Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Виды социальный контроль

19.07.2020 by admin

Усилия общества, направленные на предотвращение деви­антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре­деляются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно оп­ределить как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт­роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

Виды санкций

• Формальные:

— негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

— позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

• Неформальные:

— негативные — осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

— позитивные — благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов

Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс­твенников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны обществен­ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (инсти­туциональный) — ос­нован на поддержке действующих соци­альных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут­реннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, в современном его основой вы­ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс­титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза­менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс­тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен­ным каналам радио, телевидения, печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор­ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа­ющей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руково­дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер­гивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ­ектом становится государство, и он превращается в специали­зированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт­роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са­моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу­шают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля

Изоляция

Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере­воспитания его

Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об­щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри­нятые нормы

Люди живут в социуме. Это означает, что они должны соблюдать нормы и правила, установленные в обществе. Даже если внутренне человек не согласен с теми или иными правилами общественной жизни, он должен следовать им. За соблюдением принципов жизни в социуме следит само общество. Это явление получило название «социальный контроль».

Социальный контроль

Содержание

  • Социальный контроль что такое
  • Механизмы социального контроля над индивидуумом
    • В социологии
    • В экономике
    • В религии
  • Зачем нужен социальный контроль
  • Виды социального контроля
    • Административный
    • Общественный
    • Групповой
    • Внутренний и внешний социальный контроль
    • Горизонтальный и вертикальный социальный контроль
      • Основные понятия
  • Вопрос для самопроверки
      • Что такое социальный контроль?
  • Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
      • В какой из описанных ниже ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?
      • Запишите цифры, под которыми указаны разновидности внешнего социального контроля.
  • Методы контроля

Социальный контроль что такое

Социальный контроль – это незримое, незаметное для личности воздействие на нее со стороны окружающих людей. Наблюдение и давление со стороны социума становятся ощутимыми только в том случае, если человек целенаправленно или непреднамеренно нарушает установленные нормы морали, а его поведение не соответствует эталонам.

Нормативно-правовую проверку соблюдения норм и правил поведения в обществе осуществляют государственные уполномоченные органы. В этом состоит главное отличие нормативно-правового наблюдения за поведением от общественного контролирования.

В психологии под социальным контролем понимаются конкретные действия людей, оказывающие влияние на процесс становления у человека правильной формы поведения. Если человек отказывается соответствовать правилам, он ведет себя вызывающе, имеет склонность к правонарушениям, то общество стремится исправить его. Оно начинает давить на него, используя принуждение и подавление.

Нормы и моральные принципы человек усваивает еще в детстве в процессе социализации. Воспитательные беседы, положительный пример родителей, разъяснение смысла нравственных и безнравственных поступков – все это ребенок впитывает на протяжении процесса взросления. Если он управляет своими поведенческими реакциями, не имеет проблем с законом, он может и не ощущать социального управления.

Внимание! Нельзя рассматривать социальный контроль в качестве внешней силы по отношению к полноправному социализированному члену общества, потому что каждый взрослый способен выполнять эту функцию.

Механизмы социального контроля над индивидуумом

Механизмы общественного наблюдения состоят в контроле исполнения людьми той или иной роли, их соответствия ролевым стереотипам. В случае ненадлежащего исполнения людьми своей роли социум применяет к ним специальные санкции: общественное мнение, осуждение, репрессию.

Осуждение

В социологии

Целью управления в социологии является поддержание стабильности в общественных массах. Объединение граждан в малые группы осуществляется по следующим принципам:

  1. Принцип необходимости объединения людей в процессе деятельности с целью удовлетворения базовых потребностей человека. Данный принцип может не осознаваться.
  2. Принцип придания субъективного смысла совместной деятельности. Этот принцип осознается людьми. Он побуждает человека к деятельности.

Социуму свойственно стремление подчинять людей глобальным и общественно значимым целям. Посредством санкций оно поддерживает устойчивую систему ценностей. В тех или иных группах ведется работа по формированию у их членов стремления соблюдать правила и нормы. В этом состоит механизм общественного надзора в социологии.

Ответственным органом проверки в социологии выступает государство. Именно оно на законодательном уровне определяет формы дозволенного поведения, прописывает санкции за нарушение правил (в Уголовном Кодексе и Кодексе об административных правонарушениях).

Если в качестве социальной группы рассматривать коллектив производственного предприятия, то там формальные механизмы управления выполняет руководство посредством разработки Устава учреждения, положений и должностных инструкций.

Важно! В социологии одновременно механизм контроля является и формальным, и неформальным.

В экономике

В экономике контроль идет от потребителя товаров и услуг. Механизмами проверки в экономике является экспертиза качества продукции.

Для развитых стран механизмы общественного контроля в экономической деятельности разработаны на государственном уровне и носят формальный характер. Им свойственны высокая социальная активность населения, стремление людей вносить личный вклад в развитие страны в целом и ее экономику в частности.

В развивающихся странах механизмы общественного контроля экономики находятся в стадии становления. Их разработка и реализация обусловлены низкой активностью граждан и их отказом от участия в политической жизни.

В религии

Религия выступает средством социального управления поведением масс. Механизмы этого действия – вера в бога, культ пророка, положения священных книг. В истории есть примеры обществ, где религиозные механизмы контроля оказывались эффективнее государственных.

Вера в бога

Зачем нужен социальный контроль

Признаки существования контроля в социуме можно найти в любом обществе. Это явление было свойственно даже первобытно-общинным племенам. Первоначально это был запрет нарушения установленных в общине обычаев и традиций. Кроме того, люди старались ограничивать себя и близких, чтобы не разгневать богов. В качестве санкций за нарушение правил и норм поведения выступали стихийные бедствия, плохой урожай и т.д. – люди верили, что так боги показывают им, что совершенный проступок был неблаговидным.

Общественный контроль необходим для поддержания порядка. Без него люди не смогут чувствовать себя в безопасности, начнутся массовые беспорядки, самосуды. Такой контроль дисциплинирует индивида, делает возможным установление деловых контактов в бизнесе. Главными функциями общественного наблюдения являются:

  • Функция охраны ценностей. Для каждого члена общества такие понятия, как свобода, жизнь, честь, имущество, являются ценностями. Именно поэтому целью разработки санкций за несоблюдение норм нравственности и морали является предупреждение попыток посягательства на эти ценности. Кроме того, охранительная функция открывает возможность передачи этических принципов поведения от старшего поколения к младшему.
  • Регулятивная функция. Посредством этой функции поведение людей направляется в социально одобряемое русло.
  • Стабилизирующая функция. Социальный порядок удается поддерживать за счет возможности через наблюдение предсказывать возможные поведенческие реакции конкретного человека или малой группы в той или иной ситуации.

Виды социального контроля

Общественный контроль принято классифицировать. В зависимости от критерия, который кладется в основу классификации, можно выделить разные виды этого психологического феномена.

Контроль в жизни

Административный

Административный вид проверки присущ повседневной деятельности руководителей разного уровня. Выполняя проверяющую функцию, они руководствуются совокупностью нормативно-правовых документов. Административное управление обеспечивает эффективность производства, слаженность работы подразделений. Однако, если руководитель один осуществляет управление всеми стадиями производства, то велика вероятность, что он не сможет уделить внимание всем цехам. Выполнение проверки работы у него займет много времени, а результат будет необъективным.

Общественный

Различные общественные организации тоже могут иметь отношение к контролирующей и надзорной деятельности. Общественные организации являются внешними структурными подразделениями, круг полномочий которых определяется Уставом и нормативно-правовой документацией учреждения. Как правило, общественные организации специализируются на той или иной сфере деятельности, поэтому выполнение функций проверки здесь осуществляется на высоком уровне.

Групповой

Особенностью группового контроля является то, что он рождается во внутренних взаимоотношениях участников коллектива при выполнении ими того или иного вида совместных работ. Он включает совместное планирование деятельности, распределение полномочий и ответственности. Во внутригрупповой работе это имеет большое значение для достижения конечного результата. Выполняя круг своих обязанностей, сотрудники оказывают воздействие на напарников, при необходимости поторапливают их или корректируют свою работу.

Выделяют формальный и неформальный групповой контроль. Формальная разновидность группового контроля реализуется посредством организации производственных совещаний, планерок, коллективных собраний. Неформальный групповой контроль выражается через общественное мнение и эмоциональный настрой участников группы.

Внутренний и внешний социальный контроль

Исходя из типов регулирования общественных процессов, общественное наблюдение можно подразделять на внутреннее и внешнее.

Внутренний контроль

Внутреннее наблюдение базируется на способности каждого члена общества к самоконтролю, самоорганизации. При этом в качестве мерила выступают моральные принципы и нравственные основы поведения. В случае обнаружения личного несоответствия образцам допустимого законопослушного поведения человек испытывает чувства вины и стыда. Внутренний контроль формируется с детства через воспитательные действия со стороны родителей и школы.

Внешнее наблюдение представляет собой одновременное действие множества общественных элементов, которые призваны направлять деятельность людей в общественно полезное русло. Внешний компонент проверки распадается на официальный и неофициальный тип.

Интересно. В обществознании данные процессы контролирующей деятельности сравниваются с особенностями власти при тоталитаризме. Проверяющие органы образуют своего рода цепочку. Четкие критерии проверки стираются, в результате чего она становится малоэффективной.

Горизонтальный и вертикальный социальный контроль

В современной науке известно 2 способа осуществления общественного наблюдения: горизонтальный и вертикальный.

Вертикальные формы реализуются системой правоохранительных органов. Нарушители общественного порядка привлекаются к ответственности. Регуляция поведения в социуме средствами правоохранительных органов осуществляется сверху вниз. Краткий список этих надзорных уполномоченных органов, которые следят за порядком и определяют, какова будет мера ответственности за тот или иной проступок, выглядит так: полиция, суд, прокуратура. Основными их обязанностями являются оценка степени тяжести проступка или преступления и определение наказания за это деяние.

Контроль коллегами

Горизонтальная схема обеспечивается самими членами общества. Ее создают неофициальные лица, которые не занимают то или иное место в системе правоохранительных органов и не имеют статуса уполномоченного блюстителя порядка. Санкции, применяемые к гражданам, нарушающим общественный порядок, при горизонтальной организации проверки не имеют юридически закрепленных признаков. При оценивании поступка коллеги в офисе люди не обращаются за помощью к юридическим документам для того, чтобы перечислить оступившемуся, какие буквы закона он нарушил. Они не применяют в отношении нарушителя законодательно закрепленных санкций. Самыми действенными мерами, способствующими исправлению сотрудника, являются осуждение и укор со стороны коллег.

Таким образом, понятие социального контроля многогранно. Оно имеет в своем составе как официальную, так и неофициальную часть. Осуществлять общественное регулирование могут не только уполномоченные организации и полицейские, но и сами люди, являясь участниками той или иной малой общности. За несоблюдение установленных в обществе норм и правил предусмотрены санкции административного или уголовного характера. Однако не менее эффективными механизмами исправления для личности являются осуждение, принуждение, упреки и порицание со стороны окружающих.

Контроль в социуме

Способность каждой социальной системы сохранять свою целостность, устойчивость зависит от того, что, как и насколько эффективно контролируется. Социальный контроль представляет собой систему реагирования на социальные отклонения в поведении индивидов, их групп с целью вытеснения нежелательного и восстановления соответствующего социальным нормам и ценностям поведения. Первенство в использовании понятия «социальный контроль» в науке принадлежит Г. Тарду.

Контроль может быть формальным и неформальным.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении поведения человека группой родствен- ников, друзей, коллег, знакомых или посредством общественного мнения. Неформальный к о н — троль не урегулирован законом, он осуществляется спонтанно, опираясь на привычки, вкусы, симпатии.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении поведения людей официальными органами власти и администрацией. Он исторически возник в период зарождения сложных обществ и государств. Оказалось, что в многомиллионном городе, стране не просто поддерживать порядок и стабильность. Для этого нужны агенты контроля — специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций люди. К ним можно отнести судью, социального работника, государственного инспектора и т.д. Формальный контроль осуществляют такие институты социума, как суды, система образования, армия, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа, например, контролирует успеваемость учеников, проводя экзамены.

Основными элементами социального контроля выступают:

  • — индивидуальное действие;
  • — социальная и индивидуальная шкала оценок;
  • — нормативный механизм социума;
  • — санкции;
  • — самоконтроль.

Социальный контроль регламентирует взаимодействия индивидов в обществе. Существует институт социального контроля, обеспечивающий следование этим нормам. Главными целями социального контроля выступают соблюдение социальных норм и защита ценностей общества. Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции.

Социальная санкция — реакция со стороны окружающих на поведение человека или группы, целью которой является осуществление социальной нормы. Социальная санкция предполагает систему поощрения за выполнение норм, а также систему наказания за отступление от них. Таким образом, социальные санкции бывают позитивными и негативными.

Существует две разновидности социального контроля:

1. Внешний социальный контроль — совокупность социальных механизмов, управляющих деятельностью человека. Он, в свою очередь, бывает формальным и неформальным.

  • Формальный контроль базируется на инструкциях, предписаниях, нормах, документах и осуществляется органами правопорядка, школой, армией и другими организациями. Что касается позитивных формальных санкций, то в этом случае к ним будут относиться присуждение учёных степеней, вручение почётных грамот, премии и т. д. Негативными формальными санкциями будут увольнение, штраф и др.
  • Неформальный контроль включает в себя реакцию окружения и обеспечивается давлением общественного мнения. К позитивным неформальным санкциям принадлежат почёт, слава, уважение. Негативные неформальные санкции — общественное осуждение, отказ в приветствии и т. д.

2. Внутренний социальный контроль заключается в том, что человек сам контролирует своё поведение в соответствии с общепринятыми нормами.

В условиях быстрого развития цивилизации роль человека в социуме становится всё важнее. Благодаря приобщению людей к управлению социумом и историческому созиданию усиливается роль личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого индивида.

Ядром выбора, как правило, считается выбор, непосредственно связанный с интеллектуальным и чувствительным напряжением и проявлением характера определённой личности. Каждое общество, в котором действуют свои нормы и ограничения, оказывает определённое влияние на диапазон выбора. Этот диапазон связан с условиями реализации свободы, с уровнем развития социума и места индивида в общественной системе. Следует отметить, что свобода — это не вседозволенность. За нарушение прав и свобод других людей каждый человек несёт индивидуальную ответственность перед обществом в соответствии с законом, который действует в нём.

Ответственность — категория этики и права, демонстрирующая характерное социальное и морально-правовое отношение индивида к социуму, а также человечеству в целом. Никто, кроме самого человека, не может повлиять на становление его личности. Именно индивид формулирует для себя социальные обязанности и старается их осуществлять. Такие действия во много раз усиливают ответственность его за самого себя, за то, чтобы стать полноценной личностью.

Ответственность берёт на себя функцию корректировки деятельности личности, демонстрирует её социальную и нравственную зрелость. Она предполагает, что у каждого индивида присутствуют чувство долга и возможность самоконтроля.

Ответственность человека проявляется в ответственности перед собой и социумом. Ответственность перед обществом проявляется в исполнении социальных норм, в искусстве осуществлять выбор в пользу добра, принимать необходимые решения и принимать на себя бремя последствий.

Основные понятия

  • Социальный контроль — система социальных норм и санкций, способствующая тому, чтобы действия людей соответствовали определённым стандартам.
  • Социальная санкция — соответствующая реакция со стороны окружающих на поведение человека или группы, целью которой является осуществление социальной нормы.
  • Внешний социальный контроль — совокупность социальных механизмов, управляющих деятельностью человека.
  • Внутренний социальный контроль — самоконтроль индивида, направленный на приведение своего поведения в соответствие с общепринятыми нормами.
  • Ядро свободы — выбор, напрямую связанный с мыслительным и эмоционально-волевым напряжением человека.
  • Ответственность — категория этики и права, демонстрирующая характерное социальное и морально-правовое отношение индивида к социуму.

Вопрос для самопроверки

Что такое социальный контроль?

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В какой из описанных ниже ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?

  1. новая песня была встречена бурными овациями
  2. военный досрочно получил новое звание
  3. учёный получил престижную международную премию
  4. рабочий завода выиграл конкурс и получил премию

Ответ. 1.

Запишите цифры, под которыми указаны разновидности внешнего социального контроля.

  1. формальный контроль
  2. сознание
  3. неформальный контроль
  4. совесть
  5. воспитательный контроль

Ответ. 13.

Поделиться ссылкой

в Соответствии с формами обучения на практике выделяют следующие формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный, взаимный, самоконтроль.

1. Индивидуальный контроль. Во время индивидуального контроля каждый студент получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных студентов. Она всегда планируется: преподаватель очерчивает когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

2. Групповой контроль. В процессе проведения такого контроля группа временно делится на несколько подгрупп (от 2 до 10 учащихся) и каждой подгруппе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или различные задания. Групповую форму контроля применяют прежде всего с целью обобщения и систематизации учебного материала.

3. Фронтальный контроль. При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях студентов, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет преподавателю своевременно определить меры по их преодолению и устранению.

4. Взаимный контроль. Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности трудно переоценить. Он способствует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает преподавателю осуществлять проверку знаний студентов/учеников. Взаимная проверка знаний значительно активизирует деятельность студентов, повышает интерес к знаниям и даже вызывает у них интерес.

5. Самоконтроль. Обычным способом организации самоконтроля в процессе обучения, например, математике, является предоставление ответов на поставленные задачи. Некоторым студентам в случае сложности задач вполне достаточно свериться с окончательным результатом. Другим нужно дать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда в них еще не выработаны твердые навыки.

Среди учебных задач, стимулирующих самоконтроль в работе студентов, используются задачи с программируемым контролем. Такие задания дают возможность увеличить интенсивность самостоятельной учебной работы студентов, удобные для организации фронтальной работы и коллективного обсуждения индивидуально полученных результатов.

Последовательно работая над формированием умений, связанных с контролем и самоконтролем, можно добиться заметных результатов.

Методы контроля

Среди методов контроля выделяют: устную проверку, проверку письменных работ, проверка практических работ и методы машинного контроля.

Устная проверка. Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее целей и содержания материала, что проверяется. Среди целевых установок проверки можно определить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность студентов к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предыдущего урока или по отдельным разделам и темам курса.

Методика устной проверки включает в себя две основные части: а) составление проверочных вопросов и их постановка; б) ответ студентов на поставленные вопросы. Составление проверочных вопросов и заданий — важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером умственных действий, выполняемых студентами при ответе, а также словесным формулировкам. При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в курсе, относительно трудно усваиваются студентами или необходимые для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. На подбор вопросов оказывает влияние вид проверки: для уточнения содержания вопросов для текущей проверки необходим анализ связей изучаемого материала с ранее пройденным, а для тематической и итоговой проверки — выделение ведущих знаний и способов оперирования ими. Устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление сознательного восприятия знаний и осознанного их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность студентов.

Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют студенты при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), развивают речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов. Во-первых, каждый вопрос должен быть направлен на определенную цель и логически завершенным, а во-вторых, должно быть сжатым, лаконичной и точным.

Вторым компонентом устной проверки является ответ студента на вопросы. В дидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знаний:

1) студенту никто не мешает (преподаватель и группа комментируют ответ потом);

2) создается обстановка, что обеспечивает лучшую работу интеллектуальных сил студента.

Прерывать студента можно только в том случае, если он не отвечает на вопросы, а отклоняется от темы. Во время оценивания ответа студента обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество вещания. Приемы устной проверки используются на разных этапах занятия. Выбор тех или иных приемов во многом определяется целью и логикой занятия.

Проверка письменных работ. Вторым широко применяемым методом контроля в обучении является проверка письменно-графических работ. В процессе обучения этот метод предусматривает проведение контрольных работ, сочинений, письменных зачетов, лабораторных работ. Подобные работы могут быть как длительными, так и кратковременными. Этот метод имеет свои качественные особенности: большая объективность по сравнению с устной проверкой, охват нужного числа проверяемых, экономия времени.

Применение письменных работ используется для: проверки знания теоретического материала; умение применять его при выполнении упражнений; контроля сформированных навыков.

Одним из часто используемых методов проведения письменных работ является тестирование. Тест является задачей, имеющей эталон полный и правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с определением среди них существенных.

Есть такие виды тестов:

— тесты на опознание, что требуют от студентов указать, относится ли указанный объект (явление) к объектам (явлениям) этого вида;

— тесты на различение («точечные» тесты); в них необходимо выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Решение теста должно выполняться простым осмотром вариантов ответа, чтобы не было необходимости воспроизводить в памяти другие знания;

— тесты, которые проверяют успешность усвоения материала на уровне воспроизведения и выполнения типичных действий;

— тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено существенный элемент текста (формула, фраза, слово и т.п.);

— конструктивные тесты, в которых в отличие от теста-подстановки не содержится никакой помощи тем, кто учится. Например, «сформулируйте законы распространения света»;

— типовые задачи — задачи, условия которых позволяют сразу применить известный алгоритм для ее решения;

— тесты, позволяющие диагностировать овладение студентами знаниями на уровне умение использовать их в нешаблонно ситуациях.

Однако, несмотря на все преимущества метода тестирования, он имеет и серьезные недостатки: составление тестов требует очень больших затрат времени и высокой квалификации составителей; тесты не всегда дают возможность выявить мотивы выбора, глубину мышления, самостоятельность суждений студентов.

В ходе письменных работ выделяют четыре основных этапа, которым надо уделять внимание: подготовка, организация, проведение, анализ результатов. Во время подготовки нужно определить цели проверки, отобрать содержание объектов проверки, составить проверочные задания. В процессе организации проверочной работы учащимся сообщается, какие задачи предназначены для них, как назвать работу, как ее оформить, время, отведенное на выполнение. При этом необходимо следить за самостоятельностью выполнения работы каждым студентом. Анализ ответов студентов эффективен тогда, когда он проводится по определенным схемам (схемам поэлементного анализа). Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы в знаниях и учебные достижения отдельных студентов, выделить типичные ошибки и основные затруднения студентов, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

Проверка практических работ. С помощью этого метода получают данные об умении студентов применять полученные знания в ходе решения практических задач, пользоваться различными таблицами, формулами, чертежными и измерительными инструментами, приборами и т.д. Преподаватель получает отчет студента, в котором приведены только результат или схематично описан план практической работы и ее результаты. Это несколько затрудняет проверку и оценку каждого действия студента. Поэтому на практике в проверочном задании приводится алгоритм его выполнения, что дает возможность проверить правильность действий студента. Все работы проверяются, но оцениваются по-разному: по результатам обзорных работ оценки выставляются в журнал; по результатам тренировочных работ можно выставить только положительные оценки.

Все рассмотренные методы контроля относятся к безмашинных средств проверки усвоения учебного материала.

Машинные средства проверки. Для контроля знаний учащихся используют персональный компьютер. Программы для контроля могут быть нескольких видов: контрольные работы, учебно-контрольные и программы-тренажеры.

Использование компьютера для контроля знаний, умений и навыков студентов имеет некоторые преимущества:

1. Однотипные задания печатаются в любом количестве неповторяющихся вариантов.

2. Варианты, созданные с помощью компьютерных программ, проверяются значительно быстрее, так как компьютер может предоставить ответы к каждому заданию.

3. Компьютерные типовые задания удобны для отработки необходимых навыков с отстающими студентами (преподаватель не тратит время на подбор однотипных заданий для отработки определенных навыков).

4. Студенты с большим интересом работают с такими заданиями.

Систематический контроль знаний и умений студентов — одно из основных условий повышения качества обучения. Преподаватель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос и др.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение преподавателем различными формами знаний и умений способствует повышению заинтересованности студентов в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого студента.

Post navigation

Previous Post:

Как лишить лицензии УК?

Next Post:

Зарплаты в Казахстане по профессиям

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes