Южнокорейское экономическое чудо
16 мая 1961 года в Южной Корее произошёл государственный переворот, известный как «Военная революция 16 мая». Эти события положили конец недолговечной парламентской Второй республике, которая была установлена в результате Апрельской революции, свергнувшей авторитарный режим Ли Сын Мана всего годом ранее. В результате военного путча к власти пришел Верховный совет национального обновления во главе с генералом Пак Чон Хи. В 1963 г. Пак Чон Хи стал гражданским президентом и занимал этот пост до 1979 г., когда был убит в результате очередного путча. Пак Чон Хи заложил основы нынешней развитой экономики Южной Кореи, он же жестоко подавлял оппозицию и направил своих солдат на помощь США во Вьетнам.
В конце сороковых годов Корея была настолько бедна, что большинство корейцев ели кору деревьев, чтобы не умереть с голоду. Сеул лежал в руинах. Ещё в 1961 году ВНП на душу населения составлял около 93 долларов, количество риса измеряли не килограммами, а числом рисинок. Но уже к 1980-м годам страна стала одним из основных конкурентов США и Японии в производстве автомобилей, стали, телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров и полупроводников.
Поворотным моментом в истории Южной Кореи можно считать 16 мая 1961 года, когда в результате политического хаоса и последующего переворота (не без помощи США) к власти пришёл сильный политик и «классический тиран» – Пак Чон Хи. Участник Второй мировой (воевал на стороне Японии), после войны он вдруг вступил в коммунистическую ячейку, был приговорён за это к расстрелу, но когда сдал своих товарищей по партии, его помиловали. Впоследствии занимался выявлением и уничтожением коммунистов, проходил военную подготовку в США.
Своё правление Пак начал с репрессий, да каких! Первым делом создал собственное Центральное разведывательное управление, которое занималось арестами и пытками противников режима. Во-вторых, объявил войну коррупции. Активно начал создавать и развивать оборонную промышленность и армию, которая сегодня считается одной из самых сильных в мире. Ещё Пак насильно сгонял крестьян в города, и деревенская беднота стала работать на частных предприятиях, которые производили на экспорт дешёвые ткани, игрушки и парики.
Вот как описывает его деятельность американский журналист: «Пак вызвал на ковёр всех ведущих бизнесменов страны и начал постановку задачи. В качестве таковой объявлялось создание высокоэффективной экономики, способной конкурировать с Японией и прочими экономическими монстрами. «Цой, ты каким бизнесом занимаешься?» – спросил он первого. «Производство риса и игорный бизнес», – ответил тот. «Теперь ты будешь строить суда! Надо утереть нос британцам и норвежцам!» «Но я не могу!» «Я тебе помогу. Государство тебе поможет. Будет трудно поначалу. Но мы победим. Главное – помоги стать Корее могущественной державой, и мы тебя озолотим. Откажешься – обижусь. Понял? Ким, а ты будет производить телевизоры и магнитофоны! Чо будет делать автомобили!»
Процветание государства стало смыслом жизни всего южнокорейского народа. Люди трудились в полном смысле слова на износ, некоторые умирали на рабочих местах. И к концу 70-х годов ВНП на одного человека в Южной Корее уже составлял порядка 6 тысяч долларов. Но противники у Пака, несмотря на репрессии, всё-таки имелись, и в октябре 1979 года президент был застрелен в собственном кабинете своим же подчинённым, директором южнокорейского ЦРУ. После суда убийцу приговорили к смертной казни через повешение.
Надо сказать, что тиранический режим Пака не раз мог стоить ему жизни. На президента совершено несколько покушений, в одном из которых была смертельно ранена его жена. Но, несмотря на тиранию, корейцы до сих пор боготворят Пака как мудрейшего политика, создателя «корейского экономического чуда». Они любят вспоминать о том, что Пак Чон Хи ходил в штопаных кальсонах и не имел никакой недвижимости. Он хотел поднять страну с колен, и ему это удалось. Доказательство тому – несколько фактов из жизни современной Южной Кореи.
Эта страна для Евросоюза – восьмой по величине торговый партнёр, а ЕС стала для Южной Кореи вторым по величине экспортёром.
Образование здесь одно из самых передовых в мире. В школах дети учатся по цифровым учебникам, распространяемым бесплатно.
Южная Корея занимает пятое место в мире и второе в Азии по количеству атомных электростанций.
Она – лидер в производстве робототехники.
Начиная с 1992 года корейцы отправили в космос до 10 спутников, несколько лет назад завершили строительство космодрома.
Население Южной Кореи имеет самый высокий в мире коэффициент интеллекта.
Государство обладает ведущими мировыми брендами в области информационных технологий. Например, Samsung и LG.
Южная Корея практически полностью обеспечивает себя. Корейцы покупают только корейское. Импортных товаров не найти, нет даже импортных жвачек, прокладок, чипсов и зубной пасты. Ввоз иностранной электроники и автомобилей практически запрещён.
Южная Корея – крупнейший в мире судопроизводитель.
Южная Корея – одна из самых безопасных стран мира. Здесь практически нет наркомании (наркотики запрещены), а кражи, нападения, угон автомобилей считаются сенсацией.
Сотовые телефоны есть у всех, даже у бомжей.
Рай, да и только. Но давайте разберёмся, какой ценой достаётся жителям страны благосостояние, интеллект и спокойная жизнь?
Смысл жизни всех без исключения корейцев – это работа. Они работают всегда. Такого понятия, как отпуск, в Корее не существует. Есть пара дней в году, когда работники могут взять отгул. И ещё есть два национальных праздника – Новый год и Осенний фестиваль, когда труженики не работают целых три дня.
Подъём у среднестатистического корейского служащего в 5.30, в 7.00 он уже на рабочем месте. Возвращение домой – не раньше полуночи, а часто и позже. Лишь в 2004 году законодательно была введена пятидневная 40-часовая рабочая неделя вместо существовавшей до того шестидневной 44-часовой. Но это не значит, что корейцы стали работать меньше. Многие предприятия по-прежнему устанавливают шестидневную неделю в две смены по 12 часов и с тремя днями отпуска в год. Работа в воскресенье – в порядке вещей.
Российские специалисты, которых судьба занесла по служебным делам в Корею, с первых дней пребывают в шоке: «Корейцы живут работой и умирают на работе! Они не будут набивать себе цену, жаловаться на невыносимую усталость или условия работы. Они будут просто пахать до упада. С самого детства их приучают так относиться к работе», – пишет русский программист, стажировавшийся на корейском предприятии.
А вот ещё одна дневниковая запись:
«В процессе работы корейцы очень сплочены, как единая группа, команда или клан. Трудятся они довольно быстро, даже несколько эмоционально. Во время работы почти не выделяют себе времени, чтобы пообщаться и попить чай».
Вот ещё одно наблюдение русского: «Самое главное – их конфуцианское воспитание: подчиняться, не огрызаться, быть серой массой. Любая инициатива на корню убивается. О мечте можете забыть. Но они могут подбодрить по-своему: если, например, ты потерял руку на производстве, начальник скажет: «Ничего страшного, главное, ты жив!» Будешь возмущаться – наживёшь кучу врагов. Спят по четыре часа, поэтому злые как собаки, могут даже укусить».
Есть один анекдот. Нормальные корейцы приходят на работу в семь утра, а уходят в одиннадцать вечера. И вдруг сотрудник пришёл в девять и ушёл в шесть. Все смотрят на него с удивлением. На следующий день снова пришёл в девять и ушёл в шесть. Вскоре коллектив не выдержал:
– Ты почему так поздно приходишь и так рано уходишь?
– Ребята, ну вы чего, я же в отпуске!
«Жить стало очень трудно»
В Южной Корее поощряется доносительство. Когда-то такую политику провозгласил президент Пак. В его времена люди стучали друг на друга, «борясь» с коррупцией. Виноватых, а часто и невиновных, сажали в тюрьмы и даже расстреливали. В Корее не существует такого понятия, как приватный разговор. Любые слова будут незамедлительно переданы в соответствующие органы. Народу нравится стукачество – благодаря ему, утверждают корейцы, они живут в одной из самых безопасных стран мира.
Лишь недавно в Южной Корее была введена система пенсионного страхования. До этого пенсии не существовало в природе. Жизнь стариков оплачивали их дети и внуки.
В связи с загруженностью и стрессами на работе многие корейцы не успевают создать семью, да и сил на большое и светлое чувство у многих не остаётся. Именно поэтому сегодня одной из главных проблем в стране является нехватка рабочих рук. Люди стареют, а новых на свет появляется всё меньше.
Но главная проблема современной Кореи – не демографическая, а психическая. Эта страна занимает первое место в мире по количеству самоубийств. «Латентная суицидальность» – этот диагноз можно поставить каждому второму корейцу. В 2000-х годах число самоубийств выросло вдвое.
Как пишет Википедия, «самоубийство – основная причина смерти людей моложе 40 лет в Южной Корее». Наиболее типичными способами сведения счётов с жизнью являются повешение и отравление.
Вешаются и травятся не только простые служащие. За последние пару лет с собой покончили президент Но Му Хен, миллионерша Ли Юн Хен, знаменитый бейсболист Чо Сон Мин, телеведущая Сон Чи Сун, несколько поп-звёзд, футболистов, актёров, список можно продолжить.
Главной причиной самоубийств в богатейшей стране является (внимание!) страх нищеты. Недавно групповое самоубийство совершила обеспеченная семья по фамилии Ли. Как сообщалось в южнокорейской прессе, у семьи не было финансовых проблем, папа являлся собственником 15 домов и квартир, купленных в кредит. Согласно полицейским данным, первыми покончили с собой 44-летняя мать и её 12-летняя дочь. Они отравились угарным газом, предварительно оставив записку: «Жить в долг стало очень трудно, а потому мы уходим». Когда отец вернулся с работы и увидел мёртвых жену и дочь, он тоже покончил с собой.
Самоубийство часто совершают и корейские старики. Многие из них таким образом «освобождают» своих детей от тяжкой повинности финансово обеспечивать родителей-пенсионеров. Один социальный работник недавно описал посещение квартиры ветерана Корейской войны: «Она отапливалась одним электрическим одеялом».
Пример Южной Кореи можно считать классическим для всех четырёх «азиатских тигров». (считая Сингапур, Гонконг и Тайвань)
Предисловие
Воображаемая южнокорейская история успеха была достигнута благодаря политике, которая осуществлялась вопреки экономической модели, выдвинутой Всемирным банком.
Далекое от того, чтобы быть добродетельным накоплением богатства посредством преимуществ свободного рынка, экономическое развитие Южной Кореи является «жестким первоначальным накоплением, достигнутым в большинстве случаев принудительными методами.
Корея достигла своих экономических результатов под хомутом слишком репрессивного режима, используя поддержку Соединенных Штатов в рамках сдерживания так называемых «социалистических» режимов. Южная Корея приняла управляемую производством экономическую систему, которая мало обращала на охрану окружающей среды.
Южнокорейский пример не может быть рекомендован, и не может быть повторен, но имеет право быть проанализированным.
Всемирный банк утверждает, что Южная Корея является бесспорной историей успеха.
По версии Всемирного банка власти страны эффективно использовали внешние кредиты , привлекли иностранные инвестиции и использовали их, чтобы построить успешную модель развития на основе замены экспорта. Модель индустриализации через замену экспорта представляется как альтернатива модели индустриализации через замену импорта (которая подразумевает самостоятельное производство ранее импортированных товаров потребления внутри страны).
Вместо того, чтобы производить то, что она импортировала, Корея направила свое производство на удовлетворение требований мирового рынка, успешно развивая отрасли промышленности, которые имеют высокую добавленную стоимость.
Она заменила экспорт необработанной или минимально обработанной продукции на экспорт продукции, которая потребовала передовых технологий.
Всемирный банк утверждает, что государство лишь немного поддерживало частные инициативы и гарантировало существование свободы рынка.
Но к сожалению, реальная история противоречит официальной версии Банка.
Должен сказать, что я не вижу Корею как модель, которой нужно подражать, и мое мнение опирается на этические, экономические и социальные причины.
Корея достигла высоких результатов при резко репрессивной диктатурой, защищенной Соединенными Штатами, с целью противостояния. так называемым, социалистическим режимам.
Корейский успех был возможен благодаря нескольким факторам:
- высокой степени вмешательства государства (которое управляло железной рукой);
- существенной американской технической и финансовой поддержке (в форме грантов);
- радикальной земельной реформе;
- 25-летнего периода, в течение которого модель индустриализации на основе замены импорта постепенно преобразовывалась в замену экспорта (последнее невозможно без первого);
- государственного контроля банковского сектора;
- жесткого авторитарного планирования;
- строгого контроля за валютным обменом и движением капитала;
- установлению государственного ценообразования на широкий спектр продуктов,
- и не в последнюю очередь, благодаря защите, предоставленной США, которые позволили проводить политику, осуждаемую ими в других странах.
Корейское правительство также сделало большие успехи в образовании, таким образом, гарантировав снабжение частных предприятий высококвалифицированной рабочей силой
Как это ни парадоксально дефицит природных ресурсов оказался на пользу развитию страны, потому что, благодаря этому она не оказалась привлекательной для жадных транснациональных корпораций или США.
США рассматривали Корею как военную стратегическую зону, чтобы противостоять коммунистическому блоку, а не как стратегический источник поставок (как это происходит с Венесуэлой, Мексикой или странами Персидского залива).
Если бы Корея была обеспечена большими нефтяными месторождениями или другим сырьем, страну бы рассматривали как зону поставки и не позволили бы ей развитие сильной промышленности. США не готовы сознательно способствовать появлению влиятельных конкурентов, обладающих большими запасами природных ресурсов, а также разносторонне развитой промышленной деятельностью.
Политическая и геостратегическая ситуация
В соглашении, подписанном в 1905, Соединенные Штаты и Япония определили их зоны влияния в Восточной Азии. США должны были управлять Филиппинами, которые они завоевали в 1902 году. Тайвань (который был присоединен уже в 1895 г.) и Корея попадали в японскую зону.
В 1910 Япония присоединила Корею и стала использовать ее в производстве продовольствия, а позже, как универсальное приложение к японской промышленности. Когда в конце Второй мировой войны Япония была побеждена, Корея осталась с современным транспортом, электросетями, значительной промышленной инфраструктурой в от текстиля и вооружений до химической промышленности и машиностроения, а также — с хорошо развитой банковской системой.
Все же корейская промышленность не была единой системой, так как она была создана, чтобы удовлетворить потребности Японии. Индустриализация была более продвинутой на севере страны, часть, которая станет Северной Кореей, в то время как юг был более приспособлен к сельскому хозяйству. Средний класс едва развивался, так как доминирование Японии предоставило ему очень ограниченную сферу деятельности. По сравнению с Аргентиной в тот же самый период Корея была определенно отсталой, с точки зрения промышленного развития.
В результате Ялтинского соглашения Корея должна была быть занята Советской Армией к северу от 38-й параллели и американской армией к югу от той же самой линии.
Советская Армия прибыла в августе 1945 года, и советские солдаты были встречены как освободители.
Вскоре в Северной Корее был создан государственный аппарат, который провел много национальных, демократических и антикапиталистических реформ. Среди мер, которые встретились с сильной общественной поддержкой, была радикальная земельная реформа.
<…>
.
.На юге все обстояло по-другому. Американские солдаты прибыли только 8 сентября 1945 года, спустя шесть дней после капитуляции Японии и спустя два дня после того, как национальное собрание комитетов антияпонских народов официально объявило Народную республику Кореи в Сеуле.
Эта новая власть не ждала прибытия американской армии, она сама разоружили японские войска, освободила политических заключенных и арестовала коллаборационистов. Все же, когда националисты пытались встретиться с американской администрацией , чтобы предложить форму сотрудничества, их требование было отклонено. 9 сентября было создано Американское военное правительство в Корее (USAMGIK) .
Оно должно было быть главной властью в этой части страны до 1948 года.
В феврале 1946 американцы создали корейское гражданское правительство под наблюдением USAMGIK. Главой такого правительства стал Ли Сын Ман, правый политик, который возвратился в Корею в октябре 1945 года, 39 лет из предыдущих 41 он провел в США.
Инаугурация первого президента РК Ли Сын Мана
Американцы хотели, чтобы Корейская Демократическая партия ( Korean Democratic Party — KDP) которая была создана во время японской оккупации и была антикоммунистической, представляла интересы корейского высшего класса. KDP скоро подверглась поспешной реконструкции под новым именем Либеральной партии. Вместе с Ли Сын Маном в ней были те, кто сотрудничал с японскими оккупантами.
Новый государственный аппарат сохранил многих бывших колониальных офицеров, которые стали работать в репрессивном аппарате. Было создано Корейское ЦРУ — KCIA (корейское Центральное разведывательное управление). Корейцы о нем до сих пор вспоминают с коллективной дрожью.
Правительство, которое создали США, было самым непопулярным. В 1946- 1948 гг. народный протест принял форму народных восстаний, которые резко подавлялись. Генеральный совет корейских Профсоюзов (GCKTU), во главе с активистами от коммунистической партии, включал сотни тысяч участников и проводил марши протеста.
Он стал главной целью репрессивных акций , протест был в конечном счете подавлен в 1948 году. Репрессии была все еще сильны и после 1948 года, с августа 1949 года по 30 апреля 1949 года, за восемь месяцев было задержано приблизительно 89,710 человек. Тысячи, если не десятки тысяч людей, были убиты. Режимом Ли Сын Мана были убиты не только коммунисты, но и не связанные с ними, исторически значимые, лидеры анти-японской борьбы.
Когда в 1948 году разделение страны стало официальным, значительное большинство политических сил страны было против него. Когда в июне 1950 года началось быстрое продвижение северокорейских войск на юг, оно лишь частично было связано с военными причинами, а главным образом, это было логическим следствием отсутствия общественной поддержки режима Ли Сын Мана.
Согласно официальной истории Корейской войны, написанной армией США , южнокорейская армия ‘распалась’ и было массовое дезертирство.
Война, продлившаяся в течение трех лет, поставила мир на грань третьей мировой войны. Американская армия занималась широкой поддержкой этой войны Западными союзниками, 300,000 Западных солдат боролись на стороне южнокорейской армии, обеспечив себя мандатом ООН. Северной Корее, в свою очередь, оказывал большую поддержку Китай (оценки варьируются между 500,000 и 850,000 солдат). Война привела к трем миллионам погибших среди корейского населения. Во время войны правительство Ли Сын Мана проводило жесткие репрессии против южнокорейского левого крыла. Некоторые источники упоминают (приблизительно) 100,000 убийств антиправительственно настроенных активистов. Перемирие 27 июля 1953 привело две армии фактически к их отправной точке, по обе стороны от 38-й параллели.
. Корейская буржуазия оказывается под государственной опекой
Получив в наследство устаревшую промышленностью и финансовую систему, которой раньше управляли японцы, корейская буржуазия стала опорой правительства Ли Сын Мана, с благословления Американского оккупационного правительства (USAMGIK), так как, в конце концов, именно она была основой, на которую опиралась политическая власть.
Новые промышленники успешно вели свой бизнес, не благодаря их собственным инвестициям, поскольку они едва ли что-то имели, но благодаря налоговым доходам и американским субсидиям, которые великодушно раздавала диктатура .
Более того, строго протекционистская политика защищал их от иностранной конкуренции. Позже диктатура Пак Чон Хи(1961-1979) создаcт промышленные и финансовые конгломераты, названные чеболями.
Вывод № 1 : корейская буржуазия развивалась в тени государства, которое было его опекуном и защитником.
Американская внешняя финансовая помощь
Всемирный банк заявляет, что Корея не полагалась на кредиты в течетние 17 лет после окончания Второй мировой войны, и что позже, до 1967 года, брала лишь ограниченные кредиты.
С 1945 до 1961 гг. она ни занимала, ни получала иностранные инвестиции.
Согласно критериям Всемирного банка и неоклассической экономики, такая ситуация является полной аномалией.
С другой стороны, Корея в тот самый период получила более чем 3,100 миллионов долларов в качестве грантов из США. Никакой другой внешней помощи ей не оказывали.
Но и эта сумма является более, чем значительной. Она в два раза больше того, что получили страны Бенилюкса по Плану Маршалла, на одну треть больше, чем получила Франция, на 10% больше, чем Великобритания. Сумма грантов, которые Корея получила за период 1945-1961 гг., больше, чем совокупные кредиты, предоставленные Всемирным банком независимым развивающимся странам (без включения колоний).
С 1962 года Корея делала умеренные долги, при этом в период 1962 -1966 гг. американские гранты все еще составляли 70% приходящего в страну капитала, в то время как кредиты составляли 28% а иностранные инвестиции — 2%. Только с 1967 г. приток капитала стал в основном состоять из иностранных кредитов (главным образом японских банков) . И иностранные инвестиции стали значительными только в конце 1980-х, после тоо как Корея успешно выполнила свою индустриализацию.
Вывод № 2: начальная индустриализация Кореи никоим образом не зависела от внешних кредитов или иностранных инвестиций
Продолжение следует
«Трассы Пхёнчхана могут быть ослепительно белыми от снега, но среди катков и бобслейных трасс стоит самое темное здание на планете – скрытое среди олимпийских объектов и похожее на угловатую черную дыру <…> Это временный павильон для автомобильного гиганта Hyundai, разработанный британским архитектором Асифом Ханом», – написала британская The Guardian перед началом зимних Олимпийских игр в Южной Корее в 2018 г. Дело в том, что павильон снаружи был покрыт материалом из углеродных нанотрубок, что создавало оптическую иллюзию выхода в глубины космоса, возникшего посреди обычного городского пейзажа ). На Олимпиаде в Пхёнчхане впервые была запущена в эксплуатацию мобильная сеть стандарта 5G, ездили беспилотные автобусы и даже можно было смотреть выступления фигуристов в формате 360 градусов, напоминает Bloomberg.
Если Олимпиада-2018 дала Республике Корее продемонстрировать технологические достижения, то предыдущая – 30 лет назад – показала успехи экономические. 17 сентября 1988 г. в Сеуле торжественно открылись XXIV летние Олимпийские игры. Это стало значимым событием не только для самой Кореи, но и для всего региона в целом. Игры 1988 г. в Сеуле были вторыми в Азии после Олимпиады в Токио в 1964 г., все остальные летние Олимпийские игры в XX в. проводились в западных странах. Игры в Корее оказались одними из самых посещаемых на тот момент. По данным Корейского института развития, в Олимпиаде 1988 г. приняли участие 159 стран и 8391 спортсмен. «Хотя Южная Корея заработала на Играх $335 млн, самым большим достижением Олимпиады в глазах южнокорейцев было преобразование имиджа страны», – пишет исследователь Чу Ю Мин М. Джу, один из авторов книги «Мегасобытия и мегаамбиции: рост Южной Кореи и стратегическое использование событий Большой четверки».
После окончания Корейской войны в 1953 г. страна была одной из самых бедных в мире. Средний доход жителя Кореи к 1960 г. составлял всего $158 в год – меньше, чем, например, в Либерии и Гватемале. Олимпиада-1988 стала первым значительным публичным событием в истории современной Кореи. «Корейцы понимали, что теперь они у всех на виду и им нужно показать себя в наилучшем свете. На тот момент имидж Кореи в мире был негативным, страна ассоциировалась со студенческими демонстрациями, которые разгоняли слезоточивым газом», – пишет в книге «Новые корейцы» британский журналист Майкл Брин.
По данным Всемирного банка, в 1988 г. ВВП Корейской республики составлял $197 млрд (в текущих ценах). Почти через 30 лет, в 2017 г., он равнялся уже $1,5 трлн – в 8 раз больше. Период невероятного роста и развития корейской экономики часто называют «чудом на реке Ханган». Оно стало возможным в результате реформ, начатых президентом Пак Чон Хи, который руководил страной большую часть 1960-х и 1970-х гг. В 1962 г. правительство Пак Чон Хи запустило первый пятилетний план развития, и за 30 лет с этого момента экономика Южной Кореи значительно выросла, а ее структура радикально преобразилась. По данным авторов исследования «Южная Корея. Исследование страны» Савада и Шоу, реальный валовой национальный продукт (ВНП) Южной Кореи увеличивался в среднем более чем на 8% в год: с $2,3 млрд в 1962 г. до $204 млрд в 1989 г. Годовой доход на душу населения вырос с $87 в 1962 г. до $4830 в 1989 г.
В 2009 г. Корея стала первой страной, которая перешла от статуса получателя помощи Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к статусу донора, указывает McKinsey.
Содержание
Золотой рост
В 2018 г. Южная Корея – уже в пятый раз подряд – заняла 1-ю строчку в Bloomberg Innovation Index. Этот индекс оценивает страны по семи критериям, включая расходы на исследования и разработки и концентрацию высокотехнологичных государственных компаний в стране. Samsung Electronics Co., самая дорогая компания страны и вторая после Apple по рыночной капитализации в мире, получила в 2000-х гг. больше патентов США, чем любая другая, уступив только IBM. А ее продукция – полупроводники, смартфоны и цифровое мультимедийное оборудование – сделала возможным появление при поддержке правительства экосистемы корейских поставщиков и партнеров.
За 30 лет Корея прошла путь, который западные развитые страны преодолевали в течение века, считает Чон Сон Чхоль из STEPI (корейского Института науки и технологий). «Многие, похоже, согласны с тем, что «внешняя стратегия развития корейского правительства», хорошо образованная и дисциплинированная рабочая сила и технологические инновации помогли достичь того, что называют «корейским чудом», – пишет Чон в статье «Инновации, конкурентоспособность и рост: корейский опыт». По итогам 2017 г. доход на душу населения в Корее составил $29 743. Южная Корея занимает 4-е место по легкости ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка Doing Business по итогам 2018 г. Все это обеспечивает высокий уровень активности инвесторов, производства, коммуникаций и в конечном итоге экономический рост.
Республика Корея, по данным ЮНЕСКО, сегодня лидер по тратам на НИОКР: 4,2% ВВП – это больше, чем США (2,7%) и Япония (3,2%), два мировых инновационных лидера. Еще в 1960-х гг. в стране существовало только два государственных учреждения, которые занимались научными исследованиями и технологическими разработками: Научно-исследовательский институт национальной обороны, созданный сразу после окончания Корейской войны, и Корейский научно-исследовательский институт по атомной энергии, который был основан в 1959 г. На тот момент в стране насчитывалось менее 5000 научных работников и инженеров. По данным Всемирного банка, в 1963 г. расходы на НИОКР не превышали $9,5 млн.
О стране
100 033 кв. км – площадь территории Корейской Республики. Она находится на Корейском полуострове в Северо-Восточной Азии. Столица – Сеул. Граничит с Японией, Китаем и Северной Кореей. 51,6 млн человек – численность населения Корейской Республики (по данным на сентябрь 2018 г.). Большая часть населения сконцентрирована в Сеуле и его окрестностях, а также в городах Пусан, Инчхон, Тэгу, Тэчжон, Кванчжу, Ульсан. Источник: Национальная организация туризма Кореи
Многие исследователи связывают структурную трансформацию Южной Кореи с политическими реформами, направленными на открытие страны для зарубежных рынков. Действительно, экспортно-ориентированная политика Южной Кореи – один из важнейших факторов ее успеха: страна сегодня входит в десятку крупнейших экспортеров в мире, а ее экспорт в процентном отношении к ВВП вырос с 25,9% в 1995 г. до 56,3% в 2012 г., по данным отчета «Золотой рост» от Всемирного банка, посвященного сравнению европейской экономической модели с моделями других стран. Анна Мария Сантакрю, экономист Федерального резервного банка Сент-Луиса, проводившая исследование по Корее, считает, что политика стимуляции инвестиций в инновации вместе с улучшением деловой среды помогли Корее выйти на высокий уровень международной торговли.
Движущей силой экономического чуда Южной Кореи были несколько сотен крупных корпораций, входящих в 63 семейных конгломерата (чеболь), указывает McKinsey. Они появились в рамках государственных программ индустриализации в 1960-е гг. По программе «Управляемый капитализм» правительство выбрало компании для общественных проектов и направило им средства от иностранных займов и из корейских банков. К 1990-м гг. эти корпорации стали финансово независимы, но продолжили пользоваться государственной поддержкой, в частности налоговыми вычетами. По данным McKinsey, сейчас топ-30 компаний (среди них, например, Hyundai, Samsung и LG Electronics) принадлежит 40% корпоративных активов страны, на их долю приходится 36% всех продаж южнокорейского рынка.
Экспортная экономика
Корейский Samsung, по данным IDC, – крупнейший продавец смартфонов в мире: каждый пятый продаваемый в мире аппарат произведен на заводах этой корейской компании. Только за III квартал 2018 г. (более свежих данных еще нет) компания продала 72,2 млн смартфонов – таким количеством телефонов можно было бы обеспечить население Таиланда. Samsung стал экспортером практически сразу после своего основания в 1969 г., а уже в 1978 г. открыл первый зарубежный офис – в США. Сегодня электроника (вместе с Samsung здесь лидирует LG Electronics, а более 65% рынка приходится на потребительскую электронику) – главная статья корейского экспорта, это $163 млрд в год. По экспорту электроники Корея сегодня уступает только Китаю, Сингапуру и Тайваню.
Как корейский бизнес завоевывает заграничные рынки сегодня?
Косметика
Крупнейший корейский производитель косметики – компания AmorePacific в 2017 г., обогнав Chanel и LVMH, заняла 7-ю строчку в рейтинге WWB (американского журнала о бизнесе в сфере красоты) по объему продаж среди мировых косметических компаний. AmorePacific поднялась на 7-е место за 10 лет, впервые она вошла в двадцатку крупнейших косметических компаний в 2007 г. Объем продаж компании за это время вырос в 4 раза до 6,697 трлн вон ($6 млрд). Чтобы выйти на европейский рынок, компания создала бренд духов Lolita Lempicka в коллаборации с дизайнером Christian Dior в 1990 г. Спустя 10 лет она вышла на американский рынок, открыв в Нью-Йорке салон красоты под одним из своих брендов – Sulwhasoo. Владелец компании Со Кён Бэ, по расчетам Forbes, имеет состояние $3,6 млрд.
Активно развивающаяся индустрия красоты и косметика как национальный бренд породили большое количество бьюти-блогеров, которые по размеру аудитории могут посоперничать с американскими. Так, на 1-е место корейские и мировые СМИ ставят видеоблогера Pony c аудиторией более 4,8 млн подписчиков на YouTube, называя ее «возможно, самой знаменитой на корейском YouTube».
Из-за растущей популярности K-beauty во всем мире западные бренды постоянно ищут вдохновение у коллег из Южной Кореи, пытаясь адаптировать популярные южнокорейские форматы красоты для западных потребителей, пишет старший аналитик по бьюти-сегменту аналитического агентства Mintel Джен Джанг в отчете «Светлое будущее: Южная Корея вошла в топ-10 мировых бьюти-рынков».
Сама Южная Корея сегодня, по данным Mintel, входит в десятку крупнейших мировых рынков красоты – объем внутреннего рынка по итогам 2017 г. составил $13 млрд. В ближайшие пять лет прогнозируемый совокупный среднегодовой рост (CARG) составит 5,8%. Но главным рынком сбыта для косметической промышленности Кореи по-прежнему остается Китай – потребители из Поднебесной покупают 36,5% от всей продукции корейской косметической индустрии.
Медицина
Южная Корея тратит $1 млрд в год на привлечение медицинских туристов, свидетельствуют данные Министерства здравоохранения и благосостояния за 2018 г. В стране 1709 зарегистрированных больниц и клиник и 1413 лицензированных частных компаний, которые могут заниматься маркетингом для привлечения медицинских туристов. Доходы Южной Кореи от медицинского туризма выросли к 2017 г. в 15,7 раза с 2009 г., по данным министерства здравоохранения и благосостояния Республики Кореи (в абсолютном значении цифр нет).
107 стран
подписали с Республикой Кореей соглашение о безвизовом въезде. С Россией с 2014 г. действует соглашение о безвизовом въезде для туристов на срок до 60 дней
В декабре 2017 г. министерство здравоохранения Южной Кореи объявило о планах превратить индустрию здравоохранения в одну из самых быстрорастущих инновационных отраслей. В инновационную программу вошли три направления: фармацевтика, медицинское оборудование и косметика. Новая программа направлена на помощь предпринимателям, внедрение инновационных биофармацевтических препаратов и развитие ориентированных на экспорт компаний. План состоит из четырех основных направлений: исследования и разработки (НИОКР), создание рабочих мест, поддержка экспорта и институциональные улучшения.
По данным Корейского института развития индустрии здоровья, Южная Корея занимает 2-е место по росту затрат на здравоохранение среди стран ОЭСР. Ежегодный рост общих расходов на здравоохранение составляет 10,2%, а рост расходов на лекарства – 12,7%.
В Корее простое правило: они вначале продумывают бизнес-процессы, а потом строят стены, рассказывал ранее занимавший тогда должность директора НИИ организации здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов. Так устроен, например, госпиталь «Бундан» Сеульского национального университета (он вместе с «Таширом» строит госпиталь в медицинском кластере в «Сколково». – «Ведомости&»), получивший звание самого «умного» в мире, поскольку вообще не использует бумагу, – он до открытия два года выстраивал IT-систему.
Туризм
До 1988 г. поездки за рубеж и въезд иностранцев в Южную Корею были возможны только после разрешения правительства. В стране почти отсутствовала инфраструктура для досуга и развлечений. По этой причине туристическая индустрия Южной Кореи в основном поддерживается внутренними туристами.
За исключением периода экономического спада с конца 1990-х до начала 2000-х гг., доходы Южной Кореи от туризма были низкими из-за большого количества граждан, которые путешествуют в другие страны. По итогам 2018 г. количество выезжающих из Южной Кореи туристов составило 26,2 млн человек. 20 лет назад, в 1998 г., эта цифра составляла только 3 млн человек, свидетельствуют данные Корейской национальной организации туризма.
Но в скором времени ситуация может измениться: теперь в Корее стремительно растет число иностранных туристов. В первую очередь – благодаря международной экспансии корейской культуры (подробнее о «корейской волне» см. на стр. 12) и крупнейшим спортивным событиям: Корея принимала чемпионат мира по футболу – 2002, Азиатские игры – 2014, Зимнюю Олимпиаду – 2018. Если в 1998 г. Корея приняла 4,28 млн туристов, то в 2018 г. – уже 14 млн человек (рост к 2017 г. – 14,9%). &
Текст: Наталья Судакова
Корея маленькая страна восточной Азии на южной части Корейского полуострова. После освобождения её от Японской империи Советами с севера и американцами с юга, а также после безуспешной гражданской войны в результате которой ни одна из сторон не добилась решающего преимущества Корея осталась расколотой на север и юг, при этом южная её часть в дальнейшем смогла совершить то что многие позднее назвали Южнокорейским экономическим чудом.
Сегодня этот Азиатский Тигр, имеет свои мировые бренды (LG, SK Group, Samsung, SK Group, Hyundai, Daewoo) которые известны всему миру
Все это появилось в стране которая ещё в 1950-ые находилась на одном уровне с беднейшими государствами планеты. Только в 1953 году закончилась Корейская война (при этом самих корейцев в этой по сути гражданской для них войне было убито порядка 4 млн, южане потеряли 40% промышленности и электростанций, треть жилых помещений).
Рассмотрим как им удалось подняться.
Эпоха корупционных правительств
Первое правительство Южной Кореи Ли Сын Мана 1948-1960 гг. было менее чем успешно (псевдолиберализм, фальсификации на выборах, бесцельная экономическая политика в результате чего появилась 20% инфляции и почти 40% безработица) и была свергнута народом после попыток пойти на очередной президентсткий срок изменив для этого конституцию.
Уже другое правительство после Ли Сын Мана продержалось всего год и уступило свою власть генера-майору Пак Чон Хи с которым связывают своебразную диктатуру развития южнокорейского общества.
Имено с Пак Чон Хи впервые поставившего план развития для всего южнокорейского общества считается новая эпоха.
Генерал Пак Чон Хи — автор диктатуры развития считаемый отцом южнокорейского экономического чуда.
Эпоха зависимости от внешних инвестиций
Однако не все было так гладко для Южной Кореи которая не имела своей промышленности (вся промышленность была распложена на Севере) и не имела богатых природных ресурсов.
Поэтому основным источником подьема стали инвестиции через превращение своей страны в благодатную гавань для инвесторов.
К концу 60-ых вся экономика Кореи зависела от внешнего капитала (не менее 60%). Сначала американского, затем и японского:
Экономическая помощь от США Южной Кореи в первые годы её сущестования была в целом меньше чем поддержка военная, в основном поставки сырья и продовольствия (излишки американской промышленности)
- Однако после начала вьетнамской войны наала действовать американская программа — привлечение южнокорейских солдат во Вьетнам в обмен на 150 млн. долларов.
- Также после долгих переговоров начались репарации от Японии (800 млн. долларов) и начались японские инвестиции в южнокорейскую экономику (сталитейная промышленость и др).
В целом люди жили небогато в мобилизационном режиме, также у страны был внешний долг, однако уже через десять лет ситуация изменилась.
Особая экономическая политика
Итак главные задачи южнокорейского государства стояли в виде:
- В привлечении иностранного капитала в страну (другого просто не было, страна без природных ресурсов и без развитых технологий)
- Грамотном распоряжении иностранным капиталом (это наверное главное)
Первую задачу решили через Закон о привлечении иностраннго капитала 1966 который:
- Предоставлял большие льготы и привилегии для иностранных инвесторов.
- Делал государство гарантом по внешним задолжностям.
- Брал предприятия под защиту со смешанным капиталом (местным и иностранным).
Вторая задача была решена через жесткое пресечение всех тех кто использовал иностранные инвестиции не по назначению, незаконно или неэффективно (вкладывал их не в национальную промышленность, а скажем в собственные дачи, вилы, дворцы, самолеты и яхты).
Сам Пак Чжон Хи был военным и сформировал для элиты и простых южнокорейцев форму мобилизационной экономики подчиненной конкретным целям развития и сроками по их достижению понятную для простых корейцев.
То есть в такой мобилизационной экономике и поставленных национальных целях развития воровство и нецелевое присваивание средств бюрократией было сведено к минимуму.
Был созда Совет Экономического Планирования с которым внешние инвесторы должны были согласовывать (на уровне консультаций и рекомендаций) свои инвестиции в Южную Корею. Инвестиции согласовывались на основании 5 летних планов развития страны.
В первые пятилетки (1962 — 1971) началось активное вкладывание денег в развитие — в частности в автобаны как символ новой инфраструктуры и новых порядков, производство простых материалов, легкой промышленности, автомобилестроения.
В последущую пятилетку (1972-1976) — тяжелой промышленности, химической промышленности, дальнейшее развитие своего автомобилестроения с высокими тарифами на импорт чужых автомобилей.
Так как сама Южная Корея достаточно маленькая страна и в период начала пятилеток в ней была низкая покупательная способность населения/низкооплачиваемая рабочая сила — Пак Чон Хи учитывая эти факторы сделал ставку на раскачку экономику страны через экспорт товаров создаваемой южнокрейской промышленности на внешние рынки.
Контроль над привлекаемыми капиталами и благоприятные условия для инвесторов, вместе в правильно определенной стратегией развития обеспечил настоящий прорыв Южной Кореи из аграрной страны в передовую индустриальную державу с функционированием в ней большого количества денег и технологий.
Денежные потоки позволи южнокорейцем начать вкладывать их в образование, науку и технологии (она занимает топы по этому рейтингу) чтобы удержаться на плаву и экспортировать на мировой рынок уже в первую очередь высокотехнологичные, сложные в производстве товары.
Появления монстров — южнокорейские корпорации
Крупнейшие промышленные и финансовые экономические группы Кореи — Чебули сегодня несут на себе 80% ВВП Южной Кореи.
Эти глобальные мегакорпорации выросли из семейного бизнеса (как более простого в плане согалсованности, нежели советы директоров). Такие корпорация создались в момент индустрилизации Южной Кореи через консолидацию частного бизнеса, они защищались государством, но в то же время во многом от государства зависели.
В отличии от финансово-промышленных групп в России в Южной Кореи государство ТРЕБОВАЛО от своих групп реальных финансово-экономических показателей в рамках общего плана развития страны.
Они создавались для быстрой раскрутки экспортной экономики Южной Кореи, но затем также стали фактором внутреннего рынка который обсуживает малый и средний бизнес что вкупе обеспечивало Южной Кореи 10% рост ВВП в год.
ВВП Южной Кореи на душу населения выросла с 45 долларов до 40 тысяч длларов, что очень впечатляет.
Резюме
Диктатура развития подготовила экономическую почву для чуда Южной Кореи.
Отметим что авторитарный стиль управления был в то время и во многих других странах, однако экономического чуда (особенно это заметно по Восточной Европе) это не как не создало. В то же время есть примеры стран имеющие и достаточно много притоков денег от продажи сырьевых ресурсов (при том столь же авторитарных), однако у них при таком количестве денег также не удалось совершить прорыв в развитии.
Это говорит о том что дело не в количестве денег, не в природных ресурсах, а в подчинении элиты целям развития. Постановки конкретных общенациональных задач с конкретными сроками для оценки их эффективности, образа будущего, обеспечения выполнение этих задач всеми слоями общества.
Парадокс таких стран как Южная Корея или Сингапур в том что при достаточно авторитарном стиле управления страной — лидеры этих стран сделали ставку на сложнотехнологическое развитие общества с его неизбежным при таком пути повышением уровня образования и ростом потребительской способности большинства населения. Такой промышленный средний класс — уже не люмпенизированные массы готовые голосовать за простые подачки, он чётко осознает свои возможности и представляет свое будущее. И этот образованный, сильный и независимый средний класс в этих странах эволюционно заменил авторитаризм на достаточно зрелую демократию, сами же представители диктатуры развития нужно отдать им должное достаточно благородно уступили большую часть власти народу.