Виды международного права
Нормы международного права — это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов. Для норм международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.
Вместе с тем международно-правовые нормы обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в отдельную правовую систему. Это: 1) предмет регулирования — межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов; 2) порядок создания — согласование позиций государств; 3) форма закрепления (существования) — соответствующая согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций); 4) обеспечение реализации, как правило, самими государствами — создателями норм индивидуально или коллективно, в том числе посредством созданных ими международных организаций и органов, при этом особое значение имеют меры, содействующие добровольной реализации норм.
Международно-правовые нормы неоднородны по содержанию и форме. Их можно классифицировать по различным основаниям:
1.По форме: документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).
Документально закрепленные нормы — установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных конференций и международных организаций.
К нормам, документально не закрепленным, относятся обычные международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах — решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.
2.В зависимости от предмета регулирования различаются:
нормы относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров — право международных договоров; нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел, — космическое право; нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, — право международной безопасности и т. д.
3.По субъектно-территориальной сфере действия нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.
Универсальные нормы — это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большинством или всеми государствами потому, что в объекте регулируемых ими отношений заинтересованы все государства.
Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отношений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких договорах, как Устав ООН, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.
Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.
4.В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).
Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов. Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм.
5.По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие — предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие), управомочивающие (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства).
Также применяется деление норм на материальные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, и процессуальные, регламентирующие организационно процедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).
Механизм реализации норм.
Осуществление международно-правовых норм обеспечивается соответствующим юридическим механизмом. Существуют международно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имплементации (лат. implere — выполнять) норм. Международно-правовой механизм имплементации представляет собой совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного права. Его образуют: система международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление международных норм. Например, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН вправе принимать меры по обеспечению международного мира и безопасности; совокупность норм международного права, содействующих осуществлению других международных соглашений. Так, одновременно с заключением Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г. были приняты соглашения между СССР и Бельгией, Италией и некоторыми другими государствами об инспекциях в связи с Договором. Национально-правовой механизм имплементации составляет совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реализацию норм международного права, а именно: система органов государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм. Так, Президент РФ, принимая указ о порядке реализации конкретного международного договора, обеспечивает его реализацию во внутригосударственных отношениях; совокупность норм национального права, обеспечивающих эффективное осуществление внутри страны международно-правовых норм.
Отношения, регулируемые международным правом, нередко отождествляются с понятием «международные правоотношения», которые включают отношения:
а) между государствами — двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;
б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;
в) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;
г) между международными межправительственными организациями.
* Идентичными являются обозначения на других языках: на английском — «International Law», на французском — «Droit international», на немецком — «Volkerrecht», на испанском — «Derecho international» на польском — «Prawo miezdynarodowe», на финском — «Kansainvalinen oikeus», на украинском — «Мiжнародне право» и т. д.
** Первоначальное понимание «jus gentium» как свода правил, применявшихся ко всем свободным в пределах территории Римского государства, независимо от их принадлежности к определенному роду или национальности, позднее приобрело более широкое значение в качестве комплекса общепризнанных норм во взаимоотношениях Рима с другими государствами («общее для всех народов право») (см.: Покровский И. А. История римского права. Пг., 1917. С. 97—98).
В предшествующие периоды имели распространение отношения между государствами и национальными политическими организациями, возглавлявшими борьбу народов (наций) за независимость, а также отношения таких национальных политических организаций с международными организациями.
Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая международная межправительственная организация -— это форма объединения государств, политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.
Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера — между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения «с иностранным элементом» или «с международным элементом»), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.
В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.
При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.
Такое пояснение необходимо потому, что в юридической литературе можно встретить суждения, основанные на чисто территориальном подходе и сводящие международные отношения к деятельности государств вне пределов их территории, пространственной сферы их суверенитета.
Понимание предмета международного права связано с ответом на вопрос: к кому обращены нормы международного права?
В «Курсе международного права» утверждается, что «нормы международного права обязывают государства в целом, а не отдельные его органы и должностные лица», а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются нормами внутригосударственного права*. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. Что же касается существа проблемы, то в реальной международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, именно на них непосредственно возлагая ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры (и их перечень неуклонно возрастает), отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.
Международное право существует как бы в двух измерениях и поэтому может быть охарактеризовано в двух аспектах. Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в
* См.: Курс международного права. Т. 1. М., 1989. С. 283—284.
рамках международного сообщества*. Соответственно такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений**, внешнеполитических действий государств как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе и только в ней. Подобная трактовка международного права превалирует в опубликованных научных трудах и учебниках.
Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т. е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.
С этим связано то, что можно назвать «встречным движением» в современном праве: международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, сохраняя уважительное отношение к нему, к юрисдикционным прерогативам каждого государства; законы и иные нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными международным правом, содержащими отсылки к международным договорам, положения о совместном применении национальных и международных правил и о приоритетном в коллизионных ситуациях применении международных правил.
Следовательно, одним из существенных условий познания международного права является изучение в комплексе международных и внутригосударственных правовых актов, предназначенных для согласованной регламентации однородных отношений и имеющих, таким образом, совмещенный предмет регулирования.
Сами наименования многих международных договоров наглядно свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении: Между-народный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, договоры (конвенции) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области науки и образования, социального обеспечения и т д. Многие из международных договоров соотносятся по предмету регулирования с положениями Конституции Российской Федерации, с законами Российской Федерации (до декабря 1991 г. — с законами Союза ССР).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о гражданстве РФ «при решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы». Гражданский кодекс РФ 1994 г. предусматривает непосредственное применение международных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям (ч. 2 ст. 7). Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» 1995 г. установил, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ (ст. 4).
* См. подробнее: Курс международного права. Т. 1. М., 1989. С. 9—12; Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1994. С. 3—10, 17—22.
** Согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. «международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений…».
Исторически сложилось разграничение двух категорий — международного публичного права и международного частного права. То международное право, о котором мы рассказываем как о регуляторе межгосударственных отношений, принято было именовать международным публичным правом (в наше время такое название практически не употребляется, поскольку оно вытеснено термином «международное право»). К международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера, имея в виду прежде всего гражданско-правовые и родственные им отношения с иностранным (международным) элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях.
Современное соотношение международного публичного права и международного частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением, поскольку, с одной стороны, международные отношения с участием физических и юридических лиц вышли за гражданско-правовые рамки, охватив административно-правовую, уголовно-правовую и иные сферы, а с другой стороны, международные договоры стали играть более существенную роль в регулировании такого рода отношений, непосредственно устанавливая правила поведения физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией различных государств. Соответственно изложение многих вопросов международного права (международного публичного права) неотделимо от привлечения материалов международного частного права, имея в виду реальное сближение или даже совмещение предмета регулирования, круга участников правоотношений, методов и форм регламентации*.
Итак, современное международное право характеризуется расширением сферы его применения, а следовательно, и расширением нормативной основы, поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду сфера внутригосударственных отношений, в принципе подлежащих внутригосударственному правовому регулированию. Определенные ее элементы по согласованию между самими государствами рассматриваются как объекты совместного регулирования — с участием как внутригосударственных, так и международно-правовых норм.
Отмеченные обстоятельства позволяют охарактеризовать нормы международного права не только как правила межгосударственных отношений, но и как принятые согласованно государствами правила их взаимоприемлемых действий в пределах собственной юрисдикции, а также правила, относящиеся к статусу и деятельности иных субъектов (в том числе индивидов и юридических лиц) в соответствии с общими интересами государств.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 13
Норма международного права- это юридически обязательное правило поведения государств и других субъектов международного права в международных отношениях.
Международно-правовые нормы (МПН) является универсальной формой существования международного права.
Нормы международного права создаются на основе добровольных соглашений между его субъектами.
Важным признаком МПН является то, что большинство из них не имеет общеобязательного характеру.Група государств не может создать нормы для других государств. Каждая международная сделка или обычной нормой создает объективное право только для государств, которые выразили на то явную или молчаливое согласие.
МПН имеют особую внутреннюю структуру: чаще всего они содержат лишедиспозицию (правило должного поведения), реже — гипотезу и диспозицию, а санкция — отсутствует (определяются самостоятельным институтом международно-правовых санкций).
Итак, МПН имеют следующие особенности:
объект регулирования; 2) метод регулирования; 3) «согласительный», «координационный» характер МПН; 4) обязательность только для сторон, ее добровольно признали; 5) форма существования — международный договор, обычай, отдельные акты международных организаций; 6) обеспечение реализации — самими государствами или их объединениями — международными организациями; 7) структурная особенность — отсутствие санкции как структурного элемента нормы.
Классифицировать МПН можно по следующим критериям:
1. По месту в системе: принципы, нормы.
По сфере действия: универсальные; региональные; локальные и партикулярные.
По юридической силе: императивные; диспозитивные; рекомендательные.
По характеру нормативного предписания: обязывающие; запрещающие; управомочивающие; отсылочные.
По функциям в системе: материальные; процессуальные
По форме и способу образования: обычные; договорные; решения международных организаций.
По сроку действия: срочные; бессрочные.
Основными признаками универсальных норм глобальная действие, общеобязательность, образования и отмены международным сообществом в целом. Основная форма существования — обычай.
Региональные нормы-это нормы, регулирующие любые межгосударственные отношения, объект которых имеет региональной интерес и которые признаются всеми или большинством государств соответствующего региона Универсальные нормы исторически создавались на базе региональных. Основное требование — не должны противоречить целям и принципам ООН.
Локальные или партикулярные нормы регулируют определенные области международных отношений между ограниченным кругом участников. Могут иметь региональный характер — между государствами определенного географического региона, чаще всего — между соседними государствами или нерегионального характер — между государствами, которые находятся в разных географических регионах.
Определение императивной нормы (jus cogens) содержится в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров: «… императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, которая имеет такой же характер «.
Любой договор является недействительным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права. С возникновением новой императивной нормы действие договоров, которые противоречат ей, прекращается.
Императивные регулируют наиболее важные, общие отношения международного сообщества в целом, их нарушение наносит ущерб всему международному сообществу.
Основная часть МПН являются диспозитивными. Такие договорные нормы юридически обязательны лишь для государств, которые участвуют в них. Диспозитивная норма, которая противоречит императивной является недействительным. Они прекращают действие и изменяются по взаимному согласию государств, которые приняли.
Рекомендательные нормиузгоджують отношения между субъектами путем определения желаемой, целесообразной модели поведения, которую обязывают виконувати.Зобовьязуючи нормификсують обязанности взаимодействующих субъектов и определяют пути и средства реализации таких обовьязкив.Уповноважуючи нормимистять права субъектов и определяют пути и средства их реализации.Забороняючи нормизабороняють определенные действия или бездействия, или приписывают сдерживаться от определенных дий.Видсильни нормивизначають общих принципах желаемого поведения субъектов и с целью их выполнения отсылают к конкретным международных соглашений или других норм международного или национального права. материальные нормимистять права и обязанности государств по конкретным объектам международно-правового регулирования, внедряют их правила поведения. Они составляют основной массив МПН.Процесуальни нормивстановлюють субъективные права и юридические обязанности участников международного юридического процесса по осуществлению организационно-процедурной деятельности в ходе создания или реализации материальных норм международного права.
Время действия срочных нормвизначаеться в заключительной части договора или завершается с прекращением существования объ объекта договора, после выполнения определенных условий или независимо от воли сторон.
Международная правотворчистье активно-творческой деятельностью субъектов международного права по формированию правовой нормы путем согласования государственных интересов, позиций. Государство — главный субъект правотворческого процесса.
Основной путь создания норм международного права — достижение соглашения между субъектами международного права. В сфере межгосударственных отношений нет специализированного нормотворческого органа. Сами субъекты осуществляют правотворческие функции. Сложившаяся государственная воля формирует соответствующую позицию государства для достижения результата вместе с другими государствами.
Процесса международно-правового нормотворчества характерны две стадии:
а) достижение согласия субъектов международного права (в первую очередь государств) по содержанию правил поведения;
б) достижение согласия о признании этих правил поведения в качестве норм международного права.
Правотворческой стадиям предшествует доправотворча стадия, когда на основе осознания своих потребностей и интересов государство формирует свою позицию и осознает, что защита ее без труда других государств невозможно. Сложившаяся позиция государства, как правило, строится на трех основных компонентах:
а) собственного видения механизма решения проблемы;
б) прогноза перспективы ее упорядоченного развития;
в) возможности использования потенциала других государств в решении указанной проблемы.
Международная правотворчество начинается с договорной инициативы, которая может осуществляться в форме предлагаемых проекта соглашения. Международная договорная инициатива может иметь последствия только в том случае, когда она поступила от субъекта международного права, в первую очередь государства, непосредственно или органа уполномоченного от его имени выступать с договорными инициативами.
В органы, которые могут выступить от имени государства с договорной инициативе, относятся специализированные и неспециализированные органы внешних сношений. С инициативой заключения договоров могут выступать другие органы, общественные организации и физические лица. Однако они не могут представлять государство в области внешних сношений, а поэтому такая инициатива не порождает для государств обязательств, инициатива международных неправительственных организаций.
Непосредственное создание норм международного права начинается с процесса согласования позиций субъектов международного права относительно возможного варианта нормы. Чем больше интерес государства в новой норме международного права и чем больше разница в ее позиции с контрагентами, тем больше арсенал уступок, компромиссов и вспомогательных вариантов будет задействован в ходе согласования позиций. Государство заинтересовано в конечном итоге должна иметь не только обоснованную позицию, но и предварительно определиться, на какие компромиссы она готова пойти для достижения цели. Процесс согласования позиций по своей сути выработкой приемлемого проекта нормы права. Приемлемость определяется сбалансированностью прав и обязанностей участников сделки.
Две стадии международного нормотворческого процесса по времени могут совпадать, а могут иметь существенный разрыв иногда до лет.
Одна стадия правотворческого процесса не отделена другой в случае, если:
Акты международных организаций и конференций принимаются голосованием или консенсусом и государства согласились признать за ними юридическую силу.
Международно-правовые акты вступают в силу с момента их подписания.
Разрыв между стадиями международного правотворческого процесса закономерен, в случае вступления международно-правового акта в силу на условиях:
ратификации,
подписание определенным количеством сторон или определенными участниками,
наступления определенного события или ситуации и тому подобное.
Организационно-правовую основу нормотворческого механизма международных организаций составляют их учредительные акты и правила процедуры главных органов организации.
Международная нормотворческая деятельность международных организацийризноманитна. Она может:
а) выступить с договорной инициативе,
б) предложить проект международно-правового акта,
в) созвать дипломатическую конференцию для его обсуждения,
г) провести его согласование в рамках собственных органов,
д) стимулировать государства к признанию производимого международно-правового акта юридически обязательным,
е) осуществлять функцию регистратора и депозитария,
е) с помощью государств готовить официальные тексты на разных языках,
ж) иметь полномочия толкования, просмотра акта и тому подобное.
Международные организации могут также выполнять вспомогательные правотворческие функции при выработке норм международного права другими субъектами. Такую нормотворческую функцию называют квазинормотворчою.
Получил распространение термин «мягкое право» .Этот термин используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет о особом виде международно-правовых норм, в другом — в неправовых международных нормах. В первом случае имеются в виду такие нормы, Которые в отличие от «традиционногоправа» не порождают Четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать.
Ко второму виду норм «мягкого права» относятся то, что содержатся в неправовых актах, в резолюции международных органов и организаций, в совместных заявления, коммюнике. Примером подобных норм служат документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которые стали главным инструментом перестройки системы международных отношений в Европе. Такого рода нормы являются НЕ правовыми, а морально-политическими. Особую разновидность этого вида норм «мягкого права» представляют ожидающие вступу в силу договоры. Их положения учитываются при толковании норм международного права, оказывают влияние на практику государств и даже на национальное законодательство.
Источником юридически обязательной силымеждународного права является соглашение государств. Такое соглашение придает юридическую силу не только отдельных договора, но и международному праву в целом. Юридическая сила общепризнанных норм порождается общим соглашением государств, согласием международного сообщества в целом, которое воплощений в принципе добросовестно выполнения обязательств по международному праву. Положение, согласно которому соглашение является источником обязательной силы международного права, находит отражение в международной практике, включая судебную.
Проблема обязательной силы международного права связана с самой его природой. Поэтому основные концепции по этому вопросу совпадают с основными школами в международно-правовой доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы в законах природы, в человеческом разуме и т.п. Представители позитивной школы считают таковым согласие, соглашение государств.
В свое время значительное распространение получила концепция автолимитациы, т.е. Самоограничение, государства. Ее сторонники утверждал, что международная норма обязывает лишь постольку, поскольку такова воля государства. Будучи «абсолютно свободной», она может меняться. В результате международное право понимается ими скорее как «внешнегосударственное право» (такая концепция также существовала). Концепция автолимитациы, по существу, отрицает юридически обязательный характер международного права, как он воплощен в принципе добросовестно выполнения обязательств. Родоначальником концепции был Г. Еллинек. Во второй половине прошлого века он утверждал, что можно пренебречь международным правом, если того требуют интересы государства.
4.Поняття и содержание основных принципов мп. Соотношение основных принципов мп.
Принципы международного права- это юридически обобщенное правило поведения субъектов международного права в определенной сфере правоотношений.
Основные принципы международного права- это система основополагающих норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами и является критерием правомерности международных правотворческой и правоприменительной процессов, действительности других международно-правовых норм.
Не все принципы международного права являются универсальными нормами. Существуют также региональные принципы.
При определении основных принципов международного права учитываются три источника: Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 и Заключительный акт Хельсинки 1975
Устав и Декларация называют только семь принципов: неприменение силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; невмешательство; сотрудничества; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения обязательств по международному праву.
Гельсинськийакт 1975 дополнительно назвал еще три принципа: территориальной целостности; уважения прав человека; нерушимости границ (касается европейского региона и не может вважитись за универсальный).
Основные международно-правовые акты принципиально признают 9 универсальных принципов международного права.
Принцип запрещения применения силы или угрозы силой
Принцип запрещения применения силы или угрозы силой касается всех субъектов международного права без исключения. Он возлагает на них обязательства: воздерживаться от применения силы (прямой или косвенной) воздерживаться от угрозы силой; воздерживаться от любых действий, которые являются проявлением силы с целью заставить другое государство отказаться от полного осуществления его суверенных прав; отказаться от актов репрессии при помощи силы; отказаться от силы или угрозы силой как средства урегулирования споров и тому подобное. Это — нормативное содержание принципа, основные направления его применения.
Принцип суверенного равенства государств
Принцип суверенного равенства государств обеспечивает следующими правами: право каждого государства на юридическое равенство; право на территориальную целостность; право на свободу и политическую независимость; право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; право устанавливать свои законы и административные правила; право определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом; право изменять границы согласно международному праву мирным путем и по договоренности; право принадлежать или не принадлежать ни к международным организациям; право быть или не быть участником двусторонних или многосторонних международных соглашений; право быть или не быть участником союзных договоров; право на нейтралитет. Указанный принцип также возлагает на государства определенные обязанности: уважать правосубъектность других государств; выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства; жить в мире с другими государствами.
принцип невмешательства
Принцип невмешательства возлагает на субъектов международного права следующие обязательства: воздерживаться от непосредственного вмешательства косвенно не вмешиваться во внутренние дела других государств; избегать как индивидуального, так и коллективного вмешательства воздерживаться от вмешательства как на внутренние, так и внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства; воздерживаться от вооруженного вмешательства воздерживаться от угрозы вооруженного вмешательства воздерживаться от любого военного, политического, экономического или иного принуждения государства с целью заставить другое государство поступать на свою выгоду за счет ее суверенных прав; воздерживаться от оказания помощи подрывной террористической деятельности; запрет организаций или содействие, помощь или допуск вооруженной или иной деятельности, направленной на свержение, изменение государственного устройства другого государства.
Принцип территориальной целостности государств
В Декларации принципов международного права, 1970, государства запечатлели на универсальном уровне основные элементы принципа территориальной целостности (не указывая на сам принцип): обязанность государства «воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любой государства или страны «; «Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, которая стала результатом применения силы в нарушение Устава ООН»; «Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения»; территориальные приобретения, полученные через силу или угрозу ее применения, не должны признаваться.
Принцип нерушимости государственных границ
Принцип нерушимости государственных границ возлагает на субъектов международного права такие обязательства в Европейском регионе: признать существующие границы государств-участников СБСЕ как юридически установленных согласно международному праву; признать нерушимость границ всех государств Европы; отказаться от любого территориального притязания или действий, направленных на узурпацию части или всей территории любого государства на данный момент и в будущем отказаться от любого посягательства на существующие границы сейчас и в будущем изменять свои границы лишь по взаимному, добровольному согласию соответствующих государств.
Принцип мирного урегулирования споров
Принцип мирного урегулирования споров возлагает на субъектов международного права такие обязательства: решать все свои споры, разногласия исключительно мирными средствами; урегулировать споры в кратчайшие сроки; не останавливать процесс мирного урегулирования и поиска взаимоприемлемых решений; использовать признаны в международном праве мирные средства; воздерживаться от любых действий, которые могут углубить спор; учитывать интересы другой стороны-участника спора; выполнять принятое в согласованном порядке решения.
Принцип уважения прав и основных свобод человека
Принцип уважения прав и основных свобод человека возлагает на субъектов международного права такие основные права и обязанности: обязанность уважать права человека и основные свободы независимо от пола, расы, языка, религии; обязанность способствовать и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод; обязанность уважать право человека на объединение с другими, свободу личности исповедоваться единолично или совместно с другими; обязанность уважать право национальных меньшинств на равенство перед законом, предоставить им полную возможность пользоваться правами человека и основными свободами и защищать их законные интересы в этой области; обязанность признать право человека знать свои права и свободы и защищать их; обязанность соблюдать международные пактов, деклараций и соглашений по правам человека, если они ими обязаны; обязанность принять законодательные акты и принять другие меры необходимых для обеспечения международно признанных основных прав и свобод человека; обязанность гарантировать человеку, права которого нарушены, эффективные средства защиты.
Принцип равноправия и права народа распоряжаться собственной судьбой
Принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой предусматривает за субъектами международного права такие права и обязанности: обязанность уважать равенство народов и наций; обязанность уважать право самостоятельно распоряжаться собственной судьбой; право народов жить в условиях полной свободы; право определять, когда захотят и как захотят свой внутренний и внешнеполитический статус; право осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие; право каждого народа, нации свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами; право просить и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН, в случае, когда их лишают права на самоопределение насильственным путем.
принцип сотрудничества
Принцип сотрудничества возлагает на субъектов международного права следующие обязательства: сотрудничать в соответствии с целями и принципами ООН; вносить свой вклад в сотрудничество на условиях равенства; способствовать взаимопониманию, доверию, дружественным и добрососедским отношениям в условиях мира, безопасности и справедливости; увеличивать благосостояние народов, шире знакомить другие государства с собственными достижениями в экономике, науке, технике, культуре; делать собственные преимущества в этих сферах достоянием других; сокращать разницу в экономическом развитии.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
В современном международном праве этот принцип закреплен в Уставе ООН. Пункт 2 ст. 2 Устава ООН декларирует принцип следующим образом: «все члены Объединения Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства». Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Pacta sunt servanta (Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986гг.).
Выделяют следующие принципиальные положения выполнения международных обязательств: каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства по Уставу ООН; из общепризнанных принципов и норм международного права; по международным договорам, действительны в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.На случае разногласий между обязательствами по международным договорам и обязательствам в качестве членов ООН за его Уставом, предпочтение отдается уставным обязательствам, Каждое государство, осуществляя свои суверенные права должна обеспечить, чтобы законы и административные правила, равно как и практика и политика их применения соответствовали обязательствам по международному праву.
В3.Понятие и виды норм международного права.
Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения (или нормы) международной вежливости лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновений такой ответственности не влечет. К нормам международной вежливости относится большинство правил дипломатического этикета. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международно-правовыми нормами. Исходя из содержания международно-правовой нормы субъект международного права может судить как о своем возможном и должном поведении, так и о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, т. е. выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права. Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:
- по действию в отношении круга участников международно-правовых отношений: а) универсальные – регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право; б) партикулярные (действующие среди ограниченного круга участников) – локальные (или региональные) нормы, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира.
- по способу(методу) правового регулирования: а) диспозитивные – норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств; б)императивные – нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами. Международная практика ХХ столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой такого же характера.
В12. Правопреемство государств: международно-правовое регулирование.
Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были кодифицированы в Венской конвенции от 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской конвенции от 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
В26. Основные теории и формы взаимодействия международного и внутригосударственного права.
В44. Заключение международных договоров.
Первая стадия: согласование воли государств относительно текста документа, проведение переговоров с государствами. В процессе переговоров государства через своих уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции относительно содержания документа. На основе изучения всех позиций государств предлагается согласовать проект документа. Путем взаимных уступок государств относительно текста документа проект документа подвергается изменению до тех пор, пока с ним не согласятся все участники. Для того чтобы текст договора был окончательно согласован, предусмотрена процедура принятия текста договора. Она может выражаться посредством голосования, парафирования, подписания ad referendum.
Вторая стадия: согласование воли государств относительно обязательности норм международного договора. Стадия включает в себя индивидуальные действия государств в зависимости от условий договора и требований национальных законодательств. Это могут быть подпись уполномоченного лица в знак согласия с текстом международного договора, присоединение к договору, а также ратификация или утверждение договора.
Подписание – это одна из форм принятия обязательности по договору.
Ратификация – это акт утверждения договора высшими органами государства либо в порядке референдума.
Присоединение осуществляется тогда, когда государство не имело возможности участвовать в его разработке, но изъявило желание присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре к нему.
Третья стадия: вступление в силу международного договора. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу:
1) с даты подписания;
2) по истечении определенного срока после подписания;
3) с указанной в договоре даты.
В целях обеспечения более широкого участия государств в многосторонних договорах международное право закрепляет возможность государств делать оговорки, т. е. односторонние заявления, исключающие или изменяющие действие того или иного положения международного договора.
Международный договор вступает в силу с момента и на условиях, указанных в договоре.
Четвертая стадия заключается в регистрации и опубликовании международного договора. Международные договоры должны быть зарегистрированы в Секретариате ООН. Регистрация не влияет на юридическую силу договора, но стороны не имеют права ссылаться на него в органах ООН. Опубликование международных договоров осуществляется в периодически издаваемом сборнике «Treaty Series», а Европейских Конвенций – в сборнике «Counsil of Europe Treaty Series».
в45.Сфера действия международных договоров.Международный договор начинает действовать с момента вступления его в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Это действие международного договора во времени. Государства до вступления международного договора в силу могут оговорить его временное применение. Действующим международный договор является тогда, когда он обрел и не утратил юридическую силу. Вступивший в силу международный договор становится юридически обязательным для всех его участников. Так, договоры могут вступать в силу с момента подписания, ратификации, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. Международный договор может заключаться на определенный срок, на неопределенный срок и не содержать указания на срок действия либо иметь указание на бессрочность договора. Положение о сроке международного договора указывается в самом договоре. На определенный срок заключаются двусторонние и многосторонние договоры. Двусторонние договоры могут содержать условие того, что по истечении определенного срока действия они будут оставаться в силе до тех пор, пока один из участников договора не заявит о своем выходе из него. Некоторые договоры могут содержать положения, по которым срок международного договора будет продлен автоматически на 3 года или 5 лет. Продление будет осуществляться до тех пор, пока один из участников международного договора не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление договора называется пролонгацией. В случае, если срок международного договора истек, то стороны могут договориться о его продлении. Такое продление срока международного договора называется возобновлением (или восстановлением) срока действия международного договора. Бессрочным является договор, который не указывает на срок его действия и не содержит условий его прекращения, либо который прямо предусматривает бессрочность его действия.В международно-правовых актах нередко вместо термина «действие» используется термин «применение». В международном праве иногда считается, что с момента вступления международного договора в силу он действует, но не применяется, а применяется тогда, когда наступит ситуация, которая обусловлена в самом международном договоре. Так, например, соглашения о правилах ведения войны будут действовать, но применяться будут, когда возникнет вооруженный конфликт. Международный договор обязателен для всех участников договора, в отношении всей его территории. Это действие международного договора называется «действие в пространстве и по кругу лиц».
Консульское право.
Консульское право — один из институтов международного права, регулирующий порядок консульских сношений между государствами. Его нормы кодифицированы ныне в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Участниками этой Конвенции являются около 120 государств. Однако распространенная практика государств, включая участников Конвенции, состоит в заключении двусторонних консульских конвенций, конкретизирующих или видоизменяющих соответствующие положения общего международного права и, в частности, определяющих районы деятельности консульских учреждений, именуемые консульскими округами. Консульское представительство учреждается путем выдачи главе консульского представительства консульского патента. В консульском патенте указывается: полное имя и класс, консульский округ, местопребывания консульства. Консульский патент направляется по дипломатическим каналам для получения консульской экзекватуры. Экзекватура выдается как в виде отдельного документа, так и в виде надписи на консульском патенте. С момента получения экзекватуры глава консульского представительства считается приступившим к исполнению своих обязанностей, а консульское представительство считается учрежденным. Консульское учреждение — это государственный орган внешних сношений, находящийся на территории другого государства в силу международного договора и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций в пределах консульского округа. В настоящее время в мировой практике различают следующие классы консульских учреждений — генеральные консульства; — консульства; — вице-консульства; — консульские агентства. Соответственно им имеются и главы консульских учреждений, являющиеся должностными лицами государства. Практике известны также внештатные почетные консулы. Почетные консулы могут быть не гражданами назначающего государства и не состоят у него на службе, они получают вознаграждения только за исполнение консульских функций. Консульские учреждения выполняют три основных функции: 1. Защита интересов своего государства, его физических и юридических лиц. 2. Содействие развитию дружественных отношений. 3. Информация в области консульской деятельности, в том числе и сведений, заинтересованным гражданам и организациям. Объем консульских привилегий и иммунитетов в целом аналогичен дипломатическим, но имеет также свою специфику: 1. Консульское должностное лицо может быть лишено свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления. 2. В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компетентные органы. 3. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консулов от дачи показаний недопустим. 4. Предъявление иска консульским должностным лицам лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска. 5. Государство может отказаться от иммунитета консульских работников. Консульские отношения прекращаются только в исключительных случаях.
Право специальных миссий.
Под специальной миссией в международном праве понимается временный орган внешних сношений государства, направляемый в другое государство для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами. В настоящее время специальные миссии широко используются в практике международных отношений для участия в двухсторонних переговорах, вручения важных документов, инаугурационных торжествах, юбилейных и похоронных мероприятиях. Однако делегации государств, участвующих в работе многосторонних конференций или органов международных организаций, специальными миссиями не являются. Деятельность специальных миссий регламентируется Венской конвенцией о специальных миссиях от 16 декабря 1969 года (вступила в силу в 1985 году).Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством. Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии. Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии. Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства. Граждане принимающего государства не могут назначаться всостав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано. Принимающее государство может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является personanongrata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено personanongrata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства. Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность. Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством. Привилегии и иммунитета миссии и ее членов аналогичны дипломатическим.
Региональные системы международной безопасности (ОБСЕ, НАТО и ОДКБ): правовые и институциональные основы.
в3.Понятие и виды норм международного права.
Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения (или нормы) международной вежливости лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновений такой ответственности не влечет. К нормам международной вежливости относится большинство правил дипломатического этикета. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международно-правовыми нормами. Исходя из содержания международно-правовой нормы субъект международного права может судить как о своем возможном и должном поведении, так и о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, т. е. выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права. Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:
- по действию в отношении круга участников международно-правовых отношений: а) универсальные – регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право; б) партикулярные (действующие среди ограниченного круга участников) – локальные (или региональные) нормы, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира.
- по способу(методу) правового регулирования: а) диспозитивные – норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств; б)императивные – нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами. Международная практика ХХ столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой такого же характера.