Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Защита экологических прав

22.09.2020 by admin

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

  • судебная защита прав и свобод;
  • право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
  • право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение п. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 46).

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан — необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить следующие способы защиты экологических прав граждан:

  1. самозащиту;
  2. защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту.

Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.

Содержание

  • Защита экологических прав человека административным способом и в общих судах
      • Сроки обращения в суд с жалобой
  • Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ
  • Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
  • Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
      • Процедура обращения в Европейский суд по правам человека
  • Виды экологических прав
  • Защита экологических прав
  • Способы защиты экологических прав
  • Способы защиты экологических прав граждан
  • Экологические обязанности граждан

Защита экологических прав человека административным способом и в общих судах

Для защиты экологических прав граждан применяются способы:

  1. административный;
  2. судебный.

Нормативные основы регулирования защиты установлены Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает возможность административного обжалования коллегиальных и единоличных действий, решений или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

В соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение. Закон при этом запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

  • обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;
  • запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
  • принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
  • уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск — один из новейших инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 12 Закона об охране окружающей природной среды граждане имели право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» установлено, правда, лишь право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде (ст. 11).

Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но, в конечном счете, и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью. Судебная защита прав и свобод предусмотрена во многих действующих конституциях экономически развитых государств.

Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. Это коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

  1. нарушены права и свободы гражданина;
  2. созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  3. на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные выше.

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно. При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

В соответствии с этим Законом обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействия, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Между тем, порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездействие), нарушает экологические права истца. Но в случае признания решения незаконным обеспечивается защита права на благоприятную среду не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга лиц, подпадающих под его действие.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также — по просьбе гражданина — надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Для обращения с жалобой в суд по поводу неправомерных экологически значимых действий или решений государственного органа необходимо обладать некоторым минимумом правовых и экологических знаний. Однако подавляющее большинство российских граждан такими знаниями не обладает. С учетом этого, а также значительной потенциальной роли права гражданина на иск по поводу невыполнения требований природоохранительного законодательства, должно быть обеспечено представительство и защита в суде экологических прав и интересов отдельных граждан. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Ее оказывают в основном юридические консультации, адвокатские конторы. Однако в практической деятельности ей уделяется второстепенное значение, и это не могло не сказаться на уровне правовых экологических знаний работников юридических консультаций и адвокатских контор.

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет гражданам выбор суда, в который они могут обратиться для защиты своих прав. По усмотрению гражданина жалоба может быть подана:

  • в суд по месту его жительства;
  • в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушившего его экологические права.

Сроки обращения в суд с жалобой

Если гражданин обжаловал в административном порядке решения или действия, нарушающие его экологические права, срок подачи жалобы в суд — один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы, либо по истечении месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ на нее.

Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

Отличительной особенностью рассмотрения судом жалобы гражданина является то, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин при этом освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ст. 6).

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Более того, на стадии принятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.

Важным является вопрос о том, могут ли суды не только отклонять, но также изменять обжалуемое решение. С учетом принципа разделения властей решение суда должно содержать только заключение о законности обжалуемых действий и решений и их отмене в случае обоснованности жалобы.

Исчерпав все законные средства защиты нарушенного права в России, ее граждане имеют право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека.

Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. В связи с закреплением в Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду особую остроту приобретает проблема обеспечения соответствия российских законов, других нормативных правовых актов, заключаемых договоров Конституции РФ. Исходя из конституционной нормы о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18), Конституции должны соответствовать не только новые законы и иные нормативные акты, но в соответствие с нею должны быть приведены все действующие акты.

Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов, конституционность которых проверяет Конституционный Суд РФ. К ним относятся:

  • федеральные законы;
  • нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства;
  • конституции республик, уставы, а также законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации;
  • не вступившие в силу международные договоры РФ.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов не по собственной инициативе, а по запросам. Право на обращение в Конституционный Суд с запросом (но не с жалобой) имеют:

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы;
  • Правительство;
  • Верховный Суд и Арбитражный Суд;
  • органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. допускает запрос о проверке конституционности законов и иных нормативных актов РФ или договора между органами государственной власти, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять их как не соответствующих Конституции РФ (ст. 85).

