Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Защита авторских прав ГК

28.06.2020 by admin

В главе «Защита авторских прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав. Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав. Глава «Защита авторских прав» будет полезна авторам, правообладателям, студентам юристам и предпринимателям.

  1. Что такое нарушение авторских прав?
  2. Ответственность за нарушение авторских прав.
  3. Способы защиты авторских прав.
  4. Компенсация за нарушение авторских прав.
  5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.
  6. Защита авторских прав в Интернете.

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Несоблюдение запрета является неправомерным. Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Содержание

  • 2. Ответственность за нарушение авторских прав
  • 3. Способы защиты авторских прав
  • 4. Компенсация за нарушение авторских прав
  • 5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.
  • Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?
  • Что такое авторские и смежные права
    • Законодательство
    • Что не является объектом авторских прав
  • Способы защиты
    • Защита личных неимущественных прав
    • Защита чести, достоинства и деловой репутации
    • Защита исключительных прав
  • Административно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
  • Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав

2. Ответственность за нарушение авторских прав

Юридическая ответственность в авторском праве – объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье.

3. Способы защиты авторских прав

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

  • Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
  • Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
  • Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
  • Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
  • Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
  • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.

4. Компенсация за нарушение авторских прав

Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно. Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;
  • двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
  • двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.

В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ.

5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным. Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав. Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено. Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель. Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор. После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.

Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

1) Внеюрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке. Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ. Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»:

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации
2. Реферат по рассматриваемой теме
3. Краткая статья о судебной защите авторских прав

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима юридическая помощь по защите авторских прав, обращайтесь, мы всегда готовы помочь. Вопросы можно задать на странице Юридическая консультация по авторскому праву.

Под способами защиты авторских прав понимают закрепленные законом материально- правовые меры принудительного характера, посредством которых производиться восстановление (признание) нарушенных или оспариваемых прав и воздействие на правонарушителя.

В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную уполномоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Предметом охраны являются не только субъективные авторские права, но и законные интересы. Субъективное авторское право и охраняемый законом интересы являются очень близкими и зачастую совпадающими правовыми категориями, в связи с чем они не всегда разграничиваются в литературе и на практике. Действительно, в основе всякого авторского права лежит тот или иной интерес, для удовлетворения которого субъективное авторское право и предоставляется управомоченному лицу. Одновременно охраняемые законом интересы в большинстве случаев опосредуются конкретными субъективными правами, в связи с чем защита субъективного авторского права представляет собой и защиту охраняемого законом интереса.

По общему правилу, при жизни автора только он сам или его уполномоченный представитель могут вступать с требованием о защите нарушенных авторских прав. После смерти автора требования, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в своем завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором.

Российское авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий выбор способов защиты. В соответствии со ст. 1251 ГК РФ обладатели исключительных авторских прав вправе требовать от нарушителя: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; взыскания доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения авторских прав; выплаты компенсации в определенных законом пределах.

Важнейший способ защиты-это признание авторства. Как правило, устанавливать авторство не приходится, поскольку имя автора указывается на публикации и его не оспаривают. Однако в случае спора могут возникнуть сложности с доказыванием. Действующая авторско-правовая система не устанавливает каких-либо формальностей, от выполнения которых зависит признание авторства. Доказательством авторства может служить регистрация авторских прав Российским авторством обществом (РАО), другими организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе; указание имени автора в авторских договорах и других документах.

В случаях спора об авторском праве дело может разрешить суд, если заинтересованное лицо обращается с соответствующим иском. Исковое заявление о признании истца автором конкретного произведения содержит положительное требование. Наряду с положительными исками существуют иски отрицательные. Основанием для такого иска является ситуация, когда некое лицо, присваивая авторство на произведение безвестно отсутствующего или умершего автора, извлекает выгоду из чужого авторства. В данном случае исковое требование состоит в том, чтобы суд признал, что такое-то лицо не является автором произведения. Иск о признании и присуждении права на авторство позволяет снять с права спорный характер и придать ему юридическую определенность.

