Возникновение и основные этапы развития экономики
Первые известные попытки систематизации экономических знаний связаны с греческими мыслителями, в первую очередь Аристотелем (364 −322 до н. э.) и Платоном (428 − 348 до н. э.), которые рассматривали в своих исследованиях вопросы экономической жизни. Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности, именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.
Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодолению натуральной замкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства. Возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны. В 1615г. французский экономист Антуан де Монкретьен (1575-1621) публикует «Трактат политической экономии», в котором предлагает проводить экономическую политику всемерного поощрения торговли, доказывает, что последняя является главной целью производства. Работа А. Монкретьена дала название нарождавшейся тогда науке, которая сохранилась и по сей день. Вначале она трактовалась как политическая экономия, а позже получила свое современное название − экономика.
В XVI − XVIII вв. основным направлением экономической мысли был меркантилизм − концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. К числу виднейших представителей этого направления можно отнести уже упоминавшегося выше А. Монкретьена, английского экономиста Томаса Мэна (1571− 1641), французского экономиста и политика Жана Батиста Кольбера (1619 − 1683), российского экономиста и публициста Ивана Тихоновича Посошкова (1652 − 1726). Французские ученые Франсуа Кенэ (1694 − 1774) и Анн Тюрго (1727 − 1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мнению физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук».
В формировании и развитии классической политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие ученые, как уже названный нами Франсуа Кенэ, английские экономисты Уильям Петти (1623 − 1687), Адам Смит (1723 − 1790), Давид Рикардо (1772− 1823), Джон Стюарт Миль (1806 − 1873), французский экономист Жан-Батист Сэй (1762 − 1832). Несмотря на различия их взглядов, иногда существенные, все они относятся к классикам политической экономии. Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения по многим отдельным вопросам, был присущ всем названным авторам. Прежде всего, классики − сторонники экономического либерализма, суть которого нередко выражается словами «laissez faire» (буквально «оставьте делать» − фр.). Принцип «laissez faire» − политическое требование, сформулированное еще школой физиократов: полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастройки экономики Адам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия. А. Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости.
На основе теории трудовой стоимости немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818 − 1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»). Только труд наемных рабочих создает богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса. Идеи Маркса способствовали появлению нового направления в экономике − марксизма.
В дальнейшем, в результате развития общественных отношения, в обществе с различной периодичностью появлялись и новые экономические направления.
Свое новое имя экономическая наука получила в вышедшей в 1890 г. книге выдающегося английского экономиста, основоположника неоклассического направления, главы «кембриджской школы» Альфреда Маршалла (1842 − 1924). В центре внимания представителей неоклассического направления находился анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции, и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия.
В 20 − 30 годы XX в. на авансцену экономической мысли поднимается новое направление научного анализа − кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Вышедшая в 1936 г. книга выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 − 1946) «Общая теория занятости, процента и денег» произвела подлинную революцию в экономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть решены в рамках только микроэкономического анализа. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.
Монетаризм представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. В современном виде концепция монетаризма наиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского университета Милтона Фридмена.
В целом на протяжении XX века в экономической теории сложилось господствующее положение так называемого «основного течения» (mainstream). Этим термином принято называть неоклассическую теорию, в том современном ее виде, который наиболее отчетливо представлен в зарубежных стандартных учебниках и ряде ведущих теоретических журналов по экономической теории.
Таким образом, современная экономическая теория не является набором раз и навсегда установленных ею законов и теорем, а исключительно гибким и постоянно совершенствующимся инструментом познания, способным давать ответы на вопросы, возникающие при исследовании различных экономических систем.
Лекция 2. Основные закономерности экономической организации общества
Тип лекции: информационная лекция
-
Потребности, интересы и блага.
-
Экономические ресурсы и факторы производства. Производственные возможности и их границы.
-
Общественное производство и его виды.
1.1 История возникновения и развития экономической теории |
Происхождение слова «экономия» берёт начало от греческих слов «ойкос» – дом, хозяйство, и «номос» – правило, закон и вначале рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве.
Впервые термин «политическая экономия» ввёл в научный оборот француз Антуан де Монкретьен в 1615г в сочинении «Трактат политической экономии». Политическая экономия рассматривалась А. Монкретьеном как сосредоточение правил хозяйственной деятельности.
Определяющим направлением экономической мысли в XV-XVII вв. стал МЕРКАНТИЛИЗМ. Он характеризуется двумя чертами:
- 1. Богатство отождествляется с деньгами, (государство считается тем богаче, чем больше денег оно имеет).
- 2. Накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти.
/Политика активного торгового баланса — много продавать — мало покупать, (современная Россия)/
Французскую экономическую мысль XVIII в. представила школа ФИЗИОКРАТОВ. «Власть природы». Представители: Франсуа Кенэ и Анн Тюрго. Они перенесли основной акцент исследования непосредственно на производство.
Впервые использован термин «воспроизводство», сделан анализ «чистого продукта, цен, стоимости». Но все преимущественно в сельском хозяйстве!
Классическая буржуазная политическая экономия.
Представители: В. Петти (1623-1687), А. Смит (1723-1790), Д. Рикардо (1772-1823).
В. Петти – буржуазная собственность – «священная».
- Оправдывал эксплуатацию труда капиталом — ограничение зарплаты.
- Противник обложения капитала налогами.
- Облагать налогами доходы трудящихся.
А. Смит – «Исследование о природе и причинах богатства народов» – 1776г.
Основой экономического учения А. Смита является принцип «свободной конкуренции». / «Невидимая рука» – А. Смита/.
- Свободное движение рабочей силы.
- Свободная торговля землёй.
- Отмена правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли.
- Эффективность от разделения труда.
!!! – в основе его взглядов – теория трудовой стоимости – определение стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно затраченным в них количеством труда.
- Учение о классах и доходах.
- Заработная плата.
- Теория прибыли.
Д. Рикардо – основа в учении – закон стоимости – фундамент, на основе которого выстраивается в единое целое теория политэкономии.
- Капитализм – рациональная система производства, норма прибыли – стимул капиталистической динамики.
- Разграничил два фактора (свойства) товара – потребительская и меновая стоимость.
- Влияние заработной платы на стоимость товара.
- Проблемы денежного обращения и банков.
- Проблемы реализации и кризиса.
МАРКСИЗМ.
Представители К. Маркс (1820-1883) и Ф. Энгельс (1818-1895).
- Учение об ОЭФ, СП.
- Трудовая теория стоимости.
- Теория цены производства.
- Раскрыл двойственный характер труда.
- Закон стоимости – как закон движения товарного производства.
- Различия между формами стоимости.
- Теория прибавочной стоимости, закон производства прибавочной стоимости.
МАРЖИНАЛИЗМ /англ. – Предельный/.
Представители, экономисты Австрийской школы: К. Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений фон Бем-баверк.
Теория предельной полезности и предельной производительности – это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлечённого в хозяйственные отношения.
НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Представитель: Альфред Маршал «Принципы политической экономии» 1890г.
- Спрос и предложение являются равнозначными элементами механизма рыночного ценообразования.
- Исследование экономики на основе принципа функциональных взаимозависимостей получило название «экономикс».
КЕЙНСИАНСТВО.
Д.М. Кейнс «Общая теория занятости, %, и денег» 1936г.
- Макроэкономический подход.
МОНЕТАРИЗМ.
Милтон Фридмен.
- Стабилизация экономики на основе денежных факторов.
1.1 История возникновения и развития экономической теории |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА:
- Предмет экономической теории
- Метод экономической теории
- Функции экономической теории
- Потребность, сущность, структура
- Экономические ресурсы производства
- Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей
- Собственность, её экономическое содержание и юридические формы
- Формы собственности и их эволюция в современных условиях
- Смешанная экономика. Проблемы разгосударствеления и приватизации в Украине
Экономическая теория : предмет и метод
Экономическая наука — это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.
Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известные еще из работ древних греческих и римских мыслителей Ксенофонта, Аристотеля, Платона, Катона, Варрона, Коллумеллы, а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Эти мыслители исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т.п. Экономическая наука, как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала складываться лишь в XVI — XVII ст., когда рыночное хозяйство начало приобретать общие черты.
Если использовать цивилизационный подход к периодизации развития общества, о котором речь будет идти в теме 2, то основные этапы развития экономической науки можно показать таким образом (рис. 1.1.)
Меркантилизм. Сторонники этой школы основным источником богатства считали сферу обращения, торговлю, а именно богатство отождествляли с накоплением денег (золотых и серебряных). Взгляды сторонников этой школы отражали интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала.
Физиократы. В отличие от меркантилистов перенесли акцент исследования непосредственно на природу и производство. Тем не менее источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве. Считали, что промышленность, транспорт и торговля — бесплодные сферы, неприбыльные для общества, а труд людей в этих сферах лишь покрывает затраты на их существование.
Представители: Франсуа Кене, Анн Роббер Жак Тюрго, Виктор Мирабо.
Рисунок 1 — Схема основных этапов развития экономической науки
Английская классическая политэкономия. Возникает с развитием капитализма. Ее представители (Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо) концентрируют внимание на анализе экономических явлений и закономерностей всех сфер производства, стремятся раскрыть экономическую природу богатства, капитала, доходов, кредита, обращения. Они разрабатывают трудовую теорию стоимости, а рынок рассматривают как саморегулирующуюся систему.
Марксизм (40 гг. XIX ст.) Основатели этого направления Маркс и Энгельс исследуют систему законов капиталистического общества из позиций рабочего класса. Продолжают исследование трудовой теории стоимости, разрабатывают теории прибавочной стоимости, денег, экономических кризисов, земельной ренты и других, которые используют для доказательства неизбежности краха капитализма.
Маржинализм (40 гг. XIX ст.) — первая школа неоклассического направления. Представители этой школы разработали альтернативные марксизму теории — предельной полезности и предельной производительности факторов производства. В основе маржинального анализа лежал субъективно-психологический подход относительно рыночного поведения индивидов.
Представители: Менгер, Визер, Джевонс.
Неоклассическая экономика продолжает традиции английской классической политэкономии и маржинализма. Рассматривает рынок как саморегулирующуюся экономику, способную самостоятельно, без вмешательства государства, установить рыночное равновесие и сбалансированное развитие экономики.
Основатели: Маршалл, Пигу.
Последователи: Мизес, Хайек, Фридмен и др.
Институционализм (последняя четверть XIX ст.) рассматривает экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социологических и социально-психологических факторов. Объектами изучения для представителей этого направления есть так называемые институты, под которыми понимаются государство, корпорации, профсоюзы, а также правовые, морально-этические нормы, обычаи, инстинкты и тому подобное.
Кейнсианство (конец 30-х годов XX ст.) — одна из ведущих экономических теорий, которая обосновывает необходимость активного вмешательства государства в регулирование рыночной экономики.
Основатель: Джон М. Кейнс.
Кейнсианско-неокласический синтез (60 гг. XX ст.) — обобщающая концепция, представители которой (Хикс, Бъюкенен, Самуэльсон и др.) обосновывают принципы объединения рыночного и государственного регулирования экономических процессов, делают акцент на необходимости движения к смешанной экономике. Придерживаются принципа рационального синтеза неоклассического и кейнсианского направлений экономической теории.
Новая экономическая теория (70 гг. XX ст.). в учебниках по экономической теории и истории экономических учений к современным направлениям экономической теории относят неоклассику, кейнсианство и институционализм.
Но как нам уже известно эти направления возникли на рубеже ХІХ-ХХ столетий, кроме того, они не отвечают условиям современного глобального информационного общества (за исключением современной институциональной теории). Поэтому мы отнесем к современным школам экономической теории те из них, которые объясняют главные тенденции и проблемы новой экономики.
К таким школам можно отнести эволюционную, институциональную, региональную, инновационную экономикс, экономикс знаний и познания, информационную и сетевую экономикс . В дальнейшем это направление мы будем называть «новой экономической теорией».
Предмет экономической теории
Уяснить предмет науки — значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.
Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.
Существует несколько определений предмета экономической теории или как ее называли до недавнего времени политической экономии:
- Это наука о богатстве;
- Это наука о законах, которые управляют производством и обменом материальных благ на разных этапах развития общества;
- Это общественная наука, которая изучает поведение людей и фирм в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
- Это наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству; или общественным способом производства;
- Это наука о видах деятельности, связанныч с обменом и денежными соглашениями между людьми;
- Это наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, создании ими средств к существованию и использовании этих средств;
- Это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в сфере потребления и производства.
Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.
Скорее ясно, чем не занимается эта наука:
- она не является экономикой домоводства;
- она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;
- она не является технической наукой.
Тем не менее экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.
Чтобы определиться с предметом нашей дисциплины, необходимо подчеркнуть, что все школы экономической теории рассматривают ее как общественную науку, связанную прежде всего с производством и распределением материальных благ. Отличия в определении предмета экономической теории зависят от того, какую проблему те или иные исследователи рассматривают в качестве ведущей при изучении экономики.
Так, традиционная политическая экономия в качестве предмета своей науки рассматривает социально-экономическую сущность производства, то есть производственные отношения, которые возникают между людьми в процессе функционирования общественного производства.
Современная неоклассическая теория в отличие от политической экономии больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитное отношение, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собою, какой допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов.
И, как говорится в учебнике Самуэльсона «Экономика», через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории, и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции, теория информационного общества .
По мнению представителей неоклассического направления человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограниченные его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или другому занятию, а также средства достижения цели. Ограниченность имеющихся ресурсов остается главным и очень жестким условием, которое накладывается объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов состоит в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.
Поэтому перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов между разными конкурирующими целями. Методы решения этой задачи и составляют, по мнению представителей неоклассического направления, предмет экономической науки. Так, американские экономисты Макконелл и Брю в учебнике «Экономикс» определяют экономикс как науку, которая исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Институционализм в качестве главных для исследования рассматривает другие проблемы. Так, один из представителей этого направления Кит Тейлор дает определение экономикс как науки, которая изучает эволюцию рынка, институциональных и технологических сил и их влияние на производство и распределение в капиталистической социальной формации.
Мы в курсе «Основ экономической теории» будем стараться интегрировать главные направления современной экономической теории с целью фундаментального изучения рыночной экономики. Сегодня для Украины очень важной проблемой является необходимость эффективно использовать ограниченные ресурсы для выхода из экономического кризиса и ускорения экономического развития. Но без внедрения цивилизованной социально ориентированной рыночной системы, без проведения прогрессивных институциональных и технологических изменений эффективное развитие экономики невозможно.
Такой подход при изучении экономической теории поможет Вам в будущем основательно заниматься реформаторской деятельностью, которая необходима в стране на всех уровнях.
Но чтобы понять, что изучает политическая экономия — недостаточно только дать определение ее предмета. Если мы обратимся к институциональному определению предмета экономикс, то необходимо также определить само понятие институты, под которыми понимают структурные рамки социального поведения, а также социальные структуры, которые усиливают это поведение. Это, например, конституция, законы и производственная система. С другой стороны, к институциональному поведению можно отнести ожидания нанимателей, что наемные работники будут работать продуктивно, и планы рабочих работать в зависимости от уровня полученного жалованья.
Чтобы понять в целом, что изучает экономическая теория, необходимо определить основные ее темы. Согласно институциональной экономикс экономические проблемы современного общества включают взаимосвязь рынков, социальных, правовых, политических институтов и технологии.
Исходя из этого, можно определить следующие главные темы экономической теории:
- зарождение и эволюция рыночной экономики;
- экономическое развитие и экономический рост;
- экономические системы и особенности переходных экономик;
- общественное производство и его структура;
- капитал, труд, земля и предпринимательство как главные факторы (ресурсы) производства;
- формы организации общественного производства;
- особенности товарного производства и денежного обращения;
- рынки и институты современного общества, роль государства в рыночной системе;
- микроэкономический и макроэкономический уровни экономики;
- роль инноваций и технологии в современных условиях;
- международные аспекты экономической теории.
Новаяэ кономическая теория рассматривает эти темы относительно глобального информационного общества.
Главными проблемами этого направления экономической теории, часть которых которые мы рассмотрим в нашем курсе, являются следующие:
- особенности современного этапа развития мировой экономики;
- общество знаний и информационное общество;
- инновационный процесс в условиях глобализации экономики;
- информация и знание как главные экономические ресурсы новой экономики;
- роль сферы наукоемких услуг и информационных сетей в современных условиях;
- новый способ производства и новая теория фирмы;
- роль государства в становлении инновационной модели развития экономики.
Метод экономической теории
Основная задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта, его обмене и потреблении. Выводы экономической науки необходимы для определения экономического поведения общества и отдельных рыночных агентов .
Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, которая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства.
Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту, приходится довольствоваться главным образом «наблюдением». Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения.
Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности.
Таким образом, метод познания — это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.
Экономическая теория применяет преимущественно такие методы познания экономических явлений и процессов:
— диалектический метод;
— научная абстракция;
— анализ и синтез;
— индукция и дедукция;
— исторический и логический методы;
— экономический эксперимент;
— экономическое моделирование и др.
Диалектический метод — общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, сущность которых состоит в познании экономических явлений и процессов в их связи и взаимозависимости в состоянии непосредственного развития, в понимании того, что накопление количественных изменений предопределяет изменения качественного состояния.
Научная абстракция как метод состоит в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, существенных признаков сторон определенного явления, очищенных (абстрагированных) от всего случайного, несущественного.
Анализ и синтез как метод исследования применяется в единстве двух его составных. При анализе объект исследования раскладывается на составные части, любая из которых изучается в отдельности; при синтезе происходит объединение разных элементов, сторон объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними.
Индукция и дедукция. Индукция — это метод познания от отдельного к общему, от знания низшей степени к знанию высшей степени (от фактов к выводам, теориям). Дедукция — метод познания от общего к единичному (проверка гипотез фактами).
Исторический и логический методы используются для исследования экономических процессов в их единстве, целостности. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, двигаясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей и подробностей, не присущих этому процессу.
Экономическое моделирование — это формализованное описание экономических процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого абстрактно воссоздает реальную картину экономической жизни.
Экономический эксперимент — искусственное воспроизведение экономических процессов и явлений с целью изучения их при оптимально благоприятных условиях для дальнейшего практического внедрения. В частности, экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных гипотез и рекомендаций, чтобы предупредить ошибки и провалы в экономической политике государства.
Экономическая наука возникла еще в Древней Греции. Термин «экономия» греч.- искусство ведения домашнего хозяйства. Впервые его употребил в своем трактате «Домострой» древнегреческий философ Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) 1й этап зарождения ЭТ охватывает эпоху рабовладельческого и феодального общ-ва, т.е. отражает взгляды дорыночной эпохи с преобладанием натур-го хозяйства.
В XVI в., после великих географических открытий, стали быстро развиваться товарно-денежные отношения. Началась систематизация эк-х знаний. Возник меркантилизм как первая система экономических знаний и 2й этап становления ЭТ. 3 этапее становления как самостоятельной науки связан с зарождением школы физиократов в середине XVIII в. (Ф. Кенэ, А. Тюрго), которые (в отличие от меркантилистов) поставили в центр экономической науки не торговлю, а производство товаров и услуг. 4 этап — развитие классической школы полит-й экономии, возникшей в последней трети XVIII в. (А. Смит) и получившей наивысшее развитие в XIX в. (Д. Рикардо, К. Маркс). История ЭТ насчитывает 8 экон-х школ.
1. Меркантилизм (16-17вв) Сущность учения -сводится к опред-ю источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экон-ка.
Наиболее известные представители меркантилизма: Томас Мен (1571-1641), Антуа де Монкретьен (1575-1621)- ввел в научный оборот термин политическая экономия.С выходом в свет его книги «Трактак по полит.экономии» (1615) ЭТ >> 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью гос-ва в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
2.Физиократы(18в) — изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали, что источником богатства является труд только в земледелии. Основными представителями школы являлись: Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Робер Тюрго (1727-1781)
3.Классическая школа полит. экономии(конец 18в – 1я половина 19 века) Адам Смит стал основоположником классической полит. экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма. Важнейшие черты классической школы:
- Первая научная школа, предложившая для изучения экономики систему взаимосвязанных законов и категорий.
- Источник богатства — не внешняя торговля (меркантилизм), не природа как таковая (физиократия), а сфера производства, трудовая деятельность в ее многообразных формах.
- Выдвинута трудовая теория ценности (стоимости): в основе цен — затраты живого и овеществленного труда.
- Lassez faire: люди, действуя в собственных интересах, способствуют умножению общего богатства. Государство должно создавать правовые основы экономической деятельности.
Опираясь достижения класс-й школы полит.эк, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.
4. Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации челов-го труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.
4.1 МарженализмВо 2й половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неокласс-го направ-я экон-ой мысли. Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются: Карл Менгер, Фридрих Визер, Леон Вальрас, Эйген-Бем-Баверк, Уильям Стэнли Джевонс Основная идея. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.
5.Неоклассическая школа. Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма. Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун Экономическое хозяйство рассматривается как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Государству следует использовать не только налоговые, но и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики.
6.Кейнсианство (20-начало 21вв) основатель Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.
7.Институализм (20-начало 21вв) Характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Главная идея современного институционализма — в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общ-ва, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности. Представители школы: Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл, Дж.Гэлбрейт
8. Школа неоконсерватизма (Монетаризма) (20 — начало 21 вв.) Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков.Основатель — Милтон Фридман.
Экономика – наука об отношениях между людьми, фирмами и государством по поводу производства, распределения и потребления различных благ. ЭТ изучает закономерности, процессы и явления, вытекающие из экономических отношений, а также сами отношения. Благо – средство для удовлетворения различных потребностей людей. Для их удовлетворения используются экономические ресурсы: исчерпаемые (ископаемые, воздух, вода, лес) и неисчерпаемые (деньги, труд и предпринимательская способность). Ограничение ресурсов порождает проблему экономического выбора: что производить, как и для чего производить. Решение этой проблемы – кривая производственных возможностей.
Функции ЭТ:
• познавательная или теоретическая функция — познавать, изучать, объяснять процессы и явления экономической жизни, раскрывать их внутреннюю сущность и взаимосвязи;
• методологическая функция — ЭТ составляет теоретическую базу всей системы экономических наук, каждая из которых имеет свои теор-е положения, опирающиеся на принципы общей ЭТ;
• практическая — она разрабатывает рекомендации для решения ближайших, среднесрочных и долговременных задач развития национальной экономики в целом, а также по отдельным проблемам, включая способы рационального хозяйствования;
• мировоззренческая функция — экономическая теория, наряду с другими экономическими науками, способствует формированию научного мировоззрения, адекватного цивилизованной рыночной экономике; • прогностическая — всесторонняя альтернативная оценка, научно-обоснованное предвидение экономических и других последствий, принимаемых хозяйственных решений в целях укрепления экономической безопасности страны.