Что касается проверки конституционности нормативного акта субъекта РФ, то она допускается, в частности, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 72 Основного закона охрана окружающей среды и законодательное регулирование в этой сфере отнесено к предметам совместного ведения.

Если в отношении новых нормативных актов и договоров между органами государственной власти соответствие Конституции устанавливается

  • по содержанию норм;
  • по форме акта;
  • по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
  • с точки зрения установленного Конституцией разделения законодательной, исполнительной и судебной власти и другим показателям и характеристикам (ст. 86),

то проверка конституционности таких актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ, производится только по содержанию норм.

Признание по итогам рассмотрения дела нормативного акта или договора, отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ влечет отмену не только данного акта (договора, положения), но и является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на акте (договоре, положении), признанном неконституционным.

Конституцией РФ предусмотрена также возможность проверки конституционности законов по запросам судов. При рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона. С момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд и впредь до принятия постановления этого суда производство по делу или исполнение вынесенного судом решения в соответствии с Законом о Конституционном Суде РФ приостанавливается.

Порядок и пределы проверки актов Конституционным Судом, принимаемые им по результатам рассмотрения запроса решения аналогичны установленным для рассмотрения жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод.

Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают:

  • граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;
  • объединения граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;
  • иные лица и органы, указанные в федеральном законе (ст. 96).

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Наряду с другими документами, к жалобе прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. При этом Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» вменяет в обязанность должностного лица или органа, рассматривающего дело, выдать заявителю копию такого документа по его требованию.

Приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод, Конституционный Суд уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет приостановления производства по делу, хотя оно может быть приостановлено по воле суда или органа.

Закон о Конституционном Суде РФ (ст. 86) устанавливает широкие пределы проверки конституционности оспариваемого закона, как и в случае рассмотрения дел о конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений:

  • о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;
  • о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом.

В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке.
Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал дела о проверке конституционности законодательных актов с точки зрения их соответствия экологическим правам.

Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность в Российской Федерации учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.. Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
При этом Закон устанавливает, что Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 16). Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Согласно ст. 20 Уполномоченный, получив жалобу, вправе:

  • принять жалобу к рассмотрению;
  • разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;
  • передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
  • отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При определенных обстоятельствах Уполномоченный по собственной инициативе имеет право принять меры в пределах своей компетенции по защите интересов людей. К таким обстоятельствам относятся:

  • наличие информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
  • случаи, имеющие особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).

Для эффективного выполнения своих функций Уполномоченный наделен рядом существенных прав. При проведении проверки по жалобе он вправе:

  • беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
  • запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
  • получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

  • обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  • обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет рабочий аппарат.

Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Европейского Совета, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейском суде по правам человека. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей.

Процедура обращения в Европейский суд по правам человека

Заявитель может направить обращение лично либо через адвоката. В обращении указывается его имя, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, им должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты. Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др.

Дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель. Они составляют как минимум 12 тыс. долларов США.

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Защита экологических прав

Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей статье рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.

Виды экологических прав

Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.

Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.

К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:

  • право на благоприятное состояние природной среды;
  • право на достоверную информацию о состоянии природы;
  • право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.

Защита экологических прав

Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:

  • организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
  • участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
  • вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
  • подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
  • обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
  • реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.

Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определена правовая система соответствующих мер:

  1. Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
  2. При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
  3. Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.

Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.

Способы защиты экологических прав

Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.

Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).

Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.

Способы защиты экологических прав:

  • судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
  • административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
  • приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
  • прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
  • контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».

Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан

  • всесторонне и объективно изучить обращение,
  • при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
  • принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
  • уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.

Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.

Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.

В данном законе регламентируется оспаривание нормативно — правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.

Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.

Окружающая среда – это природный и искусственный миры, которые окружает человека, и влияют на его жизнедеятельность и здоровье.

Состояние окружающей среды принято считать благоприятным, если оно не несет вред для жизни и здоровья людей и соответствует установленным стандартам экологических требований.

Одним из основных конституционных прав гражданина РФ — право на благоприятную окружающую среду. В Конституции РФ прописаны экологические права — естественные права каждого человека с момента рождения:

  • право на подлинную информацию о состоянии окружающей среды и охранительных мерах государства;
  • право на компенсацию ущерба от негативного воздействия окружающей среды, вследствие деятельности предприятий и организаций, нарушающих экологические нормы.

Способы защиты экологических прав граждан

Гарантом защиты экологических прав индивидов выступает действующее законодательство РФ. В статье 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обозначены такие правоохранительные механизмы защиты экологических прав:

  • уполномоченные органы должны контролировать соблюдение экологических норм и прав граждан;
  • должностные лица привлекаются к юридической ответственности, если препятствовали реализации экологических прав граждан;
  • согласование с населением возведение промышленных объектов, которые несут вред окружающей среде и здоровью местного населения.

По российскому законодательству, физические лица и организации, для защиты экологических интересов имеют право на:

  • формирование объединений и союзов, цель которых – реализация экологических прав и их защита; участие в природоохранных митингах и собраниях;
  • обращения с требованиями и жалобами по охране окружающей среды в уполномоченные органы, а также с предложениями, если они не противоречат законодательству;
  • обращения в судебные органы для защиты личных экологических прав от правонарушений или обжаловать незаконные действия должностных лиц.

Наравне с государственным контролем благоприятной обстановки окружающей среды, граждане по Конституции РФ и законодательству также имеют экологические обязанности – закрепленные в нормативно — правовых документах требования, которые обязательны к исполнению.

Экологические обязанности граждан

  1. Бережное отношение к окружающей среде;
  2. Не нарушать природоохранительное законодательство и действующие экологические нормативы;
  3. Содействовать в развитии экологической культуры и расширению знаний о природе;
  4. Участвовать в природоохранных мероприятиях.

За нарушение норм экологического законодательства наступает юридическая ответственность. Степень наказания напрямую зависит от степени общественно-опасного вреда, нанесенного окружающей среде. Различают такие виды ответственности:

  • административная ответственность (взыскания, штраф, лишение особых прав);
  • гражданско-правовая ответственность (возмещение ущерба);
  • дисциплинарная ответственность (предупреждение или выговор сотруднику, который не соблюдал эколого-правовые нормы);
  • уголовная ответственность за тяжкие нарушения в сфере природопользовании (ограничение свободы до 5 лет, лицам, достигшим 16- летнего возраста).
  • Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
  • Особенности административной юрисдикции
  • Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
  • Споры, порядок их рассмотрения

© Анисимов А.П., 2014

ГЛАВНАЯ ТЕМА НОМЕРА

УДК 342.7 ББК 67.4

СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ГАРАНТИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Анисимов Алексей Павлович

Доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и международного частного права

Волгоградского государственного университета, базовой кафедры ЮНЦ РАН gpigp@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются гарантии реализации экологических прав граждан, под которыми понимается совокупность таких государственно-правовых условий и средств их осуществления, которые обеспечивают фактическую реализацию прав и их надежную защиту в случае посягательства как отдельных граждан, их групп, так и государства в целом. Автор исследует общесоциальные гарантии реализации экологических прав граждан (политические, экономические, духовно-нравственные), а также специальные юридические гарантии — отраслевые (конституционные, административные, экологические) и судебные. В результате высказывается ряд предложений по развитию системы гарантий и законодательства.

