Закон соломона
Соломон, при вступлении своем на царский престол, принес Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: «Проси, что ты хочешь, Я дам тебе».
«Господи!» — ответил Соломон, — «Ты поставил меня царем, а я отрок малый. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим».
Господу угоден был ответ Соломона. И сказал Господь: «за то, что не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь».
Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: «принесите меч».
И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой».
Суд царя Соломона
Одна из женщин при этих словах воскликнула: «отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!»
Другая же напротив говорила: «рубите, пусть не достанется ни ей ни мне».
Тогда Соломон сказал: «не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать».
Народ услышал об этом и стал бояться царя, потому что все увидели, какую мудрость дал ему Бог.
Мудрость свою Соломон выражал и в управлении народом и во всех других царских делах. И разнеслась о нем слава, за пределы еврейской страны, в другие соседние народы.
Исполняя завещание своего отца Давида, Соломон приступил к построена храма Божия в Иерусалиме. Местом для него выбрал гору Мориа, которая была указана еще Давиду и на которой Авраам приносил в жертву Исаака. Храм строили семь с половиною лет около ста восьмидесяти пяти тысяч работников. Он устроен был по образцу скинии Моисеевой, разделялся на святое святых, святилище и притвор, но был обширнее и великолепнее ее. Стены храма были выложены из камня, снаружи обложены белым мрамором, а внутри золотом. Все принадлежности храма для богослужения были сделаны из золота.
Когда храм был готов, Соломон призвал к освящению его всех старейшин и множество народа. При звуке труб и пения песней духовных внесен был ковчег завета. Слава Господня в виде облака наполнила храм, так что священники не могли продолжать богослужение. Тогда Соломон взошел на свое царское место, пал на колени и с воздетыми руками молился Богу, чтобы Он в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и язычников. По окончании этой молитвы, сошел с неба огонь и попалил жертвы, приготовленный в храме.
Иерусалимский храм, построенный царем Соломоном
Царствование Соломона было мирным и счастливым. Из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы посмотреть на царя и послушать его мудрости. Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать его загадками. Убедившись в его мудрости, она сказала: «Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол израилев!»
Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен; между ними были и язычницы. Для них он построил языческие капища и сам заходил туда.
Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в еврейском народе. Соломон понял, что это Бог наказывает его за грехи, и стал каяться. Но его покаяние не было таким полным, от всего сердца, как покаяние Давида. Поэтому, хотя Господь и помиловал его и сохранил царство при его жизни, но объявил через пророка, что царство еврейское после смерти Соломона разделится на два, и сыну Соломонову достанется меньшая его часть.
I. БИБЛИЯ О БОГАТСТВЕ
1. Господь – податель всего (в том числе и материальных благ)
А. Богатство как дар Божий любящим Его:
Екклесиаст 5:18 «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий». Псалом 111:1-3 «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек».
Б. Господь даёт силу приобретать богатство:
Второзаконие 8:17-18 «…и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим».
2. Проблема не в богатстве, а в отношении к нему:
Если вы помните, среди мужей веры были и богатые люди, такие как Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, и Моисей, Есфирь, Соломон, Царь Давид. Тем не менее, это не мешало им быть верными Богу и служить Ему от всего сердца. То есть мы видим, что и богатый человек может быть верным Богу. В чём же тогда проблема с богатством? А проблема не в богатстве, а в отношении к нему.
А. Проблема не в богатстве, а в сребролюбии (любви к богатству):
1 Тимофею 6:9-10 «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие».
Б. Проблема не в богатстве, а в любостяжании (стремлении к обогащению):
Лука 12:15-21 «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания , ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
3. Любовь к богатству есть идолослужение:
Слово Божье предупреждает нас, чтобы мы не прилеплялись к богатству своей душой: Псалом 61:11 «Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца». Истина заключается в том, что всё, что владеет нашим сердцем, является для нас идолом.
Любовь к богатству (сребролюбие) и стремление к обогащению (любостяжание) является идолослужением, то есть служением маммоне. Маммона – от арамейского слова «имущество» – заимствованное слово в греческом языке, означающее «богатство» и «роскошь». Также это имя языческого божества, которому поклонялись все желавшие обогатиться.
Иисус предупреждает, что двум господам служить невозможно: Матфея 6:24 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Посему Библия призывает нас в Послании Колоссянам 3:5 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение».
4. Библейская мудрость (притчи, поговорки) о богатстве:
Притчи 11:16 «Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство». Притчи 13:11 «Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его». Притчи 22:4 «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь». Притчи 22:16 «Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет». Притчи 28:22 «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его».
Екклесиаст 5:9-10 «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?» Екклесиаст 5:11 «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть».
Иеремия 17:11 «Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем».
5. Богатством спасения не приобрести:
А. Учение Ветхого Завета:
Иов 36:18-19 «Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу». Псалом 48:7-14 «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество своё другим. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их». Притчи 11:4 «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти».
Б. Учение Нового Завета:
- Обольщение богатством не даёт людям принять Божье Слово и следовать за Христом: Матфея 13:22 «…А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно».
- Трудно богатому войти в Царство Небесное: Матфея 19:23-24 «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Марка 10:23-25 «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
- Никаким богатством нельзя обрести спасения души: Лука 9:25 «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» Марк 8:36-37 «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»
II. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ БОГАТСТВО:
1. Библия предупреждает нас о тленности земных сокровищ и богатств
А. Ветхий Завет:
Притчи 23:4-5 «Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу».
Екклесиаст 5:12-16 «Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде».
Б. Новый Завет:
Иакова 5:1-5 «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания».
Матфея 6:19-21 «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
2. Какое же богатство следует нам собирать, или какие сокровища являются истинными, непреходящими?
- Божьи благословения являются истинным богатством: Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным».
- Господь – является настоящим богатством (сокровищем): 1 Петра 2:7-8 «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены».
- Знание и понимание Господа – истинное богатство: Иеремия 9:23-24 «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь».
- Благость, кротость и долготерпение Божье являются богатством: Римлянам 2:4 «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?»
- Божья благодать является настоящим богатством: Ефесянам 1:7 «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его». Ефесянам 2:7 «…дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе».
- Радость, щедрость и радушие являются истинным богатством: 2 Коринфянам 8:2 «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия». 2 Коринфянам 9:8-11 «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».
- Жизнь вечная (славное наследие святых) является истинным богатством: Ефесянам 1:18 «…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».
- Доброе имя и добрая слава есть истинное богатство: Притчи 22:1 «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота».
- Добрые дела и упование на Бога – настоящие сокровища: 1 Тимофею 6:17-19 «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».
- Страдание за веру и Христа – настоящее богатство: Евреям 11:24-26 «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние».
- Царство Небесное есть настоящее богатство: Матфея 13:44-46 «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил её».
- Вера есть настоящее богатство: Иакова 2:5 «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?»
- Надежда на Бога и на спасение есть настоящее богатство: Римлянам 15:13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».
- Истинное богатство – во Христе: 1 Коринфянам 1:4-8 «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа».
- Духовные дары, которые Бог даёт христианам для созидания Церкви, являются истинным богатством: 1 Коринфянам 14:12 «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви».
Апостолы о себе писали: 2 Коринфянам 6:10 «…нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем».
Апостолы не были богатыми людьми. Наоборот, они даже называли себя нищими. Но одновременно с этим они были самыми богатыми людьми в мире, ибо являлись обладателями нетленного богатства: веры, надежды, благочестия, Царства Небесного и жизни вечной. И они не только владели этим богатством, но и «обогащали» многих, делясь Благой вестью о спасении со всяким человеком, встречавшимся на их жизненном пути.
Кстати, сегодня многие спрашивают: «Зачем христианам нужно собираться, ходить в церковь и на молитвенные собрания? Что это им даёт?» Ответ очевиден: христиане собираются для того, чтобы делиться друг с другом благословением и обогащать друг друга богатством нетленным, как этот делали первые ученики Христа. К этому же призывает нас Библия: 1 Коринфянам 14:12 «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви».
Это что касается нетленного богатства. Теперь давайте вернёмся к разговору о материальном богатстве и нищете.
Бедные и богатые часто сравниваются в Библии:
Притчи 22:2 «Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь». Притчи 19:4 «Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим». Притчи 14:20 «Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей».
Бедные и Богатые часто противопоставляются в Библии:
Притчи 19:1 «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый». Притчи 28:6 «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат».
Притчи 28:11 «Человек богатый – мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его». Притчи 11:28 «Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть». Псалом 36:16-17 «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь».
III. БИБЛИЯ О БЕДНОСТИ И НИЩЕТЕ
Мы выяснили, что Библия предупреждает людей о губительности погони за материальными богатствами. Означает ли это, что Бог предпочитает, чтобы люди были бедными и нищими? Ни в коем случае. Слово Божье открыто выступает и против нищеты. Об этом свидетельствуют многочисленные стихи, свидетельствующие о причинах бедности нищеты в мире. Библия предупреждает своего читателя о том, чтобы он не повторял ошибок глупых и безрассудных людей, которые довели себя до нищеты.
1. Причины бедности:
А. Лень – одна из причин бедности и нищеты
Притчи 6:10-11 «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник». Притчи 10:4 «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».
Притчи 20:13 «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб».
Притчи 24:30-34 «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, — и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооруженный».
Б. Пьянство (разгульный образ жизни) – одна из причин бедности и нищеты
Притчи 21:17 «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет». Притчи 23:20-21 «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище».
В. Распутный образ жизни – одна из причин бедности и нищеты
Притчи 6:23-26 «…ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба…»
Г. Непослушание Богу – одна из причин бедности и нищеты
Второзаконие 15:4-5 «…Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе».
Притчи 13:19 «Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести».
Д. Грех, царящий в мире, и его последствия – одна из причин нищеты Бог не создал человека нищим. Он дал во владычество человека всю землю и всё, что её наполняет. Но Божий план вещей был нарушен и изуродован человеческим грехом.
Мы видим, что существует больше чем достаточно причин для бедности и нищеты в мире. Кто-то сам себя довёл до нищеты ленью и греховным образом жизни; чья-то бедность является последствием, греха действующего в мире, а кому-то нищета досталась «по наследству».
Многие обвиняют в своей бедности и нищете Бога, но Господь тут ни при чём. Он без лицеприятия заботится обо всех, и особенно о тех, кто любит Его всем сердцем и ищет Его лица день и ночь. Вот как об этом свидетельствует царь Давид: Псалом 36:25-26 «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, мы выяснили, что Библия выступает, как против обогащения, так и против обнищания. Об этом же свидетельствует следующий отрывок: Притчи 30:7-9 «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».
Как же мы должны относиться к своему богатству или к своей нищете? На наш взгляд, Господь в Своём Слове даёт нам вполне разумное решение этой проблемы:
Во-первых, Господь призывает нас искать Царства Божия:
Матфея 6:24-34 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».
Во-вторых, Господь учит нас быть довольными тем, что у нас есть:
1 Тимофею 6:6-11 «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».
Филиппийцам 4:11-13 «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Кроме того, не нужно забывать о том, что Господь даровал каждому из нас всё, что необходимо для полноценной жизни и благочестия: 2 Петра 1:3 «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию…»
Царь Соломон. Старая Ладога, Георгиевская церковь, XII в.
Соломон правил сорок лет. В его жизни были и великие деяния, и тяжелые падения. Имя его (евр. Шоломо — мир) символически указывало на Мессию. У древних евреев имена имели важное жизненное значение. Имена, даваемые при рождении, обычно выражают особенность деятельности или жизненную участь того, кто будет это имя носить. Изменить имя значило дать новую оценку личности. Так Бог меняет имя Аврааму: Авраам (отец множества) вместо Аврам (высокий отец). Иаков переименован в Израиля.
Мудрость Соломона. Молодой царь отличался благочестием. Священный писатель говорит: И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего (3 Цар 3, 3). Царь пошел в Гаваон, где тогда был главный жертвенник, чтобы принести жертву. Ночью во сне ему явился Господь и сказал: проси, что дать тебе. Соломон просил дать ему сердце разумное, чтобы судить народ и мудро управлять им. Это прошение было угодно Господу. За то, что Соломон не просил себе ни богатства, ни душ врагов своих, но просил разума, Бог сказал, что дает Соломону сердце мудрое и разумное и что подобного ему не было прежде и после не будет. Щедрый Господь обещал молодому царю и то, что он не просил, — богатство и славу. Блаженный Феодорит видит здесь прообраз евангельской заповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф 6, 33).
Мудрость Соломона обнаружилась в начале его царствования, когда пришли к нему две женщины и просили рассудить их тяжбу. Одна заспала своего младенца и, когда проснулась, увидела, что ее ребенок мертв. Она стала требовать живого ребенка, утверждая, что это ее дитя. Каждая доказывала царю, что именно ее ребенок жив. Царь приказал принести меч и сказал: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой (3 Цар 3, 25). Женщина, которая была матерью этого младенца, пришла в великое волнение от жалости к своему сыну. Она просила отдать его другой женщине, но не умерщвлять. Решение это по форме мало похоже на судопроизводство, но достигло цели лучше, чем формальное следствие, потому что было основано на глубоком и точном знании материнского сердца.
Сам Иисус Христос указывает на мудрость Соломона как на прообраз Своей Премудрости (Мф 12, 42). Мудрость Соломона проявилась не только в суде и управлении народом, но и в многочисленных притчах. Священный писатель говорит, что он изрек три тысячи притчей. Познания царя были обширными: он говорил о деревьях, животных, птицах, пресмыкающихся, рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его (3 Цар 4, 34). Мудрость царя запечатлелась в трех книгах, которые вошли в состав святой Библии: Притчи, Песнь песней и Екклесиаст.