распределения продукции. В свою очередь, тот факт, что государственный аппарат осуществляет руководство хозяйственной деятельностью, полностью нейтрализует материальную заинтересованность субъектов в итогах деятельности.
Рыночная экономика
Рассматривая различные типы экономики, этому стоит уделить особое внимание. В основе данной системы лежит идея свободного предпринимательства. Такой тип экономки подразумевает обилие различных форм собственности, распространяющейся на средства производства, активную конкуренцию, рыночное ценообразование, ограниченное влияние государства на процесс хозяйственной деятельности и договорные отношения между хозяйствующими субъектами.
Такую систему можно охарактеризовать как прогрессивную, поскольку она имеет тот комплекс преимуществ, которого лишены предыдущие виды: постоянно растущий технологический уровень производства, материальная заинтересованность в результатах труда и экономическая свобода, дающая возможность индивиду реализовать свои способности посредством активной деятельности.
При такой системе происходит комбинирование частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности. Это означает, что каждая фирма и предприятие имеют право самостоятельно принимать решение, какую продукцию и для кого производить. Если сравнить описанные выше типы экономики с рыночной системой, то очевидны ощутимые преимущества последней.
Подобное направление можно определить как чистый капитализм, ключевой характеристикой которого служит личная выгода всех участников экономической деятельности, включая наемных работников.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что существуют различные типы рыночной экономики:
- Японская модель. Ее отличает развитая координация и планирование деятельности как частного сектора, так и правительства. При полном сохранении всех традиций, у других стран активно заимствуются актуальные для развития технологические ресурсы. Государственная служба является достаточно престижной, равно как и образование. В качестве основы экономического развития можно определить ориентирование на производство высокотехнологичной продукции.
- Американская. В этом случае стоит обратить внимание на небольшой удельный вес государственной собственности и минимальное регулирование правительством экономических процессов. Для данной системы свойственно активное ориентирование на свободное предпринимательство и приемлемый уровень жизни тех групп населения, которые являются малообеспеченными.
- Континентальная модель. Удельный вес государственной собственности значительный. Банкам отводится ключевая роль. Ощутимо воздействие государства на экономические процессы.
- Шведская модель. В этом случае акцент ставится на сведении к минимуму имущественного неравенства и заботе о малообеспеченных группах населения. Государство накапливает значительные финансовые ресурсы посредством высоких налогов. Эти средства используются для решения актуальных социальных задач.
Смешанная экономика
Отличительной особенностью данной системы является тот факт, что она сочетает в себе элементы, которые включают другие типы экономики. Это направление можно охарактеризовать как наиболее гибкое и приспособленное к постоянным изменениям — и внешним, и внутренним. В качестве основных отличий этой системы стоит определить следующие характеристики:
- базой для экономической деятельности является количественная государственная и частная собственность;
- государство занимает активную позицию;
- как огосударствление, так и обобществление хозяйства происходит в интернациональном и национальном масштабах.
Переходная экономика
Чтобы получить полное представление о том, какие есть типы экономики, внимание нужно уделить и этой системе. Суть сводится к постоянным изменениям, как в рамках действующего типа экономического устройства, так и в процессе перехода от одной системы к другой. Как показывает практика, переходной вид сочетает в себе элементы командного управления и распределения, а также формы организации, которые свойственны свободным рыночным отношениям.
Итоги
В качестве вывода стоит отметить, что системы, описанные выше, не являются изолированными экономическими моделями. Они постоянно взаимодействуют и тем самым образуют непростую и многогранную структуру мирового хозяйства.
Рыночная экономика — это экономическая система, при которой ценообразование и большинство экономических решений основываются на взаимодействии клиентов и предприятий, путём добровольных сделок согласно законам спроса и предложения.
В целом эта экономическая система более ориентирована на рынок, однако возможно некоторое вмешательство государства или централизованное планирование.
При рыночной экономике предприниматели свободно контролируют всё производство для получения прибыли. Предприятия создают продукцию, которая должна быть более ценной, чем используемые ресурсы и, если они терпят убытки, могут закрыть производство.
В основном экономисты во всём мире соглашаются во мнении о том, что ориентированные на рынок экономики зачастую дают наилучшие результаты.
Примеры рыночной экономики:
- Англия;
- Япония;
- США.
Признаки рыночной экономики
Рыночную экономику можно узнать по следующим признакам:
- экономическая свобода граждан;
- неприкасаемость частной собственности;
- устойчивость национальной денежной единицы;
- эластичность и колебание цен, но это происходит относительно стабильно;
- разнообразная экономическая деятельность на рынке;
- лишь рынок определяет спрос и предложение;
- на рынке частные организации играют главную роль, а государство — второстепенную;
- самый главный потребитель — это не государство, а население, т. к. основной капитал находится у людей;
- распределение капитала за товары/услуги происходит без принуждения;
- конкуренция на рынке определяет какие фирмы прибыльны, а какие нет (и поэтому они закрывают свою деятельность);
- несуществование монополий.
Характеристики рыночной экономики
У рыночной экономики следующие особенности:
- свобода выбора — где производить, кому продавать и у кого покупать на свободном рынке; люди и предприятия ограничены лишь ценами / капиталом в их наличии;
- разные виды частной собственности — можно заключить сделку на покупку, продажу или аренду;
- существование конкуренции — помогает эффективно распределять товары/услуги и заставляет удерживать цены на низком уровне;
- рыночная система ценообразования — цены изменяются в соответствии с законами спроса и предложения;
- личные интересы как мотивация — каждый пытается купить подешевле и продать подороже (это и устанавливает рыночные цены);
- ограниченная роль правительства — правительство может защитить рынки, может гарантировать, что никто ими не манипулирует или наказывать монополии.
Существует четыре типа экономик: рыночная, командная, традиционная и смешанная.
Экономические решения определяются спросом и предложением, которые являются наиглавнейшими факторами здорового роста экономики.
Сам рынок определяет производство и сбыт: какой товар, его количество и цены.
На данный момент не существует признанных экономик, которые были бы на 100% свободными от государственного вмешательства.
Командная экономическая система
Ещё носит названия: плановая экономика и плановое хозяйство.
Большая часть экономической системы контролируется централизованной властью (т. е. правительством). Оно является главным элементом экономики — ему принадлежат все наиважнейшие в стране отрасли.
В этом типе экономики существует возможность не только создать хороший источник ресурсов, но и предоставить доступные цены своим гражданам. Эта система была в СССР.
Традиционная экономическая система
Самый древний тип экономики в мире. Это страны второго или третьего мира, сельские районы. Население тесно связано с земледелием, сельскохозяйственным производством.
В основном, с такой экономической системой редко может произойти профицит государственного бюджета (у них бюджетный дефицит, т. е. расходы превышают доходы).
Смешанная экономическая система
Это что-то среднее между рыночной и командной экономикой. В основном рынок отчасти свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых областей (например: транспортная, оборонная или железнодорожная). Как правило, правительство также регулирует частный бизнес.
Можно сказать, что значительная часть стран имеют смешанную экономику.
Плюсы и минусы рыночной экономики
Плюсы
Плюсы рыночной экономики — повышение инноваций, эффективности и производительности.
Повышение инноваций
Деньги мотивируют компании и частные лица на создание новых товаров, услуг и технологий для получения более высоких доходов. Так они стремятся получить конкурентное преимущество. Эта инновация приводит к разнообразию предлагаемых товаров и услуг, предоставляя клиенту более широкий выбор.
Повышение эффективности
Правительство ограничено в том, как оно может повлиять на рынок. В основном, это законы о защите окружающей среды, прав потребителей и т. д. Однако таким образом правительство ещё и способствует повышению эффективности в производстве, вместе с усилением конкуренции между предприятиями.
Компании всегда стремятся понизить свои расходы и как можно больше повысить свои продажи, таким образом увеличивая свою прибыль.
Повышение производительности
Для удовлетворения своих потребностей комфортной жизни, люди хотят зарабатывать больше. Когда люди мотивированы на работу, они увеличивают свою производительность и, следовательно, производительность экономики.
Минусы
Минусы рыночной экономики — предрасположенность к социальному и экономическому неравенству, ухудшение условий труда и загрязнение окружающей среды.
Предрасположенность к социальному и экономическому неравенству
Становится всё более заметно растущее социальное и экономическое неравенство. Богатые становятся ещё богаче, а все остальные становятся: либо просто «беднее чем богатые», либо «абсолютными бедняками».
Ухудшение условий труда
Чем больше, дольше и быстрее работают люди — тем меньше им платят. Таким образом работодатель и увеличивает свою прибыль (когда продаёт больше, а платит за труд/продукцию меньше). Из-за конкуренции каждый работодатель пытается придумать новый способ эксплуатировать своих работников и с каждым днём условия труда ухудшаются.
Загрязнение окружающей среды
Любые усилия по улучшению качества экологии стоят денег, а это означает «сокращение прибыли», которое компании не хотят терпеть. Таким образом, с каждым годом окружающая среда страдает всё больше и больше от процессов производства.
Рыночная экономика России
В 1990-е годы Россия начала построение нового вида экономической структуры — страна пошла в сторону рыночной экономики.
Главной особенностью этого перехода является то, что на тот момент возможность государства повлиять на экономические процессы стала уменьшаться, а необходимость этого вмешательства возрастать (экономика находилась в кризисе и некоторые отрасли почувствовали особые трудности адаптации к новой экономической структуре).
Для рыночной экономики оптимальным является минимальное вмешательство государства при максимально свободной конкуренции. Для каждой конкретной структуры созданы регламентированные условия для создания предельно возможной свободной конкуренции — «механизм организованной конкуренции».
На данный момент государство стремится лишь минимально вмешиваться в экономику для достижения максимально свободной конкуренции.
Узнайте больше про Экономические системы и Капитализм.