Ключевые слова: права человека, окружающая среда, средства защиты, охрана природы, экономический механизм, духовность и нравственность, экологическое невежество.

Юридическое признание прав человека и формирование механизма их защиты существенно гуманизировали всю правовую систему российского общества, обусловив необходимость ее общетеоретического переосмысления в соответствии с международными стандартами. В контексте этой закономерности стали складываться условия формирования теории правозащитного регулирования в юридической науке. Под правозащитным регулированием «следует понимать воздействие всей совокупности

средств правовой защиты в целях урегулирования общественных отношений, возникающих из факта осуществления права на правовую защиту прав человека» .

Цель данного регулирования — обеспечение нормального, бесперебойного осуществления прав человека, с одной стороны, а с другой — результативное пресечение нарушений прав человека, восстановление нарушенных прав человека и применение мер юридической ответственности .

На современном этапе развития российского общества особую важность приобретает защита экологических прав человека. На эффективность данного процесса влияет комплекс социально-юридических факторов, которые могут носить как позитивный, так и негативный характер. Например, негативные факторы можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным относятся общесоциальные факторы (экономический застой и снижение уровня жизни, рост количества преступлений в экологической сфере, порождаемый безнаказанностью), политические факторы (рост межнациональных конфликтов, ведущих к ухудшению состояния природных ресурсов и окружающей среды в целом) и юридические (наличие пробелов в праве, снижение эффективности законодательства субъектов РФ и т. д.).

К субъективным факторам следует отнести экологическое невежество граждан, экологический нигилизм и господство в обществе потребительской психологии по отношению к природе и ее богатствам.

Позитивные факторы, то есть благоприятно влияющие на реализацию права, являются его гарантиями. Под гарантиями успешной реализации экологических прав граждан следует понимать совокупность таких государственно-правовых условий и средств их осуществления, которые обеспечивают фактическую реализацию права и его надежную защиту в случае посягательства как отдельных граждан, их групп, так и государства в целом.

Традиционно в юридической науке различают общесоциальные и специальные гарантии прав человека . В систему общесоциальных гарантий входят экономические, политические и духовно-нравственные гарантии. Анализ системы общесоциальных гарантий права на благоприятную окружающую среду следует начать с политических гарантий.

Под политическими гарантиями права граждан на благоприятную окружающую среду следует понимать международную и внутригосударственную политику государства в области охраны окружающей среды, деятельность политических партий и общественных объединений международной и внутригосударственной экологической направленности.

Проводимая экологическая политика государства должна опираться на открытость в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач. Современные правовые учения рассматривают политическую систему любого общества с точки зрения ее демократичности, предполагающей плюрализм взглядов и свободу их выражения, находящих отражение главным образом в деятельности политических партий. Однако сам факт множественности политических партий и движений с позиций их влияния на процесс реализации каждым гражданином своего права на благоприятную окружающую среду не может быть оценен однозначно. С одной стороны, плюрализм политических партий и их деятельность в определенной мере уменьшают степень вероятности обретения государством характерных признаков тоталитаризма.

За последние годы в России отмечается рост политической активности граждан и их объединений в области защиты экологических прав. В этом смысле следует выделить как специализированные экологические политические партии и движения (например, Российскую экологическую партию «Зеленые»), так и появление экологических блоков в программах других политических партий и выступлениях их лидеров (например, партии «Яблоко»).

Вместе с тем экологические проблемы до сих пор занимают в российской политической «повестке дня» намного меньше места, чем в европейских странах (например, Партия зеленых в Германии или Швеции неоднократно избиралась в парламент) . В России данная проблематика пока не стала актуальной на фоне экономических и коррупционных проблем общества.

Давая характеристику экономическим (социально-экономическим) гарантиям экологических прав граждан, следует отметить, что в России формально есть все необходимые элементы для их защиты. В первую очередь здесь хотелось бы выделить закрепление в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. (ст. 14) механизма экономических гарантий охраны окружающей среды. В их систему входит: установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; проведение экономической

оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды и т. д.

Между тем реализация данных мер встречает существенные трудности. Из года в год сокращается количество расходов на охрану природы; отсутствует механизм предоставления налоговых льгот за внедрение наилучших существующих технологий; нет вменяемой государственной политики по поддержке экологического предпринимательства (осуществление экологически ориентированных работ и оказание экологических услуг, в том числе в сфере экологического туризма, аудита, страхования и т. д.) . Объяснение слабой работы этих гарантий нельзя давать в отрыве от анализа экономической ситуации в стране и ситуации с реализацией других прав человека.

Любые внешние усилия государства по предотвращению экологических правонарушений не будут иметь результата, если духовная атмосфера общества будет отравлена «изнутри», а идеи охраны природы не будут занимать в общественном сознании достойного места. Поэтому следует уделить особое внимание духовнонравственным гарантиям данного права.

К числу таких гарантий права на благоприятную окружающую среду следует отнести наличие в обществе таких гуманитарных, этических и эстетических взглядов на природу, согласно которым природа понимается как важная нематериальная ценность, служащая неотъемлемым условием существования жизни как людей, так и иных животных и растительных форм жизни.

Говоря о формировании у граждан эстетических воззрений на природу, следует понимать под ними способность граждан к восприятию красоты окружающей природы,

осознанию недопустимости нанесения ей какого-то вреда в интересах настоящего и будущего поколений людей. Эту способность граждан можно сформировать только посредством целенаправленной и продуманной системы образовательных и воспитательных мероприятий.

Давно известно, что состояние окружающей среды в любой стране мира в немалой степени обусловлено уровнем экологической культуры общества, под которой следует понимать такое использование компонентов окружающей среды гражданами в быту и в ходе осуществления профессиональной деятельности, которое не нарушало бы сложившихся экологических связей и тем самым не вело к ухудшению качества окружающей среды. К сожалению, у многих россиян экологическая культура пока еще мало развита, что выражается в преобладании в отечественном общественном сознании потребительского отношения к природе, экологического невежества и нигилизма.

Данное положение дел требует проведения серии мер по экологическому воспитанию населения, под которыми следует понимать такой способ воздействия на мысли, чувства и сознание людей, при котором у граждан должна формироваться осознанная необходимость бережного отношения к природе и ее богатствам, нравственное отношение к природе как ценности, осуждение таких поступков граждан или должностных лиц, которые своими действиями (бездействием) наносят природе тот или иной вред.

Принятие Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., а особенно Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» создало необходимые предпосылки формирования системы экологического образования и воспитания населения. Однако до сих пор нет единой концепции и программы в этом направлении. Слабо развиты материально-техническая база, а также нормативно-правовое, научно-методическое и информационное обеспечение. Тем не менее непрерывное экологическое образование постепенно становится одним из приоритетных направлений природоохранной деятельности нашего государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшим направлением здесь является создание юридической магистратуры по эко-

логическому праву во многих юридических вузах России . Развитие данного направления подготовки студентов позволяет выпускать квалифицированных юристов, умеющих защищать экологические интересы граждан в судах, оказывать иные виды юридической помощи.

Между тем право человека на благоприятную окружающую среду обеспечивается не только при помощи общих гарантий, но и специальными (юридическими) гарантиями, к которым следует отнести систему средств правовой охраны личности и средств их правомерной реализации.

Система специальных юридических гарантий одного права человека будет отличаться от системы гарантий любого другого права. Поэтому задача исследователя заключается в том, чтобы выяснить, «во-первых, какова связь между общими гарантиями и данным конституционным правом и, во-вторых, какими именно специальными гарантиями оно обеспечивается» .

При изучении проблемы специальных правовых гарантий права на благоприятную окружающую среду отметим два момента:

1) классификация этих гарантий по отраслевому признаку (экологические, уголовные, административные и т. д.). Иерархию правовых гарантий возглавляют конституционные нормы — гарантии.

2) с точки зрения назначения гарантий мы предлагаем рассматривать их как юридические условия, обеспечивающие возможность наиболее благоприятного осуществления рассматриваемого права, или как юридические средства, то есть правовой механизм, с помощью которого обеспечивается их охрана (ответственность, меры надзорно-контрольного характера) .

Возглавляют взаимосвязанную систему юридических гарантий права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду международно-правовые гарантии (ч. 4 ст. 15 Конституции России). Реализация данной группы гарантий позволила бы Российской Федерации перейти на стандарты устойчивого развития, закрепленные в международных актах и детально исследованные в российской эколого-правовой литературе .

Далее по значимости идут конституционные гарантии, являющиеся основой для всех

отраслевых юридических гарантий — экологоправовых, уголовно-правовых, гражданско-правовых, административно-правовых и других. Конституция, являясь основным законом государства, не только провозглашает конкретные права гражданина, но и закладывает основы принципов деятельности государства, должностных лиц и граждан, которые призваны благоприятствовать реализации данного права. Конституционные гарантии, с одной стороны, играют немаловажную роль в механизме внутригосударственных гарантий, а с другой — обусловливают правовую основу использования гражданином средств международной защиты субъективного права.

В качестве общих конституционных гарантий могут быть признаны положения Конституции РФ, закрепленные в ст. 2, 10, 17, 19, 52 и других статьях Конституции. В качестве общей конституционной гарантии выступает также закрепленная в п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации норма, относящая регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина исключительно к ведению Российской Федерации.

Не менее важной конституционной гарантией осуществления права на благоприятную окружающую среду является разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов .

В числе наиболее известных отраслевых (эколого-правовых) гарантий права человека на благоприятную окружающую среду следует выделить институт экологического надзора и контроля, нормирование качества окружающей среды, создание системы экологических требований к отдельным видам деятельности (промышленность, сельское хозяйство и т. д.), а также создание системы территорий с особым эколого-правовым режимом .

Большую роль в развитии российского экологического законодательства мог бы сыграть законотворческий опыт ряда зарубежных стран .

В качестве одной из возможных гарантий защиты экологических прав человека являет-

ся суд, а конституционной основой для подачи исков в суд являются положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, согласно которым граждане имеют право на благоприятную окружающую среду. Конкретные гарантии для обращения граждан в суд для защиты своего права содержатся в ст. 45, 46, 48, 52 и 53 Конституции РФ.

Говоря о сущности и значении судебных гарантий данного права на основе анализа судебной практики по экологическим делам, можно прийти к следующему выводу: гораздо предпочтительней подход, когда в суде оспаривается не правомерность уже совершенных действий и ставится вопрос о возмещении уже причиненного ими вреда, а решение государственного органа (должностного лица), которое может явиться основанием для совершения таких действий в будущем, позволяет предупредить фактическое нарушение прав человека и предотвратить причинение ему реального вреда.

Характеризуя судебную практику последних лет по делам о защите права граждан на благоприятную окружающую среду, хотелось бы отметить еще одну характерную деталь большинства дел по защите данного права -истцами в этих делах, как правило, выступали не отдельные граждане, а общественные экологические объединения или природоохранная прокуратура.

Так, прокурор Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «Касторсервис» с требованием запретить ответчику осуществлять прием, хранение, переработку семян клещевины, а также производить и перерабатывать касторовое масло. В обоснование заявленных требований было указано, что проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Касторсер-вис» выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха и об отходах производства и потребления, которые оказывают пагубное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье граждан. В процессе деятельности ООО «Касторсер-

вис» осуществляются выбросы вредных веществ в атмосферу, а также образуются опасные отходы.

Согласно информации Департамента здравоохранения администрации г. Волгограда от 24 апреля 2009 г. на территории терапевтического участка № 24 Министерства управления здравоохранения «Поликлиника № 2» за период с 2006 г. по настоящее время наблюдается рост заболеваемости аллергическими ринитами, бронхиальной астмой, острыми и хроническими бронхитами. Кроме того, ООО «Касторсервис» допускаются нарушения правил эксплуатации сооружений, оборудования аппаратуры для очистки газов, которые могут привести к загрязнению атмосферного воздуха. В деятельности ООО «Ка-сторсервис» выявлены нарушения законодательства об отходах.

По фактам правонарушений на основании постановлений межрайонной прокуратуры

ООО «Касторсервис» и его исполнительный директор привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.

Кроме того, прокурором заявлены требования о запрете осуществлять ООО «Кас-торсервис» прием, хранение, переработку семян клещевины, а также производство и переработку касторового масла1.

По данному делу было принято несколько противоположных решений, отмененных затем вышестоящими судами, и окончательный итог дела пока неясен. Однако нельзя не отметить сам факт последовательного участия природоохранной прокуратуры в защите экологических прав граждан.

В деле защиты права граждан на благоприятную окружающую среду большую роль играют не только органы прокуратуры и суды общей юрисдикции, но и решения Конституционного суда, правовые позиции которого оказывают большое влияние на развитие экологического законодательства и практику его применения. За последние годы большинство решений Конституционного суда касалось защиты прав граждан на получение выплат и компенсаций за вред, причиненный их здоровью радиацией вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Данные права последовательно пытается нарушать законодательный орган Российской Федерации (Федеральное собра-

ние), в целях экономии бюджетных средств периодически сокращающий размер или субъектный состав получателей таких выплат . По другим направлениям экологической правозащитной деятельности постановления Конституционного суда отсутствуют или носят единичный характер.

Таким образом, юридические гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду — это система государственно-правовых условий и средств их осуществления, к числу которых относятся не только законы и подзаконные акты, но и деятельность различных государственных учреждений, а также органы государства, на которые возложена обязанность обеспечивать реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

В настоящий момент такая система гарантий формально существует и даже иногда применяется на практике, однако эффективной реализации заложенных там приемов и средств препятствует ряд объективных и субъективных причин, связанных как с экономическим кризисом и низкой правовой культурой населения, так и с тенденциями развития судебной практики.

ПРИМЕЧАНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Архив Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры за 2009-2012 годы.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

8. Гулиев, В. Е. Социалистическая демократия и личные права / В. Е. Гулиев, Ф. М. Рудинс-кий. — М. : Юрид. лит., 1984. — 192 с.

11. Партия зеленых (Швеция). — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/ dic.ns#mwiki/669243. — Загл. с экрана.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) в связи с жалобой гражданина Е.Н. Степанцова и запросом Челябинского областного суда» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 6. — Ст. 605.

13. Рудинский, Ф. М. Личность и социалистическая законность / Ф. М. Рудинский. — Волгоград : Изд-во ВСШ, 1976. — 159 с.

1. Abanina E.N., Zenyukova O.V, Sukhova E.A.

10, 2002 № 7-FL «On Environmental Protection”]. Moscow, Os-89 Publ., 2006. 480 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Partiya zelenykh (Shvetsiya) . Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsl7 ruwiki/669243.

15. Chikildina A.Yu. Metodologicheskie oso-bennosti prepodavaniya distsiplin ekologo-pravovogo

THE MODERN MECHANISM OF ENVIRONMENTAL RIGHTS GUARANTEES: SOME THEORETIC ISSUES

Anisimov Aleksey Pavlovich

Doctor of Juridical Sciences, Professor, Department of Civil and International Private Law,

Volgograd State University, Base Department of Southern Scientific Center

of the Russian Academy of Sciences (SSC RAS)

Prosp.Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Post navigation

Previous Post:

В чем проявляется ограниченность экономических?

Next Post:

Обеденный перерыв по ТК РФ

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes