Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Вопросы на автотехническую экспертизу

24.07.2020 by admin

Содержание

  • В рамках автотехнической экспертизы возможно ответить так же на следующие вопросы:
  • Проблемы и ошибки при назначении экспертизы
  • Задачи автотехнической экспертизы при ДТП
  • Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП
    • Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП
    • Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы
  • Что это такое, что она устанавливает и чем регулируется?
  • Виды независимого исследования технического состояния машины
    • По составу участников
    • По очередности проведения
    • В зависимости от объектов
      • Определение исправности транспортного средства
      • Определение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
      • Техническое состояние дороги
    • В зависимости от ведомственной принадлежности организации
  • Кто проводит?
  • Какие вопросы задать эксперту после столкновения автомобилей?
  • Пошаговая инструкция
    • Проведение в частном порядке
    • Административное расследование
    • Судебное разбирательство
      • Как написать ходатайство о назначении проверки?

В рамках автотехнической экспертизы возможно ответить так же на следующие вопросы:

1. Имеются ли на автомобиле признаки внесения изменений в конструкцию транспортного средства?

2. Имеются ли на автомобиле наличие устройств, не предусмотренных заводом изготовителем?

3. Если такие устройства или изменения в конструкции имеются, будет ли установка таких устройств или внесение изменения в конструкцию транспортного средства отвечать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720 г. Москвы «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»?

4. Если такие устройства или изменения в конструкции имеются, будет ли установка таких устройств или внесение изменения в конструкцию ТС соответствовать требованиям Правил дорожного движения РФ, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасность транспортных средств?

В рамках автотовароведческой экспертизы возможно решение следующих вопросов:

1.Какова стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате ДТП, произошедшего (дата)?

Суду, назначившему экспертизу, либо лицу, заявившему ходатайство о назначении экспертизы, необходимо конкретизировать дату, на которую нужно определять стоимость (на дату ДТП, либо на день проведения экспертизы).

Так же необходимо указать, какую из стоимостей необходимо определять:

— стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате ДТП по данным официального дилера;

— среднерыночную стоимость;

-стоимость в конкретной организации.

2. Какова стоимость восстановительного ремонта с учётом стоимости ремонта скрытых повреждений?

3. Какова стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате ДТП, с учётом износа (либо без учёта износа)?

Вопросы на разрешение экспертизы, связанные с наездами на пешеходов:

1. С какой скоростью двигалось ТС-1 в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в ИД длины следа торможения на юз.

2. Какой остановочный путь имеет ТС-1 в условиях места происшествия.

3. На каком расстоянии от места наезда находилось ТС-1 в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД.

4. Располагал ли водитель ТС-1 технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД, или появлении его из-за ТС-2.

5. Имел ли возможность потерпевший выйти за пределы полосы движения автомобиля, если бы водитель своевременно применил торможение, при том же темпе движения пешехода.

6. Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель автомобиля в данной дорожной ситуации и соответствовали его действия с технической точки зрения требованиям ПДД.

Вопросы на разрешение экспертизы при расследовании ДТП, связанных с столкновением транспортных средств:

2. На каком удалении находилось ТС-1 от места столкновения в момент начала движения ТС-2 через перекресток (или выезда на его полосу в момент обгона или объезда ТС-3 или в момент возникновения опасности?

3. Каков остановочный путь ТС-1 в данной ДТС при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, установленной экспертом или (следствием)?

4. Имел ли водитель ТС-1 техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент (указать момент возникновения опасности или в момент обнаружения опасности в зоне видимости)

5. Имел ли техническую возможность (успевал ли) водитель ТС-2 выехать за пределы полосы движения ТС-1, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости.

6. Какими пунктами Правил должен был руководствоваться водитель ТС-1 в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям ПДД.

7. Какова с технической точки зрения причина данного происшествия и не находятся ли в причинной связи действия водителя ТС-1 или ТС-2 с данным происшествием.

При столкновении ТС в отдельных случаях следствию есть необходимость в решении вопросов по транспортной трасологии:

1. Каков механизм столкновения ТС-1 и ТС-2?

2. Каков угол взаимного расположения ТС-1 и ТС-2 в момент столкновения?

3. Где относительно границ проезжей части находится место столкновения ТС-1 и ТС-2?

Для этой цели необходимо кроме указанных ИД представить для осмотра оба транспортных средства с повреждениями без их искажения при транспортировке и хранении до момента осмотра.

Вопросы на разрешение экспертизы при расследовании ДТП, связанных с потерей устойчивости ТС с ударом о препятствие, столкновением и т.п.:

1. Какова критическая скорость автомобиля на повороте с данным радиусом?

2. Возможно ли опрокидывание или занос на повороте с данным радиусом на указанной скорости и указанной загрузке?

3. Какова причина потери устойчивости транспортного средства, не вызвано ли это техническим состоянием ТС, дорожными условиями или действиями водителя по управлению ТС.

4. Какими пунктами ПДД следовало руководствоваться водителю в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям Правил с технической точки зрения.

При наличии указанных ИД экспертом могут быть решены следующие вопросы, при расследовании ДТП, связанных с маневрированием транспортного средства (в процессе обгона):

2. Каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении.

3. Соответствовали ли действия водителя автомобиля (совершающего обгон)… требованиям ПДД и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

4. Соответствовали ли действия водителя обгоняющего автомобиля и встречного автомобиля требованиям Правил дорожного движения.

При исследовании технического состояния ТС экспертом могут быть решены следующие вопросы:

1. По рулевому управлению ТС:

— каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля ….. на момент осмотра; соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям ПДД;

— могли ли данные неисправности привести к потере управляемости ТС в условиях данного происшествия;

— если неисправность возникла до ДТП, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства.

2. По рабочей тормозной системе ТС:

— работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля ……..; соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям ПДД;

— если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ;

— если отказ произошел до ДТП, то не является ли это причиной данного происшествия.

3. По ходовой части ТС:

— каково техническое состояние узлов ходовой части ТС;

— могли ли данные повреждения возникнуть до ДТП и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

Вопросы для экспертизы согласовываются с экспертом при расследовании ДТП, связанных с исследованием деталей ТС (металлографическое исследование, исследование резинотехнических изделий).

По автолампам эксперту могут быть поставлены вопросы:

— горела или нет электролампа в момент разрушения колбы (или в момент столкновения);

— какой свет ближний или дальний был включен в электролампе в момент разрушения колбы (или в момент столкновения).

На разрешение эксперта ставятся вопросы при расследовании ДТП, связанных с проверкой показаний:

Совместными объектами исследования являются:

— одежда и телесные повреждения;

— масштабные фотоснимки мест повреждения транспортного средства;

— транспортное средство с повреждениями, соответствующие моменту ДТП;

— протокол осмотра места ДТП с масштабной схемой.

Данный вид исследования проводится наряду с другими вопросами, указанными в постановлении, при исходных данных, изложенных выше.

Следует также сказать, что для разрешения названных вопросов, наряду с экспертами автотехниками и судебными медиками, привлекается к исследованию одежды и обуви эксперт трасолог.

Судебная экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств назначается в граж­данском процессе и уголовном процессе по делам о транспорт­ных и воинских преступлениях.

Научной базой судебной экспертизы дорожно-транспорт­ных происшествий и транспортных средств (далее — ДТП и ТС) является отрасль экспертного знания, направленная на изучение закономерностей, относящихся к техническому со­стоянию транспортных средств, механизму ДТП, дорожной обстановке на месте происшествия и действиям участников ДТП.

Предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП и ТСявляются обстоятельства дела, связанные с установлением:

события ДТП;

механизма ДТП;

дорожной ситуаций на момент ДТП;

фактических и должных действий участников ДТП,

технического состояния ТС и его соответствия техничес­ким правилам безопасности движения и эксплуатации.

Объектами судебной экспертизы ДТП и ТС являются:

транспортные средства (автомобили, мотоциклы, моторол­леры, мопеды, мотоколяски, трамваи, троллейбусы, тракторы и иные самоходные механизмы, прицепы и полуприцепы, ве­лосипеды); системы, агрегаты, узлы, детали ТС и их части;

место ДТП;

психофизиологические процессы водителя ТС;

материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к пред­мету экспертного исследования.

На настоящем этапе развития экспертного знания ДТП изу­чается как предельное состояние системы «водитель — автомо­биль — дорога — среда движения» (ВАДС), характеризующееся прекращением ее нормального функционирования. Для объ­ективного установления причин ДТП и факторов, их вызыва­ющих, требуется комплексное исследование всех указанных элементов, определение состояния каждого из них в статике, а также оценка их структурных взаимосвязей в динамике.

ДТП рассматривается как длящийся многоэтапный процесс, а его механизм анализируется как совокупность дискретных событий-элементов, каждое из которых вносит вклад в разви­тие события ДТП в целом. При этом в структуре ДТП выделя­ются семь основных стадий: 1) исходная стадия развития про­исшествия; 2) начальная стадия; 3) возникновение опасной до­рожной ситуации; 4) ответное реагирование системы дорож­ного движения; 5) управляемая аварийная обстановка; 6) не­управляемая аварийная обстановка; 7) финальная стадия с фиксированными последствиями.

Методика судебной экспертизы ДТП и ТС основана на ме­тодах криминалистики, а также механики, физики, математи­ки, биологии, психологии и ряда других наук.

С учетом разнообразия задач и объектов судебной экспер­тизы обстоятельств ДТП и ТС она подразделяется на следую­щие виды: судебно-экспертное исследование обстоятельств до­рожно-транспортного происшествия; судебно-экспертное транспортно-трасологическое исследование; судебно-эксперт­ное исследование транспортных средств.

Судебно-экспертное исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Предмет экспертного исследования определяется ситуацией ДТП, которая может быть следующей:

столкновение движущихся ТС;

наезд ТС на неподвижный объект;

наезд ТС на пешехода;

занос, опрокидывание ТС.

С учетом ситуации ДТП судебная автотехническая экспер­тиза проводится с целью установления: соответствия дейст­вий участников ДТП в сложившейся дорожно-транспортной ситуации техническим требованиям Правил безопасности дви­жения и эксплуатации ТС; механизма происшествия с уче­том конкретной сложившейся обстановки; наличия или от­сутствия у водителя технической возможности предотвраще­ния ДТП.

Объектами экспертизы обстоятельств ДТП являются пре­имущественно материалы уголовного дела — протоколы осмот­ра места происшествия и ТС, протоколы следственого экспе­римента, заключения по результатам проведения экспертизы состояния ТС и т.п.

Типовые вопросы, ставящиеся на разрешение судебной авто­технической экспертизы:

1. С какой скоростью двигалось ТС к моменту начала тор­можения?

2. Какова должна быть безопасная скорость ТС по усло­виям видимости дороги или по условиям его устойчивости на

повороте?

3. Какой остановочный путь имеет ТС в условиях места про­исшествия?

4. Какое время необходимо для остановки ТС в данных до­рожных условиях?

5. На каком расстоянии находилось ТС от места наезда (столкновения) в определенные моменты: начала движения пе­шехода по проезжей части дороги; появления пешехода в поле видимости водителя из-за неподвижного или подвижного пре­пятствия; реагирования водителя с последующим применени­ем торможения; выезда другого ТС на проезжую часть пересе­каемой дороги; начала торможения впереди идущего ТС; заго­рания определенного сигнала светофора и т.д.?

6. Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд (столкновение) в конкретный момент вре­мени путем торможения с момента возникновения опасности для движения при фактической и безопасной для данных дорожных условий скорости движения, в зависимости от на­правления начала движения препятствия, движущегося в по­путном, встречном направлении или пересекающим путь движения ТС?

7. Располагал ли водитель возможностью осуществить без­опасный объезд подвижного или неподвижного препятствия?

8. Какова должна быть величина безопасного интервала меж­ду ТС при их движении в попутном или встречном направле­нии?

9. Какова должна быть безопасная дистанция между ТС в условиях места происшествия?

В соответствии с требованием повышения эффективности судебной автотехнической экспертизы на настоящий момент наиболее совершенными являются методики экспертного авто­технического исследования на основе средств компьютерной технологии. В Центре судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан создана и используется ком­пьютерная программа НАСТ (разработчики Ю.Д. Кисляков и С.А. Смирнов), которая позволяет в автоматизированном ре­жиме решать практически все задачи, охватывающие современ­ные возможности судебной автотехнической экспертизы.

Подготовка материалов для назначения судебной экспер­тизы по исследованию обстоятельств ДТП имеет ряд особен­ностей.

В постановлении или определении о назначении экспер­тизы должны быть указаны следующие основные исходные дан­ные: состояние проезжей части (ее ширина, тип покрытия, на­личие и величина уклонов); тип и техническое состояние транс­портного средства, его загруженность; скорость и направле­ние движения пешехода, расстояние, пройденное им до места наезда по проезжей части дороги и в поле видимости водите­ля; скорость и направление движения транспортного средства или величина его тормозного следа; какой частью и на каком расстоянии от начала тормозного следа транспортного средст­ва сбит потерпевший; радиус поворота дороги, координаты места происшествия (наезда, столкновения и т.п.); место расположения осколков стекол, осыпавшейся грязи и т.п.; ви­димость и обзорность дороги с места водителя; момент, когда водитель должен был и мог предвидеть препятствие (если этот момент установлен следствием, судом).

На разрешение судебной экспертизы не должны ставиться вопросы о том, какие требования Правил дорожного движения нарушил водитель или пешеход, о непосредственной (ос­новной, главной) причине дорожно-транспортного происше­ствия, о моменте, когда водитель должен был и мог предвидеть препятствие, а также вопросы, относящиеся к оценке доказа­тельств и юридической квалификации преступления, о нали­чии или отсутствии вины водителя (пешехода).

Вместе с постановлением или определением о назначении судебной экспертизы по исследованию обстоятельств ДТП в распоряжение эксперта следует представить:

протокол осмотра места дорожно-транспортного происше­ствия;

масштабную схему дорожно-транспортного происшествия;

протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

протокол следственного эксперимента, если он произво­дился;

протоколы допросов свидетелей и участников ДТП.

В протоколе осмотра места ДТП должны содержаться дан­ные о характере и типе дорожного покрытия, о ширине и со­стоянии проезжей части и обочин дороги, наличии кюветов, величине угла подъема или крутизне спуска и радиусе поворо­та; наличии дорожных сигнальных знаков и способе регулиро­вания движения; месторасположении тормозного следа, его длине и характере (юз или след качения заторможенного ко­леса), точке наезда, месте столкновения, их привязке к эле­ментам дороги и других неподвижных ориентиров; наличии следов крови, тормозной жидкости, масла, а также осколков стекла и других отделившихся от ТС деталей; об обстоятельст­вах, при которых были обнаружены и изъяты вещественные доказательства; направлении движения автомобиля до столк­новения, в момент столкновения и после него; о характере, форме и размерах повреждений, возникших на предметах до­рожной обстановки; видимости дорожного полотна из каби­ны водителя.

К протоколу осмотра места дорожно-транспортного про­исшествия прилагаются фотоснимки, сделанные на месте про­исшествия по правилам судебной фотографии (ориентирующие, обзорные, узловые, детальные).

В схеме дорожно-транспортного происшествия требуется указать: точное положение транспортных средств относительно элементов дороги и предметов (неподвижных ориентиров) до­рожной обстановки; размеры и положение следов торможе­ния, иных следов и вещественных доказательств; положение потерпевшего и транспортных средств, данные, характеризую­щие дорогу, в частности, вид дорожного покрытия (бетон, ас­фальт, булыжник) и его состояние (сухой, мокрый, загряз­ненный, гололед, снежный покров); наличие и место располо­жение дефектов пути; профиль пути с указанием точной величины угла подъема или спуска, радиус поворота; ширина проезжей части, обочин, кюветов и характеристика внешнего окружения дороги, обзорности, видимости, наличие предме­тов, ограничивающих ее, и их точное месторасположение; раз­мещение дорожных знаков.

В протоколе осмотра и проверки технического состояния транспортного средства должны быть отображены: полная ха­рактеристика технического состояния тормозной системы, ру­левого управления, ходовой части, приборов освещения и сиг­нализации автомобиля, буксирного и седельного устройства автопоездов, а также другого дополнительного оборудования; описаны все основные параметры, характеризующие состоя­ние агрегатов (узла), такие, как величина максимального за­медления или тормозного пути, полученного при эксперимен­тальном торможении на твердом покрытии, величина люфта рулевого управления, наличие люфтов в шарнирах тяг, вели­чина давления воздуха в шинах, падение давления воздуха в пневмосистеме и при неисправностях необходимо указать, в чем они заключаются.

Для целей содействия сотрудникам органов дознания и предварительного следствия в процессе назначения судебной автотехнической экспертизы Ю.Д. Кисляковым и С.А. Смир­новым разработана компьютерная программа ПОСТ, позво­ляющая правильно оформлять постановление и иные материа­лы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Проблемы и ошибки при назначении экспертизы

Как правило, следователи и суды знают, когда, как и для чего нужно назначить автотехническую экспертизу. Сказывается профессиональный уровень и опыт. Аналогичное можно сказать об адвокатах и юристах, которые специализируются на делах о ДТП и представляют интересы клиентов на следствии и в суде. Но вот непосредственные участники аварий, в подавляющем большинстве, абсолютно не знают, какое значение может иметь в их деле автотехническая экспертиза.

Многие думают: назначил следователь или суд экспертизу, походатайствовал об этом адвокат – значит это для чего-то нужно, значит так положено. Такая позиция – недопустима. Никто не заинтересован в исходе дела больше, чем непосредственный участник ДТП. Да, у вас, скорее всего, не хватает нужных знаний, у вас стрессовое состояние и вам не до активного участия в процессе. Но у вас есть, должен быть профессиональный представитель – юрист или адвокат. И необходимо активно с ним контактировать и взаимодействовать, задавать вопросы и вникать в ход расследования или судебного разбирательства, настаивать на производстве экспертизы, которая, возможно, станет вашим единственным козырем для выигрыша дела или смягчения ответственности. Ваша судьба – в ваших руках.

Вторая проблема и ошибка – излишняя самоуверенность. Этим страдают как участники аварии, так и их представители. Вы можете быть трижды правы, но пока не докажете свою правоту в суде, ваша правда ничего не стоит. И как здесь не напомнить, что автотехническая экспертиза – одно из ключевых, а нередко – единственное доказательство в делах о ДТП. В судебных процессах важна каждая мелочь. Один судья посмотрит на дело так, другой – иначе. Один посчитает нужным самому назначить экспертизу, а другой – будет ждать от участников дела активных действий. Автотехническая экспертиза не бывает лишней, поэтому если есть хоть единственный шанс с ее помощью доказать вашу невиновность или, напротив, привлечь виновного к ответственности – воспользуйтесь им.

И, наконец, третья серьезная ошибка – назначение автотехнической экспертизы без должной подготовки. Это проявляется в следующем:

Первое. Экспертиза назначается ради экспертизы, как формальность, без четких целей и задач. В этой ситуации вы получите либо некий безотносительный к конкретике дела результат, либо заключение, которое не станет сильным доказательством, либо, того хуже, доказательство против вас. Впрочем, возможно, и угадаете, но не факт. Формальный подход к экспертизе – это всегда непредсказуемый результат. Правильный подход – понимание, зачем проводится экспертиза, что она может дать, как потом использовать ее результаты в доказывании. Назначение экспертизы – тактический прием в стратегии ведения дела, ее результат – мощное оружие в цепочке доказательств. Нужно относиться к этому именно так.

Второе. Формулировка типовых вопросов. Это может быть следствием первой ошибки, но может быть и следствием отсутствия нужных знаний. Сегодня не составляет труда найти нужную информацию по вопросам для автотехнической экспертизы или сразу образцы постановлений о назначении автотехнической экспертизы. Проблема в том, что массовое распространение получили именно типовые вопросы, и вы рискуете попасться на них. Результат – может, угадаете с содержанием и формулировкой вопросов, но, может, и нет. Не бывает абсолютно одинаковых ДТП, любая автотехническая экспертиза исследует конкретную, а не некую типовую ситуацию, поэтому вопросы при назначении автотехнической экспертизы определяются в индивидуальном порядке исходя из целей и задач назначаемого исследования.

Третье. Формулировка вопросов абы как, по принципу «больше – не меньше». Такой подход, возможно, и даст неплохой результат, но будьте готовы к тому, что цена и сроки исследования увеличатся кратно.

Четвертое. Неготовность материалов для исследования, ошибки, неполнота. Этим страдают те, кто плохо разбирается в автотехнических экспертизах и особенностях их назначения, и те, кто формально или невнимательно подошел к предстоящему исследованию. Как правило, материалами для исследований выступают документы из материалов дела: протоколы осмотра места происшествия, схема ДТП, протокол осмотра/проверки транспортного средства и его технического состояния, справки по ДТП, видео, фотоматериалы, объяснения, допросы, заключения других экспертиз, например, судебно-медицинской или трассологической, которые, среди прочего, определяют механизмы образования телесных повреждений и повреждений на транспортном средстве или иных объектах. Необходимые к представлению материалы определяются лицом, которое назначает экспертизу. Но участники процесса вправе в своем ходатайстве указать на перечень материалов, которые они считают необходимыми к направлению на исследование. Избежать ошибок помогает следование простому правилу: не знаете или не уверены, что нужно отправлять на экспертизу, обсудите этот вопрос с экспертом.

В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.

Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.

По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

  1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

  2. Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

    Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

    Статьи в помощь:

    Ответственность и наказание за оставление места ДТП

    Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

    Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

    В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

    Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

    Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

    Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

Статьи в помощь:

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Независимая экспертиза после ДТП

Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП

По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.

В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.

Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.

Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.

При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.

Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.

Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

  • сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);

  • сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);

  • сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

Статьи в помощь:

Схема ДТП

Осмотр места происшествия при ДТП

Протокол осмотра места ДТП образец

Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.

Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.

Статья в помощь:

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.

Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.

При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.

При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.

Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.

Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.

Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.

В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.

Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.

Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.

В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно — правовой формой деятельности.

Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.

Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.

Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.

Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы

Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.

Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.

В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.

Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.

Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.

При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.

В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

Не всегда при столкновении автомобилей можно определить его виновника только по рассказам участников и очевидцев. В аварии могут быть виновны не только ее непосредственные стороны, но и дорожные службы. В таких случаях следует обратиться к эксперту для автотехнической экспертизы: только он может восстановить полную картину дорожно-транспортного происшествия.

Что это такое, что она устанавливает и чем регулируется?

Автотехническая экспертиза при ДТП — это экспертное исследование автомобилей и других относящихся к аварии объектов, необходимое для выявления обстоятельств и причин ДТП, а также оценки его последствий. Она устанавливает ущерб, который был нанесен автомобилям в результате столкновения, а также виновность участников аварии.

Кроме того, на основе таких экспертиз собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Экспертиза выполняется по результатам осмотра транспортных средств и анализа повреждений. Исследование автомобиля также может потребоваться для выявления поломки, которая могла стать причиной столкновения. Некачественное выполнение ремонтных дорожных работ также может послужить причиной аварийной ситуации, поэтому важно как можно раньше установить данный факт.

Виды независимого исследования технического состояния машины

В автоэкспертизу, как понятие, входит большое количество разнообразных исследований. В зависимости от критериев подразделяют на различные виды экспертизы:

  • по составу участников экспертизы;
  • по очередности проведения;
  • в зависимости от объектов исследования;
  • в зависимости от ведомственной принадлежности организации.

По составу участников

По этому критерию экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные:

  1. Единоличные применяются для несложных случаев ДТП, когда исследование может провести один эксперт.
  2. В комиссионной экспертизе собираются мнения специалистов одной направленности для их сравнения.
  3. В комплексном исследовании привлекаются эксперты различных специальностей, иногда это могут быть медики и криминалисты (что такое криминалистическая экспертиза?).

По очередности проведения

Такое разделение используется для случаев, когда одной экспертизы бывает недостаточно.

  1. На первичном исследовании осматриваются объекты.
  2. На дополнительной экспертизе рассматриваются вопросы, не возникшие на первичном исследовании.
  3. На повторной перепроверяются данные первых двух экспертиз в случае сомнений в их достоверности, при этом участвовавшие ранее специалисты не задействуются. Как правило, является комиссионным исследованием.

В зависимости от объектов

Наиболее обширный критерий для классификации. В зависимости от объектов исследования выделяют экспертизы:

  • технического состояния транспортного средства;
  • механизма дорожно-транспортного происшествия;
  • технического состояния дороги;
  • транспортно-трасологическую (подробнее о том, что такое трасологическая экспертиза, узнайте );
  • автотовароведческую;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия.

Подробнее будут рассмотрены наиболее важные из них.

Определение исправности транспортного средства

Исследование технического состояния автомобиля необходимо для установления наличия или отсутствия неисправностей машины перед аварией. Может случиться, что именно данная поломка стала причиной дорожно-транспортного происшествия.

Во время такой экспертизы специалист осматривает транспортное средство, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. Он также определяет, могла ли обнаруженная поломка повлиять на управляемость и устойчивость автомобиля, а также мог ли водитель или ответственное за выпуск машины на рейс лицо, обнаружить неисправность до аварии.

Определение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Экспертиза механизма ДТП (иногда ее называют экспертизой обстоятельств ДТП) определяет скорости движения автомобилей до их столкновения и в момент контакта, величину тормозного и остановочного пути. Это исследование выявляет, какими пунктами ПДД руководствовались водители и была ли у них техническая возможность предотвратить аварию, поэтому такая автоэкспертиза является наиболее востребованной при установлении судом виновника ДТП.

Техническое состояние дороги

Экспертиза технического состояния дороги исследует состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, наличие дорожной разметки, дорожных знаков и конструкций, а также на их соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте аварии.

В зависимости от ведомственной принадлежности организации

В зависимости от ведомственной принадлежности организации, расследующей причины и последствия ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

Судебное исследование проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Ее целью является установление характеристики процесса столкновения во всех фазах, определение объективных причин аварии и поведения ее участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников.

Внимание! Судебная экспертиза, как правило, применяется к крупным происшествиям со смертельным исходом, тяжкими и телесными повреждениями или значительным материальным ущербом.

При отсутствии телесных повреждений и смерти людей проводят только служебное расследование.

Подробнее о том, что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна, узнайте в отдельной статье.

Кто проводит?

Экспертизу может проводит частный специалист, так и экспертная компания. Образование и сертификация эксперта должны соответствовать требованиям, подтверждением чего является его включение в государственный реестр экспертов-техников.

Решение о профессиональной аттестации кандидатов принимается Межведомственной аттестационной комиссией для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу ТС.

Какие вопросы задать эксперту после столкновения автомобилей?

Чтобы исследование было плодотворным, важно поставить перед специалистом правильные задачи. Вопросы будут отличаться в конкретных ситуациях, но можно выделить общий список возможных. При столкновении ТС специалисту задаются следующие вопросы:

  1. С какой скоростью двигались машины?
  2. По какой траектории?
  3. Какое ТС находилось в неподвижном состоянии, а какое в движении?
  4. Какое расстояние было между автомобилями, когда создавший помеху водитель начал движение?
  5. Когда водитель начал торможение?
  6. Под каким углом машины врезались друг в друга?
  7. Сколько времени прошло между различными фазами аварии?
  8. Какими пунктами ПДД должны были руководствоваться водители?
  9. Какие повреждения, зафиксированные в документах, могли быть получены в результате данного столкновения?
  10. На какую дальность была видимость?
  11. Имелась ли техническая возможность предотвратить происшествие?
  12. Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?
  13. На какой скорости при данных условиях возможен занос?
  14. Имелись ли какие-либо неисправности в системах авто, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее?
  15. Соответствует ли расположение дорожного знака и состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги требованиям ГОСТ?

Если в ДТП произошел наезд на пешехода, эксперту задаются следующие вопросы:

  1. Какова была скорость движения ТС перед началом торможения?
  2. Какова длина тормозного пути для конкретных условий аварии?
  3. Каково расстояние от места наезда до точки, в которой находился автомобиль в момент выхода пешехода на проезжую часть;
  4. Была ли у водителя техническая возможность избежать наезда при данных обстоятельствах?
  5. Была ли у пешехода возможность безопасно перейти дорогу при заблаговременном торможении автомобиля.

Пошаговая инструкция

Автотехническая экспертиза при аварии может быть проведена:

  • в частном порядке участниками происшествия;
  • во время административного расследования;
  • при ведении следствия по уголовному делу;
  • в судебном процессе: административном, уголовном или гражданском.

Проведение в частном порядке

Заказать экспертизу в частном порядке имеет право любое заинтересованное физическое или юридическое лицо. Для нее достаточно заключить договор на соответствующую услугу с частным специалистом или экспертной фирмой, уведомить другую заинтересованную сторону (второго участника аварии, страховую компанию) и предоставить объекты для исследования.

Наиболее часто в экспертные организации обращаются с целью проведения автотовароведческого исследования для определения размера страховой выплаты и компенсации за ущерб с виновной стороны. Но по желанию заказчика выполняются и другие виды экспертиз для предоставления их результатов в суде.

Справка! Досудебные экспертизы, как правило, на 25-30% дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда.

При частном обращении за экспертизой очень важно выбрать компетентного аккредитованного специалиста, иначе результаты могут быть не приняты во внимание в суде. Она проводится в несколько шагов:

  1. Выбирается эксперт.
  2. Между заказчиком и специалистом заключается договор, проходит оплата.
  3. Стороны договариваются о месте и времени проведения экспертизы. Лучше осмотр автомобиля проводить в сервисе с необходимым оборудованием и достаточным освещением.
  4. Заказчик должен уведомить телеграммой или заказным письмом с уведомлением страховщика или потерпевшего о месте и времени ее проведения.
  5. Потерпевший предоставляет для осмотра поврежденное ТС, бумаги на автомобиль и документы, относящиеся к аварии. Автомобиль должен быть в том же состоянии, что после ДТП – не следует ремонтировать его до проведения осмотра.
  6. Эксперт начинает экспертизу с изучения документальных показаний, затем видимых повреждений автомобиля. При необходимости, осуществляется частичный разбор частей ТС для доступа к скрытым повреждениям. Исследование обычно сопровождается фиксированием на фотокамеру.
  7. По результатам проведенной экспертизы заказчику выдается заключение.

Стоимость автотехнической экспертизы зависит от региона и организации, проводящей её. Уже в каждой компании стоимость, как правило, будет изменяться вместе с:

  • типом экспертизы;
  • срочностью и объемом исследования;
  • размером повреждений автомобиля;
  • заказом дополнительных расчётов;
  • типом транспортного средства (грузовое/легковое/спецтехника);
  • местом осмотра.

В среднем на экспертное исследование по технической оценке автомобиля придётся потратить от 3 до 10 тысяч рублей. Итогом исследования является письменное экспертное заключение, в котором содержатся:

  • полные сведения об исполнителе, как о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе;
  • номер и дата заключения;
  • реквизиты и название документа, являющегося основанием для экспертизы;
  • сведения о потерпевшем;
  • список и описание обследованных объектов;
  • дата столкновения;
  • сведения о документах, имеющих отношение к ДТП и исследованию;
  • вопросы, поставленные эксперту;
  • перечень методик и инструментов, использовавшихся для исследования;
  • выводы по заданным вопросам и по исследованию в целом;
  • выводы, сделанные в ходе исследования, получение которых не являлось целью экспертизы.

На каждый поставленный перед экспертом вопрос должен быть дан однозначный, понятный ответ. Если такой ответ дать невозможно, указываются причины этого. Пишутся ответы в такой же последовательности, как и вопросы. Заключение подписывает эксперт-техник, непосредственно выполнявший работы по исследованию, а когда заключение составляется от имени организации, то и её руководитель и ставится печать компании.

  • Скачать бланк заключения по экспертизе транспортного средства
  • Скачать образец заключения по экспертизе транспортного средства

Административное расследование

В случаях когда водители расходятся в оценке случившегося ДТП либо когда из-за нарушения ПДД причинен легкий или средний вред здоровью, при сокрытии одного из участников с места происшествия, начинается административное расследование сотрудниками автоинспекции. Под административным расследованием понимается выяснение обстоятельств ДТП для определения наличия правонарушения. При необходимости проведения экспертизы должностное лицо выносит определение, где прописаны:

  • основание для назначения исследования;
  • название ответственной экспертной организации или ФИО эксперта;
  • перечень вопросов для экспертизы;
  • список материалов и объектов, предоставляемых для исследования;
  • разъяснение прав и обязанностей эксперта.

Ответственный специалист оформляет заключение с указанием:

  • исполнителя экспертизы;
  • на каком основании проводилась автоэкспертиза;
  • в чём заключалось исследование;
  • ответов на поставленные вопросы и выводы по ним.

Судебное разбирательство

Судебные экспертизы чаще назначаются после аварий с тяжелыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание. Она может назначаться по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя, как в досудебном порядке, так и во время процесса.

Как написать ходатайство о назначении проверки?

Ходатайство оформляется в свободной форме и должно содержать следующие сведения:

  • реквизиты документа (название суда, информация о деле);
  • основания для назначения экспертизы (указать, опираясь на нормативно-правовые акты);
  • вопросы, которые необходимо задать эксперту, – их перечень устанавливает судья;
  • ФИО желаемого специалиста;
  • перечень объектов и бумаг для экспертизы.

Для составления ходатайства лучше воспользоваться услугами юриста. Документ передается должностному лицу, ведущему дело, или в суд через канцелярию.

  • Скачать бланк ходатайства о проведении экспертизы по ДТП
  • Скачать образец ходатайства о проведении экспертизы по ДТП

После проведения автотехнической экспертизы исполнитель составляет заключение, в котором указываются:

  • дата, время и место проведения;
  • основания для экспертизы;
  • должностное лицо, назначившее исследование;
  • сведения об эксперте/экспертной комиссии;
  • информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
  • изученные объекты и документы;
  • информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
  • сведения о выполненных исследованиях, с перечислением использованны х методик;
  • ответы на поставленные вопросы, их обоснование и выводы по ним.

Важно! Следует помнить, что в случае несогласия с результатами исследования, участник дорожной аварии может потребовать проведения дополнительной и повторной экспертизы.

Таким образом, автотехническая экспертиза позволяет установить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Важно серьезно подойти к выбору специалиста или экспертной организации, чтобы исследование было проведено в соответствии с нормативно-правовыми актами, а результаты отражали реальную картину столкновения и были приняты во внимание в суде.

Автор статьи Суворов Михаил Ведущий юрист сайта. Стаж – 26 лет. Закончил Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. Все виды юридической поддержки для физ.лиц, ИП, организаций. Написано статей 1850 Плохо 0 Полезно! 0

Post navigation

Previous Post:

Степанов Валерий

Next Post:

Бизнес изготовление печатей и штампов

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes