Водитель экспедитор – что это?
Содержание
- Обязанности и ответственность водителя экспедитора.
- История
- Кто такой экспедитор
- В чем заключается работа
- Требования работодателей
- Где учиться
- Кому подходит
- Заработная плата
- Возможности карьерного роста
- Должностная инструкция водителя-экспедитора
- Права водителя-экспедитора:
- Обязанности водителя-экспедитора для резюме
- Обязанность экспедитора по перевозке грузов
- Кто такой водитель-экспедитор
- Должностная инструкция водителя-экспедитора
Обязанности и ответственность водителя экспедитора
Обязанности и ответственность водителя экспедитора.
Анализируя множественные поисковые запросы, по поводу обязанностей водителя — экспедитора, а также его материальной ответственности, складывается впечатление, что эти вопросы возникают у работника или работодателя, только в случае наступления какого либо, не лицеприятного события (хищение всего или части груза, грабеж, ДТП, мошенничество, недостача, повреждение груза и т.д).
В большей степени это касается работников, трудящихся на должности водителя — экспедитора, так как, юридическая служба большинства транспортно – экспедиционных компаний, компаний перевозчиков, не однократно в своей практике сталкивалась с такими вопросами, и прекрасно знает, как защитить свои права.
Анализируя множественные поисковые запросы, по поводу обязанностей водителя — экспедитора, а также его материальной ответственности, складывается впечатление, что эти вопросы возникают у работника или работодателя, только в случае наступления какого либо, не лицеприятного события (хищение всего или части груза, грабеж, ДТП, мошенничество, недостача, повреждение груза и т.д).
В большей степени это касается работников, трудящихся на должности водителя — экспедитора, так как, юридическая служба большинства транспортно – экспедиционных компаний, компаний перевозчиков, не однократно в своей практике сталкивалась с такими вопросами, и прекрасно знает, как защитить свои права.
Также, наблюдается тенденция, когда некоторые работодатели, работника, фактически трудящегося на должности обычного водителя, всячески, с помощью подписания \»разнообразных дополнительных соглашений\», стараются превратить в водителя – экспедитора, навесив на него полную материальную ответственность, при разумеется, сохранении зарплаты обычного водителя. И соответственно наоборот, работник, фактически исполняющий обязанности водителя – экспедитора, стремиться быть юридически оформленным как обычный водитель, тем самым снимая с себя материальную ответственность за груз, но при этом \»во все горло\» требуя прибавки к зарплате за экспедицию.
И совсем уже смешно выглядят, заявления со стороны водителя – экспедитора, о том, что : «а обязан ли я, исполнять обязанности грузчика, и тому подобное.., если это конкретно не прописано в трудовом договоре, или должностной инструкции?»
Итак, как должно быть по идее:
1) С водителем – экспедитором, в обязательном порядке заключается трудовой контракт.
2) С водителем – экспедитором, в обязательном порядке заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
3) Водителю – экспедитору, одновременно с подписанием трудового контракта и договора о полной материальной ответственности, должна быть предоставлена для ознакомления и подписи \»Должностная инструкция водителя — экспедитора\» разработанная с учетом нюансов работы данной, конкретной организации.
Остановимся более подробно на должностной инструкции.
Должностная инструкция водителя — экспедитора составляется для того, чтобы, предусмотреть в ней условия (разумеется, не противоречащие существующему законодательству), которые не были прямо предусмотрены в трудовом договоре, и фактически представляет собой, часть трудового договора, с конкретно прописанными должностными обязанностями работника, его правами и ответственностью за причиненный ущерб, требованиями к профессиональным знаниям работника.
Должностная инструкция водителя — экспедитора, составляется с учетом специфики и опыта трудовой деятельности данной конкретной компании (организации).
В типовой должностной инструкции для водителя – экспедитора, кроме граф о содержании транспортного средства в порядке и т.д, предусмотрены такие обязанности как: Строго выполнять распоряжения руководителя Предприятия; принимать грузы со складов; проверять целостность упаковки; контролировать наличие приспособлений для перевозки грузов, правильность погрузочно-разгрузочных работ, контролировать размещение и укладку груза; сопровождать грузы к месту назначения, обеспечивать необходимый режим хранения, обеспечивать сохранность груза при транспортировке; ежедневно вести путевые листы.
В должностных инструкциях, разработанных в конкретных организациях, могут добавляться, к примеру, такие обязанности, не противоречащие действующему законодательству — как:
1) Не оставлять автомобиль без присмотра, производить парковку в пределах прямой видимости или на охраняемых стоянках; всегда ставить автомобиль на сигнализацию выходя из салона автомобиля; блокировать все двери во время движения и стоянки;
2) Обеспечивать своевременную подачу автомобиля под загрузку.
3) Не подвозить посторонних лиц, не использовать транспортное средство в личных целях.
4) Производить погрузку, выгрузку и крепление груза.
5) Оформлять документацию, составлять акты недостачи и порчи груза.
6) Выполнять разовые служебные поручения руководства предприятия.
7) И другие обязанности, не противоречащие трудовому законодательству.
То есть обязанность водителя – экспедитора, участвовать в погрузке – выгрузке товара, вполне может быть прописана в должностной инструкции, а если этой графы нет, то она может быть добавлена, что не противоречит существующему законодательству.
Права водителя – экспедитора.
Что касается прав водителя – экспедитора, то здесь, обычно все кратко и емко. Водитель – экспедитор имеет право: требовать обеспечение нормальных условий труда; вносить предложения по вопросам входящим в его компетенцию; информировать о неисправностях техники, и недостатках в работе.
Материальная ответственность водителя экспедитора.
Водитель – экспедитор ответственен:
1) Как водитель – является материально ответственным лицом за используемое им автотранспортное средство, принадлежащее организации в которой он работает.
2) Как экспедитор — является материально ответственным лицом за экспедируемый им груз.
В должностных инструкциях ответственность прописывается тоже кратко и емко.
Водитель-экспедитор ответственен: За неисполнение, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (прописанных в должностной инструкции); за совершение в процессе своей деятельности правонарушений; за причинение материального ущерба.
Ответственность наступает в пределах, прямо установленных действующим административным, трудовым, гражданским и уголовным законодательством.
Говорить, о том, какая именно материальная ответственность ляжет на плечи водителя — экспедитора, можно только после проведения тщательного расследования (проверки), установления причинно – следственных связей, способствующих возникновению конкретного происшествия. (Хищение, повреждение части или всего груза, а также транспортного средства произошло в результате действий – бездействий самого водителя – экспедитора; или в результате противоправных действий третьих лиц; в результате ДТП и т.д. От того, как действовал водитель – экспедитор, какие предпринял меры для сохранения груза, была ли вызвана милиция, злоупотреблял ли спиртным или наркотическими веществами, исполнял ли все требования указанные в подписанной им должностной инструкции, и так далее, и так далее).
Вывод однозначен – если будет установлена вина водителя – экспедитора, материальная ответственность неизбежна. Окончательным установлением вины и размеров материальной ответственности занимается – суд.
С другой стороны, если каждый из участников конкретных трудовых отношений, а именно работодатель и водитель – экспедитор, честно и ответственно относиться к своим должностным обязанностям, катастрофических последствий, в результате различных происшествий в большинстве случаев удастся избежать.
Должностная инструкция водителя-экспедитора
1. Общие положения
1.1. Главной задачей водителя-экспедитора ( далее водитель) является управление одиночными транспортными средствами, принадлежащими компании, подача их под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов, сопровождение грузов к месту назначения.
1.2. Водитель непосредственно подчиняется начальнику Отдела логистики.
1.3. Водитель назначается и освобождается от должности приказом Генерального директора.
1.4. В своей деятельности водитель-экспедитор руководствуется законодательством РФ, приказами, распоряжениями, указаниями Генерального директора, Уставом фирмы, Политикой в области качества, правилами, инструкциями и др. документами, регулирующими работу водителя.
1.5. В соответствии со ст. 138 ТК РФ, ст. 11 Положения о материальной ответственности, Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, водитель-экспедитор является материально ответственным лицом, с которым заключается письменный договор о полной материальной ответственности.
1.6. Во время отсутствия водителя-экспедитора его обязанности выполняет другой водитель-экспедитор, назначенный начальником отдела логистики, который наделяется соответствующими правами, обязанностями и ответственностью за надлежащее выполнение функциональных обязанностей отсутствующего водителя — экспедитора.
2. Функциональные обязанности
Водитель-экспедитор выполняет следующие функциональные обязанности:
2.1. Управление одиночными автомобилями всех типов и марок.
2.2. Заполнение путевого листа
2.3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
2.5. Постановка его на отведенное место по возвращении из рейса.
2.6. Прием грузов со складов в соответствии с сопроводительными документами.
2.7. Проверка целостности упаковки (тары).
2.8. Погрузка, размещение и крепление груза в кузове автомобиля.
2.9. Обеспечение сохранности их при транспортировке.
2.10. Выгрузка и сдача доставленного груза, оформление приемо-сдаточной документации.
2.11. Участие в составлении актов и других документов на недостачу, порчу грузов и.т.п.
2.13. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
2.14. Содержание закрепленного автотранспорта и места для его стоянки в чистоте.
2.15. Выполнение разовых служебных заданий, поручений, указаний Генерального директора, заместителя генерального директора, начальника отдла логистики.
3. Права
Водитель-экспедитор имеет право:
3.2. Вносить на рассмотрение непосредственному руководителю предложения по вопросам, входящим в его компетенцию.
3.3. Требовать обеспечения нормальными условиями труда (исправным транспортным средством, средствами труда и т.д.).
3.4. Пользования утвержденными Генеральным директором Инструкциями, приказами, распоряжениями, Правилами и др. документами, регламентирующими работу водителя-экспедитора.
3.5. Информировать непосредственное руководство о выявленных неисправностях в работе вверенной ему техники, недостатках в работе.
4. Ответственность
Водитель-экспедитор несет ответственность:
Водитель-экспедитор несет полную (100%) материальную ответственность:
4.1. За необеспечение сохранности вверенных ему для перевозки материальных ценностей.
4.2. За некачественное и несвоевременное выполнение задач и обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.
4.3. За не использование и / или неправомерное использование предоставленных настоящей Инструкцией прав.
4.4. За несоблюдение законодательства РФ, Инструкций, приказов, распоряжений, Правил и др. документов, регулирующих работу водителя-экспедитора.
4.5. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.6. За порчу или небрежное отношение к хранению и использованию, хищение имущества фирмы, причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.7. За грубое, нетактичное отношение (поведение) при общении с персоналом и посетителями фирмы.
4.8. За сохранность документации и несоблюдение интересов фирмы, выдачу конфиденциальной информации, документации (коммерческой тайны) о фирме и ее клиентах третьим лицам.
4.9. За предоставление непосредственному руководству ложной или искаженной документации (информации).
5. Взаимодействие с подразделениями (отделами), должностными лицами
Водитель-экспедитор взаимодействует со всеми функциональными подразделениями(отделами) и должностными лицами компании в пределах своей компетенции.
С инструкцией ознакомлен, согласен, экземпляр на руки получил
____________________________(___________________________)
подпись Ф.И.О.
\»________\»________________200___г.
Экспедитор – интересная и довольно востребованная профессия, которая в наше время хорошо оплачивается. Узнайте, что входит в обязанности специалиста, какие к нему предъявляются требования при приеме на работу и где получить необходимое образование.
Средняя заработная плата: 58000 рублей в месяц
Рейтинг профессии
Востребованность 48% Оплачиваемость 52% Конкуренция 42% Входной барьер 45% Перспективы 62% Экспедитор – это специалист, который всегда найдет работу в производственной, торговой или транспортной компании. Мы каждый день видим сотни тысяч товаров в магазинах, киосках, бутиках и других торговых точках, но редко задумываемся, как они попадают от места изготовления к месту продажи. Именно экспедиторы отвечают за сохранность продукции, ее состояние, выбор кратчайших маршрутов перевозки и оформление документации.
История
У профессии «экспедитор» богатая история. В переводе с латыни expedire означает «сопровождать», что вполне соответствует названию специальности. Есть официальные подтверждения тому, что такой вид деятельности зародился вместе с внешней торговлей. Упоминания о нем встречаются в документах XI–XII века. В XV-XVI столетиях профессия получила мощный толчок к развитию, так как торговля процветала.
В это время стали появляться целые экспедиционные компании. Об этом существуют официальные документальные записи.
В наше время специальность не потеряла актуальности, скорее, наоборот. Открываются новые торговые и транспортные фирмы, деятельность которых предполагает обязательное наличие в штате экспедитора.
Кто такой экспедитор
В классическом варианте профессии экспедитор – это своеобразный «штурман», который сидит на пассажирском сидении рядом с водителем, контролирует маршрут и отвечает за сохранность транспортируемого товара. Его основная задача – сопровождать грузы. Но он может ездить в отдельной машине, которая следует за грузовиком или даже колонной, перевозящей товар.
Сегодня есть несколько разновидностей этой профессии:
- Экспедитор-водитель. Такой специалист не только отвечает за товар, но и должен самостоятельно его транспортировать. Как правило, на такую должность принимают кандидатов с водительским удостоверением категории В, С и/или D .
- Экспедитор-логист. В обязанности этого специалиста входит не только следование по маршруту, но и его выбор. Необходимо определить, как можно доставить груз из точки А в точку В максимально быстро и с минимальными затратами.
- Международный экспедитор. Из названия понятно, чем занимается специалист. Он сопровождает грузы за границу, поэтому должен ориентироваться в таможенном праве, знать основы страхования и другие нюансы перевозок на дальние расстояния.
Больше всего востребована профессия экспедитора-водителя. Эти многофункциональные специалисты работают, как правило, в пределах одного города или района. За день они могут развезти товары сразу по десяткам торговых точек.
В чем заключается работа
Обязанности экспедитора могут быть самыми разнообразными. Их специфика и количество зависят от масштабов компании, ее профиля и дальности перевозок. В основной функционал входят:
- доставка товаров в определенные договорами сроки;
- обеспечение сохранности груза, его пригодности для реализации или использования;
- составление выгодных с технической точки зрения маршрутов;
- организация и контроль оказания услуг по приему, перевозке и отгрузке товаров согласно указанным в договоре нормам;
- заключение договоров с перевозчиками;
- контроль и обеспечение фрахтования транспортных средств;
- обеспечение контроля экспедиторской маркировки товаров и пломбирования транспортных средств, помещений для хранения;
- контроль выполнения отгрузки и погрузки;
- оформление таможенных деклараций и других документов для таможенной очистки грузов, товарно-транспортных деклараций и т. д.
Если экспедитор сам ведет транспортное средство, он обязан отлично знать все маршруты, ориентироваться во времени приема товаров. Например, если груз быстро портится, доставить его нужно в первую очередь. Это касается, в частности, продуктов питания.
Иногда в обязанности специалиста также включают погрузку и отгрузку товара. Так обычно делают работодатели, которые хотят сэкономить на персонале.
Требования работодателей
Поскольку экспедитор является многофункциональным специалистом, критерии отбора при приеме на работу довольно серьезные. Чаще всего в вакансиях указывают следующие требования:
- наличие водительского удостоверения (иногда – собственного авто);
- знание нормативно-правовых документов, действующих тарифов и налогов на перевозки;
- умение разбираться в типах подвижного состава;
- знание технологий организации транспортно-экспедиционного обслуживания;
- владение иностранными языками (для экспедиторов-международников).
Кроме того, экспедитор должен хорошо разбираться в транспортируемых товарах. Ему нужно знать их сроки хранения, уметь прогнозировать, как они будут реагировать на перевозку.
В зависимости от специфики компании к специалистам могут предъявляться и другие требования. Например, знание таможенного и страхового законодательства, если грузы сопровождаются за границу.
Где учиться
В большинстве компаний местного уровня к документам об образовании не предъявляют особых требований. Иногда, чтобы получить должность, достаточно окончить обычную среднюю школу.
Если стоит задача устроиться на работу в компании международного уровня, придется позаботиться о получении диплома о среднем техническом или высшем образовании. Ценятся соискатели с логистическим и экономическим образованием.
Учиться на экспедитора можно во многих высших учебных заведениях России. В качестве примера несколько вузов:
- Самарский государственный университет путей сообщения;
- Южно-Уральский государственный университет;
- Каспийский институт речного и морского транспорта;
- Волгоградский государственный технический университет;
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
- Российский университет транспорта (МИИТ).
Кроме того, в крупных городах России проводят специализированные курсы, на которых можно пройти профессиональную переподготовку или повысить квалификацию.
Экспедиторам-международникам нужно знать как минимум один иностранный язык, а лучше несколько, чтобы коммуницировать с участниками процесса перевозки грузов. Чем больше языков в активном запасе, тем проще трудоустроиться и выше зарплата.
Кому подходит
Экспедитор – это не только контролер. Он должен быть немного актером, немного психологом, немного дипломатом, немного менеджером. Ведь в процессе транспортировки товаров приходится общаться со многими людьми и часто решать нестандартные вопросы.
Именно по этой причине экспедитор должен обладать целым набором личных качеств:
- стрессоустойчивость;
- умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- хорошее знание географии;
- высокий уровень коммуникабельности;
- крепкое здоровье;
- умение брать ответственность за принятые решения.
Такими качествами в основном обладают мужчины. Поэтому на эту должность их берут чаще, чем женщин. Однако обычными экспедиторами, сопровождающими водителей, могут работать и представительницы прекрасной половины человечества.
Заработная плата
Средний оклад экспедитора по России колеблется в пределах 55 тысяч рублей. В больших городах он будет выше. Например, в Москве – от 60 до 65 тысяч рублей.
Водитель-экспедитор получает немного больше, чем обычный специалист – порядка 58 тысяч рублей. Заработок также зависит от опыта работы.
На уровень оклада влияет и территория перевозок. Экспедиторы-международники могут получать от 100 тысяч рублей в месяц. А вот если транспортировка осуществляется в границах одного города или области, можно получать до 60 тысяч рублей.
Возможности карьерного роста
Получить должность экспедитора в небольшой компании вовсе не сложно. Иногда для этого даже не требуется опыт работы. Однако если вы рассчитываете на карьерный рост, придется пройти курсы повышения квалификации и зарекомендовать себя как ответственный сотрудник. В перспективе можно стать заведующим складом или перейти в отдел логистики.
Больше всего возможностей – в международных компаниях. В них хорошие сотрудники за короткий срок дорастают до топ-менеджеров, но для этого за плечами должно быть высшее образование.
Даша Пащенко
«Экспедитор обязанности» – такой вопрос может возникнуть у каждого человека, который подыскивает себе новую работу и заинтересовался вакансией «водитель-экспедитор». И правда, оплата труда у работников, занятых на этой должности, неплохая, условия труда приемлемые. А что входит в круг обязанностей водителя-экспедитора, закрепленных в должностной инструкции? Как написать резюме на вакансию? Ответы на эти вопросы узнаете из нашей статьи.
Должностная инструкция водителя-экспедитора
Скачать должностную инструкцию экспедитора
Должностная инструкция экспедитора обычно состоит из четырех глав:
- общих положений;
- обязанностей экспедитора;
- его прав;
- ответственности за ненадлежащее исполнение (неисполнение) должностных обязанностей водителя-экспедитора.
Образец должностной инструкции водителя-экспедитора выглядит следующим образом:
Общие положения
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Закрепляют общие требования к должности (возраст, стаж вождения, к какой категории работников данная должность относится, специальные знания, которыми должен обладать работник и т. п.). Здесь же пишется, на каких условиях работник принимается на должность и освобождается от нее.
Должностные обязанности водителя-экспедитора
К должностным обязанностям водителя-экспедитора относятся:
- обеспечение сохранности автомобиля и вверенного груза;
- своевременное прохождение медицинских комиссий;
- прохождение технических осмотров автомобиля;
- ведение путевых листов;
- наблюдение за правильностью осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
- оформление документации по приему и сдаче груза;
- соблюдение условий перевозки и хранения вверенного груза;
- соблюдение требований к гигиеническому состоянию автомобиля.
В обязанности входит и своевременное информирование руководства о поломках, аварийных и иных нестандартных ситуациях, которые возникли в период работы, исполнение поручений непосредственного руководителя.
Права водителя-экспедитора:
- принимать решения в пределах своей компетенции;
- требовать исполнения ПДД;
- требовать создания нормальных условий труда;
- представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы;
- получать полную информацию об объеме и условиях выполнения работы и т. д.
Ответственность водителя-экспедитора
Работник несет ответственность за:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;
- нарушение трудового распорядка, внутренних нормативов организации в соответствии с действующим законодательством.
Обязанности водителя-экспедитора для резюме
Резюме водителя экспедитора пишется точно так же, как и любое другое резюме. Примерный образец резюме водителя экспедитора выглядит так:
Подпишитесь на рассылку
«Иванов Владимир Сергеевич, 1980 года рождения. Женат, есть сын.
Образование высшее, обучался в Государственном техническом университете по специальности инженер-энергетик. Закончил обучение в 2002 году.
Имею водительское удостоверение с открытыми категориями В, С и D. Водительский стаж 15 лет.
С 2002 по 2010 год работал инженером-энергетиком в ООО «Стройсервис». С 2010 по сегодняшний день работаю водителем-экспедитором в ООО «Ромашка».
Говоря о личных качествах, могу отметить ответственность, организованность, коммуникабельность. Не судим, вредных привычек не имею».
Необходимо отметить также такой аспект, как обязанности водителя экспедитора для резюме. В случае если вы уже работали по данной специальности, то в этой деловой бумаге можно отразить перечень ваших должностных обязанностей на прошлой работе. Это позволит потенциальному работодателю наиболее полно оценить ваши возможности и, вероятно, увеличит шансы на получение желаемой должности и высокой заработной платы.
Обязанность экспедитора по перевозке грузов
Обязанность экспедитора по перевозке грузов является основной. Подводя итоги сказанному ранее, напоминаем: чтобы обеспечить сохранность вверенных ему товарно-материальных ценностей, водитель-экспедитор обязан знать, какой груз он везет.
В обязанности экспедитора также входит контроль над соблюдением оптимальных условий погрузки, над правильной разгрузкой.
Груз экспедитор получает после оформления документов, которые подтверждают принятие им товарно-материальных ценностей. В период между приемкой, доставкой к месту назначения и документально подтвержденной передачей груза конечному получателю водитель-экспедитор несет материальную ответственность за груз.
Еще одной особенностью данной работы является то, что водитель должен совместно с руководителем (логистом) составить маршрут следования, оптимально соответствующий особенностям погодных условий, требованиям экономии и целесообразности.
Скачать бесплатно должностную инструкцию водителя-экспедитора
Кто такой водитель-экспедитор
На первый взгляд кажется, что водитель-экспедитор это две (а иногда три) должности за одну зарплату. Рациональное звено в таком подходе есть. Помимо собственно перевозки, такой сотрудник отвечает и за оформление сопроводительных документов, а иногда за погрузку и разгрузку грузов. Но с другой стороны, именно такой подход помогает работодателю не раздувать штат и экономить фонд оплаты труда, а работнику — иметь полную загруженность и, соответственно, достойное вознаграждение. Чтобы избежать недопониманий с сотрудниками, их конкретные обязанности целесообразно сразу закрепить в трудовом договоре и должностной инструкции.
Должностная инструкция водителя-экспедитора
Разобраться, что входит в обязанности водителя-экспедитора в конкретной организации, поможет такой локальный документ как должностная инструкция. Она состоит из нескольких разделов.
Общие положения
В этом разделе фиксируются требования, предъявляемые к квалификации и знаниям сотрудника, а также отражается, кому и в каком порядке он подотчетен.
Обычно шофер подчиняется руководителю структурного подразделения «гараж» (транспортный цех, транспортный участок), главному механику (главному инженеру) или непосредственно директору предприятия.
К кандидату на должность водителя-экспедитора предъявляются следующие требования:
- Наличие водительского удостоверения с правом работы по найму.
- Наличие водительского стажа. Чем опаснее грузы, которые следует перевозить, тем более опытным должен быть шофер.
- Знание правил дорожного движения, перевозки грузов, транспортировки людей и животных и других необходимых нормативных актов, устройства автомобиля, правил ухода за кузовом и салоном, порядка проведения технического обслуживания автомобиля и пр.
Если планируется вменить водителю и обязанности по экспедиции грузов, то к нему могут быть предъявлены дополнительные требования:
- Знание порядка приема и сдачи, условий перевозки и хранения грузов.
- Умение работать с бухгалтерской и иной сопроводительной документацией и пр.
Функции
Функции водителя экспедитора состоят в следующем:
- Правильная эксплуатация автомобиля, в том числе техническое обслуживание и мелкий ремонт.
- Обеспечение сохранности, а также прием, доставка и передача вверенных материальных ценностей.
Обязанности
Если поинтересоваться, каковы обязанности шофера-экспедитора, осуществляющего перевозку продуктов или, скажем, пиломатериалов, или денежных средств, то можно увидеть, что они несколько отличаются. Это закономерно, ведь они во многом определяются спецификой деятельности предприятия. Но есть и общие моменты для все сотрудников, выполняющих функции по транспортировке грузов.
К ним можно отнести следующие обязанности:
- Прохождение медицинских осмотров.
- Обеспечение пригодного к эксплуатации технического состояния автомобиля, его чистку, обслуживание и ремонт.
- Контроль и участие в погрузке и разгрузке грузов, размещении его в кузове, обеспечение сохранности в пути.
- Оформление сопутствующей документации.
- Закупка топлива и горюче-смазочных материалов, запасных частей.
- Разработка наиболее удобных маршрутов следования, ведение путевых листов.
Чем подробнее прописаны обязанности в должностной инструкции, тем меньше недопониманий с сотрудником возникнет в процессе его профессиональной деятельности. Описание функционала водителя в должностной инструкции может выглядеть, например, так:
Права
Права работников закреплены в ТК РФ. К ним можно отнести право:
Кроме этого шофер имеет право:
Ответственность
Любой сотрудник, в том числе шофер, несет дисциплинарную ответственность за нарушение норм и правил, принятых в организации в рамках ст. 192 ТК РФ. Ему можно объявить замечание или выговор, а при повторении проступка и уволить.
За несоблюдение ПДД водитель ТС, в том числе принадлежащего юридическому лицу, как и любой участник движения, может быть наказан как административно (гл. 12 КоАП РФ), так и уголовно (при серьезных нарушениях) в порядке, предусмотренном УК РФ
Также с водителем может быть заключен договор полной материальной ответственности. В соответствии со ст. 243 ТК РФ и абзацем 4 Перечня должностей, такое соглашение можно оформить с «агентами по заготовке и(или) снабжению, экспедиторами по перевозке и другими работниками, осуществляющими получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей».
Однако существует и другая трактовка перечня, в соответствии с которой договор полной индивидуальной материальной ответственности можно заключить только с экспедитором как лицом, непосредственно обслуживающим денежные средства и материальные ценности, но никак не с водителем. В связи с этим возникает закономерный вопрос: можно ли экспедитору вменить обязанности водителя?
В целом законодательство РФ не содержит запрета на такое действие. Руководитель организации вправе сам решать, кого из своих сотрудников какими функциями наделить. Однако это возможно только в том случае, если экспедитор имеет водительские права и соответствует иным требованиям, предъявляемым к водителям, а работодатель готов проводить все необходимые для обеих должностей мероприятия (медосмотры, инструктажи и пр.).