Автор может быть заинтересован в официальном подтверждение своих прав на произведение и при отсутствии спора (например, опасаясь, что рукопись может быть украдена или «внимательно прочитана» до опубликования и т. п.). Подтвердить неоспариваемое авторское право означает, по терминологии процессуального закона, установить факт, имеющий юридическое значение. Известно два способа установления таких фактов-судебный и нотариальный.

Суд по заявлению заинтересованного лица рассматривает дело об установлении такого факта в порядке особого, т. е. неискового, бессрочного, производства. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, если отсутствует возможность в ином, несудебном порядке, получить надлежащие документы (ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Специальные формы нотариального действия для подтверждения факта авторства лица в отношении определенного произведения законом не предусматривается. Существует лишь общие нотариальные формы, которые могут быть применены к субъектом авторского права. Например, автор может написать заявление, подтверждающее факт авторства, и его подпись будет нотариально засвидетельствована. Признание авторства является, несомненно, важнейшим способом защиты прав авторов произведений, однако оно само по себе может быть недостаточным для удовлетворения интересов автора, право которого оспаривалось, отвергалось и было нарушено. Защита прав автора заключается и в восстановлении положения существовавшего до нарушения права; прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Такие меры защиты могут быть применены путем уничтожения экземпляров, внесения соответствующих исправлений, заявления в печати или иными способами. Прекращение действий, составляющих угрозу правонарушения, достигается путем запрета рекламы, продажи экземпляров произведения, допечатки тиража и т. п.

Автор или иной правообладатель имеет право, согласно п. 3 ст. 1252 ГК РФ по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести, для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (ст. 15 ГК РФ). Нередко невыплату авторского вознаграждения рассматривают как основание для взыскания такого вознаграждения, т. е. возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Такое толкование закона является ошибочным. Размер авторского вознаграждения устанавливается в договоре. Невыполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств не освобождает сторону в дальнейшем от их выполнения (ст. 396 ГК РФ). Следовательно, невыплата автору вознаграждения за использование его произведения должна рассматриваться как невыполнение договорных обязательств, а не убытки.

Новеллой российского законодательства является следующая мера защиты исключительных авторских прав-взыскание денежной компенсации. В силу нематериальной природы результатов интеллектуальной деятельности перед законодателем возник вопрос о необходимости разработки особого, более совершенного механизма восстановления исключительных нарушенных прав, освобождающего их обладателя от необходимости доказывать размер своих убытков или доходов нарушителя. Этот механизм нашел отражение в виде установления альтернативных требований правообладателя: убытки, доход или компенсация. Вместе с тем в силу специфичности рассматриваемого способа защиты его кажущаяся универсальность на практике нередко сталкивается с различными трудностями и противоречиями.

Во-первых, не существует единой системы определения размера компенсации. Законодатель наделил судебные органы правом объективной оценки совершенного правонарушения, установив пределы компенсации — от 10 до 50 000 минимальных оплаты труда. Очевидно при определении компенсации следует учитывать имущественное положение нарушителя, степень его вины, количество и длительность нарушений и другие обстоятельства.

Во-вторых, суды зачастую неправильно трактуют и применяют норму о компенсации, что создает препятствия в восстановлении нарушенных прав. Существует устоявшаяся точка зрения, что, поскольку компенсация взыскивается вместо убытков, суд определяет ее размер в соответствии с примерной суммой убытков. При отсутствии убытков эта компенсация не присуждается. Однако в формулировке ст. 1301 ГК РФ об ответственности не указано, что обладатель авторских прав может требовать взыскания дохода либо выплаты компенсации лишь в том случае, когда нарушение авторских прав причинило ему убытки. Следовательно, при решении вопроса о взыскании компенсации суд не должен обращать внимания на отсутствие убытков у правообладателя.

Согласно ГК РФ обладатель исключительных авторских прав может прибегнуть и к другим мерам защиты, предусмотренным законодательными актами. В настоящее время эту норму понимают как отсылку к ст. 12 ГК РФ, где установлены общие способы гражданско-правовой защиты.

Защита чести, достоинства, деловой репутации автора осуществляется в соответствии с общегражданскими нормами ст. 150- 152, 1099-1101 ГК РФ. Автор, требуя защиты названных нематериальных благ, выступает в качестве истца. Ответчиком может быть другой обладатель авторского права либо иное физическое или юридическое лицо.

Ст. 12 ГК РФ предоставляет, среди прочего, участникам гражданского оборота права на самозащиту. Под самозащитой в гражданском праве подразумевается «совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов». Самозащита права не может считаться допустимой, если не соблюдаются пределы, очерченные ст. 10 ГК РФ. Не может считаться самозащитой действие, предпринятое не с целью охраны авторского права, а исключительно с намерением причинить вред другому лицу.

Не признается самозащитой и действие, хотя и направленное на охрану своего объекта авторского права, но соединенное со злоупотреблением правом в какой-либо форме.

Из права самозащиты следует отсутствие обязанности возмещать вред, причиненный в состоянии необходимой обороны. Применительно к ситуации, возникший в сфере авторских правоотношений, это может означать, что автор, воспользовавшийся правом самозащиты, не обязан возмещать вред. Равным образом вред, причиненный его благу, правоохраняемым объектам останется без возмещения, например состояние необходимой обороны-одно из проявлений самозащиты.

Самозащита имеет место и в состоянии крайней необходимости. Однако при этом последствия принципиально иные, чем в случае необходимой обороны. Субъект, причинивший вред в состоянии крайней необходимости, должен возместить его пострадавшему. Состояние крайней необходимости исключает противоправность вредоносного действия, но не снимает обязанности по возмещению причиненного имущественного вреда. Наступает гражданско-правовая ответственность. Если вред был причинен для защиты интересов третьего лица, субъектом ответственности может быть как причинитель вреда, так и это третье лицо.

Компенсация морального вреда-самостоятельный способ защите авторских прав. Компенсируется вред, причиненный нарушителем личных неимущественных прав автора (ст. 151 ГК РФ). По общему правилу ответственность за причинение морального вреда наступает при определенных условиях:

1) наличие вреда;

2) противоправное поведение причинителя вреда;

3)наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и причиненным вредом;

4) вина причинителя.

Несмотря на важное значение размера компенсаций, решение суда, которым признается неправомерность действий нарушителя и удовлетворяется иск о компенсации морального вреда, предоставляет ценность независимо от присужденной денежной суммы. Необходимо подчеркнуть, что гражданско-правовые способы защиты носят восстановительный характер (ст.1 ГК РФ). Они направлены на восстановление или оспариваемых прав, а не на восстановление имущественного положения правообладателя, как иногда неверно понимают на практике, а такое понимание сужает подлинное значение понятия «защита».

Защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты:

— юрисдикционная форма-это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских прав. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий (судебный или исковой) и специальный (административный) порядки защиты авторских прав;

— неюрисдикционная форма охватывает действия граждан и организаций по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.

Наибольший интерес представляет судебный порядок юрисдикционной формы защиты авторских прав. Судебная защита нарушенных авторских прав возможно при наступлении определенных условий. Таковыми признаются: наличие права на иск в материальном смысле, нарушение этого права, неистечение срока правовой охраны и т. д. Дела, возникающие из авторско-правовых отношений, относятся к исковому производству, т. к. представляют собой споры об авторстве и соавторстве; споры, возникающие из авторских договоров; споры, связанные с использованием произведения при отсутствии авторского договора; споры, связанные с выплатой авторского вознаграждения; споры, связанные с оплатой за авторские произведения, написанные в порядке служебного задания, и др.

В связи с тем, что в охране авторских прав более всего заинтересованы обладатели имущественных авторских прав, право на предъявления иска о защите нарушенных авторских прав принадлежит авторам и иным правообладателям.

После смерти автора иск о признании авторства может заявить лицо, к которому перешли авторские права в порядке универсального или сингулярного правопреемства. Наследниками могут быть граждане, организации, субъект РФ, РФ.

Однако правовой интерес в возбуждении производства по делу могут быть не только материально заинтересованные правообладатели, но и иные лица, когда в соответствии с законом они вправе обращаться в судебные органы за защитой прав, свобод и законных интересах других лиц (ст.4 ГПК РФ). К таким лицам относятся прокурор, органы государственного управления, органы местного самоуправления, профсоюзы, общественные объединения. ГК РФ авторском праве предусматривает возможность защиты прав и соответственно предъявления исков организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, но лишь при наличии полномочий, полученных от обладателей авторских прав. Данные полномочия должны быть отражены в доверенности или в соответствующем договоре.

Дела по искам об авторских правоотношений рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. При этом доказательства могут быть любые: свидетели творческой работы автора над объектом, материалы фото- и видеосъемки, заключение эксперта, письменные, вещественные доказательства.

Особое значение в судебном доказывании по авторским делам имеют письменные доказательства-авторский договор, соглашения, рукописи, протоколы обсуждения произведений, отзывы, рецензии, критические статьи, обзоры, содержащие анализ и оценку произведения; планы, чертежи, иллюстрации, переписка сторон и другая документация. Если спор связан с неправомерным заимствованием из чужих произведений, то доказывание проводится, основываясь на рукописях или экземплярах обоих произведений и сличительных таблиц. Сличительные таблицы-это один из видов письменных доказательств, используемых для подтверждения требования о признании соавторства на научное, художественное или иное произведение.

По инициативе сторон в деле могут принимать участие эксперты. Экспертом может быть лицо, обладающее специальными знаниями в какой-либо области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 79 ГПК РФ)- сотрудник экспертного учреждения либо иной специалист, сведущее лицо, привлекаемое к экспертному исследованию в случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях. С помощью экспертных исследований и оценок зачастую разрешаются споры о качестве произведений, выполненных по авторским договорам либо в порядке служебного задания или заказа.

Российское законодательство прямо предусматривает специальные меры, направленные на обеспечение исков по данной категории дел. Согласно ст. 1302 ГК РФ суд может вынести определение о запрещение ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторского права, совершать определенные действия и (или) о наложении ареста и изъятия всех экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. Такой способ обеспечения гражданского иска носит название судебного запрета. Перечень действий, которые могут быть запрещены ответчику, включает изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт и иное использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они является контрафактными. Указанные меры рассматриваются в качестве дополнительной гарантии защиты интересов обладателей авторских прав, поскольку они направлены на обеспечение правильного рассмотрения дела и реального исполнения будущего судебного решения.

Теория авторского права и «интеллектуальной собственности»

Пару тройку лет назад я написал и опубликовал статью о существенных аспектах современных юридических противоречий свободного обмена информации. Была она опубликована на всем известном, сменившем адрес торрент-треккере, но с течением времени исчезла. Однако, была неплоха и поэтому разнеслась по интернетам, откуда я ее и восстановил. В связи с последними событиями, полезно это вспомнить.

Я, едва ли ошибусь, если скажу, что те, кто решил прочесть данный пост задумывались над понятием интеллектуальная собственность и пр. К моему сожалению, все разговоры «об этом» крайне поверхностны. И поэтому я решил опубликовать свои размышления, которые надеюсь позволят многим узреть «корень проблемы» являющийся камнем предкновения и яблоком раздора и сделать для себя соответствующие выводы. Я попытался изложить проблему с разных, как философских, так и сугубо практических точек зрения.

1. Интеллектуальная собственность является противоестественным понятием в реальном мире. Почти все обсуждения настолько же далеки от реальности как обсуждение физиологии «феерических коней в вакууме». В природе нет такого явления или объекта. Само понятие интеллект из области когнитивной психологии и философии никоим образом не может быть связано с юридической формулировкой собственность. Имеется ряд философских теорий на эту тему – см. диалектика, материализм, гносеология, Декарт, Локк и пр. Кто хочет может почитать. Но далее я поясню, почему конкретно это так на более простых примерах.

Человек является социальным существом и основной способом его развития – заимствование знаний и навыков у других людей или существ. Если он не сможет заимствовать знания, то он не сможет развиваться. А как можно регулировать заимствование знаний?

Вот пример: с ребенком занимался учитель, а затем он стал гениальным ученым, или тренер воспитал олимпийского чемпиона. Все это произошло благодаря передачи знаний. А если посмотреть с точки зрения закона, то имеет ли права учитель и тренер взимать дань с ученика, с каждого его успеха?

Но умные люди скажут: при чем здесь закон – это область этики. Если человек порядочен, то он отблагодарит тех, благодаря кому он достиг успеха, морально и может даже материально. Эта проблема касается каждого человека – все то, чего достиг человек, он достиг в первую очередь благодаря своим родителям, хотя бы даже пусть они дали ему только соответствующие гены. Это интеллектуальная собственность? Имеют права родители требовать от детей получения вознаграждения от передачи им «интеллектуальной собственности»? Это крайне важный вопрос для любого человека, но на практике он водится к простому ответу. Если среди прочего родители смогли привить детям чувство благодарности и уважения – значит дети будут заботиться о родителях. Только это важно. Есть здесь нюанс, как вы думает будет ли человек склонен к выражению благодарности, если ему постоянно напоминать, что ему что-то дали и теперь он после этого должен вернуть долг?

2. Я думаю все знают эту историю, но не грех не напомнить. Миф о Прометее. Появился в незапамятные времена, но как будто сегодня сочинен про правообладателей и участников шаринга. Все помнят сюжет? Прометею на основе лицензионного соглашения был выдан огонь. Естественно, что без разрешения богов-правообладателей его не допускалось передавать третьим лицам, которых именовали простые смертные. Но Прометей, в нарушение действующего законодательства, руководствуясь благими намерениями и любовью к людям совершил правонарушение, за что был приговорен судьями к мучительной смерти, с целью запугивания желающих бескорыстно раздавать защищенные авторским правом объекты интеллектуальной собственности. Прочитайте еще раз оригинал этой известной истории. Разве не про сегодняшние реалии написано?

Но важна в данном случае не лирика и красота сказа, а принцип поведения пропагандируемый в качестве единственно правильного и законного. Не делись! Если у тебя что-то есть, то не в коем случае не позволяй кому-то другому пользоваться этим благом. «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех». (С) Главное в жизни – эгоизм. «Разве я этого не достойна?» (с) В каком мире мы хотим жить – мире эгоистов или мире бескорыстных людей готовых отдать что-то свое, не прося заранее оплатить их заботу?

3. Юридический аспект. Обычно говоря об авторском праве, понимают защиту создателей интеллектуальной собственности. Но многие ли знают сколько реально получают авторы? Доход получают правообладатели. Обычно это те кто купил за гроши права на интеллектуальную собственность у реальных авторов. Покупая интеллектуальный продукт, ВЫ платите не авторам, а тем, кто на авторах желает и не стесняется наживаться. К сожалению, авторы и бизнесмены это противоположные по складу ума люди. Первые думают о том, как можно сделать хороший продукт, а вторые от том, сколько можно будет наварить на его продаже.

Да и здесь не все так просто, большинство авторов не изобретают уникальный продукт с нуля. Они изучают множество уже готовых продуктов и делают новый, несколько модифицируя уже имеющиеся аналоги. Можно устраивать долгие судебные тяжбы выясняя, кто у кого украл идею, но так ли вообще нужно жить? Вот один человек услышал как другой напевает мелодию, записал ее проиграл сам и вуаля – готова композиция, можно продавать. Кто получит деньги? Правильно деньги получит тот, кто умеет продавать, а не тот, кто хорошо сочиняет. Хуже того, тот, кто первоначально напевал, лишается права петь свою любимую композицию. А вот не было бы … с авторскими правами – все бы пели кто хотел и что хотел и ни у кого претензий не возникало.

4. Экономический аспект один из наиболее важных. Нам постоянно объясняют, что защита авторских прав позволяет финансировать разработки и создавать новые продукты, но так ли это на самом деле в глобальном смысле – ибо не всегда улучшение одного элемента ведет к улучшению в целом. Мне не известны случаи, когда кому-то удалось доказать, что авторское право стимулирует технический прогресс. Но вот факт то, что оно способно очень хорошо прогресс тормозить. Вот есть нечто, и есть человек который выясняет, что можно вот здесь вот так подправить и будет лучше. Он может это сделать, но это нельзя. Модификации и улучшения запрещены. Это хорошо известно на примере открытых и закрытых программных продуктов. Исправления найденных багов в первых занимает дни, а во вторых – годы и не факт, что баги вообще исправят в текущей версии. Хочешь исправление – покупай новую версию.

А мыслить если в глобальном масштабе, то это немеряно увеличивает затраты на конкуренцию – если вы знаете, как сделать лучше, вам придется изобретать продукт с нуля. И при этом каждый элемент этого продукта не дай бог не должен быть быть аналогичен уже существующему. Итого искусственное повышение цены и себестоимости. Естественно это выгодно производителю-продавцу, но это не нужно никому, кроме правообладателя. Зачем изобретать велосипед пять раз, чтобы иметь возможность поменять подшипник. Зачем несколько раз разрабатывали МС медиа-плеер и Эксплорер, когда уже есть бесплатный и более качественный продукт с открытым исходным кодом? Ответ только один – чтобы раздуть затраты и сказать, ну вот видите мы же не за просто так работали – сколько бабла втюхали – так что заплатите нам.

В данном русле также задумаемся над соотношением цены и себестоимости. Вы будете покупать десяти кратно очищенный бензин 99,999 марки за 500р литр. Вряд ли. А автокад за 106 тыс? А в интеллектуальных продуктах основной смысл бизнеса – накрутить цену побольше. Почему правообладатели не хотят продавать продукты через интернет без коробки – голый файл (аудио, видео, софт) и по частям (один трек вместо 10, плагин на 1 мбайт, вместо дистрибутива все в одном весом 1,5 гига)? Почему нужно именно в коробочке? Почему фильмы на дисках не сжимают в МПЕГ4 а до сих пор продают ДВД в МПЕГ2. Потому что так дороже.

5. Вопрос к ФАС. Вот постоянно слушаешь, как ФАС борется против монополистов: нефтянников, сотовиков и пр. Причем грызут за копейки. А вот наши уважаемые производители интеллектуальной собственности что разве не монополисты? Они же монополисты по определению. Кросслицензионное соглашение – это же картельный сговор чистой воды, единственной задачей которго является устранение конкуренции.

Сколько стоит операционная система? Есть две общеизвестных – одна стоит 100 уе, другая почти ничего не стоит. Почему можно продавать за 100 енотов то, у чего есть бесплатный аналог? Не является ли это необоснованным завышением цены. Или продукт в тысячу раз лучше? Когда наши чиновники покупают за бюджетные деньги вместо вазов и уазов феррари и лексусы – это считается преступлением, а когда покупают нечто за 100 уе по 20 шт в каждую школу, в том время когда можно было взять бесплатный аналог – это разве не преступление государственного масштаба?

6. Поддержим бедных работодателей правообладателей. Постоянно повторяется тезис о том, что правообладатели создают тысячи замечательных рабочих мест. Если интересно посчитайте сами, сколько же в реальности мест они создают. И также, сколько этих классных мест пропало бы вместе с исчезновением правообладателей.

Важно другое. Вот одновременно мы постоянно жалуемся, что у нас в стране (да что там у нас, в мире вообще) слишком много чиновников развелось. Поразительный парадокс – в одном случае дополнительные рабочие места – это благо, а в другом вред. Почему? Дескать чиновники (вернее бюджетники) на народные деньги живут, а работающие на правообладателей честно зарабатывают себе на хлеб с маслом. А в чем разница? Если нашему государству так дороги правообладатели, так пускай возьмёт их на работу. И волки сыты и за каждым малолетним пиратом гоняться не нужно будет. За ненадобностью можно сократить защитников правообладателей и ловцов копиратов. Это даже выгоднее для государства будет.

А если посмотреть каким правообладателям уходят наши деньги – становится очевидна разница между бюджетниками и правообладателями. Львиная доля лицензионных отчислений утекает прямиком за границу. А вот бюджетники почти все свои доходы тратят в нашей стране, таким образом создавая еще дополнительные рабочие места. То есть защищая правообладателей мы наносим ущерб своей стране. Исключив понятие «интеллектуальная собственность» мы лишаем работы только тех, кто выполняет бесполезную работу. Все что нужно было изобрести уже изобретено и написано. Если нужно еще – то всегда найдутся инвесторы в лице государства, предприятий, богатых людей, и интернет-сообщества. Исчезнут как раз те люди, которые создают не для пользы людей, а ради наживы. Для кого-то будет трагедией неполучение новой дозы попсы или блевотной комедии. Но это пройдет, с пользой. Может в театры народ больше станет ходить и книжки читать.

Чуть не забыл. Попробуйте узнать, за счет каких источников дохода живет современный ученый. Очень немногие кормятся за счет авторских отчислений. В основном ученые живут на гранты и участие в гос или ком проектах. Большинству ученых «интеллектуальная собственность» ничего не дает.

7 Случай из истории. Жил да был один ученый (имя его вы, наверное, узнаете), и изобрел он трансформатор, с помощью которого можно было преобразовать электрический ток и передавать его на сотни км. До этого максимально расстояние (передачи постоянного тока) было менее 10 км. Сейчас в каждом приборе имеется трансформатор. Без трансформатора у нас бы не было электроприборов в доме. Да, ни телевизора, но компа, ни телефона. Этот ученый как и полагается в такой продвинутой стране как США, запатентовал свое изобретение. Сначала конкуренты не давали ему получить никаких средств за счет своего изобретения, но постепенно с помощью доброго инвестора согласившегося вложить деньги бизнес пошел. Все бы нечего, но однажды инвестор пришёл и вежливо попросил изобретателя об услуге – у него не хватило денег для выплаты изобретателю авторских гонораров. Как ни странно, изобретатель отнесся к инвестору с абсолютным пониманием и сказал, что для него и так многое сделали. Он рад уже тому что у него получилось воплотить свои идеи в жизнь. Так что о своих правах на получение бабла он сейчас же забудет.

Многие скажут, что это дурак, а не ученый. Но наверное именно так и должен был бы поступить ученый. А вот подумаем, что было бы если бы этот ученый уподобился современным правообладателям, и сказал не можете покупать – не пользуйтесь. Сказал бы к примеру за каждый ватт мощности трансформатора требую 100 уе. Сколько бы стоило электричество. И как быстро бы двигался прогресс.

В общем я свое мнение высказал, и возможно оно будет кому-то интересно. Но решайте сами, что правильно а что нет.

Можете свободно использовать в любых целях сей результат моего интеллектуального труда.

ПС Иллюстрация к п 4

Это реклама или правда?

«Все, чему он научится, от того мы выиграем все»

Источник

Ни рубля на сторону. Теория авторского права и «интеллектуальной собственности»

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

Что такое авторские и смежные права

Это совокупность правовых мер воздействия на нарушителей авторских прав, которые выражаются в различных формах, когда авторские права нарушены. Под способами защиты авторских и смежных прав понимается закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

По своей сути авторские договоры – это обычные гражданско-правовые договоры, в отношении которых законодательство об авторском праве устанавливает некоторые дополнительные требования, объясняемые как особенностью передаваемых в соответствии с ними прав, так и необходимостью дополнительной защиты «слабой стороны» – авторов.

Законодательство

На территории Российской Федерации действуют исключительные права объекты интеллектуальной собственности, установленные Гражданским кодексом РФ и международными договорами:

«Соглашение о международной регистрации знаков», заключено в Мадриде 14.04.1891;

«Парижская «Конвенция по охране промышленной собственности» 1883 г.;

«Стокгольмская «Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности» 1967 г.;

«Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков», Ницца, 15.06.1957 г.;

«Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 09.09.1886;

«Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм», Женева, 29.10.1971 г.;

«Всемирная конвенция об авторском праве, пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года» и другими.

Что не является объектом авторских прав

Не относятся к объектам защиты авторского права:

  1. народное творчество (фольклор);
  2. госзнаки и символы, такие как герб, флаг, деньги, награды и т. д.;
  3. официальные документы, результаты законотворчества, судебные и административные акты, официальные переводы;
  4. информационные сообщения.

Помимо способов защиты авторских и смежных прав, действующее авторское законодательство предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций.

Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском и смежных правах», помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсаций в твердой сумме, Арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав может взыскать штраф в размере 10 % от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

Способы защиты

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ, к которым относятся:

  1. признание права;
  2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  3. признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  4. признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  5. самозащита права;
  6. присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  7. возмещение убытков;
  8. взыскание неустойки;
  9. компенсация морального вреда;
  10. прекращение или изменение правоотношения;
  11. неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  12. иные способы, предусмотренные законом.

Защита личных неимущественных прав

Защита личных неимущественных прав осуществляется следующими способами (ст. 1251 ГК РФ):

  1. признание права;
  2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  3. пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  4. компенсация морального вреда;
  5. публикация решения суда о допущенном нарушении.

Защита чести, достоинства и деловой репутации

Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в порядке, установленном ст. 152 ГК РФ.

Честь, достоинство и деловая репутация автора могут защищаться, в том числе путем:

  • опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений;
  • опубликования в средствах массовой информации (СМИ) ответа на ранее опубликованные там сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы;
  • возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию;
  • признания распространенных сведений не соответствующими действительности — при невозможности установить личность распространителя.

Защита исключительных прав

Защита исключительных прав осуществляется путем предъявления требования (п. 1 ст. 1252 ГК РФ):

  • 1) о признании права — к лицу, отрицающему или не признающему право;
  • 2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему приготовления к ним;
  • 3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб.

Административно-правовые способы защиты авторских и смежных прав

В соответствии с ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ административным правонарушением признаются: ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.

Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12, наступает в одном из двух случаев:

  1. если экземпляры произведений (фонограмм) являются контрафактными в соответствии с законодательством;
  2. если на экземплярах произведений (фонограмм) указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также о правообладателях.

Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав

Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

В соответствии с УК незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением.

Объектом данного преступления являются охраняемые законом авторские и смежные с ними права, как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности. Статья 146 (а также 147) УК устанавливает такую защиту, выступающую важной гарантией указанных прав.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Интеллектуальное право… Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном зако… 1-1-2012 Интеллектуальная собственность… Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном зако… 3-5-2018 Понятие смежных прав в вопросах интеллекту… Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном зако… 3-5-2018

Post navigation

Previous Post:

Заполнение СЗВ стаж

Next Post:

НДФЛ 4